Научная статья на тему 'СТРЕСС-МЕНЕДЖМЕНТ КАК ЧАСТЬ МЕНЕДЖМЕНТА ОРГАНИЗАЦИИ'

СТРЕСС-МЕНЕДЖМЕНТ КАК ЧАСТЬ МЕНЕДЖМЕНТА ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3797
534
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРЕСС / СТРЕСС-МЕНЕДЖМЕНТ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ПРОДУКТИВНОСТЬ / ОЦЕНКА РИСКА / СТАНДАРТЫ МЕНЕДЖМЕНТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кречетников К.Г., Федосеева С.В.

Стрессы на рабочем месте - это одна из главных причин ухудшения состояния здоровья, снижения продуктивности работника в организации. В результате снижается эффективность как сотрудника, так и компании в целом. Стресс-менеджмент - один из механизмов прекращения стрессов на рабочем месте или минимизирования их последствий. В данной работе выясняются не только причины стрессов, но и способы борьбы с ними.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СТРЕСС-МЕНЕДЖМЕНТ КАК ЧАСТЬ МЕНЕДЖМЕНТА ОРГАНИЗАЦИИ»

СТРЕСС-МЕНЕДЖМЕНТ КАК ЧАСТЬ МЕНЕДЖМЕНТА ОРГАНИЗАЦИИ

1 2 © Кречетников К.Г. , Федосеева С.В.

Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток

Стрессы на рабочем месте - это одна из главных причин ухудшения состояния здоровья, снижения продуктивности работника в организации. В результате снижается эффективность как сотрудника, так и компании в целом. Стресс-менеджмент - один из механизмов прекращения стрессов на рабочем месте или минимизирования их последствий. В данной работе выясняются не только причины стрессов, но и способы борьбы с ними.

Ключевые слова стресс, стресс-менеджмент, эффективность, продуктивность, оценка риска, стандарты менеджмента.

Что такое стресс-менеджмент? Во многих источниках авторы дословно переводят данное понятие как управление стрессами. Однако стресс-менеджмент включает в себя и управление собой и своим поведением непосредственно в момент стресса, и преодоление негативных последствий стрессовых ситуаций [1, 2].

Стресс-менеджмент является очень актуальной проблемой. Многие компании стремятся соответствовать современному стилю жизни, что подразумевает постоянное движение, развитие, стремление к чему-то новому, но все это невозможно без персонала. Руководители слишком много ожидают от своих подчиненных, им нужна полная отдача работе. Боязнь подвести начальника, не справиться с поставленной задачей, не успеть выполнить дело являются одним из частых психологических напряжений, приводящих к стрессу сотрудника. Это показывает исследование, проведенное в Великобритании в 2007 году: «Психологические условия на рабочем месте» [3].

Результаты показали:

- около 1/7 части людей считают свою работу очень стрессовой;

- в 2005/6 гг. около полмиллиона людей в Великобритании сообщили, что уровень напряжения на работе является причиной различных болезней (сердца, костно-мышечной системы, желудочно-кишечных расстройств, нарушения сна);

- беспокойство и депрессия являются одними из самых частых жалоб, распространяющиеся на 20 % работающего населения Великобритании;

1 Профессор кафедры Управления персоналом и экономики труда, д.п.н., профессор.

2 Студент 3 курса специальности «Управление персоналом».

- стресс влияет на прогулы сотрудника, среднее число дней на больничном составляет 30,1 день; это гораздо выше, чем число дней на больничном в связи с другими болезнями (21,2 дня);

- около 11 миллионов рабочих дней было пропущено работниками из-за стрессов в 2005/6 годах.

Стресс на рабочем месте влияет на [4]:

- обязательства работника перед организацией;

- эффективность работы персонала и ее продуктивность;

- текучесть кадров;

- уровень посещаемости;

- удовлетворение потребностей клиентов;

- имидж и репутацию организации;

- возможность судебных процессов.

Стресс может оказывать огромное влияние как на часть людей, так и на всю команду в целом. Например, если коллега отсутствует в течение длительного периода из-за болезни, то это сказывается на рабочей нагрузке и боевом духе остального персонала компании.

Так что же поможет компании избавиться от стрессов на работе? Специалисты часто используют в своей практике систему стандартов менеджмента, которая определяет область появления стресса на рабочем месте, контролирует или устраняет его источник. Цель каждого стандарта - добиться условий идеальной организации [5].

Рассмотрим каждую из 6 областей и их стандарты [5, 6]:

1. Требования - сотрудники способны справиться со своими должностными обязанностями. «Идеальная организация» - организация ставит достижимые цели, учитывая время работы; сопоставляет навыки и способности сотрудника к поставленной задаче, каждый работник сконцентрирован на одной области работы.

2. Контроль - сотрудники могут сами контролировать свой рабочий процесс. «Идеальная организация» - работник сам определяет необходимый темп работы, работники мотивированы использовать свои навыки, проявлять инициативу в отношении работы, а также развивать свои способности, сотрудникам предоставляется право определить свое время перерыва, сотрудники консультируются по их стилю работы.

3. Поддержка - сотрудники получают информацию, отвечающую требованиям, и необходимую поддержку от коллег и вышестоящих лиц. «Идеальная организация» - у организации политика - поддерживать своих сотрудников, система делает все возможное, чтобы побудить менеджеров оказывать помощь персоналу, работники знают

о том, что можно получить поддержку у руководящих должностей, сотрудники регулярно получают конструктивную обратную связь.

4. Межличностные отношения - сотрудники имеют хорошие взаимоотношения с коллегами. «Идеальная организация» - организация способствует дружелюбной атмосфере, пытается избежать конфликтов и обеспечить справедливость на рабочем месте, коллектив делится необходимой информацией, система направлена на мотивацию менеджеров следить за психологическим климатом в коллективе, принимать меры по устранению источника конфликта.

5. Роль - сотрудники понимают свою роль в организации. «Идеальная организация» - организация гарантирует индивидуальный подход к каждому сотруднику, делает все возможное, чтобы работники понимали их роль и обязанности, функции; чувствовали себя значимыми.

6. Изменения - сотрудники знают заранее об организационных изменениях. «Идеальная организация» - организация своевременно предлагает сотрудникам информацию об изменении в структуре организации и разъясняет причины, а также предоставляет возможность влиять на решение, сотрудники уведомлены о праве влиять на изменения.

Стандарты менеджмента для стресса на рабочем месте описывают подход к управлению рисками, включающий ряд особенностей, которые позволяют существенно сократить или устранить причины стресса.

Рассмотрим алгоритм оценки риска [4-6]:

1) подготовить организацию к оценке риска;

2) выяснить, к какой области стандартов менеджмента относится данная проблема?

3) выявить, кому и как может быть причинен вред (сбор данных).

Такими данными могут быть:

- результаты расследования фактов производственно-обусловленных заболеваний;

- данные о нетрудоспособности по болезни за прошлый год;

- информация, полученная в результате опросов;

- информация по поводу текучести кадров, а также полученная в результате бесед в ходе увольнения;

- результаты исследований по оптимизации работ или изучения требований / имеющихся ресурсов;

- статистическая информация по программам помощи работникам и консультирования.

Последовательность действий следующая.

1. Провести оценку (изучить проблемы и найти решения). Существует 2 варианта оценки стресса:

- 1 - самооценка - использовать контрольный перечень вопросов или анкету, а также: постараться выявить нагрузки, способные вызвать значительный и длительный стресс, оценить эффективность и уместность мер, принятых на данный момент для предотвращения вреда, принять дополнительные меры для разрешения проблем, связанных с дистрессом при необходимости, периодически пересматривать результаты оценки;

- 2 - опрос - анкета оценки позволяет консолидировать информацию, чтобы облегчить понимание стрессоров; утвержденные анкеты доступы на коммерческой основе; можно также использовать специализированные ресурсы вне компании.

2. Задокументировать открытие (разработать и внедрить план действий).

Самым главным результатом проделанной работы является план действий. Только он поможет менеджерам контролировать действие стрессоров и минимизировать последствия. В соответствие с планом нужно документально оформить конкретные действия и сроки исполнения, документ должен быть утвержден руководителем предприятия. В успешной организации данный процесс является непрерывным, в нем регулярно используются данные оценок для оптимизации или переориентации стратегии вмешательства.

3. Проконтролировать исполнение.

Методы борьбы со стрессами осуществляются с помощью определенных программ, составленных по системе стандартов менеджмента. Каждая программа основывается на принципах.

Во-первых, следует помнить, что нельзя игнорировать личные проблемы сотрудника, так как для него не существует определенных границ, разделяющих стресс на работе и дома.

Во-вторых, очень важно не допустить распространения стресса на коллектив.

В-третьих, справиться со своей проблемой может только сам человек. В его программе избавления от стресса может участвовать множество профессионалов, однако, если не будет отдачи от пострадавшего, то меры не будут эффективными.

В-четвертых, руководители обязаны следить за уровнем стресса на рабочем месте. Организация должна способствовать благоприятному психологическому климату в коллективе. Стрессы на рабочем месте тесно связаны с неблагоприятным психологическим климатом в коллективе.

В зависимости от проблемы могут быть предложены следующие методы устранения стресса на рабочем месте:

1) беседа с сотрудником;

2) использование следующих правил при решении проблем:

- позволить работнику выговориться, выяснить, что его беспокоит; однако не стоит решать проблемы, не связанные с работой;

- если стресс связан с характером, то нужно найти источники;

- если проблема серьезна, не стоит торопиться в помощи без консультации специалистов; например, можно обратиться в отдел кадров или отдел охраны здоровья;

- по истечении достаточного срока времени следует повторно поговорить с сотрудником и выяснить, насколько изменилась ситуация;

- если стресс касается личных проблем, то нельзя распространять информацию для других сотрудников;

3) изменение графика работы (гибкие часы, отпускное время и свободные субботы);

4) просвещение и консультации (информирование и направление по нужному адресу, программы помощи сотрудникам, группы поддержки из коллег по работе, программы перед выходом на пенсию, программы после выхода на пенсию);

5) программы общения и отдыха (занятие физической подготовкой и спортом, социальные клубы, хоровые и театральные коллективы);

6) медицинские услуги для работников;

7) финансовая помощь (фонды займов, необлагаемые налогом расчетные счета).

Нужно задействовать все средства для того, чтобы обеспечить психологический комфорт [7] для каждого сотрудника на рабочем месте.

Основная задача стресс-менеджмента - защитить и укрепить здоровье, благосостояние и производительность как всего коллектива, так и каждого работника. Эту задачу нельзя выполнить без понимания природы стресса и механизмов его влияния на людей и организацию, а также без хорошо спланированной программы, которая смягчит губительные эффекты стресса и, что более важно, предупредит их.

Список литературы:

1. Аксененко Ю.Н. Социология и психология управления / Ю.Н. Аксененко, В.Н. Каспарян, С.И. Самыгин, И.О. Суханов. - Ростов н/Д: Феникс, 2007 - 512 с.

2. Бьюлер П. Основы менеджмента / П. Бьюлер. - М.: Попурри, 2006. -576 с.

3. Вебстер С. Психологические условия на рабочем месте в Великобритании в 2007 году / С. Вебстер, Р. Бакли, И. Роза. - Великобритания: Инспекция по гигиене и охране труда, 2007. - С. 23-26.

4. Картрайт С. Стресс на рабочем месте / С. Картрайт, К.Л. Купер. -Харьков: Гуманитарный центр, 2004. - 233 с.

5. Льюис Д. Стресс-менеджер / Д. Льюис. - М.: АСТ, Рефл-бук, 2007. -266 с.

6. Малкина-Пых И.Г. Стратегии поведения при стрессе // Московский психологический журнал. - 2007. - № 12. - С. 15-25.

7. Кречетников К.Г. Особенности обеспечения психологического комфорта обучающегося при использовании информационных образовательных технологий [Электронный ресурс] // Educational Technology & Society. -2006. - № 9 (4). - P. 265-268. - ISSN 1436-4522. - Режим доступа: http://elib-rary.ru/item.asp?id=9254430.

СТРЕСС И СТРЕСС-МЕНЕДЖМЕНТ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ

12 © Кречетников К.Г. , Шойнхорова В.Р.

Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток

Рассматриваются понятия стресса в деятельности руководителя, его причины. Раскрываются различные методы стресс-менеджмента работников управленческого профиля, показывается его важность для успешного управления персоналом и сохранения личного здоровья и здоровья коллектива.

Ключевые слова: стресс, профессиональный стресс, стресс-менеджмент, управление стрессом.

Множество факторов окружающей среды способны вызвать стресс у человека. В данное понятие привыкли вкладывать отрицательное значение, но это не всегда так, чувство радости после хороших новостей и событий, тоже является стрессом, но положительным.

В организациях, где непрерывно осуществляется рабочий процесс стрессовые ситуации возникают довольно часто. Этому способствуют конфликты между членами коллектива, нерешенные задачи, перегруженность работой, нехватка времени. Но чаще всего от всех этих факторов страдает руководитель организации. Чем больше ответственности возлагается на него, чем больше подчиненных находятся у него в распоряжении, тем больше фактов и явлений должны подвергаться контролю.

Существует понятие профессиональный стресс - это многообразный феномен, выражающийся в психических и физических реакциях на напря-

1 Профессор кафедры Управления персоналом и экономики труда, д.п.н., профессор.

2 Студент 3 курса специальности «Управление персоналом».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.