Научная статья на тему 'ИНСТИТУТЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В СОЦИАЛБНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И КУЛБТУРНОЙ СФЕРАХ'

ИНСТИТУТЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В СОЦИАЛБНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И КУЛБТУРНОЙ СФЕРАХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
451
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / CIVIL SOCIETY / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА / ECONOMIC SPHERE / КУЛЬТУРА / CULTURE / ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / PUBLIC ORGANIZATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫ СОЮЗ / ARE PROFESSIONAL THE UNION / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ / POLITICAL PARTY / ПОЛИТИЧЕСКОЕ МНОГООБРАЗИЕ / POLITICAL VARIETY / ИДЕОЛОГИЯ / IDEOLOGY / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / HUMAN RIGHTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кирсанов А.Ю.

Процесс формирования гражданского общества и правового государства в современных российских условиях предполагает решение сложного и многогранного комплекса проблем в сфере обеспечения прав человека в политической, социально-экономической, духовно-культурной областях. Эффективное решение проблем обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина в России сегодня осложняется тем, что Россия находится всего лишь в начальной стадии построения правового государства и гражданского общества. Особенностью начальной стадии формирования гражданского общества является большое количество промахов и ошибок, ломка устоявшихся негативных стереотипов всевластия государства и декларирование прав и свобод личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTITUTES OF CIVIL SOCIETY IN SOCIAL AND ECONOMIC AND CULTURAL SPHERES

Process of formation of civil society and the constitutional state in modern Russian conditions assumes the solution of a difficult and many-sided complex of problems in the sphere of ensuring human rights in political, social and economic, spiritual and cultural areas. The effective solution of problems of providing and protection of the rights and freedoms of the person and the citizen in Russia becomes complicated today that Russia is only in an initial stage of creation of the constitutional state and civil society. Feature of an initial stage of formation of civil society is a large number of misses and mistakes, withdrawal pains of the settled negative stereotypes of absolute power of the state and declaring of the rights and personal freedoms.

Текст научной работы на тему «ИНСТИТУТЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В СОЦИАЛБНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И КУЛБТУРНОЙ СФЕРАХ»

А.Ю. КИРСАНОВ,

кандидат юридических наук

ИНСТИТУТЫ ГРАЖДАНСКОГО

ОБЩЕСТВА В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И КУЛЬТУРНОЙ СФЕРАХ

Процесс формирования гражданского общества и правового государства в современных российских условиях предполагает решение сложного и многогранного комплекса проблем в сфере обеспечения прав человека в политической, социально-экономической, духовно-культурной областях. Эффективное решение проблем обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина в России сегодня осложняется тем, что Россия находится всего лишь в начальной стадии построения правового государства и гражданского общества. Особенностью начальной стадии формирования гражданского общества является большое количество промахов и ошибок, ломка устоявшихся негативных стереотипов всевластия государства и декларирование прав и свобод личности.

Ключевые слова: гражданское общество, экономическая сфера, культура, общественная организация, профессиональны союз, политическая партия, политическое многообразие, идеология, права человека.

A.YU. KIRSANOV,

candidate of jurisprudence

INSTITUTES OF CIVIL SOCIETY IN SOCIAL AND ECONOMIC AND CULTURAL SPHERES

Process of formation of civil society and the constitutional state in modern Russian conditions assumes the solution of a difficult and many-sided complex of problems in the sphere of ensuring human rights in political, social and economic, spiritual and cultural areas. The effective solution of problems of providing and protection of the rights and freedoms of the person and the citizen in Russia becomes complicated today that Russia is only in an initial stage of creation of the constitutional state and civil society. Feature of an initial stage of formation of civil society is a large number of misses and mistakes, withdrawal pains of the settled negative stereotypes of absolute power of the state and declaring of the rights and personal freedoms.

Keywords: civil society, the economic sphere, culture, public organization, are professional the union, political party, political variety, ideology, human rights.

Конституция РФ 1993 г. закрепляет право каждого на объединение и гарантирует свободу деятельности общественных объединений. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем (ст. 30). Существенное значение для формирования и деятельности общественных объединений имеют положения ст. 13 Конституции РФ о признании в Российской Федерации идеологического и политического многообразия и многопартийности, о равенстве общественных объединений перед законом. Запрещается создание и деятельность лишь таких общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности России, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Реализация функций социального государства по обеспечению социальной защиты населения выражена в п. «е» ст. 71 Конституции РФ, предусматривающем полномочия федеральных органов власти в сфере основ федеральной политики и федеральной программы в области государственного, экономического, социального, культурного и национального развития России. Конкретизируется эта норма в постановлении Правительства РФ от 26 февраля 1997 г. № 222 «О Программе социальных реформ в Российской Федерации на период 19962000 гг. Целью ее является обнов-

ление комплекса социальных условий, повышение жизненного уровня населения. Государство — лишь одна из организаций народа, функцией которого является осуществление государственной власти. Иными словами, как единая и идеальная общность народ организован в государство, однако определенные его слои объединяются в различные корпорации: профессиональные союзы, политические партии, общественные объединения, религиозные сообщества и т.п., призванные выразить их интересы в процессе осуществления власти. Сложная и многосоставная общественная структура способствует формированию более или менее однородной и единой народной воли.1

Так, например, на период 19961997 гг. предусматривалось сокращение масштабов бедности, уменьшение разрыва в уровне жизни между различными категориями населения, недопущение массовой безработицы, усиление защиты трудовых и социальных прав граждан. В качестве важнейших мер названы ликвидация и недопущение в дальнейшем задолженности по выплате заработной платы, пенсий, пособий. В этом документе нашли свое закрепление системные меры реформирования социальной сферы в виде конкретных мероприятий, входящих в план мероприятий Прави-

1 См.: Влазнев В.Н. Гражданское общество как предмет конституционно-правового исследования / Дисс. ... канд. юрид. наук. - М., 2002. - С. 105.

тельства РФ по реализации этой Программы на период до 2000 г.2

Важным компонентом гражданского общества в России являются действующие сегодня разнообразные общественные объединения — политические партии, профессиональные союзы, благотворительные организации, фонды и т.д. Деятельность общественных объединений регулируется целым рядом федеральных законов, в числе которых:

- Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»,3

- Федеральный закон от 26 июня 1995 г. № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»,4

- Федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 135-Ф3 «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»,5

- Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»,6

- Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».7

2 См.: Калашников C.B. Конституционные основы формирования гражданского общества в Российской Федерации / Дисс... докт. юрид. наук. - М., 2001. -С. 119.

3 См.: СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1930.

4 См.: СЗ РФ. 1995. № 27. Ст. 2503.

5 См.: СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3340.

6 См.: СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 148.

7 См.: СЗ Р. 1996. № 3. Ст. 145.

Особую группу общественных формирований составляют общественные объединения. В статье 5 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» понятие общественного объединения определяется следующим образом: «Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединяющихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения». В приведенном положении Закона, как и в других его статьях, речь идет только о гражданах как членах общественных объединений, хотя на самом деле, как правило, имеются в виду и неграждане, т.е. все люди как частные лица, поскольку в ст. 1 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» говорится: «Иностранные граждане и лица без гражданства имеют равные права с гражданами Российской Федерации в сфере отношений, регулируемых настоящим Федеральным законом, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации». Язык данного закона (везде там, где в нем используется слово «граждане», а имеются в виду и неграждане, частные лица, члены гражданского общества), таким образом, явно расходится с его нормативно-регулятивным смыслом, что, конечно, следует

учитывать в процессе его изучения, толкования и применения.8

По территориальной сфере деятельности возможны следующие общественные объединения:

общероссийские — осуществляют свою деятельность на территориях более половины субъектов РФ и имеют там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства;

межрегиональные — действуют на территориях менее половины субъектов РФ (но не менее двух) и имеют там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства;

региональные - их деятельность осуществляется в пределах территории одного субъекта РФ;

местныье — существуют в пределах территории муниципального образования.9

Согласно ст. 7 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» существует несколько организационно-правовых форм общественных объединений: общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной са-

8 Петров С.М., Грудцына Л.Ю. Конституционное законодательство России: проблемы и перспективы развития // Государство и право. 2010. № 7. С. 14-22.

9 См.: Авакъян С.А. Конституционное право России: Учебный курс. - 2-е изд., перераб. и доп. - В 2-х томах. Т. 1. - М.: Юристъ, 2007. - С. 450.

модеятельности. Рассмотрим их более подробно.

Общественная организация - это основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей членов объединения.

Общественное движение представляет собой состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения.

Общественныьй фонд — один из видов некоммерческих фондов, представляющий собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели. Учредители и управляющие имуществом общественного фонда не вправе использовать указанное имущество в собственных интересах.

Общественное учреждение — это не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям данного объединения.

Орган общественной самодеятельности представляет собой не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных

социальных проблем, возникающих у людей по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания.

Общественные объединения независимо от их организационно-правовой формы вправе создавать союзы (ассоциации) общественных объединений на основе учредительных договоров и уставов, принятых союзами (ассоциациями), образуя новые общественные объединения. В качестве примеров существующих сегодня в России предпринимательских общественных объединений можно привести: Российский Союз промышленников и предпринимателей (РСПП), Торгово-промышленная палата, ТПП, общественные объединения «Деловая Россия», «ОПОРа», ассоциации содействия малому и среднему бизнесу, индивидуальному частному предпринимательству, фермерским и сельскохозяйственным товариществам, а также профессиональные промышленно-производственные объединения (металлургов, машиностроителей, владельцев подвижного состава, рекламодателей и другие).

По территориальной сфере своей деятельности общественные объединения делятся на общероссийские, межрегиональные, региональные и местные. Деятельность всех общественных объединений должна быть гласной и основываться на принципах добровольности,

равноправия, самоуправления и законности.

Согласно ст. 17 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» запрещается вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений, равно как и вмешательство общественных объединений в деятельность органов государства и их должностных лиц. Вместе с тем, согласно данному Закону, государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов общественных объединений, оказывает поддержку их деятельности, законодательно регулирует предоставление им налоговых льгот и преимуществ, осуществляет целевое финансирование отдельных общественно полезных программ общественных объединений и т.д.

Общественные объединения пользуются широким кругом прав, обеспечивающих их активное участие в общественной и политической жизни. В соответствии со ст. 27 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» для осуществления своих уставных целей общественное объединение имеет право: свободно распространять информацию о своей деятельности; участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления; проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование; учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность; представлять и защи-

щать свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других лиц в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях; выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти. Политические общественные объединения (политические партии, политические организации, политические движения) наделены правом участия в избирательных кампаниях в качестве избирательных объединений.10

Государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов общественных объединений, оказывает поддержку их деятельности, законодательно регулирует предоставление им налоговых и иных льгот и преимуществ. Государственная поддержка может выражаться в виде целевого финансирования отдельных общественно полезных программ общественных объединений по их заявкам (государственные гранты); заключения любых видов договоров, в том числе на выполнение работ и предоставление услуг; социального заказа на выполнение различных государственных программ неограниченному кругу общественных объединений, размещаемого в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки

10 См.: Лапаева В.В. Нужен референдум по избирательной системе // Власть. 1997. № 12. С. 47.

товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».11

Особо стоит отметить, что 1993 г. стал вехой как в развитии самого гражданского общества, так и конституционно-правового регулирования деятельности общественных объединений. Индикаторами того промежуточного состояния гражданского общества, к которому Россия пришла на рубеже столетий, по мнению В.Н. Влазнева, «можно считать наличие самостоятельных негосударственных образований, уровень развития гражданского самосознания, уровень влияния общественных институтов на государственную власть и уровень граж-

" 12 данской солидарности».12

Понятие гражданского общества приобрело новое измерение в связи с развитием сектора некоммерческих организаций, или «третьего сектора». Под неприбыльным (третьим) сектором понимается совокупность (система) групп населения и организаций, не ставящих перед собой целей увеличения личного дохода непосредственно через участие в работе таких групп и организаций или через владение ими. Термин «неприбыльные» означает, что получаемая в результате деятельности таких групп и организаций прибыль не распределяется между их участни-

11 См.: СЗ РФ. 2005. № 30 (Часть 1). Ст. 3105.

12 См.: Влазнев В.Н. Гражданское об-

щество как предмет конституционно-пра-

вового исследования / Дисс... канд. юрид. наук. - М., 2002. - С. 106.

ками, а идет на реализацию целей группы или организации. Первые два сектора - это совокупность государственных институтов и деловых частных организаций и предприятий. Например, В. Ходкинсон и К. Мак-карти рассматривают «третий сектор» как сферу активности, развиваемую между семьей и более широкими бюрократическими секторами прибыльного бизнеса и правительства. В рамках этой концепции говорят о неприбыльном секторе, секторе добровольной активности, «третьем секторе», неправительственном секторе.13 Для всех подобных организаций характерна деятельность ради общественного благополучия. Главной функцией таких организаций является, в той или иной степени, расширение пределов свободы и наделение населения властью, вовлечение населения в процесс социальных изменений, в развитие социальной защиты.14

Общественные объединения являются одной из форм выражения гражданами своих интересов и проявления их общественной (публичной) активности. Стоит отметить,

13 См.: McCarthy, Katbleen D., Virginia A. Hodgkinson, Russy D. Summariwalla and Assosiates. The Nonprofit Sector in the Global Community. Voices from Many Nations. Jossey-Bass Publishers, San Francisko, 1992. P 1-25.

14 Грудцына Л.Ю., Пашенцев Д.A., Шленева E.B. Основные направления формирования концепции правового обеспечения комплексной национальной инновационной системы / / Образование и право. 2011. № 6. С. 130-138.

что общественные объединения есть один из видов общественных формирований граждан в нашей стране. Категорией общественных формирований можно обозначить любые формы негосударственных объединений граждан, иначе говоря -объединений, не имеющих статуса государственных организаций. В основе общественных объединений лежит публично-общественный интерес, а сама их деятельность так или иначе отражается на управлении общественными делами и жизнью. Общество, которое претендует на высший уровень самоорганизации, на то, чтобы именоваться гражданским должно обеспечить создание всевозможных общественных объединений.15

В Российской Федерации после Конституции РФ 1993 г. главным специальным документом, составляющим нормативную основу создания и деятельности общественных объединений, является Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».16 Есть и еще ряд важных федеральных законов, относящихся к данной сфере: от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях»;17 от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»;18 от 12 ян-

15 См.: Авакъян С.А. Конституционное право России: Учебный курс. - 2-е изд., перераб. и доп. - В 2-х томах. Т. 1. - М.: Юристъ, 2007. - С. 450.

16 См.: СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1930.

17 См.: СЗ РФ. 2001. № 29. Ст. 2950.

18 См.: СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 148.

варя 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;19 от 11 августа 1995 г. № 135-Ф3 «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»;20 от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объе-динений».21

О правовых основах создания и деятельности политических партий позже будет сказано подробнее, остальные акты названы в порядке информации. Рассмотрим основы статуса общественных объединений.

Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» под общественным объединением понимает добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Расшифровывая эти положения, можно отметить следу-

ющее.22

Во-первых, общественное объединение существует в обществе, отделено от государства, представляет собой негосударственное объединение. В подавляющем большинстве случаев общественные объединения создаются по инициативе граждан.

19 См.: СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 145.

20 См.: СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3340.

21 См.: СЗ РФ. 1995. № 27. Ст. 2503.

22 Петров С.М., Грудцына Л.Ю. Конституционное законодательство России: проблемы и перспективы развития // Государство и право. 2010. № 7. С. 14-

22.

Закон допускает инициативу государства в создании общественных объединений, в которых оно заинтересовано. Но такая инициатива должна быть дополнена инициативой самих граждан, причем именно на ее основе создается объединение. Оно будет общественным либо в некоторых случаях считается государственно-общественным (общественно-государственным), однако в любом случае действует самостоятельно от государства и как явление общественной жизни.

Во-вторых, общественное объединение создается на добровольной основе. Никто не вправе заставить граждан стать членами или участвовать в объединении.

В-третьих, общественное объединение — самоуправляемое объединение. Это значит, что его дела, внутренняя организация и т.п. находятся в руках граждан, ставших членами или участниками объединения. Никто вместо них не будет и не вправе управлять объединением.23

В-четвертых, общественное объединение — разновидность некоммерческих объединений. Это значит, что оно может заниматься хозяйственной деятельностью, чтобы обеспечить себя средствами, а не в целях извлечения прибыли. В этом случае общественное объединение отличается от хозяйственного товарищества тем, что возмож-

23 Грудцыта Л.Ю. Направления и результаты сотрудничества государства и профессиональных юридических сообществ // Образование и право. 2011. № 3. С. 132-153.

ная прибыль не распределяется между членами или участниками объединения, а идет на его общие цели.

В-пятых, у граждан, объединяющихся в общественное объединение, должна быть общность интересов. Причем индивидуальные интересы граждан ведут к созданию общественного объединения, а затем их индивидуальные интересы перерастают в общий интерес.

В-шестых, на основе общих интересов формулируются цели общественного объединения, которые отражаются в сто уставе. Без таких целей и без устава общественное объединение по Закону невоз-

можно.24

В первоначальной редакции ст. 21 «Государственная регистрация общественного объединения» Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» говорилось: «Общественное объединение вправе не регистрироваться в органах юстиции. В этом случае данное объединение не приобретает прав юридического лица». При введении в 1998 г. категории «политическое общественное объединение» было установлено, что оно подлежит государственной регистрации в обязательном порядке. Такое же требование предъявляется и к политическим партиям.

При реформировании Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-

24 См.: Авакъян С.А. Конституционное право России: Учебный курс. - 2-е изд., перераб. и доп. - В 2-х томах. Т. 1. - М.: Юристъ, 2007. - С. 452.

ФЗ «Об общественных объединениях» в 2002 году положение о возможности общественного объединения не регистрироваться было исключено из текста. Однако другие положения Закона позволяют общественному объединению существовать без регистрации. В соответствии со ст. 18 этого Закона с момента принятия решений о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионного органов общественное объединение считается созданным: осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя обязанности, предусмотренные Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях». И только правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента государственной регистрации данного объединения.

Безусловно, у зарегистрированного общественного объединения возможностей больше. Вместе с тем Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (ст. 27) содержит ряд гарантий и для незарегистрированного общественного объединения: оно имеет право свободно распространять информацию о своей деятельности, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование, представлять и защищать свои интересы в органах государственной власти и местного самоуправления, выступать с иници-

ативами и вносить предложения в названные органы в порядке реализации своих уставных целей.

В государственной регистрации порой видят лишь средство, позволяющее государству полностью взять под свой контроль общественные объединения. В этом есть лишь доля истины. Главным является все же то, что государственная регистрация нужна самому общественному объединению. После регистрации общественное объединение:

- вправе рассчитывать на защиту со стороны государства своих законных интересов;

- никто не может присвоить наименование и символику общественного объединения;

- приобретает права юридического лица, свой юридический адрес, может иметь свое имущество, открывать счета в банке, осуществлять финансовые операции и т.д.;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- вправе участвовать в выборах и референдумах (если оговорит это в своем уставе);

- может учредить свои средства массовой информации;

- вправе защищать свои интересы в судебном порядке.25

Согласно ст. 7 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»26 общественному или религиозному объединению либо иной организации в случае выявле-

25 См.: Авакъян С.А. Конституционное право России: Учебный курс. - 2-е изд., перераб. и доп. - В 2-х томах. Т. 1. - М.: Юристъ, 2007. - С. 467.

26 См.: СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3031.

ния фактов, свидетельствующих о наличии в их деятельности, в том числе в деятельности хотя бы одного из их региональных или других структурных подразделений, признаков экстремизма, выносится предупреждение в письменной форме о недопустимости такой деятельности с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения, в том числе допущенных нарушений. Если возможно принять меры по устранению допущенных нарушений, в предупреждении также устанавливается срок для устранения указанных нарушений, составляющий не менее двух месяцев со дня вынесения предупреждения. Предупреждение выносится соответствующим прокурором или органом юстиции. Таким образом, если речь идет о нарушениях, не содержащих признаки экстремизма, предупреждение может быть вынесено органом юстиции. Если же налицо такие квалифицирующие признаки, предупреждение может исходить как от органа юстиции, так и от соответствующего прокурора.

В обоих федеральных законах (от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» и от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности») говорится о возможности обжалования предупреждения в суд в установленном порядке. Вместе с тем в Федеральном законе от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» добавлено: в случае, если предупреждение не было обжаловано в суд или не признано су-

дом незаконным, а также если в установленный в предупреждении срок не устранены допущенные нарушения, либо если в течение 12 месяцев со дня вынесения предупреждения выявлены новые факты, свидетельствующие о наличии признаков экстремизма в деятельности организаций, в установленном настоящим Федеральным законом порядке соответствующие общественное или религиозное объединение либо иная организация подлежат ликвидации, а деятельность общественного или религиозного объединения, не являющегося юридическим лицом, подлежит запрету.

По первоначальной редакции Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» в случае нарушения общественным объединением ограничений на его создание и деятельность, а также совершения действий, противоречащих его уставным целям, соответствующий прокурор вносил в руководящий орган общественного объединения представление об указанных нарушениях и устанавливал срок для их устранения. Если в этот срок нарушения не устранялись, деятельность общественного объединения могла быть приостановлена решением соответствующего суда на основании заявления прокурора. А орган юстиции должен был сначала сделать два письменных предупреждения, и если они не обжаловались в суд либо не признавались судом основанными на законе, тогда орган юстиции был вправе подать заявление в суд

о приостановлении деятельности общественного объединения.

Одновременно с принятием Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» в Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» были внесены серьезные изменения, касающиеся порядка приостановления деятельности общественных объединений. Теперь ст. 42 данного Закона предусматривает, что в случае нарушения общественным объединением Конституции РФ, конституций (уставов) субъектов РФ, законодательства РФ и совершения действий, противоречащих уставным целям, соответствующий орган юстиции либо прокурор вносит в руководящий орган данного объединения представление об указанных нарушениях и устанавливает срок их устранения. Если в этот срок нарушения не устраняются, орган или должностное лицо, внесшие представление, вправе своим решением приостановить деятельность общественного объединения на срок до шести месяцев. Это решение может быть об-

27

жаловано в суд.27

В случае приостановления деятельности общественного объединения приостанавливаются его права как учредителя средств массовой информации, ему запрещается

27 Грудцына Л.Ю. Государственно-правовой механизм формирования и поддержки институтов гражданского общества в России / / Автореф. дисс. докт. юрид. наук. - М., 2009.

организовывать собрания, митинги, демонстрации и другие публичные мероприятия, принимать участие в выборах, использовать банковские вклады, за исключением расчетов по хозяйственной деятельности и трудовым договорам, возмещению убытков, причиненных его действиями, и уплате штрафов. 4. Ликвидация и запрет деятельности общественного объединения. Обе названные меры являются конституционно-правовыми санкциями. Различие между ними не сущностное, а процессуальное: ликвидация применяется в отношении зарегистрированных общественных объединений, а запрет деятельности — в отношении незарегистрированных.28

Согласно ст. 44 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» основаниями ликвидации общественного объединения или запрета его деятельности являются: нарушение им прав и свобод человека и гражданина; неоднократные или грубые нарушения Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей уставным целям.

28 Грудцына Л.Ю. Частная собственность как основа формирования и развития гражданского общества // Образование и право. 2010. № 2. С. 72-86.

Библиографический список:

1. McCartby, Katbleen D., Virginia A. Hodgkinson, Russy D. Summariwalla and Assosiates. The Nonprofit Sector in the Global Community. Voices from Many Nations. Jossey-Bass Publishers, San Francisko, 1992. P 1-25.

2. Авакъян С.А. Конституционное право России: Учебный курс. - 2-е изд., перераб. и доп. - В 2-х томах. Т. 1. - М.: Юристъ, 2007. - С. 472.

3. Влазнев В.Н. Гражданское общество как предмет конституционно-правового исследования / Дисс... канд. юрид. наук. -М., 2002. - С. 105.

4. Грудцына Л.Ю. Государственно-правовой механизм формирования и поддержки институтов гражданского общества в России / / Автореф. дисс. докт. юрид. наук. - М., 2009.

5. Грудцыта Л.Ю. Направления и результаты сотрудничества государства и профессиональных юридических сообществ // Образование и право. 2011. № 3. С. 132-153.

6. Грудцыта Л.Ю. Частная собственность как основа формирования и развития гражданского общества // Образование и право. 2010. № 2. С. 72-86.

7. Грудц-ына Л.Ю., Пашенцев Д.А., Шле-нева Е.В. Основные направления формирования концепции правового обеспечения комплексной национальной инновационной системы // Образование и право. 2011. № 6. С. 130-138.

8. Калашников С.В. Конституционные основы формирования гражданского общества в Российской Федерации / Дисс... докт. юрид. наук. - М., 2001. - С. 119.

9. Лапаева В.В. Нужен референдум по избирательной системе // Власть. 1997. № 12. С. 47.

10. Петров СМ., Грудцыта Л.Ю. Конституционное законодательство России: проблемы и перспективы развития // Государство и право. 2010. № 7. С. 14-22.

Bibliograficheskiy spisok:

1. McCarthy, Katbleen D., Virginia A. Hodgkinson, Russy D. Summariwalla and Assosiates. The Nonprofit Sector in the Global Community. Voices from Many Nations. Jossey-Bass Publishers, San Francisko, 1992. P 1-25.

2. Avak'yan S.A. Konstitutsionnoe pravo Rossii: Uchebnyj kurs. - 2-e izd., pererab. i dop. - V 2-h tomah. T. 1. - M.: Yurist, 2007. - S. 472.

3. Vlaznev V.N. Grazhdanskoe obschestvo kak predmet konstitutsionno-pravovogo issledovaniya / Diss... kand. yurid. nauk. - M., 2002. - S. 105.

4. Grudtsyna L.Yu. Gosudarstvenno-pravovoy mehanizm formirovaniya i podderzhki institutov grazhdanskogo obschestva v Rossii // Avtoref. diss. dokt. yurid. nauk. - M., 2009.

5. Grudtsyna L.Yu. Napravleniya i rezul'taty sotrudnichestva gosudarstva i professional'nyh yuridicheskih soobschestv

// Obrazovanie i pravo. 2011. № 3. S. 132153.

6. Grudtsyna L.Yu. Chastnaya sobstven-nost' kak osnova formirovaniya i razvitiya grazhdanskogo obschestva // Obrazovanie i pravo. 2010. № 2. S. 72-86.

7. Grudtsyna L.Yu., Pashentsev D.A., Shleneva E.V. Osnovnye napravleniya formirovaniya kontseptsii pravovogo obespecheniya kompleksnoy natsional'noy innovatsionnoy sistemy // Obrazovanie i pravo. 2011. № 6. S. 130-138.

8. Kalashnikov S.V. Konstitutsionnye osnovy formirovaniya grazhdanskogo obschestva v Rossiyskoy Federatsii / Diss... dokt. yurid. nauk. - M., 2001. - S. 119.

9. Lapaeva V.V. Nuzhen referendum po izbiratel'noy sisteme // Vlast'. 1997. № 12. S. 47.

10. Petrov S.M., Grudtsyna L.Yu. Konstitutsionnoe zakonodatel'stvo Rossii: problemy i perspektivy razvitiya // Gosudarstvo i pravo. 2010. № 7. S. 14-22.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.