СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫМИ РЕСУРСАМИ
В.Ф. Гранкин, Н.М. Цемба
Аннотация. Рассмотрена проблема продовольственной безопасности страны. Поставлены задачи в рамках обеспечения продовольственной безопасности. Охарактеризованы элементы модели стратегического управления ресурсами продовольственного характера.
Ключевые слова: стратегия, продовольственная безопасность, элементы, модель, интеграция.
Сегодня проблема обеспечения продовольственной безопасности страны имеет интегральный характер. Именно в ней аккумулируются основные факторы экономической и агропромышленной модернизации, современное состояние и тенденции развития производства сельскохозяйственной продукции, отечественного продовольственного рынка, изменения степени его зависимости от импорта, платежеспособности населения в разных регионах России.
Уровень эффективности государственного управления АПК можно охарактеризовать на основе того, насколько соответствующие органы точно определили стратегию своей деятельности [1].
Под стратегией следует понимать базовые принципы, которые составляют основу выбора и достижения цели. Таким образом, именно стратегия управления АПК определяет сущность проводимой в стране политики в области АПК.
Однако многие исследователи при формулировке определения стратегия проблему выбора цели не учитывают, что, по нашему мнению, нельзя считать обоснованным. Невозможно двигаться в правильном направлении, не определив четкой цели.
Среди рассмотренных определений понятия стратегия наиболее аргументированными, по нашему мнению, являются формулировки, данные такими учеными, как И. Ансоффом, А.Томпсоном и А. Стрикландом.
По мнению И. Ансоффа, стратегия - это набор определенных правил для принятия решений, которыми предприятие руководствуется в своей деятельности.
А.Томпсон и А. Стрикланд считают, что стратегия - это определенная модель поведения, которой следует организация для достижения своих долгосрочных целей.
Таким образом, обеспечение населения страны безопасной сельскохозяйственной продукцией, продукцией из водных биоресурсов (далее - рыбная продукция) и продовольствием является стратегической целью продовольственной безопасности. Необходима стабильность внутреннего производства и, кроме того, наличие необходимых запасов и резервов для достижения указанной цели [2].
На современном этапе, независимо от изменения внешних и внутренних условий основными задачами в рамках обеспечения продовольственной безопасности являются:
- формирование своевременных прогнозов, выявление и предупреждение внутренних и внешних угроз продовольственной безопасности, кроме того, сведение до минимума их негативных последствий за счет постоянной готовности системы обеспечения населения пищевыми продуктами, а также формирование стратегических запасов продуктового сырья;
- дальнейшее стабильное развитие отечественного производства продовольственного сырья, необходимого для обеспечения продовольственной независимости страны;
- достижение и поддержание физической, а также экономической доступности для каждого гражданина
страны безопасных продуктов питания в объемах и ассортименте, которые должны отвечать соответствующим рациональным нормам потребления пищевых продуктов, важных для активного и здорового образа жизни;
- обеспечение надлежащей безопасности продуктов питания.
Продовольственная независимость нашей страны зависит от стабильного отечественного производства продуктов питания в объемах не меньше установленных пороговых значений их удельного веса в товарных ресурсах внутреннего рынка.
Сельскому и рыбному хозяйству, а также пищевой промышленности принадлежит основополагающая роль в обеспечении продовольственной безопасности.
На современном этапе большое значение имеет дальнейшее укрепление и развитие сотрудничества с региональными и международными объединениями, налаживание соответствующих механизмов межгосударственных диалогов, а также содействие развитию отношений с государствами развитых стран по проблемам продовольственной безопасности в соответствии с Концепцией внешней политики нашей страны.
Тенденции и механизмы, которые способны обеспечивать продовольственную безопасность, должны быть направлены на надлежащее предотвращение внутренних и внешних угроз продовольственной безопасности, их целесообразно разрабатывать одновременно с государственными прогнозами социально-экономического развития [2].
Правительством Российской Федерации ежегодно формируются баланс имеющихся ресурсов и потребления основных видов сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия.
Для каждой группы населения нашей страны, чтобы повысить доступность сырья и продовольствия, необходимо принять следующие решения:
- о формировании мер, направленных на оказание адресной помощи тем группам населения, уровень доходов которых не позволяет им обеспечить полноценное питание;
- о разработке и утверждении системы мер, способных обеспечить безопасность продуктов питания, в том числе продуктов, изготовленных из материалов и сырья, полученных путем применения генно-инженерно-модифицированных организмов;
- о формировании специальных требований, которые будут предъявляться к предприятиям пищевой промышленности, а также переходе на комплексную контрольную систему безопасности пищевой индустрии.
В сферах производства, а также реализации сельскохозяйственной, рыбной продукции и продовольствия назрела необходимость осуществить мероприятия, ориентированные на:
- рост темпов расширенного воспроизводства, а также инвестиционной привлекательности и внедрению инноваций в сельском и рыбном хозяйстве путем оптимизации межотраслевых экономических отношений;
- стабилизацию в формировании механизмов ценообразования и ценовой политики на основе индикативных цен на товары первой необходимости;
- совершенствование процесса поддержки кредитования в целях обеспечения доступности для подавляющего большинства товаропроизводителей краткосрочных, а также инвестиционных кредитов;
- формирование необходимых мер для реализации потенциала зон опережающего экономического роста с
агропромышленной и рыбохозяйственной направленностью в субъектах Российской Федерации, учет данного фактора целесообразен при организации перспективной системы расселения;
- стимулирование развития интеграции и кооперации в сферах производства, переработки и сбыта продукции сельского хозяйства и рыбной продукции;
- содействие ускорению развития инфраструктуры внутреннего рынка;
- разработку и реализацию программ освоения новых технологий, а также технологической модернизации, которые будут способствовать повышению производительности труда и ресурсосбережению;
- формирование мер, направленных на создание общего продовольственного рынка и единой товаропроводящей сети в рамках таможенного союза государств-членов Евразийского экономического сообщества;
- разработка мер по регулированию рынков сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия, включая закупки для потребностей государства, совершенствование государственной торговой политики, все это будет способствовать расширению спроса на продукцию отечественного производства.
В области организации и управления обеспечением продовольственной безопасности необходимо:
- осуществлять совершенствование нормативно-правовой базы функционирования агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов;
- давать реальную оценку устойчивости экономики страны к изменениям на рынках мирового масштаба продовольственного сырья, а также изменениям природно-климатического характера;
- регулярно оценивать устойчивость продовольственного обеспечения регионов и городов, которые находятся в зависимости от внешних поставок пищевых продуктов;
- создать необходимые государственные информационные ресурсы в сфере обеспечения продовольственной безопасности.
На современном этапе достаточно глобальный характер приобрела проблема обеспечения продовольственной безопасности. Вместе с тем, локализация системы обеспечения ресурсами, производства и реализации продукции сельского хозяйства на региональном уровне превращают механизм обеспечения продовольственной безопасности в систему сложноорганизованную [3]. Именно региональный фактор играет чрезвычайно важную роль в обеспечении продовольственной безопасности страны.
Особенности экономических, природных демографических, социальных, национальных и прочих факторов ведут к дифференциации регионов по степени их участия в решении проблемы продовольственной безопасности, а последнее, соответственно, требует регионального подхода к разработке механизма обеспечения продовольственной безопасности государства и управлению производством агропродукции.
Сегодня, исходя из сложившихся обстоятельств их относительной рыночной изолированности, в России назрела необходимость формирования и реализации стратегии продовольственной безопасности каждому отдельному региону. Кроме того, необходима комплексная и реальная оценка состояния и разработки модели обеспечения продовольственной безопасности региона. Такая оценка должна быть направлена на императивы воспроизводственного подхода к жизнеобеспечению человека как персонифицированного субъекта биосоциальной системы, прежде всего за счет внутреннего производства и внешнеторгового обмена продуктов питания с учетом медицинских требований. Наряду с этим, необходимо развитие логистики продовольст-
венных межрегиональных и трансграничных потоков, а также экономической доступности продовольствия всем социальным группам населения и обеспечение защиты населения от некачественной продукции.
Модель стратегического управления ресурсами продовольственного характера, исходя из вышеизложенного, должна предусматривать следующие элементы:
1. Стратегический анализ и оценку региональных обстоятельств, возможностей формирования продовольственного сырья, эффективности развития рынка продовольствия (анализ структуры и объемов производства, его технико-технологического уровня, мощностей организаций и эффективности их использования, рациональности размещения, соответствующей специализации и концентрации производства, уровней потребления и самообеспеченности, а также обмена между регионами, эффективности политики сбыта и ценовых отношений, пропорций воспроизводства, инфраструктуры, а также конечных итогов деятельности).
2. Определение необходимых потребностей в продовольственном сырье и основных продуктах питания с ориентацией: а) на насыщение требуемого спроса и обеспечение потребления согласно научно обоснованным нормам; б) необходимое снабжение соответствующим сырьем перерабатывающих предприятий согласно имеющихся мощностей, их специфической направленности и двухсменной работы оборудования; в) определение требуемых объемов и реализация возможностей по вывозу конечной продукции в другие регионы страны; г) достижение необходимого равновесия между спросом и предложением на базе реализации взаимосвязанных факторов производства и потребления.
3. Определение соответствующих специализированных объемов производства, его концентрации, учитывая экологическую безопасность продовольствия. В данном блоке должны осуществляться: а) составление прогноза продуктивности и урожайности в сельском хозяйстве; б) соответствующее развитие организационно-экономических условий и структуры специализированного производства; в) оптимизация состава, структуры, движения и концентрации продовольственных ресурсов и т. д.
4. Совершенствование производственно-отраслевой структуры обеспечения продовольствием (необходимое комбинирование сырьевых и перерабатывающих предприятий, сопоставление соответствующих отраслей и видов деятельности, которые обеспечат сбалансированное функционирование основных ее элементов, соблюдение межотраслевых, а также внутриотраслевых пропорций).
5. Совершенствование организационно-экономической структуры режима обеспечения продовольствием (создание условий пропорционального производства, переработки и продажи продукции, а также распределения доходов и продовольственных ресурсов, организационно-экономических основ и производственных параметров деятельности, в развитии интегрирационных формированиях).
6. Формирование системы стимулирования конкурентоспособности продовольствия.
Список использованных источников
1 Бойко В.В. Социально защищенные и незащищенные семьи в изменяющейся России: учеб. для вузов. - СПб.: Сударыня, 2009.
2 Зинченко А.П. Справочник по статистике: учеб. для вузов: М. - Колос С, 2008.
3 Сельское хозяйство Российской Федерации в 2012 г. // Экономика сельского хозяйства России. - 2013. - № 2. - С. 87-88.
Информация об авторах Гранкин Владимир Филиппович, доктор экономических наук, профессор кафедры инновационных методов управления социально-экономическими системами ФГБОУ ВПО «Курская ГСХА».
Цемба Наталья Михайловна, соискатель ФГБОУ ВПО «Курская ГСХА», е-шаП: nataliatsemba@mail.ru, тел. 8-905679-35-33.