Практика медиаобразования Media Literacy Education Practices
Образовательно-развлекательное пространство онлайн сообществ как ресурс формирования медиаграмотности современных школьников
Т.Г. Галактионова
доктор педагогических наук, профессор, кафедра непрерывного филологического образования и образовательного менеджмента, Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург, ул. Университетская набережная, д. 11, 199034,
Ю.Л. Мокшина
аспирант, кафедра непрерывного филологического образования и образовательного менеджмента, Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург, ул. Университетская набережная, д. 11, 199034, [email protected]
Аннотация. В статье представлена попытка проанализировать образовательно-развлекательное пространство онлайн сообществ с целью определения влияние данных интерактивных ресурсов на формирование и развитие медиаграмотности современных школьников. Для реализации цели исследования авторы использовали теоретические методы, включающие анализ научной литературы, диссертационных исследований и др., а также эмпирические методы - анкетирование школьников - участников образовательно-развлекательного пространства онлайн сообществ, построенное с учетом возрастных особенностей подростков. Экспериментальную базу научной работы составил Всероссийский проект «Территория творчества. Фанфикшн - сочинение для тех, кто не хочет расставаться с литературными героями», реализованный в 2016-2017 году. В исследовании использовался системно-деятельностный подход как один из ключевых принципов в определении целей, содержания и организации обучения в основной школе, позволяющий комплексно рассмотреть вопрос формирования и развития медиаграмотности современных школьников с помощью образовательно-развлекательного пространства онлайн сообществ, а также культурологический подход, рассматривающий современный образовательный процесс в логике его взаимосвязи с постиндустриальной культурой информационного общества XXI века. В статье представлены результаты педагогического эксперимента по созданию виртуальной образовательно-развлекательной среды с целью формирования медиаграмотности современных школьников на основе новых практик чтения и творческого письма; раскрыты понятия фандом, фанфикшн, медиаграмотность как педагогические явления современной науки; выявлены организационно-педагогические условия использования образовательно-развлекательного пространства онлайн сообществ как ресурса формирования медиаграмотности современных школьников; обосновано использование образовательно-развлекательного сообщества в системе образовательного процесса современной школы.
Ключевые слова: фандом, фанфикшн, медиаграмотность, образовательный процесс, чтение, творческое сочинение, школьники, медиакомпетентность, образовательно-развлекательное сообщество.
Educational and entertainment space online communities as a resource for the development of media
literacy modern students
Prof. Dr. Tatiana Galaktionova,
Department of continuous philological education and educational management, St. Petersburg University, Saint-Petersburg, Universitetskaya embankment, 11, 199034, galaktionova. tg@mail. ru
Yuliya Mokshina,
Post graduate student, Department of continuous philological education and educational management, St. Petersburg University, Saint-Petersburg, Universitetskaya embankment, 11, 199034, yulya_mokshina@mail. ru
Abstract. The article presents an attempt to analyze the educational and entertainment space online communities to determine the impact of these interactive resources on the formation and development of media literacy among modern students. To implement the objectives of the study the authors used theoretical methods, including analysis of scientific literature, dissertation research, etc., as well as empirical methods - questionnaire students - participants in the educational entertainment space online communities are age peculiarities of adolescents. Experimental base of the scientific work was formed by the all-Russian project "Territory of creativity. Fan fiction - writing for those, who do not want to part with the literary heroes", implemented in 2016-2017 years. The study used the systemic-activity approach as one of the key principles in determining the objectives, content and organization of primary school education, allowing to consider the question of formation and development of media literacy modern students through educational and entertainment space online communities, as well as culturological approach, considering modern educational process in the logic of its relationship with post-industrial culture of the information society of the XXI century. The article presents the results of the pedagogical experiment on creation of virtual educational environment with the goal of forming of media literacy of modern students on the basis of new practices of reading and creative writing; reveals the concepts of fandom, fan fiction, media literacy as a pedagogical phenomenon of modern science; identified organizational and pedagogical conditions of use of educational space of online communities as a resource for the development of media literacy modern students; it justifies the use of an educational community in the educational process of modern school.
Keywords: fandom, fan fiction, media literacy, educational process, reading, creative writing, school children, media competence, educational and entertainment community.
Введение
В условиях формирования культурной парадигмы информационного общества XXI века, определяемой современными исследователями как метамодернизм (греч. цехами -«движение между и вне противоположных полюсов»), лежит идея о трансформации теорий деконструктивистских и постструктуралистских эстетических практик чтения. [Whiteman, 2007, pp. 112-119]. В связи с этим особую актуальность приобретают вопросы осмысления новой природы чтения и письма как феноменов эпохи медиаграмотности. [Галактионова, 2016, с. 14; Галактионова, 2016, с. 279].
Для системы школьного образования вопрос о грамотности в самом широком смысле слова представляет особый интерес, поскольку впрямую затрагивает проблему целей и содержания обучения, а также его технологического обеспечения. Начиная с XIX века «педагогика грамотности» (literacy pedagogy) традиционно предполагала обучение письму и чтению в книжном (бумажном) варианте с использованием стандартного набора правил. При этом действовали методические ограничения, связанные с формализованной, монокультурной, монологической, заданной извне формой освоения грамотности. С усложнением форм и каналов современной коммуникации, возрастающим культурным и лингвистическим разнообразием и связанностью современного мира понятие грамотность значительно расширяется [Колесникова, 2013]. В зарубежной литературе представлено
мнение, что портрет современного школьника образуют читательская, визуальная, цифровая, культурная и другие виды грамотности, формирование которых происходит в процессе приобретения навыков и компетентностей в той или иной области социально-культурного знания. Личность, обладающая совокупностью различных видов грамотности, чаще всего называется мультиграмотной личностью [Buckingham, 2003, pp. 76-83; Lau, 2010, pp. 45-56; Цветкова, 2016, с. 114].
Вопросы формирования культурно-образовательного портрета современного школьника тесно связаны с ролью и значением чтения в образовательном процессе школы. По мнению учёных, текст как основа для обучения и формирования разного рода грамотности традиционно считается главным инструментом развития образовательных и личностных результатов подростков. Изменяющаяся знаковая природа современных текстов (форма, структура, объем, смешанный характер текстов «с различными невербальными знаковыми системами» и др.) определяет особый интерес педагогической науки к проблеме формирования медиаграмотности школьников. Чаще всего в научной литературе под этим термином понимается способность использовать, анализировать, оценивать и передавать сообщения (messages) в различных формах, а также способности к экспериментированию, интерпретации/анализу и созданию медиатекстов» [Worsnop, 2007, с. 113; Kubey, 1997, с. 92-106]. Исследователи считают, что умение декодировать медиатексты - интегративные многоуровневые знаки, объединяющие в единое коммуникативное целое разные семиотические коды (вербальные, невербальные, медийные), и создавать собственные определяет успешность культурно-образовательного развития современных школьников [Казак, 2012, с. 243]. Из этого следует, что формирование таких умений предполагает не только использование данных текстов в образовательном процессе современной школы, но и обусловливает необходимость поиска педагогических условий, способов и технологий, направленных на создание медиатекстов в образовательной среде школы XXI века.
Таким образом, актуальность данного исследования обусловлена рядом назревших противоречий:
- между важностью поиска решений проблемы формирования культурно-образовательного портрета современного школьника, обладающего необходимым набором ключевых компетентностей в области медиаграмотности, и сохраняющейся тенденцией снижения уровня общей грамотности школьников;
- между множественностью образовательных инициатив, направленных на решение проблемы поиска новых практик чтения и письма, обеспечивающих развитие медиаграмотности, и низкой их результативностью;
- между изменяющейся природой текста (содержание, структура, вербальные и невербальные формы) и сохранением традиционной системы обучения и развития интереса к чтению и творческому письму;
- между медленным реагированием системы образования на быстро меняющиеся тенденции социокультурной среды и стремительным ростом парадигмы культурных явлений, включающих в себя педагогические условия решения проблемы формирования медиаграмотной личности современного школьника.
Гипотеза данного исследования строится на предположении о том, что использование образовательно-развлекательного пространства онлайн сообществ в образовательной среде современной школы может способствовать объединению подростков с целью приобщения к чтению, создания текстов новой природы и развития медиакомпетентностей, обеспечивающих формирование медиаграмотности. Всё это определяет цель статьи - проанализировать образовательно-развлекательное пространство
онлайн сообществ (на примере фандомов) и определить влияние данных интерактивных ресурсов на развитие медиаграмотности современных школьников.
Материалы и методы исследования
Ведущим подходом к исследованию данной проблемы стал системно-деятельностный подход (Т.Г. Трушникова, В.Э. Штейнберг, О.Е. Лебедев, А.П. Огурцов, В.В. Платонов, Дж. Равен, А.А. Вербицкий, О.Г. Ларионова, И.А. Зимняя и др.), который позволил комплексно рассмотреть организационно-педагогические условия формирования медиаграмотности современных школьников средствами образовательно-развлекательного пространства онлайн сообществ. Ещё одним подходом, позволяющим рассмотреть современный образовательный процесс в логике его взаимосвязи с постиндустриальной культурой информационного общества XXI века, стал культурологический подход (Е.Л. Кудрина, Н.И.Гендина, Е.С.Заир-Бек, В.В.Лаптев, Т.И Полякова и др.).
Экспериментальную базу исследования составил Всероссийский проект «Территория творчества. Фанфикшн - сочинение для тех, кто не хочет расставаться с литературными героями», реализованный в 2016-2017 году. Для проверки гипотезы было разработано и создано образовательно-развлекательное пространство онлайн сообщества (фандом) для школьников 11-15 лет с целью приобщения к новым практикам чтения и письма, формирования и развития медиаграмотности подростков.
Исследование проводилось в течение 2015-2017 годов и состояло из двух этапов.
Первый этап - проблемно-аналитический - включал анализ теоретической литературы по проблеме исследования.
На втором этапе - аналитико-обобщающем - осуществлялся анализ эмпирического опыта использования образовательно-развлекательного пространства онлайн сообщества как ресурса формирования медиаграмотности школьников. Происходил сбор эмпирического материала в ходе разработки, организации и проведения всероссийского образовательного проекта «Территория творчества. Фанфикшн - сочинение для тех, кто не хочет расставаться с литературными героями»; осуществлялось накопление методического и педагогического опыта, связанного с практикой использования образовательно-развлекательного пространства онлайн сообщества в образовательной среде основной школы.
Дискуссия
Исследование образовательно-развлекательного пространства онлайн фандома как ресурса формирования медиаграмотности требует осмысления не только самого понятия «фандом», но и явления «фанфикшн» как неотъемлемой основы существования рассматриваемого интерактивного феномена.
Анализ научной литературы позволяет утверждать, что фанфикшн как явление массовой культуры представляет собой синкретизм литературы, психологии, культурологии, социологии и др. Под этим термином чаще всего понимается произведение, созданное на основе широкой интерпретации сюжетных линий первоисточника (Н. Уайтман, П. Гулденфиних, А. Херзог); являющееся формой самовыражения и развития эмоциональной культуры подростка (Р. Андерсен, К. Ларсен, Л. Зубернис); представляющее собой способ построения новых культурных канонов; написанное представителями рефлексивной современной коммуникации (Г. Дженкинс, К. Пенли, К. Бекон-Смит) и др.
Авторы статьи считают, что, будучи помещенным в пространство современной педагогической науки, фанфикшн может стать инструментом решения широкого круга
образовательных задач, в том числе, оказывать влияние на развитие медиаграмотности современных школьников.
Ход дальнейших рассуждений убеждает в необходимости конкретизировать ключевые определения интересующей авторов проблематики. В логике данного исследования фанфикшн рассматривается как педагогическое явление и способ приобщения к чтению современных школьников. Под этим термином понимается жанр творческого сочинения (фанфик), сущность которого заключается в расширении сюжета художественного произведения через продолжение текста-первоисточника [Галактионова, 2017, с. 84].
Под фандомом понимается интерпретативное виртуальное сообщество, состоящее из увлеченных чтением и творческим письмом субъектов культуры, в рамках которого, наряду с собственно фанфиками, создаются разнообразные продукты фан-творчества силами сообщества, для сообщества и в пределах сообщества [Мокшина, 2017, с. 205; Прасолова, 2009, с. 79-85].
Читательское общение внутри виртуального фандома предполагает взаимодействие участников сообщества друг с другом, в основе которого лежит развлекательная и компенсаторная функция: создание и публикация фанфиков в сети Интернет, обсуждение сюжетных линий текстов первоисточников и фанфиков с пользователями фандома и пр. Вместе с этим, авторы считают, что фандом может выполнять и педагогическую функцию: комбинировать широкий круг образовательных результатов подростков, в том числе, определяющих способности школьников к решению значимых познавательных и практических задач, направленных на приобщение к чтению и творческому письму при помощи различных платформ, инструментов и медий, включая весь их спектр, другими словами быть инструментом развития медиаграмотности. В случае объединения данных функциональных особенностей онлайн-пространства фандома следует говорить о типе виртуального сообщества, который может быть определен как образовательно-развлекательный фандом.
Необходимо подчеркнуть, что в рамках данного исследования объектом интереса будет являться образовательно-развлекательное пространство онлайн фандома как ресурс формирования медиаграмотности современных школьников.
Анализ научной литературы показывает, что исследователи, рассматривающие педагогические особенности фандома, выделяют следующие положительные последствия его использования:
1. Повышение качества образовательных результатов.
Необходимым условием участия школьников в виртуальном образовательно-развлекательном фандоме является интерес к чтению, проявляющийся в создании и публикации собственных творческих работ (фанфиков на основе художественных произведений-первоисточников), их обсуждении с другими пользователями и пр. Из этого следует, что фандом можно назвать «читательским хранилищем», пространство которого представляет собой динамическую проекцию личностных, предметных и метапредметных достижений школьников в области освоения новых практик чтения и письма, постоянно изменяющуюся в процессе виртуальной читательской коммуникации.
В научной литературе представлено мнение, что создание фанфикшна может быть сравнимо с работой над исследовательским проектом. При написании текста автор (фикрайтер) использует не только имеющиеся знания о произведении-первоисточнике, но и погружается в процесс исследования и поиска дополнительных сведений, имеющих отношение к тексту, который он создаёт. Важной кажется мысль, что при создании фанфиков и их публикации в пространстве онлайн фандома используется весь спектр каналов современной коммуникации, обеспечивающий как формирование и развитие медиаграмотности, так и повышение качества образовательных результатов.
2. Рейтинговая система оценивания образовательных достижений.
Участие в фандоме позволяет школьникам получить новый опыт оценивания образовательных достижений в форме рейтинга.
Успешность фикрайтера, активного и заинтересованного участника фандома, во многом определяется уровнем медиаграмотности как способности подключить к созданию собственного «рейтингового текста» (прим. авт. - текста, пользующегося популярностью в среде других подростков) различные инструменты медийной культуры, опосредованные техническими форматами современной коммуникации (электронные книги, газеты, журналы; радио, телевидение, мобильная связь; фотография, грамзапись, видео и др.) и способные обеспечить высокую оценку пользователей сообщества. Понимая законы рейтинговой системы, подросток использует все механизмы для того, чтобы повысить собственный репутационный капитал среди других пользователей фандома. Таким образом, рейтинговая система оценивания образовательных достижений участников образовательно-развлекательного фандома обеспечивает повышение внутренней мотиваций учащихся, которая определяется интересом, увлеченностью, возможностью выбора и совершенствования личностных достижений школьников.
3. Партнёрские взаимоотношения участников фандомов.
В связи с тем, что фандомы привлекают всё больше подростков и представляют собой открытую площадку для партнёрских отношений обучающихся, учёные высказывают мысль о необходимости создания фандомов в школьной среде с целью организации условий для активного взаимодействия участников образовательного процесса, в том числе обеспечивающего формирование и развитие медиаграмотности.
Взаимодействие фикрайтеров в пределах различных фандомов во внеклассной деятельности способствует развитию личностных качеств подростков, важных для саморазвития, таких как: любопытство, открытость, нестандартное мышление, сотрудничество, ответственность, настойчивость, лояльность, способность к рефлексии и взаимодействию с помощью различных средств современной коммуникации и др.
Таким образом, мнения учёных сводятся к тому, что пространство онлайн фандомов может выполнять ряд образовательных функций, направленных, в том числе, на формирование и развитие медиаграмотности как необходимого условия для успешной социализации и дальнейшего саморазвития современных школьников [Whiteman, 2007, з. 111; Jenkins, 2006, pp. 234-249; Larsen, 2012, p. 76; Прасолова, 2009, с. 167-174].
Всё сказанное о фандоме как ресурсе формирования медиаграмотности не предполагает расширения содержания обучения. Речь идет о способности школьника выстроить целостный ряд коммуникации любого масштаба (вплоть до глобальной) по принципу семиотического разнообразия, свободы знакового выражения информации. Вероятно, для этого необходима педагогическая разработка основ полисемиотики образовательного процесса как системы педагогических способов и технологий развития медиаграмотности современных школьников с помощью текстов новой природы, образующих основу современной коммуникации.
Результаты собственного эмпирического исследования, проведенного в рамках реализации Всероссийского проекта «Территория творчества. Фанфикшн - сочинение для тех, кто не хочет расставаться с литературными героями» в 2015-2017 годах, убеждают нас в том, что образовательно-развлекательное пространство онлайн фандома может рассматриваться как ресурс формирования медиаграмотности современных школьников при условии соблюдения последовательности действий:
1. Со стороны педагогов:
- Мотивация школьников к самостоятельному литературному творчеству через систему урочных и внеурочных форм занятий.
- Объяснение жанрового своеобразия фанфикшна.
- Знакомство подростков с виртуальными особенностями образовательно-развлекательных сообществ.
2. Со стороны школьников:
- Выбор литературного первоисточника с возможным продолжением и раскрытием сюжетных линий.
- Исследование: поиск ключевого момента в тексте для развития дальнейшего сюжета.
- Написание фанфика в рамках самостоятельной работы с привлечением всех средств современной коммуникации, необходимых для создания медиатекста.
- Публикация в сети Интернет в виртуальном сообществе (фандоме), состоящем из увлеченных чтением и творческим письмом подростков.
3. Со стороны других участников образовательно-развлекательного фандома: Отклик читателей. Вовлеченность текстов-фанфиков в культуру «со-участия»
(participatory culture), предполагающую взаимодействие участников интерактивных сообществ в сети Интернет.
Для того чтобы обеспечить функционирование фандома в образовательной среде школы, необходимо выполнение ряда организационно-педагогических условий. Основанием для разработки таких условий в данном исследовании стала педагогическая формула «reading by doing», то есть «чтение деланием», предложенная Д.С. Симмонсом. [Simmons, 1994, pp. 95-112]. Согласно концепции учёного, эффективность формирования и развития читательских интересов школьников во многом определяется подходами, которые использует педагог в рамках учебного времени. По мнению автора, основу таких подходов должен составлять деятельностный метод в работе с текстами художественных произведений, ключевая идея которого заключается в создании технологий творческого чтения и письма.
Разделяя мнение уважаемого ученого, авторы считают, что предложенная Д.С. Симмонсом формула может быть взята за основу для собственных целей. Используя её в качестве принципиальной схемы, авторы имеют возможность предложить модель организационно-педагогических условий использования фандома как ресурса формирования медиаграмотности:
1. Определение места образовательно-развлекательного фандома в образовательном процессе основной школы: создание системы занятий в контексте урочной и внеурочной деятельности, ориентированных на знакомство с жанром фанфикшн и виртуальным пространством фандома.
2. Определение принципа отбора программных произведений, соответствующих читательским интересам школьников.
3. Создание виртуального сообщества в сети Интернет, организация общения подростков внутри ресурса.
4. Организация и проведение педагогического события с целью привлечения внимания современных школьников к жанру фанфикшн и работе в виртуальном сообществе.
5. Разработка и внедрение мобильного приложения в образовательную практику основной школы, позволяющего оценивать развитие медиаграмотности подростков.
6. Подготовка учителей к использованию онлайн пространства фандома как ресурса формирования медиаграмотности современных школьников.
Эффективность и успешность реализации данных условий будут оцениваться по следующим критериям.
Таблица 1. Критерии эффективности использования фандома как ресурса формирования медиаграмотности
Критерии Показатели
Интерес к созданию текстов-фанфиков - Творческая активность; - Самостоятельность; - Стремление быть популярным в среде сверстников
Положительное отношение к себе как читателю - Читательская активность; Стремление быть осведомленным относительно событий, происходящих в мире литературы; - Желание оказывать помощь в приобщении к чтению сверстников.
Динамика образовательных достижений - Повышение образовательных результатов; - Демонстрация читательской эрудиции; - Участие во внеурочных мероприятиях, посвященных развитию интереса к чтению.
Развитие медиакомпетентностей - Создание и публикация творческих работ с привлечением широкого круга ресурсов медийной культуры; - Стремление к публикации собственных медиатекстов; - Возрастающее число публикаций собственных медиатекстов.
Подводя итоги сказанному, следует предположить, что, образовательно-развлекательное пространство онлайн фандома возможно рассматривать как ресурс, с одной стороны, помогающий современным школьникам обрести способность развития медиаграмотности в процессе организации новых практик чтения и творческого письма, с другой - способствующий совершенствованию имеющихся медиакомпетентностей подростков.
Результаты исследования
Для того чтобы проанализировать образовательные возможности фандома «Территория творчества. Фанфикшн - сочинение для тех, кто не хочет расставаться с литературными героями», влияющие на формирование и развитие медиаграмотности в целом, авторами было проведено анкетирование школьников в возрасте 11-15 лет, в котором приняли участие 500 подростков из общеобразовательных организаций Российской Федерации, являющихся членами указанного виртуального сообщества в период 2015-2017 годов. Данный фандом представляет собой образовательное и развлекательное интернет-пространство, состоящее из увлеченных чтением и творческим письмом учащихся, ресурс фандома включает более 570 текстов-фанфиков, выложенных в открытом доступе сети Интернет.
В ходе эксперимента подросткам было предложено ответить на несколько вопросов относительно организации фандома как онлайн-пространства для читательского общения, обеспечивающего развитие медиаграмотности, выбрав ту или иную позицию.
В ходе реализации педагогического эксперимента в первую очередь авторам статьи было важно узнать, является ли подросток участником образовательно-развлекательного фандома и как долго он пишет фанфики. Было предложено несколько позиций, включающих в себя ряд дифференцированных ответов. Полученные результаты представляют собой следующее: 63% респондентов (от общего количества участников анкетирования) назвали себя постоянными участниками образовательно-развлекательного фандома, 37% ответили отрицательно. При этом 56% пишут фанфики 3 года и более, 13% - 2 года и 31% - 1 год. Других позиций выявлено не было. Очевидно, что расхождения показателей первых двух позиций обусловлены сравнительно недавним использованием сочинения в жанре фанфикшн в образовательном пространстве основной школы, в силу чего 37% процентов подростков не считают себя постоянными участниками виртуального
54
фандома, но хотели бы этого, так как создают собственные тексты фанфики. По всей вероятности, данные показатели свидетельствуют о вовлеченности школьников в Интернет-среду медийного пространства образовательно-развлекательного фандома и опосредованно указывают на интерес к чтению как важному условию создания продуктов фан-творчества, последующему их обсуждению в рамках читательской коммуникации.
На следующем этапе определялся творческий статус респондентов, назвавших себя участниками образовательно-развлекательного фандома. Необходимо отметить, что ответы младших подростков (294 школьника) существенно отличаются от ответов старших подростков (206 школьников). 87% младших школьников позиционируют себя как активные фикрайтеры (участники фандома, которые создают тексты-фанфики) (данный показатель в категории старшие подростки - 78%); 5% интересно выполнять роль бета-ридеров (редакторов фанфиков) (13% в категории старшие подростки); обычными пользователями, интерес которых ограничивается посещением фандома, чтением фанфиков являются 6% (старшие подростки - 5%). Позицию «другое» выбрали 2% школьников, назвав себя создателями мультипликационных роликов по мотивам фанфиков, аудиотекстов-фанфиков, фанфиков в картинках и др. (старшие подростки -4%). Полученные результаты продемонстрированы на рисунке 1 и 2.
Рис. 1. Творческий статус внутри образовательно-развлекательного фандома (категория - младшие школьники)
Фикрайтер
Бета-ридер
Пользователь
Другое
Рис. 2. Творческий статус внутри образовательно-развлекательного фандома (категория - старшие школьники).
Итак, опрос позволил зафиксировать ролевую дифференциацию подростков внутри фандома и подтвердил активное участие школьников в сообществе. Следует отметить, что большая часть подростков позиционирует себя как фикрайтеры (авторы фанфиков), которым интересно создавать собственные медийные тексты в пространстве фандома. На фоне этого наблюдается небольшой процент тех, кто относит себя к категории пользователей. Таким школьникам нравится читать работы своих сверстников, оставлять комментарии, совершенствоваться самим. Вероятно, это говорит о том, что чтение фанфик-текстов гипотетически может влиять на развитие литературного вкуса и навыков творческого письма. Всё это позволяет прийти к заключению, что статус участников сообщества определяется личным интересом школьников к созданию различных видам медиатекстов и формам взаимодействия внутри фандома.
Следующий вопрос был связан с определением степени престижности размещения публикаций сочинений в жанре фанфикшн на страницах образовательно-развлекательного фандома. Результаты младших и старших подростков оказались примерно одинаковыми и выглядят следующим образом: 91% подростков считают это очень важным, так как публикация на сайте способна повлиять на читательский и творческий рейтинг в сообществе и собрать отзывы других подростков. Для 7% это не так существенно и для 2% публикация на сайте не играет никакой роли.
Таким образом, стало очевидно, что для большинства подростков публикация на сайте, являющаяся предметом виртуального общения, дает возможность повышения собственного рейтинга, получения отзывов других участников фандома, является вопросом повышения собственного престижа в социокультурной среде школы и за её пределами, а также приобщает подростков к созданию медийной культуры сообщества в целом.
Для уточнения и конкретизации способов организации виртуальной коммуникации внутри фандома школьникам был предложен ряд утверждений, с которыми они могли
согласиться или не согласиться. Анализ результатов показал, что комментарии признаются важной формой общения между участниками сообщества (в категории старшие и младшие школьники) - 97%, для 3% они не важны. Принимают все комментарии (положительные / отрицательные), стараются всегда отвечать на них и учитывать при написании своих работ 54%. Принимают только положительные комментарии, отвечают на них и не реагируют на отрицательные - 19%. Принимают только положительные комментарии, агрессивно реагируют на отрицательные отклики -25%. Не участвуют в обсуждениях своих работ - 2%. Всё это говорит о том, что большинство подростков осознают важность виртуального общения в сообществе, положительно воспринимают комментарии, пытаясь использовать их для саморазвития и совершенствования.
С целью определения коммуникативных способов трансляции в виртуальном сообществе различного рода знаний, освоенных обучающимися на базе одного или нескольких учебных предметов, школьникам было предложено несколько вариантов ответа. Результаты анализа, с одной стороны, позволяют констатировать, что 12% младших подростков используют знания из других областей науки при написании сочинения-фанфикшн (категория старшие подростки - 17%), 6% стараются делать это (категория старшие подростки - 9%), 11% применяют знания из других предметных областей редко (категория старшие подростки - 11%) и 71 % - никогда (категория старшие подростки - 63%).
С другой стороны, стало очевидно, что школьники используют метапредметные знания в процессе коммуникативного взаимодействия друг с другом, когда речь идёт о комментировании сочинений-фанфикшн. 28% младших подростков всегда комментируют возможные неточности в фактической информации, допущенные автором фанфика (категория старшие подростки - 34%), 11% стараются делать это (категория старшие подростки - 12%), 30% редко комментируют возможные неточности (категория старшие подростки - 23%) и 32% не делают этого никогда (категория старшие подростки - 31%). Всё это позволяет предположить, что образовательный потенциал фандома необходимо рассматривать как инструмент развития метапредметных результатов.
Не менее важным показателем содержания общения подростков внутри фандома является определение взаимодействия между участниками образовательно-развлекательного сообщества. С целью выявления результатов сотрудничества внутри фандома школьникам было предложено охарактеризовать совместную работу с бета-ридерами в процессе чтения и написания фанфиков. При анализе результатов мы не обнаружили существенных расхождений в выборе той или иной позиции, следовательно, правомерным может считаться заключение о том, что редактирование фанфиков - это сложная форма работы, требующая особого подхода и навыков, этим объясняется небольшой процент учащихся, которым она кажется интересной и важной. Из этого следует, что необходима актуализация поиска стимулов для мотивации подростков к данному виду деятельности, являющемуся важным показателем партнерства между читателями и писателями фанфиков в медийном пространстве фандома.
Рис. 3. Результаты опроса о партнерских взаимоотношениях подростков внутри образовательно-развлекательного фандома: сотрудничество с бета-ридерами
40% 35% 30% 25% 20% 15% 10% 5% 0%
38% |
30%
1 21% |
11%
Бета-ридеры оказывают существенную помощь
на этапе редактирования текста и сюжета фанфика
Бета-ридеры исправляют только орфографические ошибки
Бета-ридеры неохотно Бета-ридеры никак не сотрудничают и берутся помогают в за редактирование редактировании фанфиков фанфиков
Для выявления творческой самостоятельности / несамостоятельности при написании фанфиков, предполагающей взаимодействие с другими участниками социокультурной среды, обладающими высоким уровнем читательской эрудиции, авторы предложили респондентам следующие позиции: работа выполняется самостоятельно, иногда требуется помощь одноклассников, часто требуется помощь одноклассников или родителей, всегда необходима помощь одноклассников или родителей.
Младшие подростки чаще обращаются за помощью к одноклассникам или родителям 41%, в отличие от старшей группы 13%. Всегда просят о помощи - 8%, старшие школьники - 1%. Вероятно, необходимость во взаимодействии с кем-то ещё у младших школьников объясняется возрастными особенностями участников эксперимента: только формирующимися навыками вдумчивого чтения текстов художественной литературы и поиском достоверных источников информации для создания собственных текстов.
Чтобы подтвердить наши предположения о том, что читательское фан-творчество является важным коммуникативным ресурсом, оказывающим существенное влияние на общение подростков и формирование медиаграмотности, мы предложили участникам опроса уточнить и конкретизировать свой социокультурный и образовательный статус в среде сверстников с учетом ролевого участия в фандоме. Было выявлено, что 58% подростков чувствуют себя комфортнее в классе и в компании других подростков, потому что умеют делать то, чего не могут другие, и об этом интересно рассказать. 18% считают, что фанфикшен скорее всего позволяет им ощущать себя комфортнее в среде друзей. Не уверены - 13% и никогда такого не замечали - 11%.
Итак, анкетирование подростков по вопросам, определяющим формирование медиаграмотности с помощью образовательно-развлекательного пространства онлайн фандома, позволяет сделать следующие выводы.
1. Как содержание читательского общения фанфикшн предполагает активное взаимодействие и ролевое участие подростков внутри фандома.
2. Виртуальное образовательно-развлекательное сообщество открывает возможности для широкого читательского диалога, саморазвития и доверительного общения школьников и др.
3. Успешность читательского общения внутри фандома зависит от ряда факторов, среди которых значимую роль играет осознание необходимости партнерства для достижения лучших результатов, повышения собственного рейтинга и т.д.
4. В онлайн пространстве фандома может осуществляться формирование медиаграмотности как способности экспериментирования, интерпретации, анализа и создания собственных медиатекстов.
Выводы
Таким образом, анализ образовательно-развлекательного пространства онлайн сообществ (на примере фандома) с целью определения влияния данных интерактивных ресурсов на формирование и развитие медиаграмотности современных школьников позволяет прийти к следующим заключениям:
1. Существование таких онлайн сообществ как фандом в образовательной среде современной школы может способствовать решению проблемы формирования культурно-образовательного портрета современного школьника, обладающего необходимым набором ключевых компетентностей не только в области медиаграмотности, но и общего уровня грамотности в целом. Результаты эмпирического исследования, проведенного в рамках проекта «Территория творчества. Фанфикшн - сочинение для тех, кто не хочет расставаться с литературными героями», убеждают в том, что участие подростков в фандоме предполагает формирование способностей создавать собственные медиатексты, а также развитие умений анализировать, оценивать медиатексты других пользователей, строить широкую медиакоммуникацию с помощью различных форматов текстовых сообщений и пр. Всё это определяет развитие медиаграмотности, а также способствует повышению общего уровня грамотности в целом.
2. Создание образовательно-развлекательного пространства фандома в школе может рассматриваться как одна из образовательных инициатив, направленная на решение проблемы поиска новых практик, обеспечивающих развитие медиаграмотности современных школьников.
3. Пространство образовательно-развлекательного фандома представляет собой ресурс, с помощью которого возможно построить новую систему обучения школьников творческому письму, обеспечивающую развитие интереса к чтению посредствам создания медиатекстов и взаимодействия с ними.
4. Рассмотрение такого социокультурного явления как фандом в контексте педагогических явлений определяет необходимость проектирования условий для включения данного феномена в образовательную среду современной школы. К таковым условиям возможно отнести: создание системы занятий в контексте урочной и внеурочной деятельности, ориентированных на знакомство с жанром фанфикшн и виртуальным пространством фандома; определение принципа отбора программных произведений, соответствующих читательским интересам школьников; создание виртуального сообщества в сети Интернет; организацию и проведение педагогического события с целью привлечения внимания современных школьников к жанру фанфикшн и работе в виртуальном сообществе; разработку и внедрение мобильного приложения в образовательную практику основной школы, позволяющего оценивать развитие медиаграмотности подростков; подготовку учителей к использованию онлайн пространства фандома как ресурса формирования медиаграмотности современных школьников.
Исходя из вышесказанного следует, что образовательно-развлекательное пространство онлайн сообществ может являться одним из эффективных ресурсов формирования медиаграмотности современных школьников.
Литература
Галактионова Т.Г. Тексты «новой природы» и новая грамотность / Ред. Т.Г. Галактионовой, Е.И. Казаковой // Тексты новой природы в образовательном пространстве современной школы. Сборник материалов VIII международной научно-практической конференция «Педагогика текста». СПб: ЛЕМА, 2016. С. 13-17. Галактионова Т.Г., Казакова Е.И. Приобщение к чтению путем освоения текстов новой природы. От года литературы - к веку чтения. Челябинск: Челябинский государственный институт культуры, 2016. 566 с. Галактионова Т.Г., Мокшина Ю.Л. Технология приобщения к чтению с помощью инструмента фанфикшн: замысел и теоретические основания использования // Научное мнение. 2017. № 2. С. 81-88. Казак М.Ю. Специфика современного медиатекста. Лингвистика речи. Медиастилистика. М.: Флинта, 2012. 529 с.
Колесникова И.А. Новая грамотность и новая неграмотность двадцать первого столетия // Непрерывное образование: XXI век. 2013. № 2. http://lll21.petrsu.ru/journal/article.php?id=2091
Мокшина Ю.Л. Онлайн-пространство фандома как форма читательского общения современных школьников
// Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 3-3 (69). С. 204-207.
Прасолова К.А. Фанфикшн: литературный феномен конца XX - начала XXI века (творчество поклонников Дж. К. Роулинг): дис. ... канд. фил. наук. Калининград, 2009. 253 с.
Buckingham, D. (2003). Media education: Literacy, learning and contemporary culture. Cambridge, UK: Academic publishing, 243 p.
Jenkins, H. (2006). Convergence Culture. Where Old and New Media Collide. NY: New York University, 368 p. Kubey, R. (1997). Media Education: Portraits of an Evolving Field. Media Literacy in the Information Age. London: New Brunswick & London, 202 p.
Larsen, K. (2012). Fan culture: theory and practice. Cambridge, UK: Academic publishing, 252 p.
Lau, H. (2010). Information literacy: an international perspective. Moscow: MTSBS, 240 p.
Simmons, J. (1994). Reading by Doing: An Introduction to Effective Reading. Brooklyn, New York: Nearfine
books, 309 p.
Tsvetkova, M. (2016). Anti-reading or transliteracy: The case of «silent» books, books for watching and picture-books // Humanities in the 21st century: scientific problems and searching for effective humanist technologies. San Francisco: B&M Publishing, 367 p.
Whiteman, N. (2007). The establishment, maintenance and destabilisation of fandom: a study of two online communities and an exploration of issues pertaining to internet research: Ph.D. Dis. London, 299 p. Worsnop, C. (1999). Screening images: ideas of media education. Mississauga, Ontario: Written communication, 180 p.
References
Buckingham, D. (2003). Media education: Literacy, learning and contemporary culture. Cambridge, UK: Academic publishing, 243 p.
Galaktionova, T.G. (2016). The texts of the «new nature» and new literacy / Eds. T.G. Galaktionova, E.I. Kazakova. Texts new nature in the educational space of modern school. The collection of materials of VIII international scientific-practical conference "Pedagogy of text". S. Petersburg: LEMA, pp. 13-17.
Galaktionova, T.G., Kazakova, E.I. (2016). Introduction to the reading by mastering the texts of the new nature. From the year of literature - to a lifetime of reading. Chelyabinsk: Chelyabinsk state Institute of culture, 566 p. Galaktionova, T.G., Mokshina, Y.L. (2017). The technology of attraction to reading by means of fan fiction: the idea and theoretical terms of use. Scientific opinion. № 2, pp. 81-88.
Jenkins, H. (2006). Convergence Culture. Where Old and New Media Collide. NY: New York University, 368 p. Kazak, M.Y. (2012). The Specificity of contemporary media text. Linguistics of speech. Mediastilistics. Moscow: Flinta, 529 p.
Kolesnikova, I.A. (2013). New literacy and new illiteracy of the twenty-first century. Lifelong education: the XXI century. № 2. http://lll21.petrsu.ru/journal/article.php?id=2091
Kubey, R. (1997). Media Education: Portraits of an Evolving Field. Media Literacy in the Information Age. London: New Brunswick & London, 202 p.
Larsen, K. (2012). Fan culture: theory and practice. Cambridge, UK: Academic publishing, 252 p. Lau, H. (2010). Information literacy: an international perspective. Moscow: MTSBS, 240 p.
Mokshina, Y.L. (2017). Fandom online space as a form of readers' communication of the modern schoolchildren.
Philological Sciences. Issues of theory and practice. № 3-3 (69), pp. 204-207.
Prasolova, A.K. (2009). Fan fiction: a literary phenomenon of the late XX - early XXI century (the work of fans of John. K. Rowling). Ph.D. Dis. Kaliningrad, 253 p.
Simmons, J. (1994). Reading by Doing: An Introduction to Effective Reading. Brooklyn, New York: Nearfine books, 309 p.
Tsvetkova, M. (2016). Anti-reading or transliteracy: The case of «silent» books, books for watching and picture-books // Humanities in the 21st century: scientific problems and searching for effective humanist technologies. San Francisco: B&M Publishing, 367 p.
Whiteman, N. (2007). The establishment, maintenance and destabilisation of fandom: a study of two online communities and an exploration of issues pertaining to internet research: Ph.D. Dis. London, 299 p. Worsnop, C. (1999). Screening images: ideas of media education. Mississauga, Ontario: Written communication, 180 p.