Научная статья на тему 'Мусульманский архитектурный памятник в поликонфессиональном Бирске начала ХХ в'

Мусульманский архитектурный памятник в поликонфессиональном Бирске начала ХХ в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
85
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИРСК / АРХИТЕКТУРА ИСЛАМА / МЕЧЕТИ БАШКИРИИ / ОХРАНА ПАМЯТНИКОВ / ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ АНАЛИЗ / ARCHITECTURE OF ISLAM / MOSQUES OF BASHKIRIA / PROTECTION OF MONUMENTS / HISTORICAL AND CULTURAL ANALYSIS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Горемыкина Лилия Ивановна, Валиева Расима Миннуловна, Яминова Светлана Александровна

В статье рассматриваются некоторые аспекты из истории развития мусульманской архитектуры начала ХХ вв. в г. Бирске Республики Башкортостан. В результате проведенного обследования сформулированы выводы о создании нового облика и новых мусульманских храмов Башкирии, что было сделано бирскими мусульманами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Muslim architectual monument in the multi-confessional Birsk of the early 20th century

In article are considered development and existence of the mosque in Birsk. As a result of the conducted survey of the mosque Bashkiria their architectural drawings and history of their construction are described that gives opportunities of restoration and creations of new shape and new Muslim temples of Bashkiria.

Текст научной работы на тему «Мусульманский архитектурный памятник в поликонфессиональном Бирске начала ХХ в»

В помощь преподавателю

социально-гуманитарных дисциплин ===============

Л.И. ГОРЕМЫКИНА кандидат социологических наук, доцент кафедры социально-экономических и гуманитарных дисциплин, факультет агротехнологий и лесного хозяйства, Башкирский государственный

аграрный университет *

Р.М. ВАЛИЕВА главный архитектор ГБУК НПЦ при МК РБ**

С.А. ЯМИНОВА кандидат исторических наук, доцент кафедры социально-экономических и гуманитарных дисциплин, факультет агротехнологий и лесного хозяйства, Башкирский государственный аграрный университет***

МУСУЛЬМАНСКИЙ АРХИТЕКТУРНЫЙ ПАМЯТНИК В ПОЛИКОНФЕССИОНАЛЬНОМ БИРСКЕ НАЧАЛА

ХХ в.

Многообразие религиозных традиций, опыт сосуществования и взаимодействия их представителей на одной исторической территории являются отличительными особенностями Уральского региона и во многом определяют статус и динамику развития таких населенных пунктов, как ставший городом в XVII веке Бирск. Изучение истории каждой из религиозных традиций будет неполным без представления об архитектурных памятниках этих конфессий. Кроме того, изучение исторического опыта эволюции мусульманской архитектуры в условиях меняющейся политики правительства и культурного окружения поможет лучше понять роль религиозного фактора в истории и современном обществе.

В настоящее время в центре города Бирска сохранены объекты культурного наследия конца XIX - начала XX веков. В 1897 году в городе Бир-ске были действующими три православные церкви, восемь часовен, один инородческий храм и женский монастырь. Сам же город представлял еще более разнообразный в конфессиональном плане конгломерат. Если в Бирском уезде в конце XIX - начале XX вв. население составляло 24 процента православных, а остальные были мусульманами, то в самом Бирске приверженцев ислама было 12 процентов, остальные же - православные.

* Горемыкина Лилия Ивановна, e-mail: GLI11@mail.ru

* Валиева Расима Миннуловна, e-mail: rasima_100@bk.ru

* Яминова Светлана Александровна, e-mail: yaminovas@rambler.ru

Это соотношение можно проследить и по культовой архитектуре.

В 1915 году в Бирске были действующими пять церквей, три часовни, женА

ский монастырь и одна мечеть1. Это большое количество сохранившихся и поныне первозданных купеческих домов, магазинов, купеческих торговых рядов и величаво возвышающихся церквей в панораме города Бирска совершенно справедливо позволяет называть Бирск городом «классического кирпичного стиля». Такую же характеристику заслуживает и сохранившаяся каменная с цокольным этажом мечеть2.

Основной источниковой базой нашей работы является «Научный отчет по проведению инвентаризации памятников архитектуры Республики Башкортостан в Бирском районе в 2010 г.», проделанный архитекторомре-ставратором ГУК «Научно-Производственный Центр» Министерства культуры Республики Башкортостан Р.М. Валиевой, а также проведенный авторами опрос населения и имам-хатыбов, работавших в Бирской мечети и медресе в разные годы3.

Проблемы мусульманской общины г. Бирска в момент ее появления были рассмотрены Д.Н. Денисовым4, А.З. Асфандияровым5, но исто-рикоархитектурный анализ будет проведен впервые. Корректность такого исследования подразумевает, что в конце XIX века город Бирск превратился в религиозный центр многонационального (соответственно, и многоконфессионального) севера Башкирии.

По архитектуре перед нами башкирская мечеть - типичная сельская деревянная мечеть, но здание построено из камня: сруб высотой до четырех метров и разделенные на ярусы минареты создавали впечатление большой высоты. Каменные мусульманские культовые постройки на территории Башкирии встречались очень редко. Более того, Бирская мечеть -единственная сохранившаяся до наших дней каменная мечеть на всю северовосточную зону Башкортостана.

История этой мечети начинается с 1900 года. Крестьянин Казанской губернии Цивильского уезда деревни Бакирчи Адиатулла Абдалхали-ков, живущий в г. Бирске по Набережной улице в своем собственном доме, 15.10.1901 г., покупает у бирской мещанки Плотниковой дворовое место № 300-156 с деревянным домом по Малой Ильинской улице (ныне ул. Фрунзе) и дарит эту землю «магометанскому молитвенному обществу г. Бирска под устройство мечети, молитвенного дома или мектебе6.

1 Материалы исторического Музея г. Бирска. Путеводитель.

2 Рыбалко Н.В. «Бирская мечеть» // «Победа» № 45 от 17.04.1997 г.

3 Научный отчет по проведению инвентаризации памятников архитектуры Республики Башкортостан (Краснокамском, Янаульском, Калтасинском, Илишевском, Кушнаренковском, Бирском, Благовещенском, Иглинском, Туймазинском, Буздякском, Благоварском, Белебеевском районах и в городах Октябрьский и Нефтекамске) в июне-ноябре 2010 года. ИП Абдрафико-ва Л.М. Том 1, 2, 3, 4. Том 3. Г. Бирск и Бирский район. Часть 1.

4 Денисов Д.Н. Мусульманская община г. Бирска с XIX до начала XX века. Исторические материалы, г. Оренбург, 1997 г.

5 Асфандияров А.З. История Бирска и башкирских сел района // Ватандаш. 1998, № 3, с. 33-35.

6 ЦГИА РБ: Ф И-295 Оп. 16; Д. 502 (8. л. 5-6, 12-13; 9. с. 67).

В Бирске в 1900 г. мусульман мужского пола проживало постоянно 120 душ и временно - 180 душ. Этого числа было достаточно, чтобы мусульманское духовное собрание и Министерство внутренних дел разрешили строительство мечети. С 1902 года бирские башкиры и татары стали использовать главное строение усадьбы в качестве молитвенного дома. Ходатайство мусульман об оформлении разрешения мечети с образованием самостоятельного прихода было отклонено (в связи с пожарной опасностью строений).

Однако Указом УГП № 3727 от 17.08.1904 года было разрешено открыть в г. Бирске деревянную Соборную мечеть. Указом УГП № 714 от 18.02.1906 года было удовлетворено ходатайство прихожан о постройке на том же участке нового каменного здания для общественной молитвы. Указом УГП № 506 от 08.02.1910 г. мулла Мухаметшакир Мухаметзарифович Сафаров был официально переведен из прихода д. Уткиниево на должность имама Бирской Соборной мечети. Указом УГП № 4634 от 31.10.1913 года Губернское правление возвело его в почетное звание ахуна.

В штате приходского духовенства нашлось место и недавнему сопернику Сафарова - Батыргарею Муратову. По Указу УГП № 506 от 08.02.1910 года Батыргарей Муратов был утвержден на должность муэдзина, которую он занимал до своей смерти. По резолюции Духовного управления от 11.10.1922 года муэдзином стал сын ахуна - Мухаммедфатих Сафаров (1885 года рождения)7.

Документы 1912 года уже говорят о существовании мечети, о ходе строительства. Мусульманская община города Бирска приняла в строительстве каменной мечети деятельное участие, в том числе и купцы города: Га-лимхан Ахунзянович Сатлыганов с братьями; Гаязутдин Хуснутдинович Сайфутдинов; Абдрахман Шагиахметович Калинин; Зыя Юсупов; Ф. Наси-буллин; братья Исхаковы; Гатаулла Хусаинович Максютов и мещане города Бирска8.

Мечеть была построена в 1910-1912 годы в центре села у пересечения главных улиц, и высокий остроконечный минарет надолго стал играть роль вертикального акцента в силуэте города. Каменное здание мечети выполнено в традициях башкирских деревянных мечетей, что соответствует общему архитектурному стилю города - классическому. Здание имеет цокольный и первый этажи. Центральный вход в здание расположен слева от западной стороны фасада и увенчан внешним притвором, который украшен по бокам арочными окнами, а в центре - арочными же дверями. Входная арочная дверь имела металлический арочный двухскатный навес.

Притвор (входная группа) украшен фризом, состоящим из многопрофильных тяг и сухариков, завершался он карнизом, который также был украшен многопрофильными тягами и сухариками. Над притвором расположен металлический шлемовидный полушар, который украшен тремя

7 ЦГИА РБ: Ф И-295 Оп. 16; Д. 502 (7; л. 208 об. - 209).

8 Асфандияров А.З. История Бирска и башкирских сел района // Ватандаш. 1998, № 3, с. 33-35.

разных размеров шарами, завершал его полумесяц. В цокольный этаж имеется отдельный полуарочный вход, расположенный с западной стороны фасада здания. С западной же стороны расположены пять невысоких полуарочных окон.

Между цокольным и первым этажами расположен междуэтажный пояс, который украшен многопрофильными тягами и прямоугольными нишами, расположенными в центре оси между полуарочных окон цокольного и первого этажей. Полуарочные окна первого этажа украшены упрощенными наличниками и полуарочными сандриками. Плоскость фасадов здания завершается фризом и карнизом, которые также декорированы многопрофильными тягами и сухариками.

Доминантой здания является минарет северной части, неотъемлемый компонент мусульманских храмов. Конструктивно основа минарета состоит из четверика, который переходит в восьмерик. В верхней части восьмерика расположен по всему периметру минарета балкон с ажурным металлическим ограждением. Восьмерик минарета завершается конусом. На конце конуса расположены шар и полумесяц. Традиционность и простота архитектурных форм - характерная особенность культовых памятников ислама Южного Урала и Приуралья. Описанный нами объект исто-рикокультурного наследия создает неповторимый силуэт исторической застройки города Бирска.

Разрешение Соборной мечети и назначение постоянного духовенства позволили организовать в приходе собственное медресе для обучения подрастающего поколения исламским знаниям, арабскому чтению и письму. По данным 1913 года, в медресе города Бирска под руководством ахуна Мухаметшакира Сафарова занимались 13 юношей в возрасте от 16 до 21 года.

Документы ЦДУМ дают нам возможность перечислить поименно и дореволюционных, и послереволюционных имам-хатыбов мечети:

- Мухаметшакир Мухаметзарифович Сафаров (служил 1858-1898 гг.);

- Мухаммедшакир Зарифов (служил 1898-1930 гг.);

- Хажи Хабиржан Галимов (служил 1990-1991 гг.);

- Каримзян Саитович Саитов (служил 1995-1999 гг.);

- Габделкарим Ахматнуров (служит 1999-2004 гг.);

- Хажи Рашит Лутфуллович Валиев (служит 1995-2004 гг. муэдзином, 2004-2014 гг. - имам-хатыб);

- Рашат Латипович Гатауллин (служит 2015 г., имам в махалле);

- Назар Ганиятуллович Насибуллин (служит с 2016 г., имам-хатыб)9. Надо отметить, что даже в годы Советской власти мечеть закрыли только в 1930 году, когда мусульман Бирска пригласили на собрание, где они все «добровольно» проголосовали за закрытие мечети, в чем их вежливо попросили расписаться. Выписка ВЦИК звучала иезуитски: «Принимая во внимание, что татаро-башкирская часть населения г. Бирска вследствие совершенно малого использования верующими имеющейся в

9 ЦИА РБ. Ф. И-295. Оп. 3. Д. 16206.

городе мечети и испытываемой в то же время нужды в помещении 9-ой татаробашкирской школы, ввиду несоответствия здания своему назначению, возбудила ходатайство о закрытии мечети в целях занятия здания ее под школу. Ходатайство удовлетворить и здание мечети передать Бир-скому горсовету для помещения в здании ее 9-ой татаро-башкирской шко-

лы» Интерьер здания, оформленный, как и полагалось для мусульманской архитектуры, словами Корана или геометрическими узорами, для советской школы оказался неуместным и был уничтожен.

Лишь в 1992 году здание мечети возвращено мусульманской общине, которая заинтересована в придании зданию его архитектурного вида. В настоящее время неоднократно поднимался вопрос о восстановлении первоначального облика минарета, что, как мы понимаем, будет дополнительным аргументом в рассказе о возможности мирного сосуществования конфессий.

Горемыкина Л.И., Валиева Р.М., Яминова С.А. Мусульманский архитектурный памятник в поликонфессиональном Бирске начала ХХ

в. В статье рассматриваются некоторые аспекты из истории развития мусульманской архитектуры начала ХХ вв. в г. Бирске Республики Башкортостан. В результате проведенного обследования сформулированы выводы о создании нового облика и новых мусульманских храмов Башкирии, что было сделано бирскими мусульманами.

Ключевые слова: Бирск, архитектура ислама; мечети Башкирии; охрана памятников; историко-культурный анализ.

Goremykina L.I., Valieva R.M., Yaminova S.A. Muslim architectual monument in the multi-confessional Birsk of the early 20th century. In article are considered development and existence of the mosque in Birsk. As a result of the conducted survey of the mosque Bashkiria their architectural drawings and history of their construction are described that gives opportunities of restoration and creations of new shape and new Muslim temples of Bashkiria.

Keywords: architecture of Islam; mosques of Bashkiria; protection of monuments; historical and cultural analysis.

10 Насибуллин Н.Г. Мечеть «Историческая», г. Бирск, 2016 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.