Научная статья на тему 'STREAM-образование: новые формы педагогических технологий для приобщения современных школьников к чтению классической литературы. К постановке вопроса'

STREAM-образование: новые формы педагогических технологий для приобщения современных школьников к чтению классической литературы. К постановке вопроса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY-NC
1078
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / НАВЫКИ XXI ВЕКА / STREAM-ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / СОВРЕМЕННЫЕ ШКОЛЬНИКИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ / МЕЖПРЕДМЕТНОЕ ЧТЕНИЕ / РУССКАЯ КЛАССИКА / ПРИОБЩЕНИЕ К ЧТЕНИЮ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мокшина Юлия Львовна

В статье представлено описание сущности STREAM-образования в России и за рубежом (от Science естественные науки; Technology технологии; Reading чтение и письмо; Engineering инжиниринг, проектирование; Art искусство, дизайн; Mathematics математика), спроектирована STREAM-технология, обеспечивающая приобщение современных школьников к чтению классической литературы на основании развития инновационного мышления и навыков XXI века. Объектом исследования являются особенности STREAM-образования в современном образовательном процессе школы. Предмет исследования ресурсы STREAM-образования для приобщения современных школьников к чтению классической литературы. Основные методы исследования: изучение и анализ педагогической и специальной литературы; концептуальный анализ ранее выполненных исследований по проблемам использования STREAM в образовании; обобщение теоретических положений и их сопоставление с современной социокультурной ситуацией; методы измерения экспериментальных данных, полученных в ходе исследования, их системный и качественный анализ. Научная новизна исследования заключается в авторской разработке технологии «ЭКSTREAMАЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ РУССКОЙ КЛАССИКИ», обеспечивающей приобщение современных школьников к чтению классической литературы на основании развития инновационного мышления и навыков XXI века. Основные выводы исследования заключаются в обосновании эффективности использования данной технологии для развития образовательной мотивации и приобщения к чтению современных школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «STREAM-образование: новые формы педагогических технологий для приобщения современных школьников к чтению классической литературы. К постановке вопроса»

STREAM-образование: новые формы педагогических технологий для приобщения современных школьников к чтению классической литературы. К постановке вопроса

Мокшина Юлия Львовна

аспирант, кафедра педагогики Институт педагогики, Санкт-Петербургский государственный университет 199034, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Университетская Набережная, 7-9

ЕЗ [email protected]

Статья из рубрики "Современные стратегии и модели образования"

Аннотация.

В статье представлено описание сущности STREAM-образования в России и за рубежом (от Science - естественные науки; Technology - технологии; Reading - чтение и письмо; Engineering - инжиниринг, проектирование; Art - искусство, дизайн; Mathematics -математика), спроектирована STREAM-технология, обеспечивающая приобщение современных школьников к чтению классической литературы на основании развития инновационного мышления и навыков XXI века. Объектом исследования являются особенности STREAM-образования в современном образовательном процессе школы. Предмет исследования - ресурсы STREAM-образования для приобщения современных школьников к чтению классической литературы. Основные методы исследования: изучение и анализ педагогической и специальной литературы; концептуальный анализ ранее выполненных исследований по проблемам использования STREAM в образовании; обобщение теоретических положений и их сопоставление с современной социокультурной ситуацией; методы измерения экспериментальных данных, полученных в ходе исследования, их системный и качественный анализ. Научная новизна исследования заключается в авторской разработке технологии «ЭКSTREAMАЛ ЬНО Е ЧТЕНИЕ РУССКОЙ КЛАССИКИ», обеспечивающей приобщение современных школьников к чтению классической литературы на основании развития инновационного мышления и навыков XXI века. Основные выводы исследования заключаются в обосновании эффективности использования данной технологии для развития образовательной мотивации и приобщения к чтению современных школьников.

Ключевые слова: информационное общество, навыки XXI века, STREAM-образование, педагогические технологии, современные школьники, образовательный процесс, исследовательский проект, межпредметное чтение, русская классика, приобщение к ч те нию

DOI:

10.25136/2409-8736.2019.1.28642

Дата направления в редакцию:

12-01-2019

Дата рецензирования:

13-01-2019

Стремительное развитие информационного общества XXI века все больше определяет значимость таких социально-культурных и экономических тенденций, как глобализация, рост конкуренции в экономике, автоматизация, цифровизация, распространение системы ценностей сетевой культуры и пр. На основании данных тенденций трендами современного образования становятся:

1. Индивидуализация и персонализация образования. Формирование индивидуальных траекторий обучения и необходимых компетентностей под запросы заказчиков.

2 . Прагматизация образования. Ориентация образовательных учреждений на запросы экономики и общества, формирование образовательных программ на основе актуальных запросов работодателя, развитие практикоориентированных исследований.

3 . Образование в течение всей жизни. Быстрая смена информационного и технологического фона как фактор, обеспечивающий непрерывность образования, которое сопровождает человека в течение всей его жизни.

4. Обучение команд и проектно-ориентированное образование в сообществах практики. Из-за усложнения рабочих задач ключевой единицей новой экономики является не отдельный талантливый индивид, обладающий одним набором компетенций, а команда с компетенциями из различных сфер деятельности, способная выполнять функциональные или проектные задачи, где каждый участник отвечает за свой участок работы.

5 . Геймификация образования. Игра как способ достижения целей в совместной деятельности, разворачивающейся в специфических условиях по определенным правилам [1-3].

Помимо этого, одной из важных задач современного образования считается развитие «навыков будущего» - ключевых типов грамотности и базовых компетенций XXI века, к

которым относятся —2]: управление концентрацией и вниманием; эмпатия и эмоциональный интеллект; сотрудничество (как критический навык, который должен быть встроен в разные аспекты работы и обучения); критическое, проблемно-ориентированное, системное, кооперативно-творческое мышление; творческие способности; работа в междисциплинарных средах; грамотность XXI века; навыки в сфере ИКТ и медиа, включая программирование и информационную гигиену; гибкость и адаптивность; ответственность в работе (в том числе этика взаимодействия с другими

членами общества и рабочая этика человекоцентрированных сервисов) и др [1, 2].

Особое значение при этом приобретает STREAM-образование, которое предполагает междисциплинарный и прикладной подход в обучении на основании объединения различных наук (Science - естественные науки; Technology - технологии; Reading -чтение и письмо; Engineering - инжиниринг, проектирование; Art - искусство, дизайн; Mathematics - математика) с целью формирования у школьников инновационного мышления, необходимого для обеспечения развития нового вектора системы

государственного управления, экономики, бизнеса, науки и образования [4-8].

Таким образом, целью данной статьи является описание сущности STREAM-образования в России и за рубежом и проектирование STREAM-технологии, обеспечивающей приобщение современных школьников к чтению классической литературы на основании развития инновационного мышления и навыков XXI века.

Анализ теоретической литературы показывает, что объединение междисциплинарного и прикладного подходов в образовании, получившее название STEM, начало формироваться в США в конце 90-х годов XX века, когда американцы столкнулись с серьезной проблемой - при наличии предложений от высокотехнологичных компаний потенциальные рабочие кадры в большинстве своем не обладали высоким уровнем

квалификации ^—9—i0". Это определило необходимость поиска новых подходов к обучению школьников и студентов, результатом которого стало развитие STEM-образования.

Главное место в STEM-образовании (аббревиатура от Science - естественные науки, Technology - технологии, Engineering - инжиниринг, проектирование, Mathematics -математика) отводится практике, соединяющей разрозненные естественно-научные

знания в единое целое с- 1571.

По мнению бизнесменов, предпринимателей и современных исследователей, STEM-образование приобретает особую актуальность сегодня в связи с сохраняющимися тенденциями к традиционным формам и методам преподавания в школе XXI века и внедряется на государственном уровне в странах, ориентированных на развитие

собственной научно-технической элиты ^—Ш. «Человечество уже давно шагнуло в четвертую промышленную революцию, характеризующуюся кардинальными изменениями

во всех отраслях, а в школах по-прежнему учат по стандартам XIX века» [6, с 157"".

Так, основатель китайского гиганта - компании «Alibaba Group» Джек Ма говорит: «Хватит готовить детей к работе на заводе. Мы учим детей так, что через тридцать лет

они все останутся без работы» с 158"". Д. Ма считает, что учителя хотят научить детей быть похожими на машины, потому что это удобно, но на самом деле они должны прививать им человеческие качества, чтобы из них выросли порядочные люди. К таким качествам и способностям китайский предприниматель в первую очередь относит эмоциональный интеллект (EQ) и коэффициент любви (LQ). По мнению Д. Ма, именно это

отличает человека от робота [6, 12].

Британский исследователь Джордж Монбио считает, что существующая система образования до сих пор ориентирована на подготовку рабочих, которым в будущем придется часами трудиться за станками, синхронно выпуская одинаковые изделия. Именно поэтому в школах учат прилежно и молча выполнять однообразные задачи, не взаимодействуя ни со сверстниками, ни с учителями. «Умение работать в команде и

критическое мышление на фабриках не поощрялись», - пишет Монбио [6, с 158"".

При этом в последнее десятилетие ученые, политики и бизнесмены все чаще говорят о ценности гуманитарного образования, которому долгое время отводилась второстепенная роль. В отчетах аналитических компаний отмечается, что социальные работники (психологи, медсестры, сиделки, няни и пр.) меньше всего рискуют остаться без работы в ближайшем будущем, в то время как некоторые профессии перестанут существовать по вине роботов [6, 13-15"".

По мнению президента Всемирного экономического форума Клауса Шваба, социальная

работа придет на смену фабричной и со временем будет хорошо оплачиваться. В этих условиях особенно высоко будет цениться способность к эмпатии и умение выстраивать

эффективное взаимодействие с другими людьми [6, с 158"1.

Исследовательский центр «Pew Research Center» совместно с Университетом Элон в США (Elon University) провел опрос экспертов из сферы технологий и образования с целью определения ключевых направлений в образовании, необходимых для гармоничного

развития современного общества [6, 16, 17]. Большинство экспертов, принявших участие в опросе, высказали мнение, что в школах XXI века должны учить креативности, абстрактному и критическому мышлению, развивать умения подстраиваться под обстоятельства и работать в команде. При этом отмечается, что учить всему этому довольно сложно, так как самих преподавателей в свое время этому никто не учил, и сейчас их нужно специально готовить. Результаты данного опроса позволили исследователям спрогнозировать, что к 2026 году от школ будет требоваться не привитие ученикам каких бы то ни было навыков, а формирование определенных черт характера [6 7, 16, 17"".

Несмотря на востребованность STEM-образования, роль гуманитарных составляющих «Reading» (чтение и письмо) и «Art» (искусство) становится все более востребованной в подготовке школьников и студентов в таких странах, как Австралия, Великобритания,

Израиль, Канада, Китай, Сингапур, США-7—с—841. По мнению исследователей, обновление модели STEM-образования до модели STREAM необходимо, поскольку гуманитарные составляющие могут активно способствовать развитию таких навыков XXI века, как сотрудничество, общение, творческое и критическое мышление и пр. [6, 18, 19].

Помимо этого, за счет использования гуманитарных компонентов в STREAM-образовании происходит развитие мультидисциплинарного подхода в обучении, обеспечивается устойчивое формирование межпредметных связей. Школьники получают возможность развивать жизненно важные навыки и основные технологические навыки в единстве. В то время как модель STEM-образования предполагала формирование только технических

навыков и инновационных идей без оценивания человеческих аспектов деятельности

Так, П. Венкатесан, специалист в области сравнительного литературоведения и биохимии в Дартмутском колледже, пишет: «Проводя исследование в области молекулярной биологии, я обнаружил, что параллели между литературоведением и естественными науками слишком поразительны. Быть теоретиком литературы - значит иметь преимущества в лаборатории не только в повышении результативности научной деятельности, но и в более точном понимании сущности самой научной деятельности»

Похожее мнение представлено в трудах Нобелевского лауреата, физика Уильяма Д. Филлипса, который говорит: «Оглядываясь назад, я вижу, что занятия в школе, которые были направлены на развитие навыков речевой культуры (языка и письма), были столь же важны для развития моей научной карьеры, как наука и математика. Я уверен, что мое личное участие в дебатных конкурсах в средней школе помогло мне позже выступить с лучшими научными докладами, а учебные занятия, направленные на развитие письменной культуры, помогли мне написать лучшие работы» liSl.

Обзор теоретической литературы свидетельствует о том, что STEM и STREAM-образование является основой подготовки сотрудников в области высоких технологий [4-6, 13, 14,

17]. Поэтому такие страны, как Австралия, Китай, Великобритания, Израиль, Корея, Сингапур, США разрабатывают и реализуют государственные программы, соответствующие данным моделям обучения, с привлечением бизнес-партнеров и т.д. В России для развития STEM и STREAM образования открываются Центры технической поддержки образования (ЦТПО), в которых частично решаются задачи привлечения учащихся к инженерному делу и роботостроению. Благодаря партнерству с бизнесом, например, с компанией Intel, при вузах, ЦТПО и технопарках открываются STEM-центры, дающие возможность школьникам познакомиться с наукой, принять участие в научных исследованиях и пр. [6, с- 157].

Анализ теоретической литературы показывает, что STEM и STREAM-образование подразумевает смешанную среду, в которой школьники начинают понимать, как можно применить научные знания на практике. Помимо математики и физики, подростки изучают робототехнику - программируют и конструируют собственных роботов и др. Н а

занятиях используется специальное технологическое оборудование [6, 11 18, 19].

На Международной конференции «STEAM Forward», которая прошла в 2014 году в Иерусалиме, были высказаны следующие позиции:

- Необходимо разрабатывать новые программы и модели STEM - STEAM - STREAM образования. Наука должна быть праздником, она должна захватывать и быть интересна учащимся.

- Необходимо вовлекать детей в STEM - STEAM - STREAM. Такое образование должн< начинаться с самого раннего дошкольного возраста, а потому нужно внедрять

программы в детские сады [6, 10, 15].

Говоря о важности STREAM-образования, исследователи подчеркивают, что интегрирование STREAM-технологий в обучении позволяет школьникам получать знания, соответствующие реальности. В дальнейшем это будет содействовать появлению не узкоинформированных специалистов, которые умеют делать что-то одно, а творческих людей, способных принимать нестандартные решения в своей профессиональной деятельности. Процесс интеграции способствует повышению качества обучения, улучшает мотивацию и познавательную активность. Это создает оптимальные условия для развития гибкости, логичности мышления и, как следствие, способствует

гармонизации личности [6, с- 158].

Таким образом, анализ теоретической литературы позволяет заключить, что STREAM-образование - это прогрессивное направление в обучении, которое предполагает объединение междисциплинарного и прикладного подходов, помогает школьникам получать больше знаний, расширяет и углубляет межпредметные связи и пр. На основе соединения разрозненных естественно-научных и гуманитарных дисциплин в единое целое школьники учатся видеть картину мира в целом. В последующем все это дает возможность создавать и презентовать свой собственный уникальный продукт, работая в команде.

Для внедрения STREAM в образовательный процесс школы необходима разработка программ обучения, регламентирующих использование STREAM в урочной и внеурочной деятельности.

Макроресурсами STREAM-образования являются специальные пространства, оснащенные необходимыми технологическими инструментами, например: лаборатории, студии,

технопарки и пр. Микроресурсами STREAM-образования могут выступать различные явления материальной и духовной культуры, включающие в себя потенциал для развития технологического и инновационного мышления.

Смешанная среда STREAM-образования позволяет проектировать формы и технологии обучения с опорой на научно-исследовательскую и проектную деятельность школьников.

На основании теоретических выводов попытаемся спроектировать STREAM-технологию, обеспечивающую приобщение современных школьников к чтению классической литературы посредством развития инновационного мышления и навыков XXI века.

Рассмотрим в качестве примера разработанную автором статьи технологию -«ЭКSTREAMАЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ РУССКОЙ КЛАССИКИ», сущность которой заключается исследовании литературного текста в процессе межпредметного чтения (чтение, результатом которого является выявление в сюжете художественного произведения знаний из ряда предметных областей - прим. Авт. ), в проектировании и презентации продукта собственной исследовательской деятельности с опорой на STREAM-подход в обучении [20, 21].

По мнению ученых-филологов, литература как вид искусства является художественным отражением окружающей действительности. Перенос этого суждения в педагогическую плоскость означает, что чтение текстов художественной литературы из русской классики, в числе других образовательных возможностей, включает в себя огромный потенциал для актуализации многообразных конфигураций различного рода знаний из ряда предметных областей, то есть для актуализации межпредметных связей. Из этого следует, что приобщение современных школьников к чтению классической литературы может осуществляться посредством сопоставления межпредметных знаний с окружающей реальностью в процессе исследовательской деятельности при создании собственного уникального продукта.

Макроресурсом технологии «ЭКSTREAMАЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ РУССКОЙ КЛАССИКИ» бу являться пространство современной школы, включающее всю инфраструктуру и технические средства обучения. Микроресурсом будет выступать такое культурное явление как художественный текст.

Процессуальные характеристики технологии «ЭКSTREAMАЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ РУССКС КЛАССИКИ» могут предполагать:

1. Проектирование системы учебных занятий (урочная, внеурочная деятельность), ориентированных на межпредметное чтение литературных произведений из русской классики через разные предметные области.

2. Организацию проектной деятельности школьников с учетом выбора стратегии межпредметного чтения через определение интереса к конкретной предметной области (или предметным областям).

3. Моделирование художественной реальности литературного произведения из русской классики посредством систематизации проектной деятельности школьников и др. I21!.

Деятельность учителя: мотивация школьников к чтению русской классики через систему урочных и внеурочных занятий; объяснение особенностей технологии «ЭКSTREAMАЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ РУССКОЙ КЛАССИКИ»; сопровождение исследовательско! проектной деятельности школьников в процессе межпредметного чтения произведений

из русской классики.

Деятельность учащихся: определение образовательного интереса к конкретной предметной области (или предметным областям), выбор стратегии межпредметного чтения; выбор литературного произведения; межпредметное чтение и комплексный анализ художественного текста; выявление в художественной реальности деталей, соответствующих выбранной стратегии межпредметного чтения; создание продукта исследовательской деятельности, включающего результаты межпредметного чтения; представление проекта, участие в коллективном обсуждении результатов проектной деятельности всех участников образовательного процесса.

Учебно-методическое обеспечение: учебно-методические комплексы по предмету «Литература», художественные произведения из русской классики, различные технологические ресурсы, необходимые для создания и презентации исследовательского проекта

Апробация STREAM-технологии «Э^ТЯЕАМАЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ РУССКОЙ КЛАССИ1 потребовала проведения педагогического эксперимента, участниками которого стали 119 школьников 7-9 классов.

Проведение эксперимента осуществлялось автором статьи на базе ГБОУ средняя общеобразовательная школа 328 с углубленным изучением английского языка Невского района Санкт-Петербурга в 2017/2018 - 2018/2019 учебных годах.

Результаты апробации убеждают нас в том, что деятельность учителя и школьников, построенная на основании данных процессуальных характеристик, позволяет добиться положительных результатов в отношении приобщения современных школьников к чтению классической литературы посредством развития инновационного мышления и навыков XXI века.

Приведем примеры исследовательских проектов, созданных современными школьниками:

1. «Физико-математические расчёты, объясняющие способность к выживанию героя «Повести о Шемякином суде», продукт исследовательской деятельности - проект, включающий разработку интерактивной модели физико-математических закономерностей событий повести, определивших исход судьбы героев произведения.

2. «Почему Мцыри не мог «молнии ловить руками», или физические размышления о поэме М.Ю. Лермонтова», продукт исследовательской деятельности - проект, включающий разработку интерактивной модели физических закономерностей событий и явлений произведения.

3. «П очему Мцыри не мог добраться до родного дома, или биолого-географические размышления о поэме М. Ю. Лермонтова», продукт исследовательской деятельности -проект, включающий разработку интерактивной модели биологических закономерностей, прервавших побег Мцыри, а также географическое моделирование местности с интерактивным проектированием карты маршрута и передвижения героя.

4. «Общественно-правовые реалии событий рассказа А.П. Чехова «Хамелеон», продукт исследовательской деятельности - проект, включающий разработку интерактивной модели правовых отношений героев и событий произведения и пр.

5. «Историко-географический анализ рассказа И. А. Бунина «Кавказ», продукт исследовательской деятельности - проект, включающий разработку интерактивной

модели исторических реалий и географических объектов произведения.

6. «Медико-биологический анализ романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин», продукт исследовательской деятельности - проект, включающий разработку интерактивной модели медико-биологических закономерностей ключевых событий романа.

7. «Астрономический анализ романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка», продукт исследовательской деятельности - проект, включающий разработку интерактивной модели результатов анализа романа с точки зрения астрономии и пр.

8. «Архитектура в произведениях Н.В. Гоголя и Ф.М. Достоевского», продукт исследовательской деятельности - проект-презентация, включающая разработку интерактивной модели «архитектуры произведений» Н.В. Гоголя и Ф.М. Достоевского.

9. «Модный приговор» героям И.С. Тургенева!», продукт исследовательской деятельности - проект, включающий разработку дизайнерской модели одежды героев И.С. Тургенева в интерактивном формате.

10. «Флорариумы из русской классики», продукт исследовательской деятельности -проект, включающий разработку интерактивных моделей флорариумов из произведений русской классики с последующей презентацией растительных террариумов др.

Таким образом, обращение современной педагогики к STREAM-образованию может стать эффективным шагом на пути решения проблемы подготовки кадров для изменяющегося рынка труда в условиях четвертой промышленной революции. Новые формы педагогических технологий в рамках урочных и внеурочных занятий в современной школе, проектирование которых доступно в STREAM-образовании за счет объединения междисциплинарного и прикладного подходов в обучении, могут способствовать решению не только общепедагогических задач, связанных с развитием инновационного и технологического мышления, навыков XXI века, но и обеспечивать приобщение современных школьников к чтению художественных произведений из русской классики. В связи с этим данный вопрос требует более глубокого изучения.

Библиография

1. Форсайт «Детство 2030». [Электронный ресурс]. - URL: http://edu2035.org/ (дата обращения: 12.12.2018).

2. Форсайт образования 2035. [Электронный ресурс]. - URL: http://changelab.tilda.ws/ foresight2035 (дата обращения: 04.11.2018).

3. Государственная программа «Развитие образования» на 2013-2020 гг. -[Электронный ресурс]. - URL: https://минобрнауки.рф/документы/3409/ (дата обращения: 25.09.2018).

4. Hom, Elaine. What is STEM Education? [Электронный ресурс]. - URL:

https ://www.livescience.com/43296-what-is-stem-education.html (дата обращения: 12.11.2018).

5. Teaching STEM. [Электронный ресурс]. - URL: https://teach.com/become/what-can-i-teach/stem/ (дата обращения: 07.10.2018).

6. Шатунова О. В. Новые подходы к технологическому образованию // Педагогические и социологические аспекты образования: материалы международной научно-практической конференции. - Чебоксары: «Издательский дом «Среда». - 2018. - С. 157-158.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Фролов А.В. Роль STEM-образования в «новой» экономике США // Вопросы новой

экономики. - 2010. - № 4. - С. 80-91.

8. Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации». [Электронный ресурс]. - URL:

http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf (дата обращения: 07.09.2018).

9. STEM Education. Coalition to Join Landmark White House Gathering of Nationwide STEM Leaders. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.stemedcoalition.org/ (дата обращения: 11.09.2018).

10. Alzen, Jessica. A logistic regression investigation of the relationship between the Learning Assistant model and failure rates in introductory STEM courses International Journal of STEM Education. [Электронный ресурс]. - URL:

https://stemeducationjournal.springeropen.com/ (дата обращения: 27.10.2018).

11. ЛИЦЗЮНЬ Х. STEAM-ОБРАЗОВАНИЕ В КНР // ИНТЕГРАЦИЯ НАУКИ, ТЕХНОЛОГИЙ И ОБРАЗОВАНИЯ. - 2018. - №3. - C. 163-164.

12. СОРОКИНА Т. Е. ОТ STEM К STEAM-ОБРАЗОВАНИЮ ЧЕРЕЗ ПРОГРАММНУЮ СРЕДУ SCRATCH // Современные информационные технологии и ИТ-образование. - 2015. -Т. 11. - № 1. - С. 362-366.

13. Wesson, Kenneth. S.T.R.E.A.M. Model for Learning. [Электронный ресурс]. - URL: https://slideplayer.com/slide/679935/ (дата обращения: 03.08.2018).

14. The STREAM Curriculum Model: Implementation and Best Practices from a Diocesan Perspective. [Электронный ресурс]. - URL:

https ://www.ncea.org/NCEA/Learn/Resource/Academic_Excellence/STREAM__Science__T

echnology__Religion__Engineering__Arts__Math _/The_STREAM_Curriculum_Model__Imp

lementation_and_Best_Practices_from_a_Diocesan_Perspective.aspx (дата обращения: 19.11.2018).

15. Root-Bernstein, Michele. From STEM to STEAM to STREAM: Writing as an Essential Component of Science Education. [Электронный ресурс]. - URL:

https ://www.psychologytoday.com/intl/blog/imagine/201103/stem-steam-stream-writing-essential-component-science-education (дата обращения: 01.12.2018).

16. Debroy, Ananya. What is STREAM Education & Why is It Gaining Popularity? [Электронный ресурс]. - URL: http://edtechreview.in/trends-insights/insights/2968-what-is-stream-education (дата обращения: 16.12.2018).

17. ФРОЛОВ А. В. РЕФОРМА ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ США: ОТ STEM К STEAM ОБРАЗОВАНИЮ // Alma mater (Вестник высшей школы). - 2013. - № 1. - С. 101-105.

18. Kyle, Chayka. Can the U.S.'s Science Education Initiative Succeed Without the Arts? A Growing Chorus Says No. [Электронный ресурс]. - URL:

http://artinfo.com/news/story/820916/can-the-uss-science-education-initiative-succeed-without-the-arts-a-growing-chorus-says-no (дата обращения: 15.11.2018).

19. Tarnoff, John. STEM to STEAM. Recognizing the Value of Creative Skills in the Competitive. [Электронный ресурс]. - URL: http://www. huffingtonpost.com/john-tarnoff/stem-to-steam-recognizing_b_756519.html (дата обращения: 09.10.2018).

20. Мокшина Ю.Л. Интегративная модель приобщения современных школьников к чтению классической литературы // Педагогика и просвещение. - 2018. - № 4. -С.141-153. DOI: 10.7256/2454-0676.2018.4.27982.

21. Мокшина Ю.Л. Эмоциональное чтение в цифровую эпоху // Материалы международной научно-практической конференции «НАУКА СЕГОДНЯ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ» г. Вологда. - 2018. - С. 135-137.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.