Научная статья на тему 'Строительство гимназии в подмосковном Павловском посаде в начале ХХ в'

Строительство гимназии в подмосковном Павловском посаде в начале ХХ в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
258
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник МГСУ
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
СТРОИТЕЛЬСТВО / BUILDING / ЗДАНИЕ / ПРОЕКТ / PROJECT / СМЕТА / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ГИМНАЗИЯ / ПРОГИМНА-ЗИЯ / ГОРОД / CITY / ГОРОДСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ПОПЕЧИТЕЛЬНЫЙ СОВЕТ / BOARD OF GUARDIANS / CONSTRUCTION / ESTIMATE / GYMNASIA / PROGYMNASIA / CITY SELF-MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бызова О.М.

В статье рассмотрены мероприятия по преобразованию церковно-приходской школы подмосковного города Павловский посад в прогимназию, а затем в гимназию, показаны этапы и особенности строительства и перестройки здания гимназии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GYMNASIA BUILDING IN SITUATED NEAR MOSCOW PAVLOVSKY POSAD IN THE BEGINNING OF XX CENTURY

In the article actions for transformation of parish school in a progymnasia, and then in a gymnasia of situated near Moscow Pavlovsky posad are considered, stages and features of building and reorganization are shown.

Текст научной работы на тему «Строительство гимназии в подмосковном Павловском посаде в начале ХХ в»

СТРОИТЕЛЬСТВО ГИМНАЗИИ в подмосковном ПАВЛОВСКОМ ПОСАДЕ В НАЧАЛЕ XX В.

GYMNASIA BUILDING IN SITUATED NEAR MOSCOW PAVLOVSKY POSAD IN THE BEGINNING OF XX CENTURY

O.M. Вызова O.M. Byzova

ГОУ ВПО МГСУ

В статье рассмотрены мероприятия по преобразованию церковно-приходской школы подмосковного города Павловский посад в прогимназию, а затем в гимназию, показаны этапы и особенности строительства и перестройки здания гимназии.

In the article actions for transformation of parish school in a progymnasia, and then in a gymnasia of situated near Moscow Pavlovsky posad are considered, stages and features of building and reorganization are shown.

В последнее десятилетие XIX в. экономика России и в первую очередь ее промышленность претерпели такие изменения, которые позволяют говорить о качественно новом этапе социально-экономического развития, о завершении промышленного переворота. Отмечался значительный рост промышленности, увеличение численности городского населения. Так, в подмосковном Павловском посаде к концу XIX в. численность населения приблизилась к 7,5 тыс. чел., а к 1903 г. увеличилась почти вдвое и составляла уже около 14 тыс. чел. Мощным импульсом к развитию города стало открытие в 1861 г. нижегородской железной дороги. Большое влияние на формирование городской застройки оказало развитие гончарных, литейных текстильных ремесел, и особенно производство шерстяных набивных платков и шалей, получивших мировую известность и признание. В начале XX в. были построены корпуса Старо-Павловской фабрики, фабричных и сопутствующих зданий Русско-французского анонимного общества, стала развиваться городская инфраструктура: банк, типография, больница, богадельни, учебные заведения.

Строительство образовательных учреждений в подмосковном Павловском посаде во многом отражает общее состояние и развитие системы образования страны в конце XIX - начале XX в. В период контрреформ Александра III была ликвидирована автономия университетов, ограничены возможности выходцев из низших сословий в получении среднего образования, принят печально знаменитый «Циркуляр о кухаркиных детях» 1887 г. В 1888 г. по распоряжению Министерства Народного Просвещения, женская прогимназия в Павловском посаде, существовавшая с 1873 г., как не соответствующая потребностям местного населения, была преобразована в женскую церков-но-приходскую школу, с отнесением расходов по ее содержанию на городские средства. В связи с увеличением населения Павловского посада после открытия двух больших фабрик и развития местной промышленности, Городской Староста Ф.П. Манаев 28 марта 1900 г. внес в Собрание уполномоченных доклад о преобразовании церковноприходской школы вновь в прогимназию. Собрание уполномоченных признало жела-

ВЕСТНИК 4/2010

тельным и своевременным открытие в посаде женской прогимназии, поручив Старосте подготовить соответствующее ходатайство. В ответ на ходатайство, предложением №131 от 16 января 1901 г., Московский Губернатор уведомил Городское Управление, что Попечитель Московского Учебного Округа также признал своевременным открытие в Павловском посаде женской прогимназии, но рекомендовал учредить вместо прогимназии женское училище особого типа. Особенности училища: 1) общеобразовательный курс должен совпадать с курсом прогимназии, при этом программа прогимназии должна быть расширена и приспособлена к продолжению обучения в училище, срок обучения должен быть не менее 5 лет; 2) ввести в курс училища профессиональные знания по особой программе, составленной в соответствии с местными условиями и потребностями (домоводство, рукоделие, ремесла, прикладные знания и т.п.); 3) присоединить особый педагогический класс для подготовки окончивших курс к получению звания учительниц; 4) предусмотреть те же права учащихся, что и в прогимназиях. По вопросу о содержании женской прогимназии сообщалось, что расход на содержание исчисляется в 3 тыс. 258 руб., и отпущенных городом 2 тыс. руб. недостаточно. Помещение для прогимназии, в котором существует церковно-приходская школа, не соответствует своему новому назначению и потребует перестройки на 1, 5 тыс. руб. Кроме того, необходимо выстроить квартиры начальнице и по меньшей мере двум преподавательницам, с затратами до 3,5 тыс. руб. [5, 6]. В виду отсутствия свободных кредитов на 1901 г. и окончанием срока созыва Городских уполномоченных 18981902 гг., вопрос о преобразовании церковно-приходской школы в прогимназию временно был отложен. Избранное на 1902-1906 гг. Собрание Городских уполномоченных обсуждало вопрос о преобразовании церковно-приходской школы в прогимназию совместно с предложением Попечителя Московского Учебного Округа об особом типе училища 4 октября 1904 г., и единогласно признало желательным открытие женской прогимназии, временно поместив ее в здании существующей школы, которое было отремонтировано. На содержание прогимназии было отпущено из городских средств 2,5 тыс. руб. В ответ на ходатайство Попечитель Московского Учебного Округа предложением №8046 от 12 апреля 1905 г. разрешил с начала 1905/06 учебного года открыть прогимназию и предложил избрать Попечительный Совет будущей прогимназии [5, 2]. Попечительный Совет был избран Собранием Уполномоченных 29 апреля 1905 г. в составе: В.Н. Грязнова, И.П. Абрамова, М.А. Садова, В.В. Болдина, П.А. Грязновой, Т.М. Садовой, О.Я. Лабзиной, Е.Г. и В.П. Андреевых. Совет на заседании 25 июля 1905 г. избрал председателем В.В. Болдина и попечительницей О.Я. Лабзину. В самом начале деятельности Попечительный Совет обратил внимание на неудобство помещения, и так как многие из его членов состояли и Городскими уполномоченными, то при обсуждении бюджета на 1906 г., на заседании 22 ноября 1905 г. внесли предложение поставить вопрос о строительстве нового здания.

На том же заседании Собранию докладывался Высочайший Манифест 17 октября 1905 г. «Об усовершенствовании государственного порядка», которым Николай II даровал населению неприкосновенность личности и гражданские свободы: совести, слова, собраний и союзов, установил, что никакой закон не может воспринять силу без одобрения Государственной Думы. Манифест был воспринят Собранием как «Великий акт в жизни России» [5, 7]. В ознаменовании такого акта Собрание уполномоченных постановило построить новое здание женской прогимназии и внести на формирование капитала 4 тыс. руб. Такой отклик Собрания на вопрос о постройке нового здания вселил в Попечительный Совет уверенность, что приступить к постройке здания будет возможно не дожидаясь образования капитала, а привлечь к участию в строительстве местный состоятельный эле-

мент. Совету было поручено избрать место для строительства, составить проект здания и смету на его постройку. Совет на заседании 13 февраля 1906 г. признал желательным построить здание прогимназии в городском саду, на углу Царской (ныне Кирова) и Соборной (ныне Выставкина) улиц, пригласил архитектора В.П. Десятова составить план постройки и смету. По представленному проекту двухэтажного каменного здания, одобренному Попечительным Советом и Городским управлением, стоимость постройки составляла 25 тыс. руб., но Совет просил город отпустить в 1906 г. единовременно 10 тыс. руб., а 15 тыс. руб. предложил позаимствовать у частных лиц по его указанию без процентов на 3 года. Собрание уполномоченных на заседании 20 февраля 1906 г. одобрило предложения Совета о месте постройки здания и с благодарностью приняло предложение позаимствовать у состоятельных лиц для города без процентов 15 тыс. руб. на 3 года 1908, 1910, 1911. Собрание постановило выдать 4 тыс. руб. в 1906 г. и 6 тыс. руб. в 1907 г. 20 февраля 1906 г. Собрание Городских уполномоченных постановило начать постройку здания прогимназии в Городском саду по Царской ул. (15 саженей) и Соборной ул. (40 саженей) согласно плана Павловского посада, утвержденного в 1887 г., ассигновав на эти цели 25 тыс. руб. Попечительному Совету прогимназии было поручено представить на одобрение Собрания фасады и чертежи здания и подробную смету, а также организовать производство строительных работ со всеми обязательствами с архитектором и подрядчиками [2, 3].

Строительство было закончено к 1 сентября 1907 г. и Попечительный Совет представил на одобрение нового состава Собрания Городских уполномоченных, избранного на 1906-1910 гг., отчет о постройке и просил принять выстроенное здание в ведение города. Из отчета следовало, что затраты на строительство составили 32 тыс. 872 руб. 07 коп., перерасход составил 7 тыс. 872 руб. 07 коп. Из суммы перерасхода были исключены затраты на работы, не относящиеся к строительным и не предусмотренные сметой: страховка здания, строительство забора, плата сторожам, отопление здания, планировка двора и др. Перерасход на строительные работы составил 4 тыс. 986 руб. 40 коп. По заключению архитектора В.П. Десятова перерасход образовался в результате проведения дополнительных работ. Из-за плохого грунта и неровности места, занимаемого зданием, земляные и каменные работы по устройству фундамента значительно превысили сметную сумму. После появления почвенной воды в подвале, возникла необходимость в устройстве дренажа, не заложенного в смету. Указанные в смете тонкие бетонные стенки коридоров были заменены кирпичными, что потребовало более прочного фундамента и значительно повысило их стоимость. Организация полного водоснабжения с прорытием абиссинского колодца и установкой железного бака, сливных раковин и умывальников, устройство вентиляции выгребной ямы увеличили затраты. Здание было оборудовано электрической сигнализацией, не предусмотренной в смете. Вместо назначенной сметой бетонной лестницы была сооружена лестница из природного камня, более дорогого, чем бетон, а вместо простого балясника сделана железная решетка. Бетонные полы были заменены мозаичными из белого мрамора. Крыша и водосточные трубы были окрашены медянкой вместо серой масляной краски, указанной в смете. Вновь выстроенное здание осмотрел городской врач П.Ф. Пелевин, и нашел его вполне удовлетворяющим санитарно-гигиеническим требованиям и готовым к открытию [2, 1об.]. По предложению Городского Старосты И.Я. Кулакова постановили осмотреть здание всем Собранием. 7 сентября 1907 г. Городские уполномоченные собрались во вновь построенном здании женской прогимназии. Осмотрев постройку, пришли к выводу, что здание выстроено согласно утвержденному плану, все работы выполнены превосходно, перерасход вызван необходимостью, отчет о строительстве составлен правильно и на все истраченные суммы имеются оп-

ВЕСТНИК 4/2010

равдательные документы. Постановили: принять от Строительной комиссии выстроенное здание в ведение города и утвердить отчет о постройке; просить Попечительный Совет прогимназии пожертвовать городу сумму перерасхода, так как Городскому Управлению с 1907 г. предстояло еще открыть начальные училища, а новых источников доходов не предвиделось. Члены Попечительного Совета О.Я. Лабзина, В.Н. Гряз-нов, П.А. Грязнова, И.П. Абрамов, В.В. Болдин, Ф.Г. Краснов ответили согласием и принесли в дар городу 7 тыс. 872 руб. 07 коп.

Сразу после принятия нового здания в ведение города жители Павловского посада поставили перед Городским Управлением вопрос о преобразовании прогимназии в гимназию. Собрание уполномоченных 10 сентября 1907 г. признало желательным открыть в посаде женскую гимназию. Разрешением Попечителя Московского Учебного Округа от 4 апреля 1908 г. за №9323, с начала 1908/09 учебного года была открыта гимназия [7, 4]. 4 декабря 1909 г. Городское Управление направило Председателю Педагогического Совета копии с двух билетов Общественного банка Павловского посада на 300 руб. и на 100 руб. в качестве неприкосновенного капитала гимназии [3, 6]. Гимназия располагалась в здании, построенном для прогимназии, но с открытием новых классов возникла необходимость дополнительных помещений. Попечительный Совет гимназии на заседании 6 июня 1911 г., постановил просить Городского Старосту быть членом строительной комиссии по расширению здания гимназии и ходатайствовать о выделении из запасного капитала посада 15 тыс. руб., ассигнованных Собранием городских уполномоченных созыва 1910-1914 гг. на указанные нужды [1, 158]. Городское Управление одобрило план пристройки к зданию гимназии и переустройства отопления с общими затратами в 21 тыс. руб., из которых 3 тыс. руб. принесли в дар городу О.Я. Лабзина, В.Н. Грязнов и П.А. Грязнова, а 18 тыс. руб. было отпущено из городских средств [5, 9]. С расширением здания гимназии и назначением по распоряжению Попечителя Московского Учебного Округа с 20 августа 1911 г. Председателем Педагогического Совета М.Д. Папаянова, внимание Городского Самоуправления к делам гимназии усилилось. 3 октября 1911 г. М.Д. Папаянов представил в Попечительный Совет докладную записку о неотложных нуждах гимназии. По учебной части предлагалось увеличение вознаграждения преподавательскому персоналу с доведением его до нормы казенной женской гимназии Министерства Народного Просвещения; широкое приобретение учебных пособий по всем предметам учебных планов; учреждение института классных воспитательниц; введение уроков гимнастики, танцев, музыки, игр, гигиены и др. По хозяйственной части планировалось увеличение штата прислуги; организация чая для детей во время перерыва; приобретение длинных скамеек и столов для завтрака, подготовки к урокам, отдыха учениц и пр.; проведение электрического звонка в нижний и верхний коридоры; устройство приспособлений для автоматического закрытия дверей во избежание охлаждения помещения; очистка и натирание паркетных полов. Рекомендовалось предоставить в пользование и обязать прислугу быть при исполнении служебных обязанностей в форменном платье определенного покроя. В целях увеличения средств для развития образования предлагалось повысить плату за обучение, которая могла быть понижена постановлениями Попечительного Совета в отношении каждой из нуждающихся учениц и ходатайствовать перед Городским Управлением об увеличении субсидии. Рост населения Павловского посада, а также открытие особенно дорогостоящих V, VI, VII, VIII классов гимназии, требовали повышенных расходов, а между тем пособие города увеличено не было [1, 167]. Наряду с учебными занятиями в гимназии проводились праздничные балы [1, 159], литературно-музыкальные вечера [6, 3], экскурсии [4, 9; 7, 8об].

Заслушав на заседаниях 17 и 23 октября 1911 г. докладную записку М.Д. Папаянова, Попечительный Совет постановил: повысить плату за обучение; довести до сведения Городского Самоуправления необходимость увеличения выдаваемой гимназии субсидии на 3 тыс. руб. в год; присоединиться к направленному Городскому Старосте М.Д. Папаяновым заявлению с просьбой принять активное участие в делах гимназии путем посещения с решающим голосом заседаний Педагогического Совета Городским Старостой или избранным из Уполномоченных лицом. Обсудив докладную записку Попечительного Совета гимназии о состоянии учебной части, Собрание Городских уполномоченных постановило: в дополнение ежегодного пособия на содержание гимназии в размере 4 тыс. руб. назначить дополнительное пособие на 1912 и 1913 гг. по 2 тыс. руб. [5, 9].

Павлово-посадская женская гимназия принадлежала к высшей категории учебных заведений. Гимназии общественные, как павлово-посадская, у которых не было владельцев, извлекающих выгоду, считались в России образцовыми. Потребность в существовании гимназии доказывалась числом учащихся - свыше 260 [7, 5об.], необходимость в изыскании средств и способов к расширению учебной базы осознавалась руководством гимназии и городскими властями, предпринимались соответствующие меры для того, чтобы гимназия отвечала своему назначению.

Бурные события XX в. во многом изменили архитектурный облик Павловского Посада, но здание гимназии выстояло и уже более ста лет служит делу народного образования. В настоящее время в нем расположена общеобразовательная школа №2.

Литература

1. ЦИАМ. Ф.670. Оп.1. Д.28.

2. ЦИАМ. Ф.670, Оп.1. Д.39.

3. ЦИАМ. Ф.670, Оп.1. Д.40.

4. ЦИАМ. Ф.670, Оп.1. Д.46.

5. ЦИАМ. Ф.670, Оп.1. Д.58.

6. ЦИАМ. Ф.670, Оп.1. Д.65.

7. ЦИАМ. Ф.670. Оп.1. Д.72.

The literature

1. CIAM. F.670. Op.1. D.28.

2. CIAM. F.670, Op.1. D.39.

3. CIAM. F.670, Op.1. D.40.

4. CIAM. F.670, Op.1. D.46.

5. CIAM. F.670, Op.1. D.58.

6. CIAM. F.670, Op.1. D.65.

7. CIAM. F.670. Op.1. D.72.

Ключевые слова: строительство, здание, проект, смета, образование, гимназия, прогимназия, город, городское самоуправление, попечительный совет.

Key words: construction, building, project, estimate, education, gymnasia, progymnasia, city, city self-management, board of guardians.

Телефон/факс: 8(499)183-21-29;

e-mail: history@mail.ru

Рецензент: Мунчаев Шамиль Магомедович, доктор исторических наук, профессор, ГОУ ВПО Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.