научные материалы
дный тест Морриса, а также оценивали поведение в тесте «открытое поле».
Результаты экспериментов свидетельствуют о том, что при введении препарата ропрен самцам крыс в условиях экспериментально созданной модели деменции Альцгеймеровского типа полностью восстанавливается нарушенная способность животных к непространственному и к пространственному типам обучения. С другой стороны, терапия препаратом Биоэффектив® А у крыс в условиях экспериментально созданной модели деменции Альцгеймеровского типа не оказывает положитель-
ного влияния на оба типа обучения, что свидетельствует о неэффективности данного препарата.
Таким образом, можно сделать вывод о возможности клинического изучения действия препарата ропрен с целью дальнейшего его применения в практическом здравоохранении при фармакотерапии когнитивных расстройств при болезни Альцгеймера и деменциях различного генеза. В противоположность этому, препарат Биоэффектив® А не представляется возможным рекомендовать для дальнейшего клинического изучения в качестве препарата для лечения болезни Альцгеймера.
влияние интраназального введения инсулина и серотонина на когнитивные процессы у крыс с экспериментальным сахарным диабетом 2-ГО типа
© О. В. Чистякова, И. Б. Сухов, В. Н. Шипилов, В. М. Бондарева, А. О. Шпаков
Институт эволюционной физиологии и биохимии им. И. М. Сеченова РАН, Санкт-Петербург
Инсулин и серотонин являются важнейшими регуляторами функций центральной нервной системы человека и животных. Целью работы было изучение влияния интраназального введения инсулина и серотонина на поведенческие реакции у крыс с неонатальным сахарным диабетом 2-го типа (СД2) в сравнении со здоровыми животными. Неонатальный СД2 получали однократным интраперитониальным введением 5-дневным крысятам линии Wistar стрептозотоцина в дозе 80 мг/кг веса. Через 2,5-3,0 мес у животных развивались признаки СД2. Инсулин и серотонин вводили интраназально в дозе 65-70 мкг/кг веса. Введение гормонов начинали за неделю до тестирования и в его процессе. Когнитивные процессы у крыс изучали в водном тесте Морриса (ВТМ). Животных обучали на протяжении пяти суток. Об успешности обучения судили по времени, которое затрачивалось животными на поиск платформы в каждой попытке, а также по эффективности поиска, которую рассчитывали по разности времени поиска в первый и последующие дни тестирования. Показано, что контрольные крысы затрачивали на поиск платформы в 1,5 раза больше времени, чем диабетические. Однако эффектив-
ность поиска в контроле была в 2 раза выше, чем при СД2. Введение инсулина и серотонина контрольным животным сокращало время поиска в 1,5 и 2,5 раза, соответственно. Эффективность поиска при этом не менялась. Введение инсулина животным с СД2 приводило к сокращению времени поиска в 2,0-2,5 раза и повышению эффективности освоения теста в 1,8-2,3 раза, У контрольных крыс обработка инсулином приводила к повышению эффективности поиска только в 1,4 раза. Обработка серотонином диабетических крыс не влияла на успешность освоения теста. Совокупность полученных данных свидетельствует о том, что у здоровых крыс процессы памяти и обучения улучшаются при интраназальном введении обоих изученных гормонов — инсулина и серотонина, в то время как у крыс с СД2 — только инсулина. Действие инсулина на когнитивные процессы у диабетических и здоровых животных различается: у крыс с СД2 гормон влияет на время и эффективность поиска, в контрольной группе — только на время поиска.
Работа поддержана грантом РФФИ № 09-04-00746 и программой РАН «Фундаментальные науки — медицине» (2010 г).
ТОМ 8/2010/1
обзоры по клинической фармакологии и лекарственной терапии I М75