Дискуссионная трибуна ======
С.А. ЯМИНОВА
кандидат исторических наук, доцент кафедры социальноэкономиче-ских и гуманитарных дисциплин, факультет агротехнологий и лесного хозяйства, Башкирский государственный аграрный
университет *
Р.М. ВАЛИЕВА главный архитектор ГБУК НПЦ при МК РБ**
Л.М. СЕМЕНОВА кандидат исторических наук, доцент кафедры социально -экономических и гуманитарных дисциплин, факультет агротехнологий и лесного хозяйства, Башкирский государственный
аграрный университет***
СТРОИТЕЛЬСТВО И СОДЕРЖАНИЕ МУСУЛЬМАНСКИХ КУЛЬТОВЫХ ЗДАНИЙ В БАШКИРИИ В ПОРЕФОРМЕННЫЙ ПЕРИОД
По оценкам разных авторов, к октябрю 1917 года в России действовало от 20 до 50 тысяч мечетей. Такие высокие цифры приводит, например, И.А. Ермаков: «В дореволюционной России ислам не являлся государственной религией, однако, его последователи имели более 50 ты- 1
сяч мечетей»1.
Но попробуем проследить, как, кем создавались эти памятники архитектуры, какую нагрузку они выполняли и кто поддерживал их в рабочем состоянии.
Сильным и влиятельным субъектом общественно-политической жизни в современной России сегодня становится предпринимательство представителей всех национальностей, и потому важно обратиться в прошлое, к историческому опыту деятельности купцов конца XIX - начала XX вв., которые, зарабатывая немалые капиталы, выступали в роли меценатов и благотворителей. Во многом, именно на деньги таких торговых людей были построены и содержались сотни мечетей в губерниях Урало-Поволжского региона и за его пределами2.
* Яминова Светлана Александровна, е-mail: [email protected]
** Валиева Расима Миннуловна, е-mail: [email protected]
*** Семенова Ленара Маузатовна, е-mail: [email protected]
1 Ермаков И.А. Ислам в культуре России, в очерках и образах. М., 2001.
2 Ислам и мусульманская культура в Среднем Поволжье: история и современность. Очерки. Казань, 2006. - 692 с.
Основной источниковой базой нашей работы является «Научный отчет по проведению мониторинга памятников архитектуры Республики Башкортостан (Стерлибашевский район) в 2010 г.», проделанный архитекто-ромреставратором НПЦ МК РБ Р.М. Валиевой, а также проведенный авторами опрос населения и имам-хатыбов разрушенных и возрождающихся
о
мечетей Стерлибашевского района3.
Одним из наиболее знаменитых мусульманских учебных заведений в Башкортостане в дореволюционный период является Стерлибашевское медресе, историко-архитектурному анализу которого мы и посвятим нашу статью. Основным и ценнейшим источником информации, позволяющим подробно изучить историю Стерлибашевского медресе, является «Описание деревни Стерлибаша и Стерлибашевского медресе действительного члена Уфимского губернского статистического комитета, магзума Шакира Харисовича Тукаева 1890 г.», опубликованное в 1890-1899 гг. в Казани4.
М. Тукаев, будучи депутатом Государственной Думы, являлся активным организатором и меценатом строительства многих мусульманских культовых зданий. В частности, в г. Санкт-Петербурге при нем строятся две мечети, а количество построенных при его меценатстве в России медресе доходит до 40. По данным М.М. Тукаева, основателем Стерлибашевской мечети был Хусаин бин Габдрахман, большую роль в строительстве сыграл первый мулла Мунасып5.
Для мусульманского предпринимателя того времени образцовое содержание родовых и фамильных приходов становилось своего рода делом чести, подтверждением высокого лидерского статуса, своеобразным фактом социальной конкуренции с другими успешными купеческими семьями6. Здесь показателен пример казанских купцов братьев Юнусовых, которые, целеустремленно укрепляя свое влияние в губернском центре, с охотой становились попечителями городских общин. Лидирующая роль предпринимательства стала утверждаться и в сельских махаллях, во многом благодаря богатым торгующим крестьянам, имевшим серьезное дело как в родной деревне, так и в уездном или губернском центре. Кроме того, городские предприниматели, выходцы из аулов, не теряли связи с сельской средой, часто жили «на два дома» и, конечно же, определяли настроения и ход жизни в приходе родной деревни7.
С 1812 г. имамом мударисом в Стерлибашево стал Нигматулла бин Биктимир, который получил звание «Шейха Ишана». К тому времени мечеть обветшала, требовался ремонт, и в 1814 г. перенесли мечеть и медресе на то место, где они стоят и в настоящее время. Тогда же были выстрое-
3 «Научный отчет по проведению мониторинга памятников архитектуры Республики Башкортостан (Стерлибашевский район) в 2010 г.». Уфа,2010. - 325 с.
4 Исянгулов Ш.Н. Из истории мечетей и медресе Башкортостана / Отв. редактор Р.Н. Сулейма-нова. Уфа, 2010, с.153.
5 ЦГИА РБ. «Адрес-календарь Уфимской губернии на 1913 г.», глава: «Муллы мечетей Уфимского уезда», с. 69.
6 ЦГИА РБ. Ф. И-295. Оп. 10. Д. 66. Л. 106.
7 Салихов Р.Р. Татарская буржуазия и развитие мусульманской благотворительности во второй половине XIX - начале XX веков. Казань, 2010.
ны все новые здания для медресе, и для удобства шакирдов был проведен фонтан; весь двор медресе загорожен хорошим забором, сделаны трое ворот.
Преемственность и верность семейной традиции впечатляет. У имама мудариса Нигматуллы бин Биктимира было двое сыновей, и обоих он отправил на обучение в Бухару. Во времена руководства работой в мечети и медресе Мухамедхариса Нигматуллина Стерлибашевское медресе оставалось в полном комплекте с 600 учащимися, обучение совершенствовалось, в чем ему активно помогали оставшиеся в медресе после смерти отца ученые.
Сам Мухаметхарис Нигматуллин, как ученый имам-мударрис, шайх и хальфа (наместник известного в Бухаре шайха камиля Губейдуллы Тур-гменского), приобрел всеобщую любовь и уважение. При его жизни приезжали в деревню Стерлибаш мусульмане со всех концов России, как для обучения в медресе, так и лично к шайху - «Ишан-Хазрету», о чем в своих произведениях упоминает известный стихотворец, мулла деревни Чукар Бир-ского уезда Галий Рахминский (Гали Сокорой - 1826-1889), сам обучавшийся и после преподававший в Стерлибашевском медресе. В 1854 году в Стерлибашево зарегистрирована была одна соборная мечеть. При ней числилось два официальных священнослужителя.
Со временем в Стерлибашевском медресе и мечети возросло число шакирдов и учителей, улучшилось преподавание отдельных наук. В 1856-1858 годы здание мечети отремонтировали и расширили, она стала вмещать до 400 человек. Деятельность и многолетние труды по улучшению медресе были оценены императором Александром II. В 1869 году имаму деревни Стерлибашевой Стерлитамакского уезда Уфимской губернии Мухамедхарису Тукаеву было пожаловано звание «Тархана»8.
К ишан-хазрету приезжали именитые дворяне, в частности, помещики Тевкелевы были в дружественных отношениях с ним и с муфтием Су-леймановым. Тевкелев Салимгарей Шахингареевич (1805-1885 годы жизни), впоследствии муфтий Оренбургского Магометанского Духовного Собрания с 1865 г., посещал Стерлибаш с юных лет, а сделавшись муфтием, вступил в муриды к ишан-хазрету. Желая жить в Стерлибашеве, он выстроил себе дом, который после смерти хазрета пожертвовал Стерлиба-шевскому вакуфу. В настоящее время этот дом занимает современный ишан, хальфахазрет с семейством.
В сложное послереволюционное время один из Тукаевых, Абдулга-лим Хабибуллович (1892 г.р.), стал имамом любимой стерлибашевцами первой Соборной (Верхней) мечети. По воспоминаниям учителя Махмудова, «Верхняя восхищала взор своей архитектурой. Оконные рамы имели различную конфигурацию, застеклены мозаикой. Невысокая изгородь была сооружена из гладко обработанных бревен. С одной стороны в мечеть
8 ЦГИА РБ. Ведомость о числе приходов и духовных лиц по Уфимской губернии. Ф. И-295, Оп. № 2, дело № 5, л. 108-119.
вели большие красивые ворота, с трех остальных - аккуратные калитки. Словом, здание было настоящим украшением села»9.
Во время насильственной тотальной коллективизации российского крестьянства в 1929 году мечеть закрыли, минарет сломали. Здание приспособили под районный дом культуры. Постановлением Совета министров БАССР от 27.08.1947 г. за № 856 данная мечеть была выявлена как памятник архитектуры и поставлена на государственную охрану. Несмотря на охранный статус, в 1972 году здание мечети было разобрано и перенесено в деревню Ибракаево того же района, из этих бревен было построено здание, где разместили вместе клуб и библиотеку10.
Спустя 18 лет в 1990 г. это здание вновь было раскатано и отдано для строительства жилого дома11. В данное время в остатках этого (трижды перенесенного, но еще крепкого) здания тоже проживают. В Стерлибашево на месте снесенной мечети было выстроено 2 -этажное кирпичное здание межрайбазы, в котором находится столовая, кафе и магазины. В свое время здание представляло большой интерес с точки зрения истории архитектуры Башкирии, но, к сожалению, утрачено безвозвратно, место застроено, фотографий его первозданно-
Л о
го вида не обнаружено12.
Однако следует сделать вывод, что названные нами Стерлиба-шевские предприниматели-мусульмане, благотворители и меценаты Ту-каевы, Нигматуллины, Биктимировы, Хусаиновы и многие другие в пореформенный период своей деятельностью многое сделали для преобразования татарского общества в просветительской и духовной жизни, в то же время выступая гарантом сохранения исламских ценностей. Существеннейшим аспектом этой деятельности было строительство и поддержание в рабочем состоянии мечетей и медресе, которые долгие годы Советской власти являлись памятниками архитектуры, а сейчас нуждаются в восстановлении и реставрации.
Яминова С.А., Валиева Р.М. Строительство и содержание мусульманских культовых зданий в Башкирии в пореформенный период. В статье рассматриваются некоторые аспекты из истории развития ду-ховнопросветительской деятельности XIX - начала ХХ вв. на основе нескольких поколений жителей с. Стерлибашево Республики Башкортостан. В результате проведенного обследования разрушенных мечетей и медресе, а
9 Исторические сведения, полученные из Стерлибашевского районного музея (инф. - Махмудов М.Г., Суяргулова М.Т.).
10 Список магометанских мечетей и состоящих при них духовных лиц на 1913 г. по Уфимскому уезду» ЦГИА РБ. Ф И-295, опись № 14, дело № 5, л. 10.
11 ЦГИА РБ. Сборник статистических сведений по Уфимской губернии за 1895-96 гг. Том 1. Уфимский уезд. Оценочно-статистические материалы по данным местных исследований 189596 гг. Отдел 5. Приложения: «Краткое описание волостей и населенных пунктов в них», с. 688.
12 Исторические сведения, полученные из Стерлибашевского районного музея (инф. - Махмудов М.Г., Суяргулова М.Т.).
также опроса жителей Стерлибашевского района сформулированы выводы о том, сколь многое для развития образования, просвещения и культуры, для создания нового облика и новых мусульманских храмов Башкирии было сделано татарскими предпринимателями, купцами в конце XIX - начале XX веков.
Ключевые слова: архитектура ислама; мечети Башкирии; охрана памятников; медресе; историко-культурный анализ.
Yaminova S.A., Valieva R.M. Construction and maintenance of muslim religious buildings in the post-reform period. In article are considered development and existence of the mosque and madrasah in Sterlibash and life of their priests. As a result of the conducted survey of the mosque and madrasah Bashkiria their architectural drawings and history of their construction are described that gives opportunities of restoration and creations of new shape and new Muslim temples of Bashkiria.
Keywords: architecture of Islam; mosques of Bashkiria; protection of monuments; madrasah; historical and cultural analysis.