УДК 351.85
О. Н. Астафьева
https://orcid.org/0000-0001-8727-632
Стратегия устойчивого развития в культурной политике российских регионов
Материал подготовлен в рамках гранта РФФИ 19-511-93002 КАОН_а «Культурно-философские основания китайског-российского сотрудничества»
Стабильный интерес к роли культуры в территориальном развитии, демонстрируемый на протяжении последнего десятилетия в российских регионах, - показатель поворота культурной политики к проблемам качества жизненной среды, повышения уровня развития человеческого капитала и укрепления культурного разнообразия. Налицо - эволюция концепции устойчивого развития. В условиях обострения экологических, финансово-экономических, социально-политических кризисов культура выступает особой «мягкой силой», «слабым воздействием», способным вернуть системе устойчивость и динамизм как условие межцивилизаци-онного взаимодействия. Декларация «Обеспечить центральное место культуры в политике устойчивого развития» была принята на Международной конференции ЮНЕСКО «Культура: ключ к устойчивому развитию» (Ханчжоу, провинция Чжэцзян/Восточный Китай, май 2013 г.). Концептуальная часть документа включает программу действий, позволяющую изменить отношение к культуре и сделать ее центром политики устойчивого развития. В России наиболее репрезентативными региональными практиками признаны те, где распространяется программно-проектный метод социокультурного развития. В модели культурной политики Рязанской области внимание концентрируется на реализации масштабных музейных проектов, благодаря которым решаются актуальные социальные проблемы - повышение качества жизни местного сообщества, укрепление имиджа региона. Опыт Ульяновской области очевидно показывает, что региональные власти сконцентрировали усилия на модернизации социокультурной среды, центральное ядро которой должен образовать двухкомпонентный культурный кластер, направленный на достижение синергийского эффекта, - музейный квартал и бизнес-инкубатор «Квартал». Идеи поддержки предпринимательства в сфере культуры в рамках инновационных стратегий развиваются в инновационной модели культурной политики Московской области, где творческие индустрии стимулируют развитие культурного туризма и усиливают экономические эффекты, придает импульс территориям. Модели культурной политики в разных регионах России показывают пути поддержки особого интереса к культуре, которая рассматривается как ресурс модернизации и условие устойчивого развития.
Ключевые слова: Устойчивое развитие, российские регионы, модели культурной политики, синер-гийный эффект, креативные индустрии.
O. N. Astafieva
The strategy of sustainable development in cultural policy of Russian regions
The stable interest in the culture role in territorial development shown during the last decade in Russian regions is an indicator of the turn in cultural policy to problems of quality of the vital environment, increase in the level of development of the human capital and strengthening of cultural diversity. It is obvious that there is evolution of the concept of sustainable development. In conditions of aggravation of ecological, financial and economic, socio-political crises culture is special «soft power», «weak influence» capable to return to the system its stability and dynamism as a condition of intercivilization interaction. The declaration «To Provide the Central Place of Culture in Policy of Sustainable Development» was adopted at the UNESCO International conference «Culture: a key to sustainable development» (Hangzhou, Province of Zhejiang / East China, May, 2013). The conceptual part of the document includes the action program allowing to change the attitude towards culture and to make it the center of sustainable development policy. In Russia the most representative regional practices are recognized the ones where the program and design method of sociocultural development extends. In the model of cultural policy of the Ryazan region the attention is focused on implementation of large-scale museum projects due to which current social problems -improvement of life quality of local community, strengthening of the image of the region are solved. Experience of the Ulyanovsk region obviously shows that the regional authorities concentrated efforts to modernizations of the sociocultural environment which central kernel should be a two-component cultural cluster directed to achieve the synergetic effect - a museum quarter and business incubator «Quarter». The ideas of business support in the sphere of culture within innovative strategy are developed in the innovative model of the Moscow region cultural policy where
© Астафьева О. Н., 2019
the creative industries stimulate development of cultural tourism and enhance economic effects, stimulate territories. Models of cultural policy in different regions of Russia represent ways of support of a particular interest in culture which is considered as a resource of modernization and a condition of sustainable development.
Key words: sustainable development, Russian regions. dustries.
Стабильный интерес к роли культуры в территориальном развитии, демонстрируемый на протяжении последнего десятилетия в российских регионах, - показатель поворота культурной политики к проблемам качества жизненной среды, повышения уровня развития человеческого капитала и укрепления культурного разнообразия. Эти цели являются наиболее актуальными для всего человечества на повестке дня в XXI в., который призван стать новым этапом устойчивого развития.
В документах и материалах ЮНЕСКО идеи устойчивого развития получили всестороннее осмысление и рассматриваются как возможность согласования экономической, социальной и экологической (природной) точек зрения на развитие, что позволяет стимулировать рост инвестиций и направлять их как на сохранение природных ресурсов, так и в укрепление человеческого капитала. Начиная с Конференции ООН по проблемам окружающей среды и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.) и до настоящего времени эта концепция выступает ценностно-мировоззренческим основанием для гармонизации общественного развития, определяя перспективы будущих поколений. Исходя из обозначенных в рамках этой концепции приоритетов и целей, сложившихся во многом под влиянием глобальных социокультурных изменений, деятельность экспертного и научного сообщества направлена на методологическую поддержку инновационных программ и проектов территориального устойчивого развития, где культура выступает одним из основных ресурсов.
Прошедшее двадцатилетие показало, что «будущее, которое мы хотим» основывается на приоритетах природосберегающей экономики («зеленой экономике») и ориентациях на благополучие людей, на удовлетворении их потребностей в знаниях, информации, культуре и искусстве [10]. И если в той или иной мере данная проблематика уже стала привычной как для ученых, так и для практиков, то сам подход к ее осмыслению, несомненно, изменился. Очевидна смена ракурса обсуждения, разработка методологических основ для практического развертывания («поворота») концепции к человеку как творческой личности, выходы на
models of cultural policy, synergy effect, creative in-
уровень практики социальных отношений, производства, потребления и активного участия. В русле общих ориентаций на устойчивое развитие социально значимые цели, характеризуемые экономической эффективностью, био-сферосовместимостью и социальной справедливостью при общем снижении антропогенного давления на биосферу [5], сегодня дополнены идеями культурного разнообразия и творческого самовыражения, обращения к культуре как ресурсу развития.
Налицо - эволюция концепции устойчивого развития - выход за пределы экологии и экономических проблем, активное включение в нее социальной тематики (преодоление бедности и распространение грамотности, борьба с ВИЧ-инфекциями, социальными деструкциями и др.), анализа и распространения передовых практик по сохранению культурного наследия, технологий культурного и экологического туризма, творческих индустрий, а также - закрепление в общественном сознании значимости культуры как самоценности. Все это свидетельствует о высшей степени актуальности задачи безопасного цивилизационного развития для всего человечества.
Усложнение социокультурных процессов, связанное с освоением передовых технологий, возрастающие потребности в достижении межкультурного и межрелигиозного диалога и общих этических ценностей активизировало политическую и интеллектуальную элиту на поиски новых оснований для перехода к устойчивому развитию. Сущность такого перехода составляет ориентация на поддержание социокультурной и социоприродной целостности цивилизации, кардинально усилившей свои информационные возможности и не до конца осознавшей свое включение в супермагистраль универсальной эволюции.
Актуализация проблематики культурной политики в контексте новых задач, которые предстоит решить российским регионам, дополняется ориентацией на практическую составляющую - результаты должны стать реально заметными для населения страны, включенной в поток социокультурных изменений. Трансформация стилей и образов жизни людей, норм и моделей поведения в условиях
глобализации, подвижность иерархии ценностей и традиций, отношения к вере затрагивают все пласты культуры: личностно-обыденный, национально- и социально-идентификационный, социально-
интегративный, регулятивный и нормативный, смысловой и символический, лингво-коммуникативный, политико-идеологический, религиозный, художественно-образный и пр. В этих условиях проблемы культурной политики становятся проблемами национального масштаба - общественного статуса культуры, признания ее мощного интеграционного потенциала социума. Такой культурологический дискурс все чаще получает одобрение со стороны всего российского общества.
Обратим особое внимание на обращение региональных систем управления к ресурсам культуры как результатам интеллектуально-духовной деятельности человечества в контексте идей преодоления цивилизационных противоречий и вызовов глобализации. Учитывая, что Российская Федерация объединяет 83 субъекта, каждый из которых имеет свою региональную и этнокультурную специфику, то вопрос о ценностно-смысловых основаниях, лежащих в основе национальной культурной политики, является одним из центральных. С одной стороны, наличие общих стратегических целей национальной культурной политики обеспечивает социокультурное единство страны. При этом, с другой стороны, каждое региональное образование предлагает самостоятельный сценарий их реализации. Следует также учитывать, что местные сообщества направляют свои усилия на поддержку тех задач, которые отвечают специфике территории, ее социально-экономическим показателям, этническому составу населения, демографическим процессам, историко-культурным традициям и др. В зависимости от этого в региональных моделях культурной политики выделяются актуальные направления развития, приобретающие на новом этапе социокультурной модернизации большую отчетливость. Этому способствует и распространение новых информационно-ком-муникативных технологий, укрепляющих региональные взаимодействия и снимающих границы для передачи опыта и технологий.
Если проанализировать региональные практики в контексте обсуждаемой проблемы «культура и развитие», то наиболее репрезентативными из них будут признаны те, где распро-
страняется программно-проектный метод социокультурного развития, где формируется множество дискуссионных площадок, экспериментальных лабораторий и инновационных территориальных зон, где в самых разных формах обсуждаются стратегии культурной политики и анализируются практики взаимодействия субъектов, осмысливается значение культуры для устойчивого развития и ее роли в жизни людей разных поколений. «Взрыв» новых инициатив ожидался в России в 2014 г., поскольку впервые он был объявлен Годом культуры.
Обратим внимание на одну из сторон исследуемой проблемы, ядро которой составляют центральные дефиниции «культура» и «развитие». Существует принципиальное расхождение между теоретическим и ценностным содержанием этих фундаментальных категорий и их узкопрактической трактовкой при механическом перенесении в рамках ведомственного подхода к культуре, то есть происходит переход из области стратегирования в сферу операциональных действий (как принципов менеджмента организаций, локальных идей, проектов и пр.), что приводит к снижению их значимости. При таком подходе осуществляется переход от понимания культуры как полисмыслового феномена, неотделимого от понятий «природа» и «общество», если не к отрицанию, то однозначно - к ослаблению существующей между ними взаимосвязи и взаимозависимости.
При этом в документах ЮНЕСКО внимание акцентируется на отказе от каких бы то ни было упрощений, имеющих место в экономи-коцентристской парадигме мышления, потребительской по своей сути, воспроизводящей логику потребности роста. «В этой системе нет места для индивидуальных целей, существуют только цели системы. <. .> Так как система обеспечивает производство только для своих собственных потребностей, она тем более скрывается позади алиби из индивидуальных потребностей» [2]. Отсюда вырастает культ потребностей как продуктивистской идеологии, поэтому даже самые позитивные потребности в обучении, культуре, здоровье, транспорте, отдыхе, «будучи отделены от их реального коллективного значения, включаются в той же степени, что и производственные от роста потребности, в систему стимулирования роста» [2, с. 93].
Исходя из этого, последовательная разработка в рамках документов ЮНЕСКО идей о
смене приоритетов и акцентов в понимании культуры как творчества, актуализация перехода к деятельностной концепции подчеркивает значение интеллектуально-духовной деятельности человечества, инновационных подходов в контексте обострения цивилизацион-ных и социальных противоречий, «вызовов» глобализации. Фактически, в условиях обострения экологических, финансово-экономических, социально-политических кризисов, культура выступает особой «мягкой силой», «слабым воздействием», способным вернуть системе устойчивость и динамизм как условие межцивилизационного взаимодействия. Культура оказывается в центре кардинальных общественных изменений, а дефицит культуры выступает фактором, способным трансформировать цивилизационные тренды.
Обсуждение этих проблем сегодня уже не может вестись только на теоретическом уровне, поскольку их социально-практическая значимость в условиях глобализации очевидна и продиктована потребностями в распространении стратегии диалога как парадигмы мышления, позволяющей видеть мир в его целостности и одновременно культурной разнородности, воспринимать культуру как импульс к обновлению территориальных ландшафтов.
Многообразие моделей региональной культурной политики показывает, что идеи ЮНЕСКО, содержащиеся не только в таких основополагающих документах, как Всеобщая декларация ЮНЕСКО о культурном разнообразии (2001), Конвенция ЮНЕСКО об охране и поощрении разнообразных форм культурного самовыражения (2005), но и концептуально обозначенные в Конвенции в Ханджоу (2013), раскрывают креативный потенциал культуры во имя диалога и развития.
Декларация «Обеспечить центральное место культуры в политике устойчивого развитие» стала новым этапом в осмыслении роли культуры в политике устойчивого развития. Она была принята на Международной конференции ЮНЕСКО «Культура: ключ к устойчивому развитию» (Ханчжоу, провинция Чжэцзян/Восточный Китай, май 2013 г.). Помимо теоретических обоснований актуальности такого подхода, концептуальная часть документа включает программу действий, позволяющую изменить отношение к культуре и сделать ее центром политики устойчивого развития. Опираясь на опыт разных стран, эксперты ЮНЕСКО посчитали необходимым предложить следующие меры: 1) включать 46
культуру во все планы и курсы развития;
2) содействовать развитию культуры и взаимопонимания, то есть миру и диалогу;
3) гарантировать выполнение культурных прав всем людям, продвигаться в направлении инклюзивного общества; 4) стимулировать развитие культуры в решении социальных проблем, в целях преодоления бедности; 5) развивать культуру как одни из механизмов содействия сохранению устойчивости окружающей среды; 6) использовать адаптационные возможности культуры в периоды стихийных бедствий; 7) воспитывать бережное отношение к культуре для сохранения ее для потомков; 8) использовать ресурсы культуры для реализации устойчивого развития городов; 9) использовать культуру для появления новых устойчивых моделей сотрудничества [3].
Уже сегодня в разных странах мира культурное наследие вводится в современный контекст, становясь туристским продуктом, не разрушающим привычный образ жизни, а формирующим среду, удерживающую целостную среду природно-культурного ландшафта. Как показывает материал конференции в Хан-чжоу, развитие творческих индустрий в странах Азии и Африки, в основе которых заложена этнокультурная составляющая, способствует преодолению нищеты и бедности. Совокупность этих направлений в культурной политике подтверждает основной тезис конференции ЮНЕСКО: «Культура рассматривается в качестве ключевого катализатора устойчивости, источника смысла и энергии, творческого подхода и инноваций, средства осознания задач и поиска соответствующих решений» [3].
В целом, принятие Декларации в Ханчжоу стало подготовительным этапом для широкого обсуждения ее идей в контексте подготовки материалов для Генеральной ассамблеи ООН, в частности - Программы глобального развития на период до 2015 г.
Динамика современных социокультурных процессов свидетельствует о значении идей ЮНЕСКО для разработки региональной культурной политики в разных странах, в том числе в России. В свою очередь, российские регионы в последнее десятилетие демонстрируют острое желание «переформатировать» отношение к культуре, отказавшись от старой схемы -оценивать культуру как культурно-досуговую сферу обслуживания населения. Серьезные проекты - Международный культурный форум в Республике Хакасия «Историко-культурное наследие как ресурс устойчивого развития тер-
О. Н. Астафьева
ритории» (2011 г., 2012 г., 2013 г.), ориентированный на комплексную идею взаимосвязи культуры, экономики и экологии; Международный конгресс-2011 «Культура как ресурс модернизации», Международный форум-2012 «Культура и развитие», Международный фо-рум-2013 «Культура нового поколения» в Ульяновске - известные в России и за рубежом экспертные дискуссионные площадки, сверяющие вектора региональных моделей культурной политики [4, 6].
Остановимся на некоторых примерах, репрезентирующих успешное согласование общенациональных и региональных целей культурной политики посредством обращения к различным практикам организации и регулирования социокультурных процессов, тесную взаимосвязь между культурой и развитием территорий.
В модели культурной политики Рязанской области - региона Центральной части России, внимание концентрируется на реализации масштабных музейных проектов, благодаря которым решаются актуальные социальные проблемы - повышение качества жизни местного сообщества, укрепление имиджа региона. При этом включение создаваемых культурных продуктов в туристические предложения обеспечивает стабильность экономических инвестиций в сферу культуры. Одним из основных факторов избранной стратегии выступает интегрирование музейной среды, включающей 28 разнообразных музеев в историко-культурное пространство региона. Ядро музейного ландшафта образует территория Рязанского кремля с прилегающими к нему территориями, а также музей известного российского поэта Сергея Есенина в с. Константино-во. Развернутую по всему пространству региона туристическую зону ежегодно посещают свыше 600 тыс. человек из разных стран мира. Но для людей, проживающих в этом регионе (по большей части, в областных городах и районных центрах, где расположено большинство музеев и пр.), - это не только культурная коммуникативная среда, маркер культурно-исторической памяти и коллективной идентичности, это место их повседневной жизнедеятельности, поэтому идея креативного развития территории рассматривается местным сообществом как цель социокультурного проектирования, достижение которой связывается с повышением качества среды. Этот факт служит также стимулом для модернизации специ-
ализированных видов деятельности, которыми они занимаются. Конечно, сегодня в первую очередь коллективы музейных работников выступают инициаторами интересных проектов, добиваясь позитивных практических результатов в изменении отношения к среде, образу региона, в формировании исторического сознания и гражданственности. Так, в 2012 г. в регионе в рамках федеральной программы «Культура России» (руководитель научного коллектива И. В. Чувилова) было проведено социологическое исследование «Музей и его посетители». По мнению населения, музеям в процессе модернизации Рязанской области принадлежит первое место, а изменение культурного ландшафта и экономическая устойчивость региона как сложнейшей системы связывается с открытием новых музеев - этнографического и литературного.
Решению задач культурной политики и позитивной динамике социально-экономического развития региона способствует преодоление межведомственных барьеров - в единый управленческий комплекс объединены сферы культуры и туризма. В других регионах такой опыт пока распространяется слабо, хотя в федеральном Министерстве культуры в прошлом году уже образован Департамент региональной политики и туризма [9], что направлено на внедрение практик эффективного управления культурно-историческими комплексами за счет обращения к проектному менеджменту территорий. В Рязанской области такой подход признан эффективным, особенно с точки зрения интеграции музейной инфраструктуры и туристских ресурсов: 93 % от числа местных жителей (участников социологического исследования) рассматривают музеи в качестве привлекательного объекта в силу специфики территориальной инфраструктуры и сложившихся историко-культурных традиций, благодаря сформированным брендам. Более того, эксперты указывают на большую потребность в развитии данного сегмента (44,2 %). Относительно форм музеефикации территории для сохранения историко-культурного и природного наследия предпочтения жителей различаются: на первое место выдвигается «выборочная му-зеефикация зон исторической застройки» (51,2 %), на второе - историко-культурные заповедники (37,2 %), экологические музеи (18,6 %), природные заповедники (11,6 %).
Таким образом, стратегия культурной политики Рязанской области ориентирована на
расширение музейной среды с учетом мнения местного населения и связывается с развитием культурного туризма, его вкладом в устойчивое социально-экономическое развитие территории и перспективами роста по показателям занятости населения.
Однако сегодня недостаточно только экстенсивных способов развития, что и подтвердили результаты проведенного социологического исследования. В современной ситуации сотрудники музейных комплексов вынуждены не только расширять сферу своей деятельности, но прежде всего разрабатывать новые формы работы с посетителями, поскольку музеи вступают в конкурентную борьбу с другими социокультурными институтами. В условиях многообразия предложений в быстро растущих городах с новой информационно-развлекательной инфраструктурой, интенсивно развивающимися сегментами массовой культуры для привлекательности экспозиций посетителям музеям требуется кардинальное преобразование традиционной среды в интерактивную, создание уникальных музейных продуктов и оригинальных способов их презентации. Вопрос согласования художественно-эстетических задач с социальной эффективностью и маркетинговыми целями становится центральным для инновационных проектов. В результате на музейной территории кремля, помимо просветительской и выставочной работы, уже в течение ряда последних лет проводятся оперные спектакли на открытом воздухе.
Такой подход к созданию специального события интересен тем, что превращает его в событийный коммуникативный акт, переводит идею специального события в реальное действие. На практическом уровне идеи, разрабатываемые в логике проектного мышления, переводятся на выделение целевого сегмента -потенциального участника коммуникации, чтобы включить в сценарий специального события. Каналы коммуникации (или формы трансляции) обеспечивают успешное достижение целей, отвечая интересам как самой организации, так и целевого потребителя [8]. Благодаря подлинной исторической инфраструктуре, выполняющей функции декораций, во внутреннем дворе кремля воссоздается аутентичная культурная атмосфера. Для привлечения в музей посетителей из числа местных жителей, которые неоднократно бывали в нем ранее, музей постоянно обновляет ландшафт и экспозиции, чтобы удовлетворить культурную потребность в новых впечатлениях. 48
Если в мегаполисах мира искусственно создаются музейные кварталы и музейные улицы, то для Рязани как историко-культурной территории одной из целей культурной политики становятся задачи корректного проектирования - насыщения социокультурного пространства современными библиотеками, кинотеатрами, информационными центрами, театрами и арт-галереями.
Как следует из результатов социологического исследования, достижение целей культурной политики разных субъектов в пространстве региона с учетом рыночных отношений зачастую приобретает формы жесткой конкуренции в борьбе за своего зрителя, посетителя и др. Нередко это выливается в противопоставление музея как «устаревшего» классического образца новым институтам культуры, наиболее привлекательным для молодого поколения. Как сделать это пространством для совместного творческого участия и сотрудничества региональных властей, сотрудников учреждений культуры и местного населения в территориальном развитии?
Одним из путей преодоления расхождений между содержательными и коммерческими интересами, между тенденциями в продвижении классических видов искусства или традиционных областей культуры, между учреждениями культурно-досуговой сферы и развлекательным сектором выступает практика развития творческих индустрий. В настоящее время этот инновационный сегмент экономики занял промежуточное положение, снимая возможное противостояние разных сфер культуры, поскольку в основе творческих индустрий лежит творческое начало, навык или талант, позволяющий создавать добавленную стоимость, рабочие места и другие экономические достижения на основе интеллектуальной собственности.
В различных регионах России к творческим индустриям, следуя сложившейся типологии, относят изготовление декоративных изделий, кукол, пошив сценических костюмов и дизайнерской одежды; создание и распространения аудиовизуальной и кино-продукции, а также разных видов художественных промыслов; организацию частных музеев, художественных салонов и выставочных залов. Все эти направления деятельности, осуществляемые в организациях разных форм собственности, требуют не меньшей поддержки, чем в бюджетных организациях, особенно на начальном этапе становления. Если проанализировать опыт Улья-
О. Н. Астафьева
новской области, то становится очевидным, что региональные власти, в том числе Министерство искусства и культурной политики, сконцентрировали усилия на модернизации социокультурной среды, центральное ядро которой должен образовать двухкомпонентный культурный кластер - музейный квартал и бизнес-инкубатор «Квартал».
С одной стороны, идея создания музейного квартала на набережной Волги подсказана самой историей формирования городского пространства, расположением в нем мемориального комплекса, построенного к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина, и историческими постройками, связанными со старым Симбирском, а также с появлением в последующие годы новых музеев, дополняющих общую картину губернского города, в котором проживали и творили талантливые земляки ульяновцев -писатели Н. М. Карамзин, И. А. Гончаров, художник А. А. Пластов и другие. С другой стороны, Ульяновску как городу, который ориентируется не только на позитивный демографический тренд и улучшение условий для воспроизводства населения региона, развитие промышленности и рост экономики, но и на интенсивное социокультурное развитие невозможно оставаться с устаревшим образом территории. Начиная с амбициозного проекта «Ульяновск - столица Поволжья», целью инновационной стратегии культурной политики была избрана эволюция территории в современный город, открытый и комфортный для населения всех возрастов. Второй этап этого масштабного проекта - «Ульяновск - культурная столица», в результате которого был сформирован фонд, проведено картирование культурных ресурсов, разработана система поддержки и продвижения проектов культурных (или творческих) индустрий.
На наш взгляд, такая стратегия отвечает не только принципам инновационной экономики, основанной на соединение бизнес-навыков и культурных практик с творческой, интеллектуальной, художественно-эстетической составляющей (наряду с наукой и высокими технологиями), но и одновременно позитивно влияет на обновления имиджа территории. Эти факторы способствовали активному продвижению творческого кластера как особой организационной формы консолидации усилий разных участников, направленного на достижение си-нергийного эффекта. Тем самым усиливаются конкурентные преимущества сферы культуры
в условиях глобализации экономики. Однако, заметим, только стабильная деятельность творческого бизнес-инкубатора, а не сам факт его открытия в совокупности с музейным кварталом как притягательным туристический объектом смогут действительно стать важной частью экономической стратегии регионального развития. Сосредоточие офисов, школ, высокотехнологичных малых и средних предприятий, к которым относятся и предприятия индустрии гостеприимства творческих индустрий, не нарушающие культурно-историческую самобытность территории, станут символами устойчивого развития.
В настоящее время инфраструктура творческого кластера Ульяновска включает несколько базовых сегментов, таких как цеховые сообщества, творческие бизнесы и образование, импульс к модернизации деятельности которых задается предприятием-лидером - культурным бизнес-инкубатором «Квартал» и координируется центром управления - фондом «Ульяновск - культурная столица» [6].
Какие цели достигаются созданием творческого кластера в Ульяновске? В первую очередь - поддержка инициатив и проектов на начальном этапе («start-up»), поскольку творческий кластер формирует мотивации для креативной молодежи для закрепления в своем родном регионе, открывает возможности для самореализации. И не в последнюю очередь нужно иметь в виду, что для экономики города результатом будут гарантии в сохранении рабочих мест людям, работающим в малом бизнесе в сфере творческих индустрий и создание новых рабочих мест, а также сохранение и увеличение налоговой базы, создание экспортно-ориентированной продукции, товаров. Повышение творческой активности населения учтено в областных целевых программах, но для закрепления культурной стратегии необходима поддержка деятельности на законодательном уровне, в частности, разработать рамочный закон о культуре и культурной политике Ульяновской области, а также внести изменения в инвестиционное законодательство относительно поддержки проектов в сфере культуры [7].
Идеи поддержки предпринимательства в сфере культуры в рамках инновационных стратегий развиваются в инновационной модели культурной политики Московской области. Экономический эффект и положительная динамика роста малого и среднего предпринима-
тельства в сфере культуры были представлены на ярмарках-выставках творческих индустрий Подмосковья, организуемых областным Министерством культуры в партнерстве с предпринимательскими структурами. Как показывают результаты творческой деятельности, осуществляемой небольшими коллективами и индивидуальными производителями с использованием ресурсов культуры, она может быть финансово устойчива и экономически выгодна. Предлагая населению альтернативные товары и услуги лучшего качества, чем это делают крупные предприятия, поточно производящие схожую продукцию в массовых масштабах, небольшие мастерские и цеха поддерживают конкурентность культурной среды за счет уникальности культурных товаров и многообразия предложений. Примерами могут служить небольшие фирмы, выделившиеся из больших предприятий и занимающиеся изготовлением керамики, вышивки, плетения, одежды (народной, модельной, театральной и пр.), металлической ковки и пр., а также сервисы по созданию «культурных событий», корпоративных праздников и пр.
В настоящее время наибольшее число малых и средних предприятий в Московской области относится к зрелищно-развлекательной сфере и деятельности, связанной с производством, прокатом и показом фильмов. Повышение доходности в сегменте проката обеспечивается за счет площадок, расположенных в торговых центрах с современным техническим оборудованием и привлекательным дизайном, которые обладают большими конкурентными преимуществами по сравнению с муниципальной инфраструктурой. В модернизации нуждаются зоны отдыха и парки аттракционов, образующие сферы среднего предпринимательства, а также предприятия народных художественных промыслов. Примером успешной технической модернизации служит Павло-вопосадская платочная мануфактура, доходы которой составили сегодня 57 % в доле доходов предприятий народных художественных промыслов Подмосковья. Поэтому программы поддержки малого и среднего предпринимательства в Московской области будут развивать бизнес-инкубаторы творческих индустрий и включать их в культурные кластеры в исторических городах Подмосковья.
Опыт городского округа Коломна и городского поселения Сергиев Посад показывает, что творческие индустрии стимулируют развитие культурного туризма и усиливает эконо-50
мические эффекты, придает импульс территориям. Объекты культурного наследия, традиционные виды ремесленного производства способствуют динамичному развитию бизне-сов культуры в виде сувенирной продукции, созданию частных музеев и новых производств таких как «Музей забытого вкуса» и фабрики коломенской пастилы, где в театрализованном формате на воссозданном по архивным документам оборудовании работает более 40 человек. Совокупность культурных брендов и биз-несов, имеющих культурно-историческое содержание, способствует развитию познавательного туризма, стимулируя открытие новых объектов питания, развитие гостиничного бизнеса и транспортного обслуживания.
Другой тип творческих кластеров формируется на базе объектов культурного наследия Подмосковья, которые связаны с такими брендами как дом-музей П. И. Чайковского в Клину, музей А. П. Чехова в Мелихово и музей Ф. И. Тютчева в Мураново. Эти музеи расположены на основных транспортных магистралях, где туристический поток составляет 214,6 тыс. посещений в год. Уже сегодня театральные постановки на открытом воздухе и в аутентичной обстановке привлекают внимание как жителей Москвы и Подмосковья, так и туристов. Расширение кластера путем привлечения ремесленников, галерейщиков, других представителей творческих индустрий видится перспективной стороной для развития государственно-частного партнерства в сфере культуры [1].
Таким образом, модели культурной политики в разных регионах России показывают пути поддержки особого интереса к культуре, которая рассматривается как ресурс модернизации и условие устойчивого развития. Конечно, сегодня велики потенциальные риски, связанные с масштабной урбанизацией, порой наносящие вред культурной среде и приводящие к деградации окружающей природной среды, а также социальные риски - неравенство и нищета, расширяющаяся социальная неграмотность и информационные «разрывы». Как на федеральном уровне, где активно внедряются мероприятия, прописанные в «дорожной карте» в рамках программы «Модернизация культурной политики», так и на региональном уровне, где реализуются социокультурные проекты, становится очевидным, что стратегические цели культурной политики отвечают общим мировым трендам, направленным на повышение качества жизни и благосостояние людей. Как было показано на примере
О. Н. Астафьева
некоторых регионов России, все они обладают богатейшим культурным потенциалом, квалифицированными кадровыми ресурсами и имеют выгодные географические, природные и культурные ландшафты для устойчивого развития. Нужно только научиться правильно их использовать в интересах будущего, которое мы хотим для всех.
Библиографический список
1. Астафьева, О. Н., Горушкина, С. Н. Инфраструктура культуры локальных территорий и место проектной деятельности в ее развитии [Текст] // Местные сообщества: проблемы социокультурного развития: сб. науч. ст. / под ред. Ю. М. Резника, Н. И. Мироновой. - М. : Независимый институт гражданского общества, 2010. - С. 102-118.
2. Бодрийяр, Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры [Текст] / пер. с фр., послесл. и примеч. Е. А. Самарской. - М. : Культурная революция: Республика, 2006. - С. 92-93.
3. Декларация Ханчжоу на русском языке [Электронный ресурс]. - URL: http://www.unesco.org/new/fileadmin/MULTIMEDIA/ HQ/CLT/pdf/final_hangzhou_declaration_russian.pdf. -(Дата обращения: 29.04.2019).
4. Историко-культурное наследие как ресурс социокультурного развития: сб. ст. I и II Международных форумов 2011-2012 гг. [Текст] / под ред. Ю. А. Лапшина и И. Г. Смолиной. - Абакан : Изд-во Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова, 2013. - 156 с.
5. Костина, Т. И. У истоков образования для устойчивого развития [Текст] // Наука и образование в целях устойчивого развития / под общ. ред. Т. И. Костиной ; сост. и отв. ред. Н. М. Мамедов. -М. : МГАДА, 2006. - С. 7.
6. Международный культурный форум в Ульяновске: инициатива, партнерство, развитие [Текст] : сб. информационных и аналитических материалов / под общ. ред. О. Н. Астафьевой. - Ульяновск, 2013. - 76 с.
7. Обзор культурной политики в Российской Федерации: Аналитический доклад [Текст] / Совет Европы (Council of Europe) ; отв. ред. К. Разлогов, Т. Санделл. - Ульяновск : Мастер Студия, 2013. -С. 122.
8. Смирнова, А. Ю. Событийный менеджмент в современной библиотеке [Текст] / // Библиотековедение. - 2012. - № 6. - С. 21-22.
9. Указ Президента Российской Федерации № 636 от 21 мая 2012 года «О структуре федеральных органов исполнительной власти».
10. Realizing the Future We Want for All. Report to the Secretary-General // Website the United Nations. - URL: http://www.un.org/millenniumgoals/ pdf/UNTTreport_10July.pdf. - (Дата обращения: 15.04.2019).
Reference List
1. Astafeva, O. N., Gorushkina, S. N. Infrastruktura kul'tury lokal'nyh territory i mesto proektnoj dejatel'nos-ti v ee razvitii = Infrastructure of culture of local territories and the place of design activity in its development [Tekst] // Mestnye soobshhestva: problemy soci-okul'turnogo razvitija: sb. nauch. st. / pod red. Ju. M. Reznika, N. I. Mironovoj. - M. : Nezavisimyj institut grazhdanskogo obshhestva, 2010. - S. 102-118.
2. Bodrijjar, Zh. Obshhestvo potreblenija. Ego mify i struktury = Consumer society. Its myths and structures [Tekst] / per. s fr., poslesl. i primech. E. A. Samarskoj. -M. : Kul'turnaja revoljucija: Respublika, 2006. - S. 92-93.
3. Deklaracija Hanchzhou na russkom jazyke = The Hangzhou declaration in Russian [Jelektronnyj resurs]. - URL: http://www.unesco.org/new/fileadmin/ MULTIMEDIA/HQ/CLT/pdf/final_hangzhou_declarati on_russian.pdf. - (Data obrashhenija: 29.04.2019).
4. Istoriko-kul'turnoe nasledie kak resurs soci-okul'turnogo razvitija: sb. st. I i II Mezhdunarodnyh fo-rumov 2011-2012 gg. = Historical and cultural heritage as a resource of sociocultural development: collection of articles I and II of the International forums in 2011-2012. [Tekst] / pod red. Ju. A. Lapshina i I. G. Smolinoj. -Abakan : Izd-vo Hakasskogo gosudarstvennogo universi-teta im. N. F. Katanova, 2013. - 156 s.
5. Kostina, T. I. U istokov obrazovanija dlja ustojchivogo razvitija = At education sources for sustainable development [Tekst] // Nauka i obrazovanie v celjah ustojchivogo razvitija / pod obshh. red. T. I. Ko-stinoj ; sost. i otv. red. N. M. Mamedov. - M. : MGADA, 2006. - S. 7.
6. Mezhdunarodnyj kul'turnyj forum v Ul'janovske: iniciativa, partnerstvo, razvitie = The international cultural forum in Ulyanovsk: initiative, partnership, development [Tekst] : sb. informacionnyh i analiticheskih materialov / pod obshh. red. 0. N. Astafevoj. -Uljanovsk, 2013. - 76 s.
7. Obzor kul'turnoj politiki v Rossijskoj Federacii: Analiticheskij doklad = The review of cultural policy in the Russian Federation: Analytical report [Tekst] / Sovet Evropy (Council of Europe) ; otv. red. K. Razlogov, T. Sandell. - Uljanovsk : Master Studija, 2013. - S. 122.
8. Smirnova, A. Ju. Sobytijnyj menedzhment v sov-remennoj biblioteke = Event management in a modern library [Tekst] // Bibliotekovedenie. - 2012. - № 6. -S. 21-22.
9. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii № 636 ot 21 maja 2012 goda «0 strukture federal'nyh organov ispolnitel'noj vlasti» = Decree of the President of the Russian Federation No. 636 dated from May 21, 2012 «About the structure of federal executive authorities».
10. Realizing the Future We Want for All. Report to the Secretary-General // Website the United Nations. - URL: http://www.un.org/millenniumgoals /pdfUNTTreport_10July.pdf. - (Data obrashhenija: 15.04.2019).