Л.Ю. Монахова, В.В. Курдубова
(Санкт-Петербург)
СТРУКТУРА ГОТОВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
THE STRUCTURE OF STUDENTS' READINESS FOR EDUCATIONAL ACTIVITIES IN EDUCATIONAL ORGANIZATION ENVIRONMENT
В статье рассмотрен феномен готовности обучающихся к учебной деятельности с методологических позиций общей педагогики, который может быть интерпретирован в разных контекстах: общего, профессионального и дополнительного образования. Акцент делается на готовности к учебной деятельности в системе дополнительного образования на платформе открытого образования.
Ключевые слова: готовность, готовность к деятельности, готовность обучающихся к учебной деятельности, образовательная среда, структура готовности к деятельности, функционально-личностный подход.
The article deals with the phenomenon of students ' readiness for educational activities from the methodological positions of general pedagogy, which can be interpreted in various contexts: general, professional and additional education. The emphasis is on the readiness for educational activities in the system of additional education on the platform of open education.
Key words: readiness, readiness for activity, students' readiness for educational activities, educational environment, structure of activity readiness, functional and personal approach.
Феномен готовности привлек внимание исследователей в конце XIX века. В первой половине XX века это явление рассматривалось в основном в плоскости психологического знания, во второй - нашло отражение в педагогических трудах.
Несмотря на широкую употребляемость термина «готовность», толкование его содержания остается дискуссионным. В педагогических и психологических исследованиях имеет место значительное разнообразие используемых трактовок этого понятия. Известно, что слово считается определенной языковой единицей, если его лексические значения отражены в словарях, поэтому в
первую очередь обратимся к ним. В толковых и идеографических словарях [1, 2] слово «готовность» имеет два основных семантических значения:
- настроенность на осуществление деятельности;
- возможность осуществления деятельности.
Дуализм толкования отражается в интерпретации понятия «готовность» в педагогическом и психологическом знании, а также переносится на понятие «готовность к деятельности». Проведенный анализ позволил сделать вывод о том, что в области психологического знания превалирует рас-
смотрение готовности к деятельности как настроенности субъекта на осуществление деятельности, в педагогическом - с позиций возможности осуществления субъектом деятельности.
Результаты исследований проблем готовности к деятельности в современных научных исследованиях позволяют выделить два основных подхода к пониманию его семантики: функциональный и личностный.
В психологическом знании преобладает функциональный подход, трактующий готовность к деятельности с точки зрения настроенности на нее. Сторонники функционального подхода характеризуют готовность как психическое состояние индивида, в котором активизируются психические функции, позволяющие мобилизовывать физические и психические ресурсы, необходимые для осуществления деятельности [6, 7, 8].
В области педагогики ведущим подходом к пониманию готовности к деятельности является личностный подход, ориентированный на возможность осуществления деятельности. Его приверженцы под готовностью понимают проявление индивидуально-личностных качеств, обеспечивающих возможность осуществления некоторой деятельности [13, 14, 15].
Однако ряд исследователей феномен готовности к деятельности рассматривают с позиции функционально-личностного подхода, в рамках которого считается, что готовность к деятельности обеспечивает согласование личностных характеристик индивидуума с конкретным видом деятельности [11, 12].
Несмотря на различие подходов к изучению феномена «готовность к деятельности», большинство авторов исходят из того, что содержание понятия имеет интегратив-ный характер, является системным образованием, состоящим из комплекса разнообразных, связанных между собой структурных компонентов.
В психолого-педагогических исследованиях выделяют следующие структурные компоненты готовности к деятельности: мотивационный, ориентационный, опера-
циональный, волевой, оценочный; эмоционально-волевой компонент; ценностные ориентации, моральные принципы; умения управлять действиями, из которых состоит выполнение функциональных обязанностей; когнитивный, аффективный, деятель-ностный; мотивационный, волевой, оценочный, ориентационный, операциональный; когнитивный, мотивационно-ценностный, эмоциональный, деятельностный; мотива-ционный, ориентационный, операциональный, личностный, рефлексивный; мотива-ционный, эмоциональный, операциональный и информационный мотивационный, познавательный, эмоциональный, волевой, коммуникативный; мотивационный, ориен-тационный, операционально-волевой, лич-ностно-операциональный, оценочно-рефлексивный [5, 9, 10].
Интересы авторов статьи связаны с деятельностью в области образования, поэтому далее рассмотрим готовность к учебной деятельности.
Структура и содержательные компоненты готовности к учебной деятельности в значительной степени определяются образовательной средой.
В общем случае понятие «среда» в области педагогического знания понимается как совокупность условий, влияющих на развитие и формирование личностных качеств человека [3].
Термин среда уже прочно вошел в тезаурус педагогической науки и встречается в таких сочетаниях, как педагогическая среда, воспитательная среда, образовательная среда, среда обучения, информационная среда предметного обучения, информаци-онно-праксиологическя среда и т.д.
Смысловые интерпретации перечисленных выше терминов с указанием авторов приведены в таблице 1.
Понятие «образовательная среда» в психологических и педагогических исследованиях рассмотрено с точки зрения ее проектирования; описания образовательных, воспитательных, социокультурных аспектов [3, 4].
В нашем исследовании мы будем придерживаться трактовки образовательной среды, представленной В.А. Ясвиным: «Под
Таблица 1.
Смысловые интерпретации термина «среда»
Термин Смысловая интерпретация Автор
Педагогическая среда Специально, сообразно с педагогическими целями создаваемая система условий организации жизнедеятельности детей, направленная а формирование их отношения к миру, людям и друг к другу Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю.
Воспитательная среда Совокупность природных и социально-бытовых условий, в которых протекает жизнедеятельность ребенка и становление его как личности. Включает в себя среду класса, школы, семьи Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю.
Среда обучения Специально организованная среда, направленная на приобретение учащимися определенных знаний, умений и навыков, в которой цели, содержание, методы и организационные формы обучения становятся подвижными и доступными для изменения в рамках конкретного учебного заведения Моисеева М.
Информационная среда предметного обучения Операционная модель предметной области и деятельности обучающегося в ней, которая регламентирована только закономерностями предмета и не ограничивается какими-либо педагогическими или методическими теориями Башмаков М.И., Поздняков С.Н., Резник Н.А.
Информационно-праксиологическая среда Информатическая модель предметной области, в которой управление познавательной деятельностью обучающегося организовано в соответствии с законами и правилами экстремизации эффективной целенаправленной деятельности Монахова Л.Ю.
образовательной средой (или средой образования) мы будем понимать систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении» [4, с. 14].
Поскольку учебная деятельность осуществляется в условиях среды образовательной организации, то понятие готовности к деятельности формируется, развивается и проявляется в ее рамках. Готовность к учебной деятельности рассматривается нами как интегративное свойство индивида, включенного в образовательную среду.
Образовательная среда современной образовательной организации не мыслится без развитой цифровой инфраструктуры. В этих условиях содержание понятия среда образовательной организации априори содержит компоненты, сопровождающие обучение и развитие личности, носящие инновационный характер по отношению
к традиционным способам передачи культурного кода на разных ступенях образовательного процесса.
Особенное значение понятие готовности к освоению образовательной программы в цифровой образовательной среде приобретает для лиц, осуществляющих повышение квалификации в сфере дополнительного профессионального образования, которая достаточно часто реализуется в интерактивном режиме на платформах открытого образования. Здесь налицо цифровое межвозрастное «неравенство», выражающееся в том, что люди, которые родились в первой половине прошлого века, с большим трудом овладевают цифровыми технологиями, чем рожденные в уже сформировавшемся информационном социуме и не представляющие своего существования вне цифровых технологий [16].
Исходя из проведенного анализа структурных компонентов готовности к учебной деятельности [перечисленных в 5-15], авторы статьи с позиции функционально-лич-
ностного подхода выделяют функциональный и личностный компоненты готовности обучающихся к учебной деятельности в среде образовательной организации (рис.1).
Функциональный компонент представлен мотивационной, ориентационно-оце-ночной, социально-психологической, волевой составляющими.
Мотивационная составляющая отражает интерес к учебной деятельности, позитивное отношение к будущей профессии, стремление к достижению результата.
Ориентационно-оценочная - характеризует наличие адекватных представлений о содержании учебного процесса и его требованиях к обучающемуся, реалистичность
Компоненты готовности к учебной деятельности в среде образовательной организации
О
Функциональный
Мотивационный
Ориентацнонно-оценочный
Социально-психологический
Волевой
О
Личностный
Психофизиологический
Интеллектуально-когнитивный
Информационно-предметный
Деятельно-регулятивный
Среда образовательной организации
Рис. 1. Компоненты готовности к учебной деятельности в среде образовательной организации.
ожиданий от обучения, самооценку результатов своей подготовленности и деятельности.
Социально-психологическая составляющая функционального компонента готовности к учебной деятельности в среде образовательной организации интерпретируется нами как намерение и умение осуществлять коммуникации со сверстниками и педагогами, а также совместную учебную деятельность.
Волевая - способности к эмоционально-волевой регуляции учебной деятельности.
Личностный компонент готовности к учебной деятельности в среде образовательной организации представлен психофизиологической, интеллектуально-когнитивной, информационно-предметной, деятельно-регулятивной составляющими.
Психофизиологическая составляющая характеризует физическое здоровье, состояние нервной системы обучающегося.
Интеллектуально-когнитивная - интеллектуальные способности и метакогнитив-ные умения, позволяющие осуществлять учебную деятельность в рамках данной программы обучения (внимание, восприятие, память, представление и воображе-
ние, владение процессами анализа, синтеза, сравнения, обобщения, владение языком, на котором происходит обучение, скорость чтения и письма, навыки работы с текстом).
Иинформационно-предметная составляющая личностного компонента готовности к учебной деятельности в среде образовательной организации характеризует знания, необходимые для освоения конкретной программы образования, навыки осуществления учебных действий, умения самостоятельной познавательной деятельности.
Деятельно-регулятивная - владение приемами эффективной учебной деятельности, умение планировать и реализовы-вать свою учебную деятельность.
Таким образом, результатом начального этапа исследования проблем готовности к освоению образовательных программ профессионального образования, сведенного нами к выявлению структуры готовности обучающихся к учебной деятельности в среде образовательной организации, явилось определение структуры и содержания ее составляющих. Следующим этапом исследования мы видим изучение специфики проявления указанного содержания компонентов в образовательных средах, представленных разными уровнями образования.
Литература
1. Толковый словарь русского языка / под ред. Д.В. Дмитриева.- М.: Астрель: АСТ, 2003.1578 с.
2. Баранов О.С. Идеографический словарь русского языка. - М.: Изд-во ЭТС, 1995. - 820 с.
3. Журавлева С.В. Исторический обзор становления понятия «образовательная среда» в педагогической науке // Научное обозрение. Педагогические науки. - 2016. - № 3.
- С. 48-56; URL: https://srience-pedagogy.ru/ru/artide/view?id=1497 (дата обращения: 09.02.2020).
4. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию - М.: Смысл, 2001. - 365 с.
5. Ахтамьянова И.И. Когнитивная готовность к обучению в вузе как условие формирования субъектной позиции студента // Педагогический журнал Башкортостана. - 2010.
- № 1. - С. 55-73.
6. Гемешлиев Ф.К., Лызь Н.А. Модель психологической готовности студентов к освоению программ профессиональной подготовки / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/artide/n/model-psihologicheskoy-gotovnosti-studentov-k-osvoeniyu-programm-professionalnoy-podgotovki (дата обращения: 09.02.2020).
7. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологические проблемы готовности к деятельности.
- Минск: Изд-во БГУ, 1976.
8. Жукова В.Ф. Психолого-педагогический анализ категории «психологическая готовность» // Известия Томского политехнического университета. - 2012. - № 6. - С. 117121.
9. Кусакина С.Н. Готовность к обучению в вузе как психологический феномен: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 2009.
10. Михайлов О.В Готовность к деятельности как акмеологический феномен: содержание и пути развития: дис. . канд. психол. наук. - М., 2007.
11. Нижегородцева Н.В. История и современное состояние проблемы готовности к обучению // Ярославский педагогический вестник. - 2016. - № 5 - С. 216.
12. Нижегородцева Н.В. Системогенетический анализ готовности к обучению: моногр. -Ярославль: Аверс Пресс, 2004.
13. Линенко А.Ф. Теория и практика формирования готовности студентов педагогических вузов к профессиональной деятельности: дис. ... д-ра пед. наук. - Киев, 1996. - 371 с.
14. Межу ев А.В. Готовность к обучению в военном вузе как психолого-педагогическая проблема // Педагогика и жизнь: международный сборник научных трудов / под общ. ред. О.И. Кирикова. - Вып. 6. - Воронеж: ВГПУ 2008. - С. 183-192.
15. Санжаева Р.Д. Психологические механизмы формирования готовности человека к деятельности : дис. ... д-ра психол. наук. - Новосибирск, 1997. - 347 с.
16. Монахова Л.Ю. Единая информационно-образовательная среда «Национальная платформа открытого образования» // Развитие детско-взрослых сообществ в условиях многообразия: Сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции / Сост. Е.В. Иванов. - В. Новгород, 2017. - С. 59-63.