Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ'

МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕСССИОНАЛЬНАЯ ДЕФОРМАЦИЯ / ПРОФИЛАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ / ПЕДАГОГИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ / MODEL OF PROFESSIONAL DEFORMATION / PREVENTION OF PROFESSIONAL DEFORMATION / TEACHERS OF SUPPLEMENTARY EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ширяева Виктория Валерьевна

Автор рассматривает компоненты, предпосылки, симптомы, факторы и уровни профессиональной деформации. Описывает пятиступенчатую модель профессиональной деформации. Формулирует пять главных правил профилактики профессиональной деформации педагогов дополнительного образования детей. В статье представлены результаты диагностического исследования профессиональной деформации данных педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The model of professional deformation of supplementary education teachers

The paper considers the components, prerequisites, symptoms, factors and levels of professional deformation. The author describes a five-step model of professional deformation and formulates five main rules of professional deformation prevention for teachers working in the system of children supplementary education. The article presents the results of a diagnostic research of teacher professional deformation.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ»

УДК 374

В. В. Ширяева

Модель профессиональной деформации педагогов дополнительного образования детей

Аннотация

Автор рассматривает компоненты, предпосылки, симптомы, факторы и уровни профессиональной деформации. Описывает пятиступенчатую модель профессиональной деформации. Формулирует пять главных правил профилактики профессиональной деформации педагогов дополнительного образования детей. В статье представлены результаты диагностического исследования профессиональной деформации данных педагогов.

I Ключевые слова: професссиональная деформация, профилактика профессиональной деформации, педагоги дополнительного образования детей.

V. V. Shiriaeva

The model of professional deformation of supplementary education

teachers

Abstract

The paper considers the components, prerequisites, symptoms, factors and levels of professional deformation. The author describes a five-step model of professional deformation and formulates five main rules of professional deformation prevention for teachers working in the system of children supplementary education. The article presents the results of a diagnostic research of teacher professional deformation.

I Keywords: model of professional deformation, prevention of professional deformation, teachers of supplementary education.

Профессиональная деятельность занимает важное место в жизни каждого из нас. В своей профессии мы развиваемся, и это развитие имеет два новообразования: позитивное — профессиональный рост, а также негативное — профессиональная деформация. В данной статье мы не будем

рассматривать профессиональный рост педагога, а поговорим о профессиональной деформации педагога дополнительного образования детей. Профессионально важные качества, которые педагог переносит в свою личную жизнь (профессиональные деструкции), профессиональные болезни, ко-

торым подвержен педагог на рабочем месте в силу условий труда, и профессиональное выгорание (обнищание) — всё это и составляет профессиональную деформацию педагога. В данном феномене находит своё отражение «фундаментальный принцип отечественной психологии — принцип неразрывного единства сознания, личности и деятельности» [3, с 117].

Необходимо целеноправленно заниматься профилактикой профессиональной деформации педагогов дополнительного образования детей на рабочих местах с помощью реализации комплексной психолого-педагогической программы. В профилактике деформации в первую очередь должна быть заинтересована администрация образовательной организции, но без инициативы самих педагогов эта работа не возможна. Профилактику можно осуществлять с помощью психолога, методиста, представителя профсоюза, педагога-организатора и приглашённых специалистов, используя такие направления работы, как диагностическое, адаптационное, методическое, охран-но-защитное, организационно-деятельностное, информационно-просветительское, психолого-педагогическое, оздоровительное, стимулирующее, собственная работа педагога по профилактике профессиональной деформации [10]. Для того чтобы заниматься профилактикой, необходимо подробнее изучить теорию вопроса.

В исследованиях отечественных и зарубежных авторов много внимание уделяется исследованию профессиональной деформации (С. П. Безно-сов, Б. А. Карев, Н. В. Прокопцева, Т. А. Савина, В. Н. Сочнев и И. В. Сочнева, Э. Э. Сыманюк и И. В. Девятовская, А. И. Черлюнчакевич, Т. Г. Неретина и С. В. Клевесенкова и др.), профессиональному/эмоциональному (психическому) выгоранию (сгоранию) (В. В. Бойко, Н. Е. Водопьянова и Е. С. Старченкова, М. Грабе, Н. В. Гришина, С. Джексон и К. Маслач, В. Е. Орёл и др.), профессиональным деструкциям, профессиональной деградации (А. В. Болдырев, С. А. Дружилов, Э. Ф. Зеер, Е. А. Климов, А. К. Маркова, Н. С. Пряж-ников и Е. Ю. Пряжникова, В. В. Собольников и др.), профессиональным болезням (С. Г. Ахмеро-ва, Г. З. Файнбур, А. К. Маркова, А. Д. Овсянкин, В. И. Потемкин, И. Ф. Костюк, В. А. Капустник, В. П. Брыкалин, А. А. Калмыков и др.). Непосредственно профессиональную деформацию специалистов педагогических профессий описывают Н. В. Гордиенко, Л. С. Павлова, Н. И. Медведева и И. А. Усачева, С. Б. Серякова, Н. В. Федотова.

Мы определяем профессиональную деформацию педагога дополнительного образования де-

тей как«результат негативного социально-психологического изменения сложившейся структуры деятельности и личности педагога, возникающего в процессе выполнения им своей педагогической деятельности, вызывающей профессиональные деструкции, профессиональные болезни и профессиональное выгорание (обнищание)» [Там же, с. 61]. Правомерно Н. В. Федотова рассматривает профессиональную деформацию личности как вариант экономии ресурсов [8, с. 334]. Профессиональная деформация приобретается в процессе профессиональной деятельности и является выработанным личностью механизмом психологической защиты на психотравмирующие факторы, т.е. профессиональная деформация представляет собой систему адаптации педагога к условиям профессионализации в соответствии с его профессиональным и личным опытом [9, с. 23].

Профессиональная деформация состоит из трёх компонентов:

• профессиональные деструкции — поведенческий трансфер, демонстративность, авторитарность, консерватизм, повышенная категоричность, индифферентность, социальное лицемерие, ролевой экспансионизм и педагогическая агресивность;

• профессиональные болезни — сердечно-сосудистые заболевания; дисфония; заболевания желудочно-кишечного тракта; головные боли; различные повреждения (травмы спины, вывихи коленей, растяжения и т.д.); утомление органов зрения; болезни, связанные с функционированием опорно-двигательного аппарата; депрессии; респираторные вирусные инфекции (грипп, парагрипп, аденовирусная инфекция и т.д.);

• профессиональное выгорание (обнищание) — эмоциональное истощение, деперсонализация и редукция личных (персональных) достижений [7].

Профессиональная деформация способствует негативному оцениванию своей профессиональной роли. Это связано с различными, а порой и противоречивыми ролевыми ожиданиями педагога. Д. Р. Мерзлякова выделяет следующие причины этих конфликтов:

• «конфликты, обусловленные различными профессионально-ролевыми обязанностями, в первую очередь их многообразием и неопределённостью;

• конфликты, возникающие из-за различных ожиданий тех людей, кто оказывает влияние на исполнение профессиональной роли учителя;

• конфликты, возникающие из-за низкого престижа профессии учителя;

• конфликты, связанные с чрезмерной административной зависимостью учителя от системы образования как от социального института;

• конфликты, в основе которых лежит противоречие между ролевыми обязанностями и стремлением к профессиональной карьере;

• конфликты, обусловленные несовпадением ценностей, которые пропагандирует учитель в школе с ценностями общества» [4, с. 57].

Н. В. Гордиенко этиологией профессиональной деформации считает:

• «следствие неадекватной жизненной и профессиональной позиции личности;

• последствия рабочих стрессов;

• результат развёртывания в условиях профессиональной деятельности уже существующих предпосылок к профессиональной деформации» [1, с. 54].

Предпосылки профессиональной деформации педагогов можно разделить на две группы: внешние и внутренние.

Внешние предпосылки:

• неблагоприятный социально-психологический климат в коллективе (здесь можно говорить о конфликтности как по вертикали, в системе «руководитель — подчинённый», так и по горизонтали, в системе «коллега — коллега»; нервозная обстановка в коллективе приводит к нежеланию педагога работать и негативно сказывается на качестве его работы);

• нестабильность организации деятельности — нечёткая организация и планирование труда, питания, отдыха, недостаток оборудования и др.;

• напряжённая психоэмоциональная деятельность — деятельность педагога связана с интенсивным общением, точнее, с целенаправленным восприятием детей и положительным воздействием на них, что накладывает дополнительную ответственность;

• повышенная ответственность, возлагаемая на педагога, — постоянная работа в режиме внешнего и внутреннего контроля со стороны родителей, общества и государства. Внутренние предпосылки:

• склонность к эмоциональной ригидности — профессиональная деформация возникает быстрее у тех, кто менее реактивен и восприимчив, более эмоционально сдержан, т.е. повышенная впечатлительность и чувствительность могут полностью блокировать механизм

психологической защиты и не позволять ему развиваться;

• повышенное чувство ответственности — педагог ответственно подходит к своей работе, перенося некоторые проблемные моменты в свою личную жизнь во вред себе и своей семье;

• нравственные дефекты и дезориентация личности — нравственный дефект обусловлен неспособностью включаться во взаимодействие с детьми, их родителями, коллегами, администрацией [10, с. 54-55].

Также можно выделить основные симптомы

профессиональной деформации педагогов:

• «физиологический — усталость, утомление, истощение, психосоматические проблемы, нарушение сна, респираторные вирусные инфекции;

• аффективно-когнитивный — тревожные состояния, пессимистические настроения, постоянное ощущение неудачи и вины, утрата чувства юмора;

• поведенческий — утрата чувства веры в себя, в свои силы; утрата чувства собственного достоинства; негативное и агрессивное отношение к себе, своей работе, окружающим; стереоти-пизация поведения; желание переменить род деятельности» [Там же, с. 56-57].

Факторы профессиональной деформации педагогов дополнительного образования детей можно разделить на четыре группы:

• Профессиональный фактор — особенности профессии и себя в ней; огромная ответственность, которая ложится на плечи педагога перед государством, обществом, родителями и детьми; ответственность за жизнь, здоровье, успех и дальнейшее благополучие своих воспитанников; отсрочка во времени результатов своей деятельности, так как благополучие ребёнка он увидит (или даже может и не увидеть), только тогда, когда воспитанник станет взрослым; несоответствие затраченных педагогических усилий полученным результатам; недостаточная коммуникативная компетентность значительной части педагогов, в контексте неумения регулировать собственное эмоционально-психологическое состояние и находить выход из сложных ситуаций в общении с воспитанниками, родителями, коллегами, администрацией образовательной организации и др.

• Социально-политический фактор — нестабильная политическая и экономическая обстановка в обществе; модернизация системы образования; низкий престиж профессии; низкая заработная плата; отсутствие карьерного

роста; ненормированный рабочий день (постоянная организация праздников, концертов, эстафет, спектаклей, конкурсов и т.д., часто в выходные и праздничные дни) и др.

• Административный фактор — частичное или полное отсутствие поддержки со стороны администрации (финансовой, юридической, методической, психолого-педагогической, оздоровительной и др.); нестабильность организации деятельности (неорганизованность рабочего пространства, питания или места для питания, отдыха в рабочее время); субъективное отношение к стимулированию педагога в контексте заработной платы; неблагоприятный психологический климат; высокий уровень требований и повышенная ответственность за выполняемую работу; постоянное нахождение в состоянии многозадачности; отсутствие необходимых административных усилий, направленных на поддержание профессионального долголетия педагога и др.

• Индивидуальный фактор — индивидуальная предрасположенность к деформациям (наличие определённых черт, которые в условиях их актуализации и развития могут деформировать личность) [10, с. 55-56].

С. К. Рыженко выделяет ряд факторов развития профессиональных деформаций учителя, классифицируя их следующим образом:

• «объективные, связанные с социально-профессиональной средой: социально-экономической ситуацией, имиджем и характером профессии, учебно-пространственной средой;

• субъективные, обусловленные личностными особенностями педагога и обучаемых, характером их взаимоотношений. Предпосылки развития профессиональных деформаций коренятся уже в мотивах выбора педагогической профессии. Это как осознаваемые мотивы: социальная значимость, имидж, творческий характер, материальные блага, так и неосознаваемые: стремление к власти, доминированию, самоутверждению;

• объективно-субъективные, порождаемые системой и организацией профессионально-образовательного процесса, качеством управления, профессионализмом руководителей» [6]. Е. В. Дробышевская и Л. В. Башлакова обращают наше внимание ещё и на то, что изменения деформированной личности происходят на четырех уровнях:

• «ментальный уровень (деструктивные мысли, самокритичность);

• эмоциональный уровень (непринятие себя, подавленность, монотония);

• интеллектуальный уровень (сужение знаний, умений, навыков, концентрация на выполнении узкого круга задач);

• витальный уровень (утрата жизнеспособности, состояние напряжения, стресс)» [2, с. 11-12]. Е. В. Руденский обозначает и называет другие

уровни профессиональной деформированности личности представителей педагогических профессий:

1) общепедагогический, 2) типологический, 3) специфический или предметный, 4) индивидуальный [5].

Анализируя отечественные и зарубежные источники, можно описать пятиступенчатую модель профессиональной деформации педагога дополнительного образования детей и представить ее в виде перевернутого треугольника (см. рис. 1.): 1. Первая стадия профессиональной деформации «Я — новичок!». Практическое вхождение педагога в приобретенную профессию, т.е. напряжённость, связанная с адаптацией к условиям работы, к администрации, к коллективу, к воспитанникам и их родителям. Такую напряжённость вызывают три ситуации. Первая — знания, умения, навыки и компетенции педагога недостаточны, чтобы соответствовать статусно-ролевым и профессиональным требованиям. Вторая — работа может не соответствовать его ожиданиям, потребностям или ценностям. Третья — изначальное неприятие администрацией, коллективом нового коллеги, а детьми нового педагога. Данные ситуации могут запустить процесс профессиональной деформации, которая рождается из профессиональной адаптации, т.е. педагог сначала адаптиру-

Рис. 1. Пятиступенчатая модель профессиональной деформации

ется к условиям работы, к коллективу, а потом и к стрессам профессиональной деятельности, сопровождающим его работу.

2. Вторая стадия «Вскрытие подводных камней». Педагог, проработав определённое время, может столкнуться с теми требованиями, ситуациями, тонкостями, которые до настоящего момента он не знал, что может вызывать внутренний протест и переживания. Не приняв данные «условия игры» и противостоя им, педагог может утратить интерес к работе, что повлечёт за собой полную отстранённость от дела, которым он занимается, или желание сменить работу.

3. Третья стадия «Недостаточность питания». После нескольких лет работы у педагогов появляются усталость, утомление, апатия. При отсутствии дополнительной мотивации и стимулирования у него теряется интерес к своей работе, снижается продуктивность педагогической деятельности или её привлекательность в данной образовательной организации. Возможны нарушения трудовой дисциплины и отстранённость от профессиональных обязанностей. В случае высокой мотивации педагог может продолжать деформироваться, подпитываясь внутренними ресурсами, но в ущерб своему здоровью, личному и семейному благополучию.

4. Четвёртая стадия «Переломный момент». Сопровождается основными симптомами профессиональной деформации (физиологические, аффективно-когнитивные, поведенческие) в индивидуальных вариациях, возникающие от продолжительных профессиональных стрессов и чрезмерной работы. Здесь, как правило, развиваются хронические заболевания, в результате которых педагог частично или полностью теряет работоспособность. Усиливаются переживания от неудовлетворенности работой, её эффективности и качеством жизни.

5. Пятая стадия «Реальная угроза». Хронические заболевания переходят в острую форму, которая в дальнейшем может спровоцировать развитие опасных заболеваний, ставящих под угрозу карьеру и угрожающих жизни, что может привести педагога к профессиональной деградации, т.е. вырождаемости его как профессионала [10, с. 57-58].

Модель возникновения профессиональной деформации у педагогов дополнительного образования детей можно представить схематично (см. рис. 2). На схеме показан процесс взаимодействия и соотношение компонентов профессиональной деформации. На педагога дополнительного образования детей со своими индивидуальными особенностями, занимающегося профессиональ-

ной деятельностью, оказывает влияние комплекс стрессогенных факторов. К нему можно отнести: разнонаправленные онтогенетические изменения, возрастные и индивидуальные особенности, физическое и нервное истощение, болезни, содержание профессиональной деятельности, социально-психологический климат в коллективе, организация деятельности на рабочем месте, социальная среда, жизненно важные события, случайные моменты и др.

Данный комплекс провоцирует появление профессионального стресса. Профессиональный стресс, многолетнее выполнение одной и той же профессиональной деятельности в сочетании с неблагоприятным психологическим климатом в коллективе вызывают профессиональные деструкции специалиста, которые не только изменяют его поведение в профессиональной сфере, но и переносятся в его личную жизнь. В процессе профессиональной деятельности педагога к профессиональным деструкциям добавляются профессиональные болезни и профессиональное выгорание (обнищание), которые порождают профессиональную деформацию личности. Самая крайняя степень профессиональной деформации — профессиональная деградация, которая приводит к вырождению педагога как профессионала, т.е. личность педагога меняет свои нравственные, ценностные и профессиональные ориентиры, становится профессионально несостоятельной [Там же, с. 58-59].

Делая общий вывод, нужно отметить, что необходимо целеноправленно заниматься профилактикой профессиональной деформации педагогов дополнительного образования детей на рабочих местах с помощью реализации комплексной психолого-педагогической программы, как отмечалось выше. Различные подходы к профилактике профессиональной деформации разрабатывали такие учёные, как А. В. Поляков, Э. Э. Сы-манюк и И. В. Девятовская, Л. С. Колмогорова и Н. К. Акименко, С. А. Котова и М. В. Еремеева, Н. В. Прокопцева, Т. А. Савина, Г. К. Ахметова и др. В доказательство необходимости профилактики приведем результаты диагностики, в которой приняли участие 70 педагогов дополнительного образования детей Москвы. Возраст респондентов — 23-64 года, из них: в возрасте 20-35 лет — 26 человек, 36-50 лет — 18 человек, 51-65 лет — 26 человек, из них 17 мужчин и 53 женщины. Стаж работы в образовательной организации составил от одного года до 26 лет, из них стаж работы до 6 лет имели 23 педагога, 6-15 — 35, 16-25 — 11, свыше 25 — 1.

Рис. 2. Модель возникновения профессиональной деформации

Результаты диагностики:

• Уровень профессиональных деструкций: высокий — 4,2%, средний — 20%, низкий — 58,5%, а также 17,1% опрошенных не отметили ни одну из предложенных деструкций.

• Уровень профессиональных болезней: высокий — 7,1%, средний — 38,5%, низкий — 50%, а также 4,2% отметили ответ «нет», т.е. профессиональных болезней у них нет.

• Уровень профессионального выгорания: высокий — 37,1%, средний — 50%, низкий — 12,8%. Подводя итоги вышесказанному, необходимо

напомнить, что в профилактике должны быть заинтересованы как администрация образовательной организации, так и сами педагоги. Приведём пять главных правил профилактики профессиональной деформации педагогов дополнительного образования детей, которыми педагоги должны руководствоваться:

1. Первое правило «Люби себя!». Для того чтобы было всё отлично, первым делом нужно научиться любить себя и только после этого тебя начнут любить окружающие. Тогда жизнь начнёт преображаться в лучшую сторону, уйдёт недовольство собой, тем самым будет больше позитива в профессиональной и личной жизни.

2. Второе правило «Разделяй и властвуй!». Необходимо разделять свою профессиональную и личную жизнь. Нужно стараться все профессиональные проблемы оставлять на работе, а личные дома. На работе полностью нужно отдаваться ра-

боте, а дома — семье, друзьям и не забывать про себя.

3. Третье правило «Не только работа!». Нужно помнить, хотя работа — это огромная часть нашей жизни, но это ещё не всё, что у нас есть. Поэтому необходимо иметь какое-либо хобби, которое должно быть, по возможности, максимально противоположное работе. При этом хобби — это не семья. А то время, которое вы уделяем только себе. Также необходимо позволять себе качественно и интересно отдыхать (ходить в театры, на выставки, концерты, лекции и др.).

4. Четвёртое правило «Самосовершенствуйся!». Педагог, для того чтобы чувствовать себя на высоте, должен обязательно постоянно учиться, получать новые знания от профессионального сообщества, коллег, своих воспитанников, узнавать что-то новое, интересное, повышать свою профессиональную квалификацию, быть в тренде (знать или хотя бы иметь представление о молодёжной культуре, моде, музыке, кинематографе, играх и др.); участвовать в различных конкурсах (не только в профессиональных, но и конкурсах самодеятельности), посещать различные мероприятия (и не только профессиональные).

5. Пятое правило «Самоконтроль!». Необходимо всегда следить за собой и как только начинаете замечать, что в вашем поведении появились «рабочие замашки», а на работе появились «личностные замашки» — сразу пресекайте их на корню. Если это тяжело сделать самостоятельно,

попросите родных, близких и коллег делать вам замечания, но не стоит на них обижаться, а надо незамедлительно начать работать над анализом и устранением своих «замашек» [10, с. 135-136].

Данные правила являются первым шагом на большом пути к профилактике профессиональной деформации. И педагогу необходимо их соблюдать, если он стремится к профессиональному долголетию!

Литература

1. Гордиенко, Н. В. К проблеме профилактики профессиональной деформации личности педагогов в системе целостного педагогического процесса / Н. В. Гордиенко // Здравоохранение, образование и безопасность. — 2015. — Вып. 2(2). — С. 51-55.

2. Дробышевская, Е. В. Концепция профессиональной деформации как индивидуального ресурса профессионального развития / Е. В. Дробышевская, Л. В. Башла-кова // София: электронный научно-просветительский журнал. — 2018. — Вып. 1. — С. 8-16.

3. Кузьмина, Ю. М. Профессиональная деформация специалистов социальной работы и методы её предупреждения / Ю. М. Кузьмина // Вестник Казанского технологического университета. — 2010. — Вып. 3. — С. 116-124.

4. Мерзлякова, Д. Р. Разработка опросника самооценки профессионального «выгорания» / Д. Р. Мерзляко-ва // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. — 2017. — Вып. 3, т. 7. — С. 53-71.

5. Руденский, Е. В. Социальная психология / Е. В. Руден-ский. — М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, Сибирское соглашение, 1999. — 224 с.

6. Рыженко, С. К. Профессиональные деформации учителя и пути их преодоления [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://clasno.blogspot.com (Дата обращения: 19.10.2018).

7. Серякова, С. Б. Структура профессиональной деформации педагогов дополнительного образования детей / С. Б. Серякова, В. В. Ширяева // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. — 2016. — № 6(51). — С. 24-28.

8. Федотова, Н. В. Причины возникновения профессиональной деформации у преподавателей вуза / Н. В. Федотова // Проблемы современного педагогического образования. — 2017. — Вып. 55-11. — С. 334-341.

9. Ширяева, В. В. Профессиональное выгорание как компонент профессиональной деформации педагогов дополнительного образования детей / В. В. Ширяева // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2017. — № 5(53). — С. 22-25.

10. Ширяева, В. В. Психолого-педагогическая профилактика профессиональной деформации педагогов дополнительного образования детей: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / В. В. Ширяева. — М.: [Б.и.], 2017. — 240 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Gordienko, N. V. To the problem of prevention teachers' personality professional deformation in the holistic pedagogical process / N. V. Gordienko // Healthcare, education and security. — 2015. — Is. 2(2). — P. 51-55.

2. Drobyshevskaya, E. V. The conception of professional deformation as an individual resource for professional development / E. V. Drobyshevskaya, L. V. Bashlakova // Sofia: elektronniy nauchno-prosvetitelskiy zhurnal [Electronic scientific and educational journal]. — 2018. — Is. 1. — P. 8-16.

3. Kuzmina, Yu. M. Professional deformation of social work specialists and the methods of its prevention / Yu. M. Kuzmina // Herald of Kazan technological University. — 2010. — Issue. 3. — Pp. 116-124.

4. Merzlyakova, D. R. Creating a questionnaire to measure the degree of professional burnout / D. R. Merzlyakova // Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin. — 2017. — Vol. 7. — Issue. 3. — Pp. 53-71.

5. Rudensky, E. V. Sotsialnaya psihologhiya [Social psychology] / E. V. Rudensky. — M.: INFRA-M; Novosibirsk: NGAEiU, Siberian agreement, 1999. — 224 p.

6. Ryzhenko, S. K. Proffessionalniye deformatsii uchitela i puti ikh preodoleniya [Professional deformations of a

teacher and the ways of their overcoming] [Electronic resource]. — URL: http://clasno.blogspot.com (accessed 19.10.2018).

7. Seryakova, S. B. The structure of professional deformation of teachers: a casestudy of the additional education of children / S. B. Seryakova, V. V. Shiryaeva // Municipal education: innovation and experiment. — 2016. — № 6. — P. 24-28.

8. Fedotova, N. V. The reasons of occurrence of professional deformation of teachers of the university / N. V. Fedotova // Problems of modern pedagogical education. — 2017. — Is. 55-11. — P. 334-341.

9. Shiriaeva, V. V. Professional burnoutas a component of professional deformations teachers of supplementary education / V. V. Shiriaeva // Innovative projects and programs in education. — 2017. — № 5. — P. 22-25.

10. Shiriaeva, V. V. Psikhologo-pedagoghicheskaya profilak-tika professionalnoy deformatsii pedagoga dopolnitelno-go obrazovaniya detey [Psychological and pedagogical prevention of professional deformation of supplementary education teachers: PhD in education thesis: 13.00.01 / V. V. Shiriaeva. — M., 2017. — 240 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.