Научная статья на тему 'Роль земств Центральной России в развитии народного просвещения в начале ХХ века'

Роль земств Центральной России в развитии народного просвещения в начале ХХ века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
420
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНЫ ЗЕМСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / НАЧАЛЬНОЕ И СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЦЕНТРАЛЬНАЯ РОССИЯ / ПРАВИТЕЛЬСТВЕННАЯ ПРОГРАММА СУБСИДИЙ И ИНВЕСТИЦИЙ В ШКОЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО / ZEMSTVO SELF-GOVERNMENT ORGANS / PRIMARY AND SECONDARY EDUCATION / CENTRAL RUSSIA / GOVERNMENTAL PROGRAM OF SUBSIDIES AND INVESTMENTS TO SCHOOL BUILDING

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Петровичева Елена Михайловна

Статья посвящена деятельности органов земского самоуправления в начале ХХ века, в период, предшествующий началу первой мировой войны. Автор анализирует роль земств в развитии народного образования в провинции Центральной России, показывает расширении его компетенций в этой сфере в исследуемый период и выявляет степень участия правительства в решении этой важной государственной задачи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Central Russia Zemstvos' role in people's educational development in the early 20th century

The article is devoted to the activities of the Zemstvo self-government at the beginning of the 20th century, in the period preceding the outbreak of World War I. The author analyzes the role of the Zetmstvo in the development of public education in the provinces of Central Russia, shows the expansion of its competences in this area and reveals the degree of government involvement in solving of this important national problem.

Текст научной работы на тему «Роль земств Центральной России в развитии народного просвещения в начале ХХ века»

ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 371

Петровичева Елена Михайловна

доктор исторических наук, профессор Владимирский государственный гуманитарный университет

[email protected]

РОЛЬ ЗЕМСТВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ РОССИИ В РАЗВИТИИ НАРОДНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА

Статья посвящена деятельности органов земского самоуправления в начале ХХ века, в период, предшествующий началу первой мировой войны. Автор анализирует роль земств в развитии народного образования в провинции Центральной России, показывает расширении его компетенций в этой сфере в исследуемый период и выявляет степень участия правительства в решении этой важной государственной задачи.

Ключевые слова: органы земского самоуправления, начальное и среднее образование, Центральная Россия, правительственная программа субсидий и инвестиций в школьное строительство.

Т Тародное образование было приоритет-

I---1 ным направлением деятельности зем-

.X. -X ских учреждений. Их работа в этой сфере продолжает привлекать внимание исследователей [2], однако целый ряд вопросов, особенно относящихся к периоду думской монархии, остается недостаточно изученным. Среди них - проблема взаимоотношения органов самоуправления с правительством и степень участия последнего в земской работе по развитию образования в провинции.

Просветительская деятельность земств стала активизироваться уже в 90-е годы XIX в. и испытала небывалый подъем в начале XX в. Мы обратились к изучению работы земских учреждений в этой сфере на материалах шести центральнороссийских губерний - Владимирской, Костромской, Ярославской, Нижегородской, Рязанской и Тульской в период, предшествовавший первой мировой войне.

Как свидетельствуют источники, главное внимание земства уделяли введению всеобщего начального обучения. Губернские земства неоднократно обращались с ходатайствами о введении всеобщего обучения в Министерство просвещения; к началу 1907 г. было подано 119 таких ходатайств [10, 1910 г., N° 1, с. 23]. С конца XIX в. земства начали разрабатывать планы школьных мероприятий и составлять школьные сети [10, 1910 г., № 1, с. 23; 16, с. 65,67].

С начала XX в. проекты введения всеобщего обучения стали рассматриваться в правительстве. Революция 1905-1907 гг. высветила необходимость скорейшего разрешения этого вопроса.

Приступив к реформам, правительство Столыпина уделило самое серьезное внимание развитию народного образования и, прежде всего, введению всеобщего начального обучения, и это не было случайностью [21, с. 23]. В начале XX в. Россия вступила в решающую стадию модернизации, постепенно выдвигаясь в число индустриально-развитых капиталистических стран. Проходившая в стране индустриализация обусловила небывалую потребность страны в образованных кадрах. Кроме того, от уровня грамотности населения, его нравственных понятий, мировоззрения во многом зависело то, как будут восприниматься обществом проводимые властью реформы.

С 1907 г. правительственные и общественные законопроекты, направленные на реформирование системы образования, стали обсуждаться в Думе. В период деятельности Государственной Думы третьего и четвертого созывов были приняты законы о введении всеобщего начального образования, об улучшении материального положения учителей начальной и средней школы, об учреждении новых учительских институтов и семинарий, об организации педагогических курсов, о введении новых программ преподавания в средней школе, о развитии профессионально-технического образования и др.

Тогда же, в 1907 г., земствам стали выдаваться государственные пособия, которые приняли более планомерный характер после выхода закона от 3 мая 1908 г. о повышении ассигнований на начальное образование. До этого затраты на начальную школу несли в основном земства и сельские общества, Министерство народного просве-

щения выделяло незначительные суммы. В последующие годы государственное субсидирование начальной школы существенно выросло. Уже в 1909 г., по данным об источниках покрытия расходов на мероприятия по народному образованию 51-го уездного земства шести исследованных нами губерний Российского Центра (Владимирской, Костромской, Ярославской, Нижегородской, Тульской и Рязанской) [11, с. 98-99] (Подсчеты автора. Число уездов, по которым имеются сведения, составляет 73% и является весьма представительным), доля Министерства просвещения составляла 29,3% (в то время как доля уездных земств - 61,28%, губернских земств - 4,2%) (Оставшиеся 5,22% расходов на народное образование оплачивались из поступлений от городов, крестьянских обществ, частных лиц, благотворительных организаций, иных ведомств, кроме Министерства народного просвещения, из специальных капиталов земств и др. источников).

С 1906 по 1914 гг. правительственные ассигнования на начальное обучение в стране увеличились в семь раз (с 7 до 49 млн. руб.), не считая ссуд и безвозвратных пособий на школьное строительство, выделявшихся в соответствии с законами от 22 июня 1909 г. и 23 июня 1912 г [3, с. 392]. Большая часть этих сумм поступила в земства.

Размеры государственных пособий были очень внушительными, хотя выдавались они неравномерно. Так, в 1909 г. среди шести исследуемых губерний наибольшие пособия от государства получили уездные земства Рязанской губернии: казна покрыла 42,7% их расходов на народное образование; в Нижегородской губернии в 1909 г. этот показатель составлял 32,6%, в Тульской - 30,3%, в Ярославской - 22,8%, а во Владимирской - 18%. [11, с. 98-99]. Внутри губерний также проявлялась неравномерность выдачи казенных пособий; при этом в первую очередь государство субсидировало те земства, которые и сами несли соответствующие расходы [19, Ф. 733. Оп. 187. Д. 330. Л. 3, 40 об.-45; 9, с. 176, 177].

Государственное субсидирование позволило существенно увеличить земские расходы на просвещение. Сумма ассигнований уездных земств Костромской губернии на народное образование в 1910 г. равнялась 1 млн. 80 тыс. руб. и составляла 32% их общего бюджета, а в 1911 г. она возросла до 1 млн. 304 тыс. руб. и составила уже 34,9% общего бюджета [9, с. 170]. Ассигнования всех уездных земств Нижегородской губернии на на-

родное образование в 1905 г. равнялись 449,4 тыс. руб., что составило 25,2% бюджета, в 1910 г. - уже 842,1 тыс. руб. (30,6%), а в 1913 г. - 1 млн.749 тыс. руб. или 39,8% от всего бюджета уездных земств [23, с. 106].

Ассигнования в области народного образования росли в те годы значительно быстрее, чем в других отраслях земской деятельности, обогнав даже расходы на медицинское обслуживание населения. В 1914 г. расходы на народное образование составили: во Владимирской губернии 33,9% от всего бюджета, в Костромской - 23,6%, Нижегородской - 30,2%, Рязанской - 31,7%, Тульской -22,4%, Ярославской - 20,2%. Размеры выделяемых средств различались по губерниям, но везде они составляли самую крупную статью в земских расходных сметах [8].

В первую очередь эти средства шли на развитие школьного дела. На содержание школ земства выделяли в среднем половину всех своих расходов на народное образование, хотя по губерниям и годам этот показатель сильно варьировался. Ярославское губернское земство, например, в 1909 г. выделило на содержание земских школ 73,1% от всех своих расходов на народное образование [22, с. 3]. Земские ассигнования на содержание школ в думский период непрерывно росли. Так, смета расходов на содержание земских школ Муромского уездного земства (Владимирской губ.) в 1907 г. составляла 25,8 тыс. руб., в 1909 г. она поднялась до 30,5 тыс., в 1911 г. - до 33,7 тыс., в 1912 г. - до 65 тыс., а в предвоенном

1913 г. - уже до 72,6 тыс. руб., увеличившись за прошедшие 6 лет в 2,8 раза [7].

Сами земцы отмечали, что, «начиная с 1908 и 1909 гг., развитие начального образования в земских губерниях двинулось вперед с такой быстротой, о которой раньше нельзя было и мечтать». Этому способствовало и принятие закона от 22 июня 1909г., по которому при Министерстве народного просвещения был образован школьно-строительный фонд им. Петра Великого для выделения земствам ссуд и безвозвратных пособий [10, 1910 г., № 1, с. 23]. С изданием законов, дававших приток в земские бюджеты новых денежных средств, началось небывалое оживление в земском школьном строительстве центральных губерний [19, Ф. 1288. Оп. 3. 1912 г. Д. 21. Л. 18 об.; Д. 86. Л. 2 об.; 9, с. 174]. На каждые 100 тыс. жителей теперь открывалось по 8-10 школ в год, т.е. на 70 млн. сельского населения земской России - по

5000-7000 школ. Масштабность этих цифр станет понятной, если учесть, что в прежние годы земство открывало в лучшем случае не более 700 школ ежегодно [10, 1910 г. N° 7, с. 519-520].

Если сравнить объем строительства земских школ в уездах центральных губерний, воспользовавшись данными о расходах на эти цели в 1907-

1910 гг., то станет очевидным, что наивысшим он был в Московском уезде. В школьное строительство здесь было вложено 368,7 тыс. руб. В Рязанской губернии в этом плане лидировали Скопин-ский и Спасский уезды, расходы на школьное строительство в которых в 1907-1910 гг. составили 270 и 182 тыс. руб. соответственно; во Владимирской губернии - Владимирский уезд (175 тыс. руб.); в Ярославской губернии - Ростовский уезд (150 тыс. руб.); в Нижегородской губернии - Нижегородский и Макарьевский уезды (160,4 и 108,1 тыс. руб. соответственно). Существенно ниже уровень ассигнований на развитие школьного строительства в эти годы был в Костромской губернии; больше всего средств было выделено в Кинешемском уезде - 48 тыс. руб. [15]. Однако в последующем темпы роста школьного строительства в Костромской губернии существенно выросли, обогнав другие центральные губернии.

С 1903 по 1914 гг. количество земских школ в исследуемых губерниях выросло очень заметно - в среднем на 112%: в Костромской - на 176%; во Владимирской - на 102,6%, в Нижегородской -на 122%, в Рязанской - на 105%, в Тульской на 95% и в Ярославской на 69%.

Степень участия государства в развитии начального образования наглядно прослеживается в данных о доходной части бюджетов земских сельских школ по переписи 18 января 1911 г. Среди доходов одноклассных сельских школ шести изучаемых губерний земские средства составляли в среднем 38,3%, а государственные пособия -41% составляли пособия от казны (варьируясь от

145,5 тыс. руб. в Ярославской губернии до 404 тыс. руб. в Рязанской); все остальные источники давали 20,7% доходов.

В доходах двухклассных сельских школ в шести исследуемых губерниях земские средства в среднем давали 46,8% бюджета, пособия от государства по-прежнему превышали их - 47,6%, приближаясь к половине школьного бюджета по всему исследуемому региону, но сильно отличаясь по отдельным губерниям - от 1140 руб. во

Владимирской губернии - до 28086 руб. в Нижегородской) [10, 1914 г., № 21, с. 1291; 10, 1914 г., № 23, с. 1415].

Земская общественность активно обсуждала вопрос о сроках введения всеобщего обучения. Высказывались различные точки зрения: Министерство народного просвещения предлагало принять 10-летний срок, Лига образования, включавшая ряд известных земских деятелей, преимущественно из числа кадетов, настаивала на пятилетнем периоде, а октябристы выдвигали срок до 20 лет [10, 1910 г., № 4, с. 298]. Большинство земств считало приемлемым срок в 9-10 лет. Приводимые ниже сведения указывают средний срок, в который уездные земства центральных губерний предполагали ввести всеобщее начальное обучение: Владимирская губ. - 9 лет; Воронежская губ. -

10,5 лет; Калужская губ. - 10,3 года; Костромская губ. - 9,9 лет; Московская губ. - 9,9 лет; Нижегородская губ. - 8,7 лет; Орловская губ. - 9,9 лет; Рязанская губ. - 10 лет; Тверская губ. - 7,9 лет; Ярославская губ. - 7,5 лет [15].

По мере осуществления своих планов земства сталкивались с различными сложностями. Во-первых, выяснилось, что многие земские планы и расчеты были составлены наспех, требовали корректировки и, следовательно, дополнительных затрат. Не всегда удавалось земствам во всей полноте и со всей последовательностью осуществлять условие, на основании которого выдавалось государственное пособие, - освобождение сельских обществ от «хозяйских расходов на школы». Xотя, как свидетельствуют данные о бюджете одноклассных и двухклассных земских училищ за

1911 г., доля доходов от сельских и волостных обществ была очень небольшой (З,58% - в первых и 4% - во вторых) [10, 1914 г., № 23, с. 1415]. Что касается строительства школ, то в этом случае привлечение средств сельских обществ было более значительным, что предусматривалось правительством.

Неудобство вызывал и тот факт, что пособия выдавались по среднему расчету на комплект в 50 учителей; на деле же они были значительно меньше (от 27 до 48 учителей). В итоге местности с редким населением (самые бедные) оказывались в невыгодной ситуации. В обособленном положении находились церковно-приходские школы. Пособия из казны выдавались под планы церковного ведомства и земские планы. Земские школы, в обустройстве которых принимало участие

само общество, были лучше оборудованными, и земским собраниям нередко приходилось рассматривать ходатайства от крестьян и от епархиальных учительских советов о субсидировании этих школ [19, Ф. 733. Оп. 187. 1909. Д. 330. Л. 1 об. 31; 5, Ф. 379. Оп. 1. Д. 940. Л. 31; 5, Ф. 205. Оп. 1. Д. 1407. Л. 5].

Несмотря на сложности, земские финансовые планы и сети для всеобщего обучения постепенно и, в целом, весьма успешно претворялись в жизнь [19, Ф. 733. Оп. 187. Д. 161-178; 196-241; 270-282; 305-336; 373-393; 395-414; 5, Ф. 379. Оп. 1. Д. 939. Л. 2, 6; Д. 940. Л. 31] (Финансовые планы и проекты школьных сетей, разрабатывавшиеся и уточнявшиеся в 1907-1916 гг. уездными земствами исследуемых губерний, сохранились в Российском государственном историческом архиве и местных государственных архивах). К началу предвоенного 1913 г. ввести всеобщее начальное обучение удалось лишь 9 уездным земствам по всей стране, среди них были Нижегородское и Рыбинское (Ярославской губ.). Согласно земским планам, в большинстве уездов всеобщее начальное обучение должно было быть введено к 1918-1920 гг.

Некоторые земства подняли вопрос о четырехгодичном курсе начальной школы; более других в его введении преуспели Владимирское уездное, а также Буйское и Макарьевское уездные земства (Костромской губ.). Иногда земства вводили школы с четырехгодичным курсом обучения, не вырабатывая их особой сети, как это делало Ковровское земство (Владимирской губ.) [10,

1913 г., № 1, с. 10, 11]. С начала XX в. земства поставили вопрос о создании высших начальных училищ с шестилетним сроком обучения.

В ходе осуществления масштабной школьной реформы неизбежно вставал вопрос о правах земств и пределах их компетенции в области школьного дела. Положение о земских учреждениях 1890 г. предоставляло земству «попечение о развитии средств народного образования и установленное законом участие в заведывании содержавшимися на счет земства школами и другими учебными заведениями» (ст. 2, п. 10). Соответствующий пункт той же статьи Положения 1864 г. был изложен иначе: земству предоставлялось «участие преимущественно в хозяйственном отношении, в пределах, законом определенных, в попечении о народном образовании». Такая трактовка прав земств могла давать повод к со-

мнениям о степени и формах их участия в деле народного образования, хотя «преимущественно» еще не значило «исключительно» [18, с. 1410]. Земское Положение 1890 г., убрав из соответствующей статьи выражение «преимущественно в хозяйственном отношении», фактически расширило пределы участия земства в попечении о народном образовании. Не могло изменить ситуацию и Положение о начальных училищах, принятое 25 мая 1874 г. с целью установления над ними жесткого контроля правительственных и сословных учреждений. И, хотя это Положение действовало до 1917 г., в период реформы народного образования правительство отменило большинство из содержавшихся в нем ограничений.

Таким образом, земства обладали весьма действенными рычагами в области школьного дела: за ними оставались права и обязанности по изысканию средств на открытие новых и развитие уже существующих училищ, по назначению пособий училищам и учителям. Кроме того, земства влияли на учебную жизнь школы, в частности, через право утверждения в должности учителей. К тому же, в уездных и губернских училищных советах большинство составляли выборные от земств [1, с. 112]. Земства отстаивали свое право выбирать для школ учебники и учебные пособия (из числа допущенных Министерством народного просвещения) и нередко бойкотировали распоряжения школьной инспекции, циркуляры министра и попечителей учебных округов [13, с. 155-157]. Не оставались они в стороне и от выработки программ обучения. Примерные министерские программы для начальных училищ требовали обязательного преподавания закона божьего, русского языка, арифметики и чистописания. Прогрессивные учителя земских школ считали необходимым сообщать ученикам сведения по истории, географии и отчасти естествознанию, причем систематическими курсами. Особенно часто это практиковалось в школах с четырехгодичным сроком обучения. Так, во Владимирской губернии наибольшее количество школ с преподаванием дополнительных предметов встречалось в Покровском, Юрьевском и Пере-славском уездах; наименьшее - в Шуйском и Меленковском. При этом зависимость от экономического развития того или иного уезда не прослеживается; дело сводилось, по-видимому, к составу учителей и требованиям уездных училищных советов [17].

Следует заметить, что многие земства стремились провести в жизнь принцип «локализации» учебного материала, учитывая особенности местной жизни и часто оспаривая важность общегосударственных стандартов, которых придерживалось Министерство просвещения [10, 1914 г. № 2, с. 70], что далеко не всегда положительно сказывалось на учебном процессе.

Земства участвовали не только в развитии начального, но и среднего образования. Прежде всего, они субсидировали различные правительственные средние школы - женские и мужские гимназии, реальные и технические училища. Размеры земских ассигнований в период думской монархии непрерывно росли. Так, земские пособия на содержание общеобразовательных учебных заведений в исследуемых губерниях увеличились с 1906 по 1910 гг. на 32,4%, а с 1910 по 1914 гг. еще на 31,7%. Наибольшие расходы на эти цели несло Нижегородское земство, наименьшие - Ярославское. Пособия от земств, правда значительно меньших размеров, получали и профессиональные казенные учебные заведения. Самые крупные пособия профессиональным учебным заведениям выделяло Тульское земство (в 10 раз больше, чем Владимирское). Земства также открывали собственные средние школы - гимназии, реальные училища и политехникумы [19, Ф. 1288. Оп. 3. 1 д-во. 1912 г. Д. 86. Л. 3; 12, с. 7-11]. Владимирское земство предпочитало вкладывать средства в содержание собственных профессиональных учебных заведений, но и по этому показателю в предвоенные годы его обгоняли Нижегородская, Костромская, а также Тверская центрально-промышленные губернии.

Земские учреждения широко практиковали выдачу стипендий учащимся средних и высших учебных заведений. Так, в 1912 г. Ветлужское земство (Костромской губ.) учредило девять стипендий - по три на каждый из трех классов мужской гимназии, ассигновав на это 900 руб. Кроме того, из специальных капиталов были ассигнованы 360 руб. на три стипендии для уроженцев Ветлужс-кого уезда, обучавшихся в Кологривском сельскохозяйственном училище [19, Ф. 1288. Оп. 3. 1 д-во. 1912 г. Д. 86. Л. 3]. Земские ассигнования на эти цели в период думской монархии постоянно увеличивались; наибольшие средства на содержание стипендиатов из исследуемых земств выделяли Владимирское и Костромское (в центральном районе по этому показателю их опережала толь-

ко Воронежская губерния), наименьшие (во всем центральном районе) - Ярославское и Тульское.

Для руководства народным образованием земства создавали специальные отделы и формировали школьные комиссии. Так, Ковровское уездное земское собрание в 1912 г. приняло доклад управы об учреждении отдела по народному образованию при управе в таком составе: заведующий - лицо с высшим образованием и педагогической подготовкой с окладом в 2000 руб.; заведующий складом учебных пособий с окладом в 600 руб. и счетовод с жалованьем в 400 руб. Это постановление, однако, было отменено владимирским губернатором и губернским по земским и городским делам присутствием - администрация всегда с подозрением относилась к деятельности Ковровского земства, руководимого кадетами [10, 1913 г., № 1, с. 13]. Во многих губерниях администрация, а порою и правые земские управы, не доверяла учительскому персоналу, ибо значительная часть его разделяла революционные идеи и находилась под наблюдением полиции [6; 5, Ф. 704. Оп. 1. Д. 548. Л. 27-29; Л. 4749; Д. 549. Л. 2, 6,об.].

Тем не менее, школьные комиссии и совещания создавались практически повсеместно, и в их состав включались учителя. Передовые деятели народного образования считали необходимым также обеспечить представительство учителей в земских собраниях (с совещательным голосом); однако последняя идея не находила отклика у большинства земских гласных.

Губернские и уездные земства устраивали ежегодные педагогические курсы и конференции для учительского персонала; некоторые земства при этом выплачивали учителям специальные стипендии. В 1912 г., например, такие курсы провели Владимирская, Костромская и Ярославская губернские управы, а Егорьевская уездная управа (Рязанской губ.) устроила педагогическую конференцию для учителей с обширной интересной программой. Некоторые уездные земства назначали учителям, обучавшимся на губернских курсах, стипендии [4, с. 47; 19, Ф. 1288. Оп. 3. 1 д-во.

1912 г. Д. 86. Л. 3].

Обычным явлением в думский период стали различные съезды и совещания по вопросам народного образования. Администрация относилась к ним очень внимательно, но запрещала редко. В 1914 г. дирекция народных училищ не разрешила Ярославской уездной управе провести учи-

тельское совещание по вопросам школьного хозяйства, и этот случай сразу получил огласку в либеральной печати [10, 1914 г., № 10, с. 763].

В августе 1911 г. в Москве состоялся первый общеземский съезд по народному образованию. Большое место в работе съезда заняла проблема введения всеобщего начального обучения. В частности, обсуждались вопросы об общедоступности и обязательности начального образования, о его продолжительности, о финансовом плане его введения, о том, должна ли начальная школа преследовать самостоятельные цели или служить переходной ступенью к средним учебным заведениям, о программе начальной школы, об освобождении земств от некоторых обязательных расходов для экономии средств на осуществление всеобщего обучения, о страховании школьных зданий и пр. Съезд имел большое методическое и общественное значение. Активное участие в его работе приняли представители губернских и уездных земств Центральной России: К.К. Черносви-тов, С.М. Леонтьев, Н.А. Арцыбашев, Н.М. Иорданский, А.А. Остафьев, Б.Н. Зузин и др. [14, с. 3].

Выработанные программы по введению всеобщего начального обучения земства претворяли в жизнь в последующие годы [5, Ф. 379. Оп. 1. Д. 1244, 1245; 10, 1911 г., № 10, с. 907]. Итоги деятельности земств различных губерний в этом направлении можно определить, в частности, по количеству учителей и учеников в земских школах. Поначалу лидирующие позиции среди исследуемых занимали Владимирская (где земство было преимущественно умеренным по составу, с октябристской губернской управой), Нижегородская (в земстве преобладали правые) и Костромская губернии (где в земстве преобладали умеренные гласные, а губернская управа была в руках либералов), а в расчете на душу населения - Владимирская и Костромская. К концу думского периода на первое место по числу учеников и учителей в земских школах вышла Рязанская губерния (в земстве которой также преобладали правые элементы). Эти данные, также как и объемы ассигнований на народное образование, свидетельствуют, что прямой зависимости масштабов деятельности земств по развитию школьного дела от их партийно-политического состава не наблюдалось.

Оплата земских учителей оставалась, к сожалению, очень низкой. В начале XX в. им было назначено государственное содержание в 360 руб.;

плата была совершенно недостаточной, и многие земства назначали учителям дополнительные оклады [19, Ф. 733. Оп. 187. Д. 169. Л. 1]. На общеземском съезде по народному образованию в 1911г. проектировалось довести основной оклад учителя до 600 руб., а с учетом периодических прибавок - до 1100 руб. К сожалению, эти планы так и остались проектами. Размер жалования зависел от стажа и от статуса школы, но в целом оставался невысоким [20, с. 44]. Это наглядно видно в сравнении с окладами земских врачей, которые, в отличие от учителей, как правило, имели высшее образование. По данным на 1911 г. в Костромской губернии земские учителя получали в среднем 337 руб. в год, врачи - 1674 руб., ветеринарные врачи - 1250 руб. [9, с. 26].

Таким образом, в период думской монархии просветительская работа была важнейшим направлением земской деятельности. Государство (особенно при министре народного просвещения А.Н. Шварце, а затем - при гр. П.Н. Игнатьеве) активно привлекало земские учреждения к реформе народного образования, щедро субсидируя их деятельность. Начиная с 1907 г., правительство стало выдавать земствам государственные пособия на развитие народного образования, что привело к увеличению земских ассигнований на эти цели, прежде всего, на школьное строительство.

Земские учреждения обладали весьма действенными рычагами в области народного образования. Они участвовали в развитии не только начального, но и среднего образования. В период думской монархии, несмотря на настороженное отношение властей, различные форумы деятелей народного образования стали обычным явлением.

Трудно представить более широкое участие местного самоуправления в развитии просвещения и, в частности, школьного дела, чем это было в период думской монархии. И, хотя осуществление программы введения всеобщего начального обучения не было завершено, земства достигли в сфере просвещения больших успехов, заложив основные принципы, которые действовали в народном образовании на протяжении всего XX в. и остаются актуальными до сих пор.

Библиографический список

1. Абрамов В. Ф. Российское земство: экономика, финансы и культура. - М., 1996.

2. Балдин К.Е., Иванов В.В. Земские школы Ивановского края: конец XIX - начало XX века. -Иваново, 2000.

3. Веселовский Б.Б. Всеобщее обучение и земство // Юбилейный земский сборник. - СПб., 1914.

4. Вестник Рязанского губернского земства. -1912. - № 6.

5. Государственный архив Владимирской области. Ф. 205, Ф. 379, Ф. 704.

6. Государственный архив Российской Федерации. Ф. 102. Оп. 244. Д. 9. Ч. 47. Лист В. Л. 1-10; Оп. 238. Д. 31. Ч. 30. Л. 1, 7, 9, 15; Оп. 243. Д. 20. Ч. 67. Лист Б. Л. 13.

7. Доклады Муромской уездной земской управы очередному Муромскому уездному земскому собранию 1913 г. - Муром, 1913.

8. Доходы и расходы земств по сметам

1914 г. - Пг, 1916.

9. Ежегодник Костромского губернского земства 1911 г. - Кострома, 1911.

10. Земское дело. - 1910-1914 гг.

11. Календарь земского деятеля на 1913 г. -СПб., 1912.

12. Леонов Д. Об организации ремесленного образования в сельских местностях Рязанской губернии // Вестник Рязанского губернского земства. - 1912. - В. 11-12.

13. Обухов А. Право земств выбирать для школ учебники и учебные пособия // Земское дело. -1914. - № 3.

14. Первый общеземский съезд по народному образованию 1911 г. Журнал общих заседаний съезда. (Стенографическая запись). - М., 1912.

15. Подготовительные работы по введению всеобщего обучения в России. Вып. 7. - СПб., 1912.

16. Положение народного образования во Владимирской губернии по исследованию 1910 г. Вып. 3. - Владимир, 1911.

17. Положение народного образования во Владимирской губернии по исследованию 1910 г. Вып. 1-3. - Владимир, 1911.

18. Права земств в области школьного дела // Земское дело. - 1914. - № 23. - С. 1410.

19. Российский государственный исторический архив. Ф. 733, Ф. 1288.

20. Русская школа. - 1914. - № 5-6.

21. Сборник речей П.А. Столыпина, произнесенных на заседаниях Государственного Совета и Государственной Думы (1906-1911). - СПб., 1911.

22. Школьная статистика за 1915/1916 учебный год. - Ярославль, 1916.

23. 50 лет жизни Нижегородских земств. 1864-

1914 гг. Очерк развития земского хозяйства. -Нижний Новгород, 1913.

УДК 37.015

Ершова Татьяна Николаевна

Владимирский государственный университет им. Н.Г. и А.Г Столетовых

[email protected]

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ В УДЕЛЬНЫХ ИМЕНИЯХ ВЛАДИМИРСКОЙ ГУБЕРНИИ В XIX СТОЛЕТИИ

Рассматривается процесс создания и деятельности образовательных учреждений в удельных имениях Владимирской губернии в XIX веке. Роль государства в организации содержания и материального обеспечения образовательного процесса среди крестьян.

Ключевые слова: образование, удельные имения, Владимирская губерния, школа.

Реформирование России в XXI веке, в том числе и в системе образования, подвергается заслуженной критике и сопровождается пристальным вниманием к предыдущему опыту. Особо дискутируется вопрос о роли государства в определении не только содержательной стороны процесса, но и его финансирования и материального обеспечения. Возникновение учреждений образования удельных крестьян является одним из мало изученных в России. Тем не менее, процесс создания образовательных

учреждений для этой категории крестьян, финансировавшихся за счет казны, заставляет и сегодня задумываться о государстве как основном источнике содержания школьных учреждений.

Крестьянство по своему социальному и юридическому положению в дореформенный период XIX в. не было одинаковым - существовало более полутора десятков его категорий. В том числе и появившееся в первой трети XIX в. удельное крестьянство. Государством был создан Департамент уделов, конторы которого располага-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.