Научная статья на тему 'Стратегия устойчивого консолидированного развития российского общества и государства: измерения и принципы'

Стратегия устойчивого консолидированного развития российского общества и государства: измерения и принципы Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
153
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гражданское общество / социальные риски / устойчивое развитие общества / правовое государство / социальное государство / потенциал гражданского общества / civil society / social risks / sustainable development of society / constitutional state / the welfare state / capacity of civil society.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегия устойчивого консолидированного развития российского общества и государства: измерения и принципы»

Левашов В.К.,

Шушпанова И. С.1

СТРАТЕГИЯ УСТОЙЧИВОГО КОНСОЛИДИРОВАННОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА: ИЗМЕРЕНИЯ И ПРИНЦИПЫ2

Ключевые слова: гражданское общество; социальные риски; устойчивое развитие общества; правовое государство; социальное государство; потенциал гражданского общества.

Keywords: civil society; social risks; sustainable development of society; constitutional state; the welfare state; capacity of civil society.

Практика и теория социального государства в единстве гражданского общества и правового государства, которая складывалась из многих составляющих социальной реальности, отражает сущность и логику развития социально-политических процессов, происходивших в мире на протяжении многих веков. Социализация государства и этатиза-ция общества результируются в эффектах проявления и становления социального государства, протекают как медленный, сквозь века идущий процесс солидаризации и практической реализации жизненных интересов членов общества -граждан посредством оптимизации правовых институтов собственности и механизмов демократического управления.

Государство возникло как гарант гражданских отношений, в основе которых лежат отношения собственности. Институт собственности развивается по законам социального мира - устойчивость государства зависит от единства многообразия социально-экономических форм собственности и поддержания актуального баланса интересов граждан, обладающих этой собственностью.

Эффективное государство возникает при условии взаимодействия членов общества, свободно организованных в исторически сложившемся социально-национальном пространстве, с политикой государства, направленной на согласование интересов, создание материальных условий, трудовой мотивации и духовных факторов реализации потребностей. В каждой стране социальное государство проходит свой исторический путь развития и принимает свои особые национальные формы.

Государство необходимо рассматривать как общественный феномен, который возникает в процессе становления социально-ориентированной системы ценностей и трудовой мотивации деятельности в интересах большинства членов общества и устойчивого развития цивилизации на планете.

Общепринятая и распространенная точка зрения заключается в том, что гражданское общество выстраивается снизу. Этот процесс получил название «социализация». Его смысл - трансляция ценностей и интересов общества институтам государства, превращение их в своих агентов действия (см. рис. 1).

Отметим, что пропорция функций этатизации и социализации дает нам множество моделей гражданского общества, между полюсами «западная модель» (гражданское общество строится снизу) и «восточная модель» (гражданское общество строится сверху). Между этими полюсами занимает свое место и российская модель практики гражданского общества. В зависимости от конкретно-исторического момента, эпохи пропорция «этатизация - социализация» меняется как на Западе, так и на Востоке. Моделей много, но все они ведут к одному результату. В центре социе-тальных усилий социума оказывается государство, которое преобразовывается из традиционного (демократия меньшинства) в гражданское (демократия большинства).

Ключевой и определяющей категорией в этом диалектическом процессе становится категория «большинство граждан». Именно большинство граждан в повседневной жизни должно строить гражданское общество и участвовать в его управлении. В этой связи огромное значение приобретают механизмы общественного контроля, их действенность, распространенность и оперативность работы.

Отстроить такую инфраструктуру гражданского общества возможно и нужно, особенно в условиях тонущего в коррупции государственного аппарата. Строительство станет успешным, если оно будет выстраиваться на нескольких принципах.

Первый принцип - принцип сетевой вертикальной и горизонтальной интеграции. Гражданские институты вертикальной и горизонтальной демократии должны пронизать и консолидировать систему отношений общества и государства, превратить традиционную пирамиду, вертикаль власти в горизонтально-вертикальную сеть или сферу власти.

1 Левашов Виктор Константинович - д.соц.н., руководитель Центра стратегических социальных и социально-политических исследований Института социально-политических исследований РАН. E-mail: analytic@ispr.ras.ru, levachov@mail.ru

Шушпанова Ирина Сергеевна - к.соц.н., доцент, с.н.с. Центра стратегических социальных и социально-политических исследований Института социально-политических исследований РАН. E-mail: analytic@ispr.ras.ru, i.s.shushpanova@mail.ru

Статья подготовлена при поддержке РГНФ, грант № 14-03-00321 «Развитие гражданского общества и институтов демократии в России: социологический мониторинг».

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО - диалектический процесс социализации государства и этатизации общества, превращающий население в граждан, обладающих признаками отношений собственности, политической, социальной, экономической, духовной гражданской культуры.

ДЕМОКРАТИЯ МЕНЬШИНСТВА

ДЕМОКРАТИЯ БОЛЬШИНСТВА

ГОСУДАРСТВО

ОБЩЕСТВО

Рисунок 1. Диалектика гражданского общества

Второй принцип - открытый, транспарентный характер процессов управления и контроля. Все планы, все бюджеты, вся статистика становятся открытыми. Эта информация должна быть в открытом доступе для каждого гражданина.

Третий принцип - широкое внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), массовая компьютеризация инфраструктуры гражданского взаимодействия. Новые технологии и инновации шестого технологического уклада взрывают закрытый вертикальный мир власти индустриального и постиндустриального обществ. Технологическая революция в очередной раз на новом витке развития преобразует структуру, производительные силы социума.

Новая интеграция, транспарентность, массовая социально-политическая коммуникация на основе ИКТ - принципы гражданской демократии XXI века.

Традиции, уходящие вглубь веков, и масштабные заделы в социально-политической реальности, работающие на социальное государство, имеет российское общество. Сердцевиной этой социальной традиции - технологии, развивавшейся многие века, является служение народу и Отечеству, контроль за исполнительной властью - чиновничеством, бюрократией, чрезмерным обогащением в ущерб интересам общества.

Гражданское общество в той или иной стране проявляется как социальная реальность в многообразии социально-политических признаков. Среди них выделяют базисные фундаментальные признаки, без проявления и наличия которых гражданское общество не может возникнуть. Во-первых, в социальном государстве, которым согласно Конституции РФ является Россия, потенциал гражданского общества определяется совокупностью мнений граждан, которые считают, что государство проводит экономическую политику в интересах большинства граждан, т.е. в интересах демократического общества. С этим признаком соотносится второй признак - совокупность мнений респондентов, о том, что государство выражает интересы большинства граждан в стране. Третий актуальный признак, по которому в обществе не прекращаются острые дискуссии - в чьих интересах в стране проведена приватизация? Четвертый признак - самоидентификация среднего класса по семи признакам: образование, профессия квалификация, работа, доход, качество жизни, участие в политике. Пятый признак - прямая самоидентификация среднего класса. Шестой признак -самооценка денежных доходов населения. Седьмой признак - выполнение государством своих обязательств по охране прав и свобод граждан. В графическом виде величина измеренного с помощью семи социологических индикаторов гражданского потенциала общества1 отобразится на графике индексом - площадью многоугольника (см. рис. 2).

1 В статье приводятся данные, полученные в рамках социологического мониторинга «Как живешь, Россия», проводимого Центром стратегических социальных и социально-политических исследований ИСПИ РАН с 1992 г. Научный руководитель мониторинга - д.соц.н. В.К. Левашов. Исследовательский коллектив: к.соц.н. И.С. Шушпанова, с.н.с. В.А. Афанасьев, с.н.с. О.П. Новоженина. В исследовании использована квотно-пропорциональная всероссийская выборка с взаимозависимыми характеристиками генеральной совокупности: пола, возраста, образования, местожительства, национального и социально-профессионального состава. В основу территориального размещения выборки легло экономико-географическое районирование страны при соблюдении пропорции численности населения и пропорций между городским и сельским населением. Объем выборочной совокупности составлял на различных этапах 1312-1866 респондентов. Эмпирическим объектом исследования выступало взрослое население России. Исследования 2015 г. проведены при поддержке РФФИ, проект № 13-06-00166-а «Социологический мониторинг "Социально-политические риски устойчивого развития российского общества в условиях мирового экономического кризиса 2013-2015 гг.")» и РГНФ, проект № 14-03-00321 «Развитие гражданского общества и институтов демократии в России: социологический мониторинг».

Индекс гражданского потенциала общества в России

И Экокшкчснк г.резбраюгам'я ■^□тгегсттуст ггтересаи

1-2 Рэсск^слог -осьдорптэ ш ро.'-^ст юм -рл^ди-

ЬЗ Прнвпсачницквздо^ змтсресакссегосбшрсю

■М I"I"I .1 .■■ 1и ]1 сои, щ-^з! экгаи^рьтном-ацуи го 7 гррз-аои. |о£|н»а1К, грсоес^к^ квл-лцкд. ■янесттэ МВЗ-КК, ^-зсгн« 5 гв^кгр-юе!

1-5 ИI-ди--агор -^декоров сачловдсг-тродоацн н-^срсдг- и к -о- |

Ь6 дшще газстепя

1-7 Государггзэ

вннНСГ обсЭТСЛЬСПЗ ГО Г рЬ5 И

Н.КДЕ-К4 ГриНДОЖОЗГС п&тггсцкаге О&ЩЕСТ»

- я |< 1 О О

и и М

' -V *

£ ч > С ч > £ г. ■я 5 Ч > Я К > _г к £ лГ ■Ч > г. £ к г. 5 % 5 и

Л н 1-ей 1-АД аг.гсро^эдыгцгя и

СПЬЧНВЬИИ Л1Ш 1-1 ui-.it рэ 201:

С;«1- V: клн<-!1»т мг^-.:;за

Источник: Центр стратегических социальных и социально-политических исследований ИСПИ РАН.

Рисунок 2.

Индекс гражданского потенциала общества в России (80)

В совокупности своих базисных фундаментальных признаков этот индекс показывает величину сущностного ядра функционирующего в настоящее время в стране гражданского общества. Средняя величина индекса гражданского потенциала общества за весь период измерений составляет 6,7 процентных пунктов.

Вокруг этого ядра образуются оболочки гражданского общества, которые в своих измеренных значениях отражают проявления других признаков жизнедеятельности гражданского общества. В своей совокупности измерений ядро и оболочка составляют эмпирическую модель гражданского общества в России.

Первая оболочка эмпирической модели показывает обеспечение государством норм демократической жизни в обществе. Индекс обеспечения государством норм демократической жизни в обществе составлен из семи признаков -совокупности мнений граждан о соблюдении: равенства всех граждан перед законом, соблюдения личной безопасности, прав человека, социальных гарантий, свободы политического выбора, терпимости к чужому мнению, свободы слова. Российские граждане достаточно критически оценивают деятельность государства на этом поприще. Наибольшие оценки на всем протяжении измерений респонденты выставляют усилиям властей на трех направлениях деятельности: обеспечение свободы политического выбора (67%), свободы слова (63%), терпимости к чужому мнению (54%). Причем все три индикатора заметно потеряли в своих значениях за период с начала экономического кризиса 2008 г., а затем «подросли» к июню 2015 г. Парадоксальность социополитической ситуации заключается в том, что именно на этих направлениях деятельность государства критикуется в большей степени как со стороны левых, так и со стороны правых партий. Согласно данным декабрьского исследования 2015 г. большинство респондентов считали, что государство лучше всего выполняло основные обязанности по «обороне страны» (82%), «обеспечению мира и поддержанию мирового порядка» (66%), «налогообложению и взиманию налогов» (61%), «сотрудничеству и укреплению связей с СНГ» (58%).

Остальные четыре простых индикатора имеют меньшие значения, но большую динамику изменений: социальные гарантии (рост с 3 до 52%, в декабре 2015 г. - 42%), соблюдение прав человека (рост с 4 до 43%, в декабре 2015 г. -40%), личная безопасность (рост с 3 до 37%, в декабре 2015 г. - 28%), равенство всех граждан перед законом (рост с 8 до 25%, в декабре 2015 г. - 23%). Показательно, что граждане выше оценивают те направления деятельности государства, которые связаны с отменой политических, идеологических, информационных запретов. Здесь потребовались радикальные директивные действия политиков. Формирование условий для реализации социальных гарантий, соблюдения прав человека, безопасности и равенства граждан перед законом требует не только политической воли, но и значительных объемов материальных, интеллектуальных, организационных, временных усилий и ресурсов. Среднее значение индекса за весь период наблюдений составило - 11,3%, что и определило площадь первой оболочки гражданского общества.

Вторая оболочка эмпирической модели гражданского общества определяется величиной индекса выполнения государством своих основных обязанностей перед обществом, который составлен из индикаторов: регулирование производства и распределения товаров и услуг, обеспечение достойной жизни и всестороннего развития граждан, раз-

витие науки, культуры и образования, охрана природы и использование ресурсов, налогообложение и взимание налогов, охрана прав и свобод граждан, прав собственности, правопорядка, оборона страны, обеспечение мира и поддержание мирового порядка, сотрудничество и укрепление связей с СНГ, защита жизни и прав соотечественников за границей, интеграция в мировую экономику, международное сотрудничество в решении глобальных проблем. Средняя величина индекса выполнения своих обязанностей перед обществом за весь период наблюдений составила - 13,8%.

Третья оболочка эмпирической модели гражданского общества определяется величиной индекса обеспечения государством гарантий прав и свобод человека гражданина: равенство перед законом и судом, свобода мысли и слова, право на выбор профессии, право на получение информации, право на отдых, защита государством материнства и детства, право на социальное обеспечение и пенсию, право на жилье, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на благоприятную окружающую среду, право на бесплатное образование, право на судебную защиту прав и свобод гражданина.

Средняя величина индекса обеспечения государством гарантий прав и свобод человека и гражданина составила за весь период наблюдений - 15,3%.

Наконец, четвертая оболочка эмпирической модели гражданского общества определяется с помощью индекса мнений граждан о развитии гражданского общества как оценка гражданами восьми сущностных критериев развития гражданского общества: правовое государство - господство закона, перед которым все равны, и который защищает права, свободы и безопасность граждан, право собственности - владение, пользование и распоряжение имуществом, политическое и идеологическое разнообразие политических партий, общественные организации, представляющие и защищающие интересы граждан, открытость и доступность информации о положении дел в стране и за рубежом, свобода слова - право граждан без ограничений выражать свое мнение, демократия, свобода политического выбора, самоуправление - инициативное участие граждан в управлении делами по месту жительства, работы, учебы и т.д. Средняя величина индекса развития гражданского общества составила за весь период наблюдений 24,8%.

Эмпирическую модель развития гражданского общества в нашей стране можно представить в форме концентрических окружностей, каждая из которых величиной своей площади выражает среднее за период наблюдений числовое значение индекса. Как отмечалось выше, индекс ядра модели агрегирован из индикаторов, которые отражают мнение граждан по поводу сущностных сторон своей жизни в российском обществе, но без смысловой увязки в вопросе с проблематикой гражданского общества. Площадь каждой предыдущей окружности учитывается в последующей (см. рис. 3).

Эмпирическая модель гражданского общества в России- декабрь 2015 г.

- ИНДОЙС рЭЕЬИТИД фажда нсюого сЬцестЕ-э

5=-2Ёе:пЕчечин государство V гаранпиЯ прав и саиэод чел-овека м гражданина

¡¡5 — вы п о/1 н е н и е госуда рстеоч основных обязанностей перед обществом.

5]. - обеспечение государствен. норг.1 гджрэтической жизни б обществе

— институциональное ?Дро гражданского общества

Источник: Центр стратегических социальных и социально-политических исследований ИСПИ РАН.

Рисунок 3.

Эмпирическая модель гражданского общества в России - декабрь 2015 г.

Как видно из динамики представленных индексов (см. рис. 4), все они имеют тенденцию к росту, т. е. российское гражданское общество расширяет свои социальные границы. Резервы строительства гражданского общества значительны - 75,2%. К современному историческому моменту развития российское гражданское общество в конкретных социально-политических формах своего бытия оказалось приблизительно на четверти вечного пути к идеальному гражданскому обществу.

Динамика индексов и модель раз вития гражданского общества в России

оОцестдо

Ц1ЩСЧС5 государство* юр*

.1

■ ■

I,-

■ *

4.4

и

■"Л*!--

Ж-

¿д- >

3.; = 6,7

3, = 11

Динамит ннде-.г; ■ государство« очи* ооюпньвс »Сяичносгеи перед ойцесгкш ,

га >

ё - - а г - ■я ж -

« -- 1. -

ДО на инка индексе ^ги'-я-н; ни ^ дм пиши прмши лр®5 и сгоЗод челок« нгроцшш

СМ *

В*

1*4

ДО н* инка ннде-.г; м-згмти^ треэкдатосото «¡ацкта

5- = "13.2

8-, = 1Б.З

= 24.(

Источник: Центр стратегических социальных и социально-политических исследований ИС11И РАН.

Рисунок 4.

Динамика индексов и модель развития гражданского общества в России

Понятие «устойчивость» в приложении к гражданскому обществу («социальная устойчивость») существует в диалектической связи с понятием «неустойчивость», экстремумом которой является кризис общества вплоть до распада. Социальная устойчивость в соответствии со структурой областей общественной жизни слагается из социально-экономической, социально-политической, социально-идеологической, социально-психологической устойчивости. Все эти сферы общественной жизни при их несомненной связи являются относительно самостоятельными. В наших работах о развитии российского общества конца XX - начала XXI века разрабатывается проблематика «социально-политической устойчивости» и проводится сравнение ее динамики с динамикой социально-экономической устойчивости. В этой работе мы опираемся на результаты социологического мониторинга социально-политической устойчивости российского общества «Как живешь, Россия?», проводимого коллективом исследователей под руководством автора в Институте социально-политических исследований РАН в 1992-2016 годах. Перспективы устойчивого развития российского общества во все возрастающей степени зависят от внешних условий, от процессов, которые происходят в формирующемся планетарном социуме и трансформирующейся системе мирового хозяйства.

В период перестройки и радикальных реформ проблемы достоверного научного отражения отношения населения к происходящим социальным изменениям приобрели особое значение. Глубина, масштабность и неоднозначность результатов социальных и политических преобразований поставили вопрос о теоретическом обосновании и создании адекватной российским условиям социологической измерительной системы устойчивости общества, ее количественных показателей.

Социально-политическая реальность в каждый конкретный момент отражается в массовом сознании в виде суждений, мнений, оценок, ориентаций, ожиданий, прогнозов и т.д., которые могут быть исследованы методами эмпирической социологии. При этом, конечно, нужно учитывать, что каждый конкретный индивид со своим сознанием как бы «вмонтирован» в общую систему социально-политических связей. Социально-политические отношения выражаются через интересы и изменяются в процессе деятельности, имеющей целью удовлетворение потребностей и интересов различных классов, групп, слоев общества и отдельных индивидов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Перевод вербальных определений в квантифицируемые показатели предполагает создание системы социальных индикаторов, которые измеряются эмпирическими методами, в том числе с помощью репрезентативных опросов общественного мнения, и поэтому могут служить свидетельством выражения интересов тех или иных субъектов социально-политических отношений и общества в целом. Эта система строится из шести отдельных социологических индикаторов, каждому из которых придается своя шкала значений, в своей совокупности они использованы авторами для построения интегрального индекса социально-политической устойчивости общества (ИСПУ). Обобщенное выражение динамики индикаторов социально-политической сферы представлено в сконструированном континууме за весь период наблюдений (см. рис. 5).

УСТОЙЧИВОСТЬ 100

Зона устойчивого развития

СТАБИЛЬНОСТЬ 50

Зона стабильного рая вигшя

КРИЗИС 0

Зона кризисного рва вития

КАТАСТРОФА -50

Зоне распада

РАСПАД -100

Источник: Центр стратегических социальных и социально-политических исследований ИСПИ РАН.

Рисунок 5.

Динамика интегрального индекса и индикаторов социально-политической устойчивости

Из графика видно, что большинство индексов имеют отрицательное значение, и находятся в зоне, которая обозначена как зона кризисного развития. Каждый из показателей как бы «высвечивает» определенную сторону социально-политической жизни российского общества со своими особенностями проявления. Общая тенденция массового отчуждения населения от проводимых реформ выразилась в том, что большая часть российского общества определенно осознала для себя проигрыш от их осуществления. Будучи отстранённой от управления собственностью и практически только на выборах участвуя в демократических процедурах, подавляющая часть населения не доверяет новым группам элиты: банкирам, крупным предпринимателям, олигархам, коррумпированной верхушке бюрократического аппарата. Низко доверие к должностным лицам госаппарата, милиции, всех правоохранительных органов. Время от времени обостряется фундаментальное социально-политическое противоречие: государство своей политикой радикальных либеральных реформ противопоставляет себя обществу, а общество, исчерпав внутренние резервы выживания, не поддерживает асоциальную направленность проводимых преобразований.

Мониторинг общественного мнения, безусловно, является зеркалом социальных изменений. Но это зеркало не даёт точного знания динамики общественного сознания взятого в целом. Используемые в социологии эмпирические методы опроса населения дают возможность оценить изменения в материальных условиях жизни, потребностях населения лишь косвенным образом через их отражение в сознании людей. Сопоставление динамики интегрального индекса социально-политической устойчивости (субъективного показателя) с основными объективными показателями, характеризующими изменение состояния экономики, дает следующую картину: (см. рис. 6).

Анализ динамики объективных социально-экономических и субъективных социально-политических показателей развития российского общества в период радикальных реформ показывает, что в стране происходило противоборство двух социально-политических тенденций. Первая определяется совокупным действием тех социальных и политических сил, которые отражали стремление во что бы то ни стало продолжить курс радикального либерального реформирования. За этой тенденцией стоит сравнительно небольшая часть общества: крупная буржуазия и новая бюрократия, которая обслуживает квазилиберальные реформы и которая «обменяла» старые властные привилегии на собственность и доходы с собственности.

Стратегия устойчивого развития гражданского общества и правового государства возникает в ходе диалектического процесса формирования современной политической культуры. В содержании и формах политической культуры гражданского общества идут динамичные изменения. Они выражаются в:

• переходе от культуры физического и социополитического господства к культуре согласования в системе отношений «человек-общество-природа»;

• замещении принципа «знание - сила» на «знание - возможность действия в интересах жизни», «знание -жизнь»;

• замещении антропосферной модели развития на биосферную;

• переходе от элитарной к массовой политической коммуникации;

• переходе от демократии меньшинства к демократии большинства;

• сочетании вертикали и горизонтали власти в многомерной сетевой демократии;

—•—Отношение к курсу экономических реформ

* Социально-политическая отчужденность —«^Необходимость трансформации политической системы -•-Уровень доверия социальным и политическим институтам —о— Обеспечение государством норм демократического общества —^Партийные ориентации

^—Интегральный индекс социально-политической устойчивости

• замещении представительной демократии демократией массового прямого участия;

• департизации и децентрализации аппарата государственной власти.

Источник: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/vvp/vvp-god/tab3a.xls; Центр стратегических социальных и социально-политических исследований ИСПИ РАН.

Рисунок 6.

Динамика экономического и социально-политического развития российского общества

в 1996-2015 годах

К настоящему времени в сложной диалектике общества стали проявляться социально-политические императивы, следование которым позволило бы обеспечить социальную интеграцию российского гражданского общества и социального государства в процессе устойчивого развития:

• отказ от квазилиберальной идеологии реформирования и переход к научно-обоснованной стратегии и политике социально интегрированного устойчивого развития;

• принятие Президентом, Правительством и Федеральным Собранием РФ на согласованной основе плана запуска и восстановления народного хозяйства России, создания рабочих мест в высокопроизводительном секторе экономики;

• инициирование процессов конституционного строительства, позволяющего создать широкую социальную базу для коэволюции демократического правового государства и гражданского общества;

• принятие чрезвычайных законов и создание в Генеральной прокуратуре следственных органов, подчиненных Федеральному Собранию и Прокурору РФ, по борьбе с преступностью и коррупцией, действующих по эффективно зарекомендовавшему себя в международной практике принципу «чистой политике - чистые руки»;

• ревизия старой и создание новой государственно-регулируемой и национально-ориентированной кредитно-финансовой и налоговой систем, обеспечивающих накопление и увеличение отечественных и иностранных инвестиций в экономику России;

• ревизия государственной собственности и пересмотр приватизационных проектов в тех случаях, когда они противоречат социальным интересам и ведут к ослаблению экономического и человеческого потенциалов страны;

• императивное использование социальных критериев и учет социальных последствий при принятии управленческих решений;

• создание и формирование подлинных органов народовластия, которые явились бы механизмами социальной солидарности и интеграции политического разума и воли политиков с созидательной энергией общества;

• опора в экономической стратегии на сектор передовых, базовых и наукоемких отраслей промышленности;

• использование позитивного мирового и отечественного опыта системно-планового реформирования социально-экономических отношений;

• приоритет развития наукоемких отраслей промышленности над финансовым и посредническим капиталом, нейтрализация его негативного влияния на процессы инвестирования производственных отраслей экономики;

• провозглашение государством монополии внешней торговли по тем товарным позициям экспорта и импорта, где эта мера принесет быстрый социально положительный результат;

• провозглашение новой региональной экономической политики, в основе которой лежали бы объективные потребности населения территорий и страны в целом, а не групповые и субъективные интересы;

• создание в обществе эффективных материальных и моральных стимулов для большинства граждан России путем превращения их в реальных собственников и вовлечение в активное управление и распоряжение собственностью.

Социологический и политологический анализ процессов в российском обществе показывает, что в ходе рыночных реформ столкнулись две логики действий: логика ортодоксального либерализма «господства над природой», войны с природой ради искоренения бедности во имя богатства и новая логика коэволюции и баланса человека, общества и природы. В российском обществе и государстве идет медленный процесс осознания приоритетов и целей устойчивого развития, продолжается процесс социализации государства и этатизации общества - формирования социального государства. Сегодня важнейшими задачами являются изменение доминирующей нетрудовой мотивации деятельно -сти на трудовую, декриминализация общественных отношений, борьба с коррупцией. Противостояние новых и старых идей, нового и старого способов жизнедеятельности проявляется как на национальном, так и на глобальном уровнях. Старый, потребительский способ жизнедеятельности человечества неминуемо ведет к материальной и духовной деградации для большинства граждан. Новый - открывает перспективу для живущих и будущих поколений.

Русское национальное и гражданское самосознание, впитало в себя ценности и традиции тысячелетнего исторического опыта социокультурной коммуникации с другими народами, сформировало социополитическое ядро культуры самого большого в мире государства эпохи модерна и постмодерна. Российское сознание на протяжении последних четырех веков формировалось в условиях сменяющих друг друга военных побед и поражений. Многократное чередование социальных и экономических подъемов и спадов в развитии, периодическое прохождение общества и государства через кризисы и катастрофы, социополитические «оттепели» и «зимы» создали сущностное своеобразие великой русской политической культуры, привели к закалке и стойкости русского духа: знаний, памяти, ценностных ориентаций, убеждений, веры и воли. Время и интенсивный исторический опыт выковали русский национальный характер и его стратегию жизни: довольствоваться малым и собирать ресурсы для великого - во имя правды и социальной справедливости. Эта жизненная патриотическая гражданская стратегия продолжает работать и сегодня в обстановке «радостей» и «ужасов» современного российского капитализма, в условиях разворачивающихся процессов ци-вилизационной глобализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.