конф. / под общ. ред. А. Д. Карнышева. Иркутск, 2005. С. 22-24.
9. Штомпка П. Доверие в эпоху глобализма // Социология и социальная политика, 2006. № 4. С. 8-15.
10. КрасильниковаМ. Д. Доверие и финансовое поведение населения // Вестн. общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. 2013. № 1 (114). С. 44-63.
Peculiarities of Representations about Unfamiliar People Depending on the Level of Interpersonal Trust
Irina Yu. Leonova
Udmurt State University
1/6, Universitetskaya str., 426034, Izhevsk, Russia E-mail: inleonov@mail.ru
We present the data of theoretical and empirical analysis of the problem of trust towards strangers. We present the results of the empirical research carried out on a sample of students enrolled in the Udmurt State University in Izhevsk (N = 302, mean age = 24, 2 years, 30% of the sample were male, and 70% - female). Application of psycho-diagnostic tools: a questionnaire «The image of another person whom I trust» (I. Ju. Leonov), the technique of the «Scale of interpersonal (social) trust» (J. B. Rotter, adapted by S. G. Dostovalov) allowed to reveal the specifics of perceiving the subjects of trust towards a stranger, depending on their level of interpersonal trust. It is established that a person with a high level of interpersonal trust is more likely to grant to a stranger such qualities as reliable, significant, understanding, sensual, sociable, active, confident, open. A personality manifesting distrust of others tends to think of a stranger as unreliable, insignificant, misunderstanding, dangerous, unsociable, passive, un-confident and closed. Key words: trust, interpersonal trust, criteria of trust towards a stranger.
References
1. Gambetta D. Can we trust in trust? Trust: making and breaking cooperative relations. Ed. by D. Gambetta. Oxford, 2000, chapter 13, pp. 213-237. Available at: http:// www.sociology.ox.ac.uk/papers/gambetta 213-237.pdf (acessed 25 July 2015).
Е. Е. Бочарова
Бочарова Елена Евгеньевна - кандидат психологических наук, доцент, кафедра социальной психологии образования и развития, Саратовский государственный университет, Россия E-mail: bocharova-e@mail.ru
Представлены данные эмпирического исследования представлений о совести, выполненного на выборке студентов, обучающихся в Саратовском государственном университете. (N = 60; 21-22 лет; женского пола - 52% и мужского - 48%) с применением метода свободных ассоциаций с последующим ранжированием семантических компонентов представлений о совести по частоте их актуализации, с применением прототипического
2. Kupreychenko A. B. Psikhologiya doveriya i nedoveriya (Psychology oftrust and distrust). Moscow, 2008. 571 p. (in Russian).
3. Sztompka P. Zufanie. Fundamentspoleczenstwa. Krakow, 2007. 245 p. (Russ. ed.: Shtompka P. Doveriye - osnova obshchestva. Moscow, 2014. 440 p.).
4. Kertman G. Mezhlichnostnoye doveriye v Rossii (Interpersonal trust in Russia). Sotsialnaya realnost (Social Reality), 2006, no. 4, pp. 7-24 (in Russian).
5. Skripkina T. P. Psikhologiya doveriya (Psychology of trust). Moscow, 2000. 264 p. (in Russian).
6. Tabkharova S. P. Vzaimosvyaz doveriya i nedoveriya lichnosti drugim lyudyam s otnosheniyem k soblyudeniyu nravstvennykh norm delovogopovedeniya: avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk (Correlation between personal trust and distrust to others and attitude to business behavior moral norms: authors. abstract of diss. ... candidate of psychological sciences). Moscow, 2008. 28 p.
7. Shikhirev P. N. Vzaimnoye doveriye kak osnova delovoy etiki (Mutual trust as a base of business ethics). Doveriye - klyuch k uspekhu ekonomicheskikh reform (materialy kruglogo stola) (Trust as a key to successful economic reforms {papers of round-table discussion}). Moscow, 1998, pp. 108-121.
8. Kupreychenko A. B., Tabkharova S. P. Doveriye i ne-doveriye kak faktory otnosheniya lichnosti k soblyudeniyu nravstvennykh norm delovogo povedeniya (Trust and distrust as a factors of attitudes to ethic norms observance). Ekonomicheskaya psikhologiya: aktualnyye teoretiches-kiye i prikladnyye problemy: materialy shestoy nauch. -prakt. konf. (Economic psychology: current theoretical and applied problems). Ed. by A. D. Karnyshev. Irkutsk, 2005, pp. 22-24.
9. Shtompka P. Doveriye v epokhu globalizma (Trust in the era of globalization). Sotsiologiya i sotsialnaya politika (Sociology and Social Policy), 2006, no. 4, pp. 8-15.
10. Krasilnikova M. D. Doveriye i finansovoye povedeniye naseleniya (Trust and financial behavior). Vestn. ob-shchestvennogo mneniya. Dannyye. Analiz. Diskussii (Bulletin of Public Opinion. Data. Analysis. Discussions), 2013, no. 1 (114), pp. 44-63.
казано, что в выборке студентов ядро представлений представлено такими семантическими категориями, как «человечность», «справедливость», «доброта», «открытость», «преданность». Результаты исследования могут быть использованы при разработке образовательных программ, направленных на нравственное воспитание современной молодежи.
Ключевые слова: молодежь, представления о совести, структура представлений.
DOI: 10.18500/2304-9790-2015-4-3-241 -244
УДК 316.6:159
СОВЕСТЬ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
© Бочарова Е. Е, 2015
К постановке проблемы
Совесть, как отмечается большинством исследователей, выступает одним из ключевых индикаторов нравственного сознания личности и общества в целом [1, 2]. Весьма актуальным является выяснение того, каково понимание, «принятие» совести у представителей молодежи, позволяющие фиксировать тенденции развития нравственного самосознания нового поколения россиян, релевантные происходящим социальным изменениям. Эта проблематика так или иначе оказывается в фокусе психологического и социально-психологического анализа, однако в настоящий момент едва ли возможно говорить о многообразии подходов к ее изучению, скорее речь может идти о целом ряде работ (С. А. Барсуковой, И. Б. Бовиной, Т. Г. Стефаненко, О. А. Ти-хомандрицкой, Н. Г. Малышевой, Е. О. Голынчик, Л. Ш. Мустафиной, А. Р. Вагаповой и др.) [1-4].
Феномен совести является сложным объектом для эмпирического исследования, поэтому при его рассмотрении вполне продуктивно обращение к субъективному опыту респондентов, отражающемуся в их представлениях о совести.
Среди существующих подходов к анализу социальных представлений предпочтение в данном исследовании отдается идеям структурного подхода. В соответствии с ним предлагается различать центральное ядро и периферическую систему в структуре представления [5].
Ядро представления, согласно данным Ж.-К. Абрик, характеризуется стабильностью, устойчивостью к изменениям, тесно связано с коллективной памятью и историей социальной группы, ее ценностями и нормами. Ядро в целом определяет структуру всего представления, придает ему смысл. Периферическая система связана с индивидуальным опытом и памятью, динамична и изменчива, за счет чего способна адаптироваться к конкретной реальности, выполняя защитную функцию ядра и перестраиваясь при наличии рассогласования между наличными элементами представления и новыми компонентами, отражающими меняющуюся реальность [6]. Однако если новой информации, которая не соответствует уже сложившемуся представлению, слишком много и периферия не способна полностью ее адаптировать, то изменения затрагивают и ядро, что может вести к трансформации старого социального представления и созданию нового [2, 3].
Программа исследования
Целью эмпирического исследования являлось выявление содержательных особенностей представлений о совести у студенческой молодежи. Эмпирическое исследование выполнено на выборке студентов, обучающихся в Саратовском
государственном университете (К = 60; 21-22 лет; женского пола - 52% и мужского - 48%) с применением метода свободных словесных ассоциаций с последующим ранжированием семантических компонентов представлений о совести по частоте их актуализации, применением прототипического анализа данных по П. Вержесу [6], позволяющего выявить структуру представлений, в частности, зоны ядра и периферии представлений о совести, метода контент-анализа. Согласно методике П. Вержеса ядро представлений образуют те понятия, которые, в первую очередь, ассоциируются со словом-стимулом, причем у большинства респондентов, или, иначе говоря, высокочастотные и низкоранговые ассоциации. Периферийная зона представлений включает все последующие ассоциации с низкой частотой встречаемости и высоким средним рангом. Границы зон ядра и периферии определялись посредством вычисления среднего ранга и частоты встречаемости ассоциаций (табл. 1).
Таблица 1
Ранжирование ассоциаций по частоте их актуализации в представлениях о совести студенческой молодежи
Ассоциации Средний ранг ассоциации Частота встречаемости
Ядро
Человечность < 2,13 > 10
1,57 40
Справедливо сть 1,60 29
Доброта 1,40 20
Открытость 1,85 15
Страдание 2,00 11
Угрызение 2,00 11
Выбор человека 1,98 11
Признание своих ошибок 1,90 10
Преданность 2,10 10
Достоинство 2,12 10
Первая периферическая зона
Бедность < 2,10 < 10
1,43 7
Пережиток >2,10 > 10
2,34 13
Качество жизни 2,44 10
Вторая периферическая зона
Закон > 2,11 < 10
2,76 8
Ограничение 2,76 8
Правда 2,15 6
Самонаказание 3,00 6
Правила жизни 2,82 6
242
Научный отдел
Е. Е. Бочарова. Совесть в представлениях студенческой молодежи
Отметим, что данная методика позволяет не только выделить структуру социальных представлений, но и зафиксировать тенденции её возможной динамики. Не исключено, как отмечает автор методики, ассоциации из зоны потенциального изменения социальных представлений являются возможным источником трансформации представлений в данной группе и в скором времени могут стать ядерной частью [6].
На стимульное слово «совесть» получено более 287 ассоциаций, из которых был составлен панятийный словарь, включающий 65 ассоциатов. Анализу подвергались ассоциации, встречавшиеся не менее 6 раз. Элементы зоны ядра и периферической системы составляют 70,1% от всех высказанных ассоциаций. Единичные ассоциации, не вошедшие в указанные зоны, составили 29,9% от общего количества.
Данные, представленные в таблице, позволяют констатировать, что содержание ядра представлений о совести представлено преимущественно высоконравственными качествами человека («человечность», «справедливость», «доброта», «признание своих ошибок»), отражающими традиционно-нормативное отношение к совести. Отметим, что студенты выделяют не только особенности совести, но и сопутствующие качества («открытость», «преданность», «достоинство»), которые реализуются на основе «человеческих качеств».
Поясним: первая периферическая зона представлена ассоциациями с низкой частотой встречаемости и низким средним рангом, а также ассоциациями с высокой частотой встречаемости и высоким средним рангом и представляет собой область потенциальных изменений представлений о совести.
Обращает внимание факт наличия цинично-прагматичного отношения к совести, признание негативного проявления совести, препятствующей достижению определенных благ в разных сферах жизнедеятельности человека. Подтверждением тому являются следующие дескрипторы: «бедность», «пережиток», «качество жизни», составляющие содержание первой периферической зоны. Не исключено, что это содержание основывается на собственном опыте респондентов.
Вторая периферичсекая зона, включающая ассоциации с низкой частотой встречаемости и высоким средним рангом, представлена такими дескрипторами, как «закон», «ограничение», «правда», «самонаказание», «правила жизни», позволяющими констатировать, что совесть в представлениях молодых людей является механизмом регуляции не только нравственного, но и социального поведения. Возможно, совесть в представлениях молодежи - это не только исполнение должного, а выражение индивидуальности и сущности человека.
Заключение
Обобщенная интерпретация полученных результатов позволяет констатировать наличие амбивалентного отношения к совести у представителей современной молодежи. Содержательная наполненность ядра представлений о совести представлена преимущественно высоконравственными качествами человека. Однако не исключены его трансформация, смещение нравственных ориентиров, подтверждением чему выступает рассогласование в содержаиии периферийных зон представлений о совести студенческой молодежи.
Библиографический список
1. Барсукова С. А. Психология совести. Пенза, 2010.
192 с.
2. Мустафина Л. Ш. Взаимосвязь социальных представлений российских молодых людей о совести с их личностными характеристиками // Вестн. ун-та (ГУУ), 2009. № 34. С. 75-76.
3. Бовина И. Б., Стефаненко Т. Г., Тихомандрицкая О. А., Малышева Н. Г., Голынчик Е. О. Обыденные представления молодежи о России в современном мире // Знание. Понимание. Умение : информационный гуманитарный портал. 2010. № 2. Педагогика. Психология. URL: http://www.zpu-journal.ru/ezpu/2010/2/Bovina~S tefanenko~Tikhomandritskaya~Malysheva~Golynchik/ (дата обращения: 22.01.2015).
4. Вагапова А. Р. Представления о благополучии и их влияние на эмоционально-оценочное отношение к Другим // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2014. Т. 14, вып. 3. С. 66-71.
5. Abric J.-C. A structural approach to social representations // Representations of the Social : Bridging theoreti-caltraditions / eds. by K. Deaux, G. Philogene. Oxford, 2001. Р. 42-47.
6. Verges P. L'Evocation de l'argent: une methode pour la definition du noyau central d'une representation // Bulletin de psychologie. 1992. T. XLV, № 405. P. 203-209.
Conscience in the Perception of Student Youth Elena E. Bocharova
Saratov State University
83, Astrakhanskaya str., Saratov, 410012, Russia E-mail:bocharova-e@mail.ru
We present the data of empirical study of concepts of conscience, performed on samples of students, enrolled at Saratov State University, Saratov (N = 60, aged 21-22, feminine - 52% and masculine - 48%) using the method of free association with the subsequent ranking of semantic components of perceptions of conscience by the frequency of their actualization, use of prototypical data analysis by P. Verges and the method of content analysis. It is shown that in the sampling of students the core of concepts is presented by such semantic categories as It is shown that in the sampling of students the core of concepts
Психология социального развития
243
is presented by such semantic categories as «humanity», «justice», «kindness», «openness» and «devotion». The results of the research can be used in developing educational programs, aimed at the moral education of the youth of today.
Key words: the youth, perception of conscience, perception structure. References
1. Barsukova S. A. Psikhologiya sovesti (Psychology of conscience). Penza, 2010. 192 p. (in Russian).
2. Mustafina L. Sh. Vzaimosvyaz' sotsial'nykh predstavleniy rossiyskikh molodykh lyudey o sovesti s ikh lichnostnymi kharakteristikami (The relationship of social representations of the Russian young people of conscience to their personal characteristics). Vestn. un-ta (GUU) (Bulletin University), 2009, no. 34, pp. 75-76 (in Russian).
3. Bovina I. B., Stefanenko T. G., Tikhomandritskaya O. A., Malysheva N. G., Golynchik E. O. Obydennye predstav-leniya molodezhi o Rossii v sovremennom mire (Ordinary representations of youth about Russia in the modern
world). Znanie. Ponimanie. Umenie: informatsionnyy gumanitarnyyportal (Knowledge. Understanding. Skill: Humanitarian information portal), 2010, no. 2. Available at: http://www.zpujournal.ru/ezpu/2010/2/Bovina~Stefa nenko~Tikhomandritskaya~ Malysheva~Golynchik/ (accessed 22 January 2015) (in Russian).
4. Vagapova A. R. Predstavleniya o blagopoluchii i ikh vliyanie na emotsional'no-otsenochnoe otnoshenie k Drugim (Representations of well-being and their impact on the emotional and evaluative attitude towards Other). Izv. Saratov Univ. (N.S.), Ser. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2014, vol. 14, iss. 3, pp. 66-71 (in Russian).
5. Abric J.-C. A structural approach to social representations. Representations of the Social: Bridging Theoretical Traditions / Eds. by K. Deaux, G. Philogene. Oxford, 2001, pp. 42-47 (in English).
6. Verges P. L'Evocation de l'argent: une methode pour la definition du noyau central d'une representation. Bulletin de psychologie, 1992, vol. XLV, no. 405, pp. 203-209 (in French).
УДК 159.922.4
СТРУКТУРА ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
К ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С ИНОЭТНИЧНЫМИ СУБЪЕКТАМИ уШ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА И|
Р. А. Валиев, В. Г. Каримова
Валиев Равиль Азатович - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра социальной психологии, конфликтологии и управления, Уральский государственный педагогический университет, Екатеринбург, Россия E-mail:rw1973@mail.ru
Каримова Валентина Геннадиевна - магистрант 1-го года обучения, кафедра социальной психологии, конфликтологии и управления, Уральский государственный педагогический университет, Екатеринбург, Россия E-maiMfk.ifl993@mail.ru
Обсуждается необходимость целенаправленного формирования у будущих педагогов готовности к взаимодействию с иноэтнич-ными субъектами образовательного пространства в современных условиях. Представлены результаты эмпирического исследования, выполненного на выборке студентов педагогических и непедагогических направлений и специальностей обучения Уральского государственного педагогического университета (Ы = 60 студентов, от 18 до 23 лет) с применением диагностического инструментария: методика «Шкала социальной дистанции» Э. Богардуса, опросник «Диагностический тест отношений» Г. У. Солдатовой, модификация методики «Ценностного спектра» Д. А. Леонтьева, авторской анкеты «Готовность будущих педагогов к взаимодействию с иноэтничными субъектами в образовании». Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован в подготовке специалистов педагогического профиля. Ключевые слова: образование, иноэтничный субъект, этнокультурная компетентность, готовность к взаимодействию, педагог.
DOI: 10.18500/2304-9790-2015-4-3-244-247
Введение
В настоящее время обособленное существование народов и культур кажется невозможным в связи с усилением миграционных и демографических процессов, увеличением числа этнически смешанных семей, образованием многонациональных коллективов в социальных институтах. Люди сталкиваются с разнообразием культурного окружения, с иной системой ценностей, что зачастую приводит к непониманию и столкновениям, которые, в свою очередь, перерастают в конфликты [1].
Для того, чтобы избежать негативных последствий полиэтничности, каждый человек должен быть активным носителем опыта этнокультурного и межэтнического взаимодействий, принимать своеобразие образа жизни конкретных этнических групп, находить адекватные модели поведения, чтобы поддерживать атмосферу согласия и взаимного доверия, достигать высокой эффективности совместной деятельности [2]. Все эти знания и умения человек должен приобретать не только и не столько стихийно, сколько в специально организованной деятельности, в процессе получения образования.
Система образования должна способствовать консолидации и взаимопроникновению федераль-
© Валиев Р. А., Каримова В. Г., 2015