Научная статья на тему 'Содержание социальных представлений современных студентов о совести'

Содержание социальных представлений современных студентов о совести Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
402
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальные представления / содержание социальных представлений / ядро и периферия / совесть / нравственность / нравственно-психологическое состояние / молодежь / студенты / social representations / core and periphery / content of social representations / conscience / morality / moral and psychological state / youth / students

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мустафина Лилия Шаукатовна

Рассматривается содержание социальных представлений студентов Москвы о совести. Гипотеза исследования заключалась в том, что ядро социальных представлений студентов о совести будет состоять из элементов, отражающих положительное влияние совести на жизнедеятельность человека и общества и при этом окажется недостаточно содержательным. Выборку составили 54 студента очной формы обучения московских вузов в возрасте 19–26 лет. Методы исследования и обработки полученных данных включали метод словесных ассоциаций, метод пиктограммы, авторскую анкету для исследования структуры социальных представлений о совести, использовалась оценочная шкала Ж.-К. Абрика и метод П. Вержеса. Результаты исследования показали, что в ядро представлений студентов о совести вошли десять элементов, отражающих как врожденный, так и приобретенный характер совести, независимость совести от внешних оценок и шесть утверждений, наиболее полно и глубоко отражающих содержание феномена совести. Самыми часто встречающимися ассоциациями со словом «совесть» у студентов Москвы являются «честность» и «честь», также в ядро социальных представлений входят понятия «ответственность» и «достоинство». Проведенное исследование выявило «выпадение» некоторых элементов социальных представлений и показало недостаточно глубокое понимание содержания совести молодыми людьми. Получается, что гипотеза исследования подтвердилась, то есть выявился позитивный характер элементов ядра социальных представлений московских студентов о совести, а содержательная полнота ядра представлений оказалась недостаточной. Таким образом, в целом в ядре представлений большинства респондентов находятся утверждения, выражающие позитивное отношение к совести и ее роли в жизнедеятельности человека и общества, но наблюдаются и отмеченные нами негативные тенденции в духовно-нравственном становлении современной российской молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Content of Social Representations of Modern Students about Conscience

The content of social representations of Moscow students about conscience is considered. It is shown that the core of social representations of young people about conscience consists of elements that reflect the positive influence of conscience on the life activity of a person and society and, at the same time, is not sufficiently substantive. Selection was made by 54 students of full-time courses of Moscow higher education instituttions at the age of 19–26 years. Research methods and processing of the obtained data included a method of verbal associations, a pictogram method, the author's questionnaire to research the structure of social ideas about conscience, rating scale of J.-C. Abrik and P. Vergès's method were used. Research results have shown that the core of students’ ideas on conscience includes ten elements, which reflect both the congenital, and acquired nature of conscience, independence of conscience from external estimates and six statements, which most fully and deeply reflect the content of the phenomenon of conscience. The most often associations with the word «conscience», which Moscow students have, are «honesty» and «honor», also the concepts «responsibility» and «dignity» are included in the core of studentssocial representations. The conducted research has revealed «loss» of some elements of social representations and has shown insufficiently deep understanding of the content of conscience by young people. It turns out that the research hypothesis has been confirmed, i.e. the positive character of elements of the core of Moscow students’ social ideas on conscience has come to light, and the substantial completeness of the core of representations was insufficient. Thus, in general the core of the views of the majority of respondents there are statements that express a positive attitude towards conscience and its role in the life of the individual and society, but there are observed negative trends in the spiritual and moral development of contemporary Russian youth.

Текст научной работы на тему «Содержание социальных представлений современных студентов о совести»

DOI 10.24411/1813-145X-2018-20018

УДК 159.9

Л. Ш. Мустафина

https://orcid.org/0000-0003-1758-4252

Содержание социальных представлений современных студентов о совести

Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского научного фонда (проект № 14-18-03271)

Рассматривается содержание социальных представлений студентов Москвы о совести. Гипотеза исследования заключалась в том, что ядро социальных представлений студентов о совести будет состоять из элементов, отражающих положительное влияние совести на жизнедеятельность человека и общества и при этом окажется недостаточно содержательным. Выборку составили 54 студента очной формы обучения московских вузов в возрасте 19-26 лет. Методы исследования и обработки полученных данных включали метод словесных ассоциаций, метод пиктограммы, авторскую анкету для исследования структуры социальных представлений о совести, использовалась оценочная шкала Ж.-К. Абрика и метод П. Вержеса. Результаты исследования показали, что в ядро представлений студентов о совести вошли десять элементов, отражающих как врожденный, так и приобретенный характер совести, независимость совести от внешних оценок и шесть утверждений, наиболее полно и глубоко отражающих содержание феномена совести. Самыми часто встречающимися ассоциациями со словом «совесть» у студентов Москвы являются «честность» и «честь», также в ядро социальных представлений входят понятия «ответственность» и «достоинство». Проведенное исследование выявило «выпадение» некоторых элементов социальных представлений и показало недостаточно глубокое понимание содержания совести молодыми людьми. Получается, что гипотеза исследования подтвердилась, то есть выявился позитивный характер элементов ядра социальных представлений московских студентов о совести, а содержательная полнота ядра представлений оказалась недостаточной. Таким образом, в целом в ядре представлений большинства респондентов находятся утверждения, выражающие позитивное отношение к совести и ее роли в жизнедеятельности человека и общества, но наблюдаются и отмеченные нами негативные тенденции в духовно-нравственном становлении современной российской молодежи.

Ключевые слова: социальные представления, содержание социальных представлений, ядро и периферия, совесть, нравственность, нравственно-психологическое состояние, молодежь, студенты.

L. Sh. Mustafina

The Content of Social Representations of Modern Students about Conscience

The content of social representations of Moscow students about conscience is considered. It is shown that the core of social representations of young people about conscience consists of elements that reflect the positive influence of conscience on the life activity of a person and society and, at the same time, is not sufficiently substantive.

Selection was made by 54 students of full-time courses of Moscow higher education instituttions at the age of 19-26 years. Research methods and processing of the obtained data included a method of verbal associations, a pictogram method, the author's questionnaire to research the structure of social ideas about conscience, rating scale of J.-C. Abrik and P. Verges's method were used. Research results have shown that the core of students' ideas on conscience includes ten elements, which reflect both the congenital, and acquired nature of conscience, independence of conscience from external estimates and six statements, which most fully and deeply reflect the content of the phenomenon of conscience. The most often associations with the word «conscience», which Moscow students have, are «honesty» and «honor», also the concepts «responsibility» and «dignity» are included in the core of students' social representations. The conducted research has revealed «loss» of some elements of social representations and has shown insufficiently deep understanding of the content of conscience by young people. It turns out that the research hypothesis has been confirmed, i.e. the positive character of elements of the core of Moscow students' social ideas on conscience has come to light, and the substantial completeness of the core of representations was insufficient. Thus, in general the core of the views of the majority of respondents there are statements that express a positive attitude towards conscience and its role in the life of the individual and society, but there are observed negative trends in the spiritual and moral development of contemporary Russian youth.

Keywords: social representations, core and periphery, content of social representations, conscience, morality, moral and psychological state, youth, students.

Что понимает под словом «совесть» в настоящее время российская молодежь? Какое значение имеет совесть в развитии и становлении личности современного человека? Слово «совесть» знакомо всем, но из-за резких изменений в общественной

жизни России в последние десятилетия его понимание могло существенно измениться. Этому способствуют телепередачи, фильмы, транслируемые по центральному телевидению, пропагандирующие чуждые нашему менталитету ценности инди-

© Мустафина Л. Ш., 2018

видуализма, славы, материального обогащения. И молодежь с неустоявшейся, неокрепшей системой ценностей впитывает эти образцы поведения, взгляды на жизнь. Как следствие, меняется мировоззрение молодых людей, ценностные ориентации, представления о нравственных категориях и их значимости в жизнедеятельности, изменяется поведение молодежи.

М. И. Воловикова отмечает: «Так сложилось исторически, что в российском менталитете совести принадлежит решающая роль в регуляции отношений между людьми. "Поступить, рассудить по совести", "сделать на совесть" и другие подобные выражения, закрепившиеся в русском языке, говорят о том, что совесть выступает как критерий качества поступка или дела. В прежние годы, заручившись совестью, под "честное слово" компаньона купцы заключали "миллионные" сделки - и не прогадывали. Это таинственное образование оказывалось надежнее, чем договоры, скрепленные печатью» [1, с. 73]. Формирование личности современного юношества происходит в совершенно других социальных и культурных условиях. Начиная с 90-х гг. исследователи диагностируют упадок нравственной культуры среди молодежи. По заключению В. Е. Семенова, «разрушение ценностно-нравственных основ, традиций, сложившейся бытовой морали привело к аморализации общества под лозунгами "обогащения" и "толерантности"» [7, с. 62]. А. В. Юревич акцентирует внимание на появлении развязно-агрессивного личностного типа среди школьников и студентов, формируемого главным образом социальной средой [8].

Нравственно-психологическое состояние личности определить прямыми методами бывает затруднительно, так как высока вероятность социальной желательности ответов испытуемых, а также работы защитных механизмов психики. В связи с этим мы считаем, что исследование социальных представлений о совести открывает новые возможности для изучения нравственно-психологического состояния личности и для прогнозирования процессов, происходящих в нравственной сфере в современном российском обществе [5].

Социальные представления - это любые формы убеждений, взглядов, знаний членов социальной группы по отношению к изменяющейся жизни. Социальные представления можно изучать на различных уровнях: в качестве индивидуальных систем знаний, с точки зрения коллективного дискурса [6] и с метатеоретической по-

зиции макроредукции социальных процессов на индивидуальные системы знаний [11]. «Социальное представление всегда демонстрирует что-то, свойственное тому, кто его передает, - его вклад в интерпретацию. Тем самым представление - это не просто воспроизведение, а создание, оно предполагает некоторую долю автономии и индивидуальной или коллективной креативности» [3, с. 378].

Структурный подход к изучению социальных представлений [9; 10; 2 и др.] предполагает выделение структуры, то есть ядра и периферии. Ядро - константно и связано с коллективной памятью, с историей группы, ее ценностями и нормами, а периферия - изменчива, вариативна, зависит от индивидуального опыта респондентов и отражает тенденции развития социальных представлений.

Цель исследования: выявить содержательную полноту ядра социальных представлений современных студентов о совести.

Исходя из результатов аналогичного исследования, проведенного в 2008-2009 гг. [4], гипотеза состояла в том, что ядро социальных представлений студентов о совести будет включать элементы, отражающие положительное влияние совести на жизнедеятельность человека и общества, и при этом окажется недостаточно содержательным.

Выборку составили 54 студента очной формы обучения московских вузов в возрасте 19-26 лет. Исследование проводилось в 2016 г.

Методы исследования и обработки полученных данных включали метод словесных ассоциаций, метод пиктограммы, авторскую анкету для исследования структуры социальных представлений о совести, использовалась оценочная шкала Ж.-К. Абрика и метод П. Вержеса.

Эмпирическое исследование состояло из двух этапов. На первом этапе для получения семантического поля представлений о совести использовались метод словесных ассоциаций, анкета открытого типа для сбора суждений о совести и метод пиктограммы. На втором этапе для определения структуры социальных представлений о совести применяли авторскую анкету, оценочную шкалу Ж.-К. Абрика и метод П. Вержеса.

Утверждения авторской анкеты можно распределить по следующим смысловым блокам:

— понятия о характере развития совести, о ее природе (врожденный или приобретенный характер совести);

гими» и «У разных людей совесть развита в разной степени».

Проведенное исследование выявило «выпадение» некоторых элементов представлений и показало недостаточно глубокое понимание содержания совести молодыми людьми. Так, некоторые утверждения, отражающие положительное влияние совести на жизнедеятельность человека и общества, вызвали затруднения и не вошли даже в периферию представлений у трети респондентов («Совесть уберегает от неисправимых ошибок», «Совесть необходима для существования человека» и др.). Отношение к этим представлениям утрачено по каким-то причинам, что может свидетельствовать о недостаточном, неполном понимании феномена совести московскими студентами. Это можно объяснить малым количеством, а иногда и вовсе отсутствием обсуждений нравственных тем в семье, школе, среди сверстников и размытостью грани между нравственным и безнравственным в современной литературе, кино и СМИ.

С помощью метода П. Вержеса были проанализированы собранные ассоциации со словом совесть. Этот метод помогает приблизиться к глубинным, мало осознаваемым слоям социальных представлений, и делается это на основе анализа частоты и ранга ассоциаций. Самые часто встречающиеся ассоциации со словом «совесть» у студентов Москвы - «честность» и «честь» (Таблица 1).

Таблица 1

Структура социальных представлений студентов Москвы о совести ^ = 54)

Ядро социальных представлений Ассоциации, навязанные СМИ

Ассоциации Частота Ранг Ассоциации Частота Ранг

Честность 13 2,38 Разум 6 3,33

Честь 8 2,13 Мораль 5 3,4

Ответственность 5 2,4 Искренность 4 4

Достоинство 4 2,75 Отсутствие совести 4 3,5

Стыд 4 2,25

Зона потенциальных изменений Периферия социальных представлений

Справедливость 3 2,33 Долг 3 3,33

Правда 3 3 Благородство 3 4,67

Внутренние рамки 2 1,5 Доверие 3 3,33

Чистая совесть 2 2,5 Открытость 3 5

Порядочность 2 2,5 Угрызения совести 3 3,33

Раскаяние 2 3 Остановка (стоп) 3 3,67

Доброта 2 4,5

Совесть ассоциируется с высоконравствен- тральной частью представлений о совести. Также ными качествами человека (честность, честь, от- в ядро входит ассоциация «стыд», что может го-ветственность, достоинство), и это является цен- ворить об отождествлении современными сту-

— влияние совести на жизнедеятельность человека и общества: а) положительное; б) отрицательное;

— отождествление или различение понятий «совесть» и «стыд»;

— цинично-прагматичное отношение к совести;

— зависимость/независимость совести от внешних оценок;

— утверждения, наиболее полно и глубоко отражающие содержание феномена совести.

Студентам предлагалось оценить по шкале Ликерта, в какой степени высказывания анкеты совпадают с их представлениями о совести.

Результаты исследования показали, что в ядро представлений студентов о совести вошло десять элементов, отражающих как врожденный, так и приобретенный характер совести («В человеке совесть закладывается воспитанием», «Совесть есть у всех людей, только не все ее слушают»), независимость совести от внешних оценок («Совесть - это форма самосознания и самоконтроля человека», «Совесть - это внутренний голос человека, который подсказывает, как правильно поступать»), и шесть утверждений, наиболее полно и глубоко отражающих содержание феномена совести. В центральной части ядра социальных представлений находятся два утверждения: «Совесть связана с осознанием своих поступков, ответственностью и нравственным долгом перед дру-

дентами понятий «совесть» и «стыд» и о размытости феномена совести в их сознании. В зону потенциальных изменений социальных представлений входят ассоциации «справедливость», «правда», «внутренние рамки», «чистая совесть», «порядочность».

Респондентов мы также просили нарисовать символ (образ), с которым у них ассоциируется понятие совести. Чаще всего встречались рисунки с положительным значением (ангел, чистое сердце, чистая душа, улыбающееся лицо и т. п.), один респондент указал в качестве символа острый предмет - шпагу. Также встречались нейтральные образы (чаша весов, спираль, мозг человека и др.). Можно заключить, что в сознании опрошенных молодых людей феномен совести чаще всего ассоциируется с чем-то положительным, чистым, правильным.

Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась, то есть выявился позитивный характер элементов ядра социальных представлений московских студентов о совести, а содержательная полнота ядра представлений оказалась недостаточной.

Хотя в целом в ядре представлений большинства респондентов находятся утверждения, выражающие позитивное отношение к совести и ее роли в жизнедеятельности человека и общества, наблюдаются и отмеченные нами негативные тенденции в духовно-нравственном становлении современной российской молодежи. Полученные результаты указывают на необходимость принятия определенных мер на всех уровнях общественного устройства: семьи, учебных заведений, социальных институтов, общественного мнения, законопроектов и др., пока данные тенденции не стали массовыми среди современной молодежи.

Библиографический список

1. Воловикова, М. И. Нравственная психология: задачи, методы и современное состояние [Текст] / М. И. Воловикова // Проблемы нравственной и этической психологии в современной России : сб. науч. тр. - М. : Институт психологии РАН, 2011. - С. 21-39.

2. Емельянова, Т. П. Социальные представления: История, теория и эмпирические исследования [Текст] / Т. П. Емельянова. - М. : Институт психологии РАН, 2016. - 476 с.

3. Жоделе, Д. Социальное представление: феномены, концепт и теория [Текст] / Д. Жоделе // Социальная психология. - СПб. : Питер, 2007. - С. 372-394.

4. Мустафина, Л. Ш. Исследование социальных представлений о совести у российской молодежи (на примере учащейся молодежи) [Текст] / Л. Ш. Мустафина // Вестник Университета (Государ-

ственный университет управления). - 2009. - № 22. -С. 74-76.

5. Мустафина, Л. Ш. Динамика социальных представлений о совести как индикатор нравственно -психологического состояния современной молодежи [Текст] / Л. Ш. Мустафина // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2015. - Т. 21. - № 1. -С. 50-52.

6. Павлова, Н. Д., Журавлев, А. Л. К междисциплинарной проблематике дискурса [Текст] / Н. Д. Павлова, А. Л. Журавлев // Ситуационная и личностная детерминация дискурса : сб. науч. тр. - М. : Институт психологии РАН, 2007. - С. 6-11.

7. Семенов, В. Е. Духовно-нравственные ценности и воспитание как важнейшие условия развития России [Текст] / В. Е. Семенов // Психологические исследования духовно-нравственных проблем : сб. науч. тр. - М. : Институт психологии РАН, 2011.

8. Юревич, А. В. Психология социальных явлений [Текст] / А. В. Юревич. - М. : Институт психологии РАН, 2014. - 349 с.

9. Abric J. Central system, peripheral system: their functions and roles in the dynamics of social representations [Текст] / J. Abric // Papers on social representation. - 1993. - V. 2. - P. 75-78.

10. Verges P. L'Evocation de l'argent: Une methode pour la definition du noyau central d'une representation [Текст] / P. Verges // Bulletin de Psychologie. - 1992. -V. XLV. - P. 203-209.

11. Wagner W. The fallacy of misplaced intentionali-ty in social representation research [Текст] / W. Wagner // Journal for the Theory of Social Behavior. - 1994. -V. 24(3). - P. 243-266.

Bibliograficheskij spisok

1. Volovikova, M. I. Nravstvennaja psihologija: zadachi, metody i sovremennoe sostojanie [Tekst] / M. I. Volovikova // Problemy nravstvennoj i jeticheskoj psihologii v sovremennoj Rossii : sb. nauch. tr. - M. : Institut psihologii RAN, 2011. - S. 21-39.

2. Emel'janova, T. P. Social'nye predstavlenija: Istori-ja, teorija i jempiricheskie issledovanija [Tekst] / T. P. Emel'janova. - M. : Institut psihologii RAN, 2016. -476 s.

3. Zhodele, D. Social'noe predstavlenie: fenomeny, koncept i teorija [Tekst] / D. Zhodele // Social'naja psihologija. - SPb. : Piter, 2007. - S. 372-394.

4. Mustafina, L. Sh. Issledovanie social'nyh pred-stavlenij o sovesti u rossijskoj molodezhi (na primere uchashhejsja molodezhi) [Tekst] /L. Sh. Mustafina // Vestnik Universiteta (Gosudarstvennyj universitet uprav-lenija). - 2009. - № 22. - S. 74-76.

5. Mustafina, L. Sh. Dinamika social'nyh pred-stavlenij o sovesti kak indikator nravstvenno-psihologicheskogo sostojanija sovremennoj molodezhi [Tekst] / L. Sh. Mustafina // Vestnik Kostromskogo gosu-darstvennogo universiteta im. N. A. Nekrasova. Serija:

Pedagogika. Psihologija. Social'naja rabota. Juvenologija. Sociokinetika. - 2015. - T. 21. - № 1. - S. 50-52.

6. Pavlova, N. D., Zhuravlev, A. L. K mezhdiscipli-narnoj problematike diskursa [Tekst] / N. D. Pavlova, A. L. Zhuravlev // Situacionnaja i lichnostnaja determi-nacija diskursa : sb. nauch. tr. - M. : Institut psihologii RAN, 2007. - S. 6-11.

7. Semenov, V. E. Duhovno-nravstvennye cennosti i vospitanie kak vazhnejshie uslovija razvitija Rossii [Tekst] / V. E. Semenov // Psihologicheskie issledovanija duhovno-nravstvennyh problem : sb. nauch. tr. - M. : Institut psihologii RAN, 2011.

8. Jurevich, A. V. Psihologija social'nyh javlenij [Tekst] / A. V. Jurevich. - M. : Institut psihologii RAN, 2014. - 349 s.

9. Abric J. Central system, peripheral system: their functions and roles in the dynamics of social representations [Tekst] / J. Abric // Papers on social representation. -1993. - V. 2. - P. 75-78.

10. Verges P. L'Evocation de l'argent: Une methode pour la definition du noyau central d'une representation [Tekst] / P. Verges // Bulletin de Psychologie. - 1992. -V. XLV. - P. 203-209.

11. Wagner W. The fallacy of misplaced intentionali-ty in social representation research [Tekst] / W. Wagner // Journal for the Theory of Social Behavior. - 1994. -V. 24(3). - P. 243-266.

Reference List

1. Volovikova M. I. Moral psychology: tasks, methods and current state / M. I. Volovikova // Problems of moral and ethical psychology in modern Russia: collection of scientific works. - M. : Institute of psychology of RAS, 2011. - Page 21-39.

2. Emeliyanova T. P. Social representations: History, theory and empirical researches / T. P. Emeliyanova. -M. : Institute of psychology of RAS, 2016. - 476 pages.

3. Zhodele D. Social representation: phenomena, concept and theory / D. Zhodele // Social psychology. -SPb. : Piter, 2007. - Page 372-394.

4. Mustafina L. Sh. Research of social ideas of the Russian youth's conscience (on the example of the studying youth) /L. Sh. Mustafina // Bulletin of the University (State university of management). - 2009. - № 22. - Page 74-76.

5. Mustafina L. Sh. Dynamics of social ideas of conscience as an indicator of modern youth's moral psychological state / L. Sh. Mustafina // Bulletin of Kostroma State University named after N. A. Nekrasov. Series: Pedagogics. Psychology. Social work. Youth studies. Socio-kinetics. - 2015. - V 21. - № 1. - Page 50-52.

6. Pavlova N. D., Zhuravlev A. L. To cross-disciplinary perspective of discourse / N. D. Pavlova, A. L. Zhuravlev // Situational and personal determination of discourse: collection of scientific works. - M. : Institute of psychology of RAS, 2007. - Page 6-11.

7. Semionov V. E. Spiritual and moral values and education as the most important conditions of development of Russia / V. E. Semionov // Psychological researches of spiritual and moral problems: collection of scientific works. - M. : Institute of psychology of RAS, 2011.

8. Yurevich A. V Psychology of the social phenomena / A. V. Yurevich. - M. : Institute of psychology of RAS, 2014. - 349 pages.

9. Abric J. Central system, peripheral system: their functions and roles in the dynamics of social representations / J. Abric // Papers on social representation. -1993. - V. 2. - P. 75-78.

10. Verges P. L'Evocation de l'argent: Une methode pour la definition du noyau central d'une representation / P. Verges // Bulletin de Psychologie. - 1992. - V. XLV -P. 203-209.

11. Wagner W. The fallacy of misplaced intentionali-ty in social representation research / W. Wagner // Journal for the Theory of Social Behavior. - 1994. - V 24(3). -P. 243-266.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.