Научная статья на тему 'Структура диалектики всеобщего и единица у К. Маркса'

Структура диалектики всеобщего и единица у К. Маркса Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
471
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВСЕОБЩИЙ ТРУД: НЕПОСРЕДСТВЕННО-ВСЕОБЩИЙ / ОБЩЕСТВЕННО-ВСЕОБЩИЙ / АБСТРАКТНО-ВСЕОБЩИЙ. ТОВАР И КАПИТАЛ КАК ЕДИНИЦА / UNIVERSAL LABOUR: DIRECT-UNIVERSAL / ABSTRACT UNIVERSAL. GOODS AND CAPITAL IN GENERAL AS A UNIT / SOCIAL-UNIVERSAL

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Николин Виктор Владимирович

Всеобщий труд трех типов при капитализме составляет скелет формирующегося экономического учения К. Маркса. Синтез их при капитализме происходит в рамках абстрактно-всеобщего труда (капитал как самовозрастающая стоимость). Непосредственно-всеобщий труд, как творчество самодостаточного человека, превращающееся в абсолютную прибавочную стоимость, а общественно-всеобщий труд — в относительную прибавочную стоимость. Товар, как единица изложения в «Капитале», оборачивается «капиталом вообще», единицей исследования в его рукописях, что раскрывает глубинный смысл методологии Маркса и показывает диалектическое единство всеобщего и единицы, а также выход из отчуждения, которое абстрактно-всеобщий труд накладывает на два других типа всеобщего труда. Эта методология сохраняет свою актуальность в свете понимания характера отчуждения человека в современном мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Universal dialectic structure and an element by K. Marx

Universal labor three types under capitalism is the skeleton of the emerging economic teachings by K. Marx. Synthesis of them under capitalism is an abstract universal labor (capital as the self adding value). Directly-universal labor as creativity of self-sufficient human turns into absolute added value and socio-universal labor in the relative overall added value. Goods as a unit of «Capital» cover «capital in General» as the unit of study in his manuscripts that reveals the deep sense of Marx's methodology and shows the dialectical unity of the General and units, as well as the way out of exclusion, which abstract the universal labor imposes on two other types of universal labour. This methodology is still relevant in the light of the understanding of the nature of human alienation in the modern world.

Текст научной работы на тему «Структура диалектики всеобщего и единица у К. Маркса»

УДК 1

В. В. НИКОЛИН

Омский государственный педагогический университет

СТРУКТУРА ДИАЛЕКТИКИ ВСЕОБЩЕГО И ЕДИНИЦА У К. МАРКСА

Всеобщий труд трех типов при капитализме составляет скелет формирующегося экономического учения К. Маркса. Синтез их при капитализме происходит в рамках абстрактно-всеобщего труда (капитал как самовозрастающая стоимость). Непосредственно-всеобщий труд, как творчество самодостаточного человека, превращающееся в абсолютную прибавочную стоимость, а общественно-всеобщий труд — в относительную прибавочную стоимость. Товар, как единица изложения в «Капитале», оборачивается «капиталом вообще», единицей исследования в его рукописях, что раскрывает глубинный смысл методологии Маркса и показывает диалектическое единство всеобщего и единицы, а также выход из отчуждения, которое абстрактно-всеобщий труд накладывает на два других типа всеобщего труда. Эта методология сохраняет свою актуальность в свете понимания характера отчуждения человека в современном мире.

Ключевые слова: всеобщий труд: непосредственно-всеобщий, общественно-всеобщий, абстрактно-всеобщий. Товар и капитал как единица.

Категория всеобщего играет важную методологическую роль в структурировании Карлом Марксом его экономических исследований [1—5]. Важную роль в понимании его методологии играет также понимание категории всеобщее, в методологическом контексте у Гегеля [6—11].

Со всеобщим неразрывно связано понятие единица, которая показывает механизм работы всеобщего.

Первое, исходное расчленение всеобщего, дано в историческом развертывании предмета исследования К. Маркса вначале как категория «революционная практика», противостоящая категории «отчужденный труд». Тут всеобщее дано как противоречие настоящего общества и будущего. Это исходное в методе Маркса, во-первых, сохраняется на всю жизнь, во-вторых, дает основание характеризовать его метод как генетический, а точнее, революционный. Это значит, что исходно философская позиция Маркса направлена на поиск революционного преобразования мира. В категории «революционная практика» это преобразование мира заложено в двух версиях — как «против чего» и как «каким способом». Этим обуславливается стратегия самого исследования Марксом капиталистического общества в рукописях 1844 г.

Эта методологическая позиция в дальнейшем преобразуется в выработку нескольких альтернативных единиц для настоящего и будущего и противопоставление их как равновеликих и автономных систем. Ключевую роль в таком преобразовании играет категория «всеобщий труд», которая определяет исследование общества вообще, а затем определяет суть анализа коммунистического общества. Во всеобщем труде осуществляется поиск позитивного содержания человеческого общества, которое, возможно, будет развернуто в случае снятия отчуждения. Всеобщий труд является ключевой категорией анализа хода истории у Маркса в рукописях 1857-1859 гг.

При этом в исследовании и творчестве Маркса возникает новое подразделение всеобщего как единицы исследования и единицы изложения. В аспекте

исследования Маркс, отталкиваясь от критики капитализма, ищет образ коммунистического общества. В аспекте изложения он пытается создать на базе единого противоречия эпохи, классового противоречия, общую картину капиталистического общества. Этот прием позволяет ему рассматривать не многообразие фактов отчуждения, а способы разрешения самого основного противоречия. То есть, по словам Ленина, Маркс ищет ключевое противоречие, разрешение которого снимает частные вопросы тоже.

К. Маркс в рукописях 1857 г. исследует общество в целом, а в дальнейшем в «Экономических рукописях 1861- 1863 гг.» только капиталистическое общество. Так что меняются предмет исследования и единица исследования и изложения.

Исследования, которое не отталкиваются от единицы как реальности ключевого противоречия, дают отчужденное исследование, потому что они не вскрывают основного противоречия и не могут найти истину. С позиции Маркса, если не решается основное противоречие, то решение частного будет неверным.

Важно отметить, что эквивалент и товар отражают вхождение в мир капитализма некапиталистических человеческих сущностей. Основное противоречие показывает отчуждение этих сущностей по мере их вхождения в мир капитала, т. е. природное и человеческое входят в мир капитализма так, как капитализму выгодно.

В целом противопоставление двух миров, естественного и капиталистического, у Маркса дано в противопоставлении двух категорий: «абстрактновсеобщее» и «конкретно-всеобщее». Абстрактновсеобщее отражает интерес торговца в увеличении своего дохода в выгодном соотношении меновых стоимостей, в то время как для конкретного покупателя интерес в конкретно-всеобщем, речь идет о вечных потребностях человека: в жилье, одежде, еде и т. п. Целью движения товаров со стороны абстрактно-всеобщего является получение прибыли, но при этом в косвенном аспекте это движение также в отчужденной форме удовлетворяет и другие

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (106) 2012 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (106) 2012

две сферы бытия человека: воспроизводство «Я» и воспроизводство рода. Отсюда не следует заинтересованности торговца в увеличении природного ресурса человечества, т. е. в расширенном воспроизводстве человека и рода.

Предметом «Капитала» у Маркса оказывается логика саморазвития товара как всеобщего, это несколько совпадает с историей, но реально это логика его самодвижения. Это логика перехода от товара как единичного, случайного обмена излишками через общее к всеобщему, которое приобретает такую форму в деньгах как особенном товаре, который отражает только меновую стоимость, ибо золото и деньги не имеют потребительной стоимости для покупателя как такового. Потребность в деньгах состоит в увеличении и закреплении меновой стоимости. Здесь наиболее ярко просматривается противопоставление бытия естественного и капитала.

Маркс приводит изложение к ключевой форме абстрактно-всеобщего труда, который, однако, опирается также и на превращенные формы других видов всеобщего труда. Метод анализа каждой отдельной модификации единицы осуществляется также по методологии всеобщего. Всеобщее в данном случае выступает алгоритмом единообразного исторического формирования рассматриваемого феномена.

Таким образом, есть первое приближение к всеобщему как противопоставление абстрактной и конкретной всеобщности. Другая практическая форма этого противопоставления в целом дана как противопоставление денег и труда, или сферы эквивалентности, которая определяет мир капитала, и сферы за рамками капитала, природной сущности человека, которая втягивается в мир эквивалента и денег только по мере отчуждения собственной сущности. Труд в этом противопоставлении не то, что сумело войти в мир абстрактного, но скорее то, что войти не может и требует права на существование, а этому препятствует абстрактное.

Далее внутри всеобщего эквивалента также отражается противоречивость миров человека и капитала. Есть две схемы обращения денег: Д — Т — Д, это круг интереса денег, которые стремятся в докапиталистическом мире стать сокровищами. Деньги принуждают покупать товар, чтобы обменивать потом его на большую сумму денег. Другой круг: Т — Д — Т, который удовлетворяет потребности, но посредством функции обмена, сосредоточенной у денег как всеобщего эквивалента любого обмена. Аналогичное расщепление производства приводит к его двойной цели — производства для получения прибыли и производства для удовлетворения потребностей. Труд, входящий в производство, получает тот же характер двойственности. Все в обществе опосредуется деньгами и перестает быть непосредственно общественным или индивидуальным, становясь отчужденным. Труд, втягиваемый в круговорот капитала, имеет иную природу, нежели деньги, и между ними, одинаковыми по сущности и характеру отчуждения, сохраняется разница. Всеобщность обмена и всеобщность труда порождают разный тип общественности. Всеобщность труда объединяет людей, которые отныне в свободном обществе не могут жить иначе, чем работая на зарплату, но все же эти люди гораздо ближе к будущему типу общества, в то время как капиталисты, заинтересованные в обороте денег и росте капитала, гораздо дальше от будущего общества, их тип общественности направлен на усиление и расширение сферы эквивалента.

Пролетарий, который ничего не имеет, не питает иллюзий относительно капиталистического способа существования человечества.

Внутри капиталистического производства возникает коллективный по своему характеру труд, называемый Марксом непосредственно-всеобщим; представляя прототип революционной практики, он создает новое в мире капитала, он же предполагает целесообразность для общества выхода за пределы капитала. Однако, находясь внутри капитала, можно давать только отрицательные определения будущему. Полюс этого «отрицательного добра» сосредотачивается на полюсе непосредственно-всеобщего труда, который становится для Маркса ориентиром выхода.

Капитал возникает как синтез денег и труда, но этот синтез осуществляется по правилам и принципам денег, а не труда. Это максимально выражается в феномене прибавочной стоимости, для которой и привлекается труд в сферу капитала. Но тем самым капитал интересует не содержание и сущность труда самого по себе, и он не заинтересован давать труду простор для его собственного развития. Капитал заинтересован в максимальном росте прибавочной стоимости, отсутствие прибавочной стоимости приведет и производство к стагнации. Суть этого синтеза денег и труда в капитале вообще. Тут труд должен быть опредмечен, и лучше всего непосредственно в деньгах. Синтез необходим капиталу для расширения своего воспроизводства.

Превращение труда в предмет, т. е. результат производства, который может быть продан за деньги, дополняется еще и превращением труда в рабочую силу. В цепочке непосредственно-всеобщий труд — производительный труд — рабочая сила происходит вымывание «мозгов» из человека труда, его деградация от сознательного существа к машине.

В докапиталистическом обществе труд является всеобщим основанием существования человека, при капитализме капитал становится основанием труда, нового, сосредоточенного на фабрике под его полным контролем. Таким образом, всеобщность труда как бытия человека меняется в субстанциональном плане, труд из субстанции сущности человека превращается вследствие иной субстанции — капитала.

Ключевой момент диалектики всеобщего труда — это три вида всеобщего труда. Первый вид всеобщего труда — непосредственно-всеобщий, в котором видится труд художника, творчество индивидуальности. Интегрируясь в систему капитала, этот труд вырождается в труд за заработную плату, труд, который важен не столько по качеству и содержанию, сколько по тому признаку, сколько он дает прибыли. Так что непосредственно-всеобщий труд — это субстанция докапиталистического общества, он выступает как отголосок прошлого, сохраняющий свое значение в настоящем посредством новых предпосылок.

Второй вид всеобщего труда — абстрактно-всеобщий, он исходно олицетворяет сферу торговли и обращения, посредническую деятельность и основывается в докапиталистическую эпоху на разнице цен товаров. Если в одном месте товара много, то его цена мала, но в другом листе этот товар отсутствует, и его цена велика. Затраты на перевоз оставляют из разницы цен прибыль, которая без производительного труда дает рост денежной массы у торговца. Этот тип всеобщего труда, ориентированный на коммуникацию людей, тоже превращается в эпоху капитализма в денежную форму всеобщего эквивалента. Он также отчуждается, но он максимально

раскрывается в капиталистическом обществе. Одновременно он и отражает противоречие и характер отчуждения капитала в наиболее выраженной форме. Этот вид всеобщего предельно совпадает с имманентными свойствами капитала. Несовпадение возникает только потому, что в движение капитала включено еще и производство. Непосредственно и общественно-всеобщие труды включаются в систему абстрактно-всеобщего именно посредством производства. Абстрактно-всеобщее становится личиной капитала вообще, хотя и имеющей ту же структуру отчуждения, но при этом совпадающей с этим отчуждением.

Третий вид всеобщего труда по аналогии принадлежит будущему, это общественно-всеобщий труд, который еще в истории мало проявил себя. Только в азиатской формации, где для строительства пирамид и ирригационных сооружений необходима была объединяющая роль государства и коллективные усилия жителей, мы сталкиваемся с особенным эффектом этого типа всеобщего. Л. Мэмфорд исследует общественно-всеобщее в понятии «мегамашина [12]. Однако подлинное развитие этот вид всеобщего еще не получил. В условиях капиталистического производства общественно-всеобщий труд играет роль относительной прибавочной стоимости, проходя в своем развитии три стадии: кооперации, разделения труда и машины. Однако это его превращенное развитие. Самостоятельное развитие общественно-всеобщего предполагается Марксом как действительный переход из царства необходимости в царство свободы. Именно этот всеобщий труд становится основанием превращения капиталистического производства в предпосылку коммунистического существования человечества.

Итак, непосредственно-всеобщее — это всеобщее для человека вообще, и оно доминировало в докапиталистической истории. Этот вид всеобщего не исчезнет в будущем, однако его предельное и изолированное развитие имело место в основном в прошлом, в настоящем оно происходит под эгидой и контролем абстрактно-всеобщего, в будущем — под контролем общественно-всеобщего. Абстрактновсеобщее — это организационная схема настоящего. В прошлом оно проявлялось в сфере торговли и в настоящее время является основанием всех других видов труда, включаемых в капиталистическое производство через их отчуждение, т. е. посредством изменения их сущности в соответствии с сущностью абстрактно-всеобщего. Наконец, общественно-всеобщее получает небывалое развитие только в локальных местах в истории, а также в превращенной форме настоящего как относительная прибавочная стоимость, будущее же ожидается под эгидой именно этого вида всеобщего.

Изначально капитал выступает как условие труда; труд как всеобщее, включаясь в капитал как в сферу эквивалентности, разделяется и становится частичным, опредмеченным, сведенным к простому труду, или к времени производства. Это сохраняет отчуждение пределом и ограничением развития любого вида всеобщего. Будущее же остается за освобождающимся от отчужденных форм общественновсеобщим трудом.

Фетишизация «труда вообще» в капитале происходит по формуле: капитал привлекает в производство иные формы всеобщего труда и заставляет их работать по своей схеме. Продукт этих видов труда для него содержательно неважен, но капитал выдает его как свой продукт. Аналогично капиталист,

заставляющий трудиться на фабрике рабочего, присваивает и содержание, и стоимость труда наемного работника. Эта всеобщая фетишизация приводит к недооценке всех форм труда и ресурсов в производстве и приукрашивании роли капитала.

Аналогично и форма организации труда, например, в автоматическую систему машин, признается заслугой капитала вообще (результатом синтеза относительной и абсолютной прибавочной стоимости), в то время как всеобщему труду такие способы организации свойственны и у управляющего ими капитала небольшой выбор. Ибо он не стремится сломать иной тип труда, а стремится его использовать, в то же время капитал не стремится и к свободному раскрытию иных форм всеобщего.

Маркс в анализе общественно-всеобщего труда как перспективы будущего человечества, по сути, рассуждает об автоматической системе машин, которая может снять отчуждение частичного труда с наемного работника, а также привести к синтезу непосредственного и общественного всеобщего, т. е. о научно-технической революции.

Образ будущего развития человечества под эгидой общественно-всеобщего труда не входит в тематику работы, но его контуры у Маркса позволяют говорить о несовпадении вектора, который вытекает из природы самого общественно-всеобщего, и того, что сейчас возникает под эгидой абстрактно-всеобщего в форме информационной революции и массовой культуры. Такого рода сопоставление имманентного общественно-всеобщему и превращенного реализованного под эгидой абстрактно-всеобщего в мире современности — хорошее исходное противоречие, которое показывает растущее отчуждение между природой любого вида труда и основанием капиталистического общества.

В целом можно говорить, что всеобщий труд создает матрица единиц; если непосредственно-всеобщий труд — это единица анализа в основном прошлого, то общественно-всеобщий труд — в основном будущего. Непосредственно-всеобщий труд в лице ученого сливается с общественно-всеобщим. Этот синтез личного и общественного может и должен происходить творческим путем, в обход абстрактновсеобщего. Общественно-всеобщее существует и в прошлом, с ним связан феномен азиатской формации. Так что методология Маркса в плане исследования полностью определена всеобщим трудом. Его градации связываются Марксом с историческими и перспективными моментами развития человечества

Рассматриваемая схема всеобщего отражает одно из противоречий, которое разворачивается как социальный конфликт в обществе. Пока это противоречие главное, другие ему подчиняются, на самом деле, и этот конфликт, и будущие тормозятся иными конфликтами. Пока нет разрешения социального конфликта, перестают развиваться другие противоречия, и общество по своей структуре становится тормозящим, с точки зрения другого, противоречия. Когда конфликт одного противоречия разрешается, то эпоха прошлого противоречия для нового становится его предысторией, в которой это противоречие уже существовало, но попытки его решения поглощались основным противоречием. Между тем решение нового противоречия в снятой форме в прошлой эпохе уже присутствовало, но, возникая как основное, оно разрешается с трудом и в соответствующих фазисах опять как основное.

Легкость разрешения противоречий второстепенных в рамках системы иного противоречия сле-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (106) 2012 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (106) 2012

дует из того, что стороны конфликта не видят особенного противоречия в этом ином конфликте и вполне могут ускоренно разрешить это противоречие для объединения в плане основного противоречия.

Общество в целом есть своеобразный для капиталистической формации и свободный для коммунистической синтез трех видов всеобщего. Вспомним, что машина также есть соединение трех звеньев: рабочей машины, двигательной и транспортной. В машине в рамках капиталистического производства воспроизводится схема самого общества. Двигательная машина слабо напоминает общественновсеобщее, но рабочая машина буквально сходна с функциями непосредственно-всеобщего, а транспортная машина, или передаточное звено, — абстрактно-всеобщего. По мнению Маркса, до капиталистической технической революции двигательная и рабочая машины существуют раздельно, как непосредственно-всеобщее и общественно-всеобщее в границах труда. Именно транспортная машина создает систему машин, создает новый облик производства, которое под ее эгидой приобретает самодвижение. Автоматическая система машин становится возможной именно по алгоритму противоречия и отчуждения капитализма. Относительно общественновсеобщего и его аналогичности двигательной машине можно только отметить, что исторически чистое общественно-всеобщее как основание государства азиатской формации использует не общественные силы, а природные ресурсы, играя в обществе скорее организующую усиливающую роль.

Гораздо более точное совпадение возникает после того, как продолжить идею Маркса и сопоставлять макроуровень научного или управляющего звена машины с микроуровнем — ученым как синтетическим, объединяющим непосредственно- и общественно-всеобщее. Совпадение структуры общества при капитализме и структуры машины имеет глубокий смысл, так как Маркс подчеркивает, что в производстве капитал проявляется в развитии основного капитала и в преимущественном развитии средств производства (а, например, не человека как наемного работника). Так что тождество макро- и микроструктур в капиталистическом обществе обусловлено в действительно овеществлением этих отношений, прежде всего, в средствах производства и машинах. Непосредственный вывод из этого состоит в том, что процесс производства иного типа, например, в формации, где происходит синтез непосредственно-всеобщего и общественно-всеобщего, должен иметь принципиально иной характер, и машины там будут структурированы иначе — в направлении усиления способностей человека и общества. Следовательно, техника капиталистического и коммунистического общества должна существенно различаться. Предпосылки, и только предпосылки этого иного есть в недрах капиталистического производства, но пересборка нового типа производства требует иных общественных условий самого производства

Такого рода аналогии четко дают представление, что триада видов всеобщего является исходной матрицей методологического анализа Маркса в анализе как общества, так и машины. Дополнительным аргументом в ее пользу является соответствие реальности описания капиталистического общества таким способом. Мы имеет действительное тождество мышления и бытия в видах всеобщего труда.

Итак, методология всеобщего труда является разгадкой пути исследования К. Маркса. Именно виды

всеобщего труда для разного типа общества становятся категориальными прототипами научных конструктов Маркса: непосредственно-всеобщее для прошлого, абстрактно-всеобщее для настоящего, общественновсеобщее как отдельная форма для прошлого и в целом, через синтез с другими видами под ее эгидой как новый тип власти для будущего. Промежуточная синтетическая форма (непосредственно-общественное всеобщее) дает предпосылки будущего уже в недрах капитализма. Это стержень исследования Маркса, его методология всеобщего труда.

Вышесказанное показывает радикальное отличие методологии Маркса в плане его генетического метода. Маркс находит несколько единиц, которые по-разному комбинируются в разные эпохи, порождая реальную историю, и эти единицы показывают не только как разворачивается противоречие одной эпохи, но и как происходит переход от одной эпохи к другой.

Общим в диалектике всеобщего труда выступает отношение отчужденного и всеобщего труда, с одной стороны, и абстрактного и конкретного труда — с другой. Первое отношение отражает два типа всеобщности. Всеобщий труд — это всеобщая, единая для всей истории человечества основа бытия человека, родовая его сущность. Отчужденный труд — всеобщее для конкретно-исторического, в данном случае для капиталистического типа общества, или конкретно-историческое всеобщее, которое является частичной относительно всеобщего труда единицей исследования. Тем не менее в эпоху капитализма всеобщий труд, определяющий сущность человека, выступает по преимуществу в форме отчужденного труда, в котором человек сводится к совокупности социальных отношений. Человек в природе своей шире, чем система отчужденного труда.

Второе отношение конкретного и абстрактного Марксу необходимо, чтобы противопоставить свою методологию и диалектику диалектике и методологии Гегеля [6—11]. Всеобщее в конкретной форме в учении Гегеля — монарх, в марксизме — пролетарий. У Гегеля всеобщее отталкивается от высшего слоя, от власти и, по сути, философия ограничивается рамками существующего общества. Маркс же создает более абстрактную схему, включающую в себя все формы человеческого общества, в этом масштабе капиталистическое общество становится частным случаем развития человечества, и понятно, куда будет направлено развитие.

Итак, исследование Маркса при переходе от всеобщего труда к «капиталу вообще» радикально меняет единицу исследования. Остановка Маркса на анализе только капиталистического общества и отход от поиска перехода к коммунистическому способу соединения путем видов всеобщего труда. Рукописи 1857—1861 гг. дают анализ Марксом перехода, рукописи 1861 — 1863 гг. — анализ внутри капиталистического общества. В этом смещении темы анализа на первый план выходит не поиск способов соединения всеобщего, а расшифровка фетишизма отчужденного труда как всеобщего в рамках капитала.

Библиографический список

1. Маркс, К. Сочинения. В 50 т. Т. 23. Капитал. Т. 1. / К. Маркс, Ф. Энгельс. — 2-е. изд. — М. : ИПЛ, 1960. — 900 с.

2. Маркс, К. Сочинения. В 50 т. Т. 42. 1844—1848 / К. Маркс, Ф. Энгельс. — 2-е. изд. — М.-Л. : ИПЛ, 1974. — 535 с.

3. Маркс, К. Сочинения. В 50 т. Т. 46. Ч. 1. Экономические рукописи 1857— 1859 гг. / К. Маркс, Ф. Энгельс. — 2-е. изд. — М.-Л. : ИПЛ, 1969. 560 с.

4. Маркс, К. Сочинения. В 50 т. Т. 46. Ч. 2. Экономические рукописи 1857— 1859 гг. / К. Маркс, Ф. Энгельс. — 2-е. изд. — М.-Л. : ИПЛ, 1969. 620 с.

5. Маркс, К. Сочинения. В 50 т. Т. 48. К. Маркс. Рукописи 1861- 1863 гг. / К. Маркс, Ф. Энгельс. — 2-е. изд. — М.-Л. : ИПЛ, 1980. - 683 с.

6. Гегель, Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. В 3 т. Т. 1. Наука логики / Г. В. Ф. Гегель. — М. : Мысль, 1975. 452 с.

7. Гегель, Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. В 3 т. Т. 2. Философия природы / Г. В. Ф. Гегель. — М. : Мысль, 1975. 695 с.

8. Гегель, Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. В 3 т. Т. 3. Философия духа / Г. В. Ф. Гегель. — М. : Мысль, 1977. 471 с.

9. Гегель, Г. В. Ф. Наука логики. В 3 т. Т. 2. Кн. вторая. Учение о сущности / Г. В. Ф. Гегель. — М. : Мысль, 1972. — 371 с.

10. Гегель, Г. В. Ф. Наука логики. В 3 т. Т. 1. Кн. первая. Учение о бытии / Г. В. Ф. Гегель. — М. : Мысль, 1970. — 501 с.

11. Гегель, Г. В. Ф. Наука логики. В 3 т. Т. 3. Кн. третья. Учение о понятии / Г. В. Ф. Гегель. — М. : Мысль, 1972. — 371 с.

12. Мамфорд, Л. Миф машины / Л. Мамфорд. — М. : Логос, 2001. - 408 с.

НИКОЛИН Виктор Владимирович, доктор философских наук, профессор (Россия), профессор кафедры философии.

Адрес для переписки: [email protected]

Статья поступила в редакцию 15.02.2012 г.

© В. В. Николин

УДК 1 В. В. НИКОЛИН

О. И. НИКОЛИНА

Омский государственный педагогический университет

ЭКСТАТИЧЕСКАЯ ОНТОЛОГИЯ АНТРОПНОГО ФЕНОМЕНА

Антропный феномен родился в философской парадигме экзистенциализма. Но его схема позволяет обобщить данные других современных течений изучения человека. Экстатическая форма радостного принятия собственной реализации подытоживает антропный феномен со стороны его выражения. Три формы экстаза: подмена, узнавания и признание другого — это обобщенная схема факторов формирования индивидуальности. Эта схема в целом является попыткой построения обобщенной модели развития человека и его природы.

Ключевые слова: антропный феномен, экстаз, сублимация, узнавание, самость, признание, другой, замещенные желания, стремление, реализация.

«Настающее, бывшесть, актуальность кажут феноменальные черты "для-себя-наставания", "возврата к", "допущения встречи с". Феномены этих на..., к чему..., с чем... обнажают временность как прямое екататш^. Временность есть исходное "вне-себя" по себе и для себя самого. Мы именуем поэтому означенные феномены настающего, бывшести, актуальности экстазами временности. Она не есть сперва некое сущее, только выступающее из себя, но ее существо есть временение в единстве экстазов» [1, с. 328-329]. Отсюда видно, что экстаз — это некое выходящее за рамки существующего состояние или фрагмент экзистенции, который проявляется во временении, то есть он есть во времени и отсутствует в бытии.

На первое место среди экстазов Хайдеггер ставит будущее: «в экстатическом единстве исходной и собственной временности настающее имеет приоритет, хотя временность не возникает впервые через наслоение и последование экстазов, но временит всегда в их равноисходности. Однако внутри последней модусы временения разные. И различие заключается в том, что временение может первично определяться из разных экстазов. Исходная и собственная временность временит из собственного будущего, а именно так, что оно, настающе бывшее,

впервые пробуждает настоящее. Первичный феномен исходной и собственной временности есть будущее. Приоритет настающего сам будет сообразно модифицированному временению несобственной временности видоизменяться, но даже еще и в производном «времени» не перестанет выходить на передний план» [1, с. 329]. Это экстаз собственного будущего, который временит и создает напряжение наступающего, связанное с ожиданием, надеждой, верой, любовью. Такой элемент исходен в любом феномене. Внешним образом он виден как ожидание чуда в неопределенной ситуации.

Противоположный будущему элемент — забота: «Забота есть бытие к смерти. Заступающую решимость мы определили как собственное бытие к характеризованной возможности прямой невозможности присутствия. В таком бытии к своему концу присутствие экзистирует собственно цело как сущее, каким оно, "брошеное в смерть", может быть. Оно не имеет конца, где оно просто прекращается, но экзистирует. конечно. Собственное будущее, первично временящее ту временность, которая составляет смысл заступающей решимости, само тем себя раскрывает как конечное» [1, с. 328-329]. Забота показывает конечность еще и тем, что для будущего путь создания совершенного нового невозможен, оно всегда реали-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (106) 2012 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.