Научная статья на тему 'СТРОИТЕЛЬСТВО ИНФРАСТРУКТУРЫ В ТЕРРИТОРИЯХ С ОСОБЫМ СТАТУСОМ: ХИЩЕНИЯ ПРИ ЗАКУПКАХ ИЛИ ЭФФЕКТИВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР?'

СТРОИТЕЛЬСТВО ИНФРАСТРУКТУРЫ В ТЕРРИТОРИЯХ С ОСОБЫМ СТАТУСОМ: ХИЩЕНИЯ ПРИ ЗАКУПКАХ ИЛИ ЭФФЕКТИВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР? Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
45
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНФРАСТРУКТУРА / ТЕРРИТОРИЯ С ОСОБЫМ СТАТУСОМ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ЗАКУПКИ / БЮДЖЕТ / БЮДЖЕТНЫЕ СРЕДСТВА / INFRASTRUCTURE / TERRITORY WITH A SPECIAL STATUS / STATE AND MUNICIPAL PURCHASES / BUDGET / BUDGET RESOURCES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кадермятова А.Е., Старченко А.А., Однопозов А.М.

На сегодняшний день в условиях современного инновационного развития в мировой практике активно применяются инструменты территориального развития. Их создание и функционирование в первую очередь обосновано не столько объемом предоставляемых резидентам преференций и налоговых льгот, сколько выгодами, на которые рассчитывает государство в будущем. В статье раскрыт один из важных аспектов в функционировании особой территории - наличие созданной инженерной и транспортной инфраструктуры. Определено, что строительство инфраструктуры напрямую связано с организацией и проведением закупок. На основе рассмотренных правонарушений в сфере закупок определено место строительства и реконструкции объектов капитального строительства объектов инфраструктуры в территориях с особым экономическим статусом в общем объеме экономических преступлений, связанных с хищением бюджетных средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кадермятова А.Е., Старченко А.А., Однопозов А.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTRUCTION OF INFRASTRUCTURE IN TERRITORIES WITH SPECIAL STATUS: THEFT IN PROCUREMENT OR EFFECTIVE GOVERNMENT SUPERVISION?

Today, in the context of modern innovative development in world practice, tools of territorial development are actively used. Their creation and functioning is primarily justified not so much by the volume of preferences and tax benefits provided to residents, but by the benefits that the state is counting on in the future. The article reveals one of the important aspects in the functioning of a special territory - the presence of the created engineering and transport infrastructure. It was determined that the construction of infrastructure is directly related to the organization and conduct of purchases. On the basis of the considered procurement offenses, the place of construction and reconstruction of capital construction facilities of infrastructure facilities in territories with a special economic status in the total volume of economic crimes related to the theft of budget funds was determined.

Текст научной работы на тему «СТРОИТЕЛЬСТВО ИНФРАСТРУКТУРЫ В ТЕРРИТОРИЯХ С ОСОБЫМ СТАТУСОМ: ХИЩЕНИЯ ПРИ ЗАКУПКАХ ИЛИ ЭФФЕКТИВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР?»

4. Назарова В.М., Жминько А.Е. Оценка интеграции e-invoicing // Научное обеспечение агропромышленного комплекса. Сборник статей по материалам IX Всероссийской конференции молодых ученых. 2016. С. 1083-1084.

5. Сенникова А. Е. Моделирование процесса оценки ресурсного обеспечения сельскохозяйственных предприятий для поддержки принятия управленческих решений: автореф. дис. ... канд. экон. наук. - Ростов н/Д., 2012.

6. Сенникова А.Е. Оценка эффективности использования ресурсного потенциала на основе типологических моделей / А.Е. Сенникова, Г.В. Горелова, А.М. Ляховецкий // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2012. № 80. С. 569-582

7. Сенникова А.Е. Эконометрический анализ эффективности использования ресурсного потенциала на основе типологических моделей / А.Е. Сенникова - В сборнике: Актуальные вопросы экономики и экономической безопасности на макро- и микроуровнях. Сборник статей Международной научно-практической конференции преподавателей, аспирантов, магистрантов и студентов. 2019. С. 185-189.

References:

1. Agaev A.E., Zhminko A.E. Planning and forecasting: essence, types and classification // Bulletin of the Altai Academy of Economics and Law. 2019. No. 2-2. S. 215-219

2. Zhminko A.E. Analysis of the activity of enterprises of the Krasnodar region in the context of the use of labor resources / A.E. Zhminko, A.E. Sennikova, M.E. Never // Polythematic network electronic scientific journal of the Kuban State Agrarian University. -2015. -No. 112 (08). -FROM. 1027-1037.

3. Lyakhovetsky A.M. Typological models of the use of production resources / A.M. Lyakhovetsky, A.E. Sennikova, A.I. Suslov // Proceedings of the Kuban State Agrarian University. -2012. -№34. -FROM. 40-46.

4. Nazarova V.M., Zhminko A.E. Assessment of integration of e-invoicing // Scientific support of the agro-industrial complex. Collection of articles based on the materials of the IX All-Russian Conference of Young Scientists. 2016.S. 1083-1084.

5. Sennikova AE Modeling the process of assessing the resource provision of agricultural enterprises to support the adoption of managerial decisions: author. dis. ... Cand. econom. sciences. - Rostov n / a., 2012.

6. Sennikova A.E. Evaluation of the efficiency of using the resource potential based on typological models / A.E. Sennikova, G.V. Gorelova, A.M. Lyakhovetsky // Polythematic network electronic scientific journal of the Kuban State Agrarian University. 2012. No. 80. S. 569-582

7. Sennikova A.E. Econometric analysis of the efficiency of using the resource potential based on typological models / A.E. Sennikova - In the collection: Topical issues of economics and economic security at the macro and micro levels. Collection of articles of the International scientific-practical conference of teachers, graduate students, undergraduates and students. 2019.S. 185-189.

DOI: 10.24412/2304-6139-2020-10777

А.Е. Кадермятова - магистрант 2-й год обучения, направление подготовки 38.04.01 «Экономика», ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет», г. Владивосток, (anastasia575ob@mail.ru),

A.E. Kadermyatova - master's student 2nd year of study, training direction 38.04.01 «Economy», Far Eastern Federal University, Vladivostok;

А.А. Старченко - магистрант 2-й год обучения, направление подготовки 38.04.01 «Экономика», ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет», г. Владивосток, (anastasiya-starchenko2297@mail.ru),

A.A. Starchenko - master's student 2nd year of study, training direction 38.04.01 «Economy», Far Eastern Federal University, Vladivostok;

А.М. Однопозов - магистрант 2-й год обучения, направление подготовки 38.04.01 «Экономика», ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет», г. Владивосток, (odnopozovA 97@gmail.com),

A.M. Odnopozov - master's student 2nd year of study, training direction 38.04.01 «Economy», Far Eastern Federal University, Vladivostok.

СТРОИТЕЛЬСТВО ИНФРАСТРУКТУРЫ В ТЕРРИТОРИЯХ С ОСОБЫМ СТАТУСОМ: ХИЩЕНИЯ ПРИ ЗАКУПКАХ ИЛИ ЭФФЕКТИВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР?

CONSTRUCTION OF INFRASTRUCTURE IN TERRITORIES WITH A SPECIAL STATUS: THEFT DURING PURCHASES

OR EFFECTIVE STATE SUPERVISION?

Аннотация. На сегодняшний день в условиях современного инновационного развития в мировой практике активно применяются инструменты территориального развития. Их создание и функционирование в первую очередь обосновано не столько объемом предоставляемых резидентам преференций и налоговых льгот, сколько выгодами, на которые рассчитывает государство в будущем. В статье раскрыт один из важных аспектов в функционировании особой территории - наличие созданной инженерной и транспортной инфраструктуры. Определено, что строительство инфраструктуры напрямую связано с организацией и проведением закупок. На основе рассмотренных правонарушений в сфере закупок определено место строительства и реконструкции объектов капитального строительства объектов инфраструктуры в территориях с особым экономическим статусом в общем объеме экономических преступлений, связанных с хищением бюджетных средств.

Abstract. Today, in the context of modern innovative development in world practice, tools of territorial development are actively used. Their creation and functioning is primarily justified not so much by the volume of preferences and tax benefits provided to residents, but by the benefits that the state is counting on in the future. The article reveals one of the important aspects in the functioning of a special territory - the presence of the created engineering and transport infrastructure. It was determined that the construction of infrastructure is directly related to the organization and conduct of purchases. On the basis of the considered procurement offenses, the place of construction and reconstruction of capital construction facilities of infrastructure facilities in territories with a special economic status in the total volume of economic crimes related to the theft of budget funds was determined.

Ключевые слова: инфраструктура; территория с особым статусом; государственные и муниципальные закупки; бюджет; бюджетные средства.

Keywords: infrastructure; territory with a special status; state and municipal purchases; budget; budget resources.

Государственный или муниципальный заказ в рамках контрактной системы в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд практически в полном объеме обеспечивает исполнение государственных функций. Контрактная система представляет собой совокупность участников государственного и муниципального заказа, их действия, направленные на проведение конкурса, участие в нем и исполнение контракта. Она является важнейшим инструментом оптимизации расходования бюджетных денежных средств.

В настоящее время преступления в сфере закупок квалифицируются в соответствии с действующим уголовным законодательством по различным составам преступлений, в том числе по ст.: 159, 160, 165, 285, 286, 292, 293 УК РФ.

Правонарушения в сфере закупок приобретают особую актуальность в связи с активным внедрением инструментов территориального развития. Это связано с тем, что бюджетные средства могут быть освоены только через механизм государственных закупок.

Теоретическим проблемам и вопросам хищения в сфере государственных и муниципальных закупок посвящено большое количество научных работ. Так, например, А.М. Кочегаров [4] выделяет ряд поисковых признаков преступлений, связанных с проведением процедуры закупки. Т.А. Осипович и В.С. Прокопенко[6] рассматривают вопрос хищения бюджетных средств при госзакупках, как фактор риска легализации незаконных доходов. Также появляются отдельные публикации, посвященные проблемным аспектам выявления и расследования преступлений в сфере закупок (В.П. Лавров и О.В. Лапин[5], Е.Н.Земскова [3] и другие авторы).

По данным единой информационной системы совокупный годовой объём государственных и муниципальных закупок (СГОС) с годами снижается (рисунок 1) [2]. Однако, несмотря на отрицательную динамику суммарный объем закупок достаточно большой, что привлекает к себе криминальный интерес коррупционеров, который нацелен на незаконное завладение бюджетными средствами. Преступления, связанные с посягательством на бюджетные средства, характеризуются высокой латентностью, отличаются многоэпизодностью, сложностью, многосоставностью схем.

2015 2016 2017 201S 2019

^^■СГОЗ (трлн. рублен) -Линейная (СГОЗ (грлн. рублен))

Рисунок 1 - Совокупный годовой объём закупок в РФ по годам Источник: составлено авторами по данным ЕИС

По результатам Счётной Палаты прямые хищения из бюджета в 2019 году составили 295,1 млрд. руб., что в 5,6 раз выше уровня 2016 г. (рисунок 2) [7].

Д1лрд. рублен

Рисунок 2 - Объем хищений при государственных и муниципальных закупках Источник: составлено авторами по данным Счётной палаты РФ

Таким образом, с одной стороны суммарный объем государственных и муниципальных закупок сокращается, а с другой стороны - объем хищений в данной сфере растет. При этом основные типы правонарушений в сфере закупок могут быть напрямую связаны с государственными и муниципальными заказами, а также иметь коррупционную направленность, или могут быть ориентированными на нецелевое расходование бюджетных средств.

Очевидно, что создание, функционирование и развитие территориальных инструментов, в частности территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), напрямую связано с государственными и муниципальными закупками.

Так, в настоящее время на Дальнем Востоке создано 23 ТОСЭР, с резидентами заключено 480 соглашений с общим объемом инвестиций 3,09 трлн.руб. и количеством создаваемых новых рабочих мест - 83,6 тыс. рабочих мест.

Для привлечения резидентов государством предоставлен широкий пакет налоговых льгот и административных преференций, среди которых важное место занимает наличие готовой инфраструктуры. Она направлена на снижение издержек при создании нового производства и будет способствовать развитию бизнеса. Таким образом, резиденты, входящие в ТОСЭР, ориентированы на эффективное освоение вложенных средств, оптимизацию налоговой нагрузки и достаточно быстрый выход на полные производственные мощности.

Однако для государства возникают инфраструктурные риски, которые связаны неэффективным расходованием бюджетных средств на строительство и реконструкцию объектов инфраструктуры. От наличия инфраструктуры в потенциальной территории зависит финансирование размещения отдельных элементов инфраструктуры. Кроме того, возникают риски компенсации затрат на поддержку инфраструктуры при отсутствии реально функционирующих резидентов. Также неэффективная географическая дислокация территории может стать фактором дополнительных расходов бюджета, а резиденты могут столкнуться с проблемой привлечения высококвалифицированных сотрудников, что ограничит производство и рост.

По данным АО «КРДВ» в 2020 г. за счет государственных инвестиций планируется проведение конкурентных закупочных процедур для проектирования и строительства инфраструктурных объектов (в том числе технологического присоединения к инженерным сетям) на общую сумму 2,7 млрд. руб. [1]. В целом, с учетом ранее проведенных закупок по созданию инфраструктуры, в общей сложности в целях обеспечения деятельности резидентов ТОСЭР Дальнего Востока будут реализованы около 330 мероприятий, более 100 из которых уже завершены. В общей сложности на создание инфраструктуры для резидентов ТОСЭР выделено 34,5 млрд.руб. из федерального бюджета и 20 млрд.руб. из бюджета субъектов РФ, местных бюджетов, а также внебюджетных источников финансирования.

В связи с этим можно сделать вывод, что данная расходная статья становится достаточно привлекательной для реализации различных схем нецелевого расходования бюджетных средств при проведении государственных и муниципальных закупок.

Необходимо выделить, что АО «КРДВ» с 2019 г. начала проводить предварительный квалификационный отбор подрядчиков и формировать пул надежных партнеров, занятых в сфере строительства [1]. Кроме этого, Минвостокразвития России в 2017 г. планировал приступить к осуществлению государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства инфраструктуры ТОСЭР. Был разработан соответствующий административный регламент, однако, 27.03.2017 г. издан приказ № 57 об утверждении административного регламента по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на строительство (то есть планируемый к изданию регламент остался на стадии проекта).

Например, для строительства инфраструктуры в ТОСЭР «Горный воздух» были проведены электронные аукционы и открытые конкурсы в электронной форме на общую сумму 49739877,22 руб. (таблица 1) [2].

Таблица 1 - Электронные аукционы

№ закупки Объект закупки Дата размещения / окончания подачи заявок Цена контракта, руб.

0161200000220000035 Выполнение работ по строительству объекта: «Создание инфраструктуры ТОСЭР «Горный воздух» (Внут-риквартальный проезд до границ земельных участков резидентов. База Динамо)» 14.08.2020 -25.08.2020 22557113,29

0361200015020001079 Разработка проекта для строительства объекта: «Создание инфраструктуры ТОСЭР «Горный воздух» (Устройство инженерных сетей водоснабжения и во-доотведения от точки врезки до точек подключения объектов на средней и верхней площадке г. Большевик)» 17.03.2020 -30.04.2020 14497000,00

0161200003719000213 Разработка проекта для строительства объекта: «Создание инфраструктуры ТОСЭР «Горный воздух» (Устройство инженерных сетей водоснабжения и во-доотведения от точки врезки до точек подключения объектов на средней и верхней площадке г. Большевик)» 24.09.2019 -16.10.2019 8997831,53

0161200003719000211 Строительство участка газопровода от сети газораспределения до сети газопотребления объекта: «Создание инфраструктуры ТОСЭР «Горный воздух» (Участок газопровода от сети газораспределения до сети газопотребления. База Динамо)» 20.09.2019 -01.10.2019 3687932,40

ИТОГО - - 49739877,22

Источник: составлено авторами по данным ЕИС

Таким образом, можно сделать существенные заключения:

- АО «КРДВ» проводит предварительный квалификационный отбор подрядчиков, что с одной стороны направлено на минимизацию риска выполнения некачественных работ, оказания услуг, поставки товаров, а с другой стороны может способствовать ограничению конкуренции, что недопустимо при проведении закупочных процедур;

- отсутствует нормативно-правовой документ, регламентирующий строительный надзор при строительстве инфраструктуры в ТОСЭР (на примере проведенных закупок для строительства инфраструктуры в ТОСЭР «Горный воздух», определено, что значимость критерия «квалификация участников закупки» составила лишь 40 %, а 60 % сформировал критерий «цена контракта»).

Таким образом, инфраструктурные риски связаны с отсутствием гарантий для государства, что вложенные средства будут возмещены, а территория с особым статусом станет успешной.

При дальнейшей работе планируется детально оценить уровень вероятности наступления инфраструктурных рисков, определить масштаб потерь государства при реализации риска, а также разработать алгоритм по управлению риском.

Источники:

1. АО «Корпорация развития Дальнего Востока» [Электронный ресурс]: офиц. сайт. - 2018. - URL: https://erdc.ru/ (дата обращения: 04.10.2020).

2. Единая информационная система в сфере закупок [Электронный ресурс]: офиц. сайт // Федеральное казначейство. -2020. - URL: https://zakupki.gov.ru/epz/main/public/ home.html (дата обращения: 26.09.2020).

3. Земскова Е.Н. Научные положения расследования преступлений в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд // «Черные дыры» в Российском законодательстве. - 2017. - № 3. -С. 130-132

4. Кочегаров А.М. Проблемы выявления преступлений коррупционной направленности при осуществлении закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд / А.М. Кочегаров // Криминалистика: вчера, сегодня, завтра. - 2017. - № 3 (3). - С. 39-45.

5. Лавров В.П. Преступления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: вопросы выявления и расследования / В.П. Лавров, В.О. Лапин // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. - 2017. - № 2 (38). - С. 108-113.

6. Осипович Т.А. Хищение бюджетных средств при госзакупках как фактор риска легализации незаконных доходов / Т.А. Осипович и В.С. Прокопенко // Современные финансовые отношения: проблемы и перспективы развития. -2019. - С. 174-181.

7. Счетная палата Российской Федерации [Электронный ресурс]: офиц. сайт. - 2020. - URL: https://ach.gov.ru/ (дата обращения: 30.09.2020).

References:

1. AO "Corporation for the Development of the Far East" [Electronic resource]: officiai. website. - 2018. - URL: https://erdc.ru/ (access date: 04.10.2020).

2. Unified information system in the field of procurement [Electronic resource] : officiai. website // Federal Treasury. - 2020. -URL: https://zakupki.gov.ru/epz/main/public/ home.html (access date: 26.09.2020).

3. Zemskova E.N. Scientific provisions for the investigation of crimes in the field of procurement of goods, works, services to meet state and municipal needs // "Black holes" in Russian legislation. - 2017. - No. 3. - PP.130-132

4. Kochegarov A.M. Problems of detecting corruption-related crimes in the procurement of goods, works and services to meet state and municipal needs / А.М. Kochegarov // Criminalistics: yesterday, today, tomorrow. - 2017. - No. 3 (3). - PP. 39-45.

5. Lavrov V.P. Crimes in the field of procurement of goods, works, services to meet state and municipal needs: issues of identification and investigation / V.P. Lavrov, V.O. Lapin // Legal Science and Practice: Bulletin of the Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - 2017. - No. 2 (38). - PP. 108-113.

6. Osipovich T.A. Theft of budgetary funds in public procurement as a risk factor for the legalization of illegal income / T.A. Osi-povich and V.S. Prokopenko // Modern financial relations: problems and development prospects. - 2019. - PP. 174-181.

7. Accounts Chamber of the Russian Federation [Electronic resource]: official. website. - 2020. - URL: https://ach.gov.ru/ (access date: 30.09.2020).

DOI: 10.24412/2304-6139-2020-10778

А.Ю. Каракулин - начальник производственного отдела ОАО «КМАруда» (ka@kmaruda.ru), A.Yu. Karakulin - head of the production department of "KMAruda";

И.Г. Ершова - профессор кафедры финансов и кредита, д.э.н., Юго-Западный государственный университет (ershovairgen@yandex.ru),

I.G. Ershova - Professor of the Department of Finance and Credit: Doctor of Economics; Southwest State University.

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ ПЕРСОНАЛА METHODOLOGICAL APPROACH TO MANAGING INNOVATIVE POTENTIAL OF PERSONNEL

Аннотация. В условиях ожидаемых долгосрочных низких ценовых уровней на сырьевые товары в мире, особенную актуальность для экономики России приобретает решение проблемы развития производства товаров и услуг с высокой долей добавленной стоимости. Поддержание конкурентоспособности современного производства неразрывно связано с постоянными изменениями, а значит, и инновациями. Таким образом, формирование потенциала для инноваций является критически важным вызовом для развития России. В свою очередь, правильная оценка инновационного потенциала и факторов его развития является важной предпосылкой разработки и проведения эффективной политики в области развития инновационного потенциала, что и определяет проблематику и актуальность данной работы.

Цель работы - исследовать особенности развития системы управления инновационной деятельностью предприятий. Для реализации поставленной цели решена задача изучения методов управления инновационной деятельностью на горнорудном предприятии и разработаны предложения по совершенствованию организации управления инновационной деятельностью на предприятии.

Abstract. In the context of the expected long-term low price levels for raw materials in the world, the solution to the problem of developing the production of goods and services with a high share of added value is acquiring particular relevance for the Russian economy. Maintaining the competitiveness of modern production is inextricably linked with constant change, and therefore innovation. Thus, building capacity for innovation is a critical challenge for Russia's development. In turn, a correct assessment of the innovation potential and factors of its development is an important prerequisite for the development and implementation of an effective policy in the field of development of innovation potential, which determines the problems and relevance of this work.

The purpose of the work is to investigate the features of the development of the management system for innovative activities of enterprises. To achieve this goal, the problem of studying the methods of managing innovative activities at a mining enterprise was solved and proposals were developed to improve the organization of managing innovative activities at the enterprise.

Ключевые слова: система управления, инновационная деятельность, методы управления. Keywords: management system, innovation, management methods.

В данной работе под инновационной деятельностью понимается деятельность научно-технологического, организационного, финансово-коммерческого характера, осуществляемая экономической системой и нацеленная на создание и использование новшеств, а также распространение и продвижение их на рынке.

При оценке инновационной деятельности используются аналитические и статистические методы анализа, которые обладают высоким уровнем объективности и наиболее полно представляют инновационный потенциал. Кроме того, они позволяют исключить субъективность оценок, присущую экспертным методам.

Некоторые исследователи отдают предпочтение экспертным (балльным) методам оценки показателей, а другие используют для этой цели статистические, количественные данные. Но так как некоторые факторы, характеризующие инновационный потенциал предприятия, не поддаются количественному измерению, то в этих случаях используется смешанный вариант для оценки составляющих инновационного потенциала.

Количественная оценка инновационного потенциала предприятия не учитывает роль нематериальных активов, что делает оценку не полной, поэтому для большего представления, какими возможностями обладает и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.