13. Лотман, Ю. М. Избранные статьи: в 3 т. / Ю. М. Лотман. - Таллинн: Александра, 1992. - Т. 1. Статьи по семиотике и типологии культуры.
14. Лотман, Ю. М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики / Ю. М. Лотман. - Таллинн: Ээсти Раамат, 1973. - 138 с.
15. Максимов, В. Н. Киноискусство в эстетическом воспитании школьников // Теория эстетического воспитания / ред. В. П. Сомов. - М.: Изд-во НИИ общей педагогики АПН СССР, 1973. - С. 87-97.
16. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. - М.: Большая российская энциклопедия, 2003. - 528 с.
17. Пензин, С. Н. Анализ фильма: учебно-метод. Пособие / С. Н. Пензин. - Воронеж, 2005. - 32 с.
18. Пензин, С. Н. Кино и эстетическое воспитание: методологические проблемы / С. Н. Пензин. - Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 1987. - 176 с.
19. Петрова, Г. А. Вопросы эстетической подготовки будущего учителя / Г. А. Петрова. - Казань: Изд-во КГУ, 1976. - 200 с.
20. Ротенберг, В. Мозг и мышление: в поисках своего «Я» // Знание-сила. - 1984. - № 5.
21. Усов, Ю. Н. Кинообразование как средство эстетического воспитания и художественного развития школьников: дис. ... д-ра пед. наук / Ю. Н. Усов. - М., 1989. - 362 с.
22. Усов, Ю. Н. Методика использования киноискусства в идейно-эстетическом воспитании учашдхся 8-10 классов / Ю. Н. Усов. - Таллинн, 1980. - 124 с.
23. Федоров, А. В. Медиаобразование: история, теория и методика / А. В. Федоров. - Ростов н/Д.: Изд-во ЦВВР, 2001. - 708 ^
24. Фохт-Бабушкин, Ю. У. Художественная культура: проблемы изучения и управления / Ю. У. Фохт-Ба-бушкин. - М.: Наука, 1986. - 236 с.
25. Челышева, И. В. Формы, методы и приемы организации образовательного процесса в практике эстетически ориентированного медиаобразования // Медиаобразование. - 2013. - № 2. - С. 68-78.
26. Эйзенштейн, С. М. Избранные статьи / С. М. Эйзенштейн. - М., 1956.
27. Эйзенштейн, С. М. Избранные произведения: в 6 т. / С. М. Эйзенштейн. - М.: Искусство, 1964. - Т. 2. -340 с.
28. Якобсон, П. М. Психология восприятия художественного произведения / П. М. Якобсон. - М.: Искусство, 1964.
УДК 17; 15(075.8)
ББК 87.713.1; 87.717; 88.5я73
Ю. Ю. Щеткин СТРУКТУРА ДУХОВНОСТИ ЛИЧНОСТИ
Аннотация. В статье рассматривается структура духовности личности в процессе ее становления и развития. Впервые на основании структурно-критериального подхода к пониманию духовности выделены три ее составляющие: нравственность, культура личности и душевность, а также представлена система их компонентов, описаны основные понятия. Дана схема духовно -нравственного развития личности.
Ключевые слова: духовность личности, культуро-нравственное сознание, нравственность, культура личности, душевность, способ бытия, образ жизни, когнитивные схемы, мировосприятие, мировоззрение эрудированность, система отношений, обаяние
Yu. Yu. Shetkine STRUCTURE OF THE SPIRITUALITY OF THE INDIVIDUAL
Abstract. The article discusses the structure of the spirituality of the individual in the process of its formation and development. For the first time on the basis of the structural-criterial approach to the understanding of spirituality allocated to the three components: the morality, culture personality and cordiality, as well as the system of their components, describes the basic concepts. Given the scheme of spiritually-moral development of the individual.
Key words: spirituality of a person, culture and moral consciousness, morality, the culture of personality, soulfulness, way of being, a way of life, cognitive schemes, perception of the world, worldview, erudition, a system of relations, the charm.
Существует очень большое количество работ о духовности. Краткий литературный обзор по этой теме опубликован нами ранее [7]. Проблема заключается в неоднозначном понимании духовности личности как в научной, так и в религиозной литературе, в обусловленной этим неопределенности критериев и структуры духовности. Одним из важных подходов к проблеме, без кото-
рого ее невозможно решить, является выделенный нами структурно-критериальный подход. Структуру духовности личности представить довольно сложно в связи с многоплановостью и сложностью самого понятия «духовность». Представленная нами схема отражает некую разноуровневую систему, формирующую духовность как процесс духовно-нравственного развития личности, который можно рассматривать применительно к любому уровню этого развития, от становления до зрелости, во всей его бесконечности, взаимообусловленности, целостности и цикличности (рис. 1). Следует пояснить, почему мы называем процесс личностного роста духовно -нравственным развитием, а не духовным (ведь нравственность - составляющая духовности). Всё дело в том, что личность в своем развитии проходит определенные уровни [3]. На некоторых низших уровнях не приходится говорить не только о духовности, но и о нравственности. Нравственные, да и отдельные духовные зачатки начинают формироваться значительно раньше того периода, когда возникает духовность как целостное психическое образование. Компоненты духовно -нравственного развития расположены на схеме по принципу влияния друг на друга. Ниже расположенные компоненты сравнимы с фундаментом для надстроечных - выше находящихся. Они как внутренние факторы обуславливают их формирование и влияют на их развитие. Стрелками показано также обратное влияние формирующейся духовности на такие компоненты как способ бытия, образ жизни и т.д. Базовым изначальным компонентом духовного становления и развития личности является ее эрудированность, которая образуется вследствие усвоения отфильтрованной информации из внешнего мира согласно интересам, целям, мотивациям, потребностям конкретной личности. Под эрудированностью мы понимаем психическое образование на основе процесса эрудиции - глубокого познания во многих областях знания (научного, религиозного, технического, искусства и языкознания). Эрудированность в отличие от компетентности, предполагающей глубокое познание в какой-либо одной области знаний, охватывает всесторонние, энциклопедические знания. Однако, знания, эрудиция сами по себе еще не обеспечивают ни духовно-нравственное, ни интеллектуальное развитие. Они являются только предпосылкой для развития. В процессе обучения возникают не знания, умения и навыки, а их когнитивные структуры, эквивалентные этим знаниям, умениям и навыкам [1, 293]. Эти структуры представляют собой субъективные схемы, сквозь которые, как через призмы, человек смотрит на мир, воспринимает, понимает и познаёт его. Они являются стабильными, обобщённо-смысловыми системными представлениями знаний, способов их получения и осмысления, которые хранятся в долговременной памяти. Когнитивные структуры есть та сущность, которая развивается с возрастом в процессе обучения и ложится в основу мировосприятия и мировоззрения человека. Они, по существу, влияют на всё - перцепцию, мышление, речь, память, особенности поведения, формирование взглядов, установок, дальнейшую эрудицию, на точность знаний и умений. На основе когнитивных структур и под их влиянием формируется мировосприятие и мировоззрение как основы всего духовно -нравственного становления и развития. Следует различать эти понятия. Если мировосприятие - система подсознательных и бессознательных психических процессов, образующих определенные установки (восприятие картин мира, предметов, явлений и других людей), то мировоззрение - система вполне осознанных представлений, идей, взглядов и установок на окружающую действительность. Оно представляет собой интеграцию опыта, когнитивных структур, возникших на основе эрудированности, а также самосознания в ценностную картину мира, которая обуславливает жизненную ориентацию человека, его отношение к действительности и самому себе. Мировосприятие является основой для формирования мировоззрения, также как и последнее влияет на формирование и коррекцию мировосприятия. Далеко не любое мировосприятие и мировоззрение становятся основой духовно-нравственного развития. Мировосприятие в конечном счете представлено двумя противоположными типами: один тип - эгоцентрический («мир для меня»), другой - альтруистический («я для мира»). Мировоззрение становится благоприятной почвой для духовно-нравственного развития только тогда, когда формируется второй тип мировосприятия, а эрудированность, представления и идеи, составляющие его основу, становятся убеждениями. В отличие от знаний, убеждения являются более сложными образованиями, представляющими собой синтез в результате познавательных, эмоциональных и волевых процессов. Духовно-нравственное развитие может обеспечить только научное мировоззрение, потому что оно опирается на факты и точные знания, ведущие к познанию истины, без чего содержание духовности теряет смысл. На основе мировосприятия и мировоззрения формируется культуро-нравственное сознание, которое представляет собой систему отношений: к себе; другим; Богу; животным; природе; науке, искусству, литературе и рукотворным ценностям. Термин «культуро -нравственное» мы вводим потому, что это психическое образование содержит два аспекта - нравственный и культурный. Важно подчеркнуть, что эти аспекты сознания формируются на основе как осознаваемых процессов, так и бессознательных, и подсознательных установок. Оба аспекта охватывают одни и те же отношения (к себе, к Другому и т.д.), но различаются они только по своему происхождению (генезису), обусловленному разными факторами.
Рис. 1. Схема духовного становления и роли личности:
1 — отношение к себе; 2 — отношение к Другому;3 — отношение к Богу; 4 — отношение к животным; 5 — отношение к природе; 6 — отношение рукотворным ценностям, науке и искусству; а — обращение с собой; б — обращение с Другим; в — обращение с Богом; г — обращение с животными; д — обращение с природой; е — обращение с рукотворными ценностями, искусством
Культура личности - вторая, дополнительная, трофическая, т.е. питающая духовность составляющая. Ее образует два компонента (этический, входящий в нравственность, и социально -самобытный), сформированные под влиянием культур и субкультур социумов.
Третья составляющая духовности, которую обычно не учитывают вообще, - душевность. Душевность, в нашем понимании, представляет собой систему лучших черт характера и личностных свойств, таких как толерантность, открытость, искренность, общительность, заботливость, эмпатия, долготерпение, милосердие, гостеприимство и обаяние. Душевность - это эстетическое, «сверкающее» оформление нравственности. Она проявляется в обращениях к Другому. Эта трофическая составляющая духовности личности выявляет ее отличительные особенности, с одной стороны, от религиозной формальной праведности, с другой стороны, - от лицемерной светской доброжелательности, с третьей, - от порядочности. Формальная религиозная праведность ограничивает личность строгим соблюдением заповедей Бога. Но при этом человеку не обязательно быть обаятельным, внимательным к проблемам других, чутким. Допускается, что праведный время от времени совершает ненамеренные грехи (в переводе с древнегреческого - промахи), потому что люди несовершенны. Однако, такие грехи прощаются в трех случаях: в случае искреннего раскаяния, в случае ведения проповедей и в случае искренней любви. Душевность основывается исключительно на искренней любви и чуткости. Светская доброжелательность, сопровождаемая безупречной вежливостью и соблюдением принятого в данной среде этикета, может быть лицемерным или выдрессированным стереотипом. Порядочность подразумевает, прежде всего, постоянную честность, пунктуальность, верность своему слову, со всеми, невзирая на лица и отношения. Порядочный четко следует порядку в межличностных отношениях, соблюдая субординацию. Например, то, что он может высказать юноше, который значительно моложе его, он никогда не позволит себе сказать более старшему человеку, проявляя возрастную субординацию. Но для душевности этого недостаточно, хотя честность является критерием порядочности, а порядочность - компонентом душевности, нравственности и высокого уровня культуры. Душевность образуют следующие выделяемые нами компоненты:
Долготерпение. Мы различаем понятия «толерантность» и «долготерпение». Под толерантностью принято понимать терпимость ко всему. Поэтому при разной направленности она может быть как положительным качеством (при религиозной, национальной, этнической, расовой и т.п. терпимости), так и отрицательным (при чрезмерной равнодушной терпимости к нарушениям нравственных и моральных норм, общественного порядка и безопасности граждан). Толерантность может различаться также по силе, продолжительности, ситуативности. Например, человек в одних случаях, в зависимости от влияющего на него окружения, обстоятельств, настроения может проявлять толерантность, а в других случаях не проявлять. Долготерпение - это устойчивая толерантность, направленная на благо других и не имеющая ничего общего с попустительством злу и безнравственности. Оно связанно с установками и убеждениями, проявляется в отношении инакомыслия, по отношению к национальным, этническим, расовым, религиозным, сословным и пр. отличиям. Долготерпение возможно и к людям, совершившим аморальные поступки, но в этом случае оно выступает совместно с активным воздействием, с обязательным сохранением психологического контакта при общении. Долготерпение, не отвергая аморальную личность, отвергает ее аморальные поступки и помыслы. Именно в этом ключе следует, на наш взгляд, понимать многими непонимаемую библейскую заповедь о том, что, когда ударили по одной щеке, следует подставить и другую. Смысл здесь не только в том, что не следует отвечать на оскорбление оскорблением, так как это будет способствовать росту зла, но и в том, что не следует отворачиваться от оскорбившего вас человека. Только продолжая делать ему добро, при этом влияя на него, при всём долготерпении, можно надеяться на шанс раскаяния и исправления.
Следует подчеркнуть, что одним из важных компонентов душевности является открытость, связанная с экстравертностью. Конечно, интраверт может быть честным, порядочным человеком, может быть исполненным искренней заботой о другом. Но направленность на Себя, свой внутренний мир, внутренняя замкнутость - всё это отражается на полноценном общении с другими людьми, создает определенные трудности в общении. Независимо от причин таких трудностей (застенчивость, косноязычность, чрезмерная центрация на собственном Я, несформированность ориентировочной части коммуникативного акта и др.), само общение становится неполноценным. Открытость личности всегда связана с экстравертностью, направленностью на Другого, внимательном отношении к Другому.
Внимательное отношение к другим всегда связано с сопереживанием и сочувствием. Сопереживание и сочувствие - понятия не равнозначные. Сопереживание связано со способностью ставить себя на место другого, с прочувствованием проблем другого во всём проявлении эмоционального накала. Сочувствие - прежде всего внутреннее согласие с чувствами другого. Не всегда сопереживание приводит к сочувствию. Подлинная душевность не означает согласия с Другим, оправдания его поступков, путей и способов достижения целей. Но она неразрывно связана с неравнодушием к ситуации Другого, с сопереживанием, принятием его чувств (даже без согласия с
ними) и в дальнейшем содействии Другому в поисках решения его проблемы. Дальнейшее содействие развёртывается в сопричастности, которая связана с определенной ответственностью, которую личность берет на себя, помогая Другому в решении его проблемы. Что касается заботливости, то это качество является действенным аспектом и мотивацией внимательного отношения к людям. Это - антипод равнодушию и черствости. Забота - это не пиар самоутверждения, не навязывание советов и жертв, а реальное оказание помощи, самой необходимой в данный момент и причем той, которую сам себе оказать нуждающийся не в состоянии.
Милосердие - личностное качество, проявляющееся в реальной помощи нуждающимся в ней. Эта помощь может быть как материальной, так и духовной. Духовная помощь связана с оказанием влияния на личность нуждающегося в плане ее коренного изменения с целью решения его проблем. Например, человек продолжает оставаться попрошайкой часто потому, что не в силах изменить свой образ жизни, который его устраивает на бессознательном уровне. Подлинное милосердие заключается не в том, чтобы, проходя мимо, дать ему деньги, которые он тут же потратит на попойку (хотя в некоторых случаях и такая помощь необходима), а в том, чтобы постараться помочь этому человеку осознать пагубность своего положения, зажечь в нем надежду на лучшее будущее и показать, что это будущее во многом зависит от него самого. Милосердие заключается не в подачках, которые чаще всего лишь развращают, а в готовности тратить своё время, определенные силы и материальные средства на конкретного нуждающегося человека, быть наставником для него до того времени, пока он не изменит коренным образом свою личность и сможет самостоятельно пойти правильным путем. Духовное и материальное милосердие неразрывно связаны между собой. Материальная помощь без духовной ведет к иждивенчеству и беспросветности, т.е. уходит впустую, как вода в песок. Духовная помощь без материальной рано или поздно превращается в лицемерие. Поэтому подлинно духовный человек обязан не только обеспечивать себя и свою семью материально, но и добывать средства для материальной помощи другим нуждающимся. Это подтверждает христианское учение, сыгравшее огромную роль в распространении милосердия и возникновении социальной работы в Европе и США. Так, заповедь, озвученная апостолом Павлом, призывает: «...А лучше усердно трудиться, делая своими руками полезное, чтобы ему было чем поделиться с нуждающимся» [5: 4, 28].
Важное место в системе качеств душевности занимает чуткость. Чуткость вместе с обаянием - стержень душевности и ее проявления в эмпатии. В словаре русского языка С. И. Ожегова приводится два значения этого понятия: 1 - быстро и легко воспринимаемый органами чувств и 2 - отзывчивый, сочувственный [4]. Оба понятия близки друг другу. Однако мы оставляем приоритет за вторым значением, наделяя его в то же время качеством первого. Чуткий, в нашем понимании, особо отзывчивый и особо сочувственный, легко ранимый на чужую боль. Чуткость -это одна из важнейших предпосылок умения любить.
Гостеприимство - радушное, т.е. сердечное, ласковое и открытое отношение к гостям [4]. К сожалению, во многих регионах современной России утрачены древние корни отечественного гостеприимства. Многие люди не ведают его сущности. Проработав многие годы в Средней Азии, мы имели возможность увидеть и оценить реальное гостеприимство народов Востока, которые благодаря исламу и шариату сумели сохранить это бесценное качество. Особую первозданную красоту сохранило до сих пор гостеприимство народов Памира. Там гость считается посланником Аллаха. Он может войти в дом без спроса и приглашения, даже совершенно неожиданно для хозяина. Каждый житель кишлака, встретив на дороге иностранца любой национальности и вероисповедания, считает долгом пригласить его к себе в гости. Гость может оставаться в доме столько времени, сколько пожелает. Его кормят и поят, как члена семьи, подавая на дастархан (место на топчане, заменяемое обеденный стол) самое лучшее. В богатых семьях в честь гостей устраивали праздник: блюда из баранины, песни и танцы. Даже проезд на автотранспорте на сотни километров до самого последнего времени для гостей был бесплатным. Главное при приеме гостей для памирцев - общение, обеспечение гостя кровом, пищей и чаем. В богатых семьях и мечетях гостям даже стирают одежду.
Особо следует остановиться на обаянии. Обаяние, по словарю русского языка С. И. Ожегова, - очарование, притягательная сила [4]. Это не каноническая красота внешности, не модный вид. Обаяние - это нечто большее, чем физическая привлекательность. Человек может быть красив, но холоден, совершать некрасивые поступки. Обаяние никак не связано с навязчивой добротой, которая бывает «хуже воровства», не зависит от фанатичной увлеченности своим делом, от высокомерного проявления высокого статуса личности и даже заслуженного авторитета. Как справедливо замечает Сухов, обаяние похоже на таинственный дар достигать психологического расположения окружающих, быть притягательным, очаровательным, вызывающим безотчётное положительное отношение [6, 76]. Проявляется обаяние в особом внимательном взгляде, в искрящихся глазах, в доброжелательной улыбке, приветливой интонации, ненавязчивых вопросах, дружеском отношении (даже малознакомому партнёру по общению), в мягких жестах, непревзойдённом чувстве такта, в юморе. Главное в обаянии, пожалуй, - оправдание в общении и поступках
ожиданий партнёра. Обаятельный человек всегда тактично, и не навязывая, укажет нам путь, который приведет к тому, чего мы желаем, и полностью удовлетворит нашу потребность в общении на затронутую тему.
Не всегда личность, обладающая душевностью, может быть духовной из-за недостаточности развития культурной или нравственной составляющей. Но именно в душевности скрывается ключ к проявлению всеобъемлющей любви, к людям, природе, животным, жизни в реальной практике. Душевность, как и культура личности как бы питает духовность и в то же время привлекают людей к личности, даже в большей степени, чем некоторые нравственные и моральные качества.
Система отношений, составляющая основу нравственной и культурной составляющих духовности личности, на практике проявляется, с одной стороны, в системе обращений - нравственности, а, с другой стороны, в образе жизни и способе бытия. Образ жизни - это устоявшиеся типичные формы жизнедеятельности личности и общностей, характеризующиеся определенными привычками, традициями и стереотипами поведения [6, 131]. Каждый страт, каждая разновидность общностей отличается соответствующим образом жизни. Существуют армейский, городской, сельский, монашеский, курортный, религиозный образы жизни, а также образы жизни бродяг, инвалидов, «золотой молодёжи», номенклатуры, торговых работников, преступников, наркоманов и т.п. На основании ценностно-целевого подхода к жизни можно выделить следующие образы жизни [6, 131]:
- «студенческий», ассоциирующийся с беззаботностью и лёгким отношением к жизни;
- богемный, связанный с нестрогим соблюдением повседневных норм общения, безалаберностью, периодическими кутежами и вместе с тем творческой деятельностью в области искусства;
- аскетический, предполагающий постоянную заботу о спасении души и спартанскую скромность;
- «конвеерный», связанный обычно с наёмным однообразным изнурительным трудом, занимающим львиную долю времени и сил, заставляющим человека «крутиться, как белку в колесе»;
- деловой, близкий к предыдущему, но отличающийся от него творческим аспектом и существенными возможностями для самоактуализации;
- здоровый, предполагающий правильное питание, соблюдение гигиены, занятие спортом, физкультурой, упорядоченный отдых, крепкий сон, наличие психологически комфортных условий на работе и в быту, избегание стрессов, неприятие пьянства и курения;
- нравственно здоровый, отвечающий содержанию основных ценностей человеческих сообществ и культур;
- праведный, очень сходный с двумя предшествующими, но отличающийся от них соблюдением во всей полноте библейских норм, которые иногда противоречат некоторым ценностям человеческих сообществ и культур, а также педагогической деятельностью, созидающей высоконравственного праведного Другого.
Образ жизни следует отличать от способа бытия. В основе того или иного образа жизни лежит специфическая система социально-культурных ценностей, приоритетов, картин мира, понимание морально-нравственных норм, круг общения, интересы, потребности, способы их удовлетворения, социальные стереотипы поведения, установки, привычки. В основе способа бытия лежит осознание смысла жизни, ее целей, ее планирование. Если человек следует определенному образу жизни нередко неосознанно, то способ бытия предполагает не только глубокое осознание смысла и образа жизни, но и следование определенному пути существования, выживания, без которого жизнь теряет смысл. Способы бытия подразделяются на потребительские (мещанские) и созидающие. К потребительским способам бытия относятся растительный (связанный с эгоистическими интересами) и хищнический (связанный с приоритетом наживы, стяжательства). К созидающим способам бытия относятся творческий, полководческий и духовный.
Растительный способ бытия (житейское понятие - мещанский) характеризуется отсутствием духовных интересов, погружением в повседневные заботы и суету, направленные на материальный достаток, удовлетворение витальных потребностей и примитивные развлечения. Этот способ бытия может быть присущ как трудящемуся, словно «белка в колесе», «зомбированному» своей каторжной работой, так и ведущему паразитический образ жизни.
Хищнический способ бытия связан также с отсутствием духовных интересов либо со слабым их проявлением в отдельных вопросах. Человек - хищник живет за счет ограбления Другого. Он может быть преступником - разбойником, мошенником, вором или стяжателем, спекулирующим на своих знаниях, умениях, служебном положении. Хищником может быть как врач, отказывающийся оказать медицинскую помощь потому, что пациенту нечем заплатить за неё; или сантехник, требующий за свою работу спекулятивную оплату; или капиталист - предприниматель, нещадно эксплуатирующий своих наёмных работников.
Творческий способ бытия отличается разнообразными духовными интересами и потребностями. Такие люди обладают высокой познавательной активностью. Они чувствуют себя несчастными, если не заняты какой-либо творческой, созидающей деятельностью, не погружены в самоактуализацию. Творческая деятельность может быть самой разнообразной: создание произведений
искусства, научное творчество, изобретательство, разработка и внедрение способов рационального природопользования, психодиагностика, лечение пациентов, журналистика, созидание человека в педагогической деятельности, бизнес и предпринимательство, управление коллективами, корпорациями или государством. Можно сказать, что весь научно-технический прогресс человечества обязан этому прекрасному способу бытия. Недостатком творческого способа бытия является отсутствие целостности и полноты в критериях духовности личности, вследствие чего человек слишком сильно, нередко фанатично привязывается к выбранному им образу жизни, не мыслит своё существование и счастье без него. Так во время последнего финансового кризиса в Европе и США имели место случаи суицида промышленных магнатов - миллиардеров по причине необходимости изменить привычный образ жизни вследствие разорения. Творческий человек, как правило, несвободен, он становится рабом своей творческой деятельности.
Полководческий способ бытия направлен на серьёзные и масштабные социальные изменения, связанные с созданием новых государств, империй, с восстаниями, революциями, реформаторской деятельностью, борьбой за власть. Не следует путать этот способ бытия, присущий лидерам - реформаторам, революционерам и завоевателям, с деятельностью иных военных полководцев - исполнителей. Например, Александр Македонский, Чингиз Хан, Наполеон, Гитлер, Ленин, Фидель Кастро, Столыпин, Рузвельт и многие др. отличались полководческим способом бытия. Но какой способ бытия проявляется в деятельности, например, военного карьериста и тылового стяжателя, который, будучи призван на войну в Афганистан, уничтожает кишлак с мирными жителями, рапортуя начальству, о том, что уничтожил группировку моджахедов, с целью получить награды и повышение по службе? Сначала - растительный, потом - хищнический, но никак не полководческий. Не следует думать, что полководческий способ бытия присущ только выдающимся политическим деятелям или лидерам группировок. Можно вспомнить о простой партизанке, назвавшейся Зоей Космодемьянской. Главная отличительная особенность полководческого способа бытия - посвящение себя борьбе за социальные преобразования, готовность повести за собой других и быть ответственным за них, быть для них примером.
Духовный способ бытия связан с четким осознанием смысла жизни, счастья, неразрывно связанных с активным духовным влиянием на других людей с целью преобразования, становления и развития их личности [2; 9]. Этот способ бытия подразумевает волевые усилия, долготерпение, настойчивую рефлексию и постоянное преодоление трудностей в работе над собой, в духовно-нравственном самовоспитании и самосовершенствовании, духовные потребности и интересы, во всей своей полноте и целостности. Духовный способ бытия ничего общего не имеет с затворничеством, отшельничеством и эгоистическими рассуждениями о спасении собственной души, с религиозным слепым поклонением священникам и ритуалам. Духовный человек никогда не станет рабом своего образа жизни, он не может лишиться своей основной деятельности - сеять добро. Только этот способ бытия даёт подлинную свободу, потому что, теряя избранный образ жизни, оказавшись в тюремной камере или в концлагере, духовный человек никогда не теряет то главное, определяющее его способ бытия - духовное самосовершенствование в любых условиях, работу над собой, просвещение окружающих, сочувствие им, сострадание, милосердие, забота о них и моральная поддержка
Таким образом, духовность личности - это сложная многомерная система, непрерывно развивающаяся и проявляющаяся одновременно как психическое образование, психический процесс и система личностных качеств. Следуя выбранному образу жизни, меняя образы жизни в зависимости от обстоятельств, духовный человек, пропуская всё через призмы эмоциональных и волевых процессов, прежде всего через чувства любви и ненависти, сознательно формируя в себе новые лучшие личностные качества и уничтожая старые негодные, не останавливается в своем духовно-нравственном развитии. Сознательно культивируя активность и направленность своей личности, обусловленную удовлетворением духовных потребностей и интересов, человек вступает в новый следующий виток духовного развития, который начинается с нового скачка эрудированности. Цикл завершается и сменяется следующим. Циклы духовно-нравственного развития движутся по спирали.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Гребенюк, О. С. Теория обучения: учебник для студ. вузов / О. С. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк. - М., 2003.
2. Дьяченко, М. И. Психологический словарь-справочник / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. - Мн., 2000.
3. Братусь, Б. С. Начала христианской психологии: учеб. пособие для вузов / Б. С. Братусь; под ред.
Б. С. Братуся, С. Л. Воробьева. - М., 1995.
4. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. - М., 1990.
5. Священное писание. Перевод нового мира. - Нью-Йорк; Бруклин, 2007.
6. Сухов, А. Н. Социальная психология: учеб. пособие для студ. вузов / А. Н. Сухов; под ред. А. Н. Сухова,
А. А. Деркача. - М., 2003.
7. Щеткин, Ю. Ю. Проблема духовности и пути ее решения / Ю. Ю. Щеткин, О. В. Щеткина //Вестник Таганрогского государственного педагогического института. Гуманитарные науки. - 2012. - Специальный выпуск № 1.
УДК 811.112.2 ББК 81.43 Нем
О. А. Юрова
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИЛЛЮСТРАТИВНОЙ НАГЛЯДНОСТИ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ (на примере рисованных историй E. O. Plauen «Vater und Sohn»)
Аннотация. В статье рассматривается методика использования иллюстративного материала из сборника рисованных историй Е. О. Плауена «Отец и сын» с целью формирования умений монологического высказывания на начальном этапе обучения немецкому языку в вузе.
Ключевые слова: иллюстративная наглядность, внешняя и внутренняя наглядность, функции наглядности, количественные и качественные показатели устной речи, методика работы с рисованными историями.
O. A. Yurova
THE USAGE OF VISUAL AIDS AT THE ELEMENTARY LEVEL OF THE GERMAN LANGUAGE STUDY IN THE INATITUTION OF HIGHER EDUCATION (on the basis of the illustrative material taken from the collection of cartoon stories written by E.O. Plauen «Father and Son»)
Abstract. This article deals with the methodology based on the usage of the illustrative material taken from the collection of cartoon stories written by E. O. Plauen "Father and Son" to form the skills of monologic speech at the elementary level of the German language study in the institution of higher education.
Key words: visualization, external and internal visual aids, the functions of visual aids, quantitative and qualitative indicators of oral speech, methodology based on work with cartoon stories.
Использование иллюстративной наглядности (иллюстраций, рисунков, картинок, комиксов и др.) в обучении устной иноязычной речи является важным фактором эффективного формирования речевых навыков и умений обучаемых. Эта закономерность выражается в дидактическом принципе наглядности, который требует организации содержательной и активной речевой деятельности обучаемых с наглядным пособием. Вместе с тем, знакомство с методической литературой по обозначенной теме, изучение опыта работы школьных учителей и собственный опыт преподавания немецкого языка в педагогическом вузе, позволяют утверждать, что сфера применения иллюстративной наглядности в учебном процессе по немецкому языку ограничена в основном школьной ступенью обучения. В вузовской практике ее применение не получило широкого распространения, что во многом объясняется тем, что у студентов, как считается, уже сформировано абстрактно-логическое мышление и они не нуждаются в наглядных опорах для осуществления речевой деятельности [3].
Однако такое утверждение противоречит данным психологических исследований, которые свидетельствуют о том, что у многих старшеклассников наблюдается отставание в развитии смысловой памяти и абстрактно-логического мышления, отмечается малый объем долговременной памяти и сравнительно низкий уровень развития произвольного внимания [9, 98]. Как отмечает И. В. Дубровина, лишь около 50 % учащихся имеют такой уровень умственного развития, который обеспечивает им не только успешное усвоение знаний в настоящий момент, но и возможность продуктивно учиться в дальнейшем [5, 95]. Что касается студентов-первокурсников, то современные исследования психологических особенностей познавательных процессов данной категории студенчества свидетельствуют о недостаточно высоком уровне их умственной работоспособности в начале обучения в вузе. У почти 30 % первокурсников плохо развита образная память и почти 90 % студентов первого курса имеют низкие показатели объема запоминаемой информации [4, 23]. Эти данные убеждают в необходимости использования в учебном процессе по немецкому языку на начальном этапе визуальных средств организации и управления коммуникативно -речевой деятельностью студентов.
В психологии выделяют два основных вида наглядности - внешнюю и внутреннюю. Как указывает И. А Зимняя, для формирования репродуктивных речевых умений ведущим является