Научная статья на тему 'Стратегиясоциально-экономического развития Липецкой области: анализ, характеристика и оценка перспектив'

Стратегиясоциально-экономического развития Липецкой области: анализ, характеристика и оценка перспектив Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1425
263
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / STRATEGY / REGIONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бизин С. В., Леликова Ю. С.

Статья посвящена рассмотрению стратегии социально-экономического развития региона, оценке перспектив и возможностей с учетом ресурсного потенциала на примере Липецкой области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бизин С. В., Леликова Ю. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегиясоциально-экономического развития Липецкой области: анализ, характеристика и оценка перспектив»

ЭКОНОМИКА Бизин С.В., Леликова Ю.С.

СТРАТЕГИЯСОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ: АНАЛИЗ, ХАРАКТЕРИСТИКА И ОЦЕНКА ПЕРСПЕКТИВ

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: стратегия, региональное развитие.

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению стратегии социально-экономического развития региона, оценке перспектив и возможностей с учетом ресурсного потенциала на примере Липецкой области.

Key words: strategy, regional development.

Abstract: The article is devoted to the strategy of socio-economic development of the region, assessing the prospects and opportunities based on the resource potential on the example of Lipetsk region

Липецкая область образована 6 января 1954 года. Область расположена в центральной части европейской территории России на пересечении важнейших транспортных магистралей страны, в 500 км на юг от Москвы. Граничит с Воронежской, Курской, Орловской, Тульской, Рязанской, Тамбовской областями.

По данным на 1 января 2016 г. население составляет 1156,1 тысяч человек.

Таким образом, Липецкая область имеет выгодное географическое положение и наличие значительного природно-ресурсного потенциала, что является определяющими факторами ее социально-экономического развития.

Потенциал Липецкой области представлен в таблице 1, которая составлена на основе выборочного SWOT анализа социально-экономического развития Липецкой области.

Стратегия социально-экономического регионального развития Липецкой области включает в себя следующие цели:

- повышение благосостояния и качества жизни населения (создание условий, позволяющих населению за счет собственных доходов и социальной поддержки обеспечить высокий уровень потребления, приобретение и содержание комфортного жилья, пользование качественными услугами в сфере образования, здравоохранении, культуры, физической культуры и спорта, безопасные условия жизни);

Таблица 1 - SWOT-анализ Липецкой области

Сильные стороны Слабые стороны

Наличие природных ресурсов: песков, пригодных для развития производства стекла, глин, пригодных для производства облицовочного кирпича Моноструктурная экономика

Трудовые ресурсы Производство продукции с низкой долей добавленной стоимости

Наличие условий для дальнейшего развития промышленного комплекса Снижение конкурентоспособности ряда отраслей экономики

Наличие черноземов (плодородных почв) и условий развития растениеводства и животноводства Старение кадров, снижение престижа рабочих профессий, низкая заработная плата, несбалансированность системы подготовки кадров

Сложившаяся практика привлечения инвестиций, прочные контакты с корпоративными инвесторами Уменьшение доходов регионального бюджета на фоне увеличивающихся расходных обязательств

Бездотационный бюджет, независимость от федерального центра Территориальная асимметрия экономического развития, население монофункциональных городов

Гласность, прозрачность и обеспечение конкуренции в размещении заказов для государственных нужд области

Наличие необходимых условий для выравнивания территориальной асимметрии развития районов области

Возможности Угрозы

Вовлечение в производственную деятельность формально не занятых в экономике области трудовых ресурсов Снижение или потеря конкурентоспособности предприятий области при вступлении России в ВТО

Развитие производств с высокой долей добавочной стоимости и высоким потреблением металла Изменение конъюнктуры и цен на мировом рынке черных металлов

Усиление роли бюджетных и налоговых отношений в региональных экономических процессах Критическая демографическая ситуация, грозящая дефицитом трудовых ресурсов

Вовлечение в севооборот неиспользуемых сельхозугодий Ухудшение экологической ситуации.

Развитие туризма Дефицит финансовых ресурсов

Развитие малого бизнеса -

Конкурентоспособное развитие территорий путем стимулирования их потенциальных возможностей -

- создание инновационной и конкурентно способной экономики в регионе (повышение благосостояния и качества жизни населения путем повышения конкурентоспособности экономики на основе опережающего роста производительности труда за счет модернизации и формирования развитой инновационной инфраструктуры, развитие

«точек роста», создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности);

- улучшение экологической обстановки и качества окружающей среды (снижение большой техногенной нагрузки и высокой экологической напряженности в области вследствие существенного негативного влияния на состояния окружающей среды динамично развивающихся предприятий промышленности, электроэнергетики, транспорта и сельского хозяйства, улучшения качества атмосферного воздуха, состояния поверхностных водных объектов, развитие особо охраняемых природных территорий и сохранения биологического разнообразия);

- создание и внедрения системы эффективного государственного управления в области (дальнейшее реформирование системы государственного управления области путем оптимизации функционирования органов исполнительной власти, совершенствование системы взаимодействия исполнительных органов государственной власти области и гражданского общества, строгого соблюдения государственными служащими законности, предоставления качественных государственных услуг населению, повышения эффективности расходования бюджетных средств).

В целях контроля обозначенных целей Стратегии-2020 была разработана и утверждена система индикаторов (Рисунок 1).

Стратегическая цель 1. Повышение Стратегическая цель 2. Инновационная и

благосостояния и качества жизни конкурентоспособная экономика

населения региона

^ индекс качества жизни, ^ объем валового регионального

^ среднемесячная номинальная продукта;

заработная плата, ^ доля инновационной продукции в

^ уровень регистрируемой общем объеме отгруженных товаров, работ,

безработицы услуг промышленными организациями

СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

Стратегическая цель 3. Улучшение экологической обстановки и качества окружающей среды

^ общий объем загрязнений на единицу валового регионального продукта

Стратегическая цель 4. Система эффективного государственного управления в области

^ повышение уровня удовлетворенности населения деятельностью исполнительных органов государственной власти Липецкой области, %

Рисунок 1 - Система ключевых стратегических индикаторов

В настоящее время в качестве дополнительного индикатора системы эффективного государственного управления выступает показатель «численность государственных гражданских служащих в органах исполнительной власти, чел. на 10 тыс. чел. населения», а так же данные о деятельности многофункциональных центром и полученных гражданами электронных услуг.

Таким образом, скорректированные цели отвечают современным вызовам, а система индикаторов позволяет оценить уровень решения стратегических задач.

В структуре валового регионального продукта (ВРП) Липецкой области по видам деятельности традиционно доминирующее положение занимают обрабатывающие производства (Таблица 2).

Таблица 2 - Структура валового регионального продукта Липецкой

области

Виды деятельности 2007 2009 2011 2013 2015 2016

Обрабатывающие производства 52,4 42,6 38,8 33,7 40,6 41,1

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 7,2 8,9 8,4 10 12,6 13,3

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 10,5 9,4 10,7 11,5 10,6 10

Строительство 6,6 10,5 12,5 11,5 8,8 8,4

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 4,1 5,1 6,2 8,4 8,3 7,9

Прочие виды деятельности 19,2 23,5 23,4 24,9 19,1 19,3

В период 2007-2016 гг. существенного изменения отраслевой структуры ВРП не произошло. В качестве положительного аспекта можно выделить рост доли «сельского хозяйства и т.д.» и «строительства» на 6,1% и 1,8%, соответственно, а также стабильность доли оптово-розничной торговли (10-11%).

Несмотря на снижение доли обрабатывающих производств в ВРП на 11,3% в 2016 г. относительно 2007 г., данный вид деятельности по-прежнему является определяющим производственную специализацию области.

В этой связи распоряжением Администрации Липецкой области от 29.12.2012 года. №623-р «Об утверждении инвестиционной стратегии Липецкой области на период до 2020г.» установлены ориентиры

инвестиционного развития области в сфере обрабатывающих производств.

Текнологичеасо е обновление производственных мощностей на основе внесения передовых

зарубежных и российских технологий

Развили территориально -пр оиз в о дств енных кластеров;

Развгаие особых экономических зон федерального и регионального уровней

гфомышпенно-прсизводственног о типа

Развгаие юоммярщализ ацни на

гфоизЕодстве и внесение результатов научно-те книче ских разработок

г Создание условий для ^

системного перехода

промышленности в

режим инновационного

развгаия,

диверсификация

промышленного комплекса ^

щ г ^ Внесение

энергосберег авщнх и

малоотходных

ресурсосберег ающих

1 технологий -

Рисунок 2 - Ориентиры инвестиционного развития области в сфере обрабатывающих производств

Обозначенный В.В. Путиным 08 февраля 2008 г. в ходе выступления на расширенном заседании Государственного совета «О стратегии развития России до 2020 года» переход страны на инновационный путь развития по-прежнему остается актуальным и нереализованным в полной мере. Отвечая на вопросы журналистов в ходе саммита G20 (05 сентября 2016), президент отметил, что для обеспечения необходимых темпов экономического роста использование вчерашних инструментов, которые «не заржавели окончательно», не дает необходимого эффекта, поэтому необходимо в долгосрочном ключе использовать наиболее перспективные инновации и двигаться по пути инновационного развития, как страны, так и отраслей.

Инновационный вектор развития страны находит свое отражение в стратегическом развитии Липецкой области. Ориентирами в сфере инновационных разработок в Липецкой области является внедрение приоритетных технологий:

- экологически безопасного ресурсосберегающего производства и переработки сельскохозяйственного сырья и продуктов питания;

- производства наноматериалов;

- переработки и утилизации техногенных образований и отходов;

- производства топлива и энергии из органического сырья;

- создания интеллектуальных систем навигации и управления;

- создания и обработки композиционных и керамических материалов, создания и обработки полимеров и эластомеров и другие.

Перечисленные приоритеты и ориентиры также должны использоваться при проведении мероприятий по развитию региональной промышленности Липецкой области.

В ходе исследования выявлено, что Липецкая область обладает следующими возможностями для регионального развития:

1. Вовлечение в производственную деятельность формально не занятых в экономике области трудовых ресурсов.

Общее число лиц трудоспособного возраста, не занятых в экономике, составляет около 14%. Причем большинство из них проживает в сельской местности и в основном занято в личном подсобном хозяйстве. Это является потенциальным резервом рынка труда. Кроме того, трудовые ресурсы могут быть использованы для реализации различных проектов, в первую очередь в развитии пищевой промышленности.

2. Развитие производств с высокой долей добавленной стоимости и высоким потреблением металла.

Развитие обрабатывающих производств с высокой добавленной стоимостью является главным резервом подъема экономики, ориентиром на внедрение новейших технологий, и возможно только за счет инновационного пути развития, создания благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Вовлечение из резерва сельскохозяйственных угодий в севооборот неиспользуемых сельскохозяйственных земель. Кроме того, вовлечение в севооборот предоставляет рыночные возможности для развития комплекса сельскохозяйственного машиностроения в регионе.

4. Развитие малого бизнеса.

Малое и среднее предпринимательство (СМП) в Липецкой области развивается с положительной динамикой и занимает прочные позиции, однако потенциал СМП используется не в полной объеме. Доля продукции, произведенной субъектами малого и среднего предпринимательства, в общем объеме валового регионального продукта растет и составляет от 18,7 до 24% (в 2013-2016 гг.), однако, данные значения существенно меньше аналогичного показателя в развитых странах и плана Правительства РФ (доля СМП в ВВП не менее 50%). Поэтому одной из задач развития Липецкой области является стимулирование развития малого и среднего бизнеса.

Необходимо расширить субсидиарную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, практику предоставления микрозаймов и гарантий.

В целях обеспечения имущественной поддержки малого и среднего бизнеса в области необходимо активно осуществлять передачу свободного федерального, областного и муниципального имущества во владение и пользование субъектам МСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП, как на возмездной основе (в т.ч. на льготных условиях), так и на безвозмездной основе.

В настоящее время для реализации задачи по научно -методическому, нормативно-правовому, информационному и образовательному обеспечению субъектов малого и среднего предпринимательства в Липецкой области осуществляют деятельность 16 информационно-консультационных центров, предоставляющих услуги по оформлению бизнес-планов, подготовке налоговой и статистической отчетности, осуществляют консультации по вопросам ведения предпринимательской деятельности, проводят обучение начинающих предпринимателей.

Важное значение имеет координация и активное взаимодействие всех участников организации поддержки МСП области, прежде всего, Управления малого и среднего предпринимательства Администрации липецкой области и НМФО «Липецкий областной Фонд поддержки малого и среднего предпринимательства», для выработки четкой согласованной политики.

Значимый вклад в решение проблем малого и среднего предпринимательства в Липецкой области, в т.ч. снижения административного давления на бизнес вносит Координационный Совет по развитию малого и среднего бизнеса под руководством главы администрации области О.П. Королева.

Особое значение для Липецкой области имеет создание особых экономических зон как федерального, так и регионального уровней, что позволяет решить ряд проблем при развитии производств с высокой долей добавленной стоимости и высоким потреблением металла. С другой стороны развитие особой экономической зоны промышленно-производственного типа «Липецк» в Грязинском районе, а так же дополнительной площадки ОЭЗ «Липецк» в г. Елец, создает центр концентрации промышленности и наукоемких технологий.

Создание особых экономических зон регионального уровня позволяет придать ускорение развитию муниципальных образований

области посредством создания и развития новых высокотехнологичных производств, расширить доходную базу бюджетов различного уровня, обеспечить эффективное использование имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, привлечь инвестиции в реальные активы и создать привлекательную инвестиционную среду в муниципальных образованиях.

В качестве основного негативного фактора развития Липецкой области является негативный экологический эффект. Экологические проблемы области возникают из-за высокого уровня промышленного и сельскохозяйственного производства. Они проявляются с неблагополучиями в воздушной среде, загрязнением отходами производства и потребления.

Ухудшение экологической обстановки приведет к необходимости резкого увеличения объема оказываемых медицинских услуг, превышающего существующие предоставляемые возможности системы здравоохранения.

По общему объему загрязняющих веществ от стационарных источников Липецкая область лидирует в ЦФО. Поэтому одной из ключевых задач регионального развития Липецкой области является улучшение и стабилизация экологической обстановки.

Список литературы

1. Балдов Д.В., Суслов С.А. Методика расчета уровня продовольственной безопасности // Вестник НГИЭИ. 2016. № 1 (56). С. 13-26.

2. Воронов В.В., Рачко Э.Э., Бийжанова Э.К. Оценка конкурентоспособности регионов и управление факторами ее повышения (опыт Евросоюза на примере Латвии) // Социологические исследования. 2012. № 5. С. 69-78.

3. Ильина И.Н. Региональная экономика и управление развитием территорий: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / И.Н. Ильина, К.С. Леонард, Д.Л. Лопатников и др. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 355c.

4. Проваленова Н.В. Становление российского рынка жилищно-коммунальных услуг и этапы его формирования // Вестник НГИЭИ. 2015. № 11 (54). С. 85-91.

5. Сухарев О.С. Развитие социально-экономического потенциала России: теория и практика // Экономика региона. 2016. №12. С.11-30.

6. Стаханов Д.В. Стратегическое управление социально-экономической системой ЖКХ // В сборнике: Science XXI

century Proceedings of materials the international scientific conference. 2015. С. 311-320.

Гатило В.Л., Кононова М.В.

ТРУДОВОЙ ПОТЕНЦИАЛ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИНИЯ

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: труд; трудоспособное население; трудовые ресурсы; трудовой потенциал.

Аннотация: В работе рассматривается сущность термина «трудовой потенциал». Оценивается ситуация на рынке труда Белгородской области. Рассматриваются перспективы его развития на основании Программы содействия занятости населения Белгородской области на период до 2020 г.

Keywords: work; able-bodied population; work forces; labor potential.

Abstract: In operation the entity of the term "labour potential" is considered. The situation in labor market of the Belgorod region is assessed. Prospects of its development based on the Program of assistance of employment of the population of the Belgorod region for the period till 2020 are considered.

Согласно концепции долгосрочного социально-экономического развития регионов Российской Федерации основной стратегической целью России является достижение высокого уровня экономического и социального развития, который будет соответствовать статусу страны как ведущей мировой державы XXI века, занимающей ведущие позиции в глобальной экономической конкуренции и прочно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан. Для достижения этой цели, необходимо значительно повысить конкурентоспособность персонала регионов, в том числе в сфере трудового потенциала [1-2].

Понятие «трудовой потенциал» впервые появилось в научных публикациях начала 1980-х годов ХХ в. Вопросы о формировании и использовании трудового потенциала обсуждались не только экономистами, но и демографами, философами, социологами и специалистами других областей знаний. В результате этого возникло множество точек зрения на толкование нового экономического термина. Дискуссии по поводу сущности понятия «трудовой потенциал» способствовали углублению его конкретно-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.