Научная статья на тему 'Технологический подход к организации деятельности по обращению с отходами на предприятиях железнодорожного транспорта'

Технологический подход к организации деятельности по обращению с отходами на предприятиях железнодорожного транспорта Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
483
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТХОДЫ / НАИЛУЧШАЯ ДОСТУПНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ОБРАЩЕНИЕ С ОТХОДАМИ / СЖИГАНИЕ ОТХОДОВ / ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ОТХОДОВ / ОТРАБОТАННЫЕ ШПАЛЫ / WASTE / BEST AVAILABLE TECHNOLOGY / LEGISLATION / WASTE TREATMENT / WASTE INCINERATION / LIFE CYCLE OF WASTE / FULFILLED CROSS TIES

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Машуков Андрей Александрович

Рассматривается проблема утилизации отходов на железнодорожном транспорте, правовые основы технологического подхода к организации природоохранной деятельности с учетом опыта Европейского Союза и действующего законодательства России. Предложена структура стандарта по обращению с отходами (на примере отработанных деревянных шпал).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Машуков Андрей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGICAL APPROACH TO ORGANIZATION OF WASTE MANAGEMENT AT RAILWAY TRANSPORT ENTERPRISES

The problem of waste on railway transport, the legal basis of the technological approach to the organization of environmental management based on the experience of the European Union and the current legislation of Russia. The structure of the standard for the treatment of waste (for example, fulfilled cross ties).

Текст научной работы на тему «Технологический подход к организации деятельности по обращению с отходами на предприятиях железнодорожного транспорта»

иркутским государственный университет путей сообщения

внедрению СМК, были организованы кружки, которые определяют направление основных технологических процессов, были созданы методики пошагового порядка внедрения метода, сформирована балльная система оценки эффективности выполнения мероприятий и т. д. Итог качественной кропотливой работы - получение сертификата международного стандарта ИСО 9001:2008.

Наши люди в целом в меньшей степени склонны верить корпоративным лозунгам и менее дисциплинированны, чем работники в Японии, Америке и Европе [3]. Видимо, сказывается исторический опыт. Программы стимулирования и мотивации должны быть более адресными и приближенными к ментальным условиям производства и накопленного опыта.

И, наконец, исключительно настойчиво нужно развивать идею необходимости и неизбежности активного управления изменениями. Учитывая местный менталитет, а также малую грамотность персонала линейных предприятий ОАО «РЖД» в вопросах менеджмента, можно сказать, что люди не в достаточной степени оценивают всю полезность внедрений методов СМК. Также злую шутку играют с нашими руководителями непонимание обязательности постоянного развития и непонятный, ничем не обоснованный оптимизм, убеждающий, что все и так будет хорошо [3]. Следовательно, при внедрении системы «Шесть сигм» особое внимание нужно уделить экономической эффективности проектов и качеству коммуникации участников проектов и руководства предприятия. Стоит учесть эти особенно-

сти внедрения системы в наших условиях и выделить чуть больше времени и других ресурсов на обучение проектной работе и организацию эффективного взаимодействия специалистов.

В дальнейшем работа по формированию условий для целенаправленного обучения и саморазвития призвана стать одним из перспективных направлений долгосрочного развития работников дистанции пути, занимающихся комплексом текущего содержания пути.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Брю Г. Шесть сигм для менеджеров / пер. с англ. В. Н. Егорова. М. : ФАИР-ПРЕСС, 2004. 272 с.

2. Ватсон Г. Методология «Шесть сигм» для лидеров, или Как достичь 3,4 дефекта на миллион возможностей / пер. с англ. А.Л. Раскина; под науч. ред. Ю. П. Адлера. М. : РИА «Стандарты и качество», 2006. 224 с.

3. Казинцев А. В. Шесть Сигм в России. Методика снижения потерь, дефектов, издержек. М. : Ассоциация Шесть Сигм, 2009. 368 с.

4. Панде П., Холп Л., Что такое «Шесть сигм»? Революционный метод управления качеством / пер. с англ. С.Турко. М. : Альпина Бизнес Букс, 2004. 158 с.

5. www.lean6sigma.org.ua [Электр. ресурс] : корпоративный блог. URL:

http://www.lean6sigma.org.ua (Дата обращения 05.03.2013).

УДК 628.5:656.2 Машуков Андрей Александрович,

к. т. н., доцент кафедры «Безопасность жизнедеятельности и экология», Иркутский государственный университет путей сообщения, тел. 89643503278, e-mail: mashukov_a@irgups.ru

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБРАЩЕНИЮ С ОТХОДАМИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

A.A. Mashukov

TECHNOLOGICAL APPROACH TO ORGANIZATION OF WASTE MANAGEMENT AT RAILWAY TRANSPORT ENTERPRISES

Аннотация. Рассматривается проблема утилизации отходов на железнодорожном транспорте, правовые основы технологического подхода к организации природоохранной деятельности с учетом опыта Европейского Союза и действующего законодательства России. Предложена структура стандарта по обращению с

отходами (на примере отработанных деревянных шпал).

Ключевые слова: отходы, наилучшая доступная технология, законодательство, обращение с отходами, сжигание отходов, жизненный цикл отходов, отработанные шпалы.

Abstract. The problem of waste on railway transport, the legal basis of the technological ap-

proach to the organization of environmental management based on the experience of the European Union and the current legislation of Russia. The structure of the standard for the treatment of waste (for example, fulfilled cross ties).

Keywords: waste, best available technology, legislation, waste treatment, waste incineration, life cycle of waste, fulfilled cross ties.

Проблема отходов на предприятиях железнодорожного транспорта

В течение последних нескольких лет требования законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами заметно ужесточились. После принятия Федерального классификационного каталога отходов (ФККО) [2] учитываются практически все виды отходов, образующихся на предприятиях. Поэтому из всех природоохранных проблем железнодорожного транспорта наиболее остро стоит проблема отходов - как накопленных в течение прошлой хозяйственной деятельности, так и вновь образующихся.

В настоящее время на предприятиях ОАО «РЖД» образуются отходы всех классов опасности (табл. 1). На долю отходов приходится свыше 70 % всех платежей компании за негативное воздействие на окружающую среду, примерно половина платежей за сверхлимитное загрязнение и около 25 % природоохранных затрат [2].

Таблица 1

Класс опасности Отходы предприятий железнодорожного транспорта Основные способы обращения с отходами

I - чрезвычайно опасные Отработанные люминесцентные и ртутные лампы Передача для демеркуризации на специализированные предприятия

II - чрезвычайно опасные Отработанные кислоты и щелочи из аккумуляторо в Нейтрализация, регенерация

III - умеренно опасные Отработанные деревянные шпалы. Нефтесодержащие отходы Временное хранение в объектах размещения отходов на предприятиях. Сжигание в специализированных установках и др. (частично)

IV - малоопасные V - практически неопасные Твердые бытовые отходы. Золошлаковые отходы. Металлолом и др. Захоронение на полигонах. Использование в качестве вторичного сырья

Как видно из табл. 1, самыми проблемными являются умеренно опасные отходы III класса опасности, поскольку они не подлежат захоронению на полигонах твёрдых бытовых отходов и для

них отсутствуют применяемые в промышленных масштабах технологии обезвреживания и утилизации. Отходы остальных классов опасности практически не создают проблем с использованием, обезвреживанием или захоронением.

Правовые основы технологического подхода к организации природоохранной деятельности

Такой подход практикуется в странах Европейского Союза [3] и предполагает применение наилучших доступных технологий (НДТ). Разработаны Справочные рекомендательные документы по НДТ (BREF-документов) для технологий различных отраслей (целлюлозно-бумажной, цементной промышленности, поверхностной обработки металлов и пластмасс и др.), а также переработки [4] и сжигания [5] отходов.

В России технологический подход пока не практикуется, а понятие наилучшей существующей технологии, предусмотренное в природоохранном законодательстве [6], остается фактически невостребованным. В то же время законодательство РФ требует от природопользователей разработки ряда документов, содержащих сведения об отходах и технологиях обращения с ними. Из этих документов прежде всего следует выделить паспорт отхода [7], содержащий следующие сведения:

- код и наименование отхода по ФККО;

- агрегатное состояние и физическая форма отхода;

- компонентный состав отхода;

- наименование технологического процесса, в результате которого образовался отход;

- класс опасности отхода для окружающей

среды;

- опасные свойства отхода;

- сведения об условиях и объектах размещения отхода;

- сведения об использовании и обезвреживании отхода;

- меры по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, связанных с отходом.

Таким образом, стандарты по обращению с отходами могут быть составлены на основании паспортов отходов, составленных на разных предприятиях. При этом особое внимание следует уделить технологиям обращения с отходами, так как в паспорт отхода природопользователь обязан включать только непосредственно применяемые им способы [8].

В BREF-документах содержатся рекомендации к обращению с отходами в течение всего их жизненного цикла, включая накопление, хранение, транспортирование, использование (обезвреживание) и захоронение.

иркутским государственный университет путей сообщения

Важно дать определение всем способам обращения с отходами. Это можно сделать на основании федерального захода «Об отходах производства и потребления» [9].

Накопление отходов — временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями природоохранного и санитарного законодательства, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования. При накоплении отходов должны соблюдаться требования СанПиН 2.1.7.1322-03 [10].

Размещение отходов - хранение и захоронение отходов.

Хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования. Срок хранения отходов, как правило, не превышает трех лет. В отличие от накопления, хранение отходов осуществляется в объектах размещения отходов - специально оборудованных сооружениях, которые должны быть зарегистрированы в государственном реестре [9].

Захоронение отходов — изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.

Использование отходов — применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии. Часто употребляется синоним этого термина - «утилизация». Использование отходов является приоритетным способ обращения с ними.

Обезвреживание отходов — обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду. К обезвреживанию отходов прибегают, как правило, при отсутствии приемлемых способов их использования и невозможности захоронения на полигонах ТБО. Последнее относится к отходам НП классов опасности.

Транспортирование отходов — перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного ему на иных правах.

На основании европейского и российского опыта можно определить типовой состав стандарта по обращению с отходами. Такие стандарты могут быть разработаны на один вид отходов или на несколько видов, близких по составу и другим характеристикам.

В стандарт по обращению с отходами включаются следующие разделы:

Общие сведения об отходах:

1. Наименования отходов. Принимаются в соответствии с действующим законодательством (в настоящее время - ФККО).

2. Агрегатное состояние и физическая форма отхода. Определяются визуальным осмотром, лабораторным анализом или принимаются по ФККО.

3. Компонентный состав отходов. Принимается по справочным данным или результатам лабораторного анализа. При наличии анализов нескольких проб приводятся значения в интервале.

4. Наименование технологического процесса, в результате которого образовались отходы.

5. Классы опасности отходов. Принимаются по ФККО либо устанавливаются расчётным или экспериментальным методом [11].

6. Опасные свойства отходов. Устанавливаются в соответствии с требованиями приложения III к Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением [12].

Способы обращения с отходами:

1. Накопление и хранение отходов. Приводятся требования к временному содержанию отходов (включая требования к таре, упаковке и т. п.) на территории предприятия с учетом их характеристик и санитарных норм [10], а также правил пожарной безопасности. Хранение отходов сроком свыше шести месяцев следует рекомендовать только при отсутствии применяемых в промышленных масштабах технологий их использования и обезвреживания, а также при невозможности захоронения. При необходимости указываются меры по организации мониторинга окружающей среды (атмосферный воздух, отходы, почва).

2. Транспортирование отходов. Указываются транспортные средства, тара и упаковка, при необходимости - дополнительные требования к ним.

3. Использование и обезвреживание отходов. Этот раздел является наиболее подробным и содержит сведения о доступных технологиях использования и обезвреживания. В случае появления новых технологий, которые можно отнести к наилучшим доступным, он подлежит корректировке. Обязательно включаются способы очистки образующихся выбросов и сбросов, а также обращения с вторичными отходами.

Источником информации служит прежде всего техническая документация реальных объектов. Рекламная информация, в том числе в сети Интернет, часто бывает недостоверна. Возможно также включение перспективных технологий, не применяемых пока в промышленных масштабах (с соответствующей пометкой).

Современные технологии. Транспорт. Энергетика. Строительство. _Экономика и управление_

ш

4. Захоронение отходов. Раздел включается в том случае, если требуются особые условия и специальные объекты захоронения отходов.

5. Меры по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, связанных с отходами. Определяются в зависимости от характеристик конкретных отходов. Например, для отработанных люминесцентных и ртутных ламп указываются меры по демеркуризации.

Эти способы описываются в порядке жизненного цикла отходов и сопровождаются необходимыми схемами, таблицами, графиками.

Формирование стандартов по обращению с отходами предприятий железнодорожного транспорта

Из отходов наиболее проблемного для предприятий железнодорожного транспорта III класса опасности свыше 80 % приходится на отработанные деревянные шпалы, остальные отходы - преимущественно нефтесодержащие (шламы очистных сооружений и др.) [13].

Рассмотрим структуру стандарта на примере отработанных деревянных шпал.

Полное наименование отхода: шпалы железнодорожные деревянные, пропитанные антисептическими средствами, отработанные и брак (код по ФККО 17120600 13 01 3).

Агрегатное состояние и физическая форма: готовое изделие, потерявшее потребительские свойства.

Компонентный состав: древесина 81,18 %, каменноугольное масло (антисептик) 18,82 % (в соответствии с ГОСТ 20022.0-93 Защита древесины. Параметры защищенности [14]).

Образуются в результате ремонта железнодорожного пути.

Класс опасности: III - умеренно опасные.

Опасные свойства: токсичность.

Способы обращения с отходами:

Накопление или хранение: в штабелях на производственных участках предприятий хозяйства пути на специальных площадках, имеющих твердое покрытие (асфальт или бетон) [10]. Размеры штабелей шпал не должны превышать по длине и ширине длины шпалы, а по высоте - 4 м. Штабеля должны формироваться в группы. Количество штабелей в группе не должно превышать 12 при предельной длине группы 50 м и ширине -15 м. Разрывы между штабелями в одной группе должны быть не менее 2 м, а между группами - 25 м. Основания под штабеля шпал перед складированием должны быть очищены. В случае значительных наслоений отходов основания под штабелями покрывают слоем песка, гравия или земли. К штабелям должен быть обеспечен свободный доступ. В противопожарных разрывах между штабелями не допускается складирование шпал, оборудова-

ния и т. п. Установка пакетов шпал в проездах и подъездах к водоисточникам запрещается. В жаркую, сухую и ветреную погоду территорию, прилегающую к штабелям, и разрывы между ними рекомендуется ежедневно орошать водой. Не допускается хранение на складе веществ и материалов, не относящихся к работе данного склада. Территория склада шпал должна содержаться в чистоте и периодически очищаться от мусора, сухой травы, опавших листьев и тополиного пуха [15].

Транспортирование: в полувагонах или автомобильным транспортом.

Использование и обезвреживание отходов.

Доступные технологии:

Сжигание шпал в инсинераторе. Инсинера-тор - установка для экологически безопасного сжигания отходов [16]. Инсинератор для сжигания шпал может располагаться на специально выделенной площадке на базе ПМС. Элементы инсине-ратора перечислены в табл. 2.

Система газоочистки инсинератора состоит из циклона (аппарат сухой очистки) и скруббера (аппарат мокрой очистки). Далее отходящие газы через дымосос попадают в дымовую трубу высотой не менее 10 м.

Вторичным отходом инсинератора является зола IV класса опасности, подлежащая захоронению на полигонах ТБО.

Инсинератор потребляет дизельное топливо. При этом никаких полезных продуктов не образуется, за исключением тепла, которое получают в теплообменнике. Поскольку выработка тепла не является назначением инсинератора, данная технология представляет собой обезвреживание, а не использование отходов.

Т а б л и ц а 2

Элемент ин-синератора Назначение Особенности элемента при сжигании шпал

Система подготовки отходов Подготовка отходов к сжиганию Валковая дробилка или круглопильный станок для измельчения шпал

Камера сжигания Основная стадия сжигания отходов (температура 850-900 °С) Подовая камера (при условии предварительного измельчения шпал) или камера специальной конструкции

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Камера дожигания Минимизация выбросов (температура 1100-1200 °С)

Теплообменник (водогрейный утилизатор) Охлаждение выбросов до 200-400 °С, исключение повторного образования диоксинов Использование в качестве источника отопления для базы ПМС

иркутским государственный университет путей сообщения

Данная технология нашла практическое применение в ОАО «РЖД». На базе ПМС-67 Восточно-Сибирской железной дороги (ВСЖД) на ст. Тагул в 2010 г. запущен комплекс по обезвреживанию отработанных деревянных шпал на базе инсинератора ИН-50.5 производительностью 500 кг/ч (17 т/сутки, 4000 т/год). В 2012 г. производительность объекта была увеличена в три раза за счет ввода дополнительного инсинератора производительностью 1000 кг/ч.

Из перспективных технологий обращения с отработанными шпалами можно отметить следующие:

Переработка шпал в гранулированные активированные угли. Позволяет получить полезный продукт, который может быть использован как сорбент для очистки стоков от нефтепродуктов [17]. Таким образом, этот способ является использованием отходов и может помочь решить сразу две актуальные экологические проблемы железнодорожного транспорта. Однако эта технология пока не нашла практического применения, прежде всего из-за высокой стоимости утилизации. Существуют только экспериментальные установки.

Производство стройматериалов из шпал. Эти технологии разработаны и опробованы в Петербургском университете путей сообщения. Здесь существуют три основных подхода:

- добавление щепы отработанных деревянных шпал в смесь для производства бетона в количестве 0,5...5 % [18];

- распиливание одной шпалы на 27 частей и применение их при производстве бетонных бортовых камней в качестве деревянной арматуры;

- размещение шпал в специальных железобетонных саркофагах.

В первом случае высок риск попадания вредных веществ (прежде всего фенолов и нефтепродуктов, входящих в состав антисептика) в окружающую среду за счёт вымывания их водой. Этот риск снижается до нуля в последнем подходе [19]. Однако эти саркофаги занимают много места, и перспективы их дальнейшего существования сомнительны.

Таким образом, на основании опыта Европейского Союза и законодательства Российской Федерации установлена структура стандарта по обращению с отходами. Составлена примерная схема стандарта по обращению с отработанными деревянными шпалами.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. О внесении дополнений в Федеральный классификационный каталог отходов утвержденный

приказом МПР России от 2 декабря 2002 г. N 786 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов» : приказ МПР РФ от 30.07.2003. № 663. [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/12132117/. (Дата обращения 16.02.2013).

2. Экологическая стратегия ОАО «РЖД» на период до 2015 года и на перспективу до 2030 г. [Электронный ресурс]. URL: http://doc.rzd.ru/isvp/public/ doc?STRUCTURE_ ID=5155&layer_id=3368& refererLayerId =3339&id=3863. (Дата обращения 15.02.2013).

3. ГЭС II - Россия. Гармонизация Экологических Стандартов. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ippc-russia.org/. (Дата обращения 15.02.2013).

4. Reference Document on Best Available Techniques for the Waste Treatment. [Электронный ресурс]. URL:

http://eippcb.jrc.ec.europa.eu/reference/wt.html. (Дата обращения 15.02.2013).

5. Reference Document on Best Available Techniques for the Waste Incineration. [Электронный ресурс]. URL:

http://eippcb.jrc.ec.europa.eu/reference/brefdownlo ad/download_WI.cfm. (Дата обращения 15.02.2013).

6. Об охране окружающей среды [Электронный ресурс] : федер. закон от 10.01.02 № 7-ФЗ URL: http ://www. zakonrf.info/zakon-ob-ohrane -okr-sredy/. (Дата обращения 15.02.2013).

7. Об утверждении паспорта опасного отхода [Электронный ресурс] : приказ МПР РФ от 2.12.02 № 78. URL:

http: //www .gosthelp. ru/text/Prikaz7 85 Obutverzhde niipa.html. (Дата обращения 15.02.2013).

8. Об организации работы по паспортизации опасных отходов [Электронный ресурс] : приказ Ростехнадзора от 15.08.07 № 570. URL: http://www.gosthelp.ru/text/Prikaz570Poryadokorg aniza.html. (Дата обращения 15.02.2013).

9. Об отходах производства и потребления. [Электронный ресурс] Федеральный закон от 24.06.98 № 89-ФЗ. URL:

http: //www .gosthelp. ru/text/Federalnyj zakon89FZ Obotxo.html. (Дата обращения 15.02.2013).

10. СанПиН 2.1.7.1322-03. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления [Электронный ресурс]. URL:

http://www.gosthelp.ru/text/SanPiN217132203Gig ieniche.html. (Дата обращения 15.02.2013).

11. Об утверждении Критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды [Электронный ресурс] : при-

Современные технологии. Транспорт. Энергетика. Строительство. _Экономика и управление_

ш

каз МПР РФ от 15.06.01 № 511. URL: http://eko-mo.ru/rostahi/16-mpr511ot150601. (Дата обращения 15.02.2013).

12. Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением. [Электронный ресурс]. URL: http://www.basel.int. (Дата обращения 15.02.2013).

13. Корпоративный социальный отчёт ОАО «РЖД» за 2010 год [Электронный ресурс]. URL: http ://rzd.ru/static/download?vp=1 & load=y&col_id=121&id=66516. (Дата обращения 15.02.2013).

14. ГОСТ 20022.0-93 Защита древесины. Параметры защищенности. [Электронный ресурс]. URL: http://www.docload.ru/Basesdoc/4/4459/. (Дата обращения 15.02.2013).

15. ППБО-109-92. Правила пожарной безопасности на железнодорожном транспорте : утв. МПС РФ 11.11.1992 № ЦУО-112. URL:

http: //www. snip -info. ru/Ppbo_109-92 .htm. (Дата обращения 15.02.2013).

16. Сайт ЗАО «Турмалин» [Электронный ресурс]. URL: http://www.turmalin.ru. (Дата обращения 15.02.2013).

17.Нефтехимэкология [Электронный ресурс] : сайт научно-производственной фирмы. URL: http://waste-sorbent.narod.ru/. (Дата обращения 15.02.2013).

18.Шпалобетон : описание изобретения к патенту РФ. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ntpo.com/ patents_building_ materials/. (Дата обращения 15.02.2013).

19. Титова Т. С. Методология комплексной оценки влияния новых технологий на геоэкологическую обстановку // Вестник ВНИИЖТ. 2005. № 5 С. 20-21.

УДК 630*6(571.53) Светник Тамара Васильевна,

д. э. н., профессор Байкальского государственного университета экономики и права, e-mail: svetnikt@mail.ru

Третьякова Надежда Петровна, аспирант, Байкальский государственный университет экономики и права, e-mail: 2010.irk@mail.ru

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО В РЕАЛИЗАЦИИ ПРИОРИТЕТНЫХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В ОБЛАСТИ ОСВОЕНИЯ ЛЕСОВ

T. V. Svetnik, N.P. Tretyakova

PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP IN REALIZATION PRIORITY FORESTS DEVELOPMENT INVESTMENT PROJECTS

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы реализации механизма стимулирования инвестиционной деятельности в лесном секторе в соответствии с Постановлением Правительства РФ «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов». Для оценки эффективности реализации данной формы взаимодействия приводятся основные достоинства и недостатки такой модели.

Ключевые слова: лесопромышленный комплекс, приоритетные инвестиционные проекты, эффективность.

Abstract. The article discusses realization mechanism of stimulation of investment activity in the forestry sector in accordance with the Government of the Russian Federation «On priority investment projects in the area of forest». To assess the effectiveness of this form of interaction are the main advantages and disadvantages of such a model.

Keywords: forest sector, priority investment

projects, effectiveness.

В целях наращивания на территории страны производственных мощностей по глубокой переработке древесины и стимулирования инвестиционных потоков в лесопромышленный комплекс (далее - ЛПК) в России получило развитие законодательство о приоритетных проектах в области освоения лесов. Государство предложило новый подход к условиям предоставления участков леса в пользование, направленный на привлечение инвестиций в развитие эффективных производств, который можно рассматривать как основу для организации государственно-частного партнерства в ЛПК (табл. 1).

Эффективность его осуществления с точки зрения преимуществ и недостатков можно оценить по основным результатам практически пятилетней реализации. Приказами Минпромторга России в Перечень приоритетных в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 419 от 30 июня

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.