Научная статья на тему 'Роль музеев в формировании региональной социокультурной политики'

Роль музеев в формировании региональной социокультурной политики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1089
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ИДЕНТИЧНОСТЬ / БРЕНД ТЕРРИТОРИИ / ТУРИСТИЧЕСКИЙ ПРОДУКТ / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скрипкина Л. И.

Параллельно развитию глобализационных процессов в современной России наблюдается усиление регионального властного компонента, не в последнюю очередь определяющего облик отечественного государственного строя. Музеи, осваивающие инновационные формы и виды профильной деятельности, обретают статус активного субъекта региональной культурной политики, принимают деятельное участие в диагностике туристического потенциала территорий, занимаются разработкой привлекательного туристического продукта/бренда того или иного региона, осуществ-ляют трансляцию региональной идентичности, успешно ведут работу в сфере социокультурного проектирования, образовательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль музеев в формировании региональной социокультурной политики»

и допускающую выполнение им изначальных функций. С помощью данного метода возможно восстановление исторических ландшафтов, локальных мест или зон периода индустриального развития городов, фрагментов исторической части набережных, скульптурных и архитектурных форм, планировочных элементов парков.

Помимо материального наследия, в наше время утрачивается и нематериальное наследие, которое в период индустриального развития городов оказывало огромное эмоциональное влияние на советского горожанина. Сейчас в городских парках проводятся различные мероприятия, которые не только не передают историческую атмосферу территории, но и приводят к совершенному диссонансу. Например, в парках организуются театрализованные представления, связанные с различными тематиками, не соответствующими исторической местности, устраиваются свадебные мероприятия, фотосъёмки в окружении исторически значимых объектов, что является допустимой нормой современности. Такой подход разрушает историческую ценность ушедшей эпохи.

Но, возможно и её восстановление. Так, можно использовать современные технологии для воспроизведения разнообразных сцен и празднеств. Например, это можно осуществить с помощью цветовых и звуковых шоу, рассказывающих о существовавших и исчезнувших сегодня парковых забавах, спортивных мероприятиях. Любой горожанин, таким образом, сможет заглянуть в прошлые века, во времена расцвета того или иного периода развития парка и почувствовать себя частью той эпохи [1, с. 72-73].

Исходя из вышесказанного, можно заключить, что видна дельнейшая перспектива музеефика-ции городских парков индустриальных городов России. Для этого необходимо использовать метод «мягкой музеефикации» наряду с современными инновационными формами представления и организации городских парков советского периода. Такие подходы будут способствовать формированию и воспитанию культурных ценностей и идеалов подрастающей молодёжи, вызывать ностальгические воспоминания у старшего поколения.

Список литературы

1. Веденин, Ю. А. Культурно-ландшафтный подход к сохранению наследия // Обсерватория культуры. - 2013. - № 1. - С. 66-73.

2. Исторический парк [Электронный ресурс] // Российская музейная энциклопедия Словарь музейных терминов. - Электрон. дан. - Москва, 2002. - Режим доступа: http://www.museum.ru/rme/dictionary.asp770 (дата обращения: 02.04.2017 г.).

3. Каулен, М. Е. Музейное дело России / М. Е. Каулен, И. М. Коссова, А. А. Сундиева. -Москва : ВК, 2003. - 614 с.

4. Романов, Р. Н. Городские парки в Сибири как места отдыха и развлечений во второй половине XIX в. - начале XX в. // Вестник Югорского государственного университета. - 2012. - № 1. -С.39-44.

5. Шайгарданова, Н. Л. Парк культуры и отдыха как явление культуры и воплощение советского идеологического проекта : автореф. ... канд. культурологии: 24.00.01. - Екатеринбург, 2014. - 25 с.

УДК 353:[351.85:069(470)]

Л. И. Скрипкина Государственный исторический музей,

Москва, Россия

РОЛЬ МУЗЕЕВ В ФОРМИРОВАНИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ

Параллельно развитию глобализационных процессов в современной России наблюдается усиление регионального властного компонента, не в последнюю очередь определяющего облик отечественного государственного строя. Музеи, осваивающие инновационные формы и виды

профильной деятельности, обретают статус активного субъекта региональной культурной политики, принимают деятельное участие в диагностике туристического потенциала территорий, занимаются разработкой привлекательного туристического продукта/бренда того или иного региона, осуществляют трансляцию региональной идентичности, успешно ведут работу в сфере социокультурного проектирования, образовательной деятельности.

Ключевые слова: региональная политика, идентичность, бренд территории, туристический продукт, социокультурное проектирование, региональная история.

Lyubov' Skripkina State Historical Museum, Moscow, Russia

ROLE OF A MUSEUM IN FORMATION OF REGIONAL SOCIAL AND CULTURAL POLICY

In today's Russia, near with globalization processes there is an increasing of the regional authority component that determines the form of the domestic political system. Museums that bring under innovative forms and types of profile activity, catch a status of an active subject of regional cultural policy, take a part in analysing the touristic prospective of a territory, develop an attractive tourist product/brand of a region, carry on regional identities, successfully work in the sphere of social and cultural projection, educational activities.

Keywords: regional policy, regional (local) identity, touristic brand of a territory, social and cultural projection, local history.

В XXI в. в условиях глобализации возросла роль региональной политики, на основе которой происходит становление новой российской государственности. Произошло усиление связи и взаимовлияния экономики, политики и культуры. Одной из организующих в современном обществе является идея развития территории через культуру. Важную роль стала играть региональная идентичность, которая связана со своеобразием экономического и политического положения территориальных сообществ, их стремлением к культурной автократии.

Перемены, произошедшие в социокультурных и философских парадигмах, привели музеи к освоению нового содержания и форм деятельности. Они становятся существенным элементом социальной структуры региона и культурной политики. Вследствие этих изменений возникла потребность в новых формах организации музейной деятельности и всего музейного пространства. Идеологическое влияние музеев выразилось в строительстве новых зданий. Они стали полноправным элементом музейной системы и должны были способствовать интеграции в общественную жизнь региона и страны. Музейное строительство означало повышение статуса и государственной значимости данной институции.

В конце XX в. музейная деятельность приобрела научную базу. Во главе угла встали научные концепции музеев, в которых перерабатывались политические, экономические и философские идеи.

В XXI в. методика проектирования усложнилась в связи с развитием функции музея как туристического центра, места представления научного и культурного наследия, образования и досуга.

Перед архитекторами и научными коллективами музеев встала задача создания окружающей инфраструктуры, возможности дальнейшего расширения площадей и обновления экспозиций.

В российском музейном деле большое значение имеет понимание властями роли влияния музея, музеефикации тех или иных историко-культурных процессов и явлений. От этого зависят инвестиции, вкладываемые государством в строительство новых зданий.

Выбор бренда для позиционирования особенностей российского историко-культурного наследия был сделан в пользу военно-патриотической тематики. В 2004 г. по инициативе В. В. Путина в Ижевске было построено здание музейно-выставочного комплекса имени М. Т. Калашникова (архитектор Н. И. Фомин). В 2012 г. по распоряжению Д. А. Медведева было возведено специальное

здание для Тульского государственного музея оружия (архитекторы П. А. Шатохин, Л. Н. Бедрина, В. В. Жежома).

Историко-краеведческий бренд был выбран для Челябинской и Московской областей. В 2006 г. благодаря поддержке губернатора П. И. Сумина Государственный исторический музей Южного Урала получил новое здание. В 2015 г. введено в эксплуатацию новое здание историко-архитектурного и художественного музея «Новый Иерусалим» с фондохранилищем - центром хранения коллекций нескольких подмосковных музеев.

Национальная история стала символом Республики Тыва - в 2008 г. построено здание для Национального музея им. Алдан-Маадыр, и Чеченской Республики - в 2012 г. введено в строй здание для Национального музея. В 2015 г. построено здание для Хакасского национального краеведческого музея им. Л. Р. Кызласова. В 2016 г. закончилось строительство здания музея на Куликовом поле, в котором открылась уникальная экспозиция.

В сибирском регионе большое значение имело строительство новых корпусов, обновлявших архитектуру старых зданий. Площади Хабаровского краевого музея им. Н. И. Гродекова расширились в 2008 г. благодаря строительству нового корпуса. В нём разместились экспозиции Детского музея, Музея Амура, выставочные залы, мастерские и фондохранилища.

В 2008-2012 гг. на средства, пожертвованные ОАО «Газпром», была проведена реконструкция Национального музея им. А. В. Анохина в Горно-Алтайске - пристроены дополнительные площади под фондохранилище, экспозиции, выставки, приёмную зону, кафе. Музей стал визитной карточкой Горно-Алтайска.

Необходимо отметить, что на пути строительства новых и реконструкции старых музеев, стоит своеобразие российских экономических отношений, которые выражаются в трудностях сочетания тендерной системы, инвестиций и бюджетных вложений. Это отражается на главном - технологии проектирования и управления проектом. Необходимый синтез в проектировании иногда нарушается, отчего страдает качество создаваемых экспозиций. Так, здание Тульского музея оружия строилось почти 10 лет без учёта научной концепции и дизайн-проекта, только в 2012 г. была создана научная концепция, а в 2013 г. - её художественное решение. В связи с этим, по мнению специалистов-архитекторов, не появилось прецедента музейного здания мирового уровня с продуманной концепцией, яркой архитектурой, знаковым архитектором, что характерно для мирового музейного дела [1, с. 17-18]. Несмотря на это, новые здания способствовали преобразованию городской среды, увеличению значимости отдельных районов, продвижению национальных и региональных ценностей, укреплению культурной идентичности.

Возросла роль музеев в качестве участников формирования бренда территории, укрепления культурно-познавательного туризма и творческих индустрий. Перед ними встали задачи превращения в имиджевый инструмент для данной территории - исторический, географический, индустриальный, эмоционально-образный. Для этого необходим анализ ресурсов, которыми обладает музей. Он направлен на осмысление места региона в истории России, его культурных и природных особенностей. На основе анализа вырабатывается представление о туристической привлекательности региона и месте музеев в создании туристических продуктов. В настоящее время утвердился государственный подход к туризму как отрасли экономики. Для развития межрегиональных туристических проектов создана туристская Ассоциация регионов России. Ассоциация туроператоров совместно с Министерством культуры Российской Федерации производит оценку туристической привлекательности регионов, куда входят и музейные продукты.

Музейные работники не всегда понимают логику формирования туристического продукта, необходимость создания мотивации посещения музея. Они привыкли демонстрировать свою экспо-зиционно-выставочную деятельность, определённые программы. Однако развитие туризма обратило внимание на маркетинг постоянной экспозиции и выставочных проектов, которые не всегда отвечают интересам туристов. В последнее десятилетие в мировом сообществе появилась концепция «экономики впечатлений», которая характерна для туризма и гостеприимства. Впечатления становятся неотъемлемым элементом маркетинга и условием коммуникаций отдельных решений в сфере менеджмента и сервисной деятельности. По мнению Д. Уорри, перечень объектов, включённых

в сферу туризма, определяется модой, престижностью бренда. Реклама туристических программ способствует созданию иерархии брендов, поддержанию культурных стереотипов [2, с. 70-99]. Туда не всегда включаются региональные музеи. Представители туристических компаний отмечают, что их экспозиции подчас скучны, не всегда отвечают современным стандартам. Музейные работники должны задуматься, зачем турист, особенно иностранный, пойдёт в музей и какие впечатления он получит.

Тем не менее «экономика впечатлений» повлияла на концепцию музейного продукта -произошла смена времени работы (продлённый рабочий день), развитие музейной логистики, появились новые формы презентации, в том числе с использованием современных интерактивных технологий.

Музейные предложения наиболее востребованы при разработке маршрутов, основанных на комплексном подходе, на межмузейном сотрудничестве: федеральные проекты «Русские усадьбы» (задействовано 17 музеев из 16 регионов, в которых жили и работали великие русские поэты, писатели, композиторы, учёные, военачальники), «Россия - родина космонавтики» и др. Наиболее интересны комплексные проекты. Например, «Русский след во Франции», «Французский след в России». Он состоит из нескольких блоков: французское влияние на гастрономию и виноделие; военно-историческое направление: наполеоновские войны, Первая и Вторая мировые войны; русская богема; русская эмиграция; маршруты Петра I. Маршруты формируют эксперты из ведущих музеев, Института всеобщей истории Российской академии наук, культурологи, искусствоведы, коллекционеры. Они описывают памятники, устанавливают внутренние связи, затем подключаются туроператоры, которые оценивают маршруты с точки зрения логистики, наличия инфраструктуры. Таким образом, музеи встраиваются в развитие экономики регионов.

В постиндустриальном обществе при ликвидации значения производства культура стала рассматриваться как ресурс и инструмент для достижения социально-экономических целей. Развитие рыночных отношений, их воздействие на сферу культуры способствовало внедрению западных теорий о коммерческой успешности социально-культурных институтов, в том числе музеев. В связи с этим активизировалось его взаимодействие с обществом, что способствовало расширению границ деятельности, изменению социальной роли. В сферу активного осмысления музейной деятельности включилось понятие «культурно-историческая среда». Это способствовало развитию социокультурного проектирования региональной среды на основе выявления и использования гуманитарных ресурсов.

Музеи должны были определиться с приоритетами средового проектирования, связанного с туризмом и социальной адаптацией местного населения, трансляцией региональной идентичности.

Многие из них выбрали традиционные ценности - популяризацию историко-культурного наследия посредством проведения фестивалей, праздников, театрализованных представлений, исторических реконструкций, связанных с историческими датами.

Интересны в этом плане проекты, преобразующие городскую среду. Например, проект Муромского историко-художественного музея «История Мурома в фотографии». На основе созданного усилиями всего населения города фотоархива были выбраны наиболее выразительные образы. Перенесённые на баннеры, они украсили стандартные дома города. Преобразовывал городскую среду «Музейный трамвай», созданный сотрудниками Приморского объединённого музея им. В. К. Арсе-ньева. К сожалению, большинство проектов создаётся на грантовые средства, поэтому срок их действия недостаточно длителен.

Привлечение музеев к управлению и охране культурных ландшафтов обозначило новые социальные вызовы и новую роль музеев. В 2015 г. Международный совет музеев (International Council of Museums, далее - ИКОМ) и ЮНЕСКО в соответствии с Сиенской хартией подготовили рекомендации для музеев, в рамках которых охрана и популяризация культурного и природного наследия рассматривается как главный вызов XXI в. В этом выразилась ведущая роль музеев в устойчивом развитии и межкультурном диалоге. На Генеральной конференции ИКОМ в 2016 г. в Милане обсуждался вопрос о роли музеев в инновационных методах управления ландшафтами, который касается не только культурного, но социального, политического, экономического и духовного окружения регионального сообщества.

Несмотря на возросшую роль в социокультурном проектировании региональной среды, наиболее эффективная деятельность по продвижению региональных ценностей, формированию идентичности осуществляется непосредственно в самом музее на основе экспозиционно-выставочной и образовательной деятельности.

В последнее десятилетие российские музеи проходят период переоборудования, построения новых экспозиций, поиска новых форм коммуникации с аудиторией.

Как уже отмечалось, музей был освобождён от политических амбиций власти, но должен стать производителем экономического и социального капитала. В этом плане большую роль сыграло выделение социального значения знания о прошлом в «Основах государственной культурной политики», принятых в 2014 г.

Региональная история явилась способом мобилизации исторической памяти, технологией формирования массового сознания, воспитания патриотизма. Именно музей создаёт представление о регионе как для туристов, так и для местных жителей, занимаясь документированием, исследованием и презентацией историко-культурного наследия.

Эта деятельность поставила проблему адекватной презентации и интерпретации прошлого, необходимости создания музейной концепции истории, музеефикации событий и явлений на основе имеющегося информационного ресурса и современных методических подходов. Однако музейные работники не всегда умеют раскрыть информационный потенциал памятников, создать информативные экспозиции.

«Вызовы времени» проявились в повышении требований к профессионализму музейных работников, в необходимости активизации научно-исследовательской и краеведческой работы, которая позволила бы по-новому интерпретировать те или иные события и явления, дополнять сложившиеся представления. Однако возможности музеев, особенно региональных и муниципальных, ограничены. Это связано и с нехваткой квалифицированных кадров, особенно знатоков материальной культуры. Даже владельцы частных музеев признают главной проблемой инвентаризацию и каталогизацию фондов.

Кроме того, в период кризиса идёт оптимизация бюджетного финансирования, часто за счёт сокращения научных отделов и научно-исследовательской работы, что ведёт к снижению уровня социальной значимости создаваемых экспозиций и выставок.

В 2015 г. состоялась встреча В. В. Путина с представителями музейной общественности, где обсуждались меры поддержки краеведческих музеев. В. В. Путин отметил, что это запрос общества и обратил внимание на то, чтобы экспозиции были интересны и местным жителям, и туристам.

В связи с этим Российский фонд культуры запустил проект, посвящённый «новому краеведению», которое должно помочь осознать специфику места, его идентичность и отличие от других территорий. В фокусе - человек, частная и семейная история. Гранты выделяются на исследования и создание экспозиций и выставок.

В связи с проводимыми реформами музей должен взаимодействовать с населением и получать от него поддержку, в том числе финансовую. Демократизация общества, вовлечение в культурные процессы широких слоёв населения способствовали внедрению в широком музейном сообществе концепции «Музей для всех» и «Музей участия».

Современная экономическая ситуация требует вовлечения населения в жизнь музея с тем, чтобы он неоднократно возвращался. С этой целью необходимо изучение реальной и потенциальной аудитории, её запросов. Однако в российском музейном деле это направление развито недостаточно, по крайней мере, в отношении принятия управленческих решений. Поскольку музеи стремятся сформировать сообщество посетителей, которые приходят в музей неоднократно, они должны постоянно обновлять и совершенствовать систему методов презентации экспонатов, взглянуть на свои артефакты глазами посетителей, найти ракурс актуализации в соответствии с их запросами.

Пересмотр работы с коллекциями особенно характерен для западных музейных работников. Они выдвинули концепцию «Музей между своими коллекциями и окружением», которая направлена на работу с региональным сообществом. В основном эти проблемы музейные работники решают в процессе проектной и выставочной деятельности. Связь с региональным сообществом достигается работой с фокус-группами, обсуждениями в социальных сетях, созданием выставок на материалах

потенциальных посетителей. Например, в некоторых музеях так интерпретируются «модная» тема путешествий.

На основе проектирования создаются партнерские отношения с различными организациями, бизнесом, волонтёрами. Особое внимание уделяется социальным сетям, посредством которого привлекается внимание регионального сообщества. Однако увлечение концепцией «Музей участия» может привести к дисбалансу в деятельности музея, который образуется между целью создания музеев и расширением их социальных функций. С одной стороны, перспективны идеи о том, что посетители должны быть активными сотворцами, участниками культурных событий, с другой стороны -подвергается сомнению понимание миссии и глубинных основ деятельности музея. Адепт данной концепции Нина Саймон утверждает, что музей должен стать общественно-ориентированным институтом, понятным как торговый центр или вокал [3]. Её российские последователи считают необходимым отказаться от роли эксперта, знающего, что посетители должны освоить и к чему быть «приобщёнными». Вместо этого музей становится модератором диалога и площадкой для разных позиций [4]. Конечно, посетители могут создавать смыслы и обмениваться идеями, но тогда чем музейная площадка отличается от любой другой? Изменения в понимании миссии отрицают роль музеев в обществе, о которой говорилось ранее - формирование региональной идентичности, исследование и интерпретация историко-культурного наследия в пространстве самого музея, привлечение посетителей и непосредственное получение доходов.

Одной из основных проблем является содержание проектов, их взаимосвязь и встроенность в основную деятельность, решение стратегических проблем. Часто проектная деятельность не является инструментом управления изменениями, а ориентирована на грантодателя, поскольку в условиях кризиса идёт постоянное сокращение финансирования. Более прогрессивной для дальнейшего развития музейной политики явилась концепция «Музей для всех», которая связана с созданием доступной среды для посетителей с различными формами ограничения здоровья. В российском музейном деле это стало одним из обязательных пунктов выполнения отчётности по форме № 8-НК. Помимо создания доступа, в музеях осуществляются проекты по социальной адаптации детей с психическими отклонениями, слабовидящими, слабослышащими. Разрабатываются особые формы работы - аудиоэкскурсии, интерактивные постановки, музейные игры, праздники, экскурсии с элементами игровой терапии и сказкотерапии.

Большую роль в социокультурной политике региона стала играть образовательная деятельность музеев, которые фактически превратились в образовательно-воспитательные центры. Они создают среду для развития различных слоёв населения и передачи культурных норм, традиций, опыта поколений. В «Основах государственной культурной политики» отмечено, что деформация исторической памяти является угрозой гуманитарного кризиса, поэтому воспитание и образование, историческое просвещение имеет первостепенное значение. В настоящее время идёт пересмотр путей развития музейного образования.

В нулевые годы музей рассматривался как самодостаточный образовательный центр. Целью образования считалось расширение способностей посетителей, особенно школьников, понимать и ценить музейные предметы. Широко внедрялись программы «Здравствуй, музей». Основной упор делался на разработку различных форм работы с предметным миром. Однако вскоре возникла проблема - как работать со школой, ведь школьные учителя не всегда могут, а подчас и не хотят сопровождать учеников в музей. Кроме того, возникла и другая проблема - в определении содержания музейного образования и образовательных программ, которые должны соответствовать стандартам школьного образования. Необходимо отметить, что Федеральные государственные образовательные стандарты, принятые в 2017 г., непосредственно связаны с музейными технологиями. В них обозначены требования воспитания у учеников умения извлекать информацию из различных источников - письменных, вещевых, изобразительных, нумизматических и т. д. Таким образом, предметный мир исследуется с точки зрения теории информации и источниковедения, в то время как музейные работники предлагают программы, основанные на позитивистских подходах к презентации предметного мира.

В соответствии с образовательными стандартами перед музейными работниками стоят задачи создания таких программ, которые способствовали бы развитию навыков понимания фактов и яв-

лений, умения исследовать источники и читать визуальную информацию. Интересно отметить, что эти индикаторы являются показателями эффективности музейных педагогов в Британском музее.

Новая коммуникационная модель музея связана с тем, что он должен быть притягательным образовательным центром и для взрослой аудитории. С этим связана концепция «Учение в течение всей жизни». Она также требует разработки содержания образовательных программ для взрослых, помимо уже наработанных подходов.

Подводя итоги, можно сказать, что музей и музейная деятельность прошли глобальную трансформацию, которая способствовала развитию музейной теории и практики. В настоящее время музеи играют значительную роль в развитии региональной культурной политики. Они продвигают региональные ценности, укрепляют культурную идентичность, организуют социальную деятельность и межкультурное взаимодействие, расширяют свою роль в области образования, участвуют в экономическом развитии регионов.

Главной задачей в процессе трансформации является сохранение ценностей и музейных функций в условиях сокращения бюджетных средств и идей окупаемости культурных учреждений, недопущение превращения музея в досуговый центр. Важной стороной в соблюдении данного баланса явилось то, что государство стало рассматривать развитие культуры и музеев как инвестирование в социальный капитал страны.

Список литературы

1. Хрусталёва, М. Дом-музей: история и будущее музейной архитектуры // Музей. - 2008. -№ 6. - С. 17-18.

2. Уорри, Д. Туристское созерцание и окружающая среда // Массовая культура: современные западные исследования : сб. ст. - Москва : Фонд науч. исследований «Прагматика культуры», 2005. - С. 70-99.

3. Simon, N. The Participatory Museum. - Santa Cruz : Museum 2.0, 2010. См. также интернет-ресурсы: www.participatorymuseum. org/read

4. Агапова, Д. Культура учителя: миллионы диалогов // Музей как пространство образования: игра, диалог, культура участия : сб. ст. - Москва : Творческая группа «Музейные решения», 2012. -С.8-20.

УДК 069.02:391(571.53)

В. В. Тихонов

Архитектурно-исторический музей «Тальцы» пос. Тальцы Иркутской области, Россия

СКАНСЕНОЛОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИХ БРЕНДОВ В РЕГИОНЕ

В статье анализируется опыт создания и работы ряда этнографических музеев под открытым небом (скансенов) в Иркутской области (Россия), организованных как по транслоцированным, так и по резервационным технологиям в русле скансенологии - ведущего направления современного музееведения, декларирующего обязательным условием формирования экспозиционного пространства этнографического музея историко-культурное зонирование конкретной территории, сохранившей подлинные материальные образцы традиционной культуры этнических сообществ. Автор даёт обзорную характеристику деятельности региональных, муниципальных и впервые созданных в России локальных (усадебных) этнографических музейных комплексов.

Ключевые слова: этнографический музей, музей под открытым небом (скансен), скансеноло-гическая практика, экспозиция, презентативная территория, локальный (усадебный) музей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.