УДК 37
ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЕ ЗЕМСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В БЕЛАРУСИ В НАЧАЛЕ ХХ в.
© С. В. Снапковская
Белорусский государственный педагогический университет им. Максима Танка Республика Беларусь, г. Минск, ул. Советская, д. 18.
Телефон: 8 5837517 200 50 42.
E-mail: [email protected]
Статья посвящена анализу сущности и специфики просветительского земского движения в Беларуси в начале ХХ в. Впервые на основе широкого архивного и историкопедагогического материала раскрыта роль земств в развитии начального образования, демократизации школьного дела, подготовке учительских кадров.
Ключевые слова: земства, правительственная политика, просвещение, образование, школа, национальная культурно-просветительская деятельность
Характерной особенностью правительственной политики в Беларуси было то, что на ее территории, как и на территории Литвы и Правобережной Украины, не распространялась земская реформа 1864 г., проведенная в 34 губерниях Европейской части России в связи с особыми политическими обстоятельствами, вызванными восстанием 1863-1864 гг. Проект о западном земстве был предложен министром внутренних дел Д. С. Сипя-гиным в 1902 г., в результате чего явилось Положение от 15 апреля 1903 г. «Об управлении земским хозяйством в губерниях Виленской, Витебской, Волынской, Гродненской, Киевской, Ковенской, Минской, Могилевской и Подольской». Сначала оно было расширено на Витебскую, Могилевскую и Минскую губ., а в мае 1904 г. - на остальные губернии [1, с. 445-446]. По данному Положению правительственным органам предоставлялась широкая власть над деятельностью земств, поскольку правительство имело целью постепенно превратить их в свой непосредственный правительственный орган. Земства без согласия местного начальства не имели права принимать ни одного самостоятельного решения. Согласно реформе вводились так называемые «маргариновые» или «куцые» земства - учреждения земские по форме, но бюрократичные по содержанию и технологии реализации. Эти земства представляли собой карикатуру на избирательные органы земского самоуправления, поскольку вместо избирательного собрания и соответствующих управ были созданы губернские и уездные управы путем назначения их персонального состава.
Деятельность «куцых земств» оставалась малоэффективной, в том числе и в деле народного просвещения. В 1904 г. в западных губерниях оставалось вне учебного процесса 1049927 детей школьного возраста. Одной из наиболее важных причин слабого развития просвещения в этих губерниях называлось «отсутствие расходов на начальные школы из общих земских сборов» [2, с. 68]. Указом императора от 14 марта 1911 г. на Минскую, Витебскую и Могилевскую губ. было распространено «Положение о губернских и уездных земских учреждениях 1890 г.», которое было дополнено рядом статей, что ставило земства под
еще более жесткий контроль со стороны губернской власти.
Социально-культурный аспект деятельности земств в Беларуси включал народное образование, здравоохранение, ветеринарию и подъем жизненного уровня населения. Несмотря на то, что расходы земства на просвещение считались «необязательными», именно в этой области вместе с медициной земская деятельность оказалась наиболее успешной. Основной сферой деятельности губернских земств в области образования стало развитие начального и профессионального образования. Компетенция земств ограничивалась строительством, финансированием и удержанием учебных заведений за свой счет. Земства не имели права составлять программы обучения, контролировать или управлять учебно-воспитательным процессом.
18 марта 1911 г. Министерство народного просвещения приняло распоряжение «О передаче министерских начальных училищ в распоряжение земств в губерниях Витебской, Минской и Могилевской» [3]. 8 июля МНП приняло распоряжение «О передаче земству народных училищ с землею, строениями и капиталами» [4]. Первое чрезвычайное земское собрание Минской губ. 22 августа 1911 г. приняло постановление «О передаче дела народного образования в уездах в распоряжение уездных земств» [5, с. 21]. При земствах создавались школьные комиссии и школьные бюро, которым поручалось выяснение нужд населения в деле создания школ. Просветительская деятельность земств в области внешкольного образования проявлялась в открытии воскресных школ, организации народных чтений, библиотек-читален, повторяющихся классов для взрослых.
Земства активно взялись за дело открытия начальных школ. В 1910 г. в 3-х земских губерниях было открыто 391 начальное училище с 67 комплектами, в том числе: в Витебской губ. - 131 с 29, Могилевской - 106, Минской - 154 с 38 комплектами [6, с. 30]. Количество начальных школ в Могилевской губ. с 1907 по 1911 гг. возросло с 646 к 1934, т.е. на 1288 [7, с. 426]. В 1907 г. в Рогачевском уезде Могилевской губ. количество неграмотных детей составляло 15467 чел. (72.3%). А в 1911 г. при
188К 1998-4812 Вестник Башкирского университета. 2010. Т. 15. №2
529
активном участии земств их количество сократилось до 7656 чел. (37%). Таким образом, количество учеников в уезде повысилось на 7678 чел. [8, с. 765-766].
Одновременно переходило на удержание земств все большее количество народных училищ, подведомственных министерству народного просвещения. С 1907 г. большинство народных училищ в Минской, Могилевской и Витебской губ. открывалось земствами. С 1912 г. вместе с открытием новых училищ земские управы начали брать на свое удержание народные училища, которые субсидировались крестьянскими товариществами. К началу 1914/1915 учебного года большинство школ министерства находилось на материальном удержании земств [9, с. 371-372].
В 1911-1914 гг. в Минской губ. уездные земства построили и запроектировали 150 школьных строений, а расходы на школьное строительство составили от средств земства - 50.5%; МНП -45.9%; крестьянских товариществ и пожертвований -3.4% [10, л. 288]. По показателю образования Минская губ. занимала третье место среди 34 земских губерний России. Но по расходам в этой области она была только на 23 месте [5, с. 31]. Расходы на удержание школ составляли: в 1912 г. - 620693 руб., в 1913 г. - 828770 руб. и в 1914 г. - 1024546 руб. Размер увеличения расходов в 1914 г. из средств казны и земств достиг огромной суммы. Причем ассигнования из средств земств составляли 389688 руб. или 38%, казны - 619032 руб. или 59% от общего расхода. В 1918 г. Минская земская управа планировала выделить на школьное дело 1585327 руб., что составляло 34.9% от общих расходов управы. Журнал «Наше земское дело» в мае 1918 г. писал, что народное образование занимает от одной трети до половины всех земских расходов [11, с. 11].
За 7 лет существования земского самоуправления в Витебской губ. ассигнования на народное образование возросли от 42410 руб. в 1903 г. к 198685 руб. в 1910 г. В 1911 г. в губернии на удержании земства было 882 школы, а земские расходы на развитие образования продолжали расти и дальше. В целом, к началу введения земских учреждений в Беларуси на народное образование было израсходовано только 15% местных средств [5, с. 27]. В 1914 г. финансирование народного образования в Могилевской губ. составляло 1643768 руб или 36.7% всего губернского земского бюджета [12, с. 46]; Минской губернии - 1588553 руб., более чем 50% первоначального земского бюджета [5, с. 21]. В Витебской губ. расходы на народное образование и здравоохранение составили около половины всех финансовых средств [12, с. 47].
Важной сферой деятельности губернских земств в области просвещения стала подготовка и повышение квалификации учителей для начальных школ. Это осуществлялось путем организации временных учительских курсов, чтения публичных лекций, создания учительских учебных учреждений
(институтов, семинарий), проведения учительских съездов. Так, при значительной финансовой поддержке земств в Беларуси было создано 3 учительских института: в Витебске (1910 г.), Могилеве (1913 г.) и Минске (1914 г.). Минским губернским земством было израсходовано на открытие учительского института 5000 руб. [5, с. 29].
Земства стали инициаторами постановки вопроса о введении всеобщего обязательного начального образования. «Законопроект о всеобщем обучении» предусматривал ассигнования на всеобщее обучение в размере 10500 тыс. руб. ежегодно. Согласно документу, обязательность обучения должна была определяться земским собранием, городскими общественными управами с согласия министра народного просвещения. В местностях, где вводилось начальное обучение, каждое начальное училище или церковно-приходская школа должны были подчиняться отдельному попечительству, имевшему разрешение наказывать денежным штрафом отцов или опекунов, которые отказывались посылать детей в училища [13, с. 36]. Белорусские земства планировали осуществить всеобщее обязательное начальное образование к концу 1910-х - до середины 1920-х годов. Так, Могилевское губернское земство установило задачу решить эту проблему за 10 лет: с 1907 по 1917 гг. [7, с. 426]. Минское губернское земство планировало осуществить проект за 15 лет: с 1910 по 1924 гг. [5, с. 21]. Витебское земство планировало достигнуть «идеала» всеобщего обучения к 1921 г. [14, с. 32].
Приоритетным направлением земского финансирования в крае стали профессиональные начальные школы и средние специальные учебные учреждения (сельскохозяйственные, ветеринарные, медицинские). Минским уездным земством в 1912-1914 гг. были открыты 2 ремесленные школы и 18 ремесленных отделений. Расходы Минского губернского земства в этом направлении за 1912-1914 гг. составили 160580 руб [5, с. 26]. Минская земская управа даже ходатайствовала перед правительством об открытии в Минске высшего сельскохозяйственного учреждения (института) и обязалась ассигновать на это 100000 руб. [5, с. 31]. Минское губернское земство планировало основать осенью 1914 г. в Минске и культурно-техническое училище «с целью удовлетворения Северо-Западного края в достаточной подготовке более низкого персонала по культуре болот и лугов» [5, с. 31].
Вопрос о роли земств в организации системы образования многонациональной Российской империи стал предметом внимания ведущих русских педагогов-исследователей. В. Чарнолуский в 1909 г. предложил перенести центр тяжести системы общественного образования на местные самоуправления. А прежде всего на губернские земства. Он также признавал возможным на базе закона о местном самоуправлении осуществление отдельными национальностями и племенами национальной культур-
но-просветительской деятельности [15, с. 33-34]. Авторитетный русский исследователь предложил два направления решения вопроса об организации школы для национальных меньшинств. В тех случаях, когда характер расселения, количество национальностей и желания населения будут это допускать, органы самоуправления должны строить свою школьную администрацию и школьные округа на национальной почве. Когда это невозможно, органы самоуправления должны были выделять на просветительские нужды национального меньшинства соответствующую часть своего бюджета [15, с. 34-35].
Деятельность земств в целом сыграла положительную роль в развитии народного просвещения в Беларуси. Они выступали за всеобщее образование, придание ему светского характера, демократизацию и перестройку учебно-воспитательного процесса, поддерживали свои прогрессивные требования просветительской деятельностью и материальными средствами. Земства создали новый тип школы, которая отличалась от предыдущих; казенные и церковные школы стали работать по примеру земских. Они улучшили условия работы учителей, повысили их заработок, подняли авторитет педагогического персонала, построили значительное количество школ и подготовили сотни учителей.
Вместе с тем, эти итоги были довольно скромными по сравнению с теми задачами, которые стояли перед органами народного просвещения. Большим недостатком земской школы был рецидив неграмотности. Подготовка учеников была настолько низкой, что через полгода после окончания школы они не могли написать даже свою фамилию. Классовая ограниченность политики земских учреждений в области просвещения заключалась и в том, что начальная школа являлась школой для более низких слоев населения. С начальной школы невозможно было перейти в среднюю, которая оставалась школой для привилегированных, обеспеченных классов и сословий [16, с. 45-46].
Эффективность земской школы оказалась недостаточной из-за бедности и неграмотности преобладающего большинства крестьян. За образова-
тельными целями земских учреждений скрывались также политические интересы царского правительства, направленные на поддержку «русского элемента» в Северо-Западном крае и ассимиляцию белорусов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Энцыклапедыя псторьй Беларуси у 6 т. Т. 3. Пмназй-Кадэнцыя / Г. П. Пашкоу. Мн.: БелЭн, 1996. 475 с.
2. Куломзин А. Н. Доступность начальной школы в России. СПб.: тип. В. Ф. Киршбаума, 1904. 149 с.
3. Министерское распоряжение «О передаче министерских начальных училищ в распоряжение земств в губерниях Витебской, Минской и Могилевской» от 18 марта 1911 г. за №10890 // Циркуляр по Виленскому учебному округу. 1912. №7. С. 565-566.
4. Министерское распоряжение «О передаче земству народных училищ з землей, зданиями и капиталами» от 8 июля 1912 г. за №27242 // Циркуляр по Виленскому учебному округу. 1912. №7. С. 569.
5. Народное образование // Вестник Минского губернского земства. 1914. №3-4. С. 21-31.
6. Снапкоуская С. В. Псторыя адукацый і педагапчнай думк Беларузд (60-я гады Х1Х - пачатак ХХ стст.): Вучэб. дапаможшк для студэнтау вышэйш. навуч. устаноу. Мн.: Н1А, 2001. 160 с.
7. О начальном образовании в Могилевской губернии в 1912 г. // Народное образование в Виленском учебном округе. 1913. №8. С. 426-433.
8. Козлов Н. Земство и школа: состояние народного образования в Рогачевском уезде Могилевской губернии в 1911 г.
// Народное образование в Виленском учебном округе. 1911. №10. С. 762-768.
9. Асвета I педагагичная думка у Беларуси са старажытных часоу да 1917 г. / Ткачоу М. А., Пасэ У. С., Сянькевич Г. Р. і шш. Мн.: Народная асвета, 1985. 464 с.
10. Национальный исторический архив Беларуси. Ф. 2643, оп. 1. д. 17.
11. Наше земское дело. 1918. №1. С. 11.
12. Слобожанин В. П. Земское самоуправление в Беларуси (1905-1917 гг.) Социальная история отечества. Институт философии и права НАН Беларуси. Мн.: Гавриленко В. Г., 1994. 85 с.
13. Общая хроника: законопроект о всеобщем обучении // Вестник Минского губернского земства. 1914. №7. С. 36.
14. Ц-ъ. Народное образование в Витебской губернии // Народное образование в Виленском учебном округе. 1912. №1. С. 25-33.
15. Чарнолусский, В. Основные вопросы организации школы в России. СПб.: «Знание», 1909. 131 с.
16. Герасименко Г. А. Земское самоуправление в России. М., Наука, 1990. 262 с.
Поступила в редакцию 30.11.2009 г.