Научная статья на тему 'Порядок расходования государственных пособий на строительные нужды для реализации программы всеобщего обучения в России в начале ХХ в'

Порядок расходования государственных пособий на строительные нужды для реализации программы всеобщего обучения в России в начале ХХ в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
99
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник МГСУ
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ШКОЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО / SCHOOL BUILDING / ПРОЕКТ / PROJECT / ПЛАН / PLAN / СМЕТА / КРЕДИТ / CREDIT / ВСЕОБЩЕЕ НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / GENERAL ELEMENTARY EDUCATION / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / УЧИЛИЩНЫЙ СОВЕТ / ESTIMATE / CITY SELF-MANAGEMENT / SCHOOL COUNCIL

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бызова О.М.

В статье на основе архивных документов показаны мероприятия, которые проводились в начале XX в. органами государственного управления России, по решению задач школьного строительства и постепенного введения в стране всеобщего начального обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORDER OF THE EXPENDITURE OF WELFARE PAYMENTS FOR BUILDING NEEDS FOR REALIZATION OF THE PROGRAM GENERAL EDUCATION IN RUSSIA IN THE BEGINNING OF XX CENTURY

In article on the basis of archival documents are shown the actions which were spent in the beginning of XX century by state bodies of Russia, under the decision of problems of school building and gradual introduction in the country of general elementary education.

Текст научной работы на тему «Порядок расходования государственных пособий на строительные нужды для реализации программы всеобщего обучения в России в начале ХХ в»

ПОРЯДОК РАСХОДОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПОСОБИЙ НА СТРОИТЕЛЬНЫЕ НУЖДЫ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ВСЕОБЩЕГО ОБУЧЕНИЯ В РОССИИ В НАЧАЛЕ

XX В.

ORDER OF THE EXPENDITURE OF WELFARE PAYMENTS

FOR BUILDING NEEDS FOR REALIZATION OF THE PROGRAM GENERAL EDUCATION IN RUSSIA IN THE BEGINNING OF XX CENTURY

O.M. Вызова

O.M. Byzova

ГОУ ВПО МГСУ

В статье на основе архивных документов показаны мероприятия, которые проводились в начале XX в. органами государственного управления России, по решению задач школьного строительства и постепенного введения в стране всеобщего начального обучения.

In article on the basis of archival documents are shown the actions which were spent in the beginning of XX century by state bodies of Russia, under the decision ofproblems of school building and gradual introduction in the country of general elementary education.

Период 90-х годов XIX в. связан с интенсивным развитием капитализма в стране и задачами индустриализации. Экономические реформы привели к необходимости реформирования сферы образования. Цель реформы состояла в том, чтобы привести систему образования страны в соответствие с уровнем развития капиталистических отношений. В этот период растет количество университетов, факультетов в них, возникает широкая сеть образовательных учреждений. Существенно расширяется круг лиц, получивших доступ к обучению. Возможности получения образования существенно расширились после земской реформы 1864 г., когда появились выборные всесословные органы местного самоуправления - земства, создание которых привело к развитию различных форм школьного и внешкольного обучения: библиотек, народных чтений, клубов, театров. Значительно возросла роль общественности в системе образования: создавались попечительские советы, основывались педагогические общества, собирались педагогические съезды. Широкую просветительскую деятельность развернули такие общественные организации, как Московский и Петербургский комитеты грамотности. Получило развитие женское образование. К концу 1913 г. в стране насчитывалось 965 женских гимназий и высших женских курсов В связи с увеличением количества женщин, работавших на промышленных предприятиях, встал вопрос о дошкольном воспитании. В 1890-х гг. в связи с ростом безнадзорности стали возникать отдельные бесплатные детские сады. В 1909 г. под

давлением общественности в смете Министерства народного просвещения появилась статья «На занятия с детьми дошкольного возраста», но ассигнования эти составляли примерно 1 копейку в год на ребенка [2, 1].

Развитие начального образования России также происходило с отставанием от потребностей времени и ведущих европейских стран. Процесс перехода на всеобщее обязательное обучение в Европе начался еще в 70-х гг. XIX в., но охватил небольшое количество стран. Например, обязательное начальное образование в Швеции было введено в 80-х гг. XIX в., закон об обязательном обучении всех детей с 5 до 12 лет в Великобритании был принят в 1870 г., Франция ввела бесплатное обязательное светское обучение детей с 6 до 13 лет в 1882 г. Однако Россия, внесшая значительный вклад в развитие мировой культуры, к концу XIX в. имела довольно низкие показатели грамотности своего населения. Хотя в 60-90-х гг. XIX в. количество начальных и средних школ увеличилось в 9-10 раз, достичь преобладающей грамотности населения страны не удалось. По переписи 1897 г. грамотные в целом по стране составляли всего 22,3%. Среди женщин этот процент был еще ниже, 88% из них были неграмотными. Около 80% детей не могли посещать даже начальную школу. Многие же из тех, кто поступали в 1-й класс, не оканчивали 4-й класс, так как вынуждены были идти работать. На официальном уровне рассматривался вопрос о снижении возраста поступления в начальную школу с 8 до 7 лет, чтобы дети могли ее окончить до 12 лет. На всю страну со 150-миллионным населением насчитывалось 150 тыс. учителей, из которых 60 тыс. были законоучителями, т.е. священнослужителями, и преподавали закон божий [3, 2].

В начале XX в. положение изменилось в лучшую сторону. С 1908 г. стало внедряться обязательное бесплатное начальное образование, которое планировалось сделать всеобщим к 1922 г. Для этого каждый год дополнительно открывалось более 10 тыс. государственных школ и к 1913 г. их число достигло 130 тыс. Причины усиления внимания государства к народному образованию заключались в том, что резкий подъем промышленного производства, строительства, транспорта, торговли потребовал привлечения новых рабочих, ряды которых росли за счет деревни. Многие их них были абсолютно неграмотны, следовало дать им хотя бы начальное обучение. Закон от 3 мая 1908 г. «Об отпуске 6 900 000 рублей на нужды начального образования» предусматривал выделение указанной суммы ежегодно с 1 января 1908 г. по смете Министерства народного просвещения сверх обычных ассигнований.

Для достижения общедоступности начального образования Министерство народного просвещения разработало и направило в губернии ряд указаний, которыми предписывалось:

согласно п.3 закона от 3 мая 1908 г., выдавать с 1 сентября 1910 г. преподавателям всех училищ, содержащихся на средства города, установленный законом оклад жалованья - учителю или учительнице не ниже 360 руб. в год, законоучителю (на 100 детей школьного возраста) не ниже 60 руб. в год;

согласно п.6 закона от 3 мая 1908 г., установить бесплатное обучение для учащихся во всех училищах, содержащихся на средства города;

освободить сельские общества от расходов по хозяйственному содержанию всех земских училищ с принятием их всецело на средства земства;

не уменьшать в последующие годы размера земских ассигнований, назначенных на содержание начальных училищ;

обеспечить при введении всеобщего начального обучения хозяйственное содержание существующих в уезде министерских училищ, с освобождением от него

крестьянских обществ и приравнять содержание учительского персонала указанных училищ к содержанию учителей земских училищ [4, 75-76].

Министерством народного просвещения были разработаны циркуляры о порядке расходования государственных пособий, назначенных на строительные нужды и введение всеобщего обучения. Директорам народных училищ предписывалось вносить пособия на начальное образование и школьное строительство в расходные расписания на имя земских и городских управ для выдачи по непосредственным их требованиям с указанием размеров и сроков выдач. Пособия могли выдаваться ежемесячно в размере 1/12 части годовых ассигнований.

Законом от 22 июня 1909 г. при Министерстве народного просвещения был образован школьно-строительный фонд и установлены правила о выдаче пособий из средств казначейства на строительные нужды начальных училищ Министерства.

Попечителям учебных округов были даны разъяснения по применению на практике установленных законом от 22 июня 1909 г. особых правил о выдаче пособий из казны на строительные надобности начальных училищ на местах.

Министр народного просвещения циркулярным предложением от 12 июля 1910 г. №18956 разъяснил, что при получении директорами и инспекторами народных училищ из министерства ассигнований для выдачи пособий местным общественным и сословным учреждениям на строительные нужды начальных училищ, указанные ассигнования должны передаваться им незамедлительно и во всей сумме в виде прямых кредитов казны. В качестве оправдательных документов о расходовании выделенных сумм получившими их учреждениями в местные органы Государственного контроля должны были представляться акты приема школьных зданий, подписанные представителями Министерства народного просвещения и тех местных общественных учреждений, которым были выданы пособия.

Наблюдение за исполнением принятых на себя общественными учреждениями обязательств перед Министерством народного просвещения о том, что срок постройки школьных зданий не должен превышать двух лет (ст.7 Правил), что сооружаемое здание должно служить исключительно для надобностей народного образования, страховаться и ремонтироваться на местные средства (ст.6 Правил), было возложено на директоров и инспекторов народных училищ [5, 1-6].

По Правилам 22 июня 1909 г. о выдаче пособий из казны на школьное строительство Уездные училищные советы должны были давать отзывы по строительной смете и о том, насколько план постройки и избранное для нее место отвечали правилам о школьных помещениях, изданным Министерством народного просвещения [5, 11]. Однако, в правилах не было указано, кем должны составляться планы построек и сметы на строительство: специалистом техником, подрядчиком строительных работ или Земскими управами, а также не было прописано, что подлежало отзыву Училищного совета: примерный план всего комплекса школьных зданий или отдельные планы на каждую постройку. В письме Попечителя Московского учебного округа от 7 декабря 1910 г. №43582 были даны следующие разъяснения: при проектировании школьных построек рекомендовалось руководствоваться принятыми в Министерстве народного просвещения нормами, изложенными в циркуляре по Министерству от 1 августа 1909 г. №18108; планы и сметы могли составляться всяким учреждением или лицом с соблюдением требований, изложенных в предложении Министерства народного просвещения от 7 февраля 1906 г.; отзыву Училищного совета подлежали все проекты школьных построек, для которых запрашивалось пособие или ссуда из школьно-строительного фонда Министерства народного просвещения [5, 10].

Уже с 1909 г. государственные пособия на введение начального обучения и строительные нужды стали поступать в уездные земства и органы городского самоуправления. Так, распоряжением Министерства народного просвещения от 19 ноября 1909 г. №28051 Попечителю Московского учебного округа сообщалось о назначении пособий на введение всеобщего обучения и школьное строительство, в числе других, следующим уездным земствам округа: Судогорскому и Меленковскому Владимирской губернии, Кинешемскому, Буйскому, Юрьевецкому Костромской губернии, Семеновскому, Балахнинскому, Горбатовскому Нижегородской губернии, Скопинскому и Спасскому Рязанской губернии, Ростовскому Ярославской губернии, Ельнинскому и Смоленскому Смоленской губернии, Ржевскому, Новоторжокскому, Вышневолоцкому, Калязинскому, Старицкому Тверской губернии, Каширскому Тульской губернии и Тульскому городскому управлению.

Министерство народного просвещения признало возможным выделить уездным земствам, в дополнение к ранее установленным ежегодным постоянным пособиям, начиная с 1910 г., новые пособия, размеры которых приведены в таблице.

Наименование уездного земства Размер ежегодного пособия (руб.) Размер ежегодного дополнительного пособия, начиная с 1910 г. (руб.) В том числе на строительные нужды (руб.)

Судогорское 23 010 10 940 6 410

Меленковское 44 460 3 510 -

Кинешемское 15 990 13 650 -

Юрьевецкое 15 990 - 23 010

Буйское 21 060 21 060 -

Горбатовское 30 920 16 770 6 150

Балахнинское нет данных 1 560 -

Семеновское 10 430 - 16 770

Скопинское 33 540 - 6 960

Спасское 46 700 6 240 -

Ростовское 19 279 30 420 18 020

Ельнинское 31 590 11 440 11 440

Смоленское 24 190 19 500 9 094

Ржевское 57 330 16 770 3 510

Новоторжокское 27 300 61 620 45 721

Вышневолоцкое 39 000 7 020 -

Калязинское 30 030 9 360 1 010

Старицкое 26 520 8 970 -

Каширское 12 900 17 272 -

Тогда же Тульскому городскому управлению было назначено ежегодное пособие в размере 3 510 руб. в дополнение к постоянному пособию в размере 15 210 руб., начиная с 1910 г. Кроме того, Министерство народного просвещения признало возможным отпустить в 1910 г. единовременно на оборудование 29 новых училищ классной мебелью и принадлежностями по 275 руб. на каждое, всего 7 975 руб.

Приведенные в таблице данные позволяют сделать вывод о том, что поставленная задача постепенного введения всеобщего бесплатного обязательного начального

обучения в России носила отнюдь не пропагандистский и декларативный характер. Это была конкретная, подкрепленная значительными финансовыми ресурсами работа.

Министерством народного просвещения был установлен четкий порядок выплаты государственных пособий на строительные нужды и введение всеобщего обучения на местах. Перед выдачей указанных пособий Министерство обязало земские учреждения и городские управления выразить согласие на получение пособий в размере, определяемом из расчета количества учащихся и необходимости в открытии и строительстве новых училищ, а так же принять на себя связанные с этим дополнительные обязательства по составлению школьной сети, финансового плана и карты уезда, которые должны быть утверждены Земским собранием, рассмотрены и одобрены Училищным советом [4, 118]. Кроме того, предписывалось ежегодно представлять сведения о количестве учительского персонала и учащихся [6, 3].

Распоряжением Министерства просвещения от 19 ноября 1909 г. уездным земствам было предложено открыть с сентября 1909 г. новые училища, а именно Судогорскому - 8 новых училищ; Меленковскому - 9; Кинешемскому - 6; Горбатовскому - 9; Балахнинскому - 3; Ростовскому - 6; Ельнинскому - 9; Смоленскому - 7; Ржевскому - 15; Новоторжокскому - 3; Вышневолоцкому - 10; Калязинскому - 8; Старицкому - 8. Тульскому городскому управлению предписывалось открыть с сентября 1909 г. 3 новых училища. Таким образом, только в Московском учебном округе с 1 сентября 1909 г. было открыто 104 новых училища. При этом земским учреждениям надлежало, не уменьшая общей суммы ассигнования из средств земского самоуправления на народное образование, сумму, выделенную для освобождения земству средств на постройку и ремонт школьных зданий, показывать в смете отдельной строкой на школьно-строительные нужды.

14 апреля 1910 г. Министерством народного просвещения было принято решение о выдаче городу Москве пособий на нужды начального образования и школьное строительство: в 1911 г. - 145 600 руб., в 1912 г. - 254 800 руб., в 1913 г. - 364 000 руб., в 1914 г. ив последующие годы по 436 800 руб. [4, 213-215].

Кроме того, своими распоряжениями Министерство народного просвещения установило с 1910 г. ежегодные пособия на введение начального обучения и назначило в 1910 г. дополнительные единовременные пособия на строительные нужды уездным земствам Московской губернии в следующих размерах: Богородскому - 14 736 руб. ежегодно и 1 500 руб. единовременно, Бронницкому - 32 700 руб. и 20 300 руб., Волоколамскому - 35 880 руб. и 26 500 руб., Дмитровскому - 41 340 руб. и 17 000 руб., Клинскому - 51 090 руб. и 36 900, а также ссуды в 20 000 руб. на постройку и оборудование школьных зданий, Подольскому - 32 370 руб. и 26 700 руб., а также ссуды в 23 000 руб. на постройку и оборудование школьных зданий, Рузскому - 26 520 руб. и 10 730 руб., Серпуховскому - 20 000 руб. единовременно на постройку школьных зданий [4, 224-280].

В целом за период 1894-1914 гг. бюджет Министерства народного просвещения вырос в 6 раз, что позволило увеличить число учащихся в начальных, средних и высших учебных заведениях в 3 раза. За период 1904-1914 гг. в расходные статьи бюджетов местных земств и городских управ ежегодно в среднем закладывалось 18% на развитие народного образования, включая введение всеобщего начального обучения и строительные нужды, а в отдельных случаях практически доходило до 40%. Наряду с Министерством народного просвещения, земскими и городскими органами самоуправления, значительные средства на развитие образования и строительство учебных заведений выделяли Святейший Синод, Военное министерство, Министерства

торговли и промышленности, внутренних дел, юстиции, путей сообщения, финансов и др. В 1912 г. Третья Государственная Дума удвоила смету расходов на народное образование, а в 1913 г. суммарный бюджет Министерства народного просвещения достиг 500 млн. руб. и составил 5% от государственного [1, 364]. Известно, что намеченный план введения всеобщего бесплатного обязательного начального обучения и школьного строительства выполнялся вплоть до начала первой мировой войны. По понятным причинам реализовать его полностью в намеченные сроки не удалось.

Таким образом, в начале XX в. император Николай II и Правительство России не только осознавали необходимость введения всеобщего обучения и расширения школьного строительства, но и обеспечили, во взаимодействии с Государственной Думой, выделение значительных средств на решение этих задач. Намеченный план введения всеобщего бесплатного начального обучения и школьного строительства выполнялся вплоть до 1914 г. Однако, создать систему всеобщего обучения на данном историческом этапе не удалось. Начавшаяся первая мировая война и последовавшие за ней революции не позволили реализовать эти замыслы, и всеобщее бесплатное начальное образование в стране было достигнуто уже при советской власти в 1934 г.

Литература

1. Алешкин A.M., Калмыков А.Г. Думы Таврического дворца: Государственная Дума России. 1906-2006. М., 2006.

2. ЦИАМ. Ф.528. Оп.1. Д.2331.

3. ЦИАМ. Ф.528. Оп.1. Д. 2303.

4. ЦИАМ. Ф.459. Оп.4. Д.5390.

5. ЦИАМ. Ф.459. Оп.4. Д.5748.

6. ЦИАМ. Ф.459. Оп.4. Д.5767.

Literature

1. Aleshkin A.M., Kalmykov A.G. Dumy Tavricheskogo dvortsa: Gosudarstvennaya Duma Rossii. 1906-2006. M., 2006.

2. CIAM. F.528. Op.1. D.2331.

3. CIAM. F.528. Op.1. D.2303.

4. CIAM. F.459. Op.4. D.5390.

5. CIAM. F.459. Op.4. D.5748.

6. CIAM. F.459. Op.4. D.5767.

Ключевые слова: школьное строительство, проект, план, смета, кредит, всеобщее начальное образование, местное самоуправление, училищный совет

Keywords: school building, project, plan, estimate, credit, general elementary education, city self-management, school council

телефон/факс автора: 8(499)183-21-29; e-mail автора: history@mgsu.ru

Рецензент: Лукманова Инесса Галеевна, доктор экономических наук, профессор ГОУ ВПО Московский государственный строительный университет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.