Научная статья на тему 'Стратегия управления продовольственными ресурсами'

Стратегия управления продовольственными ресурсами Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
173
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭЛЕМЕНТЫ / МОДЕЛЬ / ИНТЕГРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гранкин Владимир Филиппович, Цемба Наталья Михайловна

Рассмотрена проблема продовольственной безопасности страны. Поставлены задачи в рамках обеспечения продовольственной безопасности. Охарактеризованы элементы модели стратегического управления ресурсами продовольственного характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегия управления продовольственными ресурсами»

СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫМИ РЕСУРСАМИ

В.Ф. Гранкин, Н.М. Цемба

Аннотация. Рассмотрена проблема продовольственной безопасности страны. Поставлены задачи в рамках обеспечения продовольственной безопасности. Охарактеризованы элементы модели стратегического управления ресурсами продовольственного характера.

Ключевые слова: стратегия, продовольственная безопасность, элементы, модель, интеграция.

Сегодня проблема обеспечения продовольственной безопасности страны имеет интегральный характер. Именно в ней аккумулируются основные факторы экономической и агропромышленной модернизации, современное состояние и тенденции развития производства сельскохозяйственной продукции, отечественного продовольственного рынка, изменения степени его зависимости от импорта, платежеспособности населения в разных регионах России.

Уровень эффективности государственного управления АПК можно охарактеризовать на основе того, насколько соответствующие органы точно определили стратегию своей деятельности [1].

Под стратегией следует понимать базовые принципы, которые составляют основу выбора и достижения цели. Таким образом, именно стратегия управления АПК определяет сущность проводимой в стране политики в области АПК.

Однако многие исследователи при формулировке определения стратегия проблему выбора цели не учитывают, что, по нашему мнению, нельзя считать обоснованным. Невозможно двигаться в правильном направлении, не определив четкой цели.

Среди рассмотренных определений понятия стратегия наиболее аргументированными, по нашему мнению, являются формулировки, данные такими учеными, как И. Ансоффом, А.Томпсоном и А. Стрикландом.

По мнению И. Ансоффа, стратегия - это набор определенных правил для принятия решений, которыми предприятие руководствуется в своей деятельности.

А.Томпсон и А. Стрикланд считают, что стратегия - это определенная модель поведения, которой следует организация для достижения своих долгосрочных целей.

Таким образом, обеспечение населения страны безопасной сельскохозяйственной продукцией, продукцией из водных биоресурсов (далее - рыбная продукция) и продовольствием является стратегической целью продовольственной безопасности. Необходима стабильность внутреннего производства и, кроме того, наличие необходимых запасов и резервов для достижения указанной цели [2].

На современном этапе, независимо от изменения внешних и внутренних условий основными задачами в рамках обеспечения продовольственной безопасности являются:

- формирование своевременных прогнозов, выявление и предупреждение внутренних и внешних угроз продовольственной безопасности, кроме того, сведение до минимума их негативных последствий за счет постоянной готовности системы обеспечения населения пищевыми продуктами, а также формирование стратегических запасов продуктового сырья;

- дальнейшее стабильное развитие отечественного производства продовольственного сырья, необходимого для обеспечения продовольственной независимости страны;

- достижение и поддержание физической, а также экономической доступности для каждого гражданина

страны безопасных продуктов питания в объемах и ассортименте, которые должны отвечать соответствующим рациональным нормам потребления пищевых продуктов, важных для активного и здорового образа жизни;

- обеспечение надлежащей безопасности продуктов питания.

Продовольственная независимость нашей страны зависит от стабильного отечественного производства продуктов питания в объемах не меньше установленных пороговых значений их удельного веса в товарных ресурсах внутреннего рынка.

Сельскому и рыбному хозяйству, а также пищевой промышленности принадлежит основополагающая роль в обеспечении продовольственной безопасности.

На современном этапе большое значение имеет дальнейшее укрепление и развитие сотрудничества с региональными и международными объединениями, налаживание соответствующих механизмов межгосударственных диалогов, а также содействие развитию отношений с государствами развитых стран по проблемам продовольственной безопасности в соответствии с Концепцией внешней политики нашей страны.

Тенденции и механизмы, которые способны обеспечивать продовольственную безопасность, должны быть направлены на надлежащее предотвращение внутренних и внешних угроз продовольственной безопасности, их целесообразно разрабатывать одновременно с государственными прогнозами социально-экономического развития [2].

Правительством Российской Федерации ежегодно формируются баланс имеющихся ресурсов и потребления основных видов сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия.

Для каждой группы населения нашей страны, чтобы повысить доступность сырья и продовольствия, необходимо принять следующие решения:

- о формировании мер, направленных на оказание адресной помощи тем группам населения, уровень доходов которых не позволяет им обеспечить полноценное питание;

- о разработке и утверждении системы мер, способных обеспечить безопасность продуктов питания, в том числе продуктов, изготовленных из материалов и сырья, полученных путем применения генно-инженерно-модифицированных организмов;

- о формировании специальных требований, которые будут предъявляться к предприятиям пищевой промышленности, а также переходе на комплексную контрольную систему безопасности пищевой индустрии.

В сферах производства, а также реализации сельскохозяйственной, рыбной продукции и продовольствия назрела необходимость осуществить мероприятия, ориентированные на:

- рост темпов расширенного воспроизводства, а также инвестиционной привлекательности и внедрению инноваций в сельском и рыбном хозяйстве путем оптимизации межотраслевых экономических отношений;

- стабилизацию в формировании механизмов ценообразования и ценовой политики на основе индикативных цен на товары первой необходимости;

- совершенствование процесса поддержки кредитования в целях обеспечения доступности для подавляющего большинства товаропроизводителей краткосрочных, а также инвестиционных кредитов;

- формирование необходимых мер для реализации потенциала зон опережающего экономического роста с

агропромышленной и рыбохозяйственной направленностью в субъектах Российской Федерации, учет данного фактора целесообразен при организации перспективной системы расселения;

- стимулирование развития интеграции и кооперации в сферах производства, переработки и сбыта продукции сельского хозяйства и рыбной продукции;

- содействие ускорению развития инфраструктуры внутреннего рынка;

- разработку и реализацию программ освоения новых технологий, а также технологической модернизации, которые будут способствовать повышению производительности труда и ресурсосбережению;

- формирование мер, направленных на создание общего продовольственного рынка и единой товаропроводящей сети в рамках таможенного союза государств-членов Евразийского экономического сообщества;

- разработка мер по регулированию рынков сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия, включая закупки для потребностей государства, совершенствование государственной торговой политики, все это будет способствовать расширению спроса на продукцию отечественного производства.

В области организации и управления обеспечением продовольственной безопасности необходимо:

- осуществлять совершенствование нормативно-правовой базы функционирования агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов;

- давать реальную оценку устойчивости экономики страны к изменениям на рынках мирового масштаба продовольственного сырья, а также изменениям природно-климатического характера;

- регулярно оценивать устойчивость продовольственного обеспечения регионов и городов, которые находятся в зависимости от внешних поставок пищевых продуктов;

- создать необходимые государственные информационные ресурсы в сфере обеспечения продовольственной безопасности.

На современном этапе достаточно глобальный характер приобрела проблема обеспечения продовольственной безопасности. Вместе с тем, локализация системы обеспечения ресурсами, производства и реализации продукции сельского хозяйства на региональном уровне превращают механизм обеспечения продовольственной безопасности в систему сложноорганизованную [3]. Именно региональный фактор играет чрезвычайно важную роль в обеспечении продовольственной безопасности страны.

Особенности экономических, природных демографических, социальных, национальных и прочих факторов ведут к дифференциации регионов по степени их участия в решении проблемы продовольственной безопасности, а последнее, соответственно, требует регионального подхода к разработке механизма обеспечения продовольственной безопасности государства и управлению производством агропродукции.

Сегодня, исходя из сложившихся обстоятельств их относительной рыночной изолированности, в России назрела необходимость формирования и реализации стратегии продовольственной безопасности каждому отдельному региону. Кроме того, необходима комплексная и реальная оценка состояния и разработки модели обеспечения продовольственной безопасности региона. Такая оценка должна быть направлена на императивы воспроизводственного подхода к жизнеобеспечению человека как персонифицированного субъекта биосоциальной системы, прежде всего за счет внутреннего производства и внешнеторгового обмена продуктов питания с учетом медицинских требований. Наряду с этим, необходимо развитие логистики продовольст-

венных межрегиональных и трансграничных потоков, а также экономической доступности продовольствия всем социальным группам населения и обеспечение защиты населения от некачественной продукции.

Модель стратегического управления ресурсами продовольственного характера, исходя из вышеизложенного, должна предусматривать следующие элементы:

1. Стратегический анализ и оценку региональных обстоятельств, возможностей формирования продовольственного сырья, эффективности развития рынка продовольствия (анализ структуры и объемов производства, его технико-технологического уровня, мощностей организаций и эффективности их использования, рациональности размещения, соответствующей специализации и концентрации производства, уровней потребления и самообеспеченности, а также обмена между регионами, эффективности политики сбыта и ценовых отношений, пропорций воспроизводства, инфраструктуры, а также конечных итогов деятельности).

2. Определение необходимых потребностей в продовольственном сырье и основных продуктах питания с ориентацией: а) на насыщение требуемого спроса и обеспечение потребления согласно научно обоснованным нормам; б) необходимое снабжение соответствующим сырьем перерабатывающих предприятий согласно имеющихся мощностей, их специфической направленности и двухсменной работы оборудования; в) определение требуемых объемов и реализация возможностей по вывозу конечной продукции в другие регионы страны; г) достижение необходимого равновесия между спросом и предложением на базе реализации взаимосвязанных факторов производства и потребления.

3. Определение соответствующих специализированных объемов производства, его концентрации, учитывая экологическую безопасность продовольствия. В данном блоке должны осуществляться: а) составление прогноза продуктивности и урожайности в сельском хозяйстве; б) соответствующее развитие организационно-экономических условий и структуры специализированного производства; в) оптимизация состава, структуры, движения и концентрации продовольственных ресурсов и т. д.

4. Совершенствование производственно-отраслевой структуры обеспечения продовольствием (необходимое комбинирование сырьевых и перерабатывающих предприятий, сопоставление соответствующих отраслей и видов деятельности, которые обеспечат сбалансированное функционирование основных ее элементов, соблюдение межотраслевых, а также внутриотраслевых пропорций).

5. Совершенствование организационно-экономической структуры режима обеспечения продовольствием (создание условий пропорционального производства, переработки и продажи продукции, а также распределения доходов и продовольственных ресурсов, организационно-экономических основ и производственных параметров деятельности, в развитии интегрирационных формированиях).

6. Формирование системы стимулирования конкурентоспособности продовольствия.

Список использованных источников

1 Бойко В.В. Социально защищенные и незащищенные семьи в изменяющейся России: учеб. для вузов. - СПб.: Сударыня, 2009.

2 Зинченко А.П. Справочник по статистике: учеб. для вузов: М. - Колос С, 2008.

3 Сельское хозяйство Российской Федерации в 2012 г. // Экономика сельского хозяйства России. - 2013. - № 2. - С. 87-88.

Информация об авторах Гранкин Владимир Филиппович, доктор экономических наук, профессор кафедры инновационных методов управления социально-экономическими системами ФГБОУ ВПО «Курская ГСХА».

Цемба Наталья Михайловна, соискатель ФГБОУ ВПО «Курская ГСХА», е-шаП: [email protected], тел. 8-905679-35-33.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.