Научная статья на тему 'СТРУКТУРА БЮДЖЕТНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

СТРУКТУРА БЮДЖЕТНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
451
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС / БЮДЖЕТНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / БЮДЖЕТНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ / СУБЪЕКТЫ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Покачалова Е.В., Атаева Н.М.

В статье автор провел анализ структуры бюджетно-правового статуса субъектов Российской Федерации, выделив такие ее элементы, как цели, задачи, формы, методы бюджетной деятельности субъектов Федерации, бюджетную компетенцию и гарантии ее реализации. При написании статьи были использованы следующие методы исследования: логический, формально-юридический, метод правового моделирования и анализа. В заключение делается вывод о том, что бюджетно-правовой статус субъектов Федерации обусловлен их правосубъектностью в бюджетной сфере. Бюджетная компетенция субъектов Федерации представляет собой совокупность бюджетных полномочий суверенного характера субъектов Федерации, осуществляемых в бюджетной сфере, определенных предметами ведения, закрепленными в Конституции и законодательстве РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STRUCTURE OF THE BUDGETARY AND LEGAL STATUS OF THE CONSTITUENT ENTITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION

In the article, the author analyzed the structure of the budgetary and legal status of the constituent entities of the Russian Federation, highlighting such elements as goals, objectives, forms, methods of budgetary activities of the constituent entities of the Federation, budgetary competence and guarantees for its implementation. When writing the article, the following research methods were used: logical, formal-legal, method of legal modeling and analysis. In conclusion, it is concluded that the budgetary and legal status of the subjects of the Federation is due to their legal personality in the public sector. The budgetary competence of the subjects of the Federation is a set of budgetary powers of a sovereign nature of the subjects of the Federation, carried out in the public sector, defined by the subjects of jurisdiction, enshrined in the Constitution of the Russian Federation and the legislation of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «СТРУКТУРА БЮДЖЕТНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Юридический вестник ДГУ. 2022. Т. 41, № 1.

Law Herald of DSU, 2022, vol. 41, no. 1. Научная статья УДК/UDC 336.1

DOI: 10.21779/2224-0241-2022-41-1-60-65

Структура бюджетно-правового статуса субъектов Российской Федерации

Е.В. Покачалова1, Н. М. Атаева2

1

Саратовская государственная юридическая академия», г. Саратов, Российская Федерации,

finpravo@ssla.ru, https://orcid.org/0000-0003-4738-7428

2 Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Российская Федерация, abanai@mail.ru

Аннотация. В статье автор провел анализ структуры бюджетно-правового статуса субъектов Российской Федерации, выделив такие ее элементы, как цели, задачи, формы, методы бюджетной деятельности субъектов Федерации, бюджетную компетенцию и гарантии ее реализации. При написании статьи были использованы следующие методы исследования: логический, формально-юридический, метод правового моделирования и анализа. В заключение делается вывод о том, что бюджетно-правовой статус субъектов Федерации обусловлен их правосубъектностью в бюджетной сфере. Бюджетная компетенция субъектов Федерации представляет собой совокупность бюджетных полномочий суверенного характера субъектов Федерации, осуществляемых в бюджетной сфере, определенных предметами ведения, закрепленными в Конституции и законодательстве РФ.

Ключевые слова: бюджетно-правовой статус, бюджетная компетенция, бюджетные полномочия, субъекты Федерации

Для цитирования: Покачалова Е. В., Атаева Н. М. Структура бюджетно-правового статуса субъектов Российской Федерации // Юридический вестник ДГУ. 2022. Т. 41, № 1. С. 60-65. DOI: 10.21779/2224-02412022-41-1-60-65

Благодарности: Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) по научному проекту № 18-29-16102 «Трансформация правосубъектности участников налоговых, бюджетных и публичных банковских правоотношений в условиях развития цифровой экономики».

Original article

The structure of the budgetary and legal status of the constituent entities of the Russian Federation Elena V. Pokachalova1, Naida M. Ataeva2

1 Saratov State Law Academy, Saratov, Russian Federation, fimpravo@ssla.ru, https://orcid.org/0000-0003-4738-7428

2 Dagestan State University, Makhachkala, Russian Federation, abanai@mail.ru

Abstract. In the article, the author analyzed the structure of the budgetary and legal status of the constituent entities of the Russian Federation, highlighting such elements as goals, objectives, forms, methods of budgetary activities of the constituent entities of the Federation, budgetary competence and guarantees for its implementation. When writing the article, the following research methods were used: logical, formal-legal, method of legal modeling and analysis. In conclusion, it is concluded that the budgetary and legal status of the subjects of the Federation is due to their legal personality in the public sector. The budgetary competence of the subjects of the Federation is a set of budgetary powers of a sovereign nature of the subjects of the Federation, carried out in the public sector, defined by the subjects of jurisdiction, enshrined in the Constitution of the Russian Federation and the legislation of the Russian Federation.

Keywords: budgetary and legal status, budgetary competence, budgetary powers, subjects of the Federation

For citation: Pokachalova E. V., Ataeva N. M. The structure of the budgetary and legal status of the constituent entities of the Russian Federation. Yuridicheskii vestnik DGU = Law Herald of DSU, 2022, vol. 41, no. 1, pp. 60-65. DOI: 10.21779/2224-0241-2022-41-1-60-65 (In Russ.).

Acknowledgments: The research was carried out with the financial support of the Russian Foundation for Basic Research (RFBR) under the scientific project No. 18-29-16102 "Transformation of the legal personality of participants in tax, budgetary and public banking legal relations in the conditions of the development of the digital economy".

Несмотря на активное участие в бюджетных правоотношениях субъектов Федерации, их бюд-жетно-правовой статус до сих пор не нашел своего однозначного определения в законодательстве. В финансово-правовой науке все еще не выработан единообразный подход к правопониманию сущности субъекта Федерации как участника бюджетных правоотношений. Определение бюджетно-правового статуса субъекта Федерации отражается на эффективности реализации правоприменительной практики, положительной динамике развития бюджетных отношений, разработке эффективных инструментов реализации бюджетного процесса. Таким образом, назрела необходимость комплексного изучения бюджетно-правового статуса субъекта Федерации.

Рассмотрим структуру бюджетно-правового статуса субъектов Федерации, как разновидности финансово-правового статуса, взяв за основу элементы финансово-правового статуса таможенных органов, выделенные О.Ю. Бакаевой [1, с. 192], как наиболее разработанные в теории финансового права. Бюджетно-правовой статус субъектов Федерации включает: цели, задачи, формы, методы бюджетной деятельности субъектов Федерации; бюджетную компетенцию субъектов Федерации и гарантии ее реализации.

Бюджетная деятельность субъектов Федерации является основополагающим элементом в структуре бюджетно-правового статуса субъектов Федерации, имеющим свои особенности, обусловленные местом данных субъектов в системе публично-правовых образований. Бюджетная деятельность выступает в качестве разновидности финансовой деятельности. Поэтому вполне понятно, что категория «бюджетная деятельность субъекта Федерации» определяется через те же признаки, что и категория «финансовая деятельность субъекта Федерации», т.е. создание, распределение (перераспределение) и использование бюджетных фондов, находящихся на праве собственности у субъекта Федерации с целью практического осуществления задач и функций субъекта Федерации. Из этого определения можно установить цель бюджетной деятельности субъекта Федерации - создание, распределение (перераспределение) и использование бюджетных фондов денежных средств субъекта Федерации для обеспечения реальной самостоятельности субъекта Федерации при решении задач его социально-экономического развития.

Бюджетная деятельность субъекта Федерации направлена на решение следующих задач:

- создание нормативной правовой основы долгосрочного бюджетного планирования;

- повышение эффективности бюджетных расходов;

- развитие межбюджетных отношений;

- формирование дополнительных доходных источников бюджетов субъектов Федерации;

- повышение качества управления региональными и муниципальными финансами и соблюдение надлежащей финансовой дисциплины;

- повышение предсказуемости предоставления целевых межбюджетных трансфертов местным бюджетам из бюджетов субъектов Федерации;

- создание процедуры, обеспечивающей публичность и прозрачность бюджетной деятельности субъектов Федерации;

- создание системы обеспечения сбалансированности бюджетов субъектов Федерации;

- усиление роли бюджетов субъектов Федерации в повышении уровня жизни населения;

- повышение эффективности управления средствами бюджетных фондов, формируемых в составе бюджетов субъектов Федерации;

- расширение практики учета результативности работы органов публичной власти субъектов Федерации при принятии решений о предоставлении финансовой поддержки за счет средств федерального бюджета;

- совершенствование структуры и механизмов финансового контроля за исполнением бюджетов субъектов Федерации и др. [2]

Бюджетная деятельность субъекта Федерации осуществляется в различных правовых и неправовых формах. Правовые формы выражаются в принятии различных нормативных правовых актов органами субъекта Федерации в пределах своей компетенции, а также в издании индивидуальных бюджетно-правовых актов и их практической реализации. Большое значение имеет принятие и выполнение бюджета субъекта Федерации, бюджета государственного внебюджетного фонда, бюджетных смет бюджетных учреждений и т.д.

К неправовым формам бюджетной деятельности субъекта Федерации можно отнести инструктирование; проведение совещаний, заседаний различных служб, управлений финансовых органов; разъяснение бюджетного законодательства и т.д. В неправовой форме могут осуществляться организационные действия по созданию, распределению (перераспределению), использованию бюджетных фондов денежных средств и осуществлению материально-технических операций, таких как: подготовка материалов для издания юридических актов, составление справок, отчетов об исполнении бюджетов, ведение делопроизводства финансовыми органами и т.д.

Помимо форм осуществления бюджетной деятельности субъектов Федерации, её специфику определяют методы этой деятельности. В качестве методов бюджетной деятельности субъектов Федерации следует понимать определенные приемы и способы, практическое применение которых дает субъекту Федерации возможность осуществлять в бюджетной сфере следующие действия: формирование, распределение и использование бюджетных денежных фондов.

Юридический вестник ДГУ. 2022. Т. 41, № 1.

Law Herald of DSU, 2022, vol. 41, no. 1._

На основе доктринальных позиций по вопросу классификации методов финансовой деятельности государства [4, с. 13; 5, с. 94; 6, с. 154] методы бюджетной деятельности субъектов Федерации можно разделить на две группы: методы образования бюджетных ресурсов и методы использования бюджетных ресурсов. Так, к первой группе относятся: метод введения обязательных платежей (налогов и сборов) и метод введения добровольных платежей (лотерей и займов), ко второй группе -финансирование и кредитование. Под финансированием следует понимать плановую, целевую, безвозмездную, безвозвратную выдачу денежных средств из бюджета субъекта Федерации. Кредитование - это также плановая, целевая, но возвратная и возмездная выдача денежных средств из бюджета субъектов Федерации. Следует отметить, что при осуществлении финансирования субъект Федерации становится участником бюджетных правоотношений. Соответственно при кредитовании субъект Федерации является участником кредитных правоотношений.

Следует также отметить, что выделяют несколько видов бюджетного финансирования в зависимости от того, кому были предоставлены бюджетные денежные средства и на каких условиях. При этом денежные средства, выделяемые из бюджета в форме финансирования, называются бюджетными ассигнованиями. Однако можно назвать и другие виды предоставления бюджетных денежных средств, такие как дотация, субвенция, субсидия.

Исследователи различных аспектов финансовой деятельности государства выделяют разнообразные организационно-правовые формы финансирования государственных расходов, такие как: финансирование объектов или программ, осуществление которого производится на конкурсной основе; выделение грантов и др. [7, с. 276].

Кредитование относится к традиционному методу распределения бюджетных денежных фондов, который представляет собой предоставление бюджетных денежных средств на возмездной и возвратной основе. Следует отметить, что в настоящее время кредитование является одним из наиболее часто используемых методов распределения бюджетных денежных средств.

При формировании бюджетных денежных фондов субъекты Федерации также используют такие методы, как: принудительное безвозмездное изъятие денежных средств; принудительное изъятие денежных средств с последующим возвратом; добровольно-безвозвратное привлечение денежных средств; добровольно-возвратное привлечение денежных средств; получение денежных средств от реализации и использования имущества, находящегося в собственности субъекта Федерации; получение денежных средств за счет реализации государственных услуг [3, с. 84].

Особое значение в структуре бюджетно-правового статуса субъекта Федерации составляют гарантии. В бюджетно-правовом статусе субъекта Федерации гарантии являются обязательным элементом, т.к. позволяют ему получить необходимый объем финансовых ресурсов от Российской Федерации. В некоторых случаях такие гарантии являются необходимым условием финансовой устойчивости субъектов Федерации, что обусловливает его функционирование. Помимо гарантий финансового обеспечения деятельности субъектов Федерации как обязательного условия реализации ими своих полномочий и осуществления делегированных полномочий Российской Федерации, на основании предложенных О.Ю. Бакаевой гарантий финансовой деятельности таможенных органов [8, с. 414] можно выделить следующие гарантии бюджетной деятельности субъектов Федерации: согласование задач субъектов Федерации с общегосударственными задачами; обеспечение государством условий для осуществления бюджетной деятельности субъектов Федерации; наделение субъектов Федерации бюджетно-правовым статусом; осуществление бюджетной политики и совершенствование правовой основы бюджетной деятельности субъектов Федерации; ответственность субъектов Федерации за надлежащее осуществление бюджетной деятельности.

Следует отметить, что структура финансово-правового статуса, которую определяет О.Ю. Бакаева, скорее характерна для коллективных субъектов финансового права, чем для публично-правовых образований, что связано с особенностями их правосубъектности. Например, включая в структуру финансово-правового статуса функции таможенных органов, О.Ю. Бакаева основывалась на нормах Таможенного кодекса РФ, который закреплял функции этих органов. Что касается субъектов Федерации, то законодательство не устанавливает их функции, но, исходя из общих функций субъектов Федерации, можно выделить такие функции, как создание финансовых условий для удовлетворения потребностей населения субъекта Федерации, создание условий для участия населения в финансовой деятельности субъекта Федерации.

Особое место в структуре бюджетно-правового статуса субъекта Федерации составляет бюджетная компетенция субъекта Федерации. В юридической литературе ученые едины во мнении, что компетенция является одним из элементов правового статуса субъекта, представляя собой основную составляющую его содержания [9, с. 247].

В финансово-правовой науке многие исследователи сходятся во мнении, что бюджетная компетенция - это совокупность бюджетных полномочий, представляющих собой права и обязанности субъектов Федерации, образующих юридическое содержание бюджетных правоотношений [10; 11; 12; 13; 14]. Однако более убедительной представ-

ляется позиция, согласно которой под бюджетной компетенцией следует понимать совокупность предмета ведения, прав и обязанностей субъекта Федерации в лице соответствующих органов субъекта Федерации, или полномочия [5, с. 215].

Субъекты Федерации не обладают суверенитетом, но, тем не менее, являются носителями такого свойства, как суверенность, что определяет их способность и возможность иметь и осуществлять те или иные права и обязанности в финансовой сфере. Наделение субъектов Федерации бюджетными полномочиями является следствием наличия у них конституционно-правового статуса и одним из способов децентрализации государственной власти в федеративном государстве, что положительно сказывается на развитии бюджетного законодательства субъектов Федерации. Принятие бюджетного законодательства субъектами Федерации является формой реализации их бюджетной компетенции.

Субъекты Федерации обладают бюджетной компетенцией, в рамках которой они вступают в бюджетные правоотношения как непосредственно, так и через органы публичной власти и государственные организации. Бюджетную компетенцию субъектов Федерации реализуют уполномоченные органы субъектов Федерации в рамках осуществления бюджетного процесса, касающегося регионального бюджета. Содержание бюджетного процесса заключается в реализации субъектом Федерации права собственности на свой бюджет. Наличие собственного бюджета является одним из признаков самостоятельности субъектов Федерации в пределах, установленных Конституцией РФ. Бюджетный кодекс РФ (далее - БК РФ) предполагает деятельность органов публичной власти субъекта Федерации по решению всех вопросов, возникающих при реализации этого права.

В бюджетных правоотношениях участвуют все органы государственной власти субъекта Федерации, каждый из которых обладает собственными бюджетными полномочиями. Бюджетные полномочия субъекта Федерации в целом и бюджетные полномочия органов публичной власти субъектов не являются тождественными. Бюджетные полномочия субъектов Федерации передаются для исполнения органам публичной власти (законодательным и исполнительным) субъектов Федерации.

Бюджетная компетенция субъектов Федерации представляет собой совокупность бюджетных полномочий суверенного характера субъектов Федерации, осуществляемых в бюджетной сфере, определенных предметами ведения, закрепленных в Конституции РФ и законодательстве РФ. Юридическое содержание бюджетных правоотношений определяется бюджетной компетенцией субъектов Федерации.

Механизм реализации бюджетной компетенции субъекта Федерации представляет собой процесс осуществления органами публичной власти

субъектов Федерации своих бюджетных полномочий, при этом данные органы используют определенные методы. Способами реализации бюджетных полномочий выступают различные средства, обеспечивающие исполнение данного механизма реализации, например, бухгалтерский учет, бюджетный учет, согласительные процедуры [11].

В юридической науке бюджетные полномочия рассматриваются как «объем властного воздействия того или иного уровня власти на особую область жизнедеятельности, связанную с осуществлением формирования и финансирования чего-либо» [15, с. 24].

Думается, что под бюджетными полномочиями субъектов Федерации следует понимать права и обязанности субъектов РФ, закреплённые в законодательстве РФ и законодательствах ее субъектов, по реализации их бюджетной компетенции. Согласно ст. 6 БК РФ под бюджетными полномочиями следует понимать права и обязанности органов государственной власти (органов местного самоуправления) и иных участников бюджетных процесса по регулированию бюджетных правоотношений, организации и осуществлению бюджетного процесса. Как представляется, при определении бюджетных полномочий в ст. 6 БК РФ надо указать, что это - полномочия публично-правовых образований как особых субъектов бюджетного права, а не органов государственной власти (органов местного самоуправления), так как БК РФ закрепляет пределы ведения РФ, субъектов РФ и местного самоуправления исключительно как публично-правовых образований. В БК РФ также следовало бы использовать термин «бюджетная компетенция», который предполагает определение и предмета ведения.

Исходя из определения бюджетных полномочий, которое закрепляется в БК РФ, можно выделить такие их признаки, как: наличие конкретных субъектов, реализующих бюджетные полномочия (органы государственной власти и органы местного самоуправления); предоставление субъектам определенных прав и обязанностей; регулирование бюджетных полномочий материальными и процессуальными нормами бюджетного права.

Подводя итоги вышесказанному, можно сделать следующие выводы:

1. Бюджетно-правовой статус субъектов Федерации, обусловленный их правосубъектностью в бюджетной сфере, включает в себя цели, задачи, формы, методы бюджетной деятельности субъекта Федерации, бюджетную компетенцию субъекта Федерации и гарантии ее реализации.

2. Субъекты Федерации обладают бюджетной компетенцией, в рамках осуществления которой они вступают в бюджетные правоотношения как непосредственно, так и через органы публичной власти субъектов. Бюджетная компетенция субъектов Федерации представляет собой совокупность бюджетных полномочий суверенного харак-

Юридический вестник ДГУ. 2022. Т. 41, № 1.

Law Herald of DSU, 2022, vol. 41, no. 1._

тера субъектов Федерации, осуществляемых в бюджетной сфере, определенных предметами ведения, закрепленных в Конституции РФ и законодательстве РФ.

3. Под бюджетными полномочиями субъектов Федерации следует понимать права и обязанности субъектов РФ, закреплённые в законодатель-

стве РФ и законодательствах субъектов Федерации, по реализации их бюджетной компетенции. Бюджетные полномочия субъектов Федерации передаются для исполнения органам публичной власти (законодательным и исполнительным) субъектов Федерации.

Список источников

1. Бакаева О. Ю. Финансово-правовой статус как юридическая категория (на примере таможенных органов) // Очерки финансово-правовой науки: монография / под общ. ред. Л.К. Вороновой и Н.И. Хими-чевой. Москва-Харьков: Право, 2011.

2. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов: утв. Минфином России. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

3. Бесчеревных В. В. Финансовое право / под ред. В.В. Бесчеревных, С.Д. Цыпкина. М.: Юрид. лит., 2017.

4. Финансовое право: учебник / отв. ред. Е.Ю. Грачева, О.В. Болтинова. 2 изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2022.

5. Финансовое право: учебник / отв. ред. Н.И. Химичева, Е.В. Покачалова. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Норма: ИНФРА-М, 2019.

6. Финансовое право / О.Н. Горбунова, Е.Ю. Грачева и др. М.: НОРМА, 2017.

7. Селезнев А. З. Бюджетная система Российской Федерации. М.: Магистр, 2019.

8. Бакаева О. Ю. Правовое регулирование финансовой деятельности таможенных органов Российской Федерации: дис. ... д-ра юрид. наук, Саратов, 2005.

9. Аверьянов В. Б. Исполнительная власть и административное право / под общ. ред. В.Б. Аверьянова. Киев: Ин-Юре, 2002.

10. Бирюкова Е. А. Конституционно-правовые основы бюджетной политики субъектов Российской Федерации (по материалам Сибирского федерального округа): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Омск, 2008.

11. Бобкова Л. Л. Государство как субъект бюджетного права: дис. ... канд. юрид. наук. Воронеж,

2006.

12. Мальцева И. Н. Организация бюджетного процесса в субъекте Российской Федерации: по материалам Сибирского федерального округа: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Томск, 2005.

13. КрохинаЮ. А. Финансовое право: учебник для вузов. 4-е изд. М.: НОРМА, 2011.

14. Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации / под ред. Е.Ю. Грачевой. М.: Проспект, 2009.

15. Харитонов И. К. Проблемы разграничения бюджетных полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами в сфере бюджетного федерализма // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2010. № 3.

References

1. Bakayeva O.Yu. Finansovo-pravovoy status kak yuridicheskaya kategoriya (na primere tamozhennykh organov) [Financial and legal status as a legal category (on the example of customs authorities)]. Ocherki finanso-vo-pravovoy nauki: monografiya [Essays on financial and legal science : monograph], under the general editorship of L.K. Voronova and N.I. Khimicheva. Moscow-Kharkiv, Pravo Publ., 2011.

2. Osnovnyye napravleniya byudzhetnoy, nalogovoy i tamozhenno-tarifnoy politiki na 2021 god i na pla-novyy period 2022 i 2023 godov (utv. Minfinom Rossii) [The main directions of the budget, tax and customs tariff policy for 2021 and for the planning period of 2022 and 2023: approved by the Ministry of Finance of the Russian Federation]. Access from the ConsultantPlus legal reference system. (In Russ).

3. Bescherevnykh V.V. Finansovoye pravo [Financial Law], ed. by V.V. Bescherevnykh, S.D. Tsypkin. Moscow, Yurid. lit. Publ., 2017. (In Russ.).

4. Finansovoye pravo: uchebnik [Financial law: textbook], ed. by E.Y. Gracheva, O.V. Boltinova. 2nd ed., reprint. and additional, Moscow, Prospekt Publ., 2022. (In Russ.).

5. Finansovoye pravo: uchebnik [Financial law: textbook], ed. by N.I. Khimicheva, E.V. Pokachalova. 6th ed., reprint. and additional, Moscow, Norma, INFRA-M Publ., 2019. (In Russ.).

6. Finansovoye pravo [Financial law], O.N. Gorbunova, E.Y. Gracheva et al., Moscow, NORMA Publ., 2017. (In Russ.).

7. Seleznev A.Z. Byudzhetnaya sistema Rossiyskoy Federatsii [The budget system of the Russian Federation], Moscow, Magistr Publ., 2019. (In Russ.).

8. Bakayeva O.Yu. Pravovoye regulirovaniye finansovoy deyatel'nosti tamozhennykh organov Rossiyskoy Federatsii [Legal regulation of the financial activities of the customs authorities of the Russian Federation], Dr. Law sci. diss., Saratov, 2005. (In Russ.).

9. Aver'yanov V.B. Ispolnitel'naya vlast' i administrativnoye pravo [Executive power and administrative law], under the general ed. of V.B. Averyanov, Kiev, In-Yure Publ., 2002. (In Russ.).

10. Biryukova Ye.A. Konstitutsionno-pravovyye osnovy byudzhetnoy politiki sub"yektov Rossiyskoy Federatsii (po materialam Sibirskogo federal'nogo okruga) [Constitutional and legal foundations of the budget policy of the constituent entities of the Russian Federation (based on the materials of the Siberian Federal District)], Cand. Law sci. diss., Omsk, 2008. (In Russ.).

11. Bobkova L.L. Gosudarstvo kak sub"yekt byudzhetnogo prava [State as a subject of budgetary law], Cand. Law sci. diss., Voronezh, 2006. (In Russ.).

12. Mal'tseva I.N. Organizatsiya byudzhetnogo protsessa v sub"yekte Rossiyskoy Federatsii: po materialam Sibirskogo federal'nogo okruga [Organization of the budgetary process in the subject of the Russian Federation: based on the materials of the Siberian Federal District], Cand. Law sci. diss., Tomsk, 2005. (In Russ.).

13. Krokhina Yu.A. Finansovoye pravo: uchebnik dlya vuzov [Financial law: a textbook for universities], 4th ed., Moscow, NORMA Publ., 2011. (In Russ.).

14. Kommentariy k Byudzhetnomu kodeksu Rossiyskoy Federatsii [Commentary on the Budget Code of the Russian Federation], ed. by E.Y. Gracheva. Moscow, Prospekt Publ., 2009. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Kharitonov I.K. Problemy razgranicheniya byudzhetnykh polnomochiy mezhdu Rossiyskoy Feder-atsiyey i yeye sub"yektami v sfere byudzhetnogo federalizma [Problems of delimitation of budgetary powers between the Russian Federation and its subjects in the sphere of budgetary federalism], Vestnik Krasnodarskogo universiteta MVD Rossii [Bulletin of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia], 2010, no. 3. (In Russ.).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Покачалова Елена Вячеславовна, доктор юридических наук, профессор, заведующая кафедрой финансового, банковского и таможенного права имени профессора Нины Ивановны Химичевой ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия», г. Саратов, Российская Федерации. E-mail: fmpravo@ssla.ru

Атаева Наида Магомедрасуловна, преподаватель кафедры конституционного и международного права юридического института Дагестанского государственного университета, г. Махачкала, Российская Федерация. E-mail: abanai@mail.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Pokachalova Elena Vyacheslavovna, Doctor of Law, Professor, Head of the Department of Financial, Banking and Customs Law named after Professor Nina Ivanovna Khimicheva, Saratov State Law Academy, Saratov, Russian Federation. E-mail: finpravo@ssla.ru

Ataeva Naida Magomedrasulovna, teacher of Department of Civil Law at the Law Institute of Dagestan State University, Candidate of Law science, Makhachkala, Russian Federation. E-mail: abanai@mail.ru

Поступила в редакцию 20.01.2022 г.; одобрена после рецензирования 09.02.2022 г.; принята к публикации 14.02.2022 г.

Received 20.01.2022;approved after reviewing 09.02.2022; accepted for publication 14.02.2022

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.