5. Льюис Д. Стресс-менеджер / Д. Льюис. - М.: АСТ, Рефл-бук, 2007. -266 с.
6. Малкина-Пых И.Г. Стратегии поведения при стрессе // Московский психологический журнал. - 2007. - № 12. - С. 15-25.
7. Кречетников К.Г. Особенности обеспечения психологического комфорта обучающегося при использовании информационных образовательных технологий [Электронный ресурс] // Educational Technology & Society. -2006. - № 9 (4). - P. 265-268. - ISSN 1436-4522. - Режим доступа: http://elib-rary.ru/item.asp?id=9254430.
СТРЕСС И СТРЕСС-МЕНЕДЖМЕНТ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ
1 2 © Кречетников К.Г. , Шойнхорова В.Р.
Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток
Рассматриваются понятия стресса в деятельности руководителя, его причины. Раскрываются различные методы стресс-менеджмента работников управленческого профиля, показывается его важность для успешного управления персоналом и сохранения личного здоровья и здоровья коллектива.
Ключевые слова: стресс, профессиональный стресс, стресс-менеджмент, управление стрессом.
Множество факторов окружающей среды способны вызвать стресс у человека. В данное понятие привыкли вкладывать отрицательное значение, но это не всегда так, чувство радости после хороших новостей и событий, тоже является стрессом, но положительным.
В организациях, где непрерывно осуществляется рабочий процесс стрессовые ситуации возникают довольно часто. Этому способствуют конфликты между членами коллектива, нерешенные задачи, перегруженность работой, нехватка времени. Но чаще всего от всех этих факторов страдает руководитель организации. Чем больше ответственности возлагается на него, чем больше подчиненных находятся у него в распоряжении, тем больше фактов и явлений должны подвергаться контролю.
Существует понятие профессиональный стресс - это многообразный феномен, выражающийся в психических и физических реакциях на напря-
1 Профессор кафедры Управления персоналом и экономики труда, д.п.н., профессор.
2 Студент 3 курса специальности «Управление персоналом».
женные ситуации в трудовой деятельности человека [1]. Он отмечен в отдельной рубрике Международной классификации болезней (МКБ-10). Причем причинами такого стресса могут стать не только нехватка времени, информации или множество работы, а даже условия труда: плохая освещенность рабочего места, плохая вентиляция, теснота.
Источником «профессионального» стресса у руководителя (как владельца небольшой фирмы, так и управляющего крупной кампанией) может стать любой фактор [2]:
- некомпетентные сотрудники;
- недобросовестные партнеры и чиновники;
- жесткие конкуренты;
- требовательные клиенты и т.д.
В числе главнейших стрессов руководители различного уровня назвали:
- «сложность и противоречивость отечественного законодательства и нормативных инструкций»;
- «низкую мотивацию сотрудников и необходимость постоянного контроля за их деятельностью»;
- «отсутствие взаимопонимания с деловыми партнерами и конфликты с ними», «постоянную нехватку времени»;
- «чрезмерный и не всегда обоснованный контроль со стороны руководства» (у госчиновников и руководителей дочерних предприятий);
- «ощущение несоответствия между затраченными усилиями и реальными результатами»;
- «потерю смысла деятельности», «стресс несбывшихся надежд» и т.д.
Выделяют 6 главных источников стресса управленцев [3]:
1) режим трудовой деятельности (плохие условия труда, слишком интенсивный режим деятельности, нехватка времени и т.д.);
2) роль работника в организации (ролевые конфликты, повышенная ответственность, недостаток полномочий, ролевая неопределенность и т.д.);
3) коммуникативные факторы (взаимоотношения с руководством, подчиненными или коллегами, трудности делегирования полномочий и т.д.);
4) трудности построения деловой карьеры (неадекватный уровень притязаний, профессиональная неуспешность, слишком медленный или слишком быстрый карьерный рост, страх перед увольнением и т.д.);
5) факторы, связанные с организационной культурой и психологическим климатом (несоответствие установок и ожиданий работника корпоративной культуре предприятия, ограничение индивидуальной свободы, интриги и т.д.);
6) внеорганизационные источники стрессов (проблемы в семейной жизни из-за сверхнормативных нагрузок на работе; неумение разделить профессиональную и семейную ролевую стратегию поведения; конфликты, связанные с притязанием обоих супругов на карьерное продвижение, и т.д.).
По мнению Ю.В. Щербатых, исследователя психофизиологических феноменов стресса, факторы, вызывающие производственный стресс, достаточно условно разделить на два вида: субъективные, развитие которых больше зависит от самого человека, и объективные, мало зависящие от личности работника [4].
Следствием постоянных проблем и стрессов у руководителей разного ранга является целый букет невротических и психосоматических заболеваний. А именно проявление неврозов, одним из форм которого является неврастения, наиболее встречающееся у людей, занимающих руководящие посты. Польским ученым А. Кемпински введено понятие «директорский невроз». Обстановка редко бывает мягкой и уступчивой и когда все усилия не приводят к удовлетворительному результату, а сам руководитель неправильно оценит окружающую обстановку и не адаптируется к фактическим условиям - все это приводит к состоянию собственной неполноценности, которая еще более увеличивается ввиду агрессии со стороны подчиненных. Кемпински А. описывает руководителей, страдающих директорским неврозом, следующим образом: «Они все время что-то оформляют, неоднократно держат сразу же несколько телефонных трубок, на простые вопросы реагируют вспыльчивостью и часто дают противоречивые распоряжения. Своим поведением они раздражают общественную группу, все вертятся как белки в колесе, что в результате приводит к всеобщему раздражению».
Так как стресс имеет больше негативных последствий, для руководителей важно научиться управлять им, как собственным, так и стрессом своих подчиненных. Поэтому для как можно быстрого и комфортного выхода из стрессовой ситуации применяется стресс-менеджмент.
Термин «стресс-менеджмент» в буквальном переводе с английского означает «управление стрессом» [2]. Но однозначного и общепринятого определения не существует, так как оно включает в себя и управление собой и своим поведением непосредственно в момент стресса, и преодоление негативных последствий стрессовых ситуаций, но большинство практиков трактуют данный термин как «управление собой в момент стресса».
В стресс-менеджменте выделяются две основных ступени: управление стрессами на уровне организации и управление стрессами на уровне отдельной личности, в том числе и себя. Стресс-менеджмент включает в себя признание того факта, что на сотрудников оказывается воздействие, которое
может негативно сказаться на их физическом и психическом здоровье, а, следовательно, и на решении производственных задач организации, а также создание системы мер, направленных на ослабление и профилактику, как самого воздействия стрессовых факторов, так и его последствий.
Самая предсказуемая и частая реакция человеческого организма на стрессовую ситуацию - это тревога, имеющая место быть на протяжении всего стресса. Поэтому первое, что должен делать человек сохранять спокойствие и не поддаться панике. Сохранение ясность мыслей, дающие четко представить существо проблемы, помогают быстро найти решение на неё. Английский психотерапевт М.Джордж писал: «Не надо быть врачом, чтобы распознать стресс. Не нужно быть специалистом, чтобы искоренить его. Поняв истинные причины стресса, мы тем самым сделаем первый шаг к избавлению от него».
Физическая нагрузка, как и стресс, активизирует процессы расходования и распада веществ, необходимых для мобилизации энергии. Для уравновешивания этих процессов необходимо усилить восстановительные процессы [1].
Способы, усиливающие восстановительные процессы:
- сон; здоровый сон - основа крепкой нервной системы;
- аутогенная тренировка; данный вариант является одним из способов самовнушения; применяя данную методику, человек влияет на процессы в своем организме психического и вегетативного уровня, а также на процессы, не подвергающиеся произвольной сознательной регуляции; аутотренинг подходит больше людям интеллектуального типа - особенно если у них есть некоторый запас упорства, что привычно для руководителей; подобно йоге, аутогенная тренировка имеет две ступени: низшую и высшую; и овладение последней делает возможным вызывать особое состояние сознания;
- медитация (лат. meditatio от meditor - размышляю, обдумываю) -умственное действие, приводимое психическое состояние человека углубленную сосредоточенность; физическое состояние медитирующего характеризуется максимальной расслабленностью, а его сознание некоторой отрешенностью от внешних объектов и переживаний;
- релаксация; является защитой от стрессов и их последствий; также способствует адекватной оценке обстановки и росту уверенности в себе.
Инженер УХ. Кэрриер, попадав в стрессовые ситуации следовал трём составляющим своего собственного метода [4]:
1. Необходимость спокойно проанализировать ситуацию и постараться четко уяснить себе возможные негативные последствия.
2. Представить себе самое худшее, что могло случиться, и попытаться найти аргументы, которые позволили бы вам примириться с этим, принять это как неизбежное.
3. Осознав самый неблагоприятный исход и примирившись с ним, начать спокойно обдумывать решение, чтобы изменить ситуацию.
Готовность к самому неблагоприятному исходу событий, что позволяет спокойнее встречать последствия, является прерогативой пессимистичного настроя и, пожалуй, его единственным плюсом, в то время как большинство практиков советуют держаться обратного подхода, то есть оптимизма. Так как опыт показывает, что позитивное мышление, а именно поиск во всех ситуациях, в том числе и негативных преимущественно хороших сторон, приносит человеку гораздо больше пользы, значительно уменьшая общее количество стрессов в его жизни. Так в Гарвардском университете США в течение 32 лет под наблюдением находилось 2280 мужчин. По итогам многочисленных психологических и медицинских исследований было принято заключение: «Пессимисты страдали от серьезных нарушений сердечнососудистой системы в 4,5 раза больше, чем лица, проявляющие оптимистическую установку к жизненным проблемам».
Все описанные способы восстановления баланса между расходом и приобретением энергии в стрессовых ситуациях сходятся в одном, - главное -понять суть проблемы и её причины, и тогда обязательно находится решение.
Стоит отдельно выделить значительный фактор в деятельности руководителя это правильное распределение времени. Американский психолог А. Элкин говорит: «Следует научиться управлять своим временем, в противном случае время будет управлять вами». Им выделяются признаки того, что человек испытывает стрессы именно от неэффективного использования времени. Наличие хотя бы половины из этих признаков указывает на то, что постоянная нехватка времени может приводить к серьезным стрессам: ощущение постоянной спешки; нехватка времени на любимые дела и общение с семьей; частые опоздания; отсутствие плана времени; неумение делегировать полномочия другим людям; неумение отказать людям, отнимающим ваше время; периодически возникающее ощущение напрасной траты времени.
Один из основателей тайм-менеджмента, специалист по психологии управления Питер Друкер указал в работе следующие навыки, необходимые для эффективного распределения времени [2]:
- анализ собственного времени;
- планирование распределения времени;
- сокращение непроизводительных затрат;
- укрупнение времени.
Также нужно сократить непроизводительные временные затраты, то есть не делать крупные дела маленькими порциями, таким образом теряется нить последовательности и целостная структура. Таким образом, правильное использование времени позволяет не только быстрее и качественней выполнить работу, но и избежать стрессов, связанных с ощущением непроизводительной траты времени.
Что же касается управления стрессами на уровне организации, в России только недавно начали принимать во внимание стресс и его управление, поэтому сегодня набирают популярность внешние компании, предлагающие тренинги и семинары в области стресс-менеджмента. Тренинги по стресс-менеджменту основаны на том, что бороться с негативными эмоциями, возникшими в стрессовых ситуациях бесполезно, а научиться управлять ими можно и нужно. Тренеры используют ролевые игры, моделирование стрессовых ситуаций. Обучение стресс-менеджменту достаточно провести один раз. Главное, чтобы сотрудник сам захотел измениться.
Существенный недостаток тренингов в том, что большинство программ стресс-менеджмента нацелено на индивидуума, а не на организацию, и отделено от процесса диагностики проблем. А источник стресса может находиться не только в отношениях сотрудника с коллективом или начальником, но и просто в недостаточной квалификации [5].
Таким образом, зарубежные и российские практики предлагают различные техники профилактики и устранения стресса. Каждый человек сам выбирает в зависимости от своего психологического и физического состояния. Все это способствует позитивному настрою личности и уверенному общению с окружающими и восстановлению работоспособности.
Стресс-менеджмент в системе управления персоналом призван повысить стрессоустойчивость трудового коллектива, уменьшить опасности последствий стрессовых ситуаций, утомления. Проблему необходимо решать с выработки стрессоустойчивости у руководителей, в первую очередь, а затем у сотрудников.
Список литературы:
1. Викулина О.В. Теория и практика психологии управления: настольная книга менеджера по персоналу / О.В. Викулина. - М.: Владос, 2008. - С. 11.
2. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации / А.Я. Кибанов. -М.: ИНФРА-М, 2010. - 340 с.
3. Родионов В.А. Стресс-менеджмент, или приемы профилактики преодоления стресса / В.А. Родионов. - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2011. - С. 33.
4. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции / Ю.В. Щербатых. - СПб.: Питер, 2006. - С. 48.
5. Кречетников К.Г. Рамка квалификации и её значение в управлении человеческими ресурсами организации [Электронный ресурс] // Государственное и муниципальное управление: теория, методология, практика: матер. XI междунар. науч.-практ. конф. - Новосибирск: ЦРНС, 2014. - С. 165-170. - Режим доступа: http://eИbrary.m/item.asp?id=21302292.
АНАЛИЗ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА В ООО «ГРОДЕКОВО СЕРВИС» П. ПОГРАНИЧНЫЙ ПРИМОРСКИЙ КРАЙ
© Рабаданалиева М.Т.
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса,
г. Владивосток
В данной статье рассматриваются анализ мотивации персонала в ООО «Гродеково Сервис», мероприятия по совершенствованию системы мотивации персонала. Ключевые слова мотивация персонала, оплата труда.
Система мотивации - это комплекс материальных и нематериальных стимулов, призванный обеспечить качественный и производительный труд работников, а также привлечь в компанию наиболее талантливых специалистов и удержать их. Мотивация в управлении персоналом понимается как процесс активизации мотивов работников (внутренняя мотивация) и создания стимулов (внешняя мотивация) для их побуждения к эффективному труду. Целью мотивации является формирование комплекса условий, побуждающих человека к осуществлению действий, направленных на достижение цели с максимальным эффектом [5, с. 49].
Основным мотивационным фактором в ООО «Гродеково-сервис» является оплата труда, которая производится на основе установленных базовых окладов.
В компании ООО «Гродеково-сервис» применяются только экономические методы управления трудовой мотивацией персонала:
- заработная плата сотрудника = оклад + доплата за работу на особом объекте (срочном, важном для репутации, всеобщей огласки, представляющем образ коммерческого партнера и пр.);
- практика премирования сотрудников за объем, качество и сроки выполняемой работы.
Размер оклада сотрудников ООО «Гродеково-сервис» устанавливается согласно трудовому договору (контракту), заключенному с сотрудником, и