Научная статья на тему 'Измерение устойчивого развития российского общества'

Измерение устойчивого развития российского общества Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
167
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гражданское общество / социальные риски / устойчивое развитие общества / социальное государство / потенциал гражданского общества. / civil society / social risks / sustainable development of society / the welfare state / capacity of civil society.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Измерение устойчивого развития российского общества»

Левашов В.К.,

Шушпанова И. С.1

ИЗМЕРЕНИЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА2

Ключевые слова: гражданское общество; социальные риски; устойчивое развитие общества; социальное государство; потенциал гражданского общества.

Keywords: civil society; social risks; sustainable development of society; the welfare state; capacity of civil society.

Двадцать пять лет реформ прошли в череде социально-экономических и политических кризисов, каждый из которых являлся результатом не только экономической конъюнктуры, но и результатом системных просчетов и неадекватной экономической политики. Российское общество и государство продолжают испытывать доминирующее воздействие политической идеологии и экономических практик англо-американского либерализма. В условиях нерегулируемой стихийной конкуренции постсоветской глобальной политической реальности реализация принципов политического и экономического либерализма приводит к росту материальных и духовных диспаритетов и дефицитов, противоречий между человеком, обществом и природой и, в конечном итоге, к неустойчивому развитию.

В настоящее время происходит поиск новых моделей развития, которые бы соответствовали времени глобальных вызовов. Два важных обстоятельства определяют этот процесс. Во-первых, глобальный характер производства и рынков определил конечные границы и масштабы возможных моделей жизнедеятельности. Они уже не могут быть запущены на условиях безграничных ресурсов, вовлекаемых в производство. Такое ресурсное ограничение определяет второе важное обстоятельство. Новая модель развития не может в своей конструкции и режимах работы копировать модель либеральной экономики США, основанной на диктате экономических и политических интересов. И, тем не менее, под видом реформ системы международного сотрудничества они продолжают отстаивать ортодоксальные либеральные модели своего мирового господства. Транстихоокеанское торговое партнерство, Трансатлантическое тор-гово-инвестиционное партнерство и Соглашение в области торговли услугами - ответ США на политику независимой локальной регионализации: АСЕАН, ЕАЭС, ШОС, БРИКС. Стратегическая цель новой американской инициативы по переустройству мира - поставить под свой контроль всю систему глобальных отношений в сферах хозяйственной и социальной жизнедеятельности, включая кредитно-денежную политику, инвестиционную и судебную практики, вопросы коммерческой тайны и контрафактной продукции, сферы СМИ, ИКТ, Интернета, специальных информационных услуг, образования, медицины и социальной защиты. В стратегической перспективе речь идет о демонтаже принципа национального государства, установленного Вестфальским миром, и мягкого его перехода под юрисдикцию англосаксонского прецедентного права.

Будущая сбалансированная по диспаритетам и дефицитам глобальная модель и режим устойчивого развития должны и будут выстраиваться не только на принципах конкуренции, но и кооперации и согласия. Механизмы конкуренции переводятся в режим управляемого регулирования производства и потребления. Конкуренция перерастает в кооперацию в ее многообразных формах, которая не может вырастать без отношений доверия как императивного правила новой этики социально-культурного взаимодействия стран, наций, поколений, бизнесов, всего гражданского общества и правового государства. Доверие как стержневое качество новой этики создает условия для ее системной цельности, в основе которой просматриваются характерные черты русских и российских духовных и производственных практик - справедливость, коллективизм, религиозная толерантность и патриотизм. В этом отношении российские традиции жизнедеятельности органично корреспондируют с глобальными вызовами, которые в своей остроте и рисках проявления требуют объединения и координации усилий всей мировой цивилизации.

В поиске тенденций новых форм глобальной солидарности обратимся к последним данным эмпирических исследований рисков устойчивого развития российского общества. В наших работах о развитии и состоянии российского общества конца XX - начала XXI века разрабатывается проблематика «социально-политической устойчивости» и проводится сравнение ее динамики с динамикой социально-экономической устойчивости. В этой работе мы опираемся на результаты социологического мониторинга социально-политической устойчивости российского общества «Как живешь, Россия?», проводимого коллективом исследователей под руководством В. К. Левашова в Институте социально-политических исследований РАН в 1992-2016 годах.

1 Левашов Виктор Константинович - д.соц.н., руководитель Центра стратегических социальных и социально-политических исследований Института социально-политических исследований РАН. E-mail: analytic@ispr.ras.ru, levachov@mail.ru

Шушпанова Ирина Сергеевна - к.соц.н., доцент, с.н.с. Центра стратегических социальных и социально-политических исследований Института социально-политических исследований РАН. E-mail: analytic@ispr.ras.ru, i.s.shushpanova@mail.ru

2 Статья подготовлена при поддержке РФФИ, проект № 16-06-00289 Социологический мониторинг «Социально-политические риски устойчивого развития российского общества в условиях кризиса и санкций» и РГНФ, проект № 14-03-00321 «Развитие гражданского общества и институтов демократии в России: социологический мониторинг», проект № 16-03-18035 «Организация и проведение полевого этапа социологического исследования на тему: "Развитие гражданского общества и институтов демократии в России: социологический мониторинг"».

Современная социально-политическая ситуация в российском обществе во многом определяется действием политических, экономических и социальных факторов, которые проявились в предшествующие периоды. Состояние и динамика настроений российского гражданского общества тесно связаны с внешней и внутренней политикой государства, складывающейся под влиянием мировой рыночной конъюнктуры, международных противоречий и санкций, введенных странами Запада.

Основные угрозы и риски социально-политической устойчивости развития российского общества отражаются во мнениях, суждениях, оценках, измеряемых с помощью социологических методов. Результаты социологического мониторинга показывают, что уровень тревожности массового сознания граждан по поводу своего экономического положения оставался на довольно высоком уровне и практически не изменил своего характера за прошедшие двадцать пять лет. Основной социально-экономической тревогой российского общества по-прежнему остается дороговизна жизни. Большинство граждан оценили гражданское общество в России как дорогое для жизни общество.

По данным исследования в июне 2016 г. главными тревогами массового сознания являлись «дороговизна жизни» (59%), «произвол чиновников» (32%), «повышение тарифов на услуги ЖКХ» (31%) и «безработица» (30%). Далее структура тревожности сложилась следующим образом: «повышение цен на продукты питания» (29%), «разделение общества на богатых и бедных» (28%), «безопасность близких» (26%), «страх перед будущим» (21%), «экологическая обстановка» (19%), «падение нравов, культуры» (19%), «преступность» (18%), «терроризм» (16%), «наркомания» (15%), «алкоголизм» (15%), «ухудшение положения пенсионеров в обществе» (14%), «высокая инфляция» (13%), «закрытие, простой предприятий» (12%), «обострение межнациональных отношений» (11%), «экономические санкции против России» (8%), «задержка выплаты зарплаты, пенсий» (8%), «ухудшение отношений с США и Европой» (7%), «мировой экономический кризис» (7%). Наименьшие значения за все годы проведения мониторинга зафиксированы у следующих показателей: «экологическая обстановка», «падение нравов, культуры», «преступность», «экономические санкции против России» и «ухудшение отношений с США и Европой». Максимально высокого значения достигли показатели тревожности «страх перед будущим» и «ухудшение положения пенсионеров в обществе» (см. табл. 1).

Таблица 1

Динамика тревожности респондентов Вопрос: «Какие проблемы беспокоят Вас в первую очередь?» (РФ, % от числа опрошенных)

Дороговизна жизни Произвол чиновников Повышение тарифов на услуги ЖКХ Безработица Повышение цен на продукты питания Разделение общества на богатых и бедных Безопасность Ваша и Ваших близких Страх перед будущим Экологическая обстановка Падение нравов, культуры Преступность Терроризм Наркомания Алкоголизм

1992, VII - - - - - - - - 22 13 44 - - -

1993, XI 70 - - 24 - 22 - - 26 - 51 - - -

1994, II 58 - - 24 - 20 - - 34 - 50 - - -

1995, I 60 - - 21 - 17 - - 31 - 43 - - -

1995, XI 56 - - 14 - 13 - - 21 - 32 3 - -

1997, I 41 - - 14 - - - - 24 - 28 - - -

2001, XII 66 32 - 31 - 33 - - 33 32 51 27 42 17

2002, XII 67 27 - 29 - 33 - - 32 27 49 29 26 17

2003, X 60 29 44 25 - 22 31 - 33 25 44 31 32 18

2005, IX 60 29 46 22 - 23 33 - 29 26 32 26 29 20

2006, I 55 31 43 25 - 27 28 - 31 25 36 24 30 20

2006, VI 62 32 45 27 - 30 32 - 36 30 40 20 31 23

2007, I 58 32 46 22 - 27 29 - 37 29 36 17 31 25

2007, VII 50 29 39 21 - 26 28 - 42 33 41 21 34 28

2008, II 57 31 48 18 - 27 26 - 38 27 36 15 30 27

2008, VI 58 29 42 16 40 22 27 - 38 27 32 12 27 22

2008, XI 58 28 35 23 36 22 24 - 32 29 32 16 26 19

2009, VI 50 28 36 32 34 20 22 - 31 26 28 9 22 22

2009, XII 48 33 31 25 32 19 25 - 32 31 34 17 26 25

2010, VI 51 31 38 26 29 20 25 - 32 26 33 24 23 22

2010, XII 53 35 43 29 39 18 27 - 33 27 30 15 22 20

2011, VI 56 33 36 29 31 27 25 - 33 24 29 18 23 24

2011, XI 56 33 42 28 31 22 22 - 25 24 33 14 24 23

2012, IV 49 41 40 27 30 25 24 - 31 27 33 14 25 23

2012, XII 51 44 43 24 29 24 24 - 24 26 31 13 22 22

2013, VI 50 37 45 25 31 27 19 - 28 29 30 14 19 22

2013, XII 46 37 38 22 26 26 25 - 23 28 33 22 23 24

2014, VI 45 31 38 20 27 22 23 17 23 22 24 19 19 21

2014, XII 50 29 35 21 27 24 23 18 20 23 22 12 19 16

2015, VI 55 33 30 27 32 22 23 14 20 21 17 8 17 17

2015, XII 58 33 31 28 34 24 26 19 22 19 19 23 13 13

2016, VI 59 32 31 30 29 28 26 21 19 19 18 16 15 15

Динамика тревожности респондентов (РФ, % от числа опрошенных) Продолжение таблицы

Ухудшение положения пенсионеров в обществе Высокая инфляция Закрытие, простой предприятий Обострение межнациональных отношений Экономические санкции против России Задержка выплаты зарплаты, пенсий Ухудшение отношений с США и Европой Мировой экономический кризис

1992, VII - - - 26 - - - -

1993, XI - - - 11 - - - -

1994, II - - 32 10 - - - -

1995, I - - 30 10 - - - -

1995, XI - - 19 6 - - - -

1997, I - - 22 7 - 39 - -

2001, XII - - 28 21 - 19 - -

2002, XII - - 19 15 - 21 - -

2003, X - - 16 8 - 11 - -

2005, IX - - 14 8 - 11 - -

2006, I - - 13 10 - 9 - -

2006, VI - - 14 11 - 9 - -

2007, I - - 14 11 - 9 - -

2007, VII - - 10 10 - 7 - -

2008, II - - 13 8 - 7 - -

2008, VI - 25 8 9 - 5 - -

2008, XI - 26 12 10 - 7 - -

2009, VI - 19 15 9 - 11 - 16

2009, XII - 14 14 9 - 7 - 14

2010, VI - 13 14 8 - 7 - 9

2010, XII - 11 11 9 - 7 - 7

2011, VI - 16 14 10 - 7 - 4

2011, XI - 11 13 10 - 7 - 7

2012, IV - 10 14 11 - 7 - 4

2012, XII - 11 14 12 - 9 - 6

2013, VI - 12 12 13 - 7 - 4

2013, XII - 11 13 15 - 9 - 6

2014, VI 12 10 11 17 - 6 - 6

2014, XII 12 13 11 15 - 7 13 7

2015, VI 13 13 12 13 11 6 10 6

2015, XII 13 14 13 14 10 8 8 8

2016, VI 14 13 12 11 8 8 7 7

Примечание: (-) - отсутствие позиции в инструментарии; сумма ответов превышает 100%, так как респонденты могли отметить несколько позиций.

Источник: Центр стратегических социальных и социально-политических исследований ИСПИ РАН.

Следующим компонентом измерения социально-политических рисков устойчивого развития общества является уровень противоречий и неприязни между гражданами. В июне 2016 г. большинство граждан считали, что в российском обществе значительны противоречия и неприязнь «между бедными и богатыми» (77%) и «между низшими и высшими классами» (71%). Рост значений этих двух индикаторов продолжается с 2013 г. Далее по нисходящей следуют значения индикаторов противоречий и неприязни между: «работодателями и работниками» (53%), «начальниками и подчиненными» (50%), «народом и властью» (47%), «людьми различных национальностей» (43%). Противоречия и неприязнь «между верующими различных религий» сегодня считают значительными 36% респондентов, «между предпринимателями и чиновниками» - 30%, «между младшим и старшим поколениями» - 22%. На последнем месте - противоречия «между верующими и неверующими» (20%) (см. график 1).

За десять лет измерений заметно снизились противоречия и неприязнь между народом и властью (с 69% до 47%), бедными и богатыми (с 84% до 77%), низшими и высшими классами (с 76% до 71%) (значения измерений в июне 2006 г. и в июне 2016 г.)

За двадцать лет измерений динамика отношения респондентов к курсу проводимых экономических реформ претерпела существенные положительные изменения. Количество граждан, отрицательно относящихся к курсу реформ, сократилось с 52% до 20%, а положительно оценивающих реформы увеличилось с 19% до 24%. В июне 2016 г. реформы оставались вне интересов и внимания 46% граждан, которые потеряли интерес к экономической политике государства, не воспринимают или не понимают ее итоговых результатов (см. график 2).

График 1.

Мнение респондентов о том, насколько значительны сегодня противоречия и неприязнь в современном российском обществе (вариант ответа «значительны») (РФ, % от числа опрошенных)

^ ' ^ ' Ь ^ ^ ^ ^ ' ь ^ ^ ^

Бедными и богатыми

Низшими и высшими классами

Народом и властью

Работодателями и работниками

Начальниками и подчиненными

Людьми различных национальностей

Младшим и старшим

поколениями Предпринимателям и и чиновниками

Верующими различных религий

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0

Источник: Центр социальных и социально-политических исследований ИСПИ РАН.

График 2.

Динамика отношения респондентов к курсу проводимых экономических реформ

(РФ, % от числа опрошенных)

Источник: Центр стратегических социальных и социально-политических исследований ИСПИ РАН.

По данным исследования 13% граждан считали, что реформы отвечают интересам большинства населения, 46 -имели противоположное мнение и 41% затруднились ответить на вопрос (см. график 3). Наблюдения за двадцать че-

тыре года показывают сохранение позитивной тенденции: число считающих, что экономические преобразования не отвечают интересам большинства населения страны, уменьшилось с 66 до 46%.

График 3.

Мнение респондентов о том, отвечают или нет проводимые экономические преобразования интересам большинства населения нашей страны (РФ, % от числа опрошенных)

70 66

А4 А4

^

ъ>4 +Ч

1 Л^"' С?1 гД"1 ч^"1 ч> ч> ч^' .'V ч';' ч*

1? 1? ^ 1? 1? 1? ^ ^ ^ ^

4>* ^ ^

>• -О' ¿С' ^ ^

Да, отвечаю т

Нет

Затруднились ответить

Источник: Центр стратегических социальных и социально-политических исследований ИСПИ РАН.

Экономическое положение большинства российских граждан остается тяжелым, хотя за двадцать три года проведения реформ произошли значительные изменения в лучшую сторону (см. график 4). С 16% до 6% (июнь 2016 г.) уменьшилось число граждан, которые по самооценке, живут в условиях нищеты, с 3 до 13% возросло количество «обеспеченных» - тех, кто может позволить купить себе большинство товаров длительного пользования. Число «ограниченных в средствах»» граждан, у которых денег хватает для приобретения необходимых продуктов и одежды возросло с 34 до 54%. С 46 до 26% снизилось количество «бедных» - тех, кому денег хватает только для приобретения необходимых продуктов и одежды. Число «богатых», имеющих возможность купить все, осталось на уровне 1%.

График 4.

Самооценка денежных доходов респондентов (РФ, % от числа опрошенных)

Богатые

Обеспеченные

60 55 50 45 40 35 30 25 20 15 10 5 0

Ограниченные в средствах

Бедные

Нищие

С^ С^

С^ С^ С^

0

Источник: Центр стратегических социальных и социально-политических исследований ИСПИ РАН.

162

Примечание: Вопрос: «Какая из вышеприведенных оценок наиболее точно характеризует Ваши доходы?». Варианты ответов: «Богатые» - «денег вполне достаточно, чтобы ни в чем себе не отказывать»; «Обеспеченные» - «покупка большинства товаров длительного пользования (холодильник, телевизор) не вызывает у нас трудностей»; «Ограниченные в средствах» - «денег достаточно для приобретения необходимых продуктов и одежды»; «Бедные» - «денег хватает только на приобретение продуктов питания»; «Нищие» - «денег не хватает даже на приобретение продуктов питания».

Анализ значений индикатора классовой самоидентификации фиксирует рост рисков устойчивого развития российского общества в отношении усиления социального дифференциации и расслоения (см. табл. 2). К среднему классу в июне 2016 г. себя относили 40% россиян, к низшему классу 29%, к высшему - 1%. Затруднились ответить 30% респондентов. За двадцать один год измерений с 37 до 29% снизилось количество граждан, относящих себя к низшему классу, а число россиян, относящих себя к среднему классу, осталось на уровне 39% - 40%. В июне 2016 г. к среднему классу себя относили 40% россиян, к низшему классу 29%, к высшему - 1%, затруднились ответить 30% респондентов. За прошедший год произошло существенное сокращение числа граждан, относящих себя к среднему классу (на 9 п.п.) и одновременный рост числа россиян, идентифицирующих себя с низшим классом (на 6 п.п.). Можно предположить, что негативные последствия кризиса и санкций сказались на условиях и качестве жизни респондентов. Произошло сокращение группы респондентов, относящих себя к среднему классу.

Таблица 2

Самоидентификация классовой принадлежности респондентов (Вопрос: «Сейчас становится привычным относить людей к низшему, среднему или высшему классам. К какому классу Вы себя относите?») (РФ, % от числа опрошенных)

К высшему классу К среднему классу К низшему классу Затруднились ответить

1994, II 1 39 37 23

1995, I 1 42 38 19

1995, XI 1 32 49 18

1999, XII 1 35 42 22

2000, XII 1 41 40 18

2001, XII 1 45 33 21

2002, XII 1 43 39 17

2003, X 1 52 31 16

2006, VI 2 49 33 16

2007, I 3 52 31 15

2008, II 1 50 36 13

2008, VI 1 46 28 26

2008, XI 1 53 26 19

2009, XII 2 49 31 18

2010, VI 1 53 27 19

2010, XII 1 51 28 21

2011, XI 2 52 26 20

2013, VI 2 52 28 18

2014, VI 3 59 18 19

2015, VI 2 49 23 26

2016, VI 1 40 29 30

Источник: Центр стратегических социальных и социально-политических исследований ИСПИ РАН.

По мнению большинства граждан, мировой экономический кризис существенным образом отразился на материальном положении их семей. В июне 2015 г. у 51% респондентов материальное положение семей ухудшилось, у 41 -не изменилось, у 2% - улучшилось. Всего 6% респондентов затруднились ответить на вопрос. По сравнению с декабрем 2013 г. наблюдается резкое увеличение с 33 до 51% количества граждан, у которых ухудшилось материальное положение семей (см. табл. 3). Существенно снизилось количество россиян, считавших, что материальное положение их семьи не изменилось (с 51 до 41%).

Таблица 3

Мнение респондентов о том, как мировой экономический кризис отразился на материальном положении их семьи (РФ, % от числа опрошенных)

Варианты ответов 2008, XI 2009, VI 2009, XII 2010, VI 2010, XII 2011, VI 2013, VI 2013, XII 2015, VI

Материальное положение улучшилось 2 3 2 3 2 3 7 3 2

Материальное положение ухудшилось 46 58 45 50 48 47 36 33 51

Материальное положение не изменилось 29 33 45 40 44 46 49 51 41

Затруднились ответить 23 6 8 7 6 4 8 13 6

Источник: Центр стратегических социальных и социально-политических исследований ИСПИ РАН.

В оценках материального положения своей семьи через 5 лет респонденты разбились на три примерно равные по численности группы: на тех, у кого материальное положение улучшится, останется без изменений и ухудшится (см. табл. 4). Согласно результатам исследования, в июне 2015 г. на значительное улучшение материального положения своей семьи через 5 лет рассчитывали 4% россиян, шестая часть респондентов ожидали улучшения своего материального положения (16%). На стабильное состояние своего материального положения надеялись 18%, ухудшение и существенное ухудшение прогнозировали соответственно 15 и 5% россиян. Наибольшее число респондентов затруднились ответить (42%). У большинства респондентов вследствие мирового экономического кризиса материальное положение ухудшилось.

Таблица 4

Распределение ответов респондентов на вопрос: «Каким, по Вашему мнению, будет материальное положение вашей семьи через 5 лет?» (РФ, % от числа опрошенных)

Варианты ответов 2005, IX 2012, XII 2015, VI

Значительно улучшится 3 4 4

Улучшится 17 22 16

Останется без изменений 23 34 18

Ухудшится 15 13 15

Существенно ухудшится 3 1 5

Затруднились ответить 38 26 42

Источник: Центр стратегических социальных и социально-политических исследований ИСПИ РАН.

Главными причинами экономического кризиса в стране граждане в первую очередь называют слабость российской экономики, падение мировых цен на нефть, ошибки и неправильные действия высшего российского политического руководства (см. табл. 5). В декабре 2015 г. главной причиной разразившегося в России экономического кризиса 46% опрошенных граждан считали «слабость российской экономики», 40% - «падение мировых цен на нефть», 28 -«ошибки и неправильные действия высшего российского политического руководства», 26 - «ошибки и неправильные действия руководства Центробанка и экономического блока Правительства РФ», 23 - «экономические санкции против России», 16 - «кризис мировой финансовой системы», 15 - «зависимость экономики России от Федеральной резервной системы США», 6% - «запрет на ввоз продовольственных товаров в Россию из Евросоюза и США». Затруднились ответить - 14% респондентов. В этой связи для России задача локализации и минимизации эффектов мирового финансового кризиса становится главным фактором устойчивого развития российского общества.

Таблица 5

Мнение респондентов о том, каковы главные причины разразившегося в России экономического

кризиса (РФ, % от числа опрошенных)

Варианты ответов 2015, VI 2015, XII

Падение мировых цен на нефть 37 40

Слабость российской экономики 36 46

Ошибки и неправильные действия руководства Центробанка и экономического блока Правительства РФ 29 26

Экономические санкции против России 29 23

Ошибки и неправильные действия высшего российского политического руководства 24 28

Кризис мировой финансовой системы 15 16

Зависимость экономики России от Федеральной резервной системы США 13 15

Запрет на ввоз продовольственных товаров в Россию из Евросоюза и США 9 6

Затруднились ответить 14 14

Примечание: сумма ответов превышает 100%, так как респонденты могли отметить несколько вариантов ответов. Источник: Центр стратегических социальных и социально-политических исследований ИСПИ РАН.

Сложный индикатор социально-политической отчужденности общества и государства отражает направления развития устойчивости общества, характеризуя возможные риски. Обострились социополитические риски устойчивости общества в сфере трудовой мотивации. В июне 2016 г. 34% считали, что «сейчас каждый, кто может и хочет работать, способен обеспечить свое материальное благополучие» (за полтора года снижение на 14 п.п.) и 50% утверждали, что «сколько ни работай, материального благополучия себе не обеспечишь» (за полтора года рост на 8 п.п.). С декабря 2014 г. снизилось число граждан, считающих, что «сейчас каждый, кто может и хочет работать, способен обеспечить свое материальное благополучие».

Социополитические риски устойчивости общества, связанные с отчуждением общества от государства, в еще большей степени проявляются в сфере политической жизни: 71% респондентов считали, что «большинство из нас не могут повлиять на политические процессы в стране». Только десятая часть граждан высказала точку зрения о том, что «большинство из нас могут повлиять на политические процессы» (11%). По-прежнему сохранялась большая дистанция между российским обществом и властью.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По мнению 75% опрошенных, «людям у власти нет никакого дела до простых людей», 40% респондентов считали, что «главное для центральной власти в Москве - это решить свои проблемы за счет областей и республик России». Противоположных взглядов придерживались лишь 6 и 12% респондентов соответственно. За полгода количество россиян, считающих, что «людям у власти нет никакого дела до простых людей», возросло с 67 до 75% (см. графики 5-8).

График 5

Суждения респондентов о жизни в стране (РФ, % от числа опрошенных)

70 69

50

5 4 Е

5 4:

4644 48 4.

64

4546

15 15 >24

Я >

13

27

"26 26 26

30

40

04

8 3

0 40

38

42

4041

35 3

73

73

42

47 I и

4240 39

47

47

42

47

40 42

42

37

34

я я ^ ййй

> Я

к >

8 99 0 0 9

> Я > Я > Я > ^ « * > Я > Я > Я >

00 оо" Ы „" о" -н -ч" ГЧ ГП —4, «

00000 20002 222

0000

О О О 2222

00000 22222

Сейчас каждый, кто может и хочет работать, способен обеспечить свое материальное благополучие

Сколько ни работай, материального благополучия себе не обеспечишь

Источник: Центр стратегических социальных и социально-политических исследований ИСПИ РАН.

График 6

Суждения респондентов о жизни в стране (РФ, % от числа опрошенных)

66

56 50 64 57 65 63 53 56 60 64

73 77 80 80 77 80 79 75 72 72 69 69 70 67 67 75 75 74 68 72 68 64 68 67 67 75

50

50

1 1 Т^з

57

5 6

6 6

7 9 9

8 9 10 7

12 9

11 12 9

8 6

^ ^ ^

©" -Н Г^ © 00000

С^ © © © С^

О ОО ОО ^ 0000 (N10 0 0 <4 <4 <4

<4 <4 С^)

Власти заботятся о жизни простых людей

Людям у власти нет никакого дела до простых людей

Источник: Центр стратегических социальных и социально-политических исследований ИСПИ РАН.

График 7

Суждения респондентов о жизни в стране (РФ, % от числа опрошенных)

^ 36 ^ 36 52 58 60 57 53 56 49 50 46 52 52 48 50 51 49 55 51 52 51 50 50 39 44 3_ 4] 40

33 28 24 35 36 35 36 27 26 30 35 44 37 Ц 12

50 0

2, 1 ^^^ 3 3. '

17 17

^^^^^^^ооооооооооооооооо^^^^^^^^^^^^^ ^^^^^^^оооооооооооооооооооооооооооооо

Главное для центральной власти в Москве - это решить свои проблемы за счет

областей и республик России

Центр проводит политику в интересах регионов

Источник: Центр стратегических социальных и социально-политических исследований ИСПИ РАН.

График 8

Суждения респондентов о жизни в стране (РФ, % от числа опрошенных)

47

52

48

50

52 45 50 50

65 69 73 74 70 72 74 70 73 71 72 71 69 72 72 71 65 67 66 69 69 68 74 71

^^ —1—■ 75 4■ 1™ 75 1 — 7 ■

4 12 10 12 11 л. 9 10 11 12 ж. 11 11 А. 11 14 11 л. 11 14 12 11 л. 11 14 18 16 16 13 13 11

шшш я ^ ж А. ь. ь. 4 ь. . Ь. А к. А. ь. .

СГ)СГ)СТ)СТ)СТ)СТ)СТ)00000000000000000*-н*-н*-н*-н*-н*-н*-н*-н*-н*-н*-н*-н*н

слслслслслслслоооооооооооооооооооооооооооооо

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Большинство из нас могут повлиять на политические процессы в стране Большинство из нас не могут повлиять на политические процессы в

Источник: Центр стратегических социальных и социально-политических исследований ИСПИ РАН.

0

0

0

В нашем исследовании понятие «устойчивость» в приложении к обществу («социальная устойчивость») существует в диалектической связи с понятием «неустойчивость», экстремумом которой является кризис общества вплоть до распада. При устойчивом социально-политическом развитии в системе отношений «гражданское общество - государство» происходит самоподдерживающееся оптимальное при данных условиях и в стратегическом научно планируемом будущем согласование интересов, что создает для всех субъектов и институтов системы социально-политических отношений режим устойчивого развития.

Согласно нашим измерениям, начиная с декабря 1999 г., социально-политическая устойчивость развития российского общества стала повышаться. К июню 2014 г. интегральный индекс социополитической устойчивости достиг положительного значения (0,57) и вошел в зону стабильного развития. Однако в конце 2014 г. значение индекса вернулось в зону кризисного развития. В июне 2016 г. индекс социополитической устойчивости составил - 9,5 (см. рис. 1).

УСТОЙЧИВОСТЬ 100

Зона устойчивого развития

СТАБИЛЬНОСТЬ 50

Зона стабильного развития

КРИЗИС 0

Зона кризисного развития

КАТАСТРОФА -50

Зона распада

РАСПАД -Ю0

Источник: Центр стратегических социальных и социально-политических исследований ИСПИ РАН.

Рисунок 1.

Динамика значений индекса и индикаторов социально-политической устойчивости

развития российского общества

Главный эффект неолиберальных реформ и экономических кризисов, которые в России совместились и переросли к настоящему моменту в системный институциональный кризис реформ, заключается в том, что российское общественное сознание и большая часть политического класса постепенно избавились от ряда иллюзий, которые были сформированы в предыдущие годы. Главная из них - об императивном позитивном эффекте либеральных реформ. Долгое время в обществе и политическом классе доминировало мнение, что вступив на путь либеральных рыночных реформ, Россия автоматически получает гарантии стабильного устойчивого экономического развития в будущем. Социально-политическая реальность 2016 года доказала, что на уровне политического класса это суждение явилось стратегическим заблуждением, а на уровне общественного и массового сознания иллюзией - результатом политической наивности и манипуляций. Постепенно пришло понимание той ситуации, что никто не ждал Россию на мировых рынках с распростертыми объятиями. Современная система мирохозяйственных связей продолжает в целом функционировать на принципах жесткой экономической конкуренции. Когда необходимо, эта экономическая конкуренция за ресурсы и рынки перерастает в военно-политическое противостояние.

За тридцать лет перестройки и рыночных реформ, с момента их провозглашения на апрельском Пленуме ЦК КПСС в 1985 году, страну, экономику и общество по крайней мере шесть раз сотрясали экономические и финансовые кризисы. Последний мировой экономический кризис 2008 года, который чуть не обрушил мировую финансовую систему, укрепил в общественном сознании мнение, что страна потеряла экономический суверенитет, а надежды на то, что неолиберальные реформы принесут стабильность и процветание, являются иллюзией. Граждане поняли, что их благосостояние теперь напрямую зависит от мировой политической конъюнктуры, а государство и общество стали стратегически уязвимы в своем выборе путей развития.

Вторая иллюзия, с которой рассталось российское общественное сознание - это комплекс вины, неполноценности, неправедного исторического социального, политического прошлого. На протяжении последних трех десятилетий в российском обществе искусственно культивировался комплекс политической вины как русских, российских царей, так и советских вождей. Преследовалась цель руинизации русской российской истории, слома политической воли и

сноса на свалку всего слоя русской политической культуры. Но оказалось, что при живом народе - носителе этой культуры это невозможно осуществить, не разорвав страну и русский мир на части с кровью и огромными человеческими потерями. Граждане почувствовали и поняли, что превращение иллюзии «побежденной России» в реальность означает конец мирной жизни, а значит, и конец страны в ее нынешней геополитической и геоэкономической конфигурации. Общество не согласилось с таким замыслом.

К началу 2016 года, несмотря на продолжающийся кризис развития, мы наблюдаем процесс социально-политической консолидации на Кавказе, в Крыму и в целом в стране. Этот процесс не закончился и является результатом динамики русской, советской, российской политической культуры в единстве знаний, убеждений и действий. Особенностью этой культуры является то, что она сформировалась в условиях многовекового внешнего политического давления. Русский российский национальный политический характер зарождался на просторах северных территорий, в материальных и духовных ограничениях, проходя через периоды кризисов и мобилизаций. Закалка победами и поражениями, политическими зимами и оттепелями укрепила стремление к воле, независимости и свободе. Ядром этой культуры, стержнем этого характера является стремление к суверенитету на этом обширном евразийском пространстве. В этих качествах проявляется фундаментализм русского мира.

Его разрушение до основания - очень трудоемкая работа. Она требует колоссальных материальных и временных ресурсов. В настоящее время нет оснований полагать, что удастся стратегически собрать и направить эти ресурсы в нужное место и в нужное время. В силу такого понимания актуальной социально-политической ситуации произошло разрушение еще одной иллюзии о том, что Запад и США одержали победу в «холодной войне». Россия осталась самой большой страной на планете с ядерным оружием и громадным ресурсным и человеческим потенциалом. На ее территории нет оккупационных войск. Рационально ли в этом случае говорить о ее разгроме и какой-либо победе? Вряд ли. Навязываемый принцип «горе побежденному» оказался неприменим к нашей стране. Российское общественное сознание не приняло эту пропагандистскую установку и поняло, что только опора на собственные силы дает стране гарантии на будущее независимое развитие.

В условиях продолжающегося кризиса в обществе наблюдается процесс материальной экономии и мобилизации. В первую очередь граждане экономят на основных фондах: отложены покупки новых квартир, дач, машин и дорогостоящей техники. Пришлось отказаться от заграничного отдыха и запланированного ремонта. Актуализировались тревоги потери работы, повышения цен на продукты питания и услуги, роста тарифов ЖКХ, транспорта, расходов на детей, образование. Экономят граждане, заработная плата которых в рублях не привязана к доллару. Получатели долларовых заработных плат и дивидендов - выиграли, привычек не меняют, стиль жизни остался прежним. И такое положение начинает раздражать часть элиты и граждан. К внутренней политике у населения растет недоверие. В частности, усиливается критика в адрес антикризисной политики экономического блока правительства РФ.

Оппозиция совершила концептуальную ошибку, начав по западным традициям и технологиям кампанию против политических личностей, в частности против В. В. Путина. В общественном сознании политический образ В.В. Путина накрепко связан с образом российского государства. Такова особенность политической традиции и актуальной политической культуры. Глобальные политические тенденции развития событий в Сирии, на Ближнем Востоке, США, Китае не позволяют говорить о возможном снижении политического авторитета В. В. Путина, команде которого удается достаточно оперативно и эффективно отвечать на краткосрочные угрозы.

Спусковым крючком европейских революций и переворотов являлась провальная логистика продовольствия и хлеба в столицах. Угроза пустых прилавков и голода заставила граждан выйти на улицы Парижа в 1789 году, Петрограда в 1917 году, Москвы в 1991 году. Представить что-то подобное в современных условиях Российской Федерации, где органы власти в центре и на местах стараются тщательно и аккуратно отслеживать и контролировать проблему продовольственной безопасности, вряд ли возможно.

В целом, в начале 2016 года общество и государство, несмотря на кризис и санкции, находились в состоянии динамического социально-политического равновесия. Гражданское общество в своем большинстве устойчиво продолжает поддерживать В.В. Путина и проводимый им политический курс, накапливая вопросы о перспективах своего будущего устойчивого социально-политического и социально-экономического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.