Научная статья на тему 'Динамика социальных представлений о совести как индикатор нравственно-психологического состояния современной молодежи'

Динамика социальных представлений о совести как индикатор нравственно-психологического состояния современной молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
647
216
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / СОВЕСТЬ / СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ / ЯДРО И ПЕРИФЕРИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ / МОЛОДЕЖЬ / SOCIAL REPRESENTATIONS / CONSCIENCE / STRUCTURE OF SOCIAL REPRESENTATIONS / CORE AND PERIPHERY OF SOCIAL REPRESENTATIONS / YOUTH

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мустафина Лилия Шаукатовна

В работе исследуется структура социальных представлений молодежи о совести с помощью метода П. Вержеса. Выявлены сходства и различия в ядре и периферии социальных представлений школьников и студентов. Ядро социальных представлений школьников и студентов схоже по содержанию и содержит общие для этих групп позитивные ассоциации со словом «совесть», такие как высоконравственные качества человека («честность», «ответственность», «честь»). При этом ядро представлений студентов о совести содержательнее, чем ядро представлений старшеклассников, и социальные представления студентов о совести являются более зрелыми и глубокими. В зону потенциальных изменений социальных представлений о совести и у студентов и у школьников попала ассоциация «отсутствие совести», т.е. в скором времени представление молодежи об отсутствии совести у современных людей может войти в ядерную часть их представлений, что косвенно может свидетельствовать о негативном развитии нравственности населения России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The dynamics of social representations of conscience as an indicator of the moral and psychological state of today’s youth

We investigate the structure of social representations of young people of conscience by the method of P.Vergès. Similarities and differences in the core and Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова 2015, Том 21 190 SUMMARY the periphery of the social representations of pupils and students have been revealed. The core of social representations of pupils and students is similar in content and contains common for these groups positive associations with the word “conscience”, such as the high moral qualities of a person (“honesty”, “responsibility”, “honour”). The core of representations of students about conscience are more pithy than the core of social representations of senior schoolchildren, and the social representations of conscience in students are more mature and profound. In the area of potential changes in social representations of conscience by the students and schoolchildren got the association “lack of conscience”, so soon, the representation of youth on the absence of conscience in modern people can enter into core part of their representations, which indirectly may indicate a negative development of morality of the population of Russia.

Текст научной работы на тему «Динамика социальных представлений о совести как индикатор нравственно-психологического состояния современной молодежи»

УДК 159

Мустафина Лилия Шаукатовна

кандидат психологических наук Институт психологии Российской академии наук, г. Москва

[email protected]

ДИНАМИКА СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СОВЕСТИ КАК ИНДИКАТОР НРАВСТВЕННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ

СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ*

В работе исследуется структура социальных представлений молодежи о совести с помощью метода П. Вер-жеса. Выявлены сходства и различия в ядре и периферии социальных представлений школьников и студентов. Ядро социальных представлений школьников и студентов схоже по содержанию и содержит общие для этих групп позитивные ассоциации со словом «совесть», такие как высоконравственные качества человека («честность», «ответственность», «честь»). При этом ядро представлений студентов о совести содержательнее, чем ядро представлений старшеклассников, и социальные представления студентов о совести являются более зрелыми и глубокими. В зону потенциальных изменений социальных представлений о совести и у студентов и у школьников попала ассоциация «отсутствие совести», т.е. в скором времени представление молодежи об отсутствии совести у современных людей может войти в ядерную часть их представлений, что косвенно может свидетельствовать о негативном развитии нравственности населения России.

Ключевые слова: социальные представления, совесть, структура социальных представлений, ядро и периферия социальных представлений, молодежь.

Совесть является ключевым феноменом в вопросах нравственности и играет определяющую роль в нравственном становлении личности, в моральном выборе и взаимоотношениях в социуме. Происходящие в настоящее время экономические, политические и общественные преобразования в российском обществе неизбежно приводят к изменению нравственных представлений всего населения страны. В этом процессе молодежь занимает особое место, поскольку в молодые годы, в период активного овладения знаниями, у человека интенсивно формируются ценностные ориентации, происходят процессы поиска своей идентичности, построения образа мира и поиска своего места в нем. Особая сензитивность молодых людей к окружающим явлениям социальной жизни, происходящим переменам ведет к тому, что в представлениях молодежи наиболее отчетливо отражаются тенденции развития общественного сознания.

Отношение к совести во многом определяет нравственную направленность личности и общества. Современные исследователи подчеркивают важность изучения нравственного состояния населения России [3; 11 и др.]. Феномен совести -сложный объект научного исследования и в психологической науке изучен мало, возможно, по причине того, что проявления совести скрыты как от внешнего наблюдателя, так иногда не осознаются и самим человеком. Однако исследование социальных представлений о совести открывает новые возможности и для изучения самого феномена совести, и для прогнозирования процессов, происходящих в нравственной сфере.

По мнению Ж.-К. Абрика и Г. Вашеро, именно представление определяет построение субъектив-

ной картины мира и поэтому является удобным объектом анализа причин поведения. Социальное представление, по определению Ж.-К. Абрика, -«это решетка декодирования и интерпретации, на основе которой индивиды присваивают значение воспринимаемому, предвосхищают и категоризи-руют ситуацию интеракции» [5, с. 71]. Тесная связь между представлениями и действиями (поступками) была объектом лабораторных экспериментов французских исследователей Ж.-К. Абрика, Ж. Ко-дола, К. Фламана и др. Эти эксперименты внесли большой вклад в освещение процессов, связывающих индивидуальное и коллективное, действия и представления [9].

Структурный подход к исследованию социальных представлений [12; 13; 6; 8], т.е. выделение константного ядра, связанного с коллективной памятью и историей группы, и изменчивой периферии, отражающей тенденции развития социальных представлений, является наиболее продуктивным для выявления понимания феномена совести современной молодежью. Существуют разные методы исследования социальных представлений, как, например, выделение дескрипторов [1; 4], качественного и количественного контент-анализа [10]. Для выделения структуры социальных представлений применяется метод Ж.-К. Абрика и используется оценочная шкала, составленная Т.П. Емельяновой на основе рекомендаций Ж.-К. Абрика, в которой предлагается вычислять коэффициент позитивных ответов на предложенные суждения [6; 7].

Мы обратились к методу П. Вержеса, который также применяется для исследования структуры социальных представлений с помощью специальной процедуры подсчета ассоциаций [13]. П. Вер-жес предложил на основе применения метода сво-

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РНФ в рамках научного проекта № 14-18-03271 «Макроп-сихологический анализ социальных явлений».

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ^ 2015, Том 21

© Мустафина Л.Ш., 2015

50

Динамика социальных представлений о совести как индикатор нравственно-психологического состояния..,

бодных ассоциаций использовать два индикатора для определения структурного статуса элемента представления: частоту встречаемости ассоциации и ранг ее появления в ответах респондентов [8]. Сочетание частоты встречаемости и ранга появления ассоциации определяет ее место в ядре или периферии социальных представлений или в зоне потенциального изменения социальных представлений. Этот метод помогает приблизиться к глубинным, часто замаскированным при дискурсе элементам социальных представлений [8], что особенно важно при исследовании представлений о совести как очень личном феномене и часто подверженным защитным механизмам психики. Данный метод позволяет также построить гипотезу о возможной динамике социальных представлений и направленности процессов, происходящих в нравственной жизни общества, так как, с точки зрения автора метода, ассоциации из зоны потенциального изменения социальных представлений являются возможным источником трансформации представлений в данной группе и в скором времени могут стать ядерной частью социальных представлений.

Цель исследования: выявить динамику социальных представлений молодежи о совести.

Гипотеза: Представления молодых людей о совести содержат как позитивные, так и негативные элементы. Социальные представления студентов о совести более целостные и содержательно наполненные, чем социальные представления школьников.

Выборку составили 100 школьников 9-11 классов общеобразовательных школ (14-16 лет) и 202 студента ВУЗов (17-25 лет), проживающие в Москве и Казани. При выборе этой возрастной категории в качестве испытуемых мы исходили из данных Л.И. Божович о формировании моральных качеств личности в онтогенезе: «В старшем школьном возрасте моральное сознание поднимается на новую ступень, ступень сознательных нравственных убеждений. Но формирование указанного уровня морального сознания не заканчивается в старшем школьном возрасте. Этот процесс часто завершается либо значительно позже, либо вообще никогда не завершается» [2, с. 399], поэтому выборку нашего исследования составляют молодые люди от 14 лет и старше.

Для выявления структуры социальных представлений молодых людей о совести были проанализированы собранные ассоциации со словом совесть. Анализу подлежали 302 анкеты с ассоциациями (202 анкеты студентов и 100 анкет школьников). Респонденты указывали в среднем от 3 до 5 слов-ассоциаций с понятием совесть.

В студенческой выборке в зоне ядра социальных представлений (СП) лидирует ассоциация «честность». Далее с большим отрывом идут ас-

социации «честь», «ответственность», «порядочность», «стыд». В зону потенциальных изменений СП о совести попали ассоциации «мучения», «разум», «мораль», «чистая совесть», «отсутствие совести» (под этой условной ассоциацией мы объединили такие ассоциации как «нет совести», «ее нет», «пустота», «отсутствие», «бездействие совести» и т.п.). Ассоциации, относящиеся к 1-ой периферии - «искренность», «доброта», «справедливость», «правда», «угрызения совести», «нравственность», «уважение». 2-ая периферия СП - «долг», «воспитание», «спокойствие», «внутренний голос». Получается, что у студентов совесть ассоциируется с высоконравственными качествами человека и это является центральной частью их СП о совести. Однако есть тревожный сигнал - нахождение ассоциации «отсутствие совести» в зоне потенциального изменения СП и возможного скорого попадания ее в ядерную часть СП студентов о совести.

В выборке школьников в ядре представлений лидируют ассоциации «ответственность» и «честность». Далее идут ассоциации «честь» и «правда». В зону потенциальных изменений СП о совести попали ассоциации «уважение», «порядочность», «обязанность», «отсутствие совести». Ассоциации 1-ой периферии - «стыд», «угрызения совести», «долг», «разум». 2-ая периферия СП - «сознание», «доброта», «понимание», «мучение».

Получается, что в ядре СП школьников о совести также содержатся слова, обозначающие высоконравственные качества человека, только у школьников четыре слова-ассоциации, а у студентов таких ассоциаций шесть, причем общих ассоциаций - три (ответственность, честность, честь). На первое место по частоте встречаемости в ядре социальных представлений у школьников выходит - ответственность, а у студентов - честность. Ассоциация «честность» у школьников занимает 2 место и встречается не намного реже, чем «ответственность», в то время как в выборке студентов «ответственность» занимает 3 место и встречается в 2,4 раза реже, чем «честность». Это может быть связано с особенностями понимания феномена совести школьниками и студентами. Возможно, для школьников совесть в большей степени инстанция, позволяющая соотносить свои действия с требованиями морали общества, и тогда на первый план выходит ответственность перед обществом, близкими людьми, желание не подвести и оправдать их ожидания. Студенты же, как люди более зрелые во всех аспектах, понимают совесть как инстанцию, позволяющую им не изменять самим себе, своим нравственным принципам, быть честными с самим собой и с другими людьми.

Таким образом, ядро социальных представлений школьников и студентов схоже по содержанию и содержит общие для этих групп позитивные ас-

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика М- № 1

51

социации со словом «совесть», такие как высоконравственные качества человека («честность», «ответственность», «честь»). В ядре представлений школьников, в отличие от ядра представлений студентов, содержится ассоциация «правда», что подразумевает тесную связь между наличием совести у человека и невозможностью обманывать и врать другим людям в представлении старшеклассников. В ядерной части представлений студентов о совести содержатся ассоциации «порядочность» и «стыд». Эти слова-ассоциации означают взаимодействие с окружающим миром определенным образом. Проявление доброго отношения к другим живым существам, порядочность определяется как соответствие человека нормам общества, в котором он живет (порядочность как моральное качество входит в более широкое этическое понятие Добра) и стыд - чувство, возникающее при нарушении моральных норм общества («Стыд - чувство сильного смущения от сознания предосудительности поступка, вины» - словарь С.И. Ожегова).

Проанализировав ассоциации студентов и школьников, можно заключить, что ядро представлений студентов о совести содержательнее, чем ядро представлений старшеклассников, и социальные представления студентов о совести являются более зрелыми и глубокими.

Можно заключить, что в процессе взросления социальные представления о совести у молодежи становятся более зрелыми и глубокими, что, по нашему мнению, является показателем существенного развития нравственного сознания. Следует обратить внимание на то, что в зону потенциальных изменений социальных представлений о совести и у студентов и у школьников попала ассоциация «отсутствие совести», т.е. в скором времени представление молодежи об отсутствии совести у современных людей может войти в ядерную часть их представлений, что косвенно может свидетельствовать о негативном развитии нравственности населения России.

Библиографический список

1. Александрова Н.Л. Динамика социальных представлений личности об умном человеке // Россия в глобализирующемся мире: мировоззренческие и социокультурные аспекты. - М.: Наука, 2007. - С. 461-463.

2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - M.: Просвещение, 1968. - 464 с.

3. Воловикова М.И. Нравственная психология: задачи, методы и современное состояние II Проблемы нравственной и этической психологии в современной России I отв. ред. M.^ Воловикова. - M.: Изд-во «Институт психологии РАН»,

2011. - С. 21-39.

4. Дикевич Л.Л. Обыденные представления о порядочном человеке: Дис. ... канд. психол. наук. - M., 1999.

5. Донцов А.И., Емельянова Т.П. Концепция социальных представлений в современной французской психологии. - M.: MTX 1987. - 128 с.

6. Емельянова Т.П. Конструирование социальных представлений в условиях трансформации российского общества. - M.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006. - 400 с.

7. Мустафина Л.Ш. Исследование социальных представлений о совести у российской молодежи (на примере учащейся молодежи) II Вестник университета (ГУУ). - 2009. - № 22. - С. 74-76.

8. Пащенко-де Превиль Е. Карьера в понимании молодежи: сравнительный анализ социальных представлений российских и французских студентов II Вопросы психологии. - 2012. - № 4. - С. 48-61.

9. Фарр Р. Социальные представления II Социальная психология I под. ред. С. Mосковичи. -СПб.: Питер, 2007. - С. 395-405.

10. Чигарькова Л.А. Влияние социокультурного контекста на формирование представлений о совести II Вестник Mосковского государственного лингвистического университета. Психологические науки. - 2009. - Вып. 563. - C. 100-114.

11. Юревич А.В. Развязно-агрессивный тип личности как проявление нравственного состояния современного российского общества II Психологические проблемы современного российского общества I отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.А. Серги-енко. - M.: Изд-во «Институт психологии РАН»,

2012. - 575 с.

12. Abric J. Central system, peripheral system: their functions and roles in the dynamics of social representations II Papers on social representation. -1993. - V. 2. - P. 75-78.

13. Verges P. L'Evocation de l'argent: Une methode pour la definition du noyau central d'une representation II Bulletin de Psychologie. - 1992. -V. XLV. - P. 203-209.

52

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова Àv- 2015, Том 21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.