Научная статья на тему 'Structure of social reality'

Structure of social reality Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
187
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / ОБЩЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ / ОБЩЕСТВО / СТРУКТУРА / ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ / ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ / SOCIAL REALITY / SOCIAL LIFE / SOCIETY / ONTOLOGICAL ASPECT / EXISTENTIAL ASPECT / STRUCTURE OF SOCIAL REALITY

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Sysykina D.E.

This article is devoted to the analysis of social reality. The author researches the structure of social reality and shows the mutual connection between main aspects of this reality.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Structure of social reality»

5. Marx K., Engels F. From the early works. - Kiev: Ukraine Politizdat, 1984. - XII. - 595 p.

6. Marx, K. and Engels, F. Collections, V 3. - 629 p.

7. Marx, K. and Engels, F. Collections, V. 23. - 907 p.

8. Materials of the XXII Congress of the CPSU. - M. Gospolitizdat, 1961. - 366 p.

9. Ryzhkov D.L. Contradiction as a factor of social processes: the analysis of the method // Bulletin of Moscow State Regional University. Series "Philosophical Sciences", 2011. - № 4 - Pp. 11-17.

10. Stepin V.S. Marx and tendencies of modern civilization development. Karl Marx and Contemporary Philosophy. The Collection of materials of the scientific conference devoted to the 180-th anniversary of K. Marx's birth. - M., 1999. - Pp. 16-44.

УДК 301

Д. Е. СЮСЮКИНА

аспирант кафедры философии и культурологии Орловского государственного университета E-mail: samir112008@rambler.ru

UDC301 D.E. SYSYKINA

postgraduate student of the Department of philosophy and cultural science Chair The Orel State University E-mail: samir112008@rambler.ru

К ВОПРОСУ О СТРУКТУРЕ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ STRUCTURE OF SOCIAL REALITY

В статье проводится анализ определений социальной реальности, раскрывается содержание данного понятия сквозь призму выявления структуры исследуемого явления. Дается общая характеристика социальной реальности. Выделяются ее основные стороны и аспекты, проводятся параллели между ними, устанавливается взаимосвязь и взаимообусловленность.

Ключевые слова: социальная реальность, общественная жизнь, общество, структура, онтологический аспект, экзистенциальный аспект.

This article is devoted to the analysis of social reality. The author researches the structure of social reality and shows the mutual connection between main aspects of this reality.

Keywords: social reality, structure of social reality, society, social life, ontological aspect, existential aspect.

Представления о социальной реальности всегда являлись парадигмальным фактором для определения смысловых и логических связей, объединяющих воедино основную проблематику в самых различных философских учениях. К ней как к высшей инстанции обращаются социальные и гуманитарные дисциплины в поисках обоснования выдвигаемых в них идей. В социальной философии и социологии понятие «социальная реальность» употребляется в основном в качестве синонима таких категорий. как «общественная жизнь», «общество», «социальное бытие» и др. Однако подобное отождествление, с нашей точки зрения, неверно. Социальную реальность можно определить как всю совокупность условий общественной жизни, которые выступают перед членами общества как надындивидуальные, объективно данные обстоятельства их существования. Социальная реальность - это тот мир, в котором человек обретает себя, когда находит в нем свое место. И.А. Терентьев так определяет социальную реальность: «Социальная реальность - это наиболее

сложный вид реальности, представляющий собой систему объектов, с которой взаимодействует социальный субъект. Она является средой его формирования, объективным условием его и непосредственным предметом социального творчества. Выступая как данность, социальная реальность есть и результат собственной деятельности любого социального субъекта, и социальное пространство его деятельности, которая может быть описана как освоение и присвоение социального мира»[10, 38]. По сути, социальная реальность представляет собой то, что индивид воспринимает как состояние общественного пласта, в котором он живет.

Социальная реальность, по мнению многих исследователей, может быть наиболее полно раскрыта с помощью системного подхода. Существует несколько точек зрения на структуру социальной реальности. Так, исследователь Е.И. Балдицына в своей статье «Онтологические основания теории социальных изменений: детерминизм и индетерминизм социальной реальности» выделяет три уровня

© Д. Е. Сюсюкина © D.E. Sysykina

реальности: объективный, субъективный и трансцендентальный. «Под первым уровнем, - пишет автор, - понимают те свойства и характеристики бытия, которые не зависят от объекта их воспринимающего или осязающего, они не восприимчивы к его оценочным суждениям. Это могут быть как природные, так и социальные объекты. Другой уровень - уровень субъективной реальности - образован объективированными сознанием и волей людей объектами - вещами, явлениями и процессами, имеющими вторичный, производный характер. Прежде всего, это «вторая природа», или «заколдованная реальность» (по Веберу), т. е. культура, в которой воплощены как духовные, так и вещественные ценности, обладающие смыслом и значением, отражающие первичную реальность»[1, 166]. Будучи созданной людьми, она выступает как чуждая по отношению к ним, извне навязанная сила. Рассуждая по поводу природы субъективной реальности, Балдицына отмечает, что одни философы признают присутствие идеального в действительности, другие считают ее воплощенной в формах общественного сознания и в культурных ценностях, третьи связывают ее с индивидуальной психикой человека, как следствие связи последней с внешним миром. «Особенность третьего трансцендентного уровня реальности проявляется в том, что трансцендентные объекты находятся вне пространства и времени. Оставаясь недоступными для восприятия и осязания, непознаваемые с помощью здравого смысла или научного знания, тем не менее в их реальности мало кто сомневается. Так не вызывает сомнения реальность души, совести, свободы воли, нравственных и эстетических определенно-стей. Проявление религиозного или идеологического фанатизма, верности долгу, примеры героизма подтверждают способность трансцендентных объектов оказывать влияние на поведение людей»[1, 166].

В.В. Макаров в структуре социальной реальности выделяет две стороны: объективную и субъективную. Он отмечает: «Социальная реальность является самой сложной из всех видов реальности. Это объясняется, с одной стороны, тем, что ее объекты наиболее многоплановы и включают в себя не только природные объекты и предметы материальной культуры.., но и психические, ментальные, умозрительные образования (умонастроения, интересы, теории, идеалы, выраженные в знаково-символической форме, ибо только при этом условии эти объекты могут быть данными для других участников процесса), а также социальные действия»[5, 5]. Человек включен в ткань социальной реальности, он не может относиться к ней иначе как осмысливая, оценивая ее, пытаясь либо приспособиться, либо изменить.

Таким образом, можно сказать, что большинство исследователей сходятся во мнении, что в структуре социальной реальности следует выделять две стороны: объективную и субъективную. Так, Л.И. Пахарь пишет: «Анализируя социальную реальность, отметим, прежде всего, наличие в ней взаимосвязан-

ных, взаимовлияющих друг на друга объективной и субъективной стороны. Объективная сторона социальной реальности представлена созданными человеком многообразными результатами его труда - произведенным продуктом и материальной инфраструктурой, государственными управленческими учреждениями и организациями, сферой образования и здравоохранения и.т.д. Конкретные состояния духовной жизни общества, т.е. мысли, чувства, настроения, функционирующие в обществе, сложившаяся в данный момент в умах людей картина мира, произвольно сочетающая в себе обыденные и научные представления об обществе, тоже являются результатом деятельности человека и составляют субъективную сторону социальной реальности» [6, 111]. Подобное разграничение характеризует онтологический аспект социальной реальности.

Объективная сторона социальной реальности представляет собой те условия, в рамках которых развивается человек. Она включает в себя:

1. Состояние материально-технической базы, то есть степень развития искусственно созданной людьми среды обитания, «второй природы», в которой живет человеческое общество. Нас с детства и до старости окружает со всех сторон эта среда: игрушки и книги, одежда и мебель, стекло и бетон, звуки музыки и электрический свет - все это продукты человеческого труда. Следы человеческого воздействия несет в себе даже то, что мы едим и пьем, даже воздух, которым мы дышим. Общество существует как бы на грани двух миров - естественного и искусственного, причем в ходе исторического развития первый все больше заслоняется вторым (хотя превратить мир артефактов в замкнутую сферу и полностью отгородиться ею от природы невозможно).

2. Состояние природного комплекса, включенного в жизнедеятельность человека. Осваивая природу, люди усматривают смысл - ценность, пользу и т. д. - также и в естественно возникших ее явлениях. Когда эти явления становятся предметами практической деятельности, смысл их обычно связывается с их функциональным назначением, их способностью удовлетворить какие-то потребности общества.

3. Состояние коммуникативных связей, обеспечение которых зависит от языка. Язык представляет собоюй код, на котором люди передают друг другу информацию. Общаясь с помощью языка, люди приписывают звукам устной речи (или буквам письменной речи) смыслы, которыми они физически - как колебания воздуха (или буквы) - сами по себе не обладают.

Язык есть результат коллективного творчества многих поколений людей. Он является достоянием пользующегося им общества, находится в общем владении всех, кто говорит на нем. Язык обязателен: его формы и правила должны соблюдать все разговаривающие на нем, чтобы быть понятыми. Язык есть реальность, существующая объективно по отношению к любому отдельному индивиду, до и независимо от него. Это важнейший компонент социальной

реальности, без которого была бы невозможна связь между людьми и, следовательно, не было бы общества как единого целостного социального организма.

Говоря о субъективной составляющей социальной реальности, Л.И. Пахарь пишет: «Субъективной стороной социальной реальности являются духовные процессы, которые протекают в общественной жизни. Они связаны с созданием духовных ценностей, в том числе в области литературы и искусства, формированием этических норм, а также религиозных, эстетических, философских и научных идей. Субъективные процессы протекают идеально в виде оперирования образами, понятиями, суждениями во внутренней лаборатории мысли отдельных людей... Важнейшей составляющей субъективной стороны деятельности людей является создание на обыденном и теоретическом уровне картины мира как образа социальной реальности. На основе этой картины мира формируется единое коммуникативное пространство общения, которое обеспечивает существование единого пространства социальной реальности»[7, 87-88]. Из этого можно сделать вывод об относительной самостоятельности данного компонента социальной реальности.

Субъективная сторона социальной реальности представлена несколькими составляющими:

1. Научная и обыденная картины мира. Так, В.В. Макаров отмечает, что человек в процессе рефлексии и осмысления окружающего его мира задействует как донаучный жизненный опыт, так и научно-теоретический анализ[5, 5].

2. Коллективные представления, традиции, нормы поведения, которых придерживаются люди в своей жизни, их мироощущение, социальные настроения и чувства. Люди отражают реальность в своем сознании. У каждого человека складывается своя индивидуальная картина окружающего его мира. Но вместе с тем существуют общие взгляды, представления, мысленные установки, имеющие хождение в обществе и более или менее разделяемые его членами. Э. Дюркгейм называет мысленные образования такого рода «коллективными представлениями», подчеркивая, что они хотя и существуют в головах индивидов, но не зависят от личной природы индивидов. Он пишет: «Коллективная жизнь, как и психическая жизнь индивида, состоит из представлений; следовательно, можно допустить, что индивидуальные представления и социальные представления каким-то образом сравнимы между собой. Мы попытаемся действительно показать, что те и другие находятся в одинаковом отношении со своим соответствующим субстратом»[2]. В отличие от индивидуальных представлений, коллективные представления «исходят не из индивидов, взятых изолированно друг от друга, но от их соединения, а это совершенно иное дело»[2]. Они навязываются индивидам извне, из «коллективной жизни» в общей культурной среде.

Подобные коллективные представления составляют содержание того, что называют общественным

сознанием, ментальностью, общественным мнением и т. д. Коллективные представления обычно кажутся человеку чем-то само собой разумеющимся, и он просто исходит из них в своем мышлении и поведении, не отдавая себе отчета, почему он мыслит и действует так, а не иначе. Но даже если он сможет отрефлекси-ровать и эксплицировать эти мысленные установки, то он, скорее всего, будет считать их собственными, внутренними убеждениями, сложившимися в его жизненном опыте, а не заимствованными извне.

Коллективные представления могут вести к искаженной и неверной трактовке явлений действительности. Но пока мы находимся у них в плену, мы этого не замечаем. Отказаться от них нас обычно заставляет практика, когда она убеждает нас в их ошибочности и неэффективности, а также знакомство с другими культурами, где господствуют иные коллективные представления.

В качестве коллективных представлений могут выступать социальные стереотипы - упрощенные, схематизированные образы каких-либо общественных явлений и объектов, получившие широкое признание в общественном мнении. Существуют, например, стереотипные образы представителей разных наций. Стереотипы - это шаблоны, под которые подгоняются человеческие мысли и действия. Часто они являются предвзятыми, связанными с предубеждениями и предрассудками. Реклама и идеологическая пропаганда, создавая и внедряя в массовое сознание стереотипы, использует их как средство манипулирования общественным мнением.

В каждом обществе коллективные представления образуют в своей совокупности картину окружающего мира. Она выражается, например, в древних мифах или известных в истории философии картинах мира античности, Средних веков, Нового времени. Существует большое различие между представлением о мире в западной культуре и в культуре Востока. Современная научная картина мира радикально отличается от всех предшествующих. Но ведь иного мира, кроме того, каким он выглядит при взгляде на него «изнутри культуры», люди данной культуры не знают и даже вообразить себе не могут без знакомства с другими культурами.

В социологии известен «принцип Томаса»: если ситуация мыслится как реальная, то она реальна по своим последствиям. То есть, если человек думает, что его представление о какой-то ситуации соответствует действительности, то он ведет себя так, как того требует его представление, и последствия его поведения вполне реальны. Отсюда следует, что коллективные представления, независимо от того, насколько они соответствуют реальности, предопределяют типичное для членов данного общества восприятие действительности и поведение. Даже самые фантастические представления о мире, если люди в своих действиях руководствуются ими, становятся вполне реальными факторами, обусловливающими жизнь людей. Поэтому коллективные представления

являются существенным компонентом социальной реальности. По справедливому утверждению французского социолога и политолога Арона Раймона: «Осознание действительности — часть самой действительности» [9, 510].

3. Духовные ценности, развиваюшиеся в рамках моральной, религиозной, политической, правовой сфер. Так, Георг Зиммель пишет: «Как бы сильно наша жизнь ни была определена механикой вещей и их объективностью, мы в действительности не можем сделать ни шага, ни помыслить мысли, не оснащая свое чувствование вещей ценностями и не направляя соответственно этим ценностям нашу дея-тельность»[3, 315]. Д.Г. Подвойский в своей статье «Ценности в структуре социальной реальности» отмечает, что поведение человека всегда опирается на некоторые мотивы, в роли которых выступают интер-

субъективные культурные ценности, то есть совокупность смыслов, которыми мы наделяем всякий значимый для нас компонент окружающего мира[8, 105].

Таким образом, субъективная сторона социальной реальности во многом формирует духовную сферу жизни общества, влияет на мировоззрение человека. Но, по определению исследователя Ильичевой, «сфера духовной жизни - это не просто усвоение элементов культуры и нравственных ценностей, это, в первую очередь, осмысление и переживание личного жизненного опыта. Смысл жизни может быть выстрадан или пережит в радостях и страстях собственного жизненного пути» [4, 14]. Рефлексия, «вчувствование» в собственную жизненную реальность формирует сущностный, экзистенциальный компонент социальной реальности. Такова в общих чертах структура социальной реальности.

Библиографический список

1. Балдицына Е.И. Онтологические основания теории социальных изменений: детерминизм и индетерминизм социальной реальности / Вестник Ставропольского государственного университета. - Ставрополь, 2010. С. 165-171.

2. Дюркгейм Э. Социология, ее предмет, метод и назначение. - http://society.polbu.ru/dyrkgeim_sociology/ ch11_i.html

3. Зиммель Г. Философия денег // Теория общества. М., 1999.

4. Ильичева И.М. Духовность в зеркале философско-психологических учений. Москва - Воронеж, 2003. 208 с.

5. Макаров В.В. Онтологическая природа социальной реальности / Известия Волгоградского государственного технического университета. 2004. № 7. С. 5-12.

6. Пахарь Л.И. Политические аспекты современного состояния социальной реальности / Трансформация политической культуры: состояние и перспективы. Орел, 2010. С. 109-118.

7. Пахарь Л.И. Социальная реальность: рефлексия обыденного сознания / Философия: созерцание, рефлексия, коммуникация. - Орел, 2010.

8. Подвойский Д.Г. Ценности в структуре социальной реальности. Вестник Российского университета дружбы народов. № 1. М., 2001. С. 105-112.

9. Раймон А. Демократия и тоталитаризм // Антология мировой политической мысли. В 5 тт. Т. 2. М., 1997. 620 с.

10. Тереньев И.А. Проблема социальной реальности в истории социально-философской мысли / Теория и практика общественного развития. № 1. Краснодар, 2007.. С. 37-40.

References

1. Baldicina E.I. Ontological basis for theory of social change: determinism and indeterminism social reality / Messenger of Stavropol state University. - Stavropol, 2010. P. 165-171.

2. Durkheim E. Sociology: object, method and purpose. - http://society.polbu.ru/dyrkgeim_sociology/ch11_i.html

3. Zimmel G. The philosophy of money // Theory of society. - M., 1999.

4. Ilicheva I.M.. Spirituality in the mirror philosophical and psychological studies. - Moscow - Voronezh, 2003. 208 p.

5. Makarov V.V. Ontological nature of social reality / Proceedings of Volgograd state technical University. 2004. № 7. P. 5-12.

6. Pahar L.I. Political aspects of the current state of social reality / the Transformation of the political culture: a condition and prospects. Orel, 2010. P. 109-118.

7. Pahar L.I. Social reality: the reflection of ordinary consciousness / Philosophy: contemplation, reflection, and communication. Orel, 2010.

8. Podvoiskyi D.G. The values in the structure of social reality. // Messenger of Russian University of friendship of peoples. № 1. M., 2001. P. 105-112.

9. Raymond A. Democracy and totalitarianism // Anthology of world political thought. In 5 volumes. Volume. 2. M., 1997. 620 p.

10. Terenev I.A. The problem of social reality in the history of socio-philosophical thinking / Theory and practice of social development. № 1. - Krasnodar, 2007. P. 37-40.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.