Научная статья на тему 'Факторы формирования ИКТ-компетентности будущего педагога начальных классов'

Факторы формирования ИКТ-компетентности будущего педагога начальных классов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
359
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. / ICT COMPETENCE / COMPETENCE / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цепова А. С.

В публикации раскрыта сущностная характеристика ИКТ-компетентности будущего педагога, определены уровни ее сформированности. На основании результатов проведенного исследования автор предлагает пути результативного формирования ИКТ-компетентности обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Цепова А. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS OF FORMATION OF ICT COMPETENCE OF FUTURE TEACHER OF INITIAL CLASSES

In the publication disclosed the essential characteristics of ICT-competence of future teachers are determined its levels. Based on the results of the conducted research the author offers the ways of effective development of ICT-competence of students.

Текст научной работы на тему «Факторы формирования ИКТ-компетентности будущего педагога начальных классов»

Цепова А. С.,

преподаватель

ГБПОУ СО «Нижнетагильский педагогический колледж № 1»

г. Нижний Тагил, Россия

ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Аннотация

В публикации раскрыта сущностная характеристика ИКТ-компетентности будущего педагога, определены уровни ее сформированности. На основании результатов проведенного исследования автор предлагает пути результативного формирования ИКТ-компетентности обучающихся.

Ключевые слова: ИКТ-компетентность, компетентность, компетенция, информационно-коммуникационные технологии.

Tsepova A. S.

teacher

COLLEDGE WITH "Nizhny Tagil pedagogical College № 1"

Nizhny Tagil, Russia

FACTORS OF FORMATION OF ICT COMPETENCE OF FUTURE TEACHER OF INITIAL CLASSES

Abstract

In the publication disclosed the essential characteristics of ICT-competence of future teachers are determined its levels. Based on the results of the conducted research the author offers the ways of effective development of ICT-competence of students.

Key words: ICT competence, competence, competence, information and communication technologies.

Современный этап развития профессионального образования характеризуется активизацией поиска новых моделей, ориентированных на повышение уровня квалификации и профессионализма будущих специалистов, на удовлетворение потребностей общества в специалистах, способных применять современные информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в решении профессиональных задач.

Согласно 272 статье Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года, образовательным

организациям предоставляется право применять электронную форму обучения «организацию образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников».

Согласно утвержденному приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н профессиональному стандарту педагога, одной из наиболее важных групп компетентностей, которыми должен владеть педагог начальных классов являются ИКТ-компетентности (пункт 3.1.1.).

Необходимость формирования ИКТ-компетентности будущих учителей начальных классов обусловлена еще рядом причин. Среди них такие как:

- введение ФГОС НОО, предусматривающего «приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач»;

- формирование единого информационного образовательного пространства;

- расширение возможностей предъявления учебной информации;

- рост требований к программно-методическому обеспечению учебного процесса.

Существует два понятия, которые во многих источниках представлены как тождественные, однако, в действительности, обозначающие разные аспекты, связанные с владением информационно-коммуникационными технологиями.

Известный педагог, Хуторской А.В., под компетенцией понимает отчужденное, заранее заданное социальное требование к образовательной подготовке специалиста, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере. Компетентность же определяется им как уровень владения специалистом соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности [3, с.136].

На основании этого, под ИКТ-компетенцией учителя начальных классов мы понимаем совокупность теоретических знаний о современных информационно-коммуникационных технологиях и практических умений создания и применения учебных Интернет-ресурсов, социальных сервисов и других ИКТ в образовательном процессе младших школьников.

ИКТ-компетентность тогда представляется нам, как способность педагога применять учебные Интернет-ресурсы, социальные сервисы и другие ИКТ при обучении и воспитании младших школьников.

В приложении 1 к профессиональному стандарту педагога приведен термин «профессиональная ИКТ-компетентность», который рассматривается как квалифицированное использование общераспространенных в данной профессиональной области в развитых странах средств ИКТ при решении профессиональных задач там, где нужно, и тогда, когда нужно [2]

Стандарт предусматривает следующие виды ИКТ-компетентности:

- общепользовательская ИКТ-компетентность;

- общепедагогическая ИКТ-компетентность;

- предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности).

На основании этого, можно выделить следующие уровни сформированности ИКТ-компетентности будущего педагога:

- низкий (отражающий способность учащегося применять знакомые ему информационные технологии, вне связи с профессиональной деятельностью, соответствующий общепользовательской компетентности);

- средний (оптимально необходимый уровень, позволяющий будущему педагогу применять средства ИКТ в профессиональной деятельности, соответствующий общепедагогической компетентности);

- высокий (направленный на применение знаний в области ИКТ при решении нестандартных профессиональных задач, для достижения образовательных результатов и оценочных мероприятий, определенных ФГОС).

ИКТ-компетентность учителя начальных классов находит свое отражение в самых разнообразных аспектах его работы.

Умение применять информационно-коммуникационные технологии помогает педагогу менять способы представления информации учащимся в зависимости от типа и формы обучения. Кроме того, это благоприятно сказывается на повышении уровня наглядности в образовательном процессе.

Будущий учитель должен владеть следующими навыками работы с информационными технологиями:

- знать о существовании общедоступных источников информации и уметь ими пользоваться - понимать, преобразовывать и предлагать представление данных в вербальной, графической и числовой формах;

- уметь оценивать и обрабатывать информацию на различных уровнях и в различных форматах;

- уметь пользоваться техникой анализа;

- осуществлять доступ к базам данных и средствам информационного обслуживания с целью решения поставленных задач, в том числе на основе обучающих программ и технологий [1].

Для определения отношения обучающихся профессионального образования к применению информационных технологий в своей деятельности, был проведен опрос студентов педагогического колледжа № 1 (г. Нижний Тагил). Опрашиваемым было предложено ответить на три вопроса: для чего они применяют ИКТ, какие средства ИКТ применяют в собственной деятельности и как часто это делают.

На первый вопрос более 80% опрошенных ответили, что применяют ИКТ для подготовки к занятиям. Близким по количеству выборов к этому оказался вариант «для самообразования» (74%). Около половины студентов применяют технологии для поиска информации и при организации свободного времяпрепровождения.

Среди основных средств ИКТ будущие педагоги применяют Интернет (более 90%), текстовый редактор (64%), электронные презентации (59%). Специализированные программные средства применяют лишь 30% опрошенных студентов.

На третий вопрос большинство обучающихся ответили, что применяют ИКТ ежедневно (92%), но основная часть из них делают это лишь для организации досуга (общение в соц. сетях, просмотр фильмов в Интернете).

Как показывает практика, большинство обучающихся педагогического колледжа имеют средний или низкий уровень сформированности ИКТ-компетентности. Это связано, прежде всего, с тем, что в образовательных учреждениях активно формируется информационно-образовательная среда, происходит наполнение аппаратно-программными средствами, базами данных, технологиями сбора, накопления, передачи информации, средствами доступа к глобальным информационным ресурсам. Это движение происходит быстрее, чем формируется готовность будущих педагогов применять эти средства в собственной профессиональной деятельности.

В качестве основных путей повышения эффективности формирования ИКТ-компетентности будущего педагога начальных классов можно определить следующие:

- поэтапное систематическое превращения учебной деятельности студента в квазипрофессиональную деятельность педагога. С этой целью информационно-коммуникационные технологии необходимо применять в качестве инструмента педагогической деятельности (разработка презентаций при подготовке к учебным занятиям, электронных образовательных ресурсов по предметам начальной школы);

- увеличение роли решения профессионально-ориентированных заданий, направленных на овладение средствами ИКТ;

- применение активных методов и форм обучения (создание условий для самостоятельного получения знаний и развития профессионально значимых качеств личности студентов, приводящих к творческой самореализации в ходе педагогической практики, а в дальнейшем и в профессиональной деятельности;

- организации активной самостоятельной работы студентов (изучение студентами отдельных тем того или иного учебного курса при помощи электронных учебников, выполнение текущих домашних заданий и типовых работ с включением заданий, связанных с разработкой электронных ресурсов).

Таким образом, сегодня становится намного проще модернизировать систему образования на основе широкого использования информационных и коммуникационных технологий, которые сегодня предлагают новые перспективы и возможности для обучения, подтверждая тем самым, что человечество находится на пороге образовательной революции [1].

Формирование ИКТ-компетентности будущего педагога начальных классов является актуальной задачей современного профессионального образования. Применение предложенных путей в учебном процессе отвечает требованиях компетентностного подхода к подготовке педагогических кадров, так как будущие педагоги научатся не только видеть, каким образом применяются информационные технологии, но и готовиться к их применению в своей профессиональной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Беленкова И.В. Визуализация информации средствами сетевых сервисов // Наука и перспективы. - 2015. - № 4 [Электронный ресурс]. URL: nip.esrae.ru/7-44 (дата обращения: 31.07.2017).

2. Ганщук С.В., Четанов Н.А. ИКТ-компетенции будущего учителя как одно из условий информатизации образования. [Электронный ресурс]. URL: http://www.science-education.ru/113-11484. (дата обращения 08.11.16).

3. Профессиональный стандарт «Педагог» (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель), утв. приказом Мин. труда и соц. защиты РФ от «18» октября 2013 г. № 544н.

4. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе. М.: ИОСО РАО, 2002. - с. 135 - 157.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.