Научная статья на тему 'Стратегия социально-экономического развития воздушного транспорта в регионе'

Стратегия социально-экономического развития воздушного транспорта в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
163
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегия социально-экономического развития воздушного транспорта в регионе»

В.В. СИЗОНЕНКО

СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА В РЕГИОНЕ

Формирование необходимого комплекса мер в рамках стратегии социальноэкономического развития воздушного транспорта возможно на основе: совместимости с планами развития других секторов транспорта; реальной демонополизации рынка авиаперевозок с целью изменения тарифной политики на полеты внутри Республики Казахстан (в настоящее время они доступны лишь для 10% граждан); стимулирования притока иностранных инвестиций, открытости и последовательности в разработке и реализации контрактов; интенсивного освоения передовых технологий; спутниковых коммуникаций, автоматизированных аэронавигационных систем, современных центров управления воздушным движением; активного участия во всемирных и региональных ассоциациях гражданской авиации.

В период 1999-2006 гг. позитивные сдвиги в развитии нефтегазового сектора способствовали активизации хозяйственной деятельности предприятий других отраслей промышленности, транспорта, связи, строительства и других отраслей народного хозяйства, что повлекло за собой и увеличение инвестиционной активности предприятий. Устойчивые темпы экономического развития в реальном секторе народного хозяйства положительно сказались на росте объемов пассажироперевозок и грузоперевозок.

Согласно стратегическому плану социально-экономического развития Мангистауской области Республики Казахстан до 2010 г., утвержденному решением областного маслиахата от 20 июня 2002 г. до 2010-2012 гг., планируется создание развитой транспортной инфраструктуры и эффективное использование транзитивного потенциала Мангистауской области, способствующего экономическому росту региона и выходу на международный рынок. Для этого в период 2003-2007 гг. осуществлялись ремонтные работы автомобильных дорог общего пользования. Только в 2003 г. было затрачено около 700 млн тенге на дороги республиканского значения.

В настоящее время реализуются мероприятия по восстановлению автодорог местного значения. За счет инвестиций акционерного общества «Казахстан темир жолы» начнется строительство железнодорожного вокзала на станции Мангистау, осуществляется комплекс мер по повышению уровня инвестиционной привлекательности, увеличению объемов финансирования модернизации аэропорта, реконструкции морского торгового порта.

Интенсивное развитие нефтегазовых отраслей регионального хозяйства, связанное с перспективами добычи углеводородного сырья на шельфе Каспия, освоение новых месторождений, а также расширение сферы деятельности для оказания сервисных услуг, связанных с нефтедобычей, привлекают в Манги-стаускую область многочисленные хозяйственные общества и товарищества, а это требует удовлетворения нарастающей потребности в услугах грузо- и пас-сажироперевозок транспортных организационно-правовых структур региона, в том числе международного аэропорта Актау. Практически для всех хозяйствующих субъектов, как иностранных, так и отечественных, наиболее выгодными в отношении мобильности и соответствия современным требованиям, предъявляемым к услугам, являются авиационные услуги.

За период 2000-2006 гг. сложилась ситуация, когда возросшие объемы продукции предприятий нефтедобывающей промышленности и связанная с этим деятельность по обустройству месторождений, доставке грузов и оборудования значительно увеличили спрос на услуги воздушного транспорта.

Так, например, из общего объема обработанного груза авиаперевозчиками 90% составляют международные грузоперевозки за счет увеличения поставок в регион нефтяного оборудования.

Рынок авиационных услуг Мангистауской области Республики Казахстан является инвестиционно привлекательным в силу таких обстоятельств, как: социальная стабильность в регионе; наличие доступа к прилегающим инвестиционно и экономически привлекательным рынкам; близкое расположение необходимого сырья; квалифицированная рабочая сила; развитая транспортная и энергетическая инфраструктура (дороги, водный транспорт (морской порт), энергетика); отсутствие конкурентоспособных аэропортов в регионе [1].

Отметим в этой связи то, что открытое акционерное общество «Международный аэропорт Актау» имеет существенную перспективу в росте экономических и финансовых результатов на рынке авиационных услуг Мангистау с учетом экономического потенциала региона, связанного с динамичным развитием нефтедобывающей отрасли, а также с наличием большого опыта деятельности на рынке авиационных услуг и присутствия на этом рынке длительное время.

За период 1999-2006 гг. наметился рост чартерных грузовых авиаперевозок, связанных с транспортировкой грузов для хозяйствующих субъектов Мангистау-ской области, занятых на разработке нефтеносных месторождений Каспия.

В связи с ростом перевозок грузов (нефтяного оборудования, строительного оборудования) на рынке авиационных услуг Мангистау успешно осуществляют деятельность такие авиационно-транспортные компании, как «Волга-Днепр», «Воларе», АНТК имени Антонова, «Мирас», «Антран», эксплуатирующие большегрузные воздушные суда типа Ан-124 «Руслан», Ил-76, Ан-12. Социально-экономическое развитие региона за период 2000-2006 гг. свидетельствует о том, что рост грузоперевозок имеет устойчивую тенденцию к увеличению именно на указанных выше воздушных судах.

Аэропорт Актау расположен на территории Мангистауской области на Восточном побережье Каспийского моря и предназначен для обслуживания нужд Прикаспийского нефтегазового месторождения и нефтеперерабатывающих предприятий. К этому следует добавить, что Мангистауская область - наиболее динамично развивающаяся область Республики Казахстан. За 2006 г. экономические показатели области значительно возросли по сравнению с аналогичными показателями за тот же период 2005 г. Так, объем промышленного производства в 2005 г. составил в действующих ценах 53674,9 млн тенге, что на 17% больше, чем в 2005 г. В горнодобывающей промышленности объем производства по сравнению с соответствующим периодом 2005 г. возрос на 17,2%, в обрабатывающей - в 1,7 раза. В производстве электроэнергии, газа и воды индекс физического объема в анализируемом периоде составил 119,4%. Объем инвестиций в основной капитал в 2006 г. составил 66378,4 млн тенге, что на 0,7% больше, чем в 2005 г.

Определяющей отраслью для области является горнодобывающая промышленность. В 2006 г. в нее было направлено почти 64% общего объема инвестиций в основной капитал регионального хозяйства.

Транспортно-коммуникационный комплекс прикаспийской территории Республики Казахстан представлен:

- железнодорожными линиями Октябрьск - Шубаркуль - Макат - Атырау -Астрахань, Атырау - Макат - Бейнеу - Актау и строящейся железнодорожной линией Макат - Индерборский - Александров Гай;

- сетью автомобильных дорог, большей частью с грунтовым или асфальтобетонным покрытием;

- аэропортами Атырау, Актау, небольшими аэропортами местного значения и вертолетными площадками;

- морским портом Актау.

Развитие авиационных перевозок и в целом стоимостный объем авиационных услуг для Мангистауской области имеют особое значение, так как иностранные и казахстанские предприниматели проявляют значительный интерес к инвестированию средств в Прикаспийский нефтегазодобывающий и нефтеперерабатывающий сектор экономики, что, в свою очередь, вызывает рост деловой активности в регионе.

В связи с активной разработкой нефтяных месторождений в Мангистау-ской области в период 2002-2006 гг. увеличилась потребность в трудовых ресурсах. Так, численность работающих граждан за 2006 г. увеличилась на 6% по сравнению с соответствующим периодом 2005 г. По уровню заработной платы Мангистауская область занимает одну из лидирующих позиций, среднемесячная зарплата составила 57850 тенге.

Областной центр город Актау является портовым городом на Каспийском море. Актау - один из немногих городов мира, живущий на опресненной морской воде. Здесь расположены единственная в Казахстане атомная электростанция, а также завод пластических масс.

Аэропорт находится на равнинной местности, что обеспечивает безопасное самолетовождение. Здесь более 300 дней в году метеорологические условия благоприятны для выполнения рейсов. Взлетно-посадочная полоса сориентирована по розе ветров, поэтому закрытие аэродрома по ограничениям бокового или встречного ветров маловероятны. Наличие морского порта и железнодорожного сообщения позволяет решить проблему обеспечения аэропорта авиационным топливом.

В связи с особенностями географического положения аэропорт Актау имеет значительный потенциал развития. Во-первых, аэропорт является конечным аэропортом в Республике Казахстан и удобен для технических посадок самолетов казахстанских авиакомпаний, выполняющих полеты в западном и юго-западном направлениях. В аэропорту упрощается прохождение платежей за обслуживание и заправку самолетов, так как оплата всех затрат производится внутри Республики Казахстан и в национальных денежных единицах.

Во-вторых, в настоящее время через зону управления воздушным движением аэропорта Актау пролетают самолеты некоторых российский авиакомпаний с Урала по направлению Ближнего Востока. Авиакомпании Московского аэроузла выполняют полеты в Китай и Индию.

В-третьих, начало освоения нефтяного шельфа Каспийского моря связано с завозом оборудования для нефтяных месторождений. Поэтому для аэропорта возможно ожидать увеличения: чартерных грузовых рейсов; специальных видов работ; чартерных рейсов по доставке вахтовых бригад; объема перевозок иностранных пассажиров; перевозок нефтяного оборудования.

Существуют возможности увеличения объемов за счет открытия рейсов, к примеру, в направлении Кавказа (Махачкала, Тбилиси), юга России (Красно-

дар, Сочи, Волгоград) на самолетах средней дальности (Боинг-737-700, АН-140, РА-50), а также догрузки на транзитные самолеты. Прирост объема от данного сегмента рынка, в соответствии с нашими представлениями, можно ожидать в среднесрочном периоде в размере 30% от стоимостного объема авиационных перевозок 2006 г. [2].

Стратегическое направление роста доходности аэропорта в настоящее время связано в основном с ростом числа взлетов-посадок самолетов в Актау. Анализ объемов оказанных услуг воздушными судами в пространстве, имеющем тяготение к аэропорту Актау, дает объективную картину наличия существенного потенциала для значительного увеличения объема оказания авиационных услуг в Актау посредством привлечения самолетов за счет предоставления более выгодных условий при их посадке в Актау.

Для выполнения этого привлекательного экономического условия необходим комплекс мер по:

- применению дифференцированных тарифов для транзитных грузовых и чартерных пассажирских рейсов, следующих с посадками в близлежащих аэропортах, позволяющих авиакомпаниям при посадке в Актау выигрывать на спрямлении маршрутов или предоставлении других льгот;

- сохранению существующего объема работ в осенне-зимний период на основе предложения авиакомпаниям ощутимых скидок при увеличении ими объемов оказания авиационных услуг потребителям;

- заключению договоров с авиакомпаниями, выполняющими полеты в зонах, тяготеющих к аэропорту Актау, по льготному обслуживанию в аэропорту, как запасному, по безналичному расчету на основе установленных банковских гарантий;

- предоставлению льгот авиакомпаниям или другим пользователям аэропорта при условии предоплаты услуг аэропорта на периоды от шести месяцев и более.

Для решения в экономическом отношении вышеназванных стратегических задач, имеющих жизненно важное значение для аэропорта, целесообразно предоставление подразделению стратегического планирования аэропорта режима наибольшего благоприятствования, с тщательным подбором квалифицированных специалистов и оплатой труда, напрямую связанной с конечными результатами их работы.

Стратегически ориентированный на рост экономической результативности сегмент рынка авиационных услуг является в настоящее время для аэропорта Актау наиболее объемным и перспективным и может позволить увеличить объемы оказания авиауслуг потребителям до 40% от стоимостного размера авиауслуг 2006 г.

Стратегия развития аэропорта субъектом управления должна быть ориентирована как на эффективное использование своих ресурсов, так и на привлечение сторонних авиакомпаний при максимальном удовлетворении их потребностей и качества перевозок, предоставления авиационных услуг в полном объеме и высокого качества.

Стратегия социально-экономического развития аэропорта включает инвестиционное обновление наиболее активной части основных фондов, в существенной мере способствующих повышению уровня конкурентоспособности как всего комплекса услуг аэроперевозок пассажиров и грузов, так и в целом аэропорта.

В этой связи следует отметить, что Актау - единственный в Казахстане областной центр, не имеющий современного, построенного на инновационной основе аэровокзала. Здание, построенное в 1984 г. и введенное в эксплуатацию как

временное, эксплуатируется до настоящего времени и не соответствует требованиям международного стандарта. В соответствии с концепцией развития гражданской авиации в Республике Казахстан открытое акционерное общество «Международный аэропорт Актау», допущенное к обслуживанию в международных перевозках по временной схеме, не отвечает международным требованиям в связи с низким уровнем сервисного обслуживания авиапассажиров.

Инвестиционная составляющая стратегии экономического роста аэропорта Актау на долгосрочный период времени, на наш взгляд, непосредственно зависит от уровня технологических и информационных нововведений в процессе строительства международного аэровокзала в аэропорту города Актау, который позволит:

- принимать воздушные суда класса ИЛ-76, Боинг-737, Боинг-757, Боинг-767 и А-310;

- увеличить пропускную способность аэропорта по обслуживанию воздушных судов и обеспечить безопасность полетов в соответствии с требованиями международных стандартов;

- увеличить количество обслуженных полетов, объем пассажирских и грузовых перевозок, в том числе международных;

- вследствие роста авиаперевозок оказать благотворное влияние на повышение деловой и экономической активности в городе Актау и во всем прикаспийском нефтедобывающем комплексе, что, в свою очередь, приведет к росту жизненного уровня граждан и сокращению уровня безработицы;

- не вводить дополнительный землеотвод в процессе технического и технологического развития аэропорта;

- повысить экологическую обстановку в зоне аэропорта, так как строительство необходимо проводить в соответствии с требованиями международных норм по охране окружающей среды.

Строительство международного аэровокзала в аэропорту Актау соответствует приоритетам стратегического плана инновационного и социально-экономического развития региона до 2010 г., а также экономической стратегии Республики Казахстан на 2030 г. и является приоритетным в рамках Указа Президента Республики Казахстан от 06.03.1997 г. № 3398 «О мерах по усилению государственной поддержки и активизации развития предпринимательства». Кроме того, Указом Президента Республики Казахстан от 05.04.1997 г. № 3344 для привлечения прямых отечественных и иностранных инвестиций включены аэропорты и аэронавигационное оборудование на маршруте полетов.

Литература

1. Аэродромы, аэропорты гражданской авиации Республики Казахстан (Министерство транспорта и коммуникаций Республики Казахстан).

2. Любушин Н.П. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия / Н.П. Любу-шин. М.: Финансы и кредит, 2000.

СИЗОНЕНКО ВИКТОРИЯ ВАЛЕРЬЕВНА родилась в 1984 г. Соискатель ученой степени кандидата экономических наук Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.