Научная статья на тему 'СТРЕСС-МЕНЕДЖМЕНТ КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА'

СТРЕСС-МЕНЕДЖМЕНТ КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
48
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕФОРМАЦИЯ / ПРОФИЛАКТИКА / СТРЕСС-МЕНЕДЖМЕНТ / СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Беляева П.А.

В статье рассматриваются вопросы профессиональной деформации социального педагога. Представлена Программа профилактики профессиональных деформаций социальных педагогов с применением стресс-менеджмента. Что позволит оказать помощь в преодолении психологических проблем педагогов в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СТРЕСС-МЕНЕДЖМЕНТ КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА»

П.А. Беляева

СТРЕСС-МЕНЕДЖМЕНТ КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА

В статье рассматриваются вопросы профессиональной деформации социального педагога. Представлена Программа профилактики профессиональных деформаций социальных педагогов с применением стресс-менеджмента. Что позволит оказать помощь в преодолении психологических проблем педагогов в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних.

Ключевые слова: профессиональная деформация, профилактика, стресс-менеджмент, социальный педагог.

Социальный педагог - сравнительно молодая и очень востребованная профессия сегодня, что связано с увеличением количества асоциальных семей и постоянным ростом детской преступности в современном обществе. Эта специальность предполагает работу с детьми, которые имеют отклонения в психическом развитии, нарушают нормы поведения, принятые в обществе, совершают противоправные действия.

Каждый день со своими проблемами к социальному педагогу обращаются дети, подростки, родители, учителя. Обращаются те, кто потерял веру в себя, разочарован, страдает, переживает и терзается различными сомнениями, кто не может сам разрешить какую-либо проблему, образовавшуюся в его жизни, все они ждут понимания, сочувствия, поддержки, а главное помощи. Помочь не только словом, но и делом, проявить содействие и способствовать тому, чтобы любой из обратившихся к нему поверил в себя, верно оценил либо переоценил свои возможности и ценности, разглядел свои способности - вот ключевая задача социального педагога.

Исходя из вышесказанного, надо прекрасно понимать, что человек, работающий социальным педагогом, должен быть психически устойчивым, не способным причинить боль или впасть в отчаяние от увиденного.

Далеко не каждому человеку дана способность постоянно преодолевать все тягости данной специальности. Работа с асоциальными семьями, патронажи квартир неблагополучных детей, тяжелые бытовые и санитарно-гигиенические условия жизни могут оставить в душе неприятный осадок. Систематическая напряженность и стресс могут привести к унынию и хандре, поэтому специалист должен обладать стрес-соустойчивостью. Не имея этого качества, можно запросто заработать самую опасную профессиональную болезнь - синдром профессионального выгорания.

Стресс - это реакция человеческого организма на раздражающий стресс-фактор, стало быть, мы можем управлять и предупреждать появление стресса. Для социального педагога владение технологиями управления стрессом является необходимым условием его эффективной деятельности. Технологии управления стрессом накоплены человечеством в достаточном количестве - в настоящее время к ним проявляется повышенный интерес. В рамках современного менеджмента даже выделено отдельное направление -стресс-менеджмент — популярная наука о том, как можно управлять собой в моменты стресса, а также как максимально эффективно преодолевать последствия негативных ситуаций.

Сегодня проблеме профилактики профессиональной деформации социальных педагогов, уделяется все еще недостаточное внимание, учитывая ее значимость.

Исходя из вышеперечисленного, с уверенностью можно сказать, что проблема профессионального выгорания педагогических работников является очень актуальной в наши дни.

В первой главе нашей работы мы проанализировали понятие, структуру, виды профессиональной деформации личности и особенности ее проявления в социально-педагогической деятельности, а также условия эффективной профилактики профессиональной деформации.

© П.А. Беляева, 2022.

Научный руководитель: Старостина Елена Николаевна - кандидат педагогических наук, доцент, Северный (Арктический) Федеральный Университет им. Ломоносова, Россия.

Во второй главе исследования нами рассмотрен стресс-менеджмент как средство профилактики профессиональной деформации социального педагога, кроме этого данная глава содержит результаты диагностики профессиональной деформации социальных педагогов, работающих в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних нашего города. В качестве диагностических методик нами были выбраны следующие: методика «Диагностика профессионального «выгорания» (авторы К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н. Е. Водопьяновой) и «Диагностика личностной и групповой удовлетворенности работой» (автор-разработчик В.А. Розанова).

Также представлены этапы профилактической работы в предупреждении профессиональной деформации социальных педагогов в виде специализированной программы с применением стресс-менеджмента.

Эта программа с применением методов стресс-менеджмента направлена на профилактику и коррекцию компонентов профессиональных деформаций личности (некритичности, ригидность, авторитарности), повышения удовлетворенности своей профессиональной деятельности, становления у социальных педагогов навыков саморегуляции и управления своим психоэмоциональным состоянием, развития навыков положительного самовосприятия. Все навыки, которые формируются в данной программе необходимы в профессиональной деятельности не только педагогам и руководителям образовательных учреждений, но и педагогам-психологам.

Предполагаемые результаты:

1. Повышение уровня информационно-теоретической компетентности социальных педагогов.

2. Освоение психотехнических приемов саморегуляции негативных эмоциональных состояний.

3. Повышение стрессоустойчивости, самооценки, работоспособности, снижение уровня утомления, тревожности и эмоциональной напряженности.

4. Снижение уровня агрессивности и конфликтности в педагогическом коллективе.

Практическая значимость нашей работы заключается в том, разработанная программа может быть

использована психологами при организации и проведении работы по преодолению психологических проблем педагогов в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних.

Подводя итог, можно сказать, что профессиональная деформация социального педагога - это достаточно сложный комплексный феномен, отражающий изменения личности (ценностных ориентаций, качеств характера, стереотипов поведения и восприятия, способов общения и поведения), возникающих в ходе выполнения профессиональной деятельности и негативно влияющая на продуктивность этой деятельности.

Чтобы решить данную проблему, важно создавать у социальных педагогов способности разделять профессиональную жизнь и личную, при этом уделять внимание восстановлению личностных ресурсов и повышать устойчивость к стрессу, т.к. эмоциональное спокойствие и стабильность являются важным фактором противодействия профессиональной деформации личности, что в ходе работы мы и попытались доказать.

Библиографический список:

1.Беляев В.И. Деятельность социального педагога в организации среднего профессионального образования : учебное пособие / В. И. Беляев [и др.] - 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 333 с.

2.Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. -СПб.: Питер, 2005.

-336 с

3.Девятовская И.В. Профилактика и коррекция социально--профессиональных деформаций личности руководителей образовательных учреждений. / И.В. Девятовская, В.Ф. Сыманюк // Социально-профессиональная мобильность в XXI веке. Сборник материалов и докладов Международной конференции. - Екатеринбург, 2014. - С. 280-286

БЕЛЯЕВА ПОЛИНА АЛЕКСАНДРОВНА - магистрант, Северный (Арктический) Федеральный Университет им. Ломоносова, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.