Научная статья на тему 'Категория «Социальной реальности»: объективный и субъективный аспекты'

Категория «Социальной реальности»: объективный и субъективный аспекты Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1881
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / ОБЩЕСТВО / С. Л. ФРАНК / А. ЩЮЦ / П. БЕРГЕР / Т. ЛУКМАН / S. FRANK / P. BERGER / T. LUKMAN / A. SHUTS / SOCIAL PHILOSOPHY / SOCIAL REALITY / SOCIETY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мамонько О. А.

В статье проводится анализ основополагающей для социальной философии категории социальной реальности, которая в общественной жизни являет собой органическое единство двух аспектов: объективного и субъективного. Исследование аспектов социальной реальности в исторической ретроспективе осуществляется на основе социально-философских взглядов С. Л. Франка, А. Щюца, П. Бергера, Т. Лукмана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CATEGORY OF SOCIAL REALITY: OBJECTIVE AND SUBJECTIVE ASPECTS

This article considers the philosophical meaning of category «social reality». The author researches the ideas of S. Frank, T. Berger and other famous scientists and shows the social reality as a unity of objective and subjective aspects.

Текст научной работы на тему «Категория «Социальной реальности»: объективный и субъективный аспекты»

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

О.А. МАМОНЬКО

аспирант кафедры философии и культурологии Орловского государственного университета Е-mail: mamonko-olga@rambler.ru Тел. 8 920 283 29 10

КАТЕГОРИЯ «СОЦИАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ»: ОБЪЕКТИВНЫЙ И СУБЪЕКТИВНЫЙ АСПЕКТЫ

В статье проводится анализ основополагающей для социальной философии категории социальной реальности, которая в общественной жизни являет собой органическое единство двух аспектов: объективного и субъективного. Исследование аспектов социальной реальности в исторической ретроспективе осуществляется на основе социально-философских взглядов С. Л. Франка, А. Щюца, П. Бергера, Т. Лукмана.

Ключевые слова: социальная философия, социальная реальность, общество, С. Л. Франк, А. Щюц, П. Бергер, Т. Лукман.

Социальная философия как автономная отрасль философского знания появилась сравнительно недавно. Она активно использует в своей теории многие термины, которые являются важнейшими и в социологии. Но в отличие от последней, социальная философия способна дать этим понятиям более общее и глубокое определение с философских позиций. При последовательном рассмотрении истории социально-философской мысли мы увидим, что традиционно в рамках социальной философии использовались такие понятия, как общество, гражданское общество, государство и т. д. Только в XIX веке после обретения социальной философией самостоятельного статуса проблемное поле этой науки значительно расширяется и в научный оборот вводятся следующие категории: общественное бытие, социальная реальность, социальность и др.

Вышеназванные понятия с полным правом можно назвать основополагающими для любой социальной теории, которая изначально конструируется на определенном сущностном фундаменте при посредстве четкого определения категорий и придания им особого смысла.

Категориальный аппарат социальной философии, в отличие от множества других наук, в настоящее время еще недостаточно разработан.

Содержание основных категорий данной области философского знания варьируется в зависимости от теоретических и методологических ориентаций научной школы, от мировоззренческой позиции самого исследователя. В конечном итоге смысл категорий социальной философии демонстрирует и уровень развития самой социальной теории на определенном этапе развития социально-философской мысли. Поэтому перед современными исследователями в области социальной теории встает задача четкого определения и разграничения основных терминов данной области философского знания.

© О.А. Мамонько

В рамках социальной философии смыслополагающим выступает еще сравнительно молодая категория социальной реальности. Несомненно, что она является важнейшим концептуализирующим основанием любой социальной теории.

В целом интерес исследователей к понятию реальности по отношению к общественной жизни был спровоцирован проблемой осмысления онтологического статуса социума. Основной вопрос, поисками ответа на который были заняты исследователи в области социальной теории, гласил: образуется ли на базе общества некий новый объективный тип бытия, отличный от бытия природы, системное органическое единство, в котором целое больше суммы входящих в него частей, или общество есть лишь механическая совокупность входящих в него индивидов? Подробный анализ данной проблемы в полном виде представлен в труде отечественного религиозного философа С. Л. Франка «Духовные основы общества». Исследуя проблему природы общества, мыслитель отмечает: «Мы спрашиваем только: есть ли общество не что иное, как название для совокупности взаимодействия между собой отдельных людей, не что иное, как нами производимое искусственное, то есть субъективное, суммирование реальности отдельных людей, или общество есть некая подлинно объективная реальность, не исчерпывающая совокупность входящих в нее индивидов?»[1, с. 37 - 38]. Мыслитель предлагает отвлеченно-философские термины для определения этих позиций соответственно: «сингуляризм», или «социальный атомизм», и «универсализм». Вышеназванные подходы постоянно сменяют друг друга в истории социально-философской мысли. Но, несмотря на многообразие позиций философов по вопросу природы общества, несомненным остается одно: в основе социума лежит реальность особого типа, обладающая таким же онтологическим

ФИЛОСОФИЯ

статусом, как и бытие природы.

Основной вопрос, инициирующий все споры вокруг понятия «социальной реальности», заключается в том, является ли она лишь субъективным проявлением совокупности отдельных сознаний индивидов, или в ней есть нечто объективное, благодаря чему общество обладает самостоятельным субстанциальным бытием? По мнению С. Л. Франка и подавляющего большинства современных социологов, общество представляет собой особый тип реальности, обладающий субстанциальным бытием и возникающий благодаря различным формам коллективной деятельности людей, на базе которой создаются различные организационные отношения, детерминирующие существование индивидов в обществе. Лишний раз подтверждая это положение, С. Л. Франк в работе «Духовные основы общества» отмечает: «Общество есть, таким образом, подлинная целостная реальность, а не производное объединение отдельных индивидов; более того, оно есть единственная реальность, в которой нам конкретно дан человек» [1, с. 53].

Феноменологический подход к пониманию природы социальной реальности, абсолютизировавший субъективный ее аспект, получает свое широкое развитие в конце XIX века. Теоретическим источником феноменологической социологии явилась философская теория Э. Гуссерля. В основе его философии лежит концепция «жизненного мира» как истинно подлинного субстанциального бытия, в котором изначально пребывает человек. Именно жизненный мир, еще не закрытый «платьем идей» рациональной и догматической науки, и является истинной, неотчужденной реальностью человека. Феноменологический подход к пониманию социальной реальности заключается, по мнению Терентьева И. А., в том, что «объективно данная реальность и познающий ее субъект являются результатом конститутивной деятельности сознания. Отсюда главная задача исследователя - не изучение общества, а выявление интерсубъективной структуры социальной реальности, конституиро-вание социального мира»[2, с. 37-38]. По мнению сторонников феноменологической концепции, социальная реальность в обществе не обладает объективным, автономным бытием. Она создается в ходе коллективного общения между людьми и представляет собой совместный внутренний, духовный опыт индивидов. Таким образом, в феноменологической социологии социальная реальность является результатом интерсубъективного опыта людей в обществе. А. Шюц является самым ярким представителем этого направления. Под социальной реальностью он понимает «... всю совокупность объектов

и событий внутри социокультурного мира как опыта обыденного сознания людей, живущих своей повседневной жизнью среди подобных и связанных с ними разнообразными отношениями интеракций.

С самого начала мы, - пишет мыслитель, - действующие лица на социальной сцене, воспринимаем мир, в котором мы живем, . не как субъективный, а как интерсубъективный мир....»[3]. В свою очередь Пахарь Л. И., интерпретируя феноменологически ориентированную позицию Шюца А., в статье «Онтологические основания понятия социальной реальности» отмечает: «. Шюц хочет сказать, что социальная реальность - это внутренний духовный опыт обыденного сознания, навеянный обстоятельствами жизни, который при этом мы воспринимаем не как индивидуально субъективное состояние, а как интерсубъективный мир»[4, с. 130].

Ярко выраженную субъективистскую позицию Шюца А. подвергли критике социологи П. Бергер и Т. Лукман. Во взгляде на социальную реальность мыслители приходят к компромиссу, считая, что она представляет собой единство объективного и субъективного. С одной стороны, социальная реальность представляет собой продукт духовного творческого опыта людей, но с другой стороны, она есть нечто внешнее по отношению к сознанию человека, противостоящее и иноприродное ему. Необходимо отметить, что социальная реальность как результат активных и осознанных взаимодействий между людьми, в отличие от бытия естественной природы, не существует независимо от сознания человека. Но в то же время мы обнаруживаем существование в социальной реальности неких объективных элементов, которые проявляются в виде правовых и моральных норм, ценностей, идеалов и традиций, созданных самими людьми, но в то же время довлеющих над индивидами. Различные нормы, с течением времени закрепляясь в обществе, становятся отчужденными от своих создателей, принимая форму неких объективных и общеобязательных императивов. И они уже самостоятельно начинают диктовать человеку правила его поведения и действия. Таким образом, мы видим, что нормы, являясь по своему происхождению выражением субъективного мира человека, в обществе принимают характер объективно существующих предписаний. П. Бергер и Т. Лукман справедливо отмечают, что субъективная сторона социальной реальности реализуется в процессе опредмечивания субъективного опыта человека, его овеществления, объективирования во вне. Говоря словами русского религиозного философа Н. А. Бердяева, «творение восстает против своего творца, более не повинуется ему»[5] и начинает жить самостоятельной, авто-

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

номной жизнью. Необходимо отметить, что Бергер и Лукман считают, что предметный, овеществленный, то есть объективированный, мир является вторичным по своему происхождению и зависимым от субъективного опыта человека.

Отечественный философ С. Л. Франк, так же как и П. Бергер и Т. Лукман, признает доминирование духовных явлений в общественной жизни над материальными, то есть преобладание субъективного аспекта социальной реальности над объективным. В своей монографии «Духовные основы общества», целиком посвященной социальной проблематике, мыслитель отмечает: «Несмотря на всю свою связь с физической действительностью и соприкосновение с ней, общественная жизнь, как таковая, сама не может принадлежать к миру физических явлений просто потому, что она в своем внутреннем существе, то есть в тех признаках, которые конституируют явление в качестве общественного, вообще чувственно не воспринимаема, извне не дана. Она познается в некоем внутреннем опыте. .Что такое есть социальное бытие и как совершается социальное явление - этого вообще нельзя усмотреть в видимом мире физического бытия, это можно узнать лишь через внутреннее духовное соприча-стие и сопереживание невидимой общественной действительности»[1, с. 66]. И далее он заключает: «Общественная жизнь по самому существу своему духовна, а не материальна»[1, с. 66].

Из всего вышесказанного мы видим, что существуют два аспекта социальной реальности: объективный и субъективный. В любом обществе они органично взаимосвязаны, взаимодействуют и взаимопредполагают друг друга. Социальная реальность как некое целостное образование не может быть односторонне сведена ни к объективной, ни к субъективной стороне. Она представляет собой органическое единство этих двух аспектов. И большинство современных исследователей социальной реальности, таких как Соколов А.С., Терентьев И.А., Макаров В.В., Пахарь Л.И.[6] и т. д., сходятся в этом вопросе. Терентьев И.А. в своем определении социальной реальности показывает сосуществование в ней двух вышеназванных аспектов: «Социальная реальность - наиболее сложный вид реальности, представляющий собой систему объектов, с которой взаимодействует социальный субъект. Она является средой его формирования, объективным условием его и непосредственным предметом социального творчества. Выступая как данность, социальная реальность есть и результат собственной деятельности любого социального субъекта, и социальное пространство его деятельности, которая может быть описана как освоение и

присвоение социального мира»[2, с. 138].

Итак, социальная реальность заключает в себе две стороны - объективную и субъективную. Поэтому соотношение этих двух аспектов предстает как связь в социальной реальности объективного хода исторического развития общества с субъективной, сознательной деятельностью человека.

Обратимся к более подробному исследованию аспектов социальной реальности. Объективная сторона общественной жизни представляет собой овеществленный, опредмеченный результат совместной деятельности людей в обществе, включая достижения прошлых поколений, которые заложили материальный фундамент для последующего развития общества. Эта сторона представлена различными продуктами человеческой деятельности: орудиями труда, зданиями, транспортными средствами, научно-техническими достижениями, то есть всей материально-технической базой общества. Пахарь Л.И. выделяет несколько особенностей объективного аспекта социальной реальности. В статье «Онтологические основания понятия социальной реальности» она пишет: «... Возникновение [объективной стороны социальной реальности] обусловлено родовой сущностью человека... Развитие человека протекает не путем приспособления к окружающей среде [как у животных], а ее преобразования, изменения. Другими словами, конструирование собственного мира человеком осуществляется в реальной созидательной практике, итогом которой становится мир человека, вся инфраструктура его жизнедеятельности»[4, с. 131]. Вторая особенность заключается в том, что «. объективно для любого человека существует и интерсубъективный мир как явление идеального порядка»[4, 131]. То есть ценности, нормы морали и права, веками устоявшиеся традиции, которые изначально являются коллективным интерсубъективным плодом человеческого сознания, постепенно становятся объективными, общеобязательными для всех элементами общественной системы, предписаниям которых должен следовать каждый человек в обществе. Третья особенность, по мнению автора, состоит в том, что социальная реальность «. пронизана коммуникативными связями, языковым общением»[4, 132]. Язык, несомненно, является важнейшим и основным средством социализации и инкультурации индивидов. И именно с помощью языка как особой системы знаков, позволяющей человеку описывать окружающий его мир и выражать к нему свое отношение, он создает для себя особый образ социальной реальности. Поэтому у многих народов образы социальной реальности отличаются в силу различия понятий родного языка, которы-

ФИЛОСОФИЯ

ми оперирует человек.

Процессы и явления духовного порядка в общественной жизни составляют субъективную сторону социальной реальности. К ним относятся многообразные религиозные, философские, научные идеи и т. д. Теоретическая, фундаментальная наука представляет собой всецело явление духовного порядка, результат способности людей к рефлексии и саморефлексии.

В обществе постоянно и непрерывно происходит процесс взаимоперехода субъективных явлений в объективные. Различные идеи и образы науки, религии, искусства, будучи опредмечен-ными, становятся явлениями объективного характера, воплощаются посредством человеческой деятельности в реальной действительности. Из этого естественно следует вывод, что в обществе нельзя абсолютно разграничивать явления объективного

и субъективного порядка. В рамках социальной реальности они сосуществуют друг с другом и взаимно переплетены.

Таким образом, социальная реальность создается путем совместной субъективной и объективной непрерывной деятельности людей. Исходя из этого Пахарь Л. И. и Макаров В. В.[7] отмечают, что одной из важнейших характеристик социальной реальности выступает ее процессуальность. То есть, социальная реальность не есть некое статичное, неизменное и раз и навсегда застывшее образование. Напротив, она представляет собой постоянно изменяющийся, динамический процесс активной человеческой жизнедеятельности. Благодаря человеческой деятельности социальная реальность на протяжении многих веков существования общества сохраняется как некое целое явление и в то же время постоянно изменяется и обновляется.

Библиографический список

1. Франк С.Л. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992. 511 с.

2. Терентьев И.А. Проблема социальной реальности в истории социально-философской мысли. Теория и практика общественного развития. 2007. № 1. С. 37 - 40.

3. Шюц А. Формирование понятия и теории в общественных науках. Американская социологическая мысль. М., 1994. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.nsu.ru/psuch/internety

4. Пахарь Л.И. Онтологические основания понятия социальной реальности. Булгаковские чтения: Сборник научных статей по материалам IV Всероссийской научной конференции с международным участием. Под общ. Ред. Л. И. Пахарь. Орел: «Картуш», Изд-во ОГУ, 2010. С. 129 - 136.

5. Бердяев Н.А. Человек и машина. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.gumer.info/ bogoslov_Buks/bogoslov/Berd/_ChelMash/php

6. Соколов А. С. От теории «общественного договора» к «философии истории» XIX - XX веков (предпосылки формирования постклассических моделей социальной реальности). Известия Рос. гос. ун-та им. А. И. Герцена. 2009. № 9. С. 8 - 16; Терентьев И. А. Проблема социальной реальности в истории социально-философской мысли. Теория и практика общественного развития. 2007. № 1. С. 37 - 40; Макаров В. В. Онтологическая природа социальной реальности. Известия Волгоградского государственного технического университета. 2004. № 7. С. 5 - 12; Пахарь Л.И. Онтологические основания понятия социальной реальности. Булгаковские чтения. Сборник научных статей по материалам IV Всероссийской научной конференции с международным участием. Под общ. ред. Л.И. Пахарь. Орел: «Картуш», Изд-во ОГУ, 2010. С. 129 - 136.

7. Макаров В.В. Онтологическая природа социальной реальности. Известия Волгоградского государственного технического университета. 2004. № 7. С. 5 - 12; Пахарь Л.И. Онтологические основания понятия социальной реальности. Булгаковские чтения: Сборник научных статей по материалам IV Всероссийской научной конференции с международным участием. Под общ. Ред. Л. И. Пахарь. Орел: «Картуш», Изд-во ОГУ, 2010. С. 129 - 136

O.A. MAMONKO

CATEGORY OF SOCIAL REALITY: OBJECTIVE AND SUBJECTIVE ASPECTS

This article considers the philosophical meaning of category «social reality». The author researches the ideas of S. Frank, T. Berger and other famous scientists and shows the social reality as a unity of objective and subjective aspects.

Key words: social philosophy, social reality, society, S. Frank, P. Berger, T. Lukman, A. Shuts.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.