Научная статья на тему 'СТРУКТУРА ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОГО МЕХАНИЗМА ЗАКЛЮЧЕНИЯ ПУБЛИЧНОГО КОНТРАКТА ПО ИТОГАМ ОТКРЫТОГО ЭЛЕКТРОННОГО АУКЦИОНА'

СТРУКТУРА ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОГО МЕХАНИЗМА ЗАКЛЮЧЕНИЯ ПУБЛИЧНОГО КОНТРАКТА ПО ИТОГАМ ОТКРЫТОГО ЭЛЕКТРОННОГО АУКЦИОНА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
65
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕХАНИЗМ / ЭЛЕКТРОННЫЙ АУКЦИОН / КОНТРАКТ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ПРОЗРАЧНОСТЬ / ПРОЦЕСС / ЗАКУПКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зиманов Герман Владимирович, Гриб Владимир Григорьевич

В статье рассмотрен критический анализ основных этапов гражданско-правового механизма заключения публичного контракта на поставку товаров по итогам открытого электронного аукциона. При этом заключение публичного контракта по итогам открытого электронного аукциона имеет свои особенности и требует специального механизма гражданско-правового регулирования. Затрагиваются вопросы, связанные с обеспечением юридически значимых электронных документов, конфиденциальности информации, передаваемой участниками аукциона, а также защиты от незаконного вмешательства в процесс проведения аукциона и т.п. От правильной структуры гражданско-правового механизма заключения контракта зависит не только эффективность и прозрачность проведения аукциона, но и возможность оспаривания решений заказчика и участников аукциона в суде, а также его исполнение и реализация государственных и муниципальных программ и проектов. Все эти вопросы требуют особого внимания и исследования со стороны специалистов в области гражданского и административного права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STRUCTURE OF THE CIVIL LAW MECHANISM FOR CONCLUDING A PUBLIC CONTRACT BASED ON THE RESULTS OF AN OPEN ELECTRONIC AUCTION

The article considers a critical analysis of the main stages of the civil law mechanism of a public contract for the supply of goods based on the results of an open electronic auction. The conclusion of a public contract on the results of an open electronic auction has its own characteristics and requires a special mechanism of civil-law regulation. The issues related to ensuring legally significant electronic documents, confidentiality of information transmitted by the participants of the auction, as well as protection of the issues related to ensuring of legally significant electronic documents, confidentiality of the information transmitted by the participants of the auction and protection against illegal interference in the auction process, etc. are touched upon. Not only the efficiency and transparency of the auction, but also the possibility to challenge the decisions of the customer and the auction participants in court, as well as its execution and implementation of state and municipal programs and projects depend on the correct structure of the civil-legal mechanism of the contract. All these issues require special attention and research on the part of specialists in the field of civil and administrative law.

Текст научной работы на тему «СТРУКТУРА ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОГО МЕХАНИЗМА ЗАКЛЮЧЕНИЯ ПУБЛИЧНОГО КОНТРАКТА ПО ИТОГАМ ОТКРЫТОГО ЭЛЕКТРОННОГО АУКЦИОНА»

Структура гражданско-правового механизма заключения публичного контракта по итогам открытого электронного аукциона

Зиманов Герман Владимирович,

аспирант кафедры государственно-правовых дисциплин и цифрового права, НОЧУ ВО «Московский финансово-промышленный университет «Синергия» E-mail: zimanovger@mail.ru

Гриб Владимир Григорьевич,

доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ, профессор кафедры государственно-правовых дисциплин и цифрового права, НОЧУ ВО «Московский финансово-промышленный университет «Синергия» E-mail: vg-profesor@yandex.ru.

В статье рассмотрен критический анализ основных этапов гражданско-правового механизма заключения публичного контракта на поставку товаров по итогам открытого электронного аукциона. При этом заключение публичного контракта по итогам открытого электронного аукциона имеет свои особенности и требует специального механизма гражданско-правового регулирования. Затрагиваются вопросы, связанные с обеспечением юридически значимых электронных документов, конфиденциальности информации, передаваемой участниками аукциона, а также защиты от незаконного вмешательства в процесс проведения аукциона и т.п. От правильной структуры гражданско-правового механизма заключения контракта зависит не только эффективность и прозрачность проведения аукциона, но и возможность оспаривания решений заказчика и участников аукциона в суде, а также его исполнение и реализация государственных и муниципальных программ и проектов. Все эти вопросы требуют особого внимания и исследования со стороны специалистов в области гражданского и административного права.

Ключевые слова: механизм, электронный аукцион, контракт, эффективность, прозрачность, процесс, закупка.

сч

03

Публичный контракт по итогам открытого электронного аукциона является одним из основных инструментов государственной закупочной деятельности, который используется для заключения договоров между государственными органами и поставщиками товаров, работ и услуг. В рамках гражданского права заключение публичного контракта регулируется правовыми нормами, которые определяют порядок его заключения, условия договора и ответственность сторон за неисполнение его условий [1].

Необходимо отметить также и новизну темы исследования в современной правой практике. В связи с развитием цифровых технологий и переходом на электронный формат проведения аукционов, возникает необходимость в разработке новых правовых механизмов, которые бы обеспечивали защиту прав участников процесса и эффективное заключение публичных контрактов. Кроме того, часть 1 статьи 59 Федерального закона от 05.04.2013 № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон № 44-ФЗ) не содержит универсальной и расширенной дефиниции термина «открытый электронный аукцион», вследствие чего могут возникать проблемы в правоприменительной практике [2].

Ранее заключение публичных контрактов осуществлялось по традиционным формам, таким как тендеры и конкурсы, которые предполагали применение классических гражданско-правовых инструментов. Сегодня, проведение открытых электронных аукционов является более эффективным и прозрачным способом выбора поставщика для заключения публичного контракта, вследствие чего возникает необходимость в разработки специальных гражданско-правовых механизмов, которые бы учитывали специфику проведения открытых электронных аукционов и гарантировали эффективность и прозрачность процесса. По нашему мнению. разработка таких механизмов потребует использования новых юридических инструментов, таких как электронные подписи и защита информации от кибератак.

Стратегия развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период 2013-2024 гг. содержит информацию о необходимости реализации электронных аукционов в расширенном формате [3].

До настоящего времени не проводились комплексных исследований, посвященных заключению публичных контрактов по итогам откры-

того электронного аукциона как конкурентного организационно-правового способа нахождения исполнителя публичного контракта при участии оператора электронной торговой площадки (далее - ЭП). Действующий правовой механизм заключения публичных контрактов по итогам открытого электронного аукциона, основанный на Федеральном законе № 44-ФЗ и правилах электронных площадок, имеет свои особенности, которые не исследованы учеными и специалистами в достаточной степени.

Напомним, что правовой механизм регулирования открытого электронного аукциона является правовой моделью, объединяющей последовательные действия участников аукциона и используемые ими гражданско-правовые средства, чтобы заключить публичный контракт между публичным заказчиком и победителем торгов, который предложил наименьшую цену, в форме единого электронного документа. Однако данный механизм не дает возможности принудить победителя аукциона заключить контракт с заказчиком. Имеются различные взгляды на определение понятия «механизм правового регулирования общественных отношений». При этом, не существует единства в отношении не только самого механизма, но и отдельных его элементов. Обычно, под механизмом правового регулирования общественных отношений понимается «система правовых средств, которые обеспечивают упорядочивание общественных отношений в соответствии с целями и задачами правового государства» [4].

Гражданско-правовое регулирование организации и проведения электронного аукциона, а также последующее заключение публичного контракта при посредничестве оператора электронной торговой площадки, содержит около шести основных составляющих. Рассмотрим их:

а) публичный заказчик - это юридическое лицо, которое закупает товары, работы и услуги для удовлетворения государственных и муниципальных нужд, а также для обеспечения выполнения государственных функций и задач. Обычно ими являются государственные органы, муниципальные учреждения, государственные и муниципальные предприятия, государственные корпорации и т.п. При этом, публичный заказчик обязан соблюдать процедуры закупок, в соответствии с действующим законодательством, проводить открытый конкурс или аукцион для выбора поставщика, а также обеспечивать прозрачность и обоснованность всех процедур закупок. Кроме того, он должен ориентироваться на целесообразность и экономическую эффективность закупаемых товаров, работ и услуг;

б) оператор ЭП - специализированная организация, предоставляющая технические и информационные услуги для проведения открытых электронных аукционов. Предоставляет доступ к онлайн-платформе, на которой могут проводиться закупки, а также обеспечивает техническую поддержку всем участникам процесса закупки. При этом он

не является участником закупки и не имеет права участвовать в аукционе или торгах в качестве поставщика. Его задача - обеспечить прозрачность и открытость процесса закупки, а также обеспечить защиту интересов всех участников процесса. Он обычно работает в соответствии с требованиями законодательства и должен иметь соответствующую лицензию на предоставление таких услуг. Он также может оказывать консультационную поддержку участникам процесса закупки в технических вопросах или в вопросах, связанных с правилами проведения закупок на данной ЭП;

в) участники электронных аукционов - юридические и физические лица, зарегистрированные на ЭП и участвующие в торгах;

г) победитель электронного аукциона - участник, предложивший наименьшую цену на товары, работы и услуги и признанный победителем электронного аукциона;

д) публичный контракт - договор между публичным заказчиком и победителем электронного аукциона, который определяет условия поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг;

е) электронный документ - электронный файл, содержащий информацию о процедуре открытого электронного аукциона и публичном контракте.

Названные составляющие являются фундаментальной основой института электронного аукциона, позволяющей реализовывать куплю-продажу движимого и недвижимого имущества, что в конечном счете способствует развитию экономики государства в целом.

Основными критериями, отличающими открытый электронный аукцион от открытого запроса котировок в электронной форме, являются:

1) Предмет закупки: при открытом запросе котировок предмет закупки может быть определен точно, в то время как при открытом электронном аукционе предмет закупки определяется значительно шире;

2) Принципы формирования цены: при открытом запросе котировок участники предлагают свои цены без возможности конкурировать с другими участниками. При этом, открытый электронный аукцион подразумевает возможность участников учитывать ценовое предложение конкурентов и создавать новые более выгодные предложения;

3) Условия проведения: открытый электронный аукцион проводится в форме последовательных раундов, на каждом из которых участники могут подавать новые предложения, тогда как открытый запрос котировок проводится в один этап;

4) Установление победителя: в открытом запросе котировок контракт заключается с участником, предложившим наилучшее соотношение цены

и качества, в то время как на открытом электрон- р ном аукционе контракт заключается с участником, Д предложившим наименьшую цену. Е

Соответственно реализация открытого элек- К тронного аукциона представляется более совер- ё шенной моделью проведения торгов в сравнении у с запросом котировок. Перед тем, как заключить А

публичный контракт на поставку товаров для государственных нужд, публичный заказчик и участники аукциона должны выполнить ряд организационных действий, включая обоснование плана закупок и определение объема финансирования [5].

Если происходит выбор поставщика путем запроса котировок или предложений, либо в случае закупки у единственного поставщика, то проведение аукциона не требуется [6]. Проблемы, связанные с заключением публичного контракта по итогам открытого электронного аукциона, могут возникать либо в результате неправильной организации самого аукциона, либо в результате недостаточной подготовки документов и требований к участникам, а также нарушения правил его проведения. Также может возникнуть проблема с победителем аукциона, который отказывается от заключения контракта.

Для решения указанных проблем можно применять следующие действия:

1) Улучшение правовой базы и регламентов проведения открытых электронных аукционов, а также совершенствование системы мониторинга и контроля за их проведением;

2) Повышение квалификации специалистов, ответственных за организацию и проведение аукциона, а также участников аукциона. Данное действие является важным фактором для эффективного и безопасного заключения публичных контрактов по итогам открытого электронного аукциона. Специалисты, ответственные за организацию и проведение аукциона, должны обладать достаточными знаниями и компетенциями в области государственных закупок, а также иметь опыт работы с ЭП. Необходимо, чтобы специалисты понимали правовые и технические аспекты проведения аукциона, умели работать с программным обеспечением электронных площадок и обеспечивали конкурентную борьбу между участниками аукциона. Участники аукциона, в свою очередь, также должны обладать достаточными знаниями и опытом работы с ЭП, чтобы эффективно участвовать в аукционе и защищать свои права и интересы. Они должны понимать правовые требования к оформлению заявок и подготовке конкурсной документации, предусмотренной статьей 448 ГК РФ, а также уметь работать с программным обеспечением ЭП. Для повышения квалификации специалистов и участников аукциона могут использоваться различные формы обучения, такие как курсы повышения квалификации, семинары, тренинги и другие формы профессионального развития. Кроме того, важно постоянно отслеживать изменения в законодательстве и в технологиях проведения аукционов и обновлять свои знания и навыки соответственно;

3) Разработка более четких и прозрачных процедур в части заключения публичного контракта

— и подготовки документов, в том числе разъясне-2 ния требований к участникам аукциона. Стоит от-Я метить, что разработка более четких и прозрач-° ных процедур по заключению публичного контрак-ав та и подготовке документов является важным ус-

ловием для обеспечения защиты прав участников процесса и эффективного заключения контракта. Для этого необходимо разработать подробные инструкции по подготовке документов и выполнению всех этапов процедуры. Одним из ключевых элементов разработки прозрачных процедур является разъяснение требований к участникам аукциона. Это означает, что участникам должны быть ясны все требования, предъявляемые к ним при участии в аукционе. Для этого можно использовать различные методы, такие как проведение информационных встреч, выкладывание информации на сайтах ЭП, размещение соответствующей информации в документации на проведение аукциона. Для обеспечения более четкой и прозрачной процедуры заключения публичного контракта необходимо установить точные сроки и этапы выполнения всех действий, включая сроки подачи заявок, открытие конвертов с заявками, определение победителя, заключение контракта и др. Важно также обеспечить возможность участникам аукциона обратиться с жалобами в случае нарушения их прав или недостаточной прозрачности процедуры. Для этого необходимо разработать механизмы рассмотрения жалоб и обеспечить их доступность и прозрачность. Разработка более четких и прозрачных процедур по заключению публичного контракта и подготовке документов позволит обеспечить более эффективное и безопасное заключение контракта, а также повысить доверие участников процесса к системе государственных закупок;

4) Введение механизмов, позволяющих принимать более быстрые и эффективные меры по принуждению победителя аукциона к заключению контракта или возможности привлечения других участников аукциона в случае отказа победителя. Подобные механизмы являются необходимым условием для обеспечения эффективного функционирования системы государственных закупок. В случае, если победитель аукциона отказывается заключать контракт, это может привести к задержкам в реализации проекта и ущербу для бюджета и участников аукциона. Для решения этой проблемы необходимо ввести механизмы, позволяющие быстро и эффективно принимать меры по принуждению победителя к заключению контракта или возможности привлечения других участников аукциона. Одним из таких механизмов может быть применение штрафных санкций за отказ от заключения контракта или невыполнение его условий. Это может стать мощным стимулом для победителя аукциона в части заключения контракта и выполнения его условий в соответствии с сроками. Также можно предусмотреть возможность признания контракта недействительным в случае, если победитель аукциона не соблюдает условия заключенного контракта. В этом случае возможно привлечение других участников аукциона для заключения контракта. Введение эффективных механизмов по принуждению победителя аукциона к заключению контракта или привлечению других участников аукциона в случае отказа победителя

является важным шагом в развитии системы государственных закупок, что позволит обеспечить более эффективную и безопасную процедуру заключения контракта;

5) Разработка и внедрение инструментов альтернативного разрешения споров и конфликтов между участниками аукциона и публичным заказчиком, например, использование медиации или арбитражных процедур.

Необходимо отметить, что указанные действия минимизируют количество проблем, связанных с заключением публичного контракта по итогам открытого электронного аукциона. Отличительным критерием открытого электронного аукциона от других Эп является цена контракта. В соответствии с ч. 5 ст. 24 Федерального закона № 44-ФЗ участник, предложивший наименьшую цену контракта или наименьшую сумму цен единиц товаров контракта, становится победителем. Кроме цены на повышение или понижение, публичный заказчик предъявляет дополнительные требования к участникам в аукционной документации и протоколах. Аукционная документация и протокол порождают права участников открытого электронного аукциона и могут лишать такого права какого-либо из участников. Стороны должны согласовать цену контракта в ходе рассмотрения заявок и предложений участников аукциона, соглашение по цене является обязательным условием публичного контракта. Чтобы достигнуть соглашения по цене, начальная цена должна постепенно снижаться по заявлению участника аукциона в соответствии с ч. 6 ст. 68 Федерального закона № 44-ФЗ.

В заключение отметим, что в статье рассмотрены лишь некоторые основные этапы гражданско-правового механизма заключения публичного контракта на поставку товаров, по итогам открытого электронного аукциона. В дальнейшем, по нашему мнению, необходимо: продолжить изучение практического опыта проведения открытых электронных аукционов на различных уровнях, в том числе на региональном и муниципальном; уделить внимание вопросам их правового регулирования, возникающих споров между участниками аукциона и публичным заказчиком; существует ряд разрозненных законодательных актов, назрела необходимость в принятии Федерального закона, касающегося напрямую на создание новых гражданско-правовых механизмов, учитывающих специфику проведения открытых электронных аукционов и обеспечивающих максимальную эффективность и прозрачность процесса осуществления публичных контрактов и т.п.

Литература

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - 5 декабря. - № 32. - Ст. 3301.

2. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О контрактной системе в сфере

закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Российская газета. 2013. 12 апр. (№ 80).

3. КонсультантПлюс «Стратегия развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период 20132024 гг.» (утв. Президиумом ФАС России 03.07.2013) https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_149768/ (дата обращения: 08.04.2023).

4. Тарасов Н.Н. Механизм правового регулирования: становление понятия // Российский юридический журнал. 2020.№ 5. С. 111.

5. Гандилов Т. М. К вопросу о публичных закупках для обеспечения государственных нужд // Вестник Московского университета МВД России. 2018. № 2. С. 25.

6. Кирпичев А.Е. Закупки для нужд публичного сектора и система обязательственного права: терминология и выбор применимых норм // Закон. 2021. № 8. С. 57.

THE STRUCTURE OF THE CIVIL LAW MECHANISM FOR CONCLUDING A PUBLIC CONTRACT BASED ON THE RESULTS OF AN OPEN ELECTRONIC AUCTION

Zimanov G.V., Grib V.G.

Moscow Financial and Industrial University «Synergy»

The article considers a critical analysis of the main stages of the civil law mechanism of a public contract for the supply of goods based on the results of an open electronic auction. The conclusion of a public contract on the results of an open electronic auction has its own characteristics and requires a special mechanism of civil-law regulation. The issues related to ensuring legally significant electronic documents, confidentiality of information transmitted by the participants of the auction, as well as protection of the issues related to ensuring of legally significant electronic documents, confidentiality of the information transmitted by the participants of the auction and protection against illegal interference in the auction process, etc. are touched upon. Not only the efficiency and transparency of the auction, but also the possibility to challenge the decisions of the customer and the auction participants in court, as well as its execution and implementation of state and municipal programs and projects depend on the correct structure of the civil- I egal mechanism of the contract. All these issues require special attention and research on the part of specialists in the field of civil and administrative law.

Keywords: mechanism, electronic auction, contract, efficiency, transparency, process, procurement.

References

1. The Civil Code of the Russian Federation (part one) of November 30, 1994 No. 51-FZ // Collection of Legislation of the Russian Federation. - 1994. - December 5. - No. 32. - Article 3301.

2. Federal Law of 05.04.2013 № 44-FZ (ed. from 02.07.2021) "On the contractual system in the procurement of goods, works and services for state and municipal needs" // Rossiyskaya Gazeta. 2013. 12 apr. (No. 80).

3. ConsultantPlus "Strategy for the Development of Competition and Antimonopoly Regulation in the Russian Federation for the period 2013-2024". (approved by the Presidium of the FAS of Russia on 03.07.2013) https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LA_149768/ (access date: 08.04.2023).

4. Tarasov N.N. Mechanism of legal regulation: the formation of the concept // Russian Law Journal. 2020. № 5. С. 111.

5. Gandilov T.M. On the issue of public procurement to meet state needs // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2018. № 2. С. 25.

6. Kirpichev A.E. Procurement for the needs of the public sector and the system of mandatory law: terminology and the choice of applicable norms // Law. 2021. № 8. С. 57.

5

"O

C3 ж

■с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.