УДК 159.923:316.6 СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МОЛОДЕЖИ ОБ ЭКСТРЕМИЗМЕ И ПАТРИОТИЗМЕ
Муращенкова Н.В.
В статье представлены результаты эмпирического исследования структуры социальных представлений современной молодежи об экстремизме и патриотизме. Проверяется предположение о наличии различий в эмоциональном фоне, степени согласованности и устойчивости социальных представлений о патриотизме и экстремизме. Методологической основой является структурный подход Ж.-К. Абрика. Сбор эмпирического материала проведен с помощью метода свободных словесных ассоциаций. Полученные данные обработаны с использованием прототипического анализа (по П. Вержесу) и контент-анализа. В итоге описаны ядро и периферия социальных представлений молодежи об экстремизме и патриотизме, выделены обобщенные понятийные категории, синтезирующие структурные элементы представлений. Выявлено, что социальные представления молодежи об экстремизме и патриотизме различаются по степени согласованности, устойчивости, а также по эмоциональному фону. Устойчивыми, согласованными и позитивно окрашенными являются социальные представления о патриотизме, социальные представления об экстремизме менее согласованы, характеризуются динамичностью и негативной эмоциональной окраской. Результаты исследования имеют прогностическое значение для понимания отношения молодежи к таким феноменам, как экстремизм и патриотизм и могут быть использованы при разработке федеральных и региональных программ, а также конкретных образовательных мероприятий, направленных на профилактику экстремизма и патриотическое воспитание современной молодежи.
Ключевые слова: структура социальных представлений; ядро и периферия социального представления; социальные представления об экстремизме; социальные представления о патриотизме.
STRUCTURE OF SOCIAL REPRESENTATIONS OF YOUTH ABOUT EXTREMISM AND ABOUT PATRIOTISM
Murashchenkova N.V.
This article describes the results of a study of social representations of youth about extremism and patriotism. The assumption of existence of distinctions in an emotional background, degree of coherence and stability of social representations about patriotism and extremism is checked. Methodological basis is Zh.-K. Abrik's structural approach. Collecting an empirical material is carried out by means of a method of free verbal associations. The obtained data are processed with use of the prototypical analysis (according to P. Verges) and the content analysis.
As a result the kernel and the periphery of social representations of youth about extremism and patriotism are described; the generalized conceptual categories synthesizing structural elements of representations are allocated. Social representations of youth about extremism and about patriotism differ in degree of consistency, stability and emotional background. Social representations of youth about patriotism are stable, consistent and have a positive emotional background. Social representations of youth about extremism less consistent, characterized by dynamism have a negative emotion.
Results of research have predictive value for understanding of the relation of youth to such phenomena as extremism and patriotism and can be used when developing federal and regional programs, and also the concrete educational actions directed on prevention of extremism and patriotic education of modern youth.
Keywords: structure of social representations; kernel and periphery of social representation; social representations about extremism, social representations about patriotism.
Введение. Все чаще политики и ученые сегодня отмечают, что борьба с экстремизмом в России и необходимость воспитания патриотизма у молодежи через привитие уважения к своему народу, стране, наряду с воспитанием уважительного отношения к представителям других народов и религий, - это две взаимосвязанные проблемы. Искоренить экстремизм невозможно при отсутствии системы патриотического воспитания в стране. Решение проблемы патриотического воспитания молодежи и профилактики экстремизма, в основе которого лежит проявление разного рода нетерпимости (религиозной, этнической, социальной, политической и других), тесно связано с необходимостью выявления и анализа структуры социальных представлений молодежи об экстремизме и патриотизме и отношения молодых людей к данным феноменам. Особенно ярко актуальность изучения данной проблемы проявляется на фоне происходящей подмены понятий и активно пропагандируемой в современном обществе позиции, согласно которой экстремизм трактуется как особая форма патриотизма, как полезная деятельность, направленная на защиту своей страны, своего народа от «чужих» (представителей других национальностей, религий, а иногда и просто жителей других городов [2]). Абсурдность и опасность данного подхода очевидна, особенно в такой большой многонациональной стране, как Россия. Подобные идеи, транслируемые экстремистски настроенными политиками и лидерами молодежных движений, ставят под удар само существование России как многонационального государства.
Проведенный нами анализ трактовок понятий «экстремизм» и «патриотизм», представленных в современной науке, свидетельствует о том, что термин «патриотизм», по сравнению с термином «экстремизм», имеет более согласованную в научных кругах трактовку и понимание. Определения патриотизма
встречаются в различных науках, однако их содержание зачастую стереотипно и не несет специфики той отрасли знания, в которой представлено. В философии, социологии, политологии, педагогике патриотизм рассматривается как любовь к Родине, преданность своему Отечеству, народу, традициям и обычаям, стремление своими действиями служить его интересам.
Теоретический анализ работ по психологии позволяет сделать вывод о том, что проблема изучения патриотизма в психологии на сегодняшний день не является традиционной. Однако определение патриотизма, представленное в статье В.А. Кольцовой и В.А. Соснина (одной из немногих психологических работ по изучению патриотизма как психологического феномена), как раз отражает социально-психологическую специфику данного явления. Авторы рассматривают патриотизм как «одну из базовых составляющих национального самосознания народа, выражающуюся в чувствах любви, гордости и преданности своему отечеству, его истории, культуре, традициям и быту, в чувстве нравственного долга его защиты, а также в признании самобытности и самоценности других сообществ, в осознании их права на самобытность и существование без конфронтации друг с другом» [3, с. 91].
Что касается термина «экстремизм», в научной литературе встречается довольно абстрактное определение, характеризующее данное явление как приверженность к крайним взглядам и использование радикальных методов для достижения целей. Данное понимание экстремизма берется за основу многими социологами, философами и политологами. Юристы обращаются к определению, представленному в Федеральном законе РФ от 25 июля 2002 г. «О противодействии экстремистской деятельности», конкретизирующему формы проявления экстремизма и охватывающему довольно широкий круг действий. Однако, определение экстремизма через набор действий не дает представления о его сущностных характеристиках. Возможно, помощь здесь могла бы оказать психологическая наука, но в психологических исследованиях специфическое определение экстремизма не представлено.
В контексте вышесказанного, значимым, на наш взгляд, является получение ответов на следующие вопросы:
- каково смысловое содержание понятий «экстремизм» и «патриотизм» и отношение к данным явлениям в обыденном сознании молодежи?
- существует ли сходство в содержательном наполнении представлений об экстремизме и патриотизме и эмоциональной оценке этих явлений?
- являются ли представления о данных феноменах сформированными и устойчивыми образованиями или находятся на стадии формирования, претерпевают изменения и трансформацию?
Цель исследования - выявление и анализ структуры и содержания социальных представлений молодежи об экстремизме и патриотизме.
Гипотеза исследования. Социальные представления молодежи об экстремизме и патриотизме различаются по степени согласованности, устойчивости, а также по эмоциональному фону: устойчивыми, согласованными и позитивно окрашенными являются социальные представления о патриотизме, социальные представления об экстремизме являются менее согласованными, характеризуются динамичностью и негативной эмоциональной окраской.
Методология и методы. Методологической основой исследования явились идеи школы Экс-ан-Прованса, в частности структурный подход Ж.-К. Аб-рика, согласно которому выявление содержания социального представления не является достаточным для его описания, значимым является также анализ структуры представления, позволяющий проводить процедуру сравнения, с целью выявления сходства и различий представлений в различных группах [6; 7]. Структурными элементами социального представления по Ж.-К. Абрику являются ядро и периферия. Ядро представления характеризуется стабильностью, устойчивостью к изменениям, тесно связано с коллективной памятью и историей социальной группы, ее ценностями и нормами. Ядро в целом определяет структуру всего представления, придает ему смысл. Периферическая система связана с индивидуальным опытом и памятью, динамична и изменчива, за счет
чего способна адаптироваться к конкретной реальности, выполняя защитную функцию ядра и перестраиваясь при наличии рассогласования между наличными элементами представления и новыми компонентами, отражающими меняющуюся реальность [6]. Однако, если новой информации, которая не соответствует уже сложившемуся представлению, слишком много, и периферия не способна ее полностью адаптировать, то изменения затрагивают и ядро, что может вести к трансформации старого социального представления и созданию нового
[5].
В качестве основного эмпирического метода, позволяющего выявить структуру социального представления, был выбран метод свободных словесных ассоциаций, так как именно он, по мнению многих исследователей, позволяет получить ключевой для анализа представлений имплицитный, символический материал [1]. В инструкции респондентам предлагалось записать 5 ассоциаций на слово «экстремизм» и 5 ассоциаций на слово «патриотизм».
Обработка и анализ данных осуществлялись с использованием прототипического анализа (по П. Вержесу) [9], частотного и контент-анализа. Методика П. Вержеса предполагает включение понятия (слова или словосочетания) в зону ядра или периферии социального представления на основании двух показателей: частоты встречаемости ассоциации и ранга появления ассоциации в ответах респондентов. Пересечение этих осей в точке медианы частоты встречаемости и среднего ранга появления ассоциаций образует систему координат, включающую четыре зоны. В первую зону - зону ядра социального представления - входят ассоциации с высокой частотой встречаемости и низким средним рангом относительно центральной точки пересечения осей. Все последующие ассоциации входят в периферическую зону социального представления, включающую область потенциальных изменений (ассоциации с низкой частотой встречаемости и низким средним рангом, а также ассоциации с высокой частотой встречаемости и высоким средним рангом) и собственно периферическую систему представления (ассоциации с низкой частотой встречаемости и
высоким средним рангом). Предположение западных ученых о том, что ассоциации, высказанные в первую очередь небольшим количеством респондентов, входящие в одну из областей зоны потенциальных изменений представления, отражают позицию меньшинства [6; 8], позволяет значительно расширить поле интерпретации содержания социальных представлений.
Таким образом, на первом этапе обработки данных были определены структурные элементы социальных представлений об экстремизме и патриотизме. При этом анализу подверглись ассоциации, высказанные как минимум пятью процентами респондентов. На втором этапе с помощью контент-анализа были выделены обобщенные понятийные категории, синтезирующие ассоциации, включенные в структуру изучаемых социальных представлений.
Выборку исследования составили молодые люди в возрасте от 18 до 27 лет (М=21,66 и SD=2,79), постоянно проживающие в Смоленске и Смоленской области. Всего 314 человек, из них 157 мужчин и 157 женщин. Выборочная совокупность соответствует генеральной по основным социальнодемографическим параметрам: полу, возрасту, образованию, типу поселения.
Результаты и их обсуждение. С помощью метода словесных ассоциаций в ходе эмпирического исследования было получено 1485 ассоциаций на понятие «экстремизм», что в среднем составляет 4,73 ассоциации на респондента. Словарь понятий составил 320 различных слов и словосочетаний. В зону ядра и периферии представления об экстремизме вошли 609 ассоциаций (41,01% от общего числа ассоциаций, высказанных респондентами).
Анализ содержания ядра представления об экстремизме свидетельствует о том, что данное явление отождествляется многими респондентами с терроризмом и ассоциируется в сознании респондентов с насилием, войнами, злобой. Содержание периферической системы показывает, что экстремизм в сознании респондентов имеет негативную эмоциональную окраску, рассматривается как явление, направляемое отрицательными эмоциями и вызывающее их; характеризуется применением противозаконных средств достижения целей, влечет
жертвы, смерть и разрушение, связано с проявлением жестокости личности (таблица 1).
Таблица 1
Структура социального представления об экстремизме
Элементы структуры социального представления Условия включения понятия в ту или иную зону социального представления Понятия-ассоциации (в скобках рядом с каждым понятием указаны их частота встречаемости и средний ранг)
Зона ядра социального представления частота встречаемости > 29, средний ранг < 2,97 терроризм (84;2,04) злость/злоба(38;2,48) война/ы (39;2,50) насилие (39;2,34)
Потенциальная зона изменений социального представления включает в себя 2 подгруппы частота встречаемости < 29, средний ранг < 2,97 гнев (24;2,84) агрессия (20;2,05) провокация беспорядков (18;2,49) борьба (16;2,29)
частота встречаемости > 29, средний ранг > 2,97 страх (55;3,41) смерть (34;3,32) теракт/ы (30;3,04)
Собственно периферическая система социального представления частота встречаемости < 29, средний ранг > 2,97 тревога (27;3,21) ненависть (26;2,98) взрыв/ы (22;4,12) раздражение (21;3,16) боль (21;3,15) убийство/а (21;3,13) отвращение (20;3,34) жестокость (20;3,07) горе (18;3,95) жертвы (16;3,60)
Формирующими источниками социальных представлений являются две категории - научное знание и убеждения [1]. Отождествление изучаемого понятия с терроризмом, вероятно, есть пример формирования социального представления в условиях отсутствия единой однозначной трактовки экстремизма в науке и средствах массовой информации. В результате этого, объяснение одного неизвестного понятия (экстремизм) происходит через другое более осмысленное и понятное (терроризм), что свидетельствует о текущем процессе формирования и становления социального представления об экстремизме как в научном, так и в обыденном сознании.
Анализ содержания потенциальной зоны изменений представления об экстремизме позволяет сделать вывод о наличии другой, менее популярной и распространенной трактовке экстремизма. В одну из групп потенциальной зоны изменений, олицетворяющую так называемую позицию меньшинства, вошли понятия «провокация беспорядков», «борьба», «агрессия» и «гнев», характеризующие экстремизм как менее кровопролитную, чем терроризм, но, в то же время, связанную с агрессией и применением насилия, деятельность. Причем включение в представление такого понятия как «борьба», позволяет трактовать экстремизм как средство идейного агрессивного противостояния, характеризующееся стремлением к достижению определенных целей, наличием официального противника, оппонента (чаще всего, это - действующая власть), чья позиция, или сам этот противник, вызывают «гнев» субъекта борьбы (экстремиста). Тогда, целью экстремиста становиться обращение на себя и на свою позицию внимания путем «провокации беспорядков», часто в условиях массовых акций протеста. Практика показывает, что подобная трактовка экстремизма как средства идейной борьбы, уже не вызывает однозначно негативного отношения и оценки. Такое «облегченное» понимание экстремизма может провоцировать увеличение числа сочувствующих людей, оправдывающих экстремистов как жертв, «неуслышанных», как оппозиционеров, у которых не осталось легитимных средств, чтобы достучаться до действующей власти. В итоге, подобная трактовка может способствовать росту числа приверженцев экстремистского типа поведения, и людей, оправдывающих их. Во многом появлению и распространению данного понимания «экстремизма» способствует опасная тенденция, обозначенная отечественными исследователями как «заигрывание власти с экстремизмом», проявляющаяся в использовании экстремистских организаций и их членов в политических целях, и как следствие - ведущая к оправданию экстремистских действий [4].
Проведенный контен-анализ позволил объединить все ассоциации, вошедшие в структуру социального представления об экстремизме, в пять поня-
тийных категорий: «негативные эмоции, ощущения и состояния», «деятельность и поведение, связанные с применением насилия, противоправными действиями», «средства исполнения насильственных и противоправных действий», «последствия насильственных и противоправных действий» и «негативные морально-психологические качества личности». Вес и наполненность данных категорий являются различными (таблица 2).
Таблица 2
Характеристики категорий, синтезирующих структурные элементы
социального представления об экстремизме
Названия категорий (после каждой категории указан % ассоциаций, составляющих категорию, от общего числа ассоциаций, попавших в структуру социального представления) Понятия-ассоциации, включенные в категории (после каждого понятия указан % от общего количества ассоциаций, попавших в данную категорию)
Негативные эмоции, ощущения и состояния (41,05%) страх (22%) злость/злоба (15,2%) тревога (10,8%) ненависть (10,4%) гнев (9,6%) боль (8,4%) раздражение (8,4%) отвращение (8%) горе (7,2%)
Деятельность и поведение, связанные с применением насилия, противоправными действиями (38,92%) терроризм (35,44%) насилие (16,46%) война/ы (16,46%) убийство/а (8,86%) агрессия (8,44%) провокация беспорядков (7,59%) борьба (6,75%)
Средства исполнения насильственных и противоправных действий (8,54%) теракт/ы (57,69%) взрыв/ы (42,31%)
Последствия насильственных и противоправных действий (8,21%) смерть (68%) жертвы (32%)
Негативные морально-психологические качества личности (3,28%) жестокость (100%)
На понятие «патриотизм» в ходе эмпирического исследования было высказано 1496 ассоциаций, что в среднем составляет 4,76 элементов на респондента. Словарь понятий составил 206 различных слов и словосочетаний. В зону ядра и периферии представления о патриотизме вошли 960 ассоциаций (64,17%,
от общего числа ассоциаций, высказанных респондентами). Анализ содержания ядра представления о патриотизме свидетельствует о том, что в сознании респондентов патриотизм ассоциируется с такими понятиями как «любовь», «гордость», «Родина», «преданность» и «уважение» (таблица 3).
Таблица 3
Структура социального представления о патриотизме
Элементы структуры социального представления Условия включения понятия в ту или иную зону социального представления Понятия-ассоциации (в скобках рядом с каждым понятием указаны частота встречаемости и средний ранг)
Зона ядра социального представления частота встречаемости > 46, средний ранг < 3,01 любовь (164;2,17) гордость (149;2,16) Родина (131;2,29) преданность (82;2,73) уважение (46;2,98)
Потенциальная зона изменений социального представления включает в себя 2 подгруппы частота встречаемости < 46, средний ранг < 3,01 вера (41;2,79) страна (41;3,00) Россия (26;2,74) честь (20;2,89) уверенность( 19;2,74)
частота встречаемости > 46, средний ранг > 3,01 -
Собственно периферическая система социального представления частота встречаемости < 46, средний ранг > 3,01 смелость (31;3,58) радость (29;3,03) сила (26;3,26) защита (25;3,34) народ (21;3,36) доброта (20;3,71) героизм (і9;3,42) отвага (18;3,40) мужество (18;3,33) Великая отечественная война (17;3,04) Отечество (17;3,22)
Согласно данным таблицы 3, содержание ядра представления о патриотизме совпадает с содержанием большинства научных определений данного понятия, которое рассматривается учеными как проявление любви, уважения, преданности Родине, гордости за нее. Это позволяет сделать вывод о том, что социальные представления молодых людей о патриотизме отличаются стабильностью и высокой степенью согласованности.
Для периферической системы представления о патриотизме характерно обращение к военно-историческому прошлому страны, это подтверждается наличием в структуре представления таких понятий как «Великая отечественная война», «Отечество», «защита», «народ», «сила», «героизм», «отвага», «мужество», «смелость». Присутствие в периферической системе таких элементов как «радость» и «доброта» характеризуют отношение молодежи к изучаемому феномену. Так называемая позиция меньшинства представлена понятиями «страна», «вера», «Россия», «уверенность» и дополняется такой ценностной характеристикой, как «честь».
Ассоциации, включенные в ядро и периферию социального представления о патриотизме, с целью обобщения были подвергнуты контент-анализу. В итоге выделены шесть понятийных категорий (таблица 4). Результаты данного обобщения свидетельствуют, что общий эмоциональный фон социального представления о патриотизме положительный.
Таблица 4
Характеристики категорий, синтезирующих структурные элементы
социального представления о патриотизме
Названия категорий (после каждой категории указан % ассоциаций, составляющих категорию, от общего числа ассоциаций, попавших в структуру социального представления) Понятия-ассоциации, включенные в категории (после каждого понятия указан % от общего количества ассоциаций, попавших в данную категорию)
Позитивные эмоции, чувства и состояния (46,16%) любовь (37,02%) гордость (33,63%) преданность (18,51%) радость (6,55%) уверенность(4,29%)
Принадлежность (24,58%) Родина (55,51%) страна (17,37%) Россия (11,02%) народ (8,9%) Отечество (7,2%)
Положительные качества личности (11,04%), из них: волевые качества личности нравственно-психологические качества лично- смелость (29,25%) героизм (17,92%) отвага (16,98%) мужество (16,98%) доброта (18,87%)
сти
Мировоззрение (установки и убеждения) (9,06%) уважение (52,87%) вера (47,13%)
Защита и оборонная мощь (7,08%) сила (38,24%) защита (36,76%) Великая отечественная война (25%) как пример эффективной защиты и обороны страны (прим. автора)
Социально-нравственная ценность (2,08%) честь (100%)
Сравнение содержания и структуры изучаемых представлений позволяет сделать вывод о том, что обыденные представления молодежи об экстремизме менее согласованы и однородны, нежели представления о патриотизме. Данный факт подтверждают следующие результаты сравнения. Во-первых, численность словаря понятий для слова «экстремизм» в 1,5 раза больше, чем словарь понятий к слову «патриотизм». Во-вторых, частоты встречаемости ассоциаций, входящих в ядро представления о патриотизме, значительно выше частот встречаемости ядерных компонентов представления об экстремизме. Так, например, понятие «терроризм» (самое многочисленное в ядерной структуре представления об экстремизме) высказали лишь 27% респондентов, в то время как понятие «любовь» (самое многочисленное в ядерной структуре представления о патриотизме) - 52% респондентов. В-третьих, ядро представления о патриотизме содержит 60% от всех ассоциаций, входящих в его структуру, в случае с представлением об экстремизме, этот показатель составляет лишь 33%.
Сравнение содержания представлений об экстремизме и патриотизме позволяет сделать вывод также о том, что экстремизм, как явление, имеет негативную эмоциональную окраску в сознании респондентов (таблица 2), в то время как понятие «патриотизм» ассоциируется с положительными эмоциями и позитивными качествами личности (таблица 4). Более детальный анализ эмоционального компонента представлений свидетельствует об антагонизме, содержательной эмоциональной полярности исследуемых представлений. Так, «тревога» в представлении об экстремизме может быть противопоставлена «уверенности», «вере» в представлении о патриотизме, «жестокость», ассоции-
руемая с экстремизмом, является антонимом «доброты», «ненависть» противоположна «любви». Таким образом, весьма обоснованным становится понимание патриотизма как своеобразного щита, оберегающего от появления и роста экстремистских настроений и действий в молодежной среде. Обоснованной представляется мысль о необходимости воспитания здорового истинного патриотизма как профилактического средства в борьбе с экстремистскими проявлениями, а также деструктивным и необоснованным становится понимание и провозглашение экстремизма, как своеобразной формы патриотизма и защиты своей страны и народа от «чужих», навязываемое представителями различных экстремистских организаций.
Заключение. Подводя итог статьи, отметим основные результаты, полученные в ходе работы и выводы, к которым мы пришли:
1. Социальное представление об экстремизме конкретизируется в сознании молодежи через негативные эмоции, чувства и состояния, представление о противозаконности и насильственном характере подобных действий, через описание средств исполнения и последствий экстремистских проявлений, с указанием на жестокость, как негативное морально-психологическое качество личности, характеризующее экстремиста.
2. Социальное представление о патриотизме конкретизируется в обыденном сознании через позитивные эмоции, чувства и состояния, указание на принадлежность месту рождения, стране, народу, через волевые и нравственные качества личности, ценности, установки и убеждения, наряду с обращением к военно-историческому прошлому страны и описанием ее защитных и оборонных возможностей.
3. Наличие большого количества отрицательных эмоций и состояний в структуре социального представления об экстремизме демонстрирует негативное отношение большинства респондентов к данному явлению, в то время, как позитивные эмоции, чувства и состояния в структуре социального представле-
ния о патриотизме свидетельствуют о положительном отношении молодежи к данному феномену.
4. Обыденные представления молодежи об экстремизме характеризуются динамичностью, находятся на стадии формирования/развития и уточнения, в то время как представления о патриотизме характеризуются устойчивостью во времени, согласованностью и стереотипностью содержания. Это, на наш взгляд, во многом объясняется «молодостью» понятия «экстремизм», малой временной длительностью его употребления, неоднозначностью научных трактовок данного понятия в сравнении с понятием «патриотизм».
Список литературы
1. Бовина И.Б., Стефаненко Т.Г., Тихомандрицкая О.А., Малышева Н.Г., Го-
лынчик Е.О. Обыденные представления молодежи о России в современном мире // Знание. Понимание. Умение: информационный гуманитарный портал. 2010. №2. Педагогика. Психология. URL: http://www.zpu-journal.ru/e-
zpu/2010/2/Bovina~Stefanenko~Tikhomandritskaya~Malysheva~Golynchik/ (дата обращения: 21.02.2012).
2. Борусяк Л. Патриотизм как ксенофобия (результаты опроса молодых москвичей) // Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. 2004. №6. С. 58-70.
3. Кольцова В.А., Соснин В.А. Социально-психологические проблемы патриотизма и особенности его воспитания в современном российском обществе // Психологический журнал. 2005. Том 26. №4. С.89-97.
4. Реутов Е.В. Причины распространения экстремизма и ксенофобии в молодежной среде // Причины распространения этнического экстремизма и ксенофобии среди молодежи (Центральный федеральный округ): Сборник материалов социологического исследования / Под ред. проф. Л.Я. Дятченко. Белгород: Издательство БелГУ, 2008. С.15-33.
5. Трушкова С.В. Анализ матрицы интеркорреляций как метод локализации структурного ядра социальных представлений // Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология. 1998. № 1. С. 52-57.
6. Abric J-C. A Structural Approach to Social Representations // Representations of the Social: Bridging Theoretical Traditions / Eds. by K. Deaux, G. Philogène. Oxford: Blackwell Publishers. 2001. Р. 42-47.
7. Abric J.-C. L’analyse structurale des représentations sociales // Les méthodes des sciences humaines / Sous la dir. S. Moscovici, F. Buschini. P.: Presses Universitaires de France. 2003. Р. 375-392.
8. Bonnec Y. Identité régionale, nationale et européenne. Organisation et statut de la mémoire sociale au sein des représentations sociales // La mémoire sociale: Identités et Représentations Sociales / Sous la dir. de S. Laurens, N. Roussiau. Rennes: Presses Universitaires de Rennes. 2002. Р. 175-185.
9. Vergès P. L’Evocation de l’argent: une méthode pour la définition du noyau central d’une représentation // Bulletin de psychologie. 1992. Tome XLV. No 405. P. 203-209.
References
1. Bovina I.B., Stefanenko T.G., Tikhomandritskaya O.A., Malysheva N.G.,
Golynchik E.O. Obydennye predstavleniya molodezhi o Rossii v sovremennom mire [Ordinary representations of youth about Russia in the modern world]. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 2 (2010). http://www.zpu-
journal.ru/ezpu/2010/2/Bovina~Stefanenko~Tikhomandritskaya~ Malysheva~Golynchik/ (accessed February 15, 2012).
2. Borusyak L. Vestnik obshchestvennogo mneniya [The Russian Public Opinion Herald. Data. Analysis. Discussions], no. 6. (2004): 58-70.
3. Koltsova V.A., Sosnin V.A. Psikhologicheskiy zhurnal [Psychological magazine] 26, no. 6 (2005): 89-97.
4. Reutov E.V. Prichiny rasprostranenija jetnicheskogo jekstremizma i ksenofobii sredi molodezhi [The reasons of distribution of ethnic extremism and xenophobia among youth]. Belgorod, 2008. pp. 15-33.
5. Trnshkova S.V. Vestnik Moskovskogo Universiteta. Serija 14. Psihologija. [Moscow University Herald. Series 14. Psychology], no. 1 (1998): 52-57.
6. Abric J-C. Representations of the Social: Bridging Theoretical Traditions. Oxford: Blackwell Publishers. 2001. pp. 42-47.
7. Abric J.-C. Les méthodes des sciences humaines [The methods of human sciences]. Paris: University Presses of France, 2003. pp. 375-392.
8. Bonnec Y. La mémoire sociale: Identités et Représentations Sociales [Social memory: Identity and Social Representations]. Rennes: University Presses of Rennes, 2002. pp. 175-185.
9. Vergès P. Bulletin de psychologie. [Bulletin of psychology] XLV, no. 405 (1992): 203-209.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Муращенкова Надежда Викторовна, старший преподаватель кафедры общей и социальной психологии
Смоленский гуманитарный университет
ул. Герцена, д.2, Смоленск, Смоленская область, 214014, Россия
e-mail: [email protected]
DATA ABOUT THE AUTHOR
Murashchenkova Nadezhda Viktorovna, senior teacher of chair of the general and social psychology
Smolensk Humanitarian University
2, Herzen's street, Smolensk, Smolensk region, 214014, Russia e-mail: [email protected]
Рецензент:
Г риценко Валентина Васильевна, заведующая кафедрой общей и социальной психологии Смоленского гуманитарного университета, доктор психологических наук, профессор