Научная статья на тему 'Стресс, когнитивные нарушения и роль нейрогормонов и нейропептидов в их компенсации у приматов'

Стресс, когнитивные нарушения и роль нейрогормонов и нейропептидов в их компенсации у приматов Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
219
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Соллертинская Т. Н., Шорохов М. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стресс, когнитивные нарушения и роль нейрогормонов и нейропептидов в их компенсации у приматов»

целью исследования являлось изучение эффектов длительного применения фармакологических средств растительного происхождения — препаратов ПП и Биоэффектив® А на когнитивный статус у самцов крыс на модели деменции Альцгеймеровского типа.

Методы. Эксперимент проведен на самцах крыс линии Вистар. Моделирование деменции проводилось на самцах крыс путем оперативного вмешательства, вскрытия черепной коробки мозга и внутримозгового введения бета-амилоида в четвертый желудочек мозга. Препараты вводили перорально: ПП в терапевтической дозе 144,0 мг/сутки для человека (доза 8,6 мг/кг), препарат Биоэффектив® А в терапевтической дозе 960,0 мг/сутки (доза 82,0 мг/кг). Курс лечения препаратами составлял 28 дней. Для оценки процессов обучения и памяти использовали модель условной реакции пассивного избегания (УРПИ) и водный тест Морриса, а также оценивали поведение в тесте «открытое поле».

Результаты. Полученные результаты экспериментов свидетельствуют о том, что при введении ПП самцам

крыс в условиях экспериментально созданной модели деменции полностью восстанавливается нарушенная способность животных к непространственному и пространственному типам обучения. В отличие от полипре-нольного препарата, Биоэффектив® А у крыс в условиях эксперимента не оказывал положительного влияния на оба типа обучения.

заключение. Таким образом, можно сделать вывод о возможности клинического изучения действия ПП из хвои ели Picea abies (L.) Karst с целью дальнейшего его применения при терапии когнитивных расстройств, деменциях различного генеза, в том числе Альцгеймеровского типа. Согласно полученным данным, препарат Биоэффектив® А не может быть рекомендован для дальнейшего клинического изучения в этом направлении.

Так как Биоэффектив® А оказывает стимулирующее влияние только на общую двигательную активность крыс, восстанавливая нарушенные моторные функции, то его можно рекомендовать при моторных дисфункциях и полинейропатиях периферического генеза.

стресс, когнитивные нарушения и роль нейрогормонов и нейропептидов в их компенсации у приматов

© Т. Н. Соллертинская, М. В. Шорохов

Институт эволюционной физиологии и биохимии им. И. М. Сеченова РАН, Санкт-Петербург

Разработка лекарственных средств, повышающих психическую устйчивость организма к экстремальным воздействиям, улучшающих нарушенные когнитивные функции без побочных эффектов является одной из приоритетных задач современной, медицины. Известно, что при стрессе различной этиологии мнестические и когнитивные функции мозга нарушены. В последнее время в восстановлении нарушенных функций мозга придают значение нейрогормонам гипоталамуса (НГ) — вазопрессину (ВП), тиролиберину (ТРГ) и веществам пептидной природы (НП) — синтетическому аналогу АКТГ 4-7 — Семаксу (Сем), и дипептиду — Ноопепту (Нпт). Доклинические исследования по сравнительному церебропротективному действию этих НГ и НП на обезьянах отсутствуют

целью работы явилось сравнительное изучение роли ВП, ТРГ, Сем и Нпт в регуляции и компенсации нарушенных функций мозга у обезьян. Использована модель пищевого поведения с регистрацией объективных показателей ВНД (вегетативные, моторные, ЭЭГ) и

изучением различных видов памяти. Эксперименты выполнены в двух сериях — на 6 обезьянах. 1 — у свободно-передвигающихся животных, 2 — в приматологическом кресле. Препараты — ВП, ТРГ, Сем и Нпт вводили внутримышечно, интраназально и перорально (Нпт) в дозах 0,1-0,3 мкг/кг, 10-35 мкг/кг 0,1-0,5 мкг/кг и 0,5 мг/кг соответственно.

Установлено, что развитию выраженных невротических нарушений у обезьян предшествовала стадия предневроза. На этой стадии изменения ВНД однотипны и заключаются в растормаживании следовых условных реакций (СУР), нестабильности фоновой ЭЭГ и вегетативных показателей. Невроз у обезьян развивался по двум условно названным типам: тормозному (ТН) и возбудительному (ВН). Показано, что введение ВП, ТРГ и Сем оказывало дифференцированный компенсаторный характер на нарушенные функции мозга, и различно проявлялись при разных типах невроза. Эффекты дозозависимы. При введении ТРГ (35 мкг/кг) они более выражены на дыхательный компонент (Д), при ВП

М66 обзоры по клинической фармакологии и лекарственной терапии

том 8/2010/1

(0,3 мкг\кг) на сердечный (С). Малые дозы (0,1 мкг\кг) ВП, (5-10 мкг\кг) ТРГ осуществляют значителный компенсаторный эффект на нарушеные процессы памяти. Компенсаторные эффекты ВП наиболее длительны и значительны (3 месяца): СУР усиливаются, особенно по ЭЭГ и С компоненту. Компенсаторное влияние ТРГ наиболее выражено при ТН. На его фоне процессы образной памяти усиливаются, время отсрочки увеличивается до 12 мин. Компенсаторные эффекты Сем особенно значительны при ВН, в особенности по ЭЭГ и С показателям. После интраназального введения Сем отмечено достоверное изменение фоновой спектрограммы ЭЭГ, снижение мощности дельта-диапазона (р < 0,01), увеличение мощности альфа-ритма и бета-ритма (р < 0,01).

Ультрамалые (0,01 мкг\кг) дозы Сем вызывали у обезьян седативные эффекты. Нпт у обезьян с умеренными когнитивными нарушениями приводил к усилению работоспособности, увеличению функции внимания и ее концентрации. На фоне Нпт формирование СУР с отсрочкой 20 с происходило быстрее. Обнаружено, что у старых обезьян (2 особи) Нпт осуществлял длительное (до 1,5 месяцев) положительное влияние на симптомы, характерные для болезни Паркинсона (акинезия, ригидность и тремор передних конечностей).

Обсужден вопрос о более специализированном применении ВП, ТРГ, Сем и Нпт в неврологической клинике.

Работы выполнена при финансовой поддерже гранта РФФИ № 08-04-00896

распространенность метаболического синдрома и гормональнометаболические показатели у больных параноидной шизофренией

© Д. А. Танянский, И. А. Мартынихин, Н. Г. Незнанов, Н. А. Соколян, О. П. Ротарь, А. О. Конради, А. Д. Денисенко

НИИ экспериментальной медицины СЗО РАМН, Санкт-Петербург

Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. акад. И. П. Павлова, Санкт-Петербург Федеральный центр сердца, крови и эндокринологии им. В. А. Алмазова, Санкт-Петербург

цель: Оценить частоту метаболического синдрома (МС), его проявления и роль некоторых гормонов в патогенезе обменных расстройств у больных шизофренией.

Материалы и методы: В исследование включены 138 пациентов с диагнозом параноидной шизофрении (МКБ-10) и, в качестве контрольной группы, 138 работников одного из банков, одинаково подобранных к больным по полу, возрасту ( ± 1 год) и индексу массы тела (ИМТ, ± 0,5 кг/м2). На момент обследования все больные шизофренией получали нейролептики. Содержание в крови глюкозы, триглицеридов (ТГ), холестерина (ХС), ХС липопротеинов высокой плотности (ЛВП) оценивали энзиматическими методами. Коэффициент атерогенности (КА) рассчитывали по формуле: КА = (общий ХС — ХС ЛВП)/ХС ЛВП. Концентрации пролактина. кортизола, инсулина, лептина и адипонектина определяли иммуноферментным методом. Индекс инсулино-резистентности HOMA (Homeostasis model assessment) рассчитывали по формуле: НОМА = инсулин, мкЕД/мл х глюкоза, ммоль/л /22,5.

Результаты: По сравнению с контрольной группой у больных шизофренией отмечалась более высокая частота МС (31,9 против 13,8 %; критерии NCEP АТР III 2005 г.), повышение окружности талии, концентраций в крови инсулина, ТГ и более низкое значение уровня ХС ЛВП. Несмотря на более низкие по сравнению с контролем концентрации глюкозы и общего ХС, индекс НОМА и КА у пациентов с шизофренией были значительно выше. Среди гормональных показателей у больных шизофренией выявилось повышение концентраций пролактина и кортизола. Уровни гормонов жировой ткани — адипонектина и лептина — в группах контроля и шизофрении не отличались. Вместе с тем, у пациентов с шизофренией и МС наблюдалось достоверное повышение уровня лептина по сравнению с той же группой обследуемых без шизофрении. Согласно линейному регрессионному анализу, после подстановки в модель в качестве независимых переменных пола, возраста, ИМТ, концентраций адипонектина, лептина, кортизола, пролактина выяснилось, что значение ин-

ТОМ 8/2010/1

обзоры по клинической фармакологии и лекарственной терапии I М67

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.