Научная статья на тему 'СТРУКТУРА ФИНАНСИРОВАНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

СТРУКТУРА ФИНАНСИРОВАНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
81
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION / ФИНАНСИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / FINANCING OF EDUCATION / ОБУЧЕНИЕ / TRAINING / ИННОВАЦИИ / INNOVATIONS / ВОСПИТАНИЕ / EDUCATION / МОДЕРНИЗАЦИЯ / MODERNIZATION / ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПРОГРЕСС / PUBLIC PROGRESS / НАУКА / SCIENCE / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PROFESSIONAL EDUCATION / КАДРЫ / SHOTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова С. А.

Переход в значительной мере к рыночным отношениям в области высшего образования несет в себе и изменения, и диверсификацию в источниках доходов учреждений высшего образования, необходимых, прежде всего, для обеспечения их функционирования в рыночных условиях мирового образовательного рынка. Поэтому в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года значительное внимание уделено вопросам развития национальной образовательной системы. В Стратегии отмечено, что развитие национальной образовательной системы, его доступность, повышение качества и квалификации трудовых ресурсов будет способствовать обеспечению национальной безопасности в области повышения качества жизни российских граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STRUCTURE OF FINANCING OF THE HIGHER EDUCATION IN THE RUSSIAN FEDERATION

Transition considerably to the market relations in the field of the higher education bears in itself both changes, and diversification in sources of the income of the institutions of higher education necessary, first of all, for ensuring their functioning in market conditions of the world educational market. Therefore in Strategy of national security of the Russian Federation till 2020 the considerable attention is paid to questions of development of national educational system. In Strategy it is noted that development of national educational system, its availability, improvement of quality and qualifications of a manpower will promote ensuring national security in the field of improvement of quality of life of the Russian citizens.

Текст научной работы на тему «СТРУКТУРА ФИНАНСИРОВАНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

СРЕДНЕЕ И ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

С.А. ИВАНОВА, доктор юридических наук, профессор, заместитель первого проректора по учебной и методической работе, заведующая кафедрой «Гражданское право» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

СТРУКТУРА ФИНАНСИРОВАНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Переход в значительной мере к рыночным отношениям в области высшего образования несет в себе и изменения, и диверсификацию в источниках доходов учреждений высшего образования, необходимых, прежде всего, для обеспечения их функционирования в рыночных условиях мирового образовательного рынка. Поэтому в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года значительное внимание уделено вопросам развития национальной образовательной системы. В Стратегии отмечено, что развитие национальной образовательной системы, его доступность, повышение качества и квалификации трудовых ре-

S.A. IVANOVA, doctor of jurisprudence,

professor, deputy first vice rector

for educational and methodical work, manager of Civil law chair of Financial University under the Government of the Russian Federation

THE STRUCTURE OF FINANCING OF THE HIGHER

EDUCATION IN THE RUSSIAN FEDERATION

Transition considerably to the market relations in the field of the higher education bears in itself both changes, and diversification in sources of the income of the institutions of higher education necessary, first of all, for ensuring their functioning in market conditions of the world educational market. Therefore in Strategy of national security of the Russian Federation till 2020 the considerable attention is paid to questions of development of national educational system. In Strategy it is noted that development of national educational system, its availability, improvement of quality and qualifications of a manpower will

сурсов будет способствовать обеспечению национальной безопасности в области повышения качества жизни российских граждан.

Ключевые слова: высшее образование, финансирование образования, обучение, инновации, воспитание, модернизация, общественный прогресс, наука, профессиональное образование, кадры.

promote ensuring national security in the field of improvement of quality of life of the Russian citizens.

Keywords: the higher education, financing of education, training, innovations, education, modernization, public progress, science, professional education, shots.

В настоящее время в системе образования сложилось явное противоречие между инновационными процессами, ведущими к преобразованию массовой практики (внедрение инновационных технологий, появление учреждений образования новых видов и типов, в частности негосударственных, и др.), и классической, традиционной педагогической парадигмой, как правило, сдерживающей, тормозящей эти процессы. Именно это противоречие и обусловливает особенность состояния современной ситуации в системе образования России. Разрешение данного противоречия, по нашему мнению, составляет основу процесса модернизации. Сегодняшний этап — этап модернизации, то есть такого совершенствования образования, которое отвечает современным требованиям.

В науке отмечается, что «модернизировать — это делать современным, изменять в соответствии с современным техническим уровнем, требованиями, вкусами, вводя разнообразные усовершенствования изображении старины придавать ей черты, свойственные новому време-ни».1 Историко-педагогический анализ показывает, что термин «модернизация» неоднократно использовался в сфере образования и в последние десятилетия XX в. приобрел богатое социально-философское содержание. Им принято обозначать

1 См.: Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования. Учебное пособие. - М.: Логос, 2000. -С. 56.

особый способ общественного прогресса, осуществляющегося не самопроизвольно, но целенаправленно и управляемо. В науке отмечается, что модернизация страны опирается на модернизацию образования, на его содержательное и структурное обновление.

Российская система образования должна перейти из режима выживания в режим развития. Следовательно, система образования в условиях сегодняшнего дня должна функционировать в режиме развития, самодвижения, саморазвития. В концепции модернизации образования предлагается ряд мер по ее переводу в режим развития: во-первых, адаптация системы образования к изменившимся социально-экономическим и государственно-политическим условиям развития России; во-вторых, освоение опыта модернизации образовательной сферы, накопленного более продвинутыми странами мира.2 С началом 1990-х гг. связан резкий перелом в характере и направлениях социально-экономического развития страны. Прежде всего, произошел полный развал экономики как рационально-рефлексивного контура, удерживающего хозяйство, которое, напротив, испыта-

2 Однако это вовсе не означает, что модернизация предполагает подражательность. В число ее ценностей входят культурная самобытность, бережное отношение к оправдавшим себя традициям, отказ от единообразия, вариативность подходов к решению проблем.

3 См.: Административное право / Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. 2-е изд. - М., 2006. - С. 34.

ло беспрецедентный и неконтролируемый рост.3 Современное образование в России представляет собой сложную комплексную систему подготовки специалистов по всем отраслям российской экономики. Каждая ступень образования имеет свои особенности — от начального до высшего профессионального. В литературе достаточно бурно обсуждается -какое образование сейчас нужно России - фундаментальное или при-кладное.4

Особенно эта проблема актуальна в условиях сокращения финансирования образования, развития внебюджетных источников финансирования, реформирования всей образовательной системы государства. Часть экспертов считают, что в связи с изменением структуры финансирования и увеличением негосударственных доходов учреждений высшего профессионального образования последние должны усилить прикладную составляющую в обучении. Другие же считают, что высшее образование является в настоящий момент «статусной» вещью и по тому должно быть более фундаментальным. Безусловно, обе точки зрения имеют свои как положительные, так и отрицательные стороны, однако, эти проблемы не должны соотноситься со структурой финансирования, потому что представляют

4 См.: Грудцына Л.Ю., Пашенцев Д.А., Шленева Е.В. Правовое регулирование инноваций и инновационной деятельности в период формирования национальной инновационной системы // Образование и право. 2011. № 5. С. 138-150.

собой другую качественную характеристику образования. Тем не менее, в существующем положении наиболее прикладной характер знаний дают средние специальные учебные заведения и профильные высшие учебные заведения, хотя последним более свойственна фундаментальность, как классическим высшим учебным заведениям.

Структура финансирования является основанием возникновения целого ряда других теоретических и прикладных проблем - от содержания образовательного процесса до структурных проблем, в том числе проблем управления высшим учебным заведением. Исследование проблем управления, совершенствование его структуры в зависимости от структуры финансирования в конечном итоге позволяет повысить качество образования. Безусловно - это основной фактор, поскольку постоянного обновления требует производственная база университетов, постоянно увеличивается стоимость научной и учебной литературы, изменяется стоимость жизни и уровень оплаты труда научного персонала учреждения высшего образования. Однако качественное высшее образование зависит не только от государственного финансирования в системе социально-экономической политики государства, где образованию отводится, безусловно, достойная роль, но и от иных факторов, которые также играют немаловажную роль в

5 См.: Грудцыта Л.Ю. Проблемы инновационного управления учреждениями

управлении образовательными уч-реждениями.5

Таким образом, управление учреждением высшего профессионального образования в современных условиях требует новых подходов. В данном исследовании будет рассмотрено организационно-управленческая структура учреждения высшего профессионального образования в условиях многоканального бюджетного и внебюджетного финансирования. Таким образом, развитие высшего образования в современных условиях, на наш взгляд, должно носить комплексный, синтезирующий характер. Ее содержание складывается из множества аспектов деятельности государства. В современных условиях тенденции развития высшего образования должны обеспечивать конкурентные преимущества национальной экономики и потребности национальной обороны, инновационное развитие национальной экономики.

Библиографический список:

1. Административное право / Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. 2-е изд. - М., 2006. - С. 34.

2. Грудцына Л.Ю. Проблемы иннова-

ционного управления учреждениями высшего профессионального образования // Образование и право. 2011. № 7 (23). С. 35-51.

3. Грудцына Л.Ю., Пашенцев Д.А., Шленева Е.В. Правовое регулирование инноваций и инновационной деятельности в период формирования национальной инновационной системы // Образование и право. 2011. № 5. С. 138-150.

4. Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования. Учебное пособие. - М.: Логос, 2000. -С. 56.

Bibliograficheskiy spisok:

1. Administrativnoe pravo / Pod red. Yu. M. Kozlova, L.L. Popova. 2-e izd. - M., 2006. - S. 34.

2. Grudtsyna L.Yu. Problemy innova-tsionnogo upravleniya uchrezhdeniyami vysshego professional'nogo obrazovaniya // Obrazovanie i pravo. 2011. № 7 (23). S. 35-51.

3. Grudtsyna L.Yu., Pashentsev D.A., Shleneva E.V. Pravovoe regulirovanie innovatsiy i innovatsionnoy deyatel'nosti v period formirovaniya natsional'noy innovatsionnoy sistemy // Obrazovanie i pravo. 2011. № 5. S. 138-150.

4. Gusinskiy E.N., Turchaninova Yu.I. Vvedenie v filosofiyu obrazovaniya. Uchebnoe posobie. - M.: Logos, 2000. - S. 56.

высшего профессионального образования // Образование и право. 2011. № 7 (23). С. 35-51.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.