Научная статья на тему 'Структура бюджетов общин РА и возможности ее улучшения'

Структура бюджетов общин РА и возможности ее улучшения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
65
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
бюджеты общин / доходы / расходы / налоги / пошлины / официальные гранты / структура / community budgets / income / expenses / taxes / duties / official grants / structure

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ераносян Ванине Ашот, Ераносян Ванине Ашотовна

Представлены проблемы формирования и использования бюджетов общин РА. Проанализированы основные направления доходов и расходов бюджетов общин, проведены сравнения. На основе поученных результатов уаказаны направления реализации возможных мероприятий, направленных на улучшение структуры бюджетов общин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURE OF BUDGETS OF RA COMMUNITIES AND THE POSSIBILITY OF ITS IMPROVEMENT

The problems of formation and use of budgets of the communities of Armenia are presented. The main directions of income and expenditure of community budgets are analyzed, comparisons are made. On the basis of the results obtained, the directions for the implementation of possible activities aimed at improving the structure of community budgets are shown.

Текст научной работы на тему «Структура бюджетов общин РА и возможности ее улучшения»

Ераносян Ванине Ашот,

Кандидат наук. Ассистент кафедры финансов в Армянском государственном экономическом университете,

Ереван, Республика Армения, Ераносян Ванине Ашотовна канд. экон. наук, ассистент кафедры финансов Армянского государственного экономического университета,

г. Ереван, Республика Армения, DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10243 СТРУКТУРА БЮДЖЕТОВ ОБЩИН РА И ВОЗМОЖНОСТИ ЕЕ УЛУЧШЕНИЯ

Yeranosyan Vanine Ashot,

Ph.D. Assistant at the Chair of Finance at Armenian State University of Economics,

Yerevan, Republic of Armenia, Yeranosyan Vanine Ashotovna Cand. econ sciences, Assistant of the Department of Finance Armenian State University of Economics,

Yerevan, Republic of Armenia,

STRUCTURE OF BUDGETS OF RA COMMUNITIES AND THE POSSIBILITY OF ITS

IMPROVEMENT

Аннотация

Представлены проблемы формирования и использования бюджетов общин РА. Проанализированы основные направления доходов и расходов бюджетов общин, проведены сравнения. На основе поученных результатов уаказаны направления реализации возможных мероприятий, направленных на улучшение структуры бюджетов общин. Abstract

The problems offormation and use of budgets of the communities of Armenia are presented. The main directions of income and expenditure of community budgets are analyzed, comparisons are made. On the basis of the results obtained, the directions for the implementation of possible activities aimed at improving the structure of community budgets are shown.

Ключевые слова: бюджеты общин, доходы, расходы, налоги, пошлины, официальные гранты, структура

Keywords: community budgets, income, expenses, taxes, duties, official grants, structure

Эффективность деятельности местного самоуправления, реализация интересов населения общины в первую очередь обусловлены формированием и использованием тех материальных и финансовых ресурсов, которые составляют экономическую основу местного самоуправления. Разделяя финансовую основу среди экономических основ местного самоуправления, отметим, что ведущее место здесь принадлежит бюджетам общин.

Бюджет общины представляет собой совокупность денежных поступлений и затрат, которые управляются местными органами самоуправления для решения проблем финансирования программ социально-экономического развития и общинного назначения. Тип бюджета, который общины разрабатывают в рамках своих полномочий сегодня, яв-

ляется затратным, а не программным, и преследует в большинстве текущие цели из-за очень низкого уровня бюджетных доходов.

Повышение эффективности и результативности использования общинных бюджетов можно рассматривать как один из приоритетных проблем органов местного самоуправления, поскольку от них зависят эффективность деятельности органов местного самоуправления и уровень их исполнения. Поэтому возникает необходимость изучить состав и структуру доходов и расходов бюджетов общин РА.

По сформированным в Республике Армения законодательной основе бюджеты общин состоят из административной и фондовой частей[1]. Административный бюджет генерируется от налогов, пошлин, официальных грантов и других доходов (платежей по аренде земель или имущества, принадлежащих общине). Фондовый бюджет

принимались во внимание их реальные финансовые потребности и различия. Наибольшую дотацию - около 28% от всей суммы получил город Ереван. Араратская область получила наибольшую дотацию среди областей - 4,5 млрд. драмов, а Вайоц Дзорская область наименьшую дотацию - 1 млрд. драмов[2].

Общая сумма поступлений в бюджеты общин РА составила 126554,0 млн. драмов за 2017г. (128623,6 млн драмов в 2016г.), что впервые меньше с момента введения законодательством системы органов местного самоуправления в 1996 году (на 2069,6 млн. драмов или 1,6%), которое главным образом обусловлено значительными сокращениями средств (на 8295,1 млн. драмов или на 21,4%), получаемых из государственного бюджета на финансирование реализации делегированных государством полномочий органов местного самоуправления.

Таблица 1.

ВИДЫ ДОХОДОВ БЮДЖЕТОВ ОБЩИН РА И ИХ УДЕЛЬНЫЙ ВЕС В ОБЩИХ ДОХОДАХ,

предусмотрен в основном для возможных дополнительных доходов и покрытия дефицита. Бюджет общин составляется в соответствии с пятилетним планом развития общин. Бюджет, его показатели и план развития составляются руководителем общины, и совет утверждает его. Исполнение бюджета контролирует областная администрация.

С целью обеспечения гармоничного развития общин бюджетам общин предоставляются дотации или гранты из государственного бюджета. В 2018 году было выделено более 48 млрд. драмов дотаций, что составляет 3% бюджета. На величину дотации влияют также численность населения, доступность транспорта, высокогорное положение общины, число входящих в общину населенных пунктов, и возрастная структура населения. В качестве недостатка системы подчеркивается, что при оценке финансовых возможностей общин не

Вид дохода 2015г. 2016г. 2017г.

Сумма, млн. драм Удельный вес,% Сумма, млн. драм Удельный вес,% Сумма, млн. драм Удельный вес,%

1 2 3 4 5 6 7 8

1000 ИТОГО ДОХОДЫ 128225.2 100 128623.6 100 126554.0 100

1100 в том числе: 1. Налоги и пошлины 23790.3 18.6 24553.6 19.1 26754.3 21.1

1110 в том числе: 1.1. Налог на имущество от нидвижемо-сти (в том числе земельный налог) 9537.1 7.4 9463.4 7.4 10103.0 8.0

1121 1.2. Налог на имущество от транспортных средств 9795.9 7.6 10657.5 8.3 11653.0 9.2

1131 1.3.Местные пошлины 3760.1 2.9 3748.3 2.9 4240.0 3.3

1161 1.4.Государственные пошлины 697.2 0.5 684.4 0.5 758.3 0.6

1200 2. ОФИЦИАЛЬНЫЕ ГРАНТЫ 59435.1 46.4 55311.7 43.0 57220.7 45.2

1300 3. ПРОЧИЕ ДОХОДЫ 44999.8 35.1 48758.3 37.9 42579.0 33.7

1342 в том числе: средства, получаемые из гос. на финансирование реализации делегированных государством полномочий органов местного самоуправления. 34827.0 27.2 38684.9 30.1 30389.8 24.0

1392 Поступления от выделений в фондовый бюджет из резервного фонда административного бюджета. 4149.6 3.2 1036.2 0.8 1519.7 1.2

Доходы бюджетов общин увеличились примерно в 6 раз за 2000-2010гг., а за последующие в 20112017гг. всего на 45%. Приведенные данные показывают, что ресурсы, доступные для дальнейшего развития общин, недостаточны и нужны новые источники дохода.

ев а

п

140000 120000 100СУ"* 3001 6001 ^ 4001 20000 о

2ПСЮ 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017

д

Рис. 1. Динамика доходов бюджетов общин РА за 2000, 2010-2017гг. (млн. армянских драм)

налог на имущество от транспортных средств 9%

местные пошлины 3%

гос.пошнины 1%

налог на имущество от нидвижемости 8%

официальные гранты 45%

е доходы 34%

Рис. 2. Удельный вес доходов бюджетов общин РА в общих доходах, 2017г. [3]

По сравнению с 2016г. на 1909,0 млн. драмов или 3,5% увеличились официальные гранты - дотации из государственного бюджета, предоставляемые по принципу финансового выравнивания и целевых ассигнований (текущих субвенций) из государственного бюджета для текущих расходов.

Другие дотации, предоставляемые из государственного бюджета, продолжают сокращаться в

31,6 раза, а целевые ассигнования из государственного бюджета на финансирование капитальных расходов (капитальные субсидии) сократились на 19,1% и соответственно снизилась их доля в официальных грантах.

Согласно ряду решений правительства РА из резервного фонда государственного бюджета выделены средства мэриям и общинам для реализации общинных программ.

Таблица 3.

ОФИЦИАЛЬНЫЕ ГРАНТЫ ДОХОДОВ ОБЩИННЫХ БЮДЖЕТОВ, 2015-2017ГГ. [4]

Вид дохода

2.Официальные гранты В том числе:

2.1. Текущие внешние официальные гранты, полученные от других государств

2.2. Капитальные внешние официальные гранты, полученные от других государств

2.3. Текущие внешние официальные гранты, полученные от международных организаций

2.4. Капитальные внешние официальные гранты, полученные от международных организаций

2.5. Текущие внутренние официальные гранты, полученные от иных уровней управления

Из них:

А/Дотации, предоставляемые из государственного бюджета по принципу финансового выравнивания

Б/Иные дотации, предоставляемые из государственного бюджета В/целевые выделения (субвенции) из государственного бюджета

2.6. Капитальные внутренние официальные гранты, полученные от иных уровней управления

В том числе:

А/ Целевые выделения (субвенции) из государственного бюджета на финансирование капитальных расходов

Б/Официальные гранты, получаемые для финансирования капитальных расходов других общин РА

Сумма млн.драм

59435,1 0,8

2015г.

Удельный вес, %

2016г.

2017г.

58481,4

44018.7

4340,9

10121.8

952,9 952,9

100 0

0

98,4

74,1

7,3 17,0

1,6 1,6

Сумма млн.драм

55311,7 9,1

22,0 55015,6

47074,1

1679,1 6262,4

265,0 265,0

Удельный вес, % 100

99,5

85,1

3,0 11,3

0,5 0,5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сумма млн.драм

57220,7 0,8

15,4 43,6 56946,5

48016,5

53,2 8877,0

214,4 214,4

Удельный вес, % 100

0,1

99,5

99,5

0,1 15,5

0,4 0,4

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

В 2017г. от международных организаций были получены текущие внешние официальные гранты на сумму 15,4 млн. драмов, капитальные внешние официальные гранты в размере 43,6 млн. драмов. Текущие внешние официальные гранты из других государств резко сократились, составив всего 0,8 млн. драмов, а капитальные внешние официальные гранты в последние годы не были получены. После резкого снижения в 2016г., в 2017г. доходы фондовых бюджетов общин увеличились по сравнению с

предыдущим годом на 620,8 млн. драмов или 44,3%. Несмотря на рост по сравнению с 2016г., удельный вес доходов фондового бюджета в общих доходах остается низкой (1,6%). Основная часть доходов фондового бюджета -75,1%, а в городе Ере-ване92,7%, как и в предыдущие годы, приходится на отчисления из резервного фонда административного бюджета в фондовый бюджет.

Таблица 4

ДОХОДЫ ФОНДОВЫХ БЮДЖЕТОВ ОБЩИН РА И УДЕЛЬНЫЙ ВЕС ДОХОДОВ ФОНДОВОГО БЮДЖЕТА ЕРЕВАНА В НИХ, 2017Г. [5]

Доходы

Итого доходы 2.Официальные гранты 3 .Иные доходы

3.8.Капитальные неофициальные гранты Отчисления из резервного фонда административного бюджета в фондовый бюджет

Итого по всем общинам, млн драмов

2022,3 258,1 1764,2 246,6

1519,7

В том числе

Еревана, млн.драмов

412,0 2,8 409,2 23,0

382,0

Удельный вес бюджета Еревана в общей сумме (%)

20,4 1,1

23,2 6,3

25,1

В начале 2017г. свободный остаток общинных бюджетов года составило 7711,8 млн. драмов, включая административный бюджет - 233,3 млн. драмов, и бюджет фонда - 7478,5 млн. драмов. Он в основном был направлен на выполнение подле-жавщих на финансирование в предыдущем году существующих, но не финансированных, обязательств бюджетов, а также на приобретение акций и иного участия в капитале.

Общее положительное сальдо общинных бюджетов в 2017 году составило 2160,2 млн дра-мов, включая профицит административных бюджетов - 5461,9 млн. драмов и дефицит фондовых бюджетов - 3301,7 млн. драмов. Дефицит фондовых бюджетов был финансирован за счет свободных остатков бюджетов общин на начало года, а также профицита административных бюджетов.

Удельный вес суммарных расходов общинных бюджетов в ВВП страны в 2004-2009гг. в Армении колебался в рамках 1,3-1,7% в 2010-2016гг. и 2,3-2,57%, а в 2017г. он снизился по сравнению с 2016г. на 0,33% составляя 2,23%. Этот показатель примерно в 4,8 раза меньше чем средний показатель стран-членов ЕС, и превышает только

аналогичный показатель Ирландии, Кипра и Мальты.

Таким образом, уровень децентрализации власти в Армении в 2017г.значительно снизился по сравнению с предыдущим годом и продолжает оставаться существенно ниже, чем уровень децентрализации власти в странах-членах ЕС.

Фактическое исполнение суммарных доходов бюджетов всех общин РА (включая Ереван) в 2017г. составило 92,7% годового утвержденного плана, и 99,5% по отношению к поправленному годовому плану. По части расходов, исполнение бюджетов всех общин РА (включая Ереван) на 2017г. составило 87,8% по отношению к утвержденному годовому плану и 92,5% к поправленному годовому плану (таб.5). Сравнивая фактическое исполнение доходов и расходов бюджетов всех общин РА (включая Ереван) в 2017г. по аналогичным показателям 2016г., можно заметить, что как по части доходов, так и по части расходов в 2017г. они были значительно ниже, чем в 2016г. Это означает, что по сравнению с предыдущим годом в 2017г. общая дисциплина по исполнению доходов и расходов общинных бюджетов значительно снизилась.

Таблица 5.

УТВЕРЖДЕННЫЕ И ПОПРАВЛЕННЫЕ ГОДОВЫЕ ПЛАНЫ ПО ОБЩИМ ДОХОДАМ, РАСХОДАМ И ПРОФИЦИТУ БЮДЖЕТОВ ОБЩИН РА ЗА 2017Г., И ИХ ФАКТИЧЕСКОЕ

ИСПОЛНЕНИЕ ( ТЫС. ДРАМОВ) [6]

Название статьи

В бюджетах всех общин РА

Доходы, итого

Расходы, итого

Профицит (+) или дефицит (-)

В том числе по бюджету общины Ереван

Доходы, итого

Расходы, итого

Профицит (+) или дефицит (-)

В том числе по бюджетам всех общин РА, кроме общины Ереван

Доходы, итого

Расходы, итого

Профицит (+) или дефицит (-)

2017г.

Утвержденный Поправленный Фактиче годовой план годовой план ский

136.557.862.6 141.741.433.0 -5.163.570.5

84,344,931,5 84,412,931,5 -68,000,0

522,212,931,1 57,328,501,5 -5,095,570,5

127.244.485.9 134.438.797.7 -7.194.311.9

72,289,608,7 73,199,819,0 -910,210,3

54,954,877,2 61,238,978,7 -6,284,101,6

126.554.

009.6 124.393.

783.4 +2.160.2 26.2

72.479.0 69,8

70.990.1 87,0

+1,488,8 82,8

54,074,9

39,8 53,403,5

96,4 +671,343 ,4

Процент исполнения по отношению к утвержденному годовому плану, %

92.7

87.8 X

85.9 84,1

X

103,6 93,2 X

Процент исполнения по отношению к поправленному плану, %

99,5 92,5 X

100,3 97,0 X

98,4 87,2 X

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Исполнение бюджета по части доходов во всех общинах Армении (без общины Еревана) на 2017г. составило 103,6% по отношению к утвержденному годовому плану и 98,4% к поправленному годовому плану. Исполнение бюджета по части расходов во всех армянских общинах (без общины Еревана) на 2017г. составило 93,2% по отношению к утвержденному годовому плану и 87,2% поправленному годовому плану. Это означает, что в армянских общинах все еще существуют некоторые проблемы, связанные с точным прогнозированием, поправками и надлежащим исполнением доходов и особенно расходов бюджетов.

Фактически, в 2017г. уровни исполнения доходов и расходов поправленных бюджетов всех

общин РА (без Еревана) ниже чем аналогичные показатели всех общин РА (включая Ереван) в 2017г.

Одним из важных относительных показателей финансовой обеспеченности общин является доход и расход бюджетов общин на душу населения. Фактические доходы бюджетов общин РА (включая Ереван) на душу населения за 2013 -2016гг. значительно увеличивались в обсолютном значении из года в год, однако в 2017г. они сократились, составляя 42,569 драмов (около 88,1 долл. США). Соответственно, Фактические расходы бюджета общин РА (включая Ереван) на душу населения за 2013-2016гг. постоянно увеличивались, однако в 2017г. Сократились, составляя 41,843 драмов (около 86,6 долл. США).

Таблица 6.

ДОХОД И РАСХОД БЮДЖЕТОВ ОБЩИН РА НА ДУШУ НАСЕЛЕНИЯ ЗА 2013-2017ГГ.

(В ДРАМАХ И ДОЛЛАРАХ США) [7]

Название статьи

Бюджеты всех общин РА Доходы, итого Расходы, итого Профицит (+) или дефицит (-)

136.557.862.6 141.741.433.0

-5.163.570.5

2017г.

Утвержденный годовой план

Поправленный годовой план

127.244.485.9 134.438.797.7

-7.194.311.9

Фактический

126.554.009.6 124.393.783.4

+2.160.226.2

Процент исполнения по отношению к утвержден-ному годовому плану, %

92.7

87.8

X

Процент исполнения по отношению к поправленному плану, %

99,5 92,5

X

В том числе по бюджету общины Ереван

100,3 97,0

X

В том числе по бюджетам всех общин РА, кроме общины Ереван

Доходы, итого Расходы, итого Профицит (+) или дефицит (-)

84,344,931,5 72,289,608,7 84,412,931,5 73,199,819,0

-68,000,0 -910,210,3

72,479,069,8 85,9 70,990,187,0 84,1

+1,488,882,8 X

Доходы, итого Расходы, итого Профицит (+) дефицит (-)

или

522,212,931,1 57,328,501,5

-5,095,570,5

54,954,877,2 54,074,939,8 61,238,978,7 53,403,596,4

-6,284,101,6

+671,343,4

103,6 93,2

X

98,4 87,2

X

50 45 40 35 30 25 20 15 10 5 0

2013 2014 2015 2016 2017

35,068 37,985 42,722 43,074 42,569

Тыс.драм РА

Рис 3. Фактический доход бюджетов общин РА на душу населения за 2013-2017гг. в драмах

В обсолютном значении фактические доходы бюджета Еревана на душу населения за 20132016гг значительно увеличивались из года в год, однако к 2017 году резко снизились, составляя 67,335 драмов (около 139,4 долл. США). Соответственно, фактические бюджетные расходы Еревана на душу населения за 2013-2016гг. увеличивались год за годом, но в 2017 году они резко сократились, составляя 65,951 драмов (около 136,5 долларов США). В обсолютном значении фактические доходы бюджетов общин РА (без Еревана)

на душу населения за 2013-2017гг. несколько увеличивались из года в год - с 21,621 драмов (около 52,7 долл. США) в 2013г. до 28,513 драмов (около 59,0 долл. США) в 2017г. Соответственно, фактические расходы бюджета общин РА (без Еревана) на душу населения за 2013-2017гг . от 21,022 драмов (около 51,3 долл. США) в 2013г. достигли только 28,159 драмов (около 58,3 долл. США). Если принять во внимание ежегодное изменение индекса потребительских цен в РА (Таблица 15), то размер общих расходов на оказание общинных услуг на душу населения почти не изменился за

последние пять лет и не оказал положительного влияния на общий уровень жизни населения, а в

В общих расходах бюджетов общин за 2017г. расходы на образование имеют наибольшой удельный вес, составляя 34,2% (31,2% в 2016г.), в том числе дошкольное образование - 14,0%, начальное общее образование - 5,5%, среднее общее образование - 7,5%, внешкольное воспитание-6,4% и внеурочное образование - 0,8%.

По сравнению с 2016г. удельный вес расходов на сферы отдыха, культуры и религии в общих расходах бюджетов общин РА (включая Ереван) в 2017г. увеличился примерно на 1,0%, составляя 7,0% (6,0% в 2016г.). Расходы, отведенные на другие области социальной ориентации в 2017г., не имеют значительно большой удельный вес в общих расходах бюджетов общин РА и составлятют соответственно 3,0% (3,0% в 2016г.) для сферы социальной защиты и 0,2% (0,3% в 2016г.) для сферы здравохранения.

Дальнейшее развитие системы местного самоуправления РА напрямую связано с углублением общих процессов децентрализации и демократизации. Таким образом, изучая и анализируя ситуацию в данной области, мы сделали определенные выводы:

- Для выполнения своих функций и полномочий органы местного самоуправления должны быть обеспечены соответствующими финансовыми средствами. Это является одним из положений (14) Европейской хартии местного самоуправления^], которое также включено в Закон РА ''О местном самоуправлении'': [1] Оно подразумевает сочетание политической децентрализации и фискальной децентрализации. Чрезвычайно важно параллельное применение этих двух форм, отсутствие чего часто приводит к ненадлежащему или частичному финансированию органов местного самоуправления, что является одним из наиболее важных вопросов на сегодняшний день.

- Область доходов общин РА все еще нуждается в урегулировании. Доходов довольно мало, и без государственных субсидий общины не могут

некоторых случаях, наоборот, даже имел негативное влияние.

обеспечить свою деятельность. Это свидетельствует о низком уровне финансовой независимости общин.

- С точки зрения укрепления финансовой устойчивости общин и обеспечения органов местного самоуправления финансовыми средствами, соразмерными с их полномочиями, важное значение может иметь применение модели налоговых вычетов в РА.

- С целью расширения финансовых возможностей общин необходимо привлечь общины в рынок ссудного капитала, законодательно урегулировав вопросы о займах общин у коммерческих банков и финансовых учреждений, выпуска облигаций общинами.

Несмотря на реализацию широкомасштабных процессов укрупнения общин, нынешнее административно-территориальное деление РА все еще фрагментировано. Существующее административное деление является серьезным и значительным препятствием для укрепления потенциала общин и дальнейшего развития системы местного само-управления[9].Одним из положительных результатов, ожидаемых от укрупнения общин, является объединение человеческих ресурсов и инфраструктур, консолидация бюджетов укрупненных общин, эффективное решение общинных проблем, которые небольшие общины не в состоянии реализовать. Благодаря эффекту масштаба затраты на предоставление общинных услуг значительно снизятся, что приведет к повышению качества и эффективности оказания этих услуг, а также к уменьшению суммы взимаемых за них сборов.

Литература

1.Закон РА о местном самоуправлении, http://www.arlis.am/DocumentView.aspx?DocID=11 4406

2.//www.mtad.am/hy/finansakanhamaha8tecu

m/

3.Official statistics. The main branches of the economy of the marzes RA and the city of Yerevan

Тыс.драм РА

2013 2014 2015 2016 2017

Рис 4. Фактический расход бюджетов общин РА на душу населения за 2013-2017гг. в драмах

[Electronic resource] // State Statistical Service. - Access mode: http://armstat.am/am/?nid=82&id=1834 (date of viewing: 28.02.2018)

4.http://www.mtad.am/hy/finansakanhamaha8t ecum/

5.www.armstat.am u www.yerevan.am 6.Official statistics. The main branches of the

economy of the marzes RA and the city of Yerevan [Electronic resource] // State Statistical Service. - Access mode: http://armstat.am/am/?nid=82&id=1834 (date of viewing: 16.07.2017)

7.http://www.mtad.am/hy/budgetary-incomes/

8.http://smr.gov.ge/Uploads/evropuli_q_39dab5 dc.pdf

9.http://www.arlis.am/DocumentView.aspx?Doc ID=114406 Закон РА о местном самоуправлении

Concept of formation of intercommunity units and integration of communities (adopted by the Government of Armenia in 10.10.2011) [Electronic resource] // Ministry of Regional Development of RA. -Access mode: https://www.e-

gov.am/u_files/file/decrees/arc_voroshum/11/qax44 -18_1.pdf (date of viewing: 28.04.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.