Р.М. ВАЛИЕВА главный архитектор ГБУК НПЦ при МК РБ *
С.А. ЯМИНОВА кандидат исторических наук, доцент кафедры социальноэкономических и гуманитарных дисциплин, факультет агротехнологий и лесного хозяйства, Башкирский государственный аграрный университет * *
Л.И. ГОРЕМЫКИНА кандидат социологических наук, доцент кафедры социально-экономических и гуманитарных дисциплин, факультет агротехнологий и лесного хозяйства, Башкирский государственный
аграрный университет***
УСТОЙЧИВЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ МУСУЛЬМАНСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ ПОРЕФОРМЕННОГО ПЕРИОДА
В БАШКИРИИ
При проектировании современных мечетей архитекторы Татарстана и Башкортостана опираются на традиции общемусульманского зодчества. Распространение же и функционирование ислама способствовало становлению региональных особенностей культовых зданий, что, в свою очередь, усиливает роль ислама как фактора этнического, общенационального самосознания.
Эти общемусульманские каноны строительства и декорирования получили особое распространение в Башкирии именно в пореформенный период, когда по Указу Императрицы Екатерины II было учреждено первое мусульманское Управление России, имевшее первоначальное название «Уфимское Духовное Магометанского закона Собрание» (ныне -Центральное Духовное Управление мусульман России и Европейской части стран СНГ). Около 15 тысяч приходов было объединено под его эгидой к 30-м годам XX века, хотя, вследствие репрессий, их количество позже и сократилось.
Такая же судьба постигла и мечети, одна из которых очень много значит для мусульманской культуры всего Урало-Поволжья как просветительский образовательный центр - третья соборная мечеть и медресе «Хаса-ния» в г. Уфе. Именно к судьбе этих культовых построек мы обратились в данной статье, так как, несмотря на кажущуюся близость и доступность, расположенность в самом центре столицы мусульманского региона,
* Валиева Расима Миннуловна, е-mail: [email protected]
** Яминова Светлана Александровна, e-mail: [email protected]
*** Горемыкина Лилия Ивановна, е-mail: [email protected]
никогда не проводился полный и доскональный историко-культурный, а еще точнее, историко-архитектурный, анализ самой мечети и медресе. Мало сказано и о судьбах первых священнослужителей, создавших эти духовные просветительские учреждения, работавших и учивших в них на рубеже веков.
Основной источниковой базой нашей работы является «Научный отчет по проведению мониторинга памятников архитектуры Республики Башкортостан (Уфа и Уфимский район) в 2010 г.», проделанный архитекто-ромреставратором ГУК «Научно-Производственный Центр» Министерства Культуры Республики Башкортостан Р.М. Валиевой, а также проведенный авторами опрос населения и имам-хатыбов, работавших в Хасановской мечети и медресе в разные годы1.
Именно в центре мусульманской культуры Башкирии, в исторической части города Уфы, в квартале на пересечении улиц Лесопильная (бывшая ул. Воздвиженская), Госпитальная (бывшая ул. Гурьевская), Чернышевского (бывшая ул. Колмацкая) и Нуриманова (бывшая ул. Кузнецовская) расположен комплекс объектов культурного наследия (ОКН) Республики Башкортостан. Перечислим весь комплекс ОКН РБ, которые являются памятниками истории и архитектуры города Уфы: Третья соборная мечеть, медресе «Хасания» («Хасановская») и дом Сатаева М.Я., расположенный в г. Уфа, ул. Нуриманова, 142.
Опишем весь этот архитектурный комплекс. В частности, наиболее часто упоминаемая в источниках и СМИ Третья соборная мечеть - двухэтажное кирпичное здание с возвышающимся минаретом; медресе - двухэтажное кирпичное здание, и служебное, как говорят сейчас, помещение для священнослужителя - одноэтажное деревянное здание с каменным цоколем. Деревянный одноэтажный дом Сатаева Мухутдина Ягфарсады-ковича (годы жизни 1891-1934) находится рядом с Третьей соборной мечетью. Место для строительства одноэтажного деревянного дома, как и было заведено, планировалось для проживания священнослужителей мечети3.
Комплекс зданий построен в квартале с разреженной застройкой в начале XX вв. По архитектурным и типологическим чертам относится к кругу построек начальных, церковно-приходских школ, реальных училищ, которые интенсивно проектировались и строились в русской провинции с 1880-х гг.4 Мусульмане Нижегородской слободы г. Уфы в лице доверенных лиц - Габдулкаримова Гильмана и Бикбулатова Исхака представили 29 января 1899 года прошение в Уфимское губернское правление о разрешении строительства в Уфе Третьей каменной соборной мечети5. Про-
1 Валиева Р.М. Научный отчет по проведению мониторинга памятников архитектуры Республики Башкортостан (Уфа и Уфимский район) в 2010 г. Уфа, ГУК НПЦ РБ, 2012. - 327 с.
2 Васильева О.В., Латыпова В.В. и др. Дорога к храму (История религиозных заведений города Уфы). Уфа, 1993.
3 Ширгазин А.Р., Калимуллина Д.Б. Памятники архитектуры ислама города Уфы. Уфа, 2006, с. 2.
4 Юнусова А.Б. Ислам в Башкортостане. Уфа, 1999.
5 ЦГИА РБ, ф И-295, оп. 3, д. 16243, л. 1, с. 85.
шение было подписано 215 лицами магометанского населения Нижегородской слободы г. Уфы, которые взяли на себя расходы на строительство зданий и содержание мусульманского духовенства6.
23 ноября 1900 г. Уфимским губернским правлением было вынесено решение о разрешении строительства мечети, и выделена была под строительство земля в Ново-Нижегородской слободе «...мерою по Воздвиженской улице (ныне ул. Лесопильная) 24 сажени, по Гурьевской (ныне ул. Госпитальная) и Кузнецкой улице (ныне ул. Нуримановская) 17 и 5 сажен, а всего в площади 420 сажен»7. 2 мая 1901 г. был рассмотрен и утвержден строительным отделом губернского правления проект мечети8. Уже к концу 1902 года строительство здания мечети шло к завершению.
В настоящее время корпус мечети дошел до нас в сильно перестроенном виде. Сохранены на сегодня частичные фрагменты восточного и западного фасада. Разрушен минарет, возвышавшийся над входной группой, форма арочных окон изменилась, они преобразовались в прямоугольные.
Рассматривая и изучая старые фотографии начала XX в., мы видим в Третьей соборной мечети величественное двухэтажное кирпичное здание с возвышающимся минаретом - сфотографированное с улицы бывшей Воздвиженской (ныне улица Лесопильная), ныне данный проезд -улица в квартале, застроена. На другой фотографии можно увидеть изображение открытого при мечети медресе «Хасания», где на втором плане фрагмент минарета и входной группы, украшенный луковицей с шаром и полумесяцем, а над входной группой в мезонине - балкон с огражде-
нием9.
Третья соборная мечеть находилась в малоэтажной застройке слободской окраины. На территории мечети не имеется у входной группы площади или курдонера. Но среди малоэтажной застройки небольшая по площади мечеть выделялась и создавала необычный вид в слободской окраине. С северной стороны к главному объему мечети примыкала (по ширине в два раза меньше ее самой) входная группа. С южной стороны примыкал к главному двухэтажному кирпичному объему мечети прямоугольный небольшой объем - михраб. Форму разрушенного михраба и размеры необходимо обследовать при проектировании реставрации и реконструкции, то есть необходимо выполнить раскопки земли на месте, так
Л П
как фотографии с южной стороны фасада найти не удалось10.
А.Р. Ширгазин и Д.Б. Калимуллин утверждают, что «смещение минарета с центра кровли в данном случае связано, скорее, с особенностями конструктивной системы здания и лишь опосредованно с влиянием об-
6 ЦГИА РБ, ДХ. с. 85.
7 ЦГИА РБ, ДХ. с. 85;4. Часть 1, с. 1, 2.
8 ЦГИА РБ, ф И-295, оп. 3, д. 16243, л. 37; 4. Часть 1, с. 2.
9 ЦГИА РБ, ф И-295 Личный архив Сатаева Р.Ф. 4. Часть 1, с. 2, с. 10.
10 ЦГИА РБ, ф И-295 Личный архив Хасанова М.М. 4. Часть 1, с. 2.
разцового проекта 1843 г.»11. Действительно, для установки минарета в
каменном здании на коньке кровли мечети необходимо выполнить крепкий
фундамент, который должен выдержать нагрузку всего объема минарета.
В г. Уфе подтверждением такой архитектурной практики может быть ПерА Г\
вая соборная мечеть, расположенная по улице Тукаева, д. 50 «Это существенно стесняет возможности внутренней планировки. В эпоху классицизма «мирились» с этим неудобством, сохраняя осевую симметрию продольных фасадов. Напротив, на рубеже Х1Х-ХХ вв. устройство минарета по центру кровли в каменных мечетях практически не встречалось»
Проанализировав расположение минарета по центру кровли на здании мечети по собранным материалам и исследованными в натуре культовыми объектами в результате выездов на культовые объекты, расположенные на территории Республики Башкортостан, можно сделать некоторые выводы.
Так, нами был изучен ряд культовых объектов, например:
- Аскинский район, деревня Утяшево, деревянная мечеть 1900 г.;
- Балтачевский район, деревня Иштиряково (Иштиряк), деревянная мечеть 1879 г.;
- Бурзянский район, деревня Старомунасипово, деревянная мечеть 1800-х годов;
- Чишминский район, деревня Берсуанбаш, деревянная мечеть 1774 г.;
- Балтачевский район, деревня Старо-Тушкырово, деревянная
14
двухминаретная мечеть 1658 г.14
На всех обследованных нами деревянных культовых объектах минареты расположены по центру кровли, и такой же пример расположения мы видим в Третьей соборной мечети, в г. Уфе по улице Лесопильная (бывшая улица Воздвиженская). Такой архитектурный прием расположения минаретов был позаимствован, как видим, у сельских деревянных мечетей и применен в городских и сельских каменных постройках XIX века. Путешествуя по провинциям Российского государства, в том числе по Оренбургской и Казанской губерниям, капитан Рычков Н.П. в 1769 и 1770 годах видел в каждой деревне такой молитвенный храм-мечеть'5.
Изучая ранние источники (Рычкова Н.П.) и современные (профессора, доктора искусствоведения Калимуллина Б.Г.16) видим, что такой стиль постройки мечетей распространен вплоть до ХУМ-ХУШ вв. В 1736 году царским правительством был принят указ, повелевавший «в башкирских
11 ЦГИА РБ, ф И-2951. Часть 3, с. 85; 2. с. 10; Часть 3, с. 53; 6, с. 399.
12 ЦГИА РБ, ф И-295, оп. 3, д. 16243. Устав Духовной Организации Мусульман РСФСР, от 30 ноября 1923 г., с. 21.
13 Загидуллин И. Исламские институты в Российской империи. (Мечети в европейской части России и Сибири). Казань, 2007, с.11.
14 Калимуллин Б.Г. Архитектурные памятники Башкирии (Культовые сооружения). Уфа, 1958, с. 8-15.
15 Рычков Н.П. Журнал или дневные записки путешествия капитана Рычкова по разным провинциям Российского государства в 1769 и 1770 годах. СПб., 1770.
16 Калимуллин Б.Г. Указ. соч., с.8-19.
землях мечетей и школ без указов вновь не строить». В 1742 году царским правительством был подписан указ - о разрушении существующих мече-
тей17.
Обращаясь же к началу XX века, к годам постройки Третьей соборной мечети, и изучая старые фотографии начала XX в., мы можем воссоздать разрушенные архитектурные объемы здания - мечети. Мы видим, что входная группа входного тамбура-прихожей выполнена из кирпича. С северной стороны входного тамбура-прихожей в центре расположены широкие двухстворчатые лучковые двери, которые обрамлены наличниками. Прямоугольный в плане входной тамбур завершается непропорционально к главному двухэтажному объему, крупным полуциркульным фронтоном с высокой цилиндрической кровли данного объема. Над входными двухстворчатыми лучковыми дверями расположен балкон с деревянным ограждением. Балкон расположен в полуциркульном фронтоне входной
л о
группы, где входная группа в плане сделана прямоугольной формы18.
Мы видим, что на исторической фотографии начала XX века в полуциркульном фронтоне входной группы расположены следующие архитектурные формы:
- с северной стороны фасада балконная одностворчатая лучковая дверь;
- по бокам с восточной и западной сторон арочные оконные проемы - люнетты;
- над балконными лучковыми дверьми на полуциркульном фронтоне возвышается луковица, которая завершается шаром и полумесяцем (мусульманской атрибутикой).
Минарет на двухэтажном кирпичном здании был выполнен из простых геометрических объемов: подоснова квадрат; затем низкая восьмигранная призма; двухцилиндрический ярус, украшенный многопрофильными поясами, и выступающий балкон с металлическим ограждением. На конусах расположены узкие арочные окна и двери - выход на балкон. На втором верхнем конусе минарет завершался фризом и многопрофильными карнизами, а далее переходил в гладкое коническое завершение, украшенное шаром и полумесяцем.
На основном двухэтажном кирпичном объеме здания с восточного и западного фасадов мечети находились по шесть арочных окон, расположенных в одной вертикальной оси, которые в дальнейшем из арочных превращены в прямоугольные. Плоскости фасадов двухэтажного кирпичного здания-мечети были украшены пилястрами, расположенными между окнами и по бокам, междуэтажными многопрофильными поясами-фризом и карнизом, состоящими из сухариков и многопрофильных поясов.
Минарет, который был расположен над входной группой, освободил нагрузку молитвенной части здания мечети, благодаря чему молит-
17 Указъ Уфимской Губернии. Протокол от 6 октября 1911 года № 2157); Полное собрание законов Российской империи, т.1Х, №6890, п.14.
18
Личный архив Хасановой Ю.
венная часть выполнена из двухсветного зала, и могла быть устроена галерея для женщин в уровне второго этажа, данный интерьер сохранен до наших дней.
В 1904 году, через год после открытия Третьей соборной мечети, за-
1 О
вершилось строительство медресе при нем19. Двухэтажное кирпичное здание медресе, в плане прямоугольное, расположено с западной стороны фасада здания мечети, на углу улиц Воздвиженской и Большой Кузнецкой (ныне улица Лесопильная, д. 34) и ул. Нуриманова, д. 16.
Два кирпичных двухэтажных здания - мечеть и медресе - имеют визуально единство построек, подчеркнутое единой техникой строительства - использованием красного кирпича. Плоскость фасада медресе выгодно отличается рельефным декором, по сравнению с фасадами мечети. На западном фасаде здания расположены девять окон, на северном фасаде четыре окна, где на первом этаже - лучковые и на втором - арочные окна. Окна расположены в одной вертикальной оси. С восточной стороны имеется боковая входная группа, и на восточном фасаде расположены на втором этаже девять арочных окон. На южном фасаде расположен пристрой - входная группа - вход со второго этажа на первый этаж. Фасады украшены по всему периметру междуэтажным поясом, профилированные архивольты и бровки над окнами, подоконные филенки, ширинки, карниз с сухариками и многопрофильными тягами.
Медресе и жилое здание священнослужителя Сатаева М.Я. - одноэтажное деревянное с каменным цоколем, все они расположены по красной линии улицы. Рядом с сохранившимся домом Сатаева М.Я. (ул. Нуриманова, д. 14), был и дом первого имам-хатыба Хасанова (ул. Госпитальная, д. 15), который был уничтожен после революции. Сатаев Мухутдин Ягфарса-дыкович (годы жизни 1891-1934) жил и работал священнослужителем и учителем в медресе «Хасания» Третьей соборной мечети. Дома Сатаева М.Я. и Хасанова М.М. (дом снесен) находятся в едином квартале с Третьей соборной мечетью и медресе «Хасания»20.
Мечеть просуществовала при Советской власти достаточно долго, до 1940 года, попав лишь в самую последнюю волну закрытия прихо-
он
дов . К 1924 году в Третьем уфимском приходе насчитывалось 825 человек. В медресе учились многие, ставшие потом известными, уроженцы
00
Башкирии, Татарстана, Казахстана и Оренбуржья22. По Постановлению Президиума ВС БАССР от 20 января 1940 года здание передано исполкому Ленинского райсовета под среднюю школу. Сейчас сложившийся вокруг перестроенного здания мечети комплекс занимает Центр спортивной подготовки Республики Башкортостан. Ныне в здании мечети расположена Школа высшего спортивного мастерства. Здание Третьей соборной мечети и единственный дом священнослужителя находятся под угрозой сноса,
19 ЦГИА РБ, ф И-2951. Часть 1, с. 2.
20 ЦГИА РБ, ф И-2951. Часть 2, с. 45, часть 3, с. 53.
21 ЦГИА РБ, ф И-2951. Часть 2, с. 49-51. Выписка протокола № 155 заседания ПВС БАССР от 20 января 1940 года; Часть 5, с.14-15.
22 ЦГИА РБ, ф И-295. Часть 1. ДХ. с. 85.
а ведь это здания, где сохранилась история и дух великих ученых, востоковедов, священнослужителей. Эти памятники архитектуры обследованы, описаны и подготовлены к реставрации архитекторами НПЦ МК РБ.
Хотелось бы также более подробно рассказать о служителях данной мечети. Магометанское население Нижегородской слободы г. Уфы, будущие прихожане Третьей Соборной мечети, 13 декабря 1902 года избрали первого муллу (имам-хатыба), которым стал Мухаммедсабир (Мухаметса-бир) Мухаммеджанович (Мухаметзянович) Хасанов (годы жизни 15 февраля 1866 - 20 апреля 1924)23. Судьба и жизнь его крайне показательны для мусульманских священнослужителей России пореформенного периода. Имам-хатыб Хасанов М.М. был крестьянином д. Бакаево Бугуруслан-ского уезда Самарской губернии. Окончил медресе в деревне Куруч Беле-беевского уезда. В юношеские годы имам-хатыб Хасанов М.М., чтобы получить знания в медресе, переехал в город Троицк Оренбургской губернии. После окончания учебы в медресе Джамалетдина в городе Троицке, он по-
А уI
шел учиться и работать к мулле Зайнулле Расулеву
При этом медресе окончил также русский класс, где получил положенное свидетельство об окончании медресе и должность указного муллы. До 1903 г. Хасанов М.М. преподавал мусульманское учение в городе Троицке25. Когда в Уфе в 1903 г. построена была Третья соборная мечеть, имамхатыпом Третьей соборной мечети Уфы и мударисом находящегося при ней медресе избирается Хасанов Мухаммедсабир Мухаммеджанович, он же состоял в Уфимском мусульманском благотворительном обществе26. С мая 1906 года Хасанов М.М. принимал участие в работе издательства религиозной газеты «Аль-Галами аль-Ислами» («Мусульманский мир») в г.
Уфе27.
Показательно изменение общественно-политических взглядов данного мусульманского священнослужителя, что было общим для большинства представителей этой конфессии, ощущающих себя представителями мусульманских избирателей России на рубеже нового века. В 1906-1907 гг. у имам-хатыба Хасанова М.М. политические взгляды были близки к платформе Конституционно-демократической партии и «Мусульманского союза»28. 6 февраля 1907 году Хасанов М.М. был избран в Государственную Думу II созыва от общего состава выборщиков Уфимского губернского избирательного собрания и вошел в состав Мусульманской фракции. В 1907 г. Хасанов М.М. выступил с Государственной думской трибуны по вопросу о декларации Совета министров. Будучи депутатом Государственной Думы II созыва, Хасанов М.М. писал статьи для журнала «Дин ва магыйшат» с ново-
23 ЦГИА РБ, ф И-2951. Часть 1, с. 2, с. 85, с. 88, с. 90; 6. с. 399; 2, с. 10.
24 ЦГИА РБ, ф И-2951 4. Часть 1, с. 1-2, с. 86; Часть 2. рис.3; 8. с. 292-294.
25 Ширгази А.Р., Калимуллин Д.Б. Уфа. Памятники архитектуры ислама города Уфа. Уфа,«Гилем», 2008.
26 Ширгазин А.Р.,. Калимуллин Д.Б. Указ. соч., с.11.
27 ЦГИА РБ, ф И-2951 Часть 3, с. 53.
28 ЦГИА РБ, ф И-2951 Часть 3, с. 53.
стями о деятельности мусульманских депутатов и фракции в целом по России.
В 1908 году Хасанов М.М. работает в должности редактора либерального журнала Оренбургского магометанского духовного собрания в Уфе «Маглюмат» («Известия»). Как журналист, он информировал читателей об идеях мусульманских съездов. Власти Городской Думы г. Уфы на выпуск журналов «Маглюмат» («Известия») о жизни, о новостях, о работе и о перспективных задачах мусульманского съезда отреагировали отрицательно. И по рекомендации власти Городской Думы г. Уфы исключают из состава редакции Хасанова М.М.29
После разгона Государственной Думы России в марте-апреле 1917 года, Хасанов М.М., вернувшись в Уфу, вновь приступил к обязанностям имама. Позднее после жизненных и исторических изменений в России, Хасанов М.М. вошел в более умеренную часть мусульманского духовенства. На 3-м Все-башкирском курултае Хасанов М.М. был избран в состав Духовного управления мусульман Башкурдистана, вышел из него в апреле 1918 года Умер пер-
on
вый имам-хатыб Третьей соборной мечети 20 апреля 1924 года
В заключение хотелось бы отметить, что, несмотря на то, что данный объект включен в список выявленных памятников, необходимость изучения и сохранения которых является федеральной программой, ситуация остается крайне напряженной. Архитектурный анализ и изучение деятельности имамов III Соборной мечети и медресе во многом помогло бы в сохранении и строительстве новых памятников мусульманской архитектуры, и этот задел во многом еще не реализован. Это видят и люди, далекие от конфессиональных переживаний, и прихожане, что даже нашло свой отклик в Правительстве Республики Башкортостан, где не так давно уверяли ЦДУМ России, что после постройки нового строительного комплекса в Ленинском районе г. Уфы, который достраивается в Затоне, находящиеся спортивные организации переедут в новые помещения, а оставшийся комплекс вернут ЦДУМ России для возрождения Третьей соборной мечети г. Уфы. Однако из СМИ стало известно, что на месте Историко-архитектурного ансамбля (комплекса) «Третья Соборная мечеть г. Уфа, медресе «Хасания» и дом имама Сатаева» застройщиком планируется строительство фитнесцентра с бассейном31. Задача общественности и органов охраны памятников историко-культурного наследия - сохранить эти объекты мусульманской архитектуры, не дать прерваться связи времен.
Валиева Р.М., Яминова С.А. Устойчивые элементы мусульманской архитектуры пореформенного периода в Башкирии. В статье рассматриваются развитие и существование третьей соборной мечети и медресе Хасания в городе Уфе и жизнь их священнослужителей. В результате проведенного обследования мечети и медресе описаны их архи-
29 ЦГИА РБ, ф И-295, оп. 3, д. 16243, л. 41; 1. ДХ. с. 85; 4. Часть 1, с. 2.
30 ЦГИА РБ, ф И-295, оп. 3, с. 85; 4. Часть 5, с. 157-158.
31 http://fedpress.ru/news/02/realty/203059
тектурные чертежи и история их строительства, что предоставляет возможности реставрации и создания нового облика и новых мусульманских храмов Башкирии.
Ключевые слова: архитектура ислама; мечети Башкирии; охрана памятников; медресе; историко-культурный анализ.
Valieva R.M., Yaminova S.A. Steady elements of Muslim architecture of the post-reform period in Bashkiria. In article are considered development and existence of the third cathedral mosque and Hasaniya madrasah in Ufa and life of their priests. As a result of the conducted survey of the mosque and madrasah their architectural drawings and history of their construction are described that gives opportunities of restoration and creations of new shape and new Muslim temples of Bashkiria.
Keywords: architecture of Islam; mosques of Bashkiria; protection of monuments; madrasah; historical and cultural analysis.