Мокшина Юлия Львовна
ОНЛАЙН-ПРОСТРАНСТВО ФАНДОМА КАК ФОРМА ЧИТАТЕЛЬСКОГО ОБЩЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ
В статье рассматриваются вопросы влияния онлайн-пространства образовательно-развлекательного фандома на развитие читательского общения и интереса к чтению современных школьников. Представляются результаты эмпирических исследований, связанные с социально-культурными педагогическими особенностями фандома. Обосновывается необходимость поиска новых способов приобщения современных школьников к литературному чтению в условиях информационной культуры общества XXI века. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/272017/3-3/59.html
Источник
Филологические науки. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2017. № 3(69): в 3-х ч. Ч. 3. C. 204-207. ISSN 1997-2911.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2017/3-3/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
204
ISSN 1997-2911. № 3 (69) 2017. Ч. 3
Список литературы
1. Алексеева Л. Е. Методика обучения профессионально-ориентированному иностранному языку. Курс лекций: метод. пособие. СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2007. 136 с.
2. Карпова А. К. Электронный учебник В. А. Карпова «Russian» как современный учебник РКИ [Электронный ресурс]. URL: М1р://еНЬ^и.Ьу/Ь^1геат/123456789/Ш381/1/Карпова (дата обращения: 17.01.2015).
3. Костюшина Ю. И. Развитие коммуникативных умений и языковых навыков иностранных учашдхся медицинского вуза с использованием художественного кинофильма // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2014. № 10 (40): в 3-х ч. Ч. 2. C. 89-93.
ELECTRONIC TEXTBOOK IN TEACHING AID SYSTEM FOR PROFESSIONALLY ORIENTED TEACHING RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE
Kostyushina Yuliya Igorevna, Ph. D. in Pedagogy, Associate Professor Ryazan State Medical University named after Academician I. P. Pavlov kosjuly@mail. ru
The article examines the modern technologies of teaching Russian as a foreign language for special purposes. The author analyzes the potentials of computer technologies when preparing professionally oriented educational materials and presents the fragments of her original electronic textbook for medical students.
Key words and phrases: Russian as foreign language; textbooks; professionally oriented teaching; teaching methods; electronic textbook.
УДК 371.842
В статье рассматриваются вопросы влияния онлайн-пространства образовательно-развлекательного фан-дома на развитие читательского общения и интереса к чтению современных школьников. Представляются результаты эмпирических исследований, связанные с социально-культурными педагогическими особенностями фандома. Обосновывается необходимость поиска новых способов приобщения современных школьников к литературному чтению в условиях информационной культуры общества XXI века.
Ключевые слова и фразы: фандом; фанфикшн; онлайн-пространство; читательская коммуникация; приобщение к чтению.
Мокшина Юлия Львовна
Санкт-Петербургский государственный университет уы1уа_токхЫпа@таИ. гы
ОНЛАЙН-ПРОСТРАНСТВО ФАНДОМА КАК ФОРМА ЧИТАТЕЛЬСКОГО ОБЩЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ
Исследование образовательных возможностей фандома как пространства для читательского общения современных школьников требует осмысления не только самого понятия «фандом», но и явления «фанфикшн» как неотъемлемого условия существования рассматриваемого интерактивного феномена.
Анализ научной литературы позволяет утверждать, что фанфикшн как явление массовой культуры представляет собой симбиоз литературы, психологии, культурологии, социологии и др. Под этим термином чаще всего понимается произведение, созданное на основе широкой интерпретации сюжетных линий первоисточника (Н. Вайтмен, П. Гулденфиних, А. Херзог); являющееся формой самовыражения и развития эмоциональной культуры (Р. Андерсен, К. Ларсен, Л. Зубернис); представляющее собой способ построения новых культурных канонов; написанное представителями рефлексивной современной коммуникации, образование которых намного превышает уровень их профессиональных задач (Г. Дженкинс, К. Пенли, К. Бекон-Смит) и др.
На наш взгляд, будучи помещен в пространство современной педагогической науки, фанфикшн может стать инструментом для решения широкого круга образовательных задач.
В логике нашего исследования фанфикшн рассматривается как педагогическое явление и способ приобщения к чтению современных школьников. Под этим термином понимается жанр творческого сочинения (фанфик), сущность которого заключается в расширении сюжета художественного произведения через продолжение текста-первоисточника [5, с. 96-97].
Под фандомом мы понимаем интерпретативное виртуальное сообщество, состоящее из увлеченных чтением и творческим письмом субъектов культуры, в рамках которого, наряду с собственно фанфиками, создаются разнообразные продукты фан-творчества силами сообщества, для сообщества и в пределах сообщества [2; 3; 6].
Читательское общение внутри виртуального сообщества предполагает коммуникативное взаимодействие участников фандома друг с другом, в основе которого лежит развлекательная и компенсаторная функция: создание и публикация фанфиков в сети Интернет, обсуждение сюжетных линий текстов первоисточников и фанфиков с пользователями фандома и пр. Вместе с этим, на наш взгляд, как форма читательского общения фандом может выполнять и педагогическую функцию: влиять на развитие интереса к чтению и литературному творчеству, коммуникативных навыков современных школьников и др. В случае объединения данных
функциональных особенностей онлайн-пространства фандома следует говорить о типе виртуального сообщества, который может быть определен как образовательно-развлекательный фандом.
Необходимо подчеркнуть, что в рамках данного исследования объектом нашего интереса будет являться онлайн-пространство образовательно-развлекательного фандома как формы читательского общения современных школьников.
Мы предполагаем, что существование таких сообществ в образовательной среде может способствовать объединению подростков с целью приобщения к чтению, развития ключевых компетентностей, формированию «новой грамотности» и др. [1; 8; 9]. Всё это определяет цель статьи - проанализировать онлайн-пространство образовательно-развлекательных фандомов и определить влияние данных интерактивных ресурсов на развитие читательского общения и интереса к чтению современных школьников.
Пространство такого интернет-сообщества, как фандом (в логике эдьютейнмент-технологий), может быть построено по типу развивающейся образовательно-развлекательной среды для поддержания взаимоотношений между читателями художественной литературы и создателями текстов-фанфиков. Остановимся на этом утверждении подробнее.
Анализ сетевых ресурсов Рунета позволяет констатировать факт существования большого количества виртуальных сообществ, посвященных культурному явлению «фанфикшн». К наиболее популярным в России следует отнести «Книгу фанфиков», «Все фанфики на FANFICS.ME», «Twilight Russia» и др. Однако данные ресурсы представляют собой в большей степени развлекательное пространство, объединяющее людей разных возрастных и социальных групп по интересам к широкому кругу объектов медийной и художественной культуры. Наряду с этим нам пришлось зафиксировать отсутствие в сети образовательно-развлекательных фандо-мов, в основе которых лежит идея совмещения образования и развлечения. На наш взгляд, это обусловлено тем, что фандом как педагогическое явление считается новым направлением в отечественной науке и находится на стадии своего становления [4, с. 43]. В связи с этим задачи нашего исследования определили необходимость создания образовательно-развлекательного фандома. Реализация поставленных задач была осуществлена в рамках организации и проведения Всероссийского проекта «Территория творчества. Фанфикшн - сочинение для тех, кто не хочет расставаться с литературными героями» - 2016.
Для того чтобы проанализировать образовательные возможности фандома «Территория творчества. Фанфикшн - сочинение для тех, кто не хочет расставаться с литературными героями» [7], влияющие на развитие читательского общения и интереса к чтению в целом, нами было проведено анкетирование школьников в возрасте 11-15 лет, в котором приняли участие 237 подростков из общеобразовательных организаций Российской Федерации, являющихся членами указанного виртуального сообщества в период 2015-2017 годов. Данный фандом представляет собой образовательное и развлекательное интернет-пространство, состоящее из увлеченных чтением и творческим письмом учащихся, и включает более 250 текстов-фанфиков (на конец 2016 года), выложенных в открытом доступе сети Интернет.
В ходе эксперимента подросткам было предложено ответить на несколько вопросов относительно организации фандома как онлайн-пространства для читательского общения и др., выбрав ту или иную позицию. Рассмотрим результаты исследования.
В первую очередь, нам было важно узнать, является ли подросток участником образовательно-развлекательного фандома и как долго он пишет фанфики. Было предложено несколько позиций, включающих в себя ряд дифференцированных ответов. Полученные результаты представляют собой следующее: 63% респондентов назвали себя постоянными участниками образовательно-развлекательного фандома, 37% ответили отрицательно. При этом 56% пишут фанфики 3 года и более, 13% - 2 года и 31% - 1 год. Других позиций выявлено не было. Очевидно, что расхождения показателей первых двух позиций обусловлены сравнительно недавним использованием сочинения в жанре фанфикшн в образовательном пространстве основной школы, в силу чего 37% процентов подростков не считают себя постоянными участниками виртуального фандома, но хотели бы этого, так как создают собственные тексты-фанфики. По всей вероятности, данные показатели свидетельствуют о вовлеченности школьников в интернет-среду онлайн-пространства образовательно-развлекательного фандома и опосредованно указывают на интерес к чтению как важному условию создания продуктов фан-творчества и последующему их обсуждению в рамках читательской коммуникации.
■ Постоянные участники oüpa:'.oü.i jtun, но рач:-иекл iильного фандома, часто пишут и публикуют фанфнкн
Не ЯВЛЯЮТСЯ постоянными участниками образовательно -развлекательного фандома. но желали бы этого
■ Увлекаются фгшфшопном в течеште 3 лет
■ Увлекаются фапфнкшном в тече1П1е 2 лет .Увлекаются фанфнкшном в течение 1 года
Рис. 1. Результаты опроса подростков относительно индивидуальной вовлеченности в образовательно-развлекательное интернет-сообщество
206
^БЫ 1997-2911. № 3 (69) 2017. Ч. 3
На следующем этапе нам было важно определить творческий статус респондентов, назвавших себя участниками образовательно-развлекательного фандома. Необходимо отметить, что ответы младших подростков (11-12 лет) существенно отличаются от ответов старших подростков (13-15 лет). 87% младших школьников позиционируют себя как активных фикрайтеров (участники фандома, которые создают тексты-фанфики) (данный показатель в категории старшие подростки - 78%); 5% - интересно выполнять роль бета-ридеров (редакторов фанфиков) (13% в категории старшие подростки); обычными пользователями, интерес которых ограничивается посещением фандома, чтением фанфиков, являются 6% (старшие подростки - 5%). Позицию «другое» выбрали 2% школьников, назвав себя создателями мультипликационных роликов по мотивам фанфиков, аудиотекстов-фанфиков, фанфиков в картинках и др. (старшие подростки - 4%).
Итак, опрос позволил зафиксировать ролевую дифференциацию подростков внутри фандома и подтвердил активное участие школьников в сообществе. Следует отметить, что большая часть подростков позиционирует себя как фикрайтеров (авторы фанфиков), на фоне этого наблюдается небольшой процент тех, кто относит себя к категории пользователей. Таким школьникам нравится читать работы своих сверстников, оставлять комментарии, совершенствоваться самим. Это говорит о том, что чтение фанфик-текстов гипотетически может влиять на развитие литературного вкуса и навыков творческого письма. Всё это позволяет прийти к заключению, что статус участников фандома определяется личным интересом школьников к разным видам творческих работ и формам взаимодействия внутри фандома, основу которого составляет вовлеченность в чтение художественных произведений и др.
Следующий вопрос был связан с определением степени престижности размещения публикаций сочинений в жанре фанфикшн на страницах образовательно-развлекательного фандома. Результаты младших и старших подростков оказались примерно одинаковыми и выглядят следующим образом: 91% подростков считают это очень важным, так как публикация на сайте способна повлиять на читательский и творческий рейтинг в сообществе и собрать отзывы других подростков. Для 7% это не так существенно, и для 2% публикация на сайте не играет никакой роли.
Таким образом, стало очевидно, что для большинства подростков публикация на сайте, являющаяся предметом читательского общения, дает возможность повышения собственного рейтинга, получения отзывов других участников фандома и является вопросом повышения собственного престижа в социокультурной среде школы и за её пределами.
Для уточнения и конкретизации способов организации виртуальной читательской коммуникации внутри фандома мы предложили школьникам ряд утверждений, с которыми они могли согласиться или не согласиться. Анализ результатов показал, что комментарии признаются важной формой общения между участниками сообщества - 97%, для 3% они не важны. Принимают все комментарии (положительные/отрицательные), стараются всегда отвечать на них и учитывать при написании своих работ - 54%. Принимают только положительные комментарии, отвечают на них и не реагируют на отрицательные - 19%. Принимают только положительные комментарии, агрессивно реагируют на отрицательные отклики - 25%. Не участвуют в обсуждениях своих работ - 2%. Всё это говорит о том, что большинство подростков осознают важность виртуального читательского общения в сообществе, в большинстве своём положительно воспринимают комментарии, пытаясь использовать их для саморазвития и совершенствования.
Не менее важным показателем содержания читательского общения подростков внутри фандома является определение взаимодействия между участниками образовательно-развлекательного сообщества. С целью выявления результатов сотрудничества внутри фандома школьникам было предложено охарактеризовать совместную работу с бета-ридерами в процессе чтения и написания фанфиков. При анализе результатов мы не обнаружили существенных расхождений в выборе той или иной позиции, следовательно, правомерным может считаться заключение о том, что редактирование фанфиков - это сложная форма работы, требующая особого подхода и навыков, этим объясняется небольшой процент учащихся, которым она кажется интересной и важной. Из этого следует, что необходима актуализация поиска стимулов для мотивации подростков к данному виду деятельности, являющемуся важным показателем партнерства между читателями и писателями фанфиков.
■Бета-рндеры оказывают существенную помощь на этапе редактирования текста и сюжета фанфика
■ Еета-ридеры исправляют только орфографические ошибки
■ Ьста-рнлеры неохотно сотрудштчают и берутся за редактирование фанфиков
■ Бета-рндсры никак не помогают в редактировании фанфиков
Рис. 2. Результаты опроса о партнерских взаимоотношениях подростков внутри образовательно-развлекательного фандома: сотрудничество с бета-ридерами
Для выявления творческой самостоятельности/несамостоятельности при написании фанфиков, предполагающей взаимодействие с другими участниками социокультурной среды, обладающими высоким уровнем читательской эрудиции, мы предложили респондентам следующие позиции: работа выполняется самостоятельно, иногда требуется помощь одноклассников, часто требуется помощь одноклассников или родителей, всегда необходима помощь одноклассников или родителей.
Младшие подростки чаще обращаются за помощью к одноклассникам или родителям - 41%, в отличие от старшей группы - 13%. Всегда просят о помощи - 8%. Вероятно, необходимость во взаимодействии с кем-то ещё объясняется возрастными особенностями участников эксперимента: только формирующимися навыками вдумчивого чтения текстов художественной литературы и поиска ключевого момента, с которого начнётся будущее сочинение.
Подводя итоги исследования, следует отметить, что анкетирование подростков по вопросам, определяющим влияние виртуального пространства образовательно-развлекательного фандома на читательское общение современных школьников, позволяет сделать следующие выводы.
1. Как содержание читательского общения фанфикшн предполагает активное взаимодействие и ролевое участие подростков внутри фандома.
2. Виртуальное образовательно-развлекательное сообщество открывает возможности для широкого читательского диалога, саморазвития и доверительного общения школьников и др.
3. Успешность читательского общения зависит от ряда факторов, среди которых значимую роль играет осознание необходимости партнерства для достижения лучших результатов, повышения собственного рейтинга и т.д.
Таким образом, мы предполагаем, что онлайн-пространство образовательно-развлекательного фандома может являться важным педагогическим механизмом, оказывающим влияние на читательское общение и развитие интереса к чтению современных школьников.
Список литературы
1. Галактионова Т. Г. Тексты «новой природы» и новая грамотность // Педагогика текста: тексты новой природы в образовательном пространстве современной школы: сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции. СПб.: ЛЕМА, 2016. С. 13-17.
2. Мокшина Ю. Л. Образовательные ресурсы текстов новой природы. Фанфикшен как социокультурный и педагогический феномен // Педагогика текста: тексты новой природы в образовательном пространстве современной школы: сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции. СПб.: ЛЕМА, 2016. С. 74-77.
3. Мокшина Ю. Л. Сочинение в жанре фанфикшен как способ формирования коммуникативной компетенции учащихся // Через уроки русского языка и литературы - к гармонизации личности: сборник материалов по итогам межрегионального научно-методического семинара-школы. Барнаул: Алтайский государственный университет, 2015. С. 162-166.
4. Мокшина Ю. Л. Творческое сочинение (fanfiction) на уроках литературы как ресурс развития мотивации к изучению русского языка // На путях к новой школе. СПб.: Образовательный центр «Участие», 2016. № 3. С. 43-44.
5. Мокшина Ю. Л. Фанфикшн как социокультурное педагогическое явление и жанр школьного сочинения // Научное мнение. СПб.: Санкт-Петербургский университетский консорциум, 2016. № 15. С. 93-97.
6. Прасолова К. А. Фанфикшн: литературный феномен конца XX - начала XXI века (творчество поклонников Дж. К. Ролинг): дисс. ... к. филол. н. Калининград, 2009. 253 с.
7. Территория творчества. Фанфикшн - сочинение для тех, кто не хочет расставаться с литературными героями [Электронный ресурс]. URL: http://www.fanterritoriya.com/ (дата обращения: 26.01.2017).
8. Black R. W. Adolescents and Online Fan Fiction. N. Y.: Peter Lang, 2008. 154 p.
9. Peary A., Hunley T. Creative Writing Pedagogies for the Twenty-First Century. Illinois: Southern Illinois University Press, 2015. 320 p.
FANDOM ONLINE SPACE AS A FORM OF READERS' COMMUNICATION OF THE MODERN SCHOOLCHILDREN
Mokshina Yuliya L'vovna
Saint Petersburg University yulya_mokshina@mail. ru
The article examines the problems of influence of educational and entertainment fandom online space on the development of readers' communication and interest for reading among the modern schoolchildren. The paper presents the results of empiric researches of fandom socio-cultural pedagogical peculiarities, and justifies the necessity to find new ways to attract the modern schoolchildren to reading under the conditions of the XXI century informational culture.
Key words and phrases: fandom; fan-fiction; online space; readers' communication; attraction to reading.