ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ В КОНТЕКСТЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТУДЕНТОВ О ВЫСОКОМ СОЦИАЛЬНОМ СТАТУСЕ
М.Е. Сачкова, И.Н. Тимошина
Московский государственный психолого-педагогический университет ул. Сретенка, 29, Москва, Россия, 127051
В статье представлены результаты исследования социальных представлений студентов о высоком статусе в обществе, где психологическое благополучие выступает интегральным компонентом. В ходе анализа литературы выявлено, что в юношеском возрасте ключевым фактором определения психологического благополучия выступает успешное самоопределение личности в обществе, а также достижение определенного статуса. Помимо этого, в период студенчества можно наблюдать становление социальных представлений в контексте личностного и профессионального самоопределения. Целью нашего исследования стало изучение структуры и специфики социальных представлений студентов о высоком статусе в современном обществе. Мы предположили, что представления студентов о высоком положении в социуме должны включать компоненты психологического благополучия. В ходе проведения исследования была использована методика П. Вержеса для исследования структуры социальных представлений. Полученные 594 ассоциации были подвергнуты категориальному анализу. В исследовании было обнаружено, что структурные компоненты психологического благополучия (по К. Рифф) находят свое отражение в характеристиках социального представления о высоком статусе. Был сделан вывод о том, что в социальных представлениях современной молодежи высокостатусный человек представляется как психологически благополучная личность, что подтверждает гипотезу исследования.
Ключевые слова: психологическое благополучие, социальные представления, социальный статус, лидерство, студенты
Современный темп жизни в мегаполисе навязывает его жителю постоянную и быструю смену деятельности. В связи с этим часто возникает повышенная утомляемость, что в дальнейшем может приводить к психосоматическим и личностным расстройствам. Кроме того, социальные, экономические, политические кризисы также неблагоприятно влияют на оценку качества жизни людей. В свете перечисленных проблем особое значение приобретает такой показатель качества жизни, как уровень психологического благополучия личности.
На данный момент существует несколько взглядов на трактовку понятия «психологическое благополучие». Гедонистический подход описывает психологическое благополучие в дихотомии «удовлетворенность — неудовлетворенность». При этом достижение психологического благополучия возможно при успешной социальной адаптации. Эвдемоническое понимание данного вопроса связано с тем, что личностный рост и самореализация рассматривается в качестве главного и самого необходимого элемента психологического благополучия. Комплексный подход к определению данного понятия был предложен К. Рифф. Она выделила шесть компонентов психологического благополучия, основанных на по-
зитивном функционировании личности в окружающей ее среде [15]: 1) высокая автономия и способность противостоять мнению большинства, вести себя нестандартно; 2) возможность управлять окружающей средой, т.е. преодолевать трудности, овладевать различными видами деятельности; 3) личностный рост, подразумевающий желание и стремление учиться, развиваться; 4) позитивные отношения с окружающими, способность сопереживать, быть открытым для общения и обладать развитыми коммуникативными навыками; 5) наличие целей, ощущение ценности своего существования; 6) положительная самооценка себя и своей жизни в целом, самопринятие. Таким образом, психологическое благополучие включает в себя характеристики, направленные как на отношение человека к самому себе, так и на его отношения к социальному миру в широком смысле слова.
Вместе с тем среда оказывает влияние на самовосприятие личности. При этом человеку в зависимости от его принадлежности к той или иной социальной группе необходимо принимать различные нормы поведения и соответствующие роли. Групповая идентичность оказывает влияние на социальные представления личности [14]. Социальные представления — это цепочки идей, метафор и образов, более или менее свободно связанных друг с другом, выражающие отношение группы к социально значимому объекту [2; 5]. Основными функциями социальных представлений являются конструирование и поддержание социальной идентичности, облегчение коммуникации, ориентация поведения индивида. Изучение социальных представлений является актуальной задачей, так как их динамика, трансформация могут демонстрировать значимые изменения в культуре. Ведь изменение представления обусловлено тем, что оно перестает быть способом объяснения окружающей реальности и поведения в обыденной жизни. Социальные представления, в свою очередь, формируются в процессе коммуникации членов той или иной группы, в ходе их постоянного взаимодействия, благодаря которому приобретается общий репертуар интерпретаций того или иного явления.
Период студенчества является значимым в сфере изучения социальных представлений, так как именно на данном возрастном этапе можно наблюдать факторы и закономерности формирования социальных представлений в динамике профессионального и личностного самоопределения. Изучая социальные представления о благополучии в студенческой среде, О.С. Машарская выявила, что обыденные представления о благополучии студентов складываются из таких критериев, как здоровье, материальное положение, профессиональная деятельность, семейное благополучие, дружеское общение, положение в обществе, альтруизм, духовное удовлетворение, саморазвитие, значимость сферы обучения [9]. Близкое к понятию «благополучие» понятие «успех» изучалось Р. М. Шамионовым и А.Р. Ту-гушевой, которые определили ядерную структуру представления [13]. По мнению психологов, она состоит из умения общаться, знания норм этикета, уверенности в собственных силах, значимости и ценности доверия, профессионального мастерства, возможности максимально раскрыть и проявить себя, умения переживать за окружающих и ощущать полноту сил и энергии. Следующее понятие «счастье» изучено в различных сферах жизни на выборке молодых людей [8]. Боль-
шинство участвующих в исследовании студентов определило счастье в качестве синонима благополучия. Согласно результатам исследования, наибольший процент согласованности ответов встречается в сфере оценки счастья в межличностных отношениях — 51% респондентов выразили его как «понимание». Действительно, одной из наиболее значимых задач в период юношества наравне с профессиональным определением является формирование устойчивых и успешных межличностных отношений [7]. На момент окончания вуза молодые люди решают ключевой вопрос о месте, которое они займут в системе социальных и прежде всего статусных отношений. При этом статус может быть рассмотрен и в качестве межличностного компонента, и как составляющая отношений внутри большой социальной группы. Статус — это положение индивида в структуре групповых или социальных отношений, которое определяет его права и обязанности. Он тесным образом связан с ролью, которую человек должен выполнять в соответствии с ожиданиями группы. Таким образом, за статусом закрепляется определенный комплекс действий, который в дальнейшем должен быть реализован в ролевом поведении личности. Каждый человек включен не в одно социальное отношение или социальную организацию, а является своеобразным пересечением множества связей, взаимодействует с другими людьми и выполняет различные функции [12]. В связи с этим у личности формируется не один статус, а целый набор статусов, находящихся в определенной иерархии. Однако вопрос о том, как взаимосвязан статус с другими социально-психологическими характеристиками личности, а также ее самооценкой, переживаниями эмоционального благополучия (неблагополучия), все еще остается до конца не изученным.
Комплексная возрастная модель психологического благополучия личности была предложена О.А. Идобаевой. Психологическое благополучие как функционально-динамическое состояние, по мнению автора должно быть рассмотрено на психофизиологическом, индивидуально-психологическом и ценностно-смысловом уровнях, а также включать анализ возрастно-специфической ситуации развития [6]. Главной задачей в период юности является определение места личности в обществе, самоопределение. Проведенное О.А. Идобаевой исследование показало, что большинство респондентов в возрасте 20—21 года не имеют сформированных новообразований юношеского периода (таких как рефлексия, осознание собственной индивидуальности; сформированность конкретных жизненных планов; установка на сознательное построение собственной жизни; активное развитие самосознания и собственного мировоззрения). Это негативно сказывается на самоактуализации личности и ее психологическом благополучии. Кросс-культурное исследование взаимосвязи психологического благополучия и социальной активности личности показало значительные различия в результатах выборок российских и французских студентов [3]. Так, для российской молодежи субъективный критерием благополучия выступает внутренний фактор, т.е. удовлетворенность своей деятельностью, достижение независимости и социально активная позиция, в то время как французы больше ориентированы на внешний критерий — престиж и признание в социальной среде. Кроме того, уровень субъективного благополучия в выборке французской молодежи существенно выше.
Данные факты, несомненно, способствуют повышению интереса к исследованиям структурных составляющих представлений как о статусе в обществе, так и о психологическом благополучии.
Целью нашего исследования стало изучение структуры и специфики социальных представлений студентов о высоком статусе в современном обществе. Мы предположили, что представления студентов о высоком положении в социуме должны включать компоненты психологического благополучия. Выборку составили 151 респондент (57 юношей и 94 девушки) — студенты 3 курсов московских вузов, средний возраст которых — 19,8 лет.
В ходе проведения исследования были использованы следующие методики.
1. Методика П. Вержеса для изучения структуры социальных представлений. Согласно данной методике полученные ассоциации по интересующей проблематике подвергаются категориальному анализу, с учетом двух критериев: частоты проявления того или иного понятия в ответах, а также ранга этого понятия, являющегося критерием его важности для респондента. Пересечение этих двух параметров образует четыре области представлений (таблица): ядро (важные и часто встречаемые категории); зона периферии, которая подразделяется на часто встречаемые, но не высокозначимые категории; мнение меньшинства (значимые, но редко встречаемые понятия); вторая зона периферии (наименее важные и редко встречаемые).
2. Ассоциации, полученные с помощью методики П. Вержеса, были оценены респондентами с точки зрения субъективной значимости каждой из приведенных ассоциаций для описания феномена по шкале от 0 до 10, а также давалась ее эмоциональная оценка, где 0 — очень негативная характеристика, а 7 — максимально положительная характеристика.
В ходе исследования представлений студентов о высокостатусном человеке было получено 594 ассоциации. Анализ данных позволил выделить 18 групп характеристик (таблица). В ядро социального представления вошли два блока: авторитетность и влияние, а также власть и доминирование. Обе эти характеристики указывают на значимость данного человека в окружающей его среде, причем референтность может быть выражена через уважение, косвенное влияние на мнение других, а может проявляться в качестве прямого давления, в том числе с помощью властных полномочий. Устойчивое положение в структуре социальных представлений о высоком статусе этих характеристик подкрепляет показатель субъективной значимости. Для категории «авторитетность и влияние» он составляет 8,44 (из возможных 10), для категории «власть и доминирование» — 8,71. Однако эмоциональная оценка позитивности этих качеств ниже среднего значения других групп характеристик и составляет 5,77 и 5,24 соответственно.
Одна из частей периферической системы представления состоит из ассоциаций, которые часто проявляются, но имеют более низкий ранг. К этой группе относятся волевые черты личности, высокие интеллектуальные показатели, материальная составляющая (деньги, богатство), а также активность и решительность в деятельности. Данная группа может выступать, с одной стороны, средством достижения высокой референтности, которая отражена в зоне ядра (личностные
и деятельные черты), с другой стороны — ее результатом (материальная сторона). Вторая часть периферической системы описывает преимущественно мнение меньшинства исследуемой группы, так как включает группы ассоциаций с высоким рангом, однако низкой частотой. К ней относятся успешность, ответственность, уважение других, уверенность в себе, а также указание на занимаемые руководящие должности. Как видно, эти группы качеств более узконаправленные. Они служат для уточнения характеристик, входящих в ядро представления. При этом стоит отметить, что категория «руководство», в которую вошли такие ассоциации, как «чиновник», «президент», «директор», имеет наиболее нейтральную эмоциональную оценку (4,17). Вторая периферическая система — наименее устойчивая и подвержена ситуативным влияниям. В нее входят хорошее образование, харизма, порядочность и надежность, спокойствие и устойчивость, высокоразвитые коммуникативные качества, эмпатичные черты. Стоит отметить, что в представлениях о человеке, занимающем высокое положение в обществе, проявляется тенденция к преобладанию маскулинных гендерных ролей (авторитет, власть, сильная личность, решительность и др.), что может быть объяснено устоявшимся стереотипным представлением о высоком статусе и лидерстве как социальной роли мужчины [1]. Похожая тенденция отмечена в исследовании Н.И. Нефедовой, показавшем, что юноши соотносят понятие успеха с мужчиной, однако девушки отождествляют успешного человека с матерью [10].
Таблица
Структура социальных представлений студентов о высоком статусе в обществе
Частота ассоциации Средний ранг ассоциации
< 2,9 > 2,9
> 33 Авторитет, влияние (52; 2,35) Сильная, волевая личность (63; 2,9)
Власть, доминирование (41; 2,27) Высокие интеллектуальные показатели (70; 3,03)
Деньги, богатство (34; 3,21)
Решительность (36; 3,47)
Активность (41; 3,54)
< 33 Успешность (21; 1,81) Порядочность, надежность (23, 2,96)
Ответственность (27; 2,33) Харизма (20; 3,10)
Руководитель (24; 2,33) Спокойствие, устойчивость (20, 3,25)
Уважение (20, 2,55) Образование (27; 3,26)
Уверенность в себе (21; 2,81) Коммуникативные навыки (31; 3,39)
Эмпатия (23; 3,61)
Подводя итоги анализа социального представления о высоком статусе в обществе, мы сравнили полученные группы характеристик с компонентами психологического благополучия (по К. Рифф), в результате чего была обнаружена интересная закономерность. Все категории, обусловливающие психологическое благополучие личности, находят свое отражение в характеристиках социального представления о высоком статусе. Так, к параметру «автономия» можно отнести ассоциативную группу «власть, доминирование», так как она отражает независимую и превосходящую других людей позицию. Параметр «управление окружающей средой», подразумевающий активную, компетентную деятельность, со-
четается с группами «решительность» и «активность». «Личностный рост» можно соотнести с группами «высокие интеллектуальные показатели», «образование». Критерий «позитивные отношения с окружающими» проявляется в группах «порядочность, надежность», «коммуникативные навыки», «эмпатия» и в характеристиках отношений к высокостатусным людям — «авторитет, влияние», «уважение». Параметр «наличие цели в жизни», на наш взгляд, проявляется в содержании представления о высокостатусном человеке как «сильной, волевой личности», способной идти до конца в своих решениях. Наконец, «самопринятие» отражается в представлениях студентов в качестве «уверенности в себе».
На основании данного анализа можно сделать вывод о том, что в социальных представлениях современной молодежи высокостатусный человек представляется как психологически благополучная личность, что подтверждает гипотезу исследования. Подкрепление этого вывода можно найти в работе Я.И. Павлоцкой, которая выявила связь психологического благополучия студентов с наличием опыта близких позитивных отношений, который служит основой для выстраивания в дальнейшем конструктивной системы отношений к другим людям, миру и себе [11]. Подобную связь раскрыла С.А. Водяха, в работе которой отмечается, что «лидерство положительно связано с положительными эмоциями, позитивными отношениями и осмысленностью жизни» [4. С. 99]. Таким образом, сделанные нами предварительные выводы о взаимосвязи содержания представлений молодежи о высоком статусе с компонентами психологического благополучия требуют дальнейшей проверки и углубленного анализа. Перспективным для продолжения подобных исследований, на наш взгляд, является также изучение социальных представлений студентов и о низкостатусном человеке, а также выявление особенностей социальных представлений студентов, самих занимающих в своих учебных группах разное статусное положение.
Практическое применение полученных результатов возможно в условиях кон-сультативно-тренинговой работы с молодежью, направленной на формирование позитивной групповой идентичности, развитие самосознания, а также в рамках сопровождения и создания психологически благополучной среды как в образовательной сфере, так и в индивидуальном контексте каждого студента.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Бендас Т.В. Психология лидерства: учеб. пособие. Санкт-Петербург: Питер, 2009. 448 с.
[2] Бовина И.Б. Социальная психология здоровья и болезни. М.: Аспект Пресс, 2007. 256 с.
[3] Бочарова Е.Е. Взаимосвязь субъективного благополучия и социальной активности личности: кросс-культурный аспект // Социальная психология и общество. 2012. № 4. С. 53— 63.
[4] Водяха С.А. Взаимосвязь достоинств характера студентов с показателями психологического благополучия // Педагогическое образование в России. 2014. № 2.
[5] ДонцовА.И., Емельянова Т.П. Концепция социальных представлений в современной французской психологии. М.: Изд-во МГУ, 1987. 128 с.
[6] Идобаева О.А. К построению модели исследования психологического благополучия личности: психолого-развитийный и психолого-педагогический аспекты // Вестн. Том. гос. ун-та. 2011. № 351. С. 128—124.
[7] Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. 256 с.
[8] ЛейфридН.В. Социальные представления о счастье у молодежи // Вестник Омского университета. 2009. № 1.
[9] Машарская О.С. Кросскультурные различия социальных представлений студентов о благополучии: афтореф. дисс. ... канд. психол. наук. Курск, 2012.
[10] Нефедова Н.И. Социальные представления об успехе // Вестник ВолГУ. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. 2003. № 3. C. 141—146.
[11] Павлоцкая Я.И. Соотношение психологического благополучия и социально-психологических характеристик личности: афтореф. дисс. ... канд. психол. наук. Волгоград, 2015.
[12] Сачкова М.Е. Западноевропейский подход к исследованию феноменов власти и статусных отношений в группах разного типа [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2010. № 5.
[13] Шамионов Р.М., Тугушева А.Р. Представления о социальной успешности и самоопределении молодежи [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu. ru. 2009. № 3.
[14] Gaffié B. Confrontations des Représentations Sociales et construction de la réalité. Journal International sur les Représentations Sociales. 2004. Vol. 2. No 1. P. 6—19.
[15] Ryff C.D. Psychological well-being in adult life // Current Direction in Psychological Science. 1995. No 4. P. 99—104.
Поступила в редакцию 13.09.2016 Принята к печати 17.10.2016
PSYCHOLOGICAL WELL-BEING IN THE CONTEXT OF STUDENTS SOCIAL REPRESENTATIONS ABOUT HIGH SOCIAL STATUS
M.E. Sachkova, I.N. Timoshina
Moscow State University of Psychology and Education Sretenka str., 29, Moscow, Russia, 127051
The article presents the results of the study of social representations in students about the high status in a society where psychological well-being acts as an integral component. During the analysis of literature it has been revealed that at youthful age, a key factor in determining psychological well-being is a successful self-identity in society, as well as the achievement of a certain status. In addition, during this period there can be observed the formation of social representations in the context of personal and professional self-determination. The object of our research was to study the structure and specificity of the social representations in students about the high status in modern society. We hypothesized that the perceptions of students about the high position in society must include the components of psychological well-being. In the course of the research P. Verges' method was used to study the structure of social representations. The 594 associations obtained were subjected to a categorical analysis. In the study it was found out that the structural components of psychological well-being (K. Riff) are reflected in the characteristics of the social representations of high status. It was concluded that according to the social representations of the modern young people a person of a high status is represented as a psychologically prosperous person, which confirms the hypothesis of the study.
Key words: psychological well-being, social representations, social status, leadership, students
REFERENCES
[1] Bendas T.V. Psikhologiya liderstva: Uchebnoe posobie [Leadership psychology: textbook]. St. Peterburg: Piter, 2009. 448 p.
[2] Bovina I.B. Sotsialnayapsikhologiyazdorovya ibolezni [Social psychology of health and disease]. Moscow: Aspekt Press, 2007. 256 p.
[3] Bocharova E.E. Vzaimosvyaz subektivnogo blagopoluchiya i sotsialnoy aktivnosti lichnosti: krosskulturnyy aspekt [The relationship of subjective well-being and social activity of personality: cross-cultural aspect]. Sotsialnaya psikhologiya i obshchestvo [Social Psychology and Society], 2012, no 4, pp. 53—63.
[4] Vodyakha S.A. Vzaimosvyaz dostoinstv kharaktera studentov s pokazatelyami psikhologicheskogo blagopoluchiya [The interconnection of the virtues of character of students with indicators of psychological well-being]. Pedagogicheskoeobrazovanie vRossii [Pedagogicaleducation in Russia],
2014, no. 2.
[5] Dontsov A.I., Emelyanova T.P. Kontseptsiya sotsialnykhpredstavleniy vsovremennoy frantsuzskoy psikhologii [The concept of social representations in modern French psychology]. Moscow: MSU Publ., 1987. 128 p.
[6] Idobaeva O.A. K postroeniyu modeli issledovaniya psikhologicheskogo blagopoluchiya lichnosti: psikhologo-razvitiynyy i psikhologo-pedagogicheskiy aspekty [To build a research model of psychological well-being of personality: psycho-development and psycho-pedagogical aspects]. Vestn. Tom. gos. un-ta [Journal Of Tomsk State University], 2011, no 351, pp. 128—124.
[7] Kon I.S. Psikhologiya ranney yunosti [Psychology of early adolescence]. Moscow: Prosveshchenie, 1989. 256 p.
[8] Leyfrid N.V Sotsialnye predstavleniya o schaste u molodezhi [Social representations ofhappiness in young people]. Vestnik Omskogo universiteta [Herald of Omsk university], 2009, no 1.
[9] Masharskaya O.S. Krosskulturnye razlichiya sotsialnykh predstavleniy studentov o blagopoluchii: aftoref. diss. ... kand. psikhol. nauk [Cross-cultural differences of the social representations in students about the well-being: Ph.D. Thesis Abstract]. Kursk, 2012.
[10] Nefedova N.I. Sotsialnye predstavleniya ob uspekhe [Social representations about the success]. Vestnik VolGU. Seriya 7: Filosofiya. Sotsiologiya i sotsialnye tekhnologii [Journal of Volgograd State University. Philosophy. Sociology and Social Technologies], 2003, no 3, pp. 141—146.
[ 11] Pavlotskaya Ya.I. Sootnoshenie psikhologicheskogo blagopoluchiya i sotsialno-psikhologicheskikh kharakteristik lichnosti: aftoref. diss. ... kand. psikhol. nauk [Correlation of psychological well-being and socio-psychological characteristics of personality: Ph.D. Thesis Abstract]. Volgograd,
2015.
[12] Sachkova M.E. Zapadnoevropeyskiy podkhod k issledovaniyu fenomenov vlasti i statusnykh otnosheniy v gruppakh raznogo tipa [Elektronnyy resurs] [The West European Approach to Research of Phenomena of the Power and Status Relations in Groups of Different Type]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie psyedu.ru [Psychology of Science and Education], 2010, no 5.
[13] Shamionov R.M., Tugusheva A.R. Predstavleniya o sotsialnoy uspeshnosti i samoopredelenii molodezhi [Elektronnyy resurs] [Social Success and Self-Determination Representations in Youth]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie psyedu.ru [Psychology of Science and Education], 2009, no 3.
[14] Gaffié B. Confrontations des Représentations Sociales et construction de la réalité. Journal International sur les Représentations Sociales, 2004, vol. 2, no 1, pp. 6—19.
[15] Ryff C.D. Psychological well-being in adult life. Current Direction in Psychological Science, 1995, no 4, pp. 99—104.
Received 13 September2016 Accepted 17 October 2016