Библиографический список
1. Пассов, Е.И. Коммуникативные упражнения: пособие для учителя. - Л., 1967.
2. Пассов, Е.И. Сорок лет спустя или сто и одна методическая идея. - М., 2006.
3. Щерба, Л.В. Преподавание языков в школе: Общие вопросы методики: учеб. пособие для студентов филол. фак.- СПб., 2002.
4. Величкова, Л.В. Контрастивно - фонологический анализ и обучение иноязычному произношению (Обучение интонации и артикуляции немецкого языка). - Воронеж, 1989.
Bibliography
1. Passov, E.I. Kommunikativnihe uprazhneniya: posobie dlya uchitelya. - L., 1967.
2. Passov, E.I. Sorok let spustya ili sto i odna metodicheskaya ideya. - M., 2006.
3. Therba, L.V. Prepodavanie yazihkov v shkole: Obthie voprosih metodiki: ucheb. posobie dlya studentov filol. fak.- SPb., 2002.
4. Velichkova, L.V. Kontrastivno - fonologicheskiyj analiz i obuchenie inoyazihchnomu proiznosheniyu (Obuchenie intonacii i artikulyacii nemeckogo ya-zihka). - Voronezh, 1989.
Статья поступила в редакцию 06.09.11
УДК 004:37.016
Evdokimova V.B. STRUCTURE-FUNCTIONAL MODEL OF ICT-COMPETENCE OF SPECIALISTS IN THE SPHERE OF SERVICE AND TOURISM. The article deals with developing ICT-competence of specialists in the sphere of Service and Tourism at different stages of teaching Information Science. The author suggests a model of developing ICT-competence and focuses on its structural elements.
Key words: Information and Communication Technologies; ICT-competence; Information Science.
В.Е. Евдокимова, ассистент каф. теории и методики информатики Шадринского государственного педагогического института, г. Шадринск, E-mail: [email protected]
СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ «СЕРВИС» И «ТУРИЗМ»
В статье описывается модель формирования ИКТ-компетентности специалистов сферы обслуживания на разных этапах процесса обучения информатике, рассматриваются структурные компоненты, виды ИКТ-компетентности.
Ключевые слова: информационные коммуникационные технологии, ИКТ-компетентность, этапы, модели обучения информатике.
Современный этап развития информационного общества характеризует повсеместное использование информационных коммуникационных технологий (ИКТ) в качестве средства повышения эффективности профессиональной деятельности, поэтому востребованными становятся специалисты, обладающие знаниями в области информатики, способные грамотно и осознанно использовать данные средства в деятельности, готовые к постоянному совершенствованию своего профессионального уровня, т.е. владеющие ИКТ-компетентностью.
Анализ содержания Государственного образовательного стандарта и программ подготовки специалистов сферы обслуживания «Сервис» и «Туризм» показывает, что процессу обучения информатике на сегодняшний день уделяется недостаточно внимания. Это связано с тем, что данный процесс не рассматривается как элемент профильной подготовки будущих выпускников, хотя деятельность специалиста сферы обслуживания в информационном пространстве требует, прежде всего, умения решать различные задачи профессиональной направленности с использованием современных средств информационных коммуникационных технологий. Поэтому процесс обучения информатике данных специалистов должен быть направлен на формирование ИКТ-компетентности студентов.
ИКТ-компетентность следует рассматривать, как умение осуществлять самостоятельный поиск нужной информации, анализировать, организовывать, представлять, передавать ее; моделировать и проектировать объекты и процессы, реализовывать проекты, в том числе в сфере индивидуальной и групповой деятельности специалиста с использованием средств ИКТ.
Формирование ИКТ-компетентности специалистов сферы обслуживания (сервис и туризм) целесообразно осуществлять на основе реализации контекстного обучения. А. А. Вербицкий называет контекстное обучение как профессионально ориентированное обучение. Все знания даются только в контексте с будущей профессиональной деятельностью [10]. ИКТ-компетентность данных специалистов будем рассматривать как совокупность ключевой, базовой и специальной компетентностей.
Ключевая ИКТ-компетентность предполагает формирование знаний и умений, связанных с использованием ИКТ в учебном процессе на уровне пользователя. Основы ключевой ИКТ-
компетентность закладывается еще в школьном курсе информатики, и продолжают формироваться на 1-2 курсах обучения в высшем учебном заведении.
Базовая ИКТ-компетентность отражает специфику определенной профессиональной деятельности (в данном случае, сфера обслуживания). Происходит формирование готовности к внедрению в будущую профессиональную деятельность специализированных информационных коммуникационных технологий и ресурсов. Базовая ИКТ-компетентность формируется на 2-3 курсах.
Специальная ИКТ-компетентность означает осознанное использование средств ИКТ для решения профессиональных задач в конкретной профессиональной деятельности, например в туризме или сервисе. Данная компетентность формируется на 4 курсе обучения.
Ключевая ИКТ-компетентность является основанием для формирования базовой ИКТ-компетентности, которая, в свою очередь, является необходимой для формирования специальной ИКТ-компетентности. Отсутствие ключевой подготовки специалистов значительно задерживает образовательный процесс.
С целью формирования ИКТ-компетентности специалистов сферы обслуживания (сервис и туризм) разработана модель процесса обучения информатике, которая рассматривается нами с позиции контекстного подхода как совокупность закономерных, функционально связанных компонентов, составляющих определенную целостную систему. Выделение компонентов позволило разбить модель на блоки (целевой, содержательный, организационный, процессуальный, оценочнорезультативный), которые обеспечивают возможность более четко представить данный процесс (рис.1).
Целевой блок модели включает в себя цели и задачи, направленные на реализацию социального заказа общества в подготовке квалифицированных специалистов сферы обслуживания в контексте информатизации данной сферы. Также в нем выделены требования к обучению информатике будущих специалистов сферы обслуживания, обеспечивающие реализацию благоприятных условий для приобретения опыта практической деятельности, развития ценностных ориентаций, рефлексивных умений и мотивации по использованию ИКТ в профессиональной деятельности, а именно:
1) включение в процесс обучения разнообразных профессиональных задач, которые требуют применения различного программного обеспечения, периферийного оборудования для их решения;
2) организация и проведение лекций и лабораторных занятий с применением информационных коммуникационных технологий, как преподавателями вуза, так и самими студентами (выступления с сообщениями, рефератами, демонстрации индивидуальных, групповых проектов, мини-проектов, проектов с использованием мультимедийных презентаций);
3) включение активных, интерактивных методов обучения в учебный процесс с учетом контекстного подхода, подразумевающие применение ИКТ;
4) обеспечение свободного доступа к сети Интернет для самостоятельной работы студентов, участия в форумах, телеконференциях;
5) использование образовательных и профессиональных (сфера обслуживания) сайтов и порталов для самообразования.
Рис. 1. Структурно-функциональная модель формирования ИКТ-компетентности специалистов сферы обслуживания
«Сервис» и «Туризм»
Содержательный блок модели отображает компонентный состав ИКТ-компетентности специалистов сферы обслуживания с учетом выделенной специфики их профессиональной деятельности: ценностно-мотивационный, когнитивно-операци-
онный, рефлексивно-проектировочный компоненты.
Ценностно-мотивационный компонент ИКТ-компетентности включает в себя ценностные ориентации, интересы, потребности, мотивы к получению знаний и умений в области ИКТ; отражает профессионально-личностное самоопределение и стремление к использованию ИКТ в будущей профессиональной деятельности.
Когнитивно-операционный компонент отражает наличие у студентов знаний о возможностях использования ИКТ в будущей профессиональной деятельности; выражает степень владения основами их использования. Уровень развития когнитивно-операционного компонента определяется полнотой, глубиной, системностью знаний в предметной области.
Рефлексивно-проектировочный компонент необходим для самостоятельного анализа и оценивания уровня владения информационными коммуникационными технологиями. Данный компонент определяется отношением специалиста к себе и к осуществлению своей практической деятельности.
Организационный блок характеризует процесс обучения информатике, включающий в себя три основных этапа: общепользовательский (1-2 курс); квазипрофессиональный (2-3 курс); учебно-профессиональный (4 курс).
Будущие специалисты сферы обслуживания на первом этапе обучения информатике еще не имеют представления, как применить полученные знания в области ИКТ в будущей деятельности, порой не хотят изучать тот или иной предмет именно из-за того, что не понимают где эти знания и умения им могут пригодиться в дальнейшем. Поэтому, используя методы, повышающие мотивацию обучения, студентов нужно заинтересовать, спровоцировать на какой-то эмоциональный отклик, создать условия для реализации волевых усилий, побудить к постановке цели дальнейшей деятельности. На последующих этапах обучения происходит переход от простой заинтересованности (а смогу ли я так же) через мотивацию (я хочу сделать лучше) к ценностным ориентациям и убежденности (я убежден, что делаю правильно). Поэтому на каждом этапе реализуется своя модель обучения, построенная в соответствии с контекстным подходом и направленная на формирование определенного вида ИКТ-компетентности.
Так, общепользовательскому этапу соответствует семиотическая модель обучения, реализация которой обеспечит формирование ключевой ИКТ-компетентности; квазипрофес-сиональному этапу - имитационная обучающая модель, позволяющая сформировать базовую ИКТ-компетентность; на учебно-профессиональном этапе реализуется социальная модель обучения и происходит формирование специальной ИКТ-компетентности.
Процесс обучения информатике, нацеленный на формирование ИКТ-компетентности специалистов сферы обслуживания основан на системе взаимоотношений преподавателя и студентов, а также студентов друг с другом. Общение преподавателя и студентов строится от субъект/объектного взаимодействия (на общепользовательском этапе) к субъект/субъектному (на
Библиографический список
квазипрофессиональном и учебно-профессиональном), при этом роль преподавателя меняется на каждом этапе формирования ИКТ-компетентности в зависимости от модели обучения (от роли организатора, помощника к роли консультанта).
Процессуальный блок модели формирования ИКТ-компетентности будущих специалистов сферы обслуживания («Сервис» и «Туризм») включает в себя принципы контекстного подхода, организационные формы, совокупность методов и средств обучения информатике. Организационные формы, методы и средства на каждом этапе обучения информатике будут отличаться, в зависимости от модели обучения (семиотической, имитационной и социальной).
На общепользовательском этапе активность студентов по своей направленности и содержанию носит преимущественно репродуктивный и частично-продуктивный характер. На квазипрофессиональном этапе активность обучаемых возрастает. Преподаватель организует взаимодействие между участниками образовательного процесса, объединяя их в мини-группы. Организация учебно-профессионального этапа построена на парном, групповом и коллективном взаимодействии студентов.
Оценочно-результативный блок включает в себя критерии, показатели, уровни, определяющие сформированность ИКТ-компетентности, а именно, сформированность теоретических представлений и практических умений в области информатики и ИКТ, способов практической деятельности, ценностных ориентаций, мотивации, рефлексии будущих специалистов сферы обслуживания.
Сформированность теоретических знаний и практических умений, а также способов практической деятельности отражают степень развития когнитивно-операционного компонента ИКТ-компетентности, и определяется такими показателями, как объем , полнота и системность знаний в области информатики и ИКТ, качество выполнения лабораторных, контрольных работ, мини-проектов, портфолио студентов и т.д.
Степень сформированности ценностных ориентаций свидетельствует о личностных качествах, ценностно-мотивационной сферы, коммуникабельности будущего специалиста сферы обслуживания «Сервис» и «Туризм». Уровень сформированности ценностных ориентаций можно проверить в ходе наблюдения, анкетирования студентов и преподавателей, оценки портфолио студентов.
Уровень сформированности рефлексивных умений студентов, а также мотивации использования ИКТ в будущей профессиональной деятельности определяется с помощью различных методов и выражается в способности студентов оценивать свой уровень владения ИКТ, умении проектировать условия его повышения. Определяется отношением специалиста к себе, пониманием и оцениванием результатов своей деятельности, собственной значимости в коллективе.
Таким образом, структурно-функциональная модель формирования ИКТ-компетентности специалистов сферы обслуживания («Сервис», «Туризм») состоит из взаимосвязанных структурных блоков (целевого, содержательного, организационного, процессуального, оценочно-результативного) и позволяет комплексно рассмотреть и обеспечить процесс обучения информатике в вузе.
1. Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. - М., 1991.
Bibliography
1. Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. - М., 1991.
Статья поступила в редакцию 14.09.11
УДК 159.99
Kornilova O. A. THE MODEL OF THE GROUP EXTREMISM CONCEPT AND THE MECHANISM OF IT’S FORMATION. This paper presents the results of the group extremism concept model building and the mechanism of it's formation, allowing validate the package of measures that can countereffort the growth of extremism among young people, taking into account the peculiarities of their representatives.
Key words: group extremism, value system, marginalization, identity diffusion, identity crisis.
О.А. Корнилова, канд. псх. наук, доц. каф. экономической теории и социально-гуманитарных дисциплин негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Самарский институт - высшая школа приватизации и предпринимательства», E-mail: [email protected].