УДК 13
DOI 10.25513/1812-3996.2018.23(3).130-132
ТРИ КОНЦЕПЦИИ МОДЕРНИЗАЦИИ У К. МАРКСА
И. В. Николин1, В. В. Николин2
1Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет (СибАДИ), г. Омск, Россия 2Омский государственный педагогический университет, г. Омск, Россия
Информация о статье
Дата поступления 26.06.2018
Дата принятия в печать 28.06.2018
Аннотация. В статье анализируются К. Маркс как мыслитель и изменение его понимания общества. Три стадии развития отражены в категориях: революционная практика, всеобщий труд и прибавочная стоимость. Маркс опирается на факты европейской модернизации. Модернизация меняется в настоящее время.
Дата онлайн-размещения 29.10.2018
Ключевые слова
Революционная практика, непосредственно-всеобщее, общественно-всеобщее, абстрактно-всеобщее, капитал вообще, европейская и японская модернизация
THREE CONCEPTS OF MODERNIZATION IN K. MARX
I. V. Nikolin1, V. V. Nikolin2
1Siberian state highway university (SibADI), Omsk, Russia 2Omsk state pedagogical university, Omsk, Russia
Article info
Received 26.06.2018
Accepted 28.06.2018
Abstract. The concept of understanding the society of K. Marx' changes. Three stages of its development are reflected in the categories: revolutionary practice, universal labor and surplus value. Marx rests on the facts of European modernization. Modernization changes at present.
Available online 29.10.2018
Keywords
Revolutionary practice, direct-universal, public-universal, abstract-universal, capital generally, European and Japanese modernization
Маркс как мыслитель разный, этого в советском марксизме не отмечают, считая его концепцию изначальной и единой. Но в рукописях 1842 г. Маркс строит первую концепцию модернизации общества через алгоритм развития общества в революционной практике пролетария [1].
Маркс видел в пролетариате могильщика капитализма. Он считал, что именно вытеснение пролетария за рамки самого капиталистического общества толкает того на борьбу с этим обществом. Для обоснования интернационала Маркс создает понятие абсолютного обнищания, пытаясь доказать, что
ISSN 1812-3996-
по мере развития капитализма уровень жизни рабочего ухудшается. Это связано с желанием капиталиста забирать всё большую часть производимой рабочим стоимости. Также в положении рабочего в Англии Маркс видел ухудшение гигиены, условий жизни рабочего.
Отчуждение рабочего от человеческого состояния приводит его к революционной практике, которая есть изменение себя и своего общества, окружающего мира. Позже к этому добавилось мнение Энгельса об акционерных обществах, когда вложившие в акции деньги капиталисты становятся вне управления и только паразитируют на процентах.
Маркс считал нацию порождением капитализма. Чтобы создавать свой собственный рынок, ограниченный государственными пошлинами, национальное создается капиталистом и для того, чтобы разделить пролетариат. Таким образом, фраза «пролетарию нечего терять кроме своих цепей» подразумевает, во-первых, материальное освобождение от собственности, во-вторых, духовную свободу от национального объединения. Пролетарии всех стран соединяются. Отрицание собственности идет у Маркса параллельно с отрицанием национального, отсюда и интернационал.
Другая концепция модернизации у К. Маркса возникает в рукописях 1857-1859 г., тут он пытается строить всеобщую концепцию развития человечества и предрекает неизбежность прихода человечества к коммунизму [2]. Модель Маркса заключается в представлении им четырех источников развития человечества. Эти источники философ называет всеобщим. Три из них - это типы всеобщего труда, а четвертый - это земля как мать богатства. Всеобщее у Маркса означает самодостаточное для саморазвития. Земля развивается в биологической эволюции, но слишком медленно. Всеобщий труд бывает: 1) непосредственно-всеобщим, это, например, художник, который сам по себе способен творить новое; 2) общественно-всеобщий труд - это коллективный эффект кооперации,соревнования и конкуренции, который развивается в разделение труда и машины, как три формы общественно-всеобщего.
Наконец, третья концепция модернизации утверждает господство типа всеобщего - абстрактно-всеобщее или капитал вообще, или деньги, которые делают деньги, но через производство прибавочной стоимости [3].
Коммунизм Маркс понимает как соединение трех типов всеобщего труда и земли так, чтобы один тип помогал другому. Он считает, что в капиталисти-
Вестник Омского университета 2018. Т. 23, № 3. С. 130-132
ческом обществе абстрактно-всеобщее побеждает как самое активное и эффективное и поэтому отчуждает другие формы всеобщего в свою пользу: непосредственно-всеобщее становится источником абсолютной прибавочной стоимости, а общественно-всеобщее - относительной прибавочной стоимости. Такое положение при капитализме показывает отчуждение двух из трех источников, показывает использование одним типом всеобщего двух других. Равное и взаимоусиливающее из взаимодействие - экономическая, точнее политэкономическая основа коммунизма, когда все три типа всеобщего раскрываются не как средство капитала вообще, а как самостоятельные и свободные механизмы реализации природы человека к саморазвитию.
Третий Маркс появляется после «Капитала». Маркс выявил, что каждые 12 лет в капиталистическом мире происходит революция, причем она связана с экономическим кризисом, с остановкой производства и массой безработных. Кроме того, между кризисами в середине 12-летнего цикла существует спад. Революции происходят в эти моменты. В 1870 г. такой кризис привел Париж к первому восстанию коммунистического типа. До этого революции, по мнению Маркса, были буржуазными, теперь же мир переходит к эпохе революций коммунистических. После этого в 1882 г. Маркс ждал еще более резкой коммунистической революции; и если до 1870 г. за 50 лет в Европе произошло более 50 революций, то после 1870 они вдруг прекратились. Маркс был разочарован. Он писал «Капитал», чтобы показать путь перехода к новому обществу, а революции прекратились. Он увидел, что его предсказание не сбывается и он в чем-то не прав. Он умирает в 1883 г. в разочаровании.
Эти три позиции Маркса совершенно разные. Между тем сам Маркс исходит из единичного примера и типа модернизации капиталистического общества и не разводит английский тип свободного предпринимателя, который вначале создает внутренний рынок, а потом начинает продавать излишки производства за границу, и немецкий тип, который основан на личности предпринимателя как служителя делу протестантского типа. Уже в современности в Японии реализуется иной тип модернизации, где создается иное отношение, с одной стороны, к непосредственному труду, или непосредственно-всеобщему, как бы сказал Маркс, с другой - с сохранением и даже воспроизводством традиции, тогда как Маркс видит в капитализме уничтожение традиционного общества. Таким образом, развитие мира
Вестник Омского университета 2018. Т. 23, № 3. С. 130-132
-ISSN 1812-3996
идет более сложным путем. И в японском обществе двигателем развития становится не только и не столько классовая борьба, сколько иные механизмы. Надо относиться к Марксу, как к великому мыслителю, но не как к канонизированному обладателю социальной истины. Он великий мыслитель, искавший истину, и она менялась в его учении по мере его эволюции как мыслителя.
Японская модернизация представляет собой модель более близкую ко второй стадии развития концепции Маркса, чем к третьей. Тут большую роль
играет непосредственно-всеобщий труд в лице непосредственного работника, его кружков качества, большую роль играет общественно-всеобщий труд в формах общественного планирования, системы канбан [4]. Вряд ли модернизация по второму сценарию - игра случая, тем более что японская модернизация превращается в лице тихоокеанских тигров (Южная Корея, Тайвань, Сингапур, Гонконг) в модернизацию азиатскую и показывает большую эффективность, чем модернизация атлантическая, европейская.
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ
1. Маркс К. Философско-экономические рукописи 1842 г. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. М., 1955.
Т. 42.
2. Маркс К. Экономические рукописи 1857-1859 гг. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. М., 1955. Т. 46. Ч. 1-2.
3. Маркс К. Капитал. Т. 1 // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. М., 1955. Т. 23.
4. Макмиллан Ч. Японская промышленная система. М. : Прогресс, 1988 . 400 с.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Николин Илья Владимирович - кандидат философских наук, доцент кафедры инженерной педагогики, Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет (СибАДИ), 644080, Россия, г. Омск, пр. Мира, 5; e-mail: e-mail: [email protected].
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
Nikolin Ilya Vladimirivich - Candidate of Phylosophical Sciences, Docent of the Department of Engineering Pedagogy, Siberian State Highway University (SibADI), 5, pr. Mira, Omsk, 644080, Russia; e-mail: [email protected].
Николин Виктор Владимирович - доктор философских наук, профессор кафедры философии, Омский государственный педагогический университет, 644090, Россия, Омск, наб. им. Тухачевского, 14; e-mail: [email protected].
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ
Николин И. В., Николин В. В. Три концепции модернизации у К. Маркса // Вестн. Ом. ун-та. 2018. Т. 23, № 3. С. 130-132. DOI: 10.25513/1812-3996.2018. 23(3).130-132.
Nicoline Victor Vladimir - Doctor of Philosophical Sciences, the Professor of the Department of Philosophy, Omsk State Pedagogical University, 14, Naberezhnaya Tukhachevskogo, Omsk, 644090, Russia; e-mail: nvv06 @mail.ru.
FOR GTATIONS
Nikolin I.V., Nikolin V.V. Three concepts of modernization in K. Marx. Vestnik Omskogo universiteta = Herald of Omsk University, 2018, vol. 23, no. 3, pp. 130-132. DOI: 10.25513/1812-3996.2018.23(3).130-132. (in Russ.).