Научная статья на тему 'Структура готовности будущих педагогов к взаимодействию с иноэтничными субъектами образовательного пространства'

Структура готовности будущих педагогов к взаимодействию с иноэтничными субъектами образовательного пространства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
219
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ИНОЭТНИЧНЫЙ СУБЪЕКТ / ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ГОТОВНОСТЬ К ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ / ПЕДАГОГ / EDUCATION / SUBJECT OF ANOTHER ETHNICITY / ETHNIC AND CULTURAL COMPENENCE / READINESS TO INTERACT / TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Валиев Равиль Азатович, Каримова Валентина Геннадиевна

Обсуждается необходимость целенаправленного формирования у будущих педагогов готовности к взаимодействию с иноэтничными субъектами образовательного пространства в современных условиях. Представлены результаты эмпирического исследования, выполненного на выборке студентов педагогических и непедагогических направлений и специальностей обучения Уральского государственного педагогического университета (N = 60 студентов, от 18 до 23 лет) с применением диагностического инструментария: методика "Шкала социальной дистанции" Э. Богардуса, опросник "Диагностический тест отношений" Г. У. Солдатовой, модификация методики "Ценностного спектра" Д. А. Леонтьева, авторской анкеты "Готовность будущих педагогов к взаимодействию с иноэтничными субъектами в образовании". Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован в подготовке специалистов педагогического профиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

We discuss the need for a deliberate forming in the conditions of the modern world the readiness to interact with educational space subjects of other ethnicities in future teachers. The results of empirical research carried out on a sample of students of teaching and non-teaching areas and specialties who study at the Federal State Public Educational Institution of Higher Professional Education "Ural State Pedagogical University" (N = 60 students, aged from 18 to 23 years) using the diagnostic tools: E. Bogardus’s social distance scale, G. U. Soldatova’s DRT questionnaire, D. A. Leontiev’s value spectre technique, an author questionnaire "The readiness of the future teachers to interact with subjects of other ethnicities in education" are offered. The applied aspect of the problem under investigation can be implemented in training speacialists in teaching.

Текст научной работы на тему «Структура готовности будущих педагогов к взаимодействию с иноэтничными субъектами образовательного пространства»

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4, вып. 3 (15)

is presented by such semantic categories as «humanity», «justice», «kindness», «openness» and «devotion». The results of the research can be used in developing educational programs, aimed at the moral education of the youth of today.

Key words: the youth, perception of conscience, perception structure. References

1. Barsukova S. A. Psikhologiya sovesti (Psychology of conscience). Penza, 2010. 192 p. (in Russian).

2. Mustafina L. Sh. Vzaimosvyaz' sotsial'nykh predstavleniy rossiyskikh molodykh lyudey o sovesti s ikh lichnostnymi kharakteristikami (The relationship of social representations of the Russian young people of conscience to their personal characteristics). Vestn. un-ta (GUU) (Bulletin University), 2009, no. 34, pp. 75-76 (in Russian).

3. Bovina I. B., Stefanenko T. G., Tikhomandritskaya O. A., Malysheva N. G., Golynchik E. O. Obydennye predstav-leniya molodezhi o Rossii v sovremennom mire (Ordinary representations of youth about Russia in the modern

world). Znanie. Ponimanie. Umenie: informatsionnyy gumanitarnyyportal (Knowledge. Understanding. Skill: Humanitarian information portal), 2010, no. 2. Available at: http://www.zpujournal.ru/ezpu/2010/2/Bovina~Stefa nenko~Tikhomandritskaya~ Malysheva~Golynchik/ (accessed 22 January 2015) (in Russian).

4. Vagapova A. R. Predstavleniya o blagopoluchii i ikh vliyanie na emotsional'no-otsenochnoe otnoshenie k Drugim (Representations of well-being and their impact on the emotional and evaluative attitude towards Other). Izv. Saratov Univ. (N.S.), Ser. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2014, vol. 14, iss. 3, pp. 66-71 (in Russian).

5. Abric J.-C. A structural approach to social representations. Representations of the Social: Bridging Theoretical Traditions / Eds. by K. Deaux, G. Philogene. Oxford, 2001, pp. 42-47 (in English).

6. Verges P. L'Evocation de l'argent: une methode pour la definition du noyau central d'une representation. Bulletin de psychologie, 1992, vol. XLV, no. 405, pp. 203-209 (in French).

УДК 159.922.4

СТРУКТУРА ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С ИНОЭТНИЧНЫМИ СУБЪЕКТАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

Р. А. Валиев, В. Г. Каримова

Валиев Равиль Азатович - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра социальной психологии, конфликтологии и управления,

Уральский государственный педагогический университет, Екатеринбург, Россия E-mail:rw1973@mail.ru

Каримова Валентина Геннадиевна - магистрант 1-го года обучения, кафедра социальной психологии, конфликтологии и управления, Уральский государственный педагогический университет, Екатеринбург, Россия E-mail:dfk.if1993@mail.ru

Обсуждается необходимость целенаправленного формирования у будущих педагогов готовности к взаимодействию с иноэтнич-ными субъектами образовательного пространства в современных условиях. Представлены результаты эмпирического исследования, выполненного на выборке студентов педагогических и непедагогических направлений и специальностей обучения Уральского государственного педагогического университета (N = 60 студентов, от 18 до 23 лет) с применением диагностического инструментария: методика «Шкала социальной дистанции» Э. Богардуса, опросник «Диагностический тест отношений» Г. У. Солдатовой, модификация методики «Ценностного спектра» Д. А. Леонтьева, авторской анкеты «Готовность будущих педагогов к взаимодействию с иноэтничными субъектами в образовании». Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован в подготовке специалистов педагогического профиля. Ключевые слова: образование, иноэтничный субъект, этнокультурная компетентность, готовность к взаимодействию, педагог.

DOI: 10.18500/2304-9790-2015-4-3-244-247

ческих процессов, увеличением числа этнически смешанных семей, образованием многонациональных коллективов в социальных институтах. Люди сталкиваются с разнообразием культурного окружения, с иной системой ценностей, что зачастую приводит к непониманию и столкновениям, которые, в свою очередь, перерастают в конфликты [1].

Для того, чтобы избежать негативных последствий полиэтничности, каждый человек должен быть активным носителем опыта этнокультурного и межэтнического взаимодействий, принимать своеобразие образа жизни конкретных этнических групп, находить адекватные модели поведения, чтобы поддерживать атмосферу согласия и взаимного доверия, достигать высокой эффективности совместной деятельности [2]. Все эти знания и умения человек должен приобретать не только и не столько стихийно, сколько в специально организованной деятельности, в процессе получения образования.

Система образования должна способствовать консолидации и взаимопроникновению федераль-

© Валиев Р. А., Каримова В. Г., 2015

Р. А. Валиев, В. Г. Каримова. Структура готовности будущих педагогов к взаимодействию

ных, региональных, поликультурных и национальных образовательных программ. Школа же призвана формировать характер учащихся и их культуру, основывающуюся на национальных и отечественных традициях. Этому, на наш взгляд, может служить поликультурное образование [3]. Связующим звеном в этом процессе может быть квалифицированный педагог, обладающий готовностью к взаимодействию с иноэтничными субъектами образовательного процесса.

Теоретический анализ проблемы

В рамках традиционного образовательного процесса в вузе подготовка педагога к работе с иноэтничными субъектами зачастую растворяется в общем процессе профессионально-педагогической подготовки, а акцент на специфике организации взаимодействия с детьми разных национальностей не делается либо имеет второстепенный характер в рамках изучения отдельных предметов.

Высшая школа является одним из основных институтов, призванных воспитать в студентах умения и навыки, совокупность которых образует этнокультурную компетентность. В целом этнокультурная компетентность предполагает наличие такого объема знаний и умений, который необходим не только для того, чтобы приспособиться к реалиям полиэтнической среды, но и достаточен для того, чтобы быть готовым активно действовать в ней [1]. Следует отметить, что готовность к взаимодействию с иноэтничными субъектами рассматривается нами как один из показателей сформированности этнокультурной компетентности личности студента.

Анализ научной литературы по исследованию готовности к деятельности (К. М. Дурай-Новакова, М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, А. В. Мудрик, Г. М. Андреева и др.) [4] показывает, что готовность к взаимодействию с иноэтничными субъектами образовательного пространства можно рассматривать как характеристику этнокультурной компетентности (Н. Г. Арзамасцева, Т. В. Поштарева), являющуюся целостным интегративным качеством личности и характеризующуюся высоким уровнем знаний об этой сфере социальной действительности, положительным эмоционально-ценностным отношением к особенностям различных культур, а также умениями взаимодействия с их представителями.

Теоретический анализ специфики современной образовательной среды в контексте межэтнического взаимодействия субъектов образовательного процесса показал, что доля компетенций с этническим компонентом в образовательных стандартах в настоящее время незначительна. Однако потребность в данных компетенциях воз-

растает, так как миграционные потоки с каждым годом если не увеличиваются, то остаются постоянными. Взаимодействие с другими этническими группами становится обычным явлением. Умение правильно выстраивать отношение с иноэтнич-ными субъектами является фактором снижения межэтнической напряженности.

Выборка, методики и методы исследования

Выборка представлена группой студентов Уральского государственного педагогического университета в количестве 60 человек; из них 49 девушек и 11 юношей; возраст респондентов -от 18 до 23 лет (студенты 1-4 курсов), 34 студента педагогических специальностей и 26 - непедагогических.

Для диагностики готовности к взаимодействию с иноэтничными субъектами в образовательном процессе был создан методический комплекс, включающий в себя авторскую анкету «Готовность будущих педагогов к взаимодействию с иноэтничными субъектами в образовании» (Р. А. Валиева, В. Г. Каримовой, Т. В. Валиевой), «Шкалу социальной дистанции» Э. Богардуса, опросник «Диагностический тест отношений» Г. У Солдатовой, методику «Ценностный спектр» Д. А. Леонтьева. Для выявления компонентов готовности к взаимодействию с иноэтничными субъектами образовательного пространства и для анализа различий в уровне развития данной готовности у студентов педагогических и непедагогических профилей подготовки и курсов обучения были использованы метод факторного анализа и критерий t-Стьюдента для независимых выборок [5].

Результаты исследования и их обсуждение

С помощью факторного анализа была получена пятифакторная структура готовности студентов к взаимодействию с иноэтничными субъектами. Первый фактор наиболее информативен (14%), его положительный полюс определяется наличием у респондента амбивалентного отношения к типичному ребенку своей этнической группы (0,64). Отрицательный полюс составили такие шкалы опросника, как: шкала направленности отношения к типичному ребенку своей этнической группы (-0,86) и к типичному ребенку другой этнической группы (-0,70), в которой заключено общее эмоциональное состояние направленности субъекта по отношению к данному объекту при оценке всех качеств теста; шкала выраженности отношения к типичному ребенку своей этнической группы (-0,84) и к типичному ребенку другой этнической группы (-0,71), которая характеризует силу этнического стереотипа. Данный фактор можно назвать эмоциональным компонентом готовности.

Психология

социального развития

245

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4, вып. 3 (15)

Второй фактор менее информативен (12%), на его положительном полюсе наличие у респондента опыта взаимодействия с детьми других этнических групп в образовательном процессе (0,73), принятие (по Э. Богардусу) других национальностей как родственников (0,54) и как близких друзей (0,48); на отрицательном полюсе - отсутствие опыта взаимодействия с детьми других этнических групп в образовательном процессе (-0,65), степень значимости для респондентов подготовки к взаимодействию с иноэтничными субъектами в образовании (-0,59). Также отрицательный полюс включает в себя ответы по шкале Э. Богардуса: принятие других национальностей как граждан своей страны (-0,49). Этот фактор был назван опытным компонентом готовности.

Третий фактор (информативность - 11%), положительный полюс характеризуется цен-ностностью полиэтничной образовательной среды (0,70), оценкой собственной готовности к взаимодействию с иноэтничными субъектами в образовательном процессе (0,53) и принятием (по Э. Богардусу) других национальностей как личных друзей (0,52); на отрицательном полюсе - ценностность моноэтничной образовательной среды (-0,76) и нежелание видеть представителей других этнических групп в своей стране (-0,48). Этот фактор можно назвать ценностным компонентом готовности.

Четвертый фактор (информативность -9%) на положительном полюсе определяется наличием ориентации на мультикультурализм (0,72), значимостью подготовки к взаимодействию с иноэтничными субъектами (0,63); на отрицательном полюсе - наличием у респондентов ориентации на адаптацию культуры других этнических групп к требованиям этнической группы респондента (-0,51), субъективной оценкой количества обучающихся детей из других этнических групп в школах Екатеринбурга и Свердловской области (-0,52). Данный фактор был назван поведенческим компонентом готовности.

Значения пятого фактора (информативность - 9%) определяются на положительном полюсе оценкой респондентов своего уровня знаний о культуре и традициях этнических групп, проживающих на территории Свердловской области (0,71), ориентацией на ассимиляцию другой этнической группы (0,48), на отрицательном полюсе - затруднением ответа на вопрос о том, доводилось ли встречаться им с детьми других этнических групп в образовательном процессе (-0,62). В целом фактор можно назвать знаниевым компонентом готовности.

Таким образом, в структуре готовности к взаимодействию с иноэтничными субъектами образовательного пространства были выявле-

ны следующие компоненты: эмоциональный, опытный, ценностный, деятельностный и зна-ниевый.

Сравнение индивидуальных факторных оценок студентов педагогических и непедагогических профилей обучения по компонентам готовности к взаимодействию с иноэтничными субъектами образовательного пространства показало отсутствие значимых различий между профилями. Сравнение по курсам обучения индивидуальных факторных оценок компонентов готовности показало существование значимых отличий в уровне развития только ценностного компонента рассматриваемой готовности студентов 4-го курса от студентов 1-го (t = 3,88 приp < 0,001), 2-го (t = 2,24 приp < 0,05) и 3-го курсов (t = 2,18 приp < 0,05). Полученные результаты свидетельствуют о том, что в процессе обучения в вузе требуется целенаправленное формирование готовности к взаимодействию с иноэтничными субъектами образования.

Заключение

Существует потребность как общества, так и государства в специалисте, который разбирался бы в особенностях взаимодействия с другими этническими группами, в частности, в процессе школьного образования. На сегодняшний день педагогическое образование не в полной мере формирует готовность к такому взаимодействию: она возникает либо стихийно (будущий педагог при взаимодействии с другими этническими группами основывается на своем личном опыте, независимо от образования, которое он получает), либо второстепенна (различные компоненты готовности формируются в рамках разных учебных дисциплин). Таким образом, можно говорить о том, что не существует единого подхода в формировании готовности к взаимодействию с иноэтничными субъектами. В связи с этим встает вопрос о разработке учебно-методических комплексов в рамках соответствующих образовательных стандартов, направленных на подготовку педагогическими вузами выпускников, обладающих такой готовностью.

Библиографический список

1. Поштарева Т. В. Формирование этнокультурной компетентности // Педагогика. 2005. № 3. С. 35-42.

2. Поштарева Т. В. Этнокультурная компетентность как педагогическая категория // Вестн. Ставропол. гос. ун-та. 2006. Вып. 46. С. 144-150.

3. Максимова Л. А. Развитие культурного интеллекта у педагога как условие эффективности профессиональной деятельности в поликультурной образовательной среде // Педагогическое образование в России. 2014. № 5. С. 36-40.

246

Научный отдел

М. Ю. Тихомиров. Опыт применения активных групповых методов в изучении и развитии

4. Валиев Р. А. Формирование готовности будущих педагогов к освоению актуально социального опыта // Психологические аспекты развития человека в современном мире : психологические особенности и условия социализации личности / сост. Ю. В. Братчикова. Екатеринбург, 2013. 275 с.

5. Валиева Т. В. Математические методы в психологии. Часть I. Статистическая проверка гипотез : учеб. пособие. Екатеринбург, 2013. С. 84.

Structure of Readiness of Future Teachers to Interact with Educational Space Subjects of Other Ethnicities

Ravil A. Valiev

Ural State Pedagogical University

26, Kosmonavtov ave., Yekaterinburg, 620017, Russia

E-mail:rw1973@mail.ru

Valentina G. Karimova

Ural State Pedagogical University

26, Kosmonavtov ave., Yekaterinburg, 620017, Russia

E-mail:dfk. if1993@mail.ru

We discuss the need for a deliberate forming in the conditions of the modern world the readiness to interact with educational space subjects of other ethnicities in future teachers. The results of empirical research carried out on a sample of students of teaching and non-teaching areas and specialties who study at the Federal State Public Educational Institution of Higher Professional Education «Ural State Pedagogical University» (N = 60 students, aged from 18 to 23 years) using the diagnostic tools: E. Bogardus's social distance scale, G. U. Soldatova's DRT questionnaire, D. A. Leontiev's value spectre technique, an author questionnaire 'The readiness of the future teachers to interact with subjects of other ethnicities in education' are offered. The applied aspect of the problem under investigation can be implemented in training speacialists in teaching.

Key words: education, subject of another ethnicity, ethnic and cultural

compenence, readiness to interact, teacher.

References

1. Poshtareva T. V. Formirovanie etnokul'turnoy kompe-tentnosti (Formation of ethnocultural competence). Peda-gogika (Pedagogy), 2005, no. 3, pp. 35-42 (in Russian).

2. Poshtareva T. V. Etnokul'turnaya kompetentnost' kak pedagogicheskaya kategoriya (Ethno-cultural competence as pedagogical category). Vestn. Stavropol. gos. un-ta (Vestnik Stavropol State University), 2006, iss. 46, pp. 144-150 (in Russian).

3. Maksimova L. A. Razvitie kul'turnogo intellekta u pedagoga kak uslovie effektivnosti professional'noy deyatel'nosti v polikul'turnoy obrazovatel'noy srede (Development of teacher's cultural intelligence as condition for effectiveness of professional work in multicultural educational environment). Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii (Pedagogical education in Russia), 2014, no. 5, pp. 36-40 (in Russian).

4. Valiev R. A. Formirovanie gotovnosti budushchikh pedagogov k osvoeniyu aktual'no sotsial'nogo opyta (Formation of future teachers' readiness to development of important social experience). Psikhologicheskie aspekty razvitiya cheloveka v sovremennom mire: psikho-logicheskie osobennosti i usloviya sotsializatsii lichnosti (Psychological aspects of human development in modern world: psychological characteristics and conditions of socialization). Ed. by Yu. V. Bratchikova. Ekaterinburg, 2013. 275 p. (in Russian).

5. Valieva T. V. Matematicheskie metody v psikhologii.

Chast' I. Statisticheskaya proverka gipotez: ucheb.

posobie (Mathematical methods in psychology. Part I.

Statistical hypothesis testing: the study guide). Ekaterinburg, 2013. 84 p. (in Russian).

УДК 159.9:316.612

ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ АКТИВНЫХ ГРУППОВЫХ МЕТОДОВ В ИЗУЧЕНИИ И РАЗВИТИИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ

М. Ю. Тихомиров

Тихомиров Михаил Юрьевич - старший преподаватель, кафедра психологии, Волгоградский государственный социально-педагогический университет, Россия E-mail: tcmich@mail.ru

В статье изложены результаты исследования особенностей когнитивной оценки субъектами собственного участия в интернет-сообществах, а также их представления о себе в контексте аддиктивного и совладающего поведения личности. Исследуются восприятие и степень осознания потенциальных личностных рисков вовлеченности в интернет-общение, с одной стороны, и ресурсность участия - с другой. Результаты контент-анализа высказываний участников интернет-форума на основе выделения эмоционально-когнитивного и деятельностно-поведенческого компонентов позволяют сделать вывод о том, что участие в вир-

туальных сообществах можно рассматривать в трех взаимосвязанных аспектах: в качестве копинг-ресурса, самостоятельной ко-пинг-стратегии и средства реализации других копинг-стратегий, а также дополнительного источника аддиктивного поведения. Ключевые слова: ценностные ориентации, молодежь, самоопределение, жизненный путь.

DOI: 10.18500/2304-9790-2015-4-3-247-250

Диагностика ценностных ориентаций: проблема валидности

Проблема ценностей - одна из ключевых в социальной психологии личности [1]. Ее решение позволяет познать механизмы ценностно-норма-

© Тихомиров М. Ю., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.