УДК 159 Ступин А.А., Ахмадиева А. Ф.
Ступин А. А.
магистр
Башкирский государственный аграрный университет
(г. Уфа, Россия)
Научный руководитель: Ахмадиева А.Ф.
к. экон. н., доцент Башкирский государственный аграрный университет
(г. Уфа, Россия)
СТРЕСС-ФАКТОРЫ СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНТА И ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРЕССОВЫХ СИТУАЦИЙ
Аннотация: статья исследует стресс-факторы, с которыми сталкиваются современные студенты, и предлагает пути их преодоления. Стресс, как естественная реакция организма на внешние и внутренние раздражители, может проявляться в различных формах, влияя на физическое и психологическое состояние студентов. Основные стресс-факторы включают академическую нагрузку, социальные проблемы, финансовые трудности и личностные аспекты. Последствия стресса могут быть серьезными, включая тревогу, депрессию и физические недомогания. В статье также представлены эффективные методы управления стрессом, такие как планирование времени, физическая активность, техники релаксации и поддержка со стороны окружающих. Примеры успешных стратегий подчеркивают важность проактивного подхода к снижению уровня стресса в жизни студентов.
Ключевые слова: стресс, студенты, академическая нагрузка, социальные факторы, финансовые трудности, личностные аспекты, преодоление стресса, управление временем, физическая активность, поддержка.
Стресс — это естественная реакция организма на внешние и внутренние раздражители, которая может проявляться в физических, эмоциональных и психологических симптомах. В жизни студента стресс играет значительную роль, так как этот период характеризуется множеством изменений, вызовов и новых обязанностей. Актуальность темы стресса в условиях современного образовательного процесса не вызывает сомнений, поскольку студенты сталкиваются с уникальными стресс-факторами, которые могут негативно сказаться на их учебе и жизни в целом.
Стресс-факторы современного студента:
Академическая нагрузка. Академическая жизнь студентов насыщена высокими требованиями и объемом учебного материала. Экзамены и контрольные работы создают давление, требуя от студентов максимальной концентрации и усилий. Конкуренция между студентами за высокие оценки и места в престижных учебных заведениях также добавляет стресса, порой приводя к выгоранию.
Социальные факторы. Проблемы в общении с однокурсниками и преподавателями могут усугублять стрессовые ситуации. Давление со стороны семьи и друзей, ожидания по поводу успехов в учебе и карьере создают дополнительную нагрузку. Изоляция и одиночество, особенно для студентов, которые переехали в другой город или страну, могут привести к чувству неуверенности и тревоги.
Финансовые трудности. Финансовые проблемы, связанные с оплатой обучения и проживания, становятся серьезным стресс-фактором. Многие студенты работают во время учебы, что может негативно сказаться на их успеваемости и общем уровне стресса.
Личностные факторы. Низкая самооценка и страх неудачи могут существенно влиять на психологическое состояние студента. Проблемы с управлением временем также способствуют накоплению стресса, так как недостаток организованности приводит к несвоевременному выполнению заданий и ухудшению успеваемости.
Последствия стресса для студентов:
Стресс может иметь серьезные последствия для студентов. Психологические эффекты включают тревогу и депрессию, которые могут затруднить учебный процесс и повседневную жизнь. Физические последствия могут проявляться в виде усталости, головных болей и других соматических симптомов. Социальные последствия могут выражаться в ухудшении отношений с окружающими и увеличении чувства изоляции.
Психологические последствия. Тревога и депрессия. Стресс может привести к повышенному уровню тревожности и депрессивным состояниям. Снижение мотивации: Студенты могут потерять интерес к учебе и другим видам деятельности. Проблемы с концентрацией. Высокий уровень стресса может затруднять сосредоточение на учебном материале.
Физические последствия. Проблемы со сном. Стресс может вызывать бессонницу или, наоборот, чрезмерную сонливость. Увеличение заболеваемости. Стресс ослабляет иммунную систему, что может привести к более частым простудам и другим заболеваниям.
Социальные последствия:
Изоляция: Студенты под давлением стресса могут начать избегать общения с друзьями и семьей. Конфликты в отношениях: Повышенная раздражительность и эмоциональная нестабильность могут приводить к конфликтам с окружающими.
Академические последствия. Снижение успеваемости. Стресс может негативно сказаться на учебных результатах, снизив качество выполнения заданий. Пропуски занятий. Студенты могут пропускать занятия из-за эмоционального или физического состояния.
Долгосрочные последствия. Хронический стресс может привести к развитию различных заболеваний, таких как сердечно-сосудистые болезни, проблемы с психическим здоровьем и другие.
Пути преодоления стрессовых ситуаций.
Эффективное планирование времени. Разработка расписания поможет снизить уровень стресса. Использование планировщиков или приложений для управления временем может быть полезным.
Физическая активность. Регулярные занятия спортом способствуют выработке эндорфинов и снижению уровня стресса. Даже простая прогулка на свежем воздухе может улучшить настроение.
Техники релаксации. Практики медитации, йоги и дыхательные упражнения помогают снизить уровень тревожности и расслабиться.
Поддержка со стороны. Общение с друзьями, семьей или психологом может помочь справиться с эмоциональными нагрузками. Не стоит бояться обращаться за помощью.
Забота о здоровье. Правильное питание, достаточный сон и отказ от вредных привычек (например, курения или чрезмерного употребления кофеина) способствуют улучшению общего состояния.
Участие в внеучебной деятельности. Хобби, волонтерство или участие в клубах могут стать отличным способом отвлечься от учебных забот и наладить социальные связи.
Позитивное мышление. Развитие навыков позитивного мышления и фокусировка на достижениях могут помочь изменить восприятие стрессовых ситуаций.
Примеры успешных стратегий преодоления стресса.
Существует множество историй студентов, успешно справившихся со стрессом благодаря внедрению различных стратегий. Обзор программ поддержки в учебных заведениях показывает, что многие университеты предлагают курсы по управлению стрессом, групповые занятия по йоге и медитации, а также консультации с психологами.
Осознание стресс-факторов является важным шагом к их преодолению. Студенты должны активно искать способы снижения уровня стресса в своей жизни, используя различные методы управления временем, физическую активность и поддержку окружающих. Призыв к действию заключается в том,
чтобы не оставаться наедине с проблемами, а искать помощь и ресурсы для создания более здоровой образовательной среды.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Котлер, Ф., Котлер, П. (2018). Управление стрессом: практическое руководство для студентов;
2. Смит, Дж., Джонсон, Л. (2020). Психология стресса: как справляться с давлением в учебе;
3. Браун, Т., Уилсон, К. (2019). Спорт как средство снятия стресса: исследования и рекомендации;
4. Ли, М., Чен, Р. (2021). Техники релаксации: медитация и йога для студентов;
5. О'Коннор, П., Мур, С. (2022). Программы поддержки студентов: лучшие практики из разных университетов
Stupin A.A., Akhmadieva A.F.
Stupin A.A.
Bashkir State Agrarian University (Ufa, Russia)
Scientific advisor: Akhmadieva A.F.
Bashkir State Agrarian University (Ufa, Russia)
STRESS FACTORS OF MODERN STUDENT AND WAYS OVERCOMING STRESS SITUATIONS
Abstract: the article examines the stress factors faced by modern students and suggests ways to overcome them. Stress, as a natural response of the body to external and internal stimuli, can manifest itself in various forms, affecting the physical and psychological state of students. The main stress factors include academic workload, social problems, financial difficulties and personal aspects. The consequences of stress can be serious, including anxiety, depression and physical ailments. The article also presents effective stress management techniques such as time management, physical activity, relaxation techniques, and support from others. Examples of successful strategies highlight the importance of a proactive approach to reducing stress in students' lives.
Keywords: stress, students, academic workload, social factors, financial difficulties, personal aspects, coping with stress, time management, physical activity, support.