Научная статья на тему 'Репрезентация опыта взаимодействия с инотничными субъектами как возможность изучения вандального поведения личности'

Репрезентация опыта взаимодействия с инотничными субъектами как возможность изучения вандального поведения личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
85
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Эпоха науки
Ключевые слова
иноэтничные субъекты / этническая группа / этнос / личность / социальный вандализм / вандальное поведение / нарратив / взаимодействие с иноэтничными субъектами. / ethnic entities / ethnic group / ethnos / personality / vandalism / social vandalism / vandalism / narrative / interaction with foreign ethnic subjects.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Каримова Валентина Геннадиевна

В исследовании представлены результаты изучения опыта взаимодействия с иноэтничными субъектами как предиктора вандального поведения личности. Выборка исследования составляет 45 человек – студентов 1-3 курсов УрГПУ. Методом исследования является нарратив. Полученные результаты показывают, что существует амбивалентное отношение к иноэтничным субъектам, которое может выражаться в соперничестве с представителями других культур и, как следствие, стать предпосылкой к социальному вандализму.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Каримова Валентина Геннадиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REPRESENTATION OF THE EXPERIENCE OF INTERACTION WITH THE OTHER SUBJECTS AS A POSSIBILITY OF STUDYING VANDAL PERSONALITY BEHAVIOR

The study presents the results of studying the experience of interaction with other ethnic subjects as a predictor of vandal behavior of a person. The sample of the study is 45 people students of 1-3 courses of the USPU. The method of investigation is narrative. The obtained results show that there is an ambivalent attitude towards other ethnic actors, which can be expressed in rivalry with representatives of other cultures and, as a result, become a prerequisite for social vandalism.

Текст научной работы на тему «Репрезентация опыта взаимодействия с инотничными субъектами как возможность изучения вандального поведения личности»

УДК 316.62

DOI 10.24411/2409-3203-2018-11670

РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ИНОТНИЧНЫМИ СУБЪЕКТАМИ КАК ВОЗМОЖНОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ ВАНДАЛЬНОГО

ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

Каримова Валентина Геннадиевна

Ассистент кафедры общей психологии и конфликтологии ФГБОУ ВО Уральский государственный педагогический университет

Россия, г. Екатеринбург

Статья выполнена при поддержке гранта РНФ №17-18-01278 «Молодежный вандализм как реакция на информационные вызовы современной городской

среды»

Аннотация. В исследовании представлены результаты изучения опыта взаимодействия с иноэтничными субъектами как предиктора вандального поведения личности. Выборка исследования составляет 45 человек - студентов 1-3 курсов УрГПУ. Методом исследования является нарратив. Полученные результаты показывают, что существует амбивалентное отношение к иноэтничным субъектам, которое может выражаться в соперничестве с представителями других культур и, как следствие, стать предпосылкой к социальному вандализму.

Ключевые слова: иноэтничные субъекты, этническая группа, этнос, личность, социальный вандализм, вандальное поведение, нарратив, взаимодействие с иноэтничными субъектами.

REPRESENTATION OF THE EXPERIENCE OF INTERACTION WITH THE OTHER

SUBJECTS AS A POSSIBILITY OF STUDYING VANDAL PERSONALITY

BEHAVIOR

Karimova Valentina G.

Assistant of the Department of Psychology and Conflictology of the Ural State Pedagogical University Russia. Yekaterinburg

Abstract. The study presents the results of studying the experience of interaction with other ethnic subjects as a predictor of vandal behavior of a person. The sample of the study is 45 people - students of 1-3 courses of the USPU. The method of investigation is narrative. The obtained results show that there is an ambivalent attitude towards other ethnic actors, which can be expressed in rivalry with representatives of other cultures and, as a result, become a prerequisite for social vandalism.

Keywords: ethnic entities, ethnic group, ethnos, personality, vandalism, social vandalism, vandalism, narrative, interaction with foreign ethnic subjects.

В настоящее время обособленное существование народов и культур кажется

271

невозможным, в связи с усилением миграционных и демографических процессов, увеличением числа этнически смешанных семей, образованием многонациональных коллективов в социальных институтах. Люди сталкиваются с разнообразием культурного окружения, с иной системой ценностей, что зачастую приводит к непониманию и столкновениям, которые, в свою очередь, перерастают в конфликты.

В нашей стране большинство этнических групп живут анклавами. Данные этнические анклавы позволяют этническим меньшинствам сохранять свою идентичность, но у коренного населения они могут вызывать чувство отвращения и агрессию. Это связанно с существующим предубеждением относительно представителей других культур, которое, как правило, формируется из негативного опыта взаимодействия с ними. Вследствие чего коренное население начинает подавлять субъектов других культур. Что выражается в агрессивном поведении и стремлении обесценить и унизить представителей другой культуры. Проявлением такой агрессии может стать вандализм.

В.А. Жмуров под вандализмом понимает «разрушение культурных, материальных и духовных ценностей, патологическое проявление одичания и косвенной агрессии». Также вандализм может интерпретироваться как защитная реакция индивида или группы на давление внешней среды [3]. Защитные реакции проявляются при восприятии ситуации как угрожающей для благополучия и стабильности существования человека, его мировоззрения, установок, привычного образа поведения. В нашем контексте вандальное поведение будет проявляться как защитная реакция, которая направлена на деструкцию представителей другой культуры. Вандализм в данном случае будет выражаться в написании ксенофобских лозунгов, погроме рабочих мест иноэтничного населения, осквернении памятников культуры.

Исходя из вышесказанного, мы предполагаем, что негативный опыт взаимодействия с иноэтничными субъектами может являться предиктором вандального поведения личности. Для проверки нашей гипотезы мы провели эмпирическое исследование. Выборка представлена группой студентов Уральского государственного педагогического университета в количестве 45 человек. Возраст респондентов от 19 до 22 лет.

Поскольку этнокультурная идентичность требует рассмотрения с позиции постнеклассического подхода, в нашем исследовании мы применяем метод нарратива [4].

Метод нарратива - утверждает, что смысл человеческого поведения выражается с большей полнотой в повествовании, а не в логических формулах и законах, поскольку понимание человеком текста и понимание им самого себя аналогичны. Человек достигает самопонимания через нарратив, выделяя в жизненном потоке определенные моменты, обладающие для него смыслом и оценочным значением [2].

В практике нарратива главной задачей является изучение индивидуальных случаев или в целом биографий обычных людей для конструирования на их основе типичных моделей психических структур. Нарратив в этой парадигме исследования рассматривается как средство организации личного опыта, отражающее эмоциональное состояние рассказчика. Нарратив рассматривается как структурированный опыт конфликтного взаимодействия людей.

Для изучения и анализа содержания текстов нарратива нами применялся метод контент-анализа. Контент-анализ - это особый, более или менее формализованный метод анализа документа, когда в тексте выделяются специальные «единицы», а затем подсчитывается частота их употребления [1]. В.А. Ядов определяет контент-анализ следующим образом - это перевод в количественные показатели массовой текстовой (или записанной на плёнку) информации с последующей статистической её обработкой [5].

Для анализа нарративного метода были выделены следующие параметры:

1.Типы отношения к иноэтничным субъектам у обучающихся (отрицательное, нейтральное, положительное, амбивалентное).

2.Типы взаимодействия субъекта истории (классификация К. Томаса: сотрудничество, соперничество, приспособление, избегание, компромисс).

З.Этническая группа, с которой происходило взаимодействие.

4.Позиция по отношению к событию - активная (преобразование обстоятельств), пассивная (подчинение обстоятельствам).

Нами были получены следующие результаты по представленным критериям. Преобладающим типом отношений среди респондентов оказалось амбивалентное отношение - 17 человек (38%), далее идет нейтральное (10 человек) и положительное (10 человек) отношение - 22%, наименее типичным оказалось отрицательное отношение - 8 человек (18%).

Ведущим типом взаимодействия среди участников оказался соперничество - 23 человека (51%), вторым по чистоте встречаемости в текстах респондентов оказалось сотрудничество - представлено в рассказах 8 человек (18%), использовали тип избегания в своих историях - 6 человек (13 %), тип приспособления 5 человек (11 %) и только компромисс - 3 человека (7%).

Наиболее представленной в текстах респондентов этнической группой оказались кавказцы - 12 историй про опыт взаимодействия с данной культурой (27%), также 12 рассказов про взаимодействие с представителями армянской этнической группы (27 %), истории про таджиков - 11 человек (24%) и про жителей Казахстана (11%) и Узбекистана (11%) - по 5 рассказов.

Больше половины респондентов (25 человек) проявляли активную позицию при взаимодействии с иноэтничными субъектами.

Из полученных результатов можно сделать следующий вывод: большинство студентов находятся в амбивалентной позиции к представителям других этнических групп - в частности жителей Кавказа и Армении. Можно сказать, что у респондентов имеется опыт, который вызывает как положительные, так и отрицательные эмоции при взаимодействии с другими этническими группами. В сюжетах нарратива это отражается в получении положительных эмоций от общения и взаимодействия с иноэтничными субъектами, то есть в большинстве рассказов коммуникация с представителями другой этнической группы не вызывала трудности (не возникло коммуникативного барьера), в историях было ощущение открытости к новому опыту. Однако проявление в данном общении этничности субъектов, например, «разговаривать криком» или «бросать мусор на землю или в воду», вызывало негативные эмоции: презрение, агрессию. Вследствие чего, взаимодействие приобретало характер соперничества, спора, появлялось желание подавить другую этничность.

Можно сделать вывод, что у учащихся существует установка (предубеждение), которая проявляется в повседневной жизни и будет находить отношение в общении и поведенческих проявлениях по отношению к субъектам других культур. Данные проявления могут быть различными, в том числе в социальном вандализме, который имеет своей целью разрушение социальных отношений, дискредитацию и обесценивание ценностей других людей, приводящих к социальной дестабилизации. Социальный вандализм может проявляться как экстремистские высказывания в адрес некоторых этнических, религиозных, социальных групп населения, как действия, провоцирующие конфликт между другими людьми.

Список литературы:

1. Богомолова Н.Н., Контент-анализ: спецпрактикум по социальной психологии [Текст] / Н.Н. Богомолова, Т.Г. Стефаненко. - М., 2002. - 62 с.

2. Гавриченко О.В., Смолякова Т.В. Особенности саморепрезентации в Интернет-дневниках подростков и молодежи // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2008. N 1(1). [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://psystudy.ru

3. Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. М. 2-е изд. 2012.

4. Шайгерова Л.А., Зинченко Ю.П. Этнокультурная идентичность как фактор социальной стабильности в современной России материалы круглого стола: в 2 т.. 2016. С. 23-44.

5. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: Описание, объяснение, понимание социальной реальности [Текст] / В.А.Ядов. - М.: Добросвет, 2003. - 596 с.

УДК 356

DOI 10.24411/2409-3203-2018-11671

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ-ОХОТОВЕДОВ ПРИЕМАМ ОБРАЩЕНИЯ С ОРУЖИЕМ ПОСРЕДСТВОМ ОТРАБОТКИ НОРМАТИВОВ ПО ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ

Ковальчук Александр Николаевич

к.т.н., доцент кафедры безопасности жизнедеятельности ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ Россия, г. Красноярск Прилепских Владимир Дмитриевич студент 3 курса института прикладной биотехнологии и ветеринарной медицины

ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ Россия, г. Красноярск

Аннотация: В статье описываются актуальность, цель, задачи, теоретико-методологическая основа и результаты исследования по разработке нормативов по огневой подготовке, приводится методика обучения специалистов-охотоведов обращению со служебным оружием посредством предложенных нормативов.

Ключевые слова: специалист-охотовед, служебное оружие, нумерация нормативов, название нормативов, содержание нормативов, временные параметры нормативов, обучение выполнению нормативов.

IMPROVING THE METHODOLOGY OF TEACHING SPECIALIZERS-HUNTERS TO RECEPTION OF HANDLING WITH WEAPONS BY MEANS DEVELOPMENT OF REGULATIONS FOR FIRE TRAINING

Alexander N. Kovalchuk

Ph.D., associate professor of the department of life safety Krasnoyarsk State Agrarian University Russia, the city of Krasnoyarsk Vladimir D. Prilepskikh 3rd year student of the Institute of applied biotechnology and veterinary medicine Krasnoyarsk State Agrarian University 274

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.