Научная статья на тему 'Стратегия совершенствования управления природоохранной деятельностью на предприятиях инфраструктуры железнодорожного транспорта'

Стратегия совершенствования управления природоохранной деятельностью на предприятиях инфраструктуры железнодорожного транспорта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
243
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ / ENVIRONMENTAL MANAGEMENT / ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ / RAILWAY TRANSPORT / НАИЛУЧШИЕ ДОСТУПНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / BEST AVAILABLE TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кручинина Наталья Викторовна, Колотырин Константин Павлович

Если бы в ВВП учитывалось истощение природного капитала, то величина этого показателя была бы значительно ниже существующей во многих регионах. Таким образом, важнейшей задачей в России на сегодняшний день является решение проблем потери конкурентоспособности в связи с экологическими рисками. В статье показаны стратегические направления управления природоохранной деятельностью на предприятиях железнодорожного транспорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кручинина Наталья Викторовна, Колотырин Константин Павлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Strategy for Improving Environmental Management at Railway Transport Enterprises

If the GDP took into account the depletion of the natural capital, the value of this index would be significantly lower than the existing one in many regions. Thus, today the most important task in Russia is solving the problems of losing competitiveness due to the environmental risks. The article describes the strategic direction for environmental management at enterprises of railway transport.

Текст научной работы на тему «Стратегия совершенствования управления природоохранной деятельностью на предприятиях инфраструктуры железнодорожного транспорта»

природоохранная деятельность на железнодорожном транспорте

cтратегия совершенствования управления природоохранной деятельностью на предприятиях

инфраструктуры железнодорожного транспорта

Аннотация

Если бы в ВВП учитывалось истощение природного капитала, то величина этого показателя была бы значительно ниже существующей во многих регионах. Таким образом, важнейшей задачей в России на сегодняшний день является решение проблем потери конкурентоспособности в связи с экологическими рисками. В статье показаны стратегические направления управления природоохранной деятельностью на предприятиях железнодорожного транспорта.

Ключевые слова: управление природоохранной деятельностью, железнодорожный транспорт, наилучшие доступные технологии

Экономика России в настоящее время отличается, несомненно, достаточно высоким уровнем международной интеграции товарно-денежных отношений, однако нуждается в повышении конкурентоспособности и ориентации на устойчивое развитие. Сегодня мир пришел к пониманию того, что ограниченность мер, направленных на сохранение природного капитала, неизбежно приводит к росту затрат на его восполнение, поэтому природоохранные цели должны быть интегрированы в социально-экономическую политику, а экологические риски являются ключевым фактором потери конкурентоспособности. Как отметил в своей программной статье В.В. Путин: «С учетом приоритетов инновационного развития

Кручинина Наталья Викторовна

канд. экон. наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и экономической информатики, Московский государственный университет путей сообщения, Поволжский филиал twins_77@inbox.ru

Колотырин

Константин

Павлович

д-р экон. наук, профессор кафедры экономики и организации предприятий АПК, Саратовский государственный аграрный университет kpk75@mail.ru

1РР

кология

гьно

страны, стоят более чем серьезные цели - обеспечить России равноправные позиции в современной системе мирохозяйственных связей, свести к минимуму риски, возникающие при интеграции в мировую экономику, в том числе вступления в ВТО и предстоящего присоединения к ОЭСР» [1]. Решения поставленных задач можно добиться путем роста конкурентоспособности, прежде всего, в приоритетных видах экономической деятельности, к числу которых относится железнодорожный транспорт. На сегодняшний день более половины предприятий инфраструктуры железнодорожного транспорта используют устаревшие технологии ремонта и содержания основных производственных средств. Износ основных производственных фондов за период с 2001 по 2010 год увеличился с 54,1% до 67,9%. При этом средний возраст полотна и верхнего строения пути, устройств сигнализации, связи, электроснабжения и другого оборудования превышает 40 лет, а средний возраст зданий, находящихся в собственности ОАО «РЖД» составляет 35 лет.

Природоохранная

______деятельность ОАО «РЖД»

________В 2009 году в Российской Федерации технологичес-

ран ;

_сегодня мир пришел

_к пониманию того,

_что ограниченность

_мер, направленных

_на сохранение

природного капитала,

_неизбежно приводит

к росту затрат на его _восполнение

кое перевооружение осуществляли 9,4% от общего числа предприятий, а для сравнения в Германии

- 69,7%, в Ирландии - 56.7%, в Бельгии - 59,6 [3]. Доля предприятий, инвестирующих в природоохранные технологии и вовсе ничтожна - 1,8% [2]. С 2003 по 2010 годы ОАО «РЖД» инвестировало в экологические мероприятия более 4 млрд руб. капитальных вложений, что позволило сократить уровень сверхнормативного негативного воздействия на окружающую среду, получить необходимые лицензии и обеспечить структурные подразделения филиалов нормативной экологической документацией. Невыполнение этой программы привело бы к начислению сверхнормативных экологических платежей. Так в 2010 г. увеличение платежей относительно 2003 года могло составить:

- за выбросы вредных веществ в атмосферу - в 17 раз;

- за сбросы загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты - в 32 раза;

- за размещение отходов - в 10 раз.

Инвестирование в природоохранную деятельность для ОАО «РЖД» являются выгодным проектом как с точки зрения формирования имиджа эколого-ориентированной компании, так и с точки зрения экономической эффективности. Однако экологические платежи как в целом ОАО «РЖД», так и предприятий инфраструктуры, имеют устойчивую динамику роста, а следовательно, меры, реализуемые в рамках существующего подхода, стимулирующего сам процесс природоохранной деятельности, результатов не дают. В соответствии с данным положением необходим подход, который направлен не на поддержку самого процесса природоохранной деятельности хозяйствующих субъектов, а на обеспечение условий для повышения ее эффективности в условиях устойчивого развития. Реализация такого подхода к управлению природоохранной деятельностью на предприятиях инфраструктуры железнодорожного транспорта потребует пересмотра ключевых направлений и инструментов их достижения.

Проведенный анализ показал, что одной из главных проблем на современном этапе развития предприятий инфраструктуры железнодорожного транспорта является формирование системы мер по обеспечению устойчивого развития, базирующихся на разработке и внедрении новых и максимальном использовании существующих экологически приемлемых (безопасных), мало- и безотходных, энерго- и ресурсосберегающих технологий на основе методологии «наилучших доступных технологий» (см. табл. на с. 14).

Меры повышения эффективности природоохранной деятельности

Таким образом, основными направлениями формирования благоприятной среды для повышения эффективности природоохранной деятельности, должны стать:

1) смещение акцентов от природоохранных мероприятий «на конце трубы» к внедрению природоохранных технологий, интегрированных в производственный процесс на основе наилучших доступных технологий, позволяющих предотвратить или минимизировать негативное воздействие на окружающую среду;

...природоохранные цели должны быть

интегрированы

в социально-

экономическую политику,

а экологические

риски являются

ключевым фактором

способности

Таблица

Целевая модель совершенствования управления природоохранной деятельностью предприятий инфраструктуры железнодорожного транспорта

Направления воздействия на окружающую среду

Воздух Вода Отходы Почвы Прочие

Основные проблемы

Стационарные источники: 80% загрязнения - котельные Передвижные источники: 76% загрязнения-тепловозы Сброс воды без очистки в водоемы и на рельеф - 35,6% сброса, Сброс недостаточно очищенной воды на рельеф - 8,6% Отходы 3 класса опасности - 20% общего объема, Использование отходов 3 класса - 40% Загрязнение нефтепродуктами, опасными антисептиками. Накопленные отходы прошлых лет Шумовое воздействие Потеря биоразнообразия

Текущие расходы и инвестиции

Текущие расходы - 8,3%о т общего объема Инвестиции - 33% Текущие расходы - 65,3% от общего объема Инвестиции - 48% Текущие расходы - 25,9 % от общего объема Инвестиции - 19% Текущие расходы - 0,5% общего объема Инвестиции - нет Текущие расходы - нет Инвестиции - нет

Экологические риски

Экологические платежи -13,1% общего размера платежей Сверхнормативные платежи -15,7% Экологические платежи -16,1%, из них выплачено другим организациям - 57% Сверхнормативные платежи -33% Экологические платежи -70,8%, из них выплачено другим организациям - 71% Сверхнормативные платежи - 51,3% Штрафы за сверхнормативное размещение отходов - до 1,5 млрд. руб./год Новые СанПиН «Санитарно-за-щитные зоны» - ужесточение требований

Стратегическая цель управления природоохранной деятельностью - снижение экологических рисков —► стимулирование - внедрение наилучших доступных технологий

__2) установление налоговых стимулов для форми-

__рования потребности во внедрении наилучших

__доступных технологий в природоохранной сфере;

__предоставление субсидий уже действующим компа-

__ниям на компенсацию затрат по их внедрению;

__3) формирование институциональной среды: пре-

__одоление разночтений в содержании категории

__«наилучшие доступные технологии» и их критериев

__в нормативных документах и целевых ориентиров

__реализуемых стратегий и программ;

__4) развитие системы информационной поддержки

__управления природоохранной деятельностью, спо-

__собной не только распространить положитель-

ный опыт компаний, но и осуществлять широкое информирование общественности; 5) использование инструментов стимулирования работников за достижения в области природоохранной деятельности.

Одной из важнейших основ обеспечения устойчивого развития железнодорожного транспорта является построение эффективной системы управления охраной окружающей среды, реализующей современные международно-признанные принципы и механизмы в данной области, и обеспечивающей экологически сбалансированное развитие экономики и социальной сферы страны. Учитывая обозначившиеся в последние годы тенденции роста отечественной экономики и соответственно грузооборота железнодорожного транспорта, следует отметить нарастание остроты экологических проблем и усиление в этой связи озабоченности населения, органов государственной власти и местного самоуправления.

Таким образом, в процессе совершенствования управления природоохранной деятельностью необходимо учитывать два аспекта:

1) изменение российского природоохранного законодательства в соответствии с положениями международных актов;

2) преобразование системы управления охраной окружающей среды России, ориентированное на инновационный сценарий развития экономики, и прежде всего в ее приоритетных сферах.

Необходимость экономического стимулирования природоохранной деятельности

Проведенное исследование по предприятиям инфраструктуры железнодорожного транспорта показало, что даже в современных условиях реализация природоохранных мероприятий приносит хозяйствующему субъекту определенную выгоду. Однако эффективность природоохранных мер по критерию «затраты - экологические результаты» в рамках действующей модели управления не высока, о чем свидетельствуют имеющиеся проблемы. Между тем, решение экологических проблем, как показывает теория и практика последних десятилетий, используя только государственные механизмы

с 2003 по 2010 годы

ОАО «РЖД»

инвестировало

в экологические

мероприятия

более 4 млрд руб.

капитальных

вложений,

что позволило

сократить уровень

сверхнормативного

негативного

воздействия

на окружающую

среду

экономика и экология

Литература

1. Путин В.В. Россия и меняющийся мир // Московские новости. - 2012. - 27.02.

2. Россия в цифрах. Краткий статистический сборник. - М.: Росстат, 2011. - 581 с.

3. Сураева М.О. Методология регулирования устойчивого развития железнодорожноготранс-порта. - Самара: Самар. ин-т бизнеса и управления, 2011. - 201 с.

управления, или при помощи только экономических методов невозможно. Политика управления в сфере природоохранной деятельности среды должна состоять из государственной регламентации приоритетов охраны окружающей среды с выработкой стандартов качества окружающей среды, как целевых ориентиров и корректировки экономического инструментария экологического управления. Необходимо трансформировать действующую в России систему налогов и экологических платежей с учетом объективных финансовых потребностей в области природопользования и охраны окружающей среды, используя международно-признанный принцип «загрязнитель платит», в основе которого лежит осознанная мировым сообществом необходимость интернализации внешних экологических издержек, что, в свою очередь, будет способствовать не только созданию системы экономического стимулирования внедрения наилучших доступных технологий, но самое главное - воздействовать на модели поведения. Основная задача в этой связи - формирование условий, когда не повышать эффективность природоохранной деятельности будет для хозяйствующего субъекта экономически не выгодно.

Natalia V. Kruchinina

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Cand. of Econ. Sci., Associate Professor, Department of Accounting and Economic Informatics, Moscow State University of Railway Transport, Volga Branch Konstantin P. Kolotyrin

Doctor of Econ. Sciences, Prtofessor, Department of Economics and Organization of Agricultural Enterprises, Saratov State Agrarian University

Strategy for Improving Environmental Management at Railway Transport Enterprises

_Abstract

If the GDP took into account the depletion of the natural capital, the value of this index would be significantly lower than the existing one in many regions. Thus, today the most important task in Russia is solving the problems of losing competitiveness due to the environmental risks. The article describes the strategic direction for environmental management at enterprises of railway transport.

Keywords: environmental management, railway transport, best available technologies

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.