Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2018. Т. 7, вып. 4(28)
УДК 159.9:316.64
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА
А. А. Шаров
Шаров Алексей Александрович, аспирант, кафедра социальной психологии образования и развития, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, Россия, [email protected]
Актуальность исследования обусловлена выявлением специфики представления студентов о социальной активности. Цель исследования заключается в изучении структуры представления о феномене социальной активности в молодежной среде на студенческой выборке (Л = 100; 65% женского пола; до 25 лет
- 58%). Предположительно, представление в рассматриваемом контексте имеют неустойчивую структуру. Исследование выполнено с применением метода свободных ассоциаций с последующим ранжированием семантических компонентов представления о социальной активности по частоте их актуализации, с применением прототипического анализа данных по П. Вержесу и метода контент-анализа. Обнаружено, что у студенческой молодежи отсутствует относительно постоянное и сформированное представление о социальной активности. Об этом говорит отсутствие центрального ядра как во всей выборке, так и в под-выборках (распределение по полу, возрасту, форме обучения). Выявленные ассоциации можно сгруппировать в три основные смысловые группы: учебно-профессиональные (работа, труд, учеба), социально-психологические (деятельность, конфликт, семья, дружба) и общесмысловые (жизнь, выбор, мир, интернет). Студенты вузов ассоциируют изучаемый нами феномен с положительными учебно-профессиональными, социально-психологическими и общесмысловыми характеристиками. В целом представление о социальной активности характеризуется динамичностью и находится на стадии формирования. Ключевые слова: студенты, представление, ассоциация, зона периферии, социальная активность.
й01: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2018-7-4-364-367 Введение
С общефилософской позиции, активность - многообразие способов, мер и форм взаимодействия, обеспечивающих единство, развитие и взаимный переход идеального и материального. В психологическом аспекте
- это множество форм универсального психосоциального взаимодействия, в ходе которого индивид существует и развивается как субъект [1]. Социальная активность в самом общем социально-психологическом смысле может пониматься как составная часть поведения в обществе, обусловленная личностными свойствами [2]. В этнопсихологическом словаре под социальной активностью понимается поведение различных общественных субъектов (общностей, классов, групп, отдельных личностей), изме-
няющее или воспроизводящее обстоятельства жизнедеятельности и развивающее их психику, организационную структуру [3]. С позиции субъектно-деятельностного подхода, социальная активность - это интегративная характеристика индивида, проявляющаяся в совокупности действий и поступков, которые обусловлены потребностью в самоактуализации, самовыражении и нацелены на осознанную помощь другим, что в итоге положительно отражается на функционировании отдельной группы и общества в целом [4]. Можно сказать, что рассматриваемая категория социально-психологической реальности есть социокультурное качество и готовность личности к деятельности [5]. Обобщенно данный термин может принять следующий вид: определенный (частный) случай инициативного воздействия или системы действий субъекта на окружающую среду, общество [6]. Заметим, что все приведенные выше определения имеют исключительно положительный оттенок. Однако нельзя забывать о том, что активность субъектов в социуме может быть не только конструктивной, но и деструктивной. В связи с этим данный термин верно было бы представить в широком (обобщенном) и узком значениях. В широком смысле это все многообразие конструктивного, деструктивного и нейтрального социально обусловленного взаимодействия субъектов, направленного на воспроизведение и изменение их жизнедеятельности. В узком - это такая характеристика индивида, как готовность к деятельности, или отдельные случаи инициативных поступков по отношению к другим субъектам и различным реалиям окружающей действительности. Интересным представляется мнение, что активность нельзя рассматривать только в контексте деятельности. Отказ от нее в различных формах (бойкот, голодовка и т. д.) также относится к социальной активности [7]. Применительно к нашему исследованию активность студента - это интегральное свойство обучающегося субъекта осуществлять взаимодействие с окружающей социокультурной средой [8]. В отечественной науке вопросы социальной активности в студенческой среде изучаются в аспекте оценки ее проявления [9-12]. Отметим, что именно социальные представления являются одним из атрибутов социальных групп и системами интерпретации фактов, событий, явлений [13]. Выявление структуры социальных репрезентаций об активности позволит несколько расширить границы понимания отношения
© Шаров А. А., 2018
студенческой молодежи к изучаемому психологическому феномену. Изучение структуры (центрального ядра и периферических систем) социальных представлений позволяет выявить их динамику.
Актуальность эмпирической работы обусловлена необходимостью расширения и углубления знаний о феномене социальной активности, особенностях его восприятия у молодого поколения. Цель работы заключается в изучении представления о социальной активности студентов вуза. Объект исследования - социальная активность как социально-психологическое явление. Предмет исследования - представления студентов о социальной активности. Гипотезы: 1. Представления студентов о социальной активности имеют нестабильную, неустойчивую структуру. 2. Выявленные представления отражают позитивные профессиональные, психосоциальные и общесмысловые характеристики.
Выборка, методика и методы исследования
В исследовании в качестве респондентов приняли участие студенты (К = 100) выпускных курсов бакалавриата очной и заочной форм обучения (гуманитарного направления подготовки) СГУ имени Н. Г. Чернышевского г. Саратова. Женщины составили 67%, мужчины 33%. Очная и заочная формы обучения представлены одинаково - 50 и 50% испытуемых. Распределение по возрасту: 58% до 25 лет, 42% от 25 лет.
Основной метод исследования - свободный ассоциативный эксперимент (впервые предложенный К. Юнгом). Респондентам предлагалось сообщить пять первых пришедших на ум ассоциаций (слов) к словосочетанию «социальная активность».
Анализ и интерпретация ответов осуществлялись с помощью структурного подхода Ж.-К. Абрика и П. Вержеса, предполагающего выявление структуры (ядра и периферии) социальных представлений. [14,15]. Обработка проводилась с помощью пакета статистических программ 1ЛБР 0.8.6.
Результаты и их обсуждение
Общие результаты по всей выборке. У студентов нет относительно устойчивого и общепринятого представления о социальной активности, отсутствуют центральное ядро и первая зона периферии. Выявлено наличие второй периферийной зоны. Третья зона периферии наиболее многочисленна. Полученные данные представлены в таблице.
Последовательно представим результаты в зависимости от пола, возраста и формы обучения.
Центральное ядро представления о социальной активности у обучающихся мужского пола
Ассоциации в порядке убывания частоты Associations in order of frequency decreasing
Ассоциация Частота, % Средний ранг Зона периферии
Труд 24 2,1 2
Жизнь 17 3,1 3
Семья 15 3,5 3
Дружба, работа 14 2,6 3
Интернет 13 3,4 3
отсутствует. Первая зона периферии вообще не содержит ассоциаций. Во вторую зону периферии вошли только категории «работа» (частота 14%, средний ранг 1,2) и «труд» (частота 17%, средний ранг 2,3). Третья зона включает в себя категории «жизнь», «дружба». У обучающихся женского пола не выявлено центрального ядра представления о социальной активности. Первая зона периферии содержит только категорию «труд» (частота 27%, средний ранг 2,8), вторая периферийная зона никак не представлена. Третья зона наполнена следующими ассоциациями: «жизнь», «деятельность», «дружба», «семья». Таким образом, мужчины и женщины ассоциируют социальную активность с профессиональными характеристиками. У обучающихся по очной форме отсутствует центральное ядро представления о социальной активности. Первая зона периферии включает только одну ассоциацию - «труд» (частота 38%, средний ранг 2,6). У них отсутствует вторая зона периферии. Третья зона периферии представлена четырьмя ассоциациями: «работа», «жизнь», «дружба» и «семья». У обучающихся в возрасте после 25 лет не наблюдается формирования центрального ядра представления и первой зоны периферии. Вторая зона периферии включает лишь одну ассоциацию - «работа» (частота 17%, средний ранг 2,4). Третья зона периферии наиболее содержательна и представлена категориями: «учеба», «деятельность», «интернет» и «конфликт». У обучающихся по очной форме отсутствует центральное ядро представления о социальной активности. Первая зона периферии содержит категорию «труд» (частота 30%, средний ранг 3,4), во вторую зону периферии входит только ассоциация «работа» (частота 14%, средний ранг 2,4). Зона третьей периферии наиболее содержательна и включает в себя следующие ассоциации: «мир», «жизнь» и «выбор». У студентов-заочников отсутствует не только центральное ядро представления о социальной активности, но и первая зона периферии. Во вторую зону периферии входят «семья» (частота 12%, средний ранг 2,0), «деятельность» (частота 12%, средний ранг 2,2), «жизнь» и «работа» (частота 10%, средний ранг 2,2). Третья периферийная зона наименее содержательна и включает в себя категории «учеба» и «интернет».
Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2018. Т. 7, вып. 4(28)
Выводы
У студенческой молодежи отсутствует относительно стабильное и сформированное представление о социальной активности. Об этом говорит отсутствие центрального ядра как во всей выборке, так и в подвыборках. Социальная активность понимается в ракурсе деятельности, взаимодействия в различных социокультурных практиках не только в реальной, но и виртуальной среде. Среди выявленных ассоциаций можно выделить три основных звена представлений об изучаемом феномене: учебно-профессиональное («работа», «труд», «учеба»), социально-психологическое («деятельность», «конфликт», «семья», «дружба») и общесмысловое («жизнь», «выбор», «мир», «интернет»). Анализ результатов всей выборки в целом показывает, что студенты ассоциируют социальную активность с учебно-профессиональными характеристиками, а далее с социально-психологическими и общесмысловыми. Студенты и женского, и мужского пола во всех возрастных диапазонах ассоциируют социальную активность в первую очередь с профессиональными характеристиками. У студентов очной формы обучения на первом месте стоят профессиональные характеристики, а у студентов-заочников - социально-психологические и общесмысловые и отсутствуют негативные, связанные с деструктивной активностью.
Таким образом, гипотезы исследования нашли подтверждение. Особенно следует подчеркнуть тот факт, что в значимых зонах присутствует ассоциация «интернет». Это говорит о том, что виртуальная активность, наряду с реальной, занимает важное место в жизнедеятельности современной молодой личности. Следовательно, значимой и актуальной проблемой является изучение различных социально-психологических аспектов двух видов социальной активности - реальной и виртуальной.
Благодарности и финансирование: Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского научного фонда (проект № 18-1800298).
Библиографический список
1. ВолочковА. А. Активность субъекта сферы жизни : теоретическая модель и эмпирика // Психология. Журнал ВШЭ. 2010. № 1. С. 19-54.
2. Шатыр Ю. А., Мулик И. Г., Улесикова И. В., Була-тецкий С. В., Мулик А. Б. Оптимизация оценки выраженности и направленности социальной активности человека // Наука молодых (Eruditio Juvenium). 2017. Т. 5, № 4. С. 393-405. DOI: http://dx.doi.org/10.23888/ HMJ20174393-405
3. КрыськоВ. Г. Этнопсихологический словарь. М., 1999. 343 с.
4. Новикова Г. В. Структура социальной активности молодежи в добровольческой деятельности и ее виды // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 10 (52). Ч. 4. С. 124-126. DOI: http://dx.doi. org/10.18454/IRJ.2016.52.023
5. Зайко А. П. Социальная активность студентов колледжей в социальных сетях : региональный аспект // Изв. Урал. федер. ун-та. Сер. 3. Общественные науки. 2017. Т. 12, № 2 (164). С. 106-113.
6. Шамионов Р. М. Психологические характеристики социальной активности личности // Мир психологии. 2012. № 3. С. 145-154.
7. Гальченко В. В. Актуальные проблемы развития социальной активности населения на местном уровне // Мир науки. 2013. Вып. 4. URL: http://mir-nauki.com/ issue-4-2013.html (дата обращения: 10.05.2018).
8. Харланова Е. М. Социальная активность студентов : сущность понятия // Теория и практика общественного развития. 2011. № 4. С. 183-186.
9. Балог А. И. Социальная активность студенческой молодежи // Историческая и социально-образовательная мысль. 2015. Т. 7, № 6/2. С. 143-146. DOI: http://dx.doi. org/10.17748/2075-9908-2015-7-6/2-143-146
10.Баженова Н. Г. Особенности социальной активности студентов, вовлеченных в общественную деятельность // Изв. РГПУ им. А. И. Герцена. 2015. № 177. С. 146-154.
11. Савченко В. С. Формирование социальной активности студентов вуза в досуговой деятельности // Вектор науки Тольяттинского гос. ун-та. Сер. Педагогика, психология. 2014. № 3. С. 179-184.
12.Власова О. В., Оболдина А. О. Формирование социальной активности студентов в условиях воспитательной системы педагогического вуза // Экономика, социология и право. 2017. № 1. С. 33-37.
13.Емельянова Т. П. Социальные представления : история, теория и эмпирические исследования М., 2016. 476 с.
14.Abric J.-C. Les représentations sociales: aspects théoriques // Pratiques sociales et représentations. J.-C. Abric (ed.). Paris, 1994. P. 10-36.
15. Vergès P. Représentations sociales en psychologie économique // Psychologie Économique. Théories et Applications / eds. C. Roland-Lévy, P. Adair. Paris, 1998. P. 19-33.
Образец для цитирования:
Шаров А. А. Представление о социальной активности студентов вуза // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2018. Т. 7, вып. 4 (28). С. 364-367. Б01: https://doi.org/ 10.18500/2304-9790-20187-4-364-367
366
Научный отдел
Higher School Students' Notion About Social Activity
Alexey A. Sharov
ORCID: https://0000-0002-0635-1413 Saratov State University
83, Astrakhanskaya Str., 410012, Saratov, Russia E-mail: [email protected]
The relevance of the study is determined by the identification of the specifics of students' notion about social activity. The goal of the research is to study the structure of the notion of the social activity phenomenon among the young people on a student sample (N = 100, 65% are female, 58% are up to 25 years old). Presumably, the notion in the context under consideration has an unstable structure. The research was carried out using the method of free associations following the ranking of the semantic components of the notion of social activity according to the frequency of their actualization, using the prototypical data analysis by P. Verges and the method of content analysis. We found out that young students lack a relatively constant and well-formed notion of social activity. This is evident by the absence of a central core in the entire sample and in the sub-samples (distribution by gender, age, mode of study). The identified associations can be grouped into three main semantic groups: educational and professional (work, labour, study), socio-psychological (activity, conflict, family, friendship) and common sense (life, choice, world, the Internet). Students of higher educational institutions associate the phenomenon under study with positive educational, professional, social psychological and general characteristics. In general, the notion of social activity is characterized by dynamism and is at the stage of formation.
Keywords: students, notion, association, peripheral zone, social activity.
Acknowledgments: This work was supported by the Russian Foundation for Basic Research (project No. 18-18-00298).
References
1. VolochkovA. A. Aktivnost' sub'ekta sfery zhizni: teoretiches-kaya model' i empirika [Activity ofthe subject ofthe sphere of life: theoretical model and empirical evidence]. Psihologiya. Zhurnal VSHE [Psychology. Journal of the Higher School of Economics], 2010, no. 1, pp. 19-54 (in Russian).
2. Shatyr Yu. A., Mulik I. G., Ulesikova I. V, Bulateckiy S. V., Mulik A. B. Optimizatsiya otsenki vyrazhennosti i napravlen-nosti social'noj aktivnosti cheloveka [Optimization of assessment ofseverity and direction ofhuman social activity]. Nauka molodykh [Science for young], 2017, vol. 5, pp. 393-405 (in Russian). DOI: http://dx.doi.org/10.23888/HMJ20174393-405
3. Krys'ko V G. Etnopsihologicheskijslovar' [Ethnopsycologal Dictionary]. Moscow, 1999. 343 p. (in Russian).
4. Novikova G. V Struktura social'noj aktivnosti molodezhi v dobrovol'cheskoj deyatel'nosti i ee vidy [Structure of social activity of youth in volunteerism and its types]. Mezhdunarod-nyj nauchno-issledovatel 'skij zhurnal [International Research Journal], 2016, no. 10 (52), part 4, pp. 124-126 (in Russian). DOI: http://dx.doi.org/10.18454/IRJ.2016.52.023
5. Zayko A. P. Social'naya aktivnost' studentov kolledzhey v social'nyh setyah: regional'nyj aspekt [Social activity of college students in social networks: regional aspect]. Izv. Ural. feder. un-ta, Ser. 3. Obshchestvennye nauki [Izvestia Ural Federal University Journal Series 3 Social and Political Sciences], 2017, vol. 6, no. 2 (164), pp. 106-113 (in Russian).
6. Shamionov R. M. Psihologicheskie harakteristiki social'noy aktivnosti lichnosti [Psychological characteristics of a personality's social activity]. Mirpsihologii [The world of psychology], 2012, no. 3, pp. 145-154 (in Russian).
7. Galchenko V. V. Aktual'nye problemy razvitiya social'noj aktivnosti naseleniya na mestnom urovne [Actual problems of development of social activity ofthe population at the local level]. Mir nauki [World of science], 2013, iss. 4. Available at: http://mir-nauki.com/issue-4-2013.html (accessed 10.05.2018) (in Russian).
8. Kharlanova E. M. Social'naya aktivnost' studentov: sushch-nost' ponyatiya [Social activity of students: essence of concept]. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya [Theory and practice of social development], 2011, no. 4, pp. 183-186 (in Russian).
9. Balog A. I. Social'naya aktivnost' studencheskoi molodezhi [Social activity of students]. Istoricheskaya i social'no-obrazovatel'naya mysl ' [Historical and social-educational ideas], 2015, vol. 7, no. 6/2, pp. 143-146 (in Russian). D0I:10.17748/2075-9908-2015-7-6/2-143-146
10.Bazhenova N. G. Osobennosti social'noj aktivnosti studentov, vovlechennyh v obshchestvennuyu deyatel'nost' [Peculiarities of social activity of students involved in social activities]. Izv. RGPU im. A. I. Gercena [Izvestia Herzen University Journal of Humanities and Sciences], 2015, no. 177, pp. 146-154 (in Russian).
11. Savchenko V S. Formirovanie social'noj aktivnosti studentov vuza v dosugovoj deyatel'nosti [Formation of social activity of students in leisure activities]. Vektor nauki Tol'yattinskogo gos. un-ta, Ser. Pedagogika, psihologiya [Science Vector of Togliatti state university, Series: Pedagogy, psychology], 2014, no. 3, pp. 179-184 (in Russian).
12. Vlasova O. V., Oboldina A. O. Formirovanie social'noj aktivnosti studentov v usloviyah vospitatel'noj sistemy peda-gogicheskogo vuza [Formation of social activity of students in the conditions of educational system of pedagogical higher education institution]. Ekonomika, sotsiologiyai parvo [Journal Economics, sociology and law], 2017, no. 1, pp. 33-37 (in Russian).
13. Emel'yanova T. P. Social'nye predstavleniya: istoriya, teoriya i ehmpiricheskie issledovaniya [Social views: history, theory and empirical research]. Moscow, 2016. 216 p. (in Russian).
14. Abric J.-C. Les représentations sociales: aspects théoriques [Social Representations: Theoretical Aspects]. In: Pratiques sociales et représentations [Social Practices and Representations]. Ed. J.-C. Abric. Paris, 1994, pp. 10-36 (in French).
15.Vergès P. Représentations sociales en psychologie économique [Social Representations in Economic Psychology]. In: Psychologie Économique. Théories et Applications [Economic Psychology. Theories and Applications]. Eds. C. Roland-Lévy, P. Adair. Paris, 1998, pp. 19-33 (in French).
Cite this article as:
Sharov A. A. Higher School Students' Notion About Social Activity. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Educational A^eology. Developmental Psychology, 2018, vol. 7, iss. 4 (28), рр. 364-367 (in Russian). DOI: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2018-7-4-364-367