УДК 159
Мустафина Лилия Шаукатовна
кандидат психологических наук Институт психологии Российской академии наук, г. Москва
ДИНАМИКА СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СОВЕСТИ КАК ИНДИКАТОР НРАВСТВЕННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ
СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ*
В работе исследуется структура социальных представлений молодежи о совести с помощью метода П. Вер-жеса. Выявлены сходства и различия в ядре и периферии социальных представлений школьников и студентов. Ядро социальных представлений школьников и студентов схоже по содержанию и содержит общие для этих групп позитивные ассоциации со словом «совесть», такие как высоконравственные качества человека («честность», «ответственность», «честь»). При этом ядро представлений студентов о совести содержательнее, чем ядро представлений старшеклассников, и социальные представления студентов о совести являются более зрелыми и глубокими. В зону потенциальных изменений социальных представлений о совести и у студентов и у школьников попала ассоциация «отсутствие совести», т.е. в скором времени представление молодежи об отсутствии совести у современных людей может войти в ядерную часть их представлений, что косвенно может свидетельствовать о негативном развитии нравственности населения России.
Ключевые слова: социальные представления, совесть, структура социальных представлений, ядро и периферия социальных представлений, молодежь.
Совесть является ключевым феноменом в вопросах нравственности и играет определяющую роль в нравственном становлении личности, в моральном выборе и взаимоотношениях в социуме. Происходящие в настоящее время экономические, политические и общественные преобразования в российском обществе неизбежно приводят к изменению нравственных представлений всего населения страны. В этом процессе молодежь занимает особое место, поскольку в молодые годы, в период активного овладения знаниями, у человека интенсивно формируются ценностные ориентации, происходят процессы поиска своей идентичности, построения образа мира и поиска своего места в нем. Особая сензитивность молодых людей к окружающим явлениям социальной жизни, происходящим переменам ведет к тому, что в представлениях молодежи наиболее отчетливо отражаются тенденции развития общественного сознания.
Отношение к совести во многом определяет нравственную направленность личности и общества. Современные исследователи подчеркивают важность изучения нравственного состояния населения России [3; 11 и др.]. Феномен совести -сложный объект научного исследования и в психологической науке изучен мало, возможно, по причине того, что проявления совести скрыты как от внешнего наблюдателя, так иногда не осознаются и самим человеком. Однако исследование социальных представлений о совести открывает новые возможности и для изучения самого феномена совести, и для прогнозирования процессов, происходящих в нравственной сфере.
По мнению Ж.-К. Абрика и Г. Вашеро, именно представление определяет построение субъектив-
ной картины мира и поэтому является удобным объектом анализа причин поведения. Социальное представление, по определению Ж.-К. Абрика, -«это решетка декодирования и интерпретации, на основе которой индивиды присваивают значение воспринимаемому, предвосхищают и категоризи-руют ситуацию интеракции» [5, с. 71]. Тесная связь между представлениями и действиями (поступками) была объектом лабораторных экспериментов французских исследователей Ж.-К. Абрика, Ж. Ко-дола, К. Фламана и др. Эти эксперименты внесли большой вклад в освещение процессов, связывающих индивидуальное и коллективное, действия и представления [9].
Структурный подход к исследованию социальных представлений [12; 13; 6; 8], т.е. выделение константного ядра, связанного с коллективной памятью и историей группы, и изменчивой периферии, отражающей тенденции развития социальных представлений, является наиболее продуктивным для выявления понимания феномена совести современной молодежью. Существуют разные методы исследования социальных представлений, как, например, выделение дескрипторов [1; 4], качественного и количественного контент-анализа [10]. Для выделения структуры социальных представлений применяется метод Ж.-К. Абрика и используется оценочная шкала, составленная Т.П. Емельяновой на основе рекомендаций Ж.-К. Абрика, в которой предлагается вычислять коэффициент позитивных ответов на предложенные суждения [6; 7].
Мы обратились к методу П. Вержеса, который также применяется для исследования структуры социальных представлений с помощью специальной процедуры подсчета ассоциаций [13]. П. Вер-жес предложил на основе применения метода сво-
* Исследование выполнено при финансовой поддержке РНФ в рамках научного проекта № 14-18-03271 «Макроп-сихологический анализ социальных явлений».
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ^ 2015, Том 21
© Мустафина Л.Ш., 2015
50
Динамика социальных представлений о совести как индикатор нравственно-психологического состояния..,
бодных ассоциаций использовать два индикатора для определения структурного статуса элемента представления: частоту встречаемости ассоциации и ранг ее появления в ответах респондентов [8]. Сочетание частоты встречаемости и ранга появления ассоциации определяет ее место в ядре или периферии социальных представлений или в зоне потенциального изменения социальных представлений. Этот метод помогает приблизиться к глубинным, часто замаскированным при дискурсе элементам социальных представлений [8], что особенно важно при исследовании представлений о совести как очень личном феномене и часто подверженным защитным механизмам психики. Данный метод позволяет также построить гипотезу о возможной динамике социальных представлений и направленности процессов, происходящих в нравственной жизни общества, так как, с точки зрения автора метода, ассоциации из зоны потенциального изменения социальных представлений являются возможным источником трансформации представлений в данной группе и в скором времени могут стать ядерной частью социальных представлений.
Цель исследования: выявить динамику социальных представлений молодежи о совести.
Гипотеза: Представления молодых людей о совести содержат как позитивные, так и негативные элементы. Социальные представления студентов о совести более целостные и содержательно наполненные, чем социальные представления школьников.
Выборку составили 100 школьников 9-11 классов общеобразовательных школ (14-16 лет) и 202 студента ВУЗов (17-25 лет), проживающие в Москве и Казани. При выборе этой возрастной категории в качестве испытуемых мы исходили из данных Л.И. Божович о формировании моральных качеств личности в онтогенезе: «В старшем школьном возрасте моральное сознание поднимается на новую ступень, ступень сознательных нравственных убеждений. Но формирование указанного уровня морального сознания не заканчивается в старшем школьном возрасте. Этот процесс часто завершается либо значительно позже, либо вообще никогда не завершается» [2, с. 399], поэтому выборку нашего исследования составляют молодые люди от 14 лет и старше.
Для выявления структуры социальных представлений молодых людей о совести были проанализированы собранные ассоциации со словом совесть. Анализу подлежали 302 анкеты с ассоциациями (202 анкеты студентов и 100 анкет школьников). Респонденты указывали в среднем от 3 до 5 слов-ассоциаций с понятием совесть.
В студенческой выборке в зоне ядра социальных представлений (СП) лидирует ассоциация «честность». Далее с большим отрывом идут ас-
социации «честь», «ответственность», «порядочность», «стыд». В зону потенциальных изменений СП о совести попали ассоциации «мучения», «разум», «мораль», «чистая совесть», «отсутствие совести» (под этой условной ассоциацией мы объединили такие ассоциации как «нет совести», «ее нет», «пустота», «отсутствие», «бездействие совести» и т.п.). Ассоциации, относящиеся к 1-ой периферии - «искренность», «доброта», «справедливость», «правда», «угрызения совести», «нравственность», «уважение». 2-ая периферия СП - «долг», «воспитание», «спокойствие», «внутренний голос». Получается, что у студентов совесть ассоциируется с высоконравственными качествами человека и это является центральной частью их СП о совести. Однако есть тревожный сигнал - нахождение ассоциации «отсутствие совести» в зоне потенциального изменения СП и возможного скорого попадания ее в ядерную часть СП студентов о совести.
В выборке школьников в ядре представлений лидируют ассоциации «ответственность» и «честность». Далее идут ассоциации «честь» и «правда». В зону потенциальных изменений СП о совести попали ассоциации «уважение», «порядочность», «обязанность», «отсутствие совести». Ассоциации 1-ой периферии - «стыд», «угрызения совести», «долг», «разум». 2-ая периферия СП - «сознание», «доброта», «понимание», «мучение».
Получается, что в ядре СП школьников о совести также содержатся слова, обозначающие высоконравственные качества человека, только у школьников четыре слова-ассоциации, а у студентов таких ассоциаций шесть, причем общих ассоциаций - три (ответственность, честность, честь). На первое место по частоте встречаемости в ядре социальных представлений у школьников выходит - ответственность, а у студентов - честность. Ассоциация «честность» у школьников занимает 2 место и встречается не намного реже, чем «ответственность», в то время как в выборке студентов «ответственность» занимает 3 место и встречается в 2,4 раза реже, чем «честность». Это может быть связано с особенностями понимания феномена совести школьниками и студентами. Возможно, для школьников совесть в большей степени инстанция, позволяющая соотносить свои действия с требованиями морали общества, и тогда на первый план выходит ответственность перед обществом, близкими людьми, желание не подвести и оправдать их ожидания. Студенты же, как люди более зрелые во всех аспектах, понимают совесть как инстанцию, позволяющую им не изменять самим себе, своим нравственным принципам, быть честными с самим собой и с другими людьми.
Таким образом, ядро социальных представлений школьников и студентов схоже по содержанию и содержит общие для этих групп позитивные ас-
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика М- № 1
51
социации со словом «совесть», такие как высоконравственные качества человека («честность», «ответственность», «честь»). В ядре представлений школьников, в отличие от ядра представлений студентов, содержится ассоциация «правда», что подразумевает тесную связь между наличием совести у человека и невозможностью обманывать и врать другим людям в представлении старшеклассников. В ядерной части представлений студентов о совести содержатся ассоциации «порядочность» и «стыд». Эти слова-ассоциации означают взаимодействие с окружающим миром определенным образом. Проявление доброго отношения к другим живым существам, порядочность определяется как соответствие человека нормам общества, в котором он живет (порядочность как моральное качество входит в более широкое этическое понятие Добра) и стыд - чувство, возникающее при нарушении моральных норм общества («Стыд - чувство сильного смущения от сознания предосудительности поступка, вины» - словарь С.И. Ожегова).
Проанализировав ассоциации студентов и школьников, можно заключить, что ядро представлений студентов о совести содержательнее, чем ядро представлений старшеклассников, и социальные представления студентов о совести являются более зрелыми и глубокими.
Можно заключить, что в процессе взросления социальные представления о совести у молодежи становятся более зрелыми и глубокими, что, по нашему мнению, является показателем существенного развития нравственного сознания. Следует обратить внимание на то, что в зону потенциальных изменений социальных представлений о совести и у студентов и у школьников попала ассоциация «отсутствие совести», т.е. в скором времени представление молодежи об отсутствии совести у современных людей может войти в ядерную часть их представлений, что косвенно может свидетельствовать о негативном развитии нравственности населения России.
Библиографический список
1. Александрова Н.Л. Динамика социальных представлений личности об умном человеке // Россия в глобализирующемся мире: мировоззренческие и социокультурные аспекты. - М.: Наука, 2007. - С. 461-463.
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - M.: Просвещение, 1968. - 464 с.
3. Воловикова М.И. Нравственная психология: задачи, методы и современное состояние II Проблемы нравственной и этической психологии в современной России I отв. ред. M.^ Воловикова. - M.: Изд-во «Институт психологии РАН»,
2011. - С. 21-39.
4. Дикевич Л.Л. Обыденные представления о порядочном человеке: Дис. ... канд. психол. наук. - M., 1999.
5. Донцов А.И., Емельянова Т.П. Концепция социальных представлений в современной французской психологии. - M.: MTX 1987. - 128 с.
6. Емельянова Т.П. Конструирование социальных представлений в условиях трансформации российского общества. - M.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006. - 400 с.
7. Мустафина Л.Ш. Исследование социальных представлений о совести у российской молодежи (на примере учащейся молодежи) II Вестник университета (ГУУ). - 2009. - № 22. - С. 74-76.
8. Пащенко-де Превиль Е. Карьера в понимании молодежи: сравнительный анализ социальных представлений российских и французских студентов II Вопросы психологии. - 2012. - № 4. - С. 48-61.
9. Фарр Р. Социальные представления II Социальная психология I под. ред. С. Mосковичи. -СПб.: Питер, 2007. - С. 395-405.
10. Чигарькова Л.А. Влияние социокультурного контекста на формирование представлений о совести II Вестник Mосковского государственного лингвистического университета. Психологические науки. - 2009. - Вып. 563. - C. 100-114.
11. Юревич А.В. Развязно-агрессивный тип личности как проявление нравственного состояния современного российского общества II Психологические проблемы современного российского общества I отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.А. Серги-енко. - M.: Изд-во «Институт психологии РАН»,
2012. - 575 с.
12. Abric J. Central system, peripheral system: their functions and roles in the dynamics of social representations II Papers on social representation. -1993. - V. 2. - P. 75-78.
13. Verges P. L'Evocation de l'argent: Une methode pour la definition du noyau central d'une representation II Bulletin de Psychologie. - 1992. -V. XLV. - P. 203-209.
52
Вестник КГУ им. H.A. Некрасова Àv- 2015, Том 21