- определение особого порядка декларирования экспресс-грузов, перемещаемых экспресс-перевозчиком;
- сокращение сроков выпуска товаров до 4 часов с момента регистрации таможенной декларации, если по результатам проверки таможенной декларации не выявлена необходимость запроса документов, на основании которых она заполнена, либо проведения форм таможенного контроля, связанных с проверкой товаров;
- установление возможности выпуска товаров под обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов в случае, если таможенный контроль, начатый до выпуска товаров, не завершен;
- совершенствование института уполномоченных экономических операторов;
- уточнение содержания и условий отдельных таможенных процедур;
- упрощение порядка и условий перемещения через таможенную границу Союза отдельных категорий товаров.
Следует отметить, что при проведении работы по модернизации таможенного законодательства были исследованы передовая правоприменительная практика таможенного администрирования, международный опыт, а также стандарты организации таможенного дела, разработанные Всемирной таможенной организацией, АТЭС, ЕЭС, других
К основным направлениям развития механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности Решением Высшего Евразийского экономического совета от 29 мая 2014 года отнесен 1. Сближение подходов по развитию национальных механизмов «единого окна».
2. Развитие национальных механизмов «единого окна».
3. Взаимное признание электронных документов, необходимых для осуществления внешнеэкономической деятельности.
4. Организация информационного взаимодействия.
В заключении хотелось бы отметить, что все вышеперечисленные новые подходы, применяемые к таможенному регулированию в ЕАЭС, позволят
выйти ему на новый перспективный уровень, который упростит таможенные формальности, обеспечит свободу перемещения товаров, позволит внедрить современные стандарты таможенного дела в правоприменительную практику таможенных органов членов Союза.
Таким образом, обеспечение приемлемых условий деятельности участников ВЭД государств - членов ЕАЭС на мировом рынке возможно лишь при продвижении позитивного образа ЕАЭС, увеличении его потенциала на основе реализации научно обоснованных мер по совершенствованию таможенно-тарифных инструментов регулирования ВЭД, повышения эффективности таможенного контроля и конкурентоспособности таможенных услуг, снижения издержек и рисков для добросовестных участников ВЭД, реализации имеющегося транзитного потенциала Евразийского экономического союза.
Список литературы
1. Концепция сотрудничества государств-членов Евразийского экономического сообщества в валютной сфере, утвержденная Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 22.06.2005 № 220
2. Афонцев С.А. Интеграционные дилеммы Единого экономического пространства // Вестник МГИМО-Университета. 2012. № 6.
3. Лавров С.В. Евразийский интеграционный проект: устремленность в будущее / Евразийская интеграция в XXI веке / Ред. группа: А.А. Климов, В.Н. Лексин, А.Н. Швецов. М.: ЛЕНАНД, 2012. -29с.
4. Килин В.В. Совершенствование таможенного администрирования и регулирования внешней торговли России в условиях ЕАЭС . В сборнике: Потребительский рынок Евразии: современное состояние, теория и практика в условиях Евразийского экономического союза и ВТО Сборник статей III Международной научно-практической конференции. Екатеринбург, 2015. С. 266-270.
5 Голодова Ж.Г., Ранчинская Ю.С. Налогообложение доходов физических лиц в странах ЕАЭС: анализ параметров и направления гармонизации. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. 2015. № 4. С. 79-86.
Пишенин И.К.
кандидат экономических наук доцент кафедры менеджменту Международный университет « Украина»
СТРАТЕГИЯ ТРАНСФОРМАЦИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОГО
КОМПЛЕКСА УКРАИНЫ
STRATEGY TRANSFORMATION INNOVATION TRANSPORT COMPLEX OF UKRAINE
Pishenin I., PhD, Associate Professor, International University "Ukraine"
АННОТАЦИЯ
В статье представлены исследования стратегии трансформации инновационного развития транспортного комплекса с акцентом на систему подготовки и переподготовки кадров. Проанализировано, что в настоящее время зависимость системы экономического развития отрасли от инноваций возрастает, поэтому необходимо постоянно внедрять инновационные технологии в образовательную систему.
ABSTRACT
The article presents the research strategy of transformation of innovation development of the transport complex, with an emphasis on the system of training and retraining. We analyze what is currently dependent economic development branch of the system of innovation increases, so you need to constantly introduce innovative technologies in the educational system.
Ключевые слова: транспортный комплекс, инновационное развитие, трансформация, стратегия.
Keywords: transport complex, innovative development, transformation strategy.
Прогрессивность в динамике развития транспортного комплекса является определяющей характеристикой инновационной модели развития экономики страны. Эта особенность создает необходимость разработки и поиска новых стратегических приоритетов развития, которые реализуются с помощью комплекса инновационных систем. Инновационное развитие транспортного комплекса, прежде всего, предполагает трансформацию знаний в объект экономических отношений.
Инновации и инновационный потенциал образовательных технологий постепенно опережает позиции других ресурсов в системе факторов конкурентоспособности транспортной отрасли.
Потенциал инновационного развития транспортного комплекса определяют следующие предпосылки:
- разветвленная сеть учебных заведений с дальними традициями преподавания специальных дисциплин;
- большая доля преподавательского состава с учеными степенями и званиями;
- уникальная материально - техническая база для подготовки специалистов транспортной сферы.
Не смотря на это, инновационное развитие транспортного кластера является недостаточным. Удельный вес научных и научно-технических работ имеет тенденцию к сокращению. Поэтому, в программах социально-экономического развития транспортной отрасли, стают актуальными вопросы развития стратегии трансформации и активного взаимодействия науки, производства и образования.
Практика функционирования инновационных стратегий показывает не только их устойчивость к разным экономическим циклам, а также возможность быстрого восстановления после глобальных экономических кризисов. Высокий уровень спроса на такие стратегии трансформации инновационного развития порождает не только диверсификация национальной стратегии инновационного развития экономики, а транспортная отрасль является частью экономики страны, но и порождает агрессивную глобальную конкуренцию в этом сегменте рынка и приводит к трансформации взаимосвязанных социально-экономических отношений.
Такая прогрессивность стратегий инноваций транспортной сферы является неизменным катализатором прогрессивного развития экономики. Поэтому особенно своевременным является изучение вопроса по формированию стратегии трансформации инновационного развития транспортного комплекса.
Анализ последних исследований. Системность стратегии инновационного развития транспортного комплекса с учетом разных факторов влияния на транспортную отрасль изучали многие ученые. Значительный вклад внесли такие ученые, как И.Л. Петрова, О.П. Карпюк, М.В. Корж, А.В. Ключник, Л.И. Федулова и др.
Многие авторы допускают, что инновационное развитие отрасли существенно зависит от государственной политики, условий глобализации экономики, специфики развития отрасли и осознания необходимости инвестиционных процессов в данную отрасль. Учитывая возможное смещение акцентов в приоритетности этих элементов, исследования трансформационных процессов единого профессионального образования в транспортной отрасли остаются очень актуальными.
Цель нашей статьи - исследование стратегии трансформации инновационного развития транспортного комплекса и оценка приоритетов развития изменений образовательных процессов в транспортной отрасли.
Основной материал. Опыт зарубежных стран свидетельствует, что одной из эффективных форм реализации стратегии инновационного развития, является активное взаимодействие науки, производства и общества, где формируется система обучения, взаимообучения и инструментов самообучения в инновационной цепочке «наука - транспортные технологии - бизнес», основанная на преимуществах горизонтальных связей внутри цепочки.
В условиях глобализации и усиленного влияния современных технологических факторов транспортной отрасли, происходит изменение моделей экономического развития отрасли, при которых непрерывное образование и инновации стают основой стратегии конкурентоспособности отрасли и роста экономики.
К основным характеристикам современной стратегии инновационного развития транспортной отрасли в условиях глобализации относятся:
- ориентация транспортных предприятий на качество транспортных услуг и рыночные отношения в отрасли;
- устойчивая маркетинговая политика по изучению рынка транспортных услуг и спроса на транспортные услуги;
- глобальная концентрация товаров, подлежащих экспортно-импортным операциям;
- интенсивный первичный анализ с целью определения необходимости ресурсного потенциала и технико-экономическое обоснование оптимизации транспортных процессов;
- разработка конкретных заданий, выбор целевого рынка;
- межфункциональная координация (научно -исследовательские работы, учебные заведения, формирование профессиональных компетенций специалистов, сфера производства транспортных услуг);
- предварительный анализ и оценка рисков для их минимизации;
- контроль системы обеспечения и реализации стратегии.
Развитие инновационной деятельности в транспортной сфере требует переосмысления традиционной системы подготовки специалистов и формирования управления образовательными процессами; предусматривает использование новых стимулов ее активизации; создания условий, которые будут способствовать использованию инноваций в транспортной отрасли.
Выбирая оптимальную траекторию стратегического развития инновационных процессов в транспортной отрасли, государственная политика должна обеспечивать экономическую и социальную поддержку эффективности использования имеющихся ресурсов отрасли. Правильность такого утверждения продиктована тем, что инновационная деятельность в транспортной сфере очень выгодна не только транспортным компаниям и корпорациям, которые берут участие в научных исследованиях, а и страны в целом.
В системе трансформации инновационного развития образованию отводится роль центра по подготовке и переподготовки кадров для высокотехнологичных и наукоемких производств отрасли. Такой научно-технический центр является источником и проводником инноваций транспортной отрасли, обеспечивающий транспортное предприятие новыми конкурентоспособными разработками и технологиями. Создание таких современных образовательных центров позволит решить следующие проблемы:
- несогласованность рынка труда и рынка образовательных услуг;
- отсутствие партнерских отношений между системой образования, производством и бизнес -средой;
- несоответствие учебно-материальной базы образовательных учреждений современным европейским требованиям;
- не разработанности нормативного обеспечения взаимоотношений между образовательными учреждениями и потребителями образовательных услуг; - актуализация содержания профессионального образования с учетом интересов всех субъектов транспортного кластера.
Образовательные центры обеспечивают возможность непрерывного «погружения» студентов/курсантов в сферу их будущего профессиональной деятельности, позволяют изучать, обобщать и накапливать передовой опыт, оперативно апробировать достижения науки, обновлять и совершенствовать организацию и содержание профессио-
нальной подготовки. В таких условиях открываются перспективные специальности, вводятся новые дисциплины и современные технологии обучения, появляется возможность выбора систем высшего образования. Достоинствами такого образовательного центра являются: качество, непрерывность, преемственность, доступность, конкурентоспособность образования.
Инновационная модель стратегической трансформации инновационного развития транспортной сферы - это обеспечение структурных сдвигов в экономическом процессе отрасли и повышение ее технологического уровня за счет формирования новой системы образовательных услуг в подготовке профессиональных специалистов. Реализация такой модели предусматривает научно-исследовательское обеспечение долгосрочных программ развития, с созданием механизма финансирования нововведений, реализацию концепций маркетинга в подразделениях инновационной организации, реализация инновационных программ, создание прогрессивной системы информационного обеспечения в решения стратегических проблем [1], что является составной частью общей схемы инновационного процесса «наука-технология-производство».
Учитывая приоритетную роль интеллектуальной составляющей в развитии инновационной деятельности в транспортной отрасли, инновационная цепь должна обеспечить непрерывность и соответствовать схеме «знания - разработка - инновационная продукция - рынок - ресурсы - знания».
Образовательный процесс в системе трансформации является ключевой составляющей стратегии инновационного развития транспортной сферы.
Основными преимуществами такой стратегии являются:
- структурные изменения образовательного сектора с акцентом на европейские стандарты транспортной отрасли;
- увеличение инновационной активности транспортных предприятий в результате развития кооперации между научно-исследовательскими и производственным секторами;
- развитие частного партнерства в инновационной сфере;
- подготовка высококвалифицированных кадров путем расширения внешних связей предприятий и возрастанию инновационной привлекательности предприятий транспортного кластера;
- исключения диспропорций в социально - экономическом развитии транспорта регионов и развития межрегиональных кластеров с максимальным потенциалом конкурентоспособных транспортных услуг;
- изучение перспектив создания инновационных сетей в регионах.
При этом дополнительные механизмы развития инновационных образовательных центров на региональном уровне возникают при условии использования ряда мероприятий по созданию транспортных кластеров в региональной инновационной стратегии. Она является промежуточным уровнем
между микро- и макроуровневыми инновационными стратегиями. Ее задание связано с тем, что любой производственный и инновационный процесс имеет территориальное определение. Макростратегия реализуется с помощью размещения централизованных ресурсов предприятий и организаций конкретных территорий. Эти предприятия и организации используют и местные сырьевые, производственные, трудовые ресурсы, производственную, образовательную и научную инфраструктуры. Необходимость учета региональной проблематики на микроуровне связана также с тем, каждый регион имеет свои задачи по развитию социально-экономических и научно-технических составляющих транспортной сферы. Поэтому реализация инновационного развития транспортного комплекса каждого региона является очень специфической и предусматривает разные формы.
В целом, инновационно - ориентированное развитие транспортного комплекса отличается набором специфических особенностей:
- четко определенной направленностью процесса воспроизводства для достижения высокой технологической конкурентоспособности страны с использованием новых знаний, технологий и информации;
- наличием социально-экономической инфраструктуры, которая отвечает заданиям технологической конкуренции до уровня наиболее развитых стран;
- наличием технологического и производственного потенциала (материально-технических и людских ресурсов), способного обеспечить конкурентоспособные высококачественные услуги;
- сравнение эффективности транспортных услуг с более высокими показателями экономической эффективности, которые достигаются в результате реализации инновационных факторов.
Оценка эффективности деятельности учебного центра или ВУЗа является одним из ключевых факторов усовершенствования системы подготовки специалистов в транспортной отрасли. В качестве базовых отличий современного учебного заведения принято считать соответствие методологии преподавания международным стандартам транспортной отрасли в пределах сформированной стратегии. Под профилированием инновационной стратегии развития транспортного комплекса следует понимать разработку специальных программ международного сотрудничества, которые стимулируют развитие ВУЗа. Концепция развития должна включать основные программы международного сотрудничества, разработку архитектуры учебного процесса, а также современные информационные технологии, которые используются в образовательном процессе. Это формирует определенный креативный подход к профилю ценностей подготовки и переподготовки специалистов транспортной отрасли.
Для интегральной оценки международной деятельности ВУЗа необходимо рассматривать эффективность всех его результатов, которые условно можно разделить в группы по базовым признакам:
- научно-технический;
- образовательный;
- политический;
- экономический;
- социальный.
Также базовые признаки должны иметь свои параметры:
- сходимость учебных программ;
- совместные опорные конспекты и учебно-методические комплексы дисциплин;
- новые международные специализации;
- признание и получение двойных дипломов.
Для повышения эффективности научных результатов необходимо ввести следующие параметры:
- развитие международной деятельности для имплементации новейших технологий в учебный процесс;
- формирование и внедрение новых информационных технологий для обучения и исследования;
- проведение совместных круглых столов, конференций, семинаров по выбранным приоритетным направлениям отрасли;
- обеспечение использования международных ресурсов (материально-технических, кадровых и тд.) для совместных научных исследований;
- реализация новых программных образовательных продуктов;
- освоение новых образовательных рынков по транспортному направлению.
Показатель международного сотрудничества ВУЗа, а именно - политический, может быть охарактеризован как:
- степень участия в мероприятиях ВУЗов других стран;
- участие международных организаций;
- развитие международных связей между учебными заведениями мира;
- формирование позитивного имиджа учебного заведения за счет выпускников, которые работают в крупных транспортных корпорациях.
Показатель экономического результата международной деятельности ВУЗа может быть определен с позиции экономических выгод.
Показатель социального результата работы ВУЗа определяется параметрами по созданию новых рабочих мест в соответствии с новыми специализациями подготовки специалистов для транспортной отрасли.
Выводы. Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что динамический характер развития транспортной отрасли и инновационность как фактор экономического развития создают условия для непрерывной трансформации процесса управления подготовкой кадров в транспортной сфере. Такими инновациями могут быть радикальные и поэтапные изменения, которые формируют в результате составления разных комбинаций элементов международных стандартов. В современных условиях стратегия инновационного развития транспортного комплекса формируется в соответствующих формах, которые определяют контент общей стратегии социально-экономического разви-
тия страны. Поэтому процесс дальнейшей евроин-теграции в транспортной сфере может быть ориентирован на модель развития инноваций как главного фактора экономического развития Украины.
Список литературы
1. Нанотехнологический словарь РОСНАНО [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: rusnano.com/Term. aspx/Show/15134
2. Официальный сайт государственной службы статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ukrstat.gov.ua/.
3. Смирнов А.В. Образовательные кластеры и
инновационное обучение в вузе: Монография /А.В.Смирнов// Казань: РИЦ «Школа», 2010. - 102 с.
4. Карпюк О.П. Национальные модели стимулирования инновационного процесса /О.П. Карпюк// Стратегические приоритеты, -2013, - №3 (28). - С.46-50.
5. Землянкин А.И. Механизм управления инновациями в Украине: состояние и перспективы усовершенствования /А.И.Землянкин// Стратегические приоритеты, - 2014, - №2(31). - С.43-48.
Рудаева Я.А.
студентка ВлГУ, экономический факультет, кафедра Менеджмента и Маркетинга, группа
МНмуп-215
ОЦЕНКА УРОВНЯ ЗРЕЛОСТИ УПРАВЛЕНИЯМИ ПРОЕКТАМИ В ТОРГОВОЙ КОМПАНИИ
НА ОСНОВЕ IPMA DELTA МОДЕЛИ
ASSESSMENT OF THE LEVEL OF MATURITY OF PROJECT MANAGEMENT IN A TRADING COMPANY ON THE BASIS OF THE IPMA DELTA MODEL
Rudaeva J.A., student of Vladimir state University, faculty of Economics, Department of management and marketing, group Mnmup-215
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена процессу оценки уровня зрелости управления проектами в компании, разработана шкала по оценке компетентностей управления проектами и предложен план по повышению уровня зрелости проектного управления.
ABSTRACT
The article is devoted to the process of assessing the level of maturity of project management in the company, developed the scale for the assessment of competences of project management and a plan for improving maturity level of project management.
Ключевые слова: управление проектами, оценка зрелости, компетентности, шкалирование, модель оценки зрелости, экспертные оценки.
Keywords: project management, maturity assessments, competency, scaling, model maturity assessment, peer assessment.
В настоящее время управление проектами стало модным направлением и активно используется во всем мире. Но, к сожалению, российское проектное управление пока находится на недостаточном уровне и есть необходимость совершенствовать систему.
Для эффективного функционирования проектного управления необходимо проанализировать на каком уровне находится организация и что конкретно предпринять для ее совершенствования. Уровень зрелости характеризуется способностью организации управлять проектами, чтобы это максимально результативно поддерживало достижение стратегических целей организации.
Методы управления проектами достаточно дорогостоящие, так как требуют знаний профессиональных специалистов. В статье рассмотрен до-
ступный метод по оценке уровня зрелости управления проектами и апробирован на примере торговой компании ООО «Владимирский Торговый Дом».
В данном случае среди существующих методов, предпочтение было отдано модели IPMA Delta, так как она рассматривает интегрированное управление проектами и ставит акцент на полный и целостный анализ проектного управления в организации [2]. Модель IPMA Delta позволяет оценить компетенции организации в управления проектами, программами и портфелем проектов.
В ходе оценки организации проводится интервью с персоналом компании и проверка документации на соответствие требованиям. По итогам организации присваивается соответствующий класс компетентности. Модель IPMA Delta определяет 5 уровней оценки компетенций (Рис.1) [2].