Е. Э. Толикова
ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СФЕРЕ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВ - ЧЛЕНОВ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА
В статье рассмотрены теоретические и практические аспекты интеграционных процессов в сфере инновационной политики государств - членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Проанализирована инновационная инфраструктура российской экономики; представлен сравнительный анализ институциональной среды инновационного развития государств - членов ЕАЭС. Определены ключевые проблемы, препятствующие развитию интеграции в инновационной сфере; даны рекомендации по развитию интеграционных связей в сфере инновационной политики государств - членов ЕАЭС.
Ключевые слова: инновационная политика; государства - члены Евразийского экономического союза; инновационная инфраструктура; инновационное развитие.
Международное сотрудничество в инновационной сфере поддерживается правительствами разных стран и предусматривает тесное взаимодействие науки, бизнеса и государства в реализации инновационных проектов.
Углубление взаимного сотрудничества и развитие интеграции государств -членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) определяют направления инновационного взаимодействия. Основными целями инновационной политики государств - членов ЕАЭС являются повышение конкурентоспособности технологий, выход на мировой рынок инноваций и инновационных продуктов, наукоемких товаров и услуг. В 2017 г. можно констатировать полноценную интеграцию государств - членов ЕАЭС в мировое научное и инновационно-технологическое пространство.
К ключевым направлениям координации национальных промышленных политик государств - членов ЕАЭС относятся расширение производственной кооперации и формирование комплекса перспективных мер в приоритетных отраслях экономики. Интеграции также способствует координация механизмов по выходу на рынки третьих стран с целью продвижения совместно произведенной продукции; обеспечение условий для создания совместных предприятий и кооперационных объединений, включая транснациональные корпорации. Инновационные процессы стимулируют освоение высокотехнологичных производств, формирование технологических платформ и промышленных кластеров с высоким конкурентным уровнем отраслевого развития.
Целям совершенствования инновационной инфраструктуры соответствуют: взаимодействие в сфере науки и техники; формирование новых институтов сотрудничества; создание единого информационного пространства, а также улучшение условий для снижения стоимости сырья и материалов, произведенных и используемых для производства конечной продукции на территории государств -членов ЕАЭС [1].
В зависимости от предмета анализа в отечественной и зарубежной научной литературе существует большое количество различных подходов к классификации форм международного инновационного сотрудничества [2; 3].
В рамках ЕАЭС, по нашему мнению, наиболее применимой представляется классификация по степени усиления международного инновационного сотрудничества, предполагающая деление на следующие формы: а) координационное взаимодействие; б) кооперационные связи; в) создание ассоциаций; г) гармонизация инфраструктурной составляющей и институциональной среды; д) интеграция в рамках ЕАЭС [3].
Другая классификация, соответствующая целям регулирования международного инновационного сотрудничества по видам деятельности, предполагает разделение на три большие группы [3]:
1. Сотрудничество в области научных исследований и разработок: совместное выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; обмен научно-техническими и инновационно-технологическими исследованиями и достижениями; совместное получение и обмен патентами на изобретения и ноу-хау.
2. Сотрудничество в области промышленного производства: организация совместных предприятий с целью создания и производства инновационной продукции; производственные соглашения (поставка технологий и их адаптация к новым материалам, производственным линиям); коммерческие соглашения с техническим значением (разработка, установка и техническое обслуживание новых технологий производства); совместное внедрение инноваций в производственный процесс; внесение прямых технических инвестиций.
3. Сотрудничество в области науки и образования: совместная подготовка высококвалифицированных специалистов; обмен студентами, учеными и специалистами для прохождения стажировок, чтение лекций и проведение консультаций; совместная подготовка и издание научных и практических публикаций учеными и специалистами.
Исходя из вышеуказанных классификационных признаков, государственные органы власти должны ориентироваться на наиболее эффективные формы регулирования международного инновационного сотрудничества государств - членов ЕАЭС.
Наличие коммерческих форм сотрудничества и партнерства в инновационной сфере свидетельствует о возможности применения различных вариантов организации совместной работы в области разработки, создания, реализации и распространения инноваций [4], в том числе: открытие совместных предприятий на основе успешных проектов; экспорт средств производства и инжиниринговых услуг; инвестирование в развитие инновационных технологий страны-партнера; приглашение специалистов к сотрудничеству, наем исследователей и техников; участие в субконтракте и распределение затрат; франчайзинг в сфере малого и среднего предпринимательства.
В сценариях развития государств - членов ЕАЭС, разрабатываемых отделом стратегий экономической политики Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), в качестве основного показателя определена внутриотраслевая торговля (ВОТ), которая служит одним из показателей интеграции экономик торговых партнеров и указывает на значимость их торговли друг для друга. Для оценки ВОТ могут быть использованы различные индикаторы (индекс Грубеля - Ллойда, индекс перекрытия торговли, индекс Баласса).
Самым распространенным является индекс Грубеля - Ллойда, который был предложен Г. Грубелем и П. Ллойдом в 1975 г. [5].
Формула расчета индекса для отдельной отрасли выглядит следующим образом:
ВОТ =
1 -
|х - м.
I г_г_
X + м
х 100,
где - стоимость экспорта отрасли г; Ы1 - стоимость импорта отрасли г.
Значение индекса принадлежит промежутку [0; 100] и отражает долю ВОТ в общем объеме товарооборота данной страны с другой страной, группой стран или со всеми остальными странами мира. Если торговля товарами отрасли г носит односторонний характер (только импорт или только экспорт), то значение индекса будет равно 0, характер торговли товарами данной отрасли исключительно межотраслевой. При стремлении разницы между стоимостью экспорта и импорта отрасли г к 0 значение индекса стремится к 100, и это означает, что вся торговля носит внутриотраслевой характер. В рамках ЕАЭС торговые приоритеты должны отдаваться наукоемким отраслям.
Основополагающим документом, определяющим направления развития инноваций в России, является «Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» [6], которая разработана на основе положений «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» [7] и в соответствии с Федеральным законом от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» [8]. Индикаторы реализации Стратегии распределены по следующим группам: I. Формирование компетенций инновационной деятельности; II. Инновационный бизнес; III. Эффективная наука; IV. Инновационное государство; V. Инфраструктура инноваций; VI. Участие в мировой инновационной системе; VII. Территории инноваций; VIII. Финансовое обеспечение.
Кроме того, в Стратегии предусмотрены ключевые направления участия России в глобальной инновационной системе, состоящей из совокупности национальных инновационных моделей.
В рамках первого направления определяются меры по поддержке выхода российских высокотехнологичных компаний на мировой рынок. В связи с этим предлагается: софинансировать индивидуальные и коллективные программы выхода на внешний рынок, устранить ограничения при экспорте высокотехнологичной продукции, активизировать программу поддержки экспорта, использовать опыт Российского агентства по страхованию экспортных кредитов и инвестиций [9].
Вторым ключевым направлением международного взаимодействия является создание в России высокотехнологичных производств и исследовательских центров. Для этого необходимы: привлечение инвестиций международных высокотехнологичных компаний, размещение исследовательских и инжиниринговых центров в Сколково, развитие наукоградов, инновационных регионов и кластеров, адресная поддержка и сопровождение крупных инновационных проектов, маркетинговая стратегия привлечения прямых иностранных инвесторов.
В-третьих, предполагается развивать международное научно-техническое сотрудничество. На решение этой задачи направлено заключение двусторонних и многосторонних международных соглашений по стимулированию
научно-технического и инновационного участия в приоритетных направлениях развития технологий. Планируется устранение барьеров, препятствующих активизации международного сотрудничества, включая упрощение условий предоставления въездных виз для зарубежных исследователей, обеспечение признания зарубежных ученых степеней, снятие таможенных и иных барьеров, препятствующих перемещению через границу необходимого исследовательского оборудования, образцов и расходных материалов.
В Российской Федерации (РФ) интенсивно создается и развивается инновационная среда и ее информационная инфраструктура. В частности, функционирующая «Карта инновационной России» [10] показывает инновационную инфраструктуру в 85 регионах нашей страны. На интерактивную карту нанесены субъекты инновационной деятельности в зависимости от их типа: государственные институты развития (12), инновационные кластеры (25), технологические платформы (37). Это значительно упрощает процесс поиска партнеров по инновационным проектам. По местонахождению кластеров можно сказать, что их наибольшее количество расположено в европейской части России - 18 из 25. В Приволжском округе функционируют 9 кластеров, в Центральном - 6 кластеров, в Сибирском -5. Наименее привлекательны: Северо-Западный - 3, Уральский - 1 и Дальневосточный - 1 кластер.
Существование «Карты инновационной России» снижает информационную неопределенность предпринимательской деятельности. В «Карту инновационной России» входят: гарантийные фонды, объекты финансовой инфраструктуры, бизнес-инкубаторы, объекты производственно-технологической инфраструктуры, инжиниринговые центры, сертификационные центры, технопарки, научные парки, академпарки, центры коллективного пользования, объекты информационной и экспертно-консалтинговой инфраструктуры, консалтинговые организации, научно-образовательные центры, центры субконтрактации, центры кластерного развития, центры научно-технической информации, центры поддержки малого и среднего предпринимательства, центры трансфера технологий, наукограды, особые экономические зоны, информационные центры, фонды поддержки малого и среднего предпринимательства.
Согласно Договору о Евразийском экономическом союзе научно-техническое сотрудничество государств-членов является составной частью промышленной политики, для достижения целей которой осуществляется разработка и реализация совместных программ развития приоритетных видов экономической деятельности в промышленной сфере, а также совместных проектов по развитию инфраструктуры, необходимой для углубления промышленной кооперации. С целью стимулирования высокотехнологичных производств проводятся совместные научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки. Перспективными являются развитие технологических и информационных ресурсов для целей промышленного сотрудничества, взаимное информирование о планах развития промышленности. Это способствует увеличению оборота внешней торговли России со странами ЕАЭС, который в январе-июле 2017 г. составил 27 665,9 млн долл., или 129,5% по отношению к тому же периоду 2016 г. В условиях глобализации важным фактором устойчивости при экономической интеграции становится способность быстро реагировать на изменения внутренней и внешней конъюнктуры, осуществлять быструю адаптацию за счет инструментов инновационной политики.
Для получения формализованной рейтинговой оценки инновационного развития стран мира используется The Global Innovation Index - Глобальный индекс инноваций (ГИИ) [11]. Он составлен из 82 переменных и рассчитывается как взвешенная сумма оценок двух групп показателей: 1) располагаемые ресурсы и условия для проведения инноваций (innovation input) - институты (политическая конъюнктура, законодательная база, бизнес-среда), человеческий капитал (образование, высшее образование, НИР), инфраструктура (ИКТ, основная инфраструктура, экологическая устойчивость), развитие внутреннего рынка (кредиты, инвестиции, торговля и конкуренция), развитие бизнеса (знания сотрудников, инновационные связи, приобретение знаний); 2) достигнутые практические результаты осуществления инноваций (innovation output) - развитие технологий и экономики знаний (создание знаний, влияние знаний, распространение знаний), результаты творческой деятельности (нематериальные активы, креативные товары и услуги, онлайн-креативность). Анализ проводится по инновационным системам 128 стран, которые производят 98% мирового ВВП.
По уровню инновационного развития в международном рейтинге ГИИ в 2016 г. Россия занимала 43-е место (улучшив позиции по показателям состояния инновационной инфраструктуры на пять строк относительно 2015 г.), Белоруссия - 79-е место, Казахстан - 75-е место, Армения - 60-е место, Киргизия - 103-е место [11].
Инновационная политика стран ЕАЭС и объекты инновационной и промышленной инфраструктуры отражены в официальных программных документах (табл. 1).
Таблица 1
Нормативно-правовая база инновационной и промышленной инфраструктуры государств - членов ЕАЭС
№ п/п Уровень принятия нормативного документа Ключевые документы в сфере инновационной инфраструктуры
1 ЕАЭС Договор о ЕАЭС от 29.05.2014 (ст. 27. Создание и функционирование свободных (специальных, особых) экономических зон и свободных складов); «Соглашение по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны» от 18.06.2010; «Соглашение о свободных складах и таможенной процедуре свободного склада» от 18.06.2010 (с изменениями на 08.05.2015)
2 Российская Федерация «Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020» от 08.12.2011 № 2227-р; Федеральный закон от 22.07.2005 №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»; Федеральный закон от 29.12.2014 № 473-Ф3 «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации»; проект Федерального закона «О технологической долине» (от 2016 г.); Федеральный закон от 28.09.2010 № 244-ФЗ «Об инновационном центре "Сколково"»; Федеральный закон от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации»; Федеральный закон от 07.04.1999 № 70-ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации» (с изменениями на 20.04.2015); Федеральный закон от 03.12.2011 № 392-Ф3 «О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; Федеральный закон от 03.07.2015 № 212-ФЗ «О свободном порте Владивосток»; Федеральный закон от 29.11.2014 № 377-ФЗ «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя»
- 19
ВЕСТНИК российской ТАМОЖЕННОЙ АКАДЕМИИ • № 4 • 2017
Окончание таблицы 1
№ п/п Уровень принятия нормативного документа Ключевые документы в сфере инновационной инфраструктуры
3 Республика Беларусь (РБ) «Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года»; «Концепция формирования и развития инновационно-промышленных кластеров в РБ» (утверждена постановлением Правительства РБ от 16.01.2014 № 27); Указ Президента РБ от 05.06.2012 № 253 «О Китайско-Белорусском индустриальном парке»; Закон РБ от 10.07.2012 № 425-З «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в РБ»
4 Республика Казахстан (РК) «Стратегический план развития Республики Казахстан до 2020 года» от 01.02.2010 № 922; Закон РК от 10.06.2014 № 207-У «Об инновационном кластере "Парк инновационных технологий"» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 03.07.2017); Закон РК от 21.07.2011 № 469-1У «О специальных экономических зонах в Республике Казахстан»; постановление Правительства РК от 11.10.2013 № 1092 «Об утверждении Концепции формирования перспективных национальных кластеров Республики Казахстан до 2020»
5 Республика Армения «Программа стабильного развития Республики Армения до 2021 года»; «Программа межрегионального сотрудничества между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения на 2016-2021 годы»
6 Киргизская Республика «Концепция научно-инновационного развития Киргизской Республики до 2022 года»
По нашему мнению, состав инновационной инфраструктуры государств - членов ЕАЭС можно трактовать как комплекс взаимосвязанных институтов, обеспечивающих реализацию инновационной политики государств-членов и инновационной деятельности предприятий - участников процессов, связанных с разработкой, внедрением и использованием инноваций. К ключевым подсистемам инновационной инфраструктуры ЕАЭС отнесем финансовую, производственно-технологическую, информационную, кадровую.
Институциональными составляющими инновационной инфраструктуры являются: стратегические альянсы; технологические платформы (в рамках ЕАЭС -Евразийские технологические платформы); технопарковые структуры (научные парки, технологические и исследовательские центры, инновационно-технологические центры, центры трансфера технологий, инкубаторы бизнеса, технополисы); информационно-технологические системы. По результату инновационной деятельности государств - членов ЕАЭС можно выделить инновационную продукцию, инновационные технологии, социальные инновации.
Количественная характеристика объектов инновационной и промышленной инфраструктуры государств - членов ЕАЭС представлена в табл. 2.
Таблица 2
Объекты инновационной и промышленной инфраструктуры (количество)
Наименование объекта инфраструктуры Армения Белоруссия Казахстан Киргизия Россия
Особые специальные экономические зоны (ОЭЗ, СЭЗ) 3 7 10 4 33
Территории опережающего социально-экономического развития 14
Окончание таблицы 2
Наименование объекта инфраструктуры Армения Белоруссия Казахстан Киргизия Россия
Зоны территориального развития 20
Индустриальные (промышленные) парки 5 6 15 1 190
Технопарки 3 10 23 3 160
Бизнес-инкубаторы 3 16 50 3 200
Инновационные кластеры 25
Промышленные кластеры 59
Наукограды 14
Свободный порт 1
Научно-технические центры 15 140 70 10 200
Организации, выполняющие НИР 20 530 350 30 3 570
При этом следует отметить, что в последние годы государствам - членам ЕАЭС удалось добиться заметных успехов в сфере реализации инновационных проектов (что отражает ГИИ), хотя они пока значительно уступают в рейтинге высокоразвитым странам по уровню инновационного развития. Примером может послужить Белоруссия, имеющая самый высокий уровень инновационного развития среди стран СНГ. Там за последние три года было внедрено более 800 высокотехнологичных инновационных проектов, в промышленности создано более 30 новых видов машин и оборудования. Различие в уровне инновационного развития государств - членов ЕАЭС зависит в большей степени от национальных ограничений по осуществлению технологического прорыва в перспективе. Суммарный уровень инновационной активности организаций России (9,9%) и Казахстана (8%) ниже, чем в Белоруссии (24,4%). Поэтому решающую роль в инновационном развитии должна сыграть партнерская интеграция в рамках ЕАЭС.
Страны - участницы ЕАЭС создают крупный региональный рынок с огромным производственным, научным, технологическим потенциалом и с колоссальными природными ресурсами. С учетом возможностей, предоставляемых ЕАЭС, необходимо значительно активизировать совместную деятельность государств -членов ЕАЭС по многим направлениям, в том числе по углублению и диверсификации направлений инновационной инфраструктуры. Но, как показали результаты проведенного нами исследования, в процессе интеграции инновационной политики государств - членов ЕАЭС существуют проблемы.
В частности, в «Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года», определяющей цели, инструменты и приоритеты государственной инновационной политики, нет упоминания о сотрудничестве с государствами - членами ЕАЭС. Перспективы сотрудничества в инновационных производственных или иных сферах не нашли четкого отражения в нормативных правовых документах.
Кроме того, в качестве потенциальных партнеров РФ по инерции выбираются страны Европейского союза, которые, как предполагается, в период до 2020 г. «останутся основными торговыми партнерами России и основными поставщиками прямых иностранных инвестиций в экономику страны...» [6].
На основании проведенного анализа институциональных составляющих инновационного развития и степени развития инфраструктуры инноваций мы пришли к выводу, что первоочередной задачей является повышение интенсивности инновационного взаимодействия государств - участников ЕАЭС. Необходимо непрерывное совершенствование инвестиционной и инновационной политики государств - членов ЕАЭС в вопросах:
- внедрения инноваций на партнерской основе с использованием научно-технического потенциала каждого государства - члена ЕАЭС;
- формирования и использования Евразийской сети трансфера технологий, где государства - члены ЕАЭС смогут реализовать следующие мероприятия: создать единую сетевую систему для поиска разработчиков технологий и заинтересованных в них предприятий; создать общий инструмент для поиска партнеров для выполнения совместных НИОКР; интегрировать Евразийскую сетевую систему в международную;
- развития Евразийских технологических платформ (ЕТП) - объектов инновационной инфраструктуры, позволяющих обеспечить коммуникацию бизнеса, государства, общественных организаций и науки на основе интеграции всех заинтересованных сторон государств - членов ЕАЭС (в рамках уже существующих: «Суперкомпьютеры», «Медицина будущего», «Светодиоды», «Фотоника», «Биотех», «Легкая промышленность», «Технологии экологического развития», «АПК», а также новых направлений).
Действенной мерой, на наш взгляд, является формирование на базе ЕЭК Евразийского инжинирингового центра как сетевой структуры, которая объединит научно-технический потенциал стран ЕАЭС.
Для развития интеграционных связей необходимо совершенствовать Евразийскую сеть промышленной кооперации и сетевую структуру, объединяющую ЕЭК, уполномоченные органы, центры субконтрактации государств-членов.
Отраслевые задачи по внедрению инновационных технологий в производство нужно дополнять межгосударственными проектами и программами.
Важнейшими направлениями промышленного сотрудничества должны стать: развитие инфраструктурных объектов индустриально-инновационной сферы, уточнение приоритетных наукоемких направлений по интеграции со странами-партнерами, развитие новых форм кооперационных связей в сфере внешнеэкономической деятельности, учет ряда инициатив ЕЭК в целях инновационного развития (сценарные подходы к инновационному развитию).
Исходя из мирового опыта, следует формировать и развивать центры технологического превосходства, основанные на совместных технологиях с государствами - членами ЕАЭС.
К эффективным направлениям интеграции в инновационной сфере государств - членов ЕАЭС относим также реализацию совместных (двухсторонних, трехсторонних) проектов, экономически выгодных участникам инновационного процесса, продолжение работы по созданию общего информационного и научно-технологического пространства и проведение исследований в приоритетных для государств - членов ЕАЭС областях науки и технологий.
Использованные источники
1. Решение Высшего Евразийского совета от 31.06.2013 № 40 «Об основных направлениях координации национальных промышленных политик Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru (дата обращения: 30.10.2017).
2. Троекурова И. С., Нехорошева Е. А. Перспективные направления развития внутриотраслевой торговли России со странами Северо-Восточной Азии // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2013. № 3. С. 165-170.
3. Васильева Н. Ф, Кавура В. Л. Модели инновационного развития экономики: зарубежный опыт реализации // Вестник Института экономических исследований. 2016. № 3. С. 74-82.
4. Форум технологического лидерства России [Электронный ресурс]. URL: http://www. тех-нодоктрина.рф (дата обращения: 25.10.2017).
5. Grubel H., Lloyd P. Intra-Industry Trade: The Theory and Measurement of International Trade in Differentiated Product. London, 1975. P. 5.
6. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 30.10.2017).
7. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 01.11.2017).
8. Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ (ред. от 23.05.2016) «О науке и государственной научно-технической политике» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Консультант-Плюс» (дата обращения: 01.11.2017).
9. Стратегия развития ЭКСАР на 2015-2017 годы [Электронный ресурс]. URL: https://www. exiar.ru (дата обращения: 02.11.2017).
10. Карта инновационной России [Электронный ресурс]. URL: http://innovation.gov.ru (дата обращения: 02.11.2017).
11. Global Innovation Index - 2016 [Электронный ресурс]. URL: http://www.globalinnovation-index.org (дата обращения: 03.11.2017).